Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛА И АННА [Киприлла, Агния; греч. Κυπρλλα, Αγν] (кон. III - нач. IV в.?), мученицы (пам. 5 июля; пам. визант. 4 и 5 июля; пам. греч. 4 июля). В календаре РПЦ ошибочно объединены под одним днем памяти 2 мучениц: пострадавшей в Кирене Ливийской К. (к-рая в греч. источниках именуется Киприллой) и казненной в Риме А. (в большинстве источников Агния , основной день памяти отмечается 21 янв.); ни история мученичества, ни традиция почитания этих святых не связаны друг с другом. Киприлла была последовательницей сщмч. Феодора, еп. Кирены . Сведения о ней содержатся в Житии этого святого (BHG, N 2428; изд.: Laty š ev. Menol. T. 2. P. 138-140). Кроме того, существуют неопубликованное пространное Житие мучениц Киприллы, Арои (Рои) и Лукии (BHG, N 2093; сохр. в ркп. Vat. gr. 2014. Fol. 111-113, XII-XIII вв.) и краткие синаксарные Жития мц. Киприллы. Киприлла род. в Кирене, происходила из христ. семьи, прожила в браке 2 года и во вдовстве - 28 лет. Она страдала сильными головными болями и в надежде на облегчение этого недуга пришла к еп. Феодору, к-рый за исповедание христ. веры находился в темнице. Получив от него исцеление, Киприлла вместе с другими женщинами-христианками, Лукией и Ароей, прислуживала священномученику. Вскоре после смерти еп. Феодора Киприлла была схвачена и приведена к правителю Кирены Дигниану. После отказа принести жертвы языческим богам ее подвергли пыткам. Палачи положили ей на ладонь горячие угли и насыпали сверху ладан. Чтобы т. о. Киприлла невольно совершила каждение идолам, они держали ее руку, пока та не сгорела. Потом мученицу повесили на дереве и стали строгать ее тело. Во время пыток Киприлла скончалась. Ее тело было погребено Лукией и Ароей, к-рые после этого были схвачены и казнены. На могиле Киприллы выступала роса, которая имела целительные свойства. Если сведения Житий и синаксарей согласуются между собой, то в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) мученица названа Коприллой, уточняется, что ее родители-христиане были знатного происхождения, а она вступила в брак в возрасте 14 лет; местом ее казни назван г. Полидор ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 87).

http://pravenc.ru/text/1840453.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Павлович Арефьев (27.06.1865, г. Калуга - 23.11.1937, там же), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). До 1917 г. был приказчиком и доверенным лицом одного из калужских фабрикантов. С 1928 г. член церковного совета Одигитриевской ц. в Калуге. В окт. 1937 г. М. был арестован, проходил по одному делу с Калужским архиеп. сщмч. Августином (Беляевым) , архим. прмч. Иоанникием (Дмитриевым) , прот. сщмч. Иоанном Сперанским , псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым , Николаем Смирновым , Аполлоном Бабичевым , мученицами Феоктистой Ченцовой , Анной Остроглазовой и Ольгой Масленниковой . В предъявленных ему на допросах обвинениях виновным себя не признал. Был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Калужской обл. от 19 нояб. 1937 г. вместе с архиеп. Августином (Беляевым), архим. Иоанникием (Дмитриевым), прот. Иоанном Сперанским, псаломщиками Алексеем Горбачёвым и Аполлоном Бабичевым. Погребен вместе с ними в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-14013. Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 405, 410, 416. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ († 1922), мц., (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Остроглазова (1900 - кон. 1930-х гг.), мц. (10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Васильевна Серова (? - нач. 1940-х гг.), мц. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2563580.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мц. Анна Лыкошина Петровна Лыкошина (1884, С.-Петербург - 11.10.1925, СЛОН), мц. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых). Была постоянной прихожанкой храма прп. Сергия Радонежского на Сергиевской ул. в С.-Петербурге. После издания советской властью декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от приходов потребовали создания приходских советов из мирян, к-рые должны были взять на себя ответственность за сохранность национализированного церковного имущества. По просьбе одного из священников Сергиевского храма А. вошла в состав приходского совета. По состоянию здоровья не могла активно участвовать в его работе, но, несмотря на это, в февр. 1924 г. была арестована вместе с др. членами приходского совета и священниками Сергиевской ц. На допросах виновной себя не признала. 26 сент. 1924 г. особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило А. к 2 годам заключения в СЛОН, где она скончалась. Прославлена Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 276-277. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых) АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны БОРИС Философович Орнатский (1887 - 1918), мч. (пам. 31 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/115580.html

Премьера постановки Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии «Молодые святые. Сердце, открытое людям» состоялась в Мариинском театре 15 мая 2019 г. 11:04 13 мая 2019 года на Новой сцене Мариинского театра в городе Санкт-Петербурге состоялась премьера постановки «Молодые святые. Сердце, открытое людям». Автор идеи — председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров, режиссер — Алена Поликовская, музыкальный руководитель — регент хора духовенства Юрий Герасимов. Организатором концерта выступил Совет по культуре совместно с благотворительным фондом «Отечество. Культура. Образование» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Ведущими вечера стали заслуженная артистка России Анна Ковальчук и хормейстер Академии молодых певцов Мариинского театра Павел Теплов. Перед началом спектакля в фойе Стравинского состоялся пресс-подход, во время которого журналисты ведущих теле- и радиоканалов смогли задать свои вопросы. В пресс-подходе приняли участие: иерей Илия Макаров, заслуженная артистка России Анна Ковальчук, солист Мариинского театра Павел Теплов и режиссер Алена Поликовская. «Мы с режиссером Аленой Поликовской не первый год осуществляем музыкальные проекты на сцене Мариинского театра, — отметил отец Илия. — Что мы хотим передать через музыку и прозу этим вечером? Это наша страна и история, наша вера и наши люди. К примеру, цесаревича Алексея мы воспринимаем не как современника ушедшей эпохи, а как ориентир нашего будущего. Он был так молод, когда пострадал за наше Отечество, и это случилось совсем недавно. Через музыку и поэзию мы сегодня вечером оживим его историю и историю других молодых святых». Героями спектакля стали святые, совершившие свой подвиг в молодом возрасте: великомученик и целитель Пантелеимон, великомученик Георгий Победоносец, святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, святой благоверный князь Александр Невский, страстотерпец цесаревич Алексей, мученицы Вера, Надежда и Любовь. О них рассказали артисты, композиторы и студенты Санкт-Петербургской духовной академии Давид Бобров и Аркадий Иванов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 15 (28) февраля Священномученик Алексий Смирнов Священномученик Алексий родился в 1867 году в селе Гремячево Веневского уезда Тульской губернии в семье псаломщика Петра Смирнова. Когда Алексею исполнилось семь лет, умер отец и его взял на воспитание дед, служивший псаломщиком в одном из храмов Москвы. В 1890 году Алексей Петрович окончил Московскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Филатово Лучинской волости Звенигородского уезда, здесь он прослужил сорок три года. Храм на этом месте был известен еще с древних времен и разорен в Смутное время. Последнее здание каменной церкви было построено в середине XVIII столетия. В начале ХХ века усадьбой, расположенной рядом с храмом, владела Анна Тимофеевна Карпова, урожденная Морозова, вдова русского историка Геннадия Федоровича Карпова. Она была почетным членом Общества истории и древностей Российских и в память о муже учредила премию за лучшие исторические работы. Частым гостем в Филатове был художник Василий Поленов. Анна Тимофеевна совместно с братом, Сергеем Тимофеевичем Морозовым, директором Никольской мануфактуры и основателем Кустарного музея в Москве, выстроила школу, которую назвала именем своего отца . Таковы были соседи по селу и некоторые из прихожан отца Алексия. Незадолго перед арестом отец Алексий стал служить и в расположенном неподалеку храме в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Глебово Истринского района. В 1924 году отец Алексий был награжден наперсным крестом, в 1929-м – возведен в сан протоиерея, в 1933-м – награжден крестом с украшениями . Местные власти попытались закрыть храм – поначалу с помощью «экономических» средств. В связи с этим 8 сентября 1928 года церковный совет храма обратился к верующим с письменной просьбой: «помочь нашему священнику в необходимом предмете, в хлебе, ввиду отказа ему в выдаче пайка, в самом необходимом для существования жизни. Граждане, просим помочь нашему священнику зерном ржи или мукой...»

http://fond.ru/index.php?menu_id=370&men...

Февраля 13 (26) Священномученик Николай (Добролюбов) Составитель священник Олег Митров Священномученик Николай родился 20 апреля 1875 года в селе Маврино Богородицкого уезда Московской губернии в семье священнослужителя. Окончив два класса духовного училища, в 1902–1903 годах Николай Алексеевич работал учителем начальной школы, а с 1904 по 1920 год служил чиновником почтового ведомства в Москве. Господь призвал его к служению в 1920 году. Тогда, в самый разгар Гражданской войны, голода, во всю силу развернутых гонений на Церковь , чиновник почтового ведомства в возрасте 45 лет стал диаконом. Очевидно, что при таких обстоятельствах вступление в клир гонимой Церкви означало добровольное избрание мученического пути. Место служения отца Николая в 1920-ые годы точно неизвестно. В 1930–1931 годах он был диаконом в храме великомученика Димитрия Солунского в Москве. В это время он был арестован органами ОГПУ и отпущен в тот же день, а через шесть месяцев выслан из Москвы в Подольский район. В начале 1930-х годов диакон Николай Добролюбов был рукоположен во священника и примерно в 1933 году стал настоятелем Борисоглебского погоста Подольского района Московской области, где в 1910-х годах служил псаломщиком его брат – Петр Алексеевич Добролюбов. В приход храма входило семь деревень, достаточно удаленных друг от друга, кроме того, отцу Николаю приходилось окормлять те села, в которых к тому времени храмы были уже закрыты. В те годы он и его жена, Анна Ивановна, поселились в уединенной сторожке при храме. Жили они очень бедно, никакого имущества, кроме домашней обстановки, у них не было, Анна Ивановна не работала. В 1930-е годы семью Добролюбовых облагали непосильными налогами. Пожилые бездетные люди, они могли рассчитывать только на помощь своих прихожан. Арестовали отца Николая 24 января 1938 года по обвинению в контрреволюционной агитации. Во время следствия его держали в Серпуховской тюрьме. На допросах следователя особенно интересовала связь отца Николая с благочинным Подольского района протоиереем Николаем Агафонниковым, который был расстрелян 5 ноября 1937 года. Отец Николай Добролюбов мужественно держался на допросах и не отрицал, что разделял взгляды своего благочинного на богоборческую власть, но не соглашался с обвинением в контрреволюционной агитации среди населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Карта и ближайшие объекты К северо-западу от Георгиевского собора на средства Анны Орловой в 1823–1825 гг. была построена тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа или Спасо-Орловская, как стали называть её ещё при жизни строительницы, с приделом св. мучеников Фотия и Аникиты. В крипте этой церкви был устроен небольшой пещерный храм Похвалы Пресвятой Богородице с приделом св. пророчицы Анны. Туда перевезла графиня останки своего отца и дяди – Алексея и Григория Орловых. И там распорядилась она соорудить две мраморных гробницы — для себя и для своего духовного отца Фотия. В 1929 г. монастырь был закрыт, а Спасо-Орловская церковь вместе с гробницами Фотия и Анны Орловой разорена. Останки их исчезли и объявились чудесным образом лишь в наши дни – явилась неизвестная старушка и указала на могилы архимандрита Фотия и графини Анны у алтаря Благовещенского храма в Аркажах. Оказалось, что при разорении монастыря останки их тайком были перезахоронены у расположенного неподалёку храма. Информация: Новгород. Путеводитель. Лениздат, 1972 г. Сайт http://svetlitsa.spb.ru Собор Спаса Нерукотворного Образа находится к северо-западу от Георгиевского собора, с северной и южной сторон к нему вплотную примыкают крылья Архимандритского корпуса Свято-Юрьева монастыря. Памятник представляет собой рядовое здание XIX века. Первоначально, в 1763 году, в нескольких метрах от Георгиевского собора по заказу архимандрита монастыря Иоанникия I возвели каменную церковь Александра Невского и его брата Федора. В 1823 году эта церковь сгорела. На ее фундаменте в 1823—1824 годах с использованием старой кладки и был возведен Спасский собор. Заказчик этого храма был архимандрит Фотий, средства пожертвовала Анна Орлова. Собор был построен с двумя приделами: святой Анны и Фотия и Аникиты. В 1830 году по проекту новгородского губернского архитектора с западной стороны к собору пристроили паперть. В 1836 году в подвальном этаже храма устроили церковь Похвалы Богородицы, в которой были погребены архимандрит Фотий и благотворительница монастыря Анна Орлова-Чесменская. В 1841 году с южной стороны пристроили придел Всех Святых, примкнувший непосредственно к приделу Святой Анны. В 1848—1849 годах собор обновили, а в 1850-м с северной стороны пристроили еще один придел в честь Алексея Митрополита Московского.

http://sobory.ru/article/?object=05351

Марта 23 (5 апреля) Мученик Алексий (Скоробогатов) Составитель священник Олег Митров Мученик Алексий родился в 1889 году в селе Средняково Солнечногорского уезда Московской губернии. Его отец Семен Скоробогатов был садовником, мать – крестьянкой. После окончания второклассной учительской школы Алексей Семенович работал учителем церковноприходской школы в деревне Воронцово Рузского уезда. В 1909 году он сдал экстерном экзамен, получил педагогическое образование и был назначен в Ащеринскую церковноприходскую школу, где проработал с 1910 по 1911 год. Затем Алексей Семенович был переведен в Алексинскую школу, где преподавал до 1915 года. Оттуда он был мобилизован на военную службу и во время Первой мировой войны, с 1915 по 1918 год, служил в армии в чине подпоручика. Затем, с 1918 года до апреля 1921 года, – в Красной армии при штабе 15 стрелковой Инзинской дивизии. Сначала – переписчиком, затем – делопроизводителем. Позднее его назначили младшим помощником начальника штаба дивизии по хозяйственной части. После демобилизации в 1921 году он проживал в Рузском районе Московской области. Алексей Семенович был женат на Голубевой Наталье Сергеевне (1890 г. р.), и у них было трое детей: Валентина (1922 г. р.), Анна (1926 г. р.) и Иван (1929 г. р.). О его дальнейшей судьбе после 1921 года известно немного. С 1921 по 1923 год Алексей Семенович служил псаломщиком при Ащеринском храме. В конце 1920-х годов в ходе коллективизации у него отобрали дом, лошадь и корову. В 1935 году Алексей Семенович переехал в поселок Иваново Рузского района Московской области. Здесь он работал заведующим Ивановской школой. Алексей Семенович был арестован 22 января 1938 года по обвинению в проведении активной контрреволюционной агитации и содержался под стражей в Бутырской тюрьме города Москвы. -Следствие настойчиво требует от вас правдивых показаний о вашей контрреволюционной деятельности, – сказал следователь. – Подтверждаю… что я в прошлом был офицером царской армии… а после революции, с 1921 по 1923 год, был дьячком Ащеринской церкви, но контрреволюционную деятельность… не проводил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Русская Церковь отпразднует во Франции память святых Веры, Надежды, Любови и Софии 26 сентября, 2015. Новостная служба Паломническая тропа в Эшо стала прокладываться еще в начале XX века 26 сентября, ПРАВМИР: 26–30 сентября во Франции, в эльзасском городке Эшо, в котором с 777 года до Французской революции покоились мощи святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, состоятся торжества, организованные Русской Православной Церковью. Как сообщил РИА «Новости» настоятель строящегося в Страсбурге храма Всех святых игумен Филипп (Рябых), на торжествах, которые пройдут в католическом храме святого Трофима, ожидаются паломники из разных стран. «Паломническая тропа в Эшо стала прокладываться еще в начале XX века. В архивах католического прихода сохранились письма священников русской эмиграции с просьбой о совершении молитв перед ракой святых мучениц. Например, обращения иеромонаха Андроника (Елпидинского), который возглавлял приход в Белфоре (Франция) в 1926-1931 годах, и протоиерея Игоря Дулгова, настоятеля прихода в Каннах в 1963-1987 годах, впоследствии архиепископа Русской зарубежной церкви. В русских дореволюционных источниках информация о перенесении мощей из Рима в Эшо была помещена архиепископом Сергием (Спасским) в «Полном месяцеслове Востока», первое издание которого вышло в 1875 году», — сообщил игумен Филипп. Эшо. Фото: orthodoxy.org.ua С 2003 года, когда возник приход Всех святых Русской Православной Церкви в Страсбурге, община организует паломничества к мощам святых Веры, Надежды, Любови и Софии в праздник их памяти (30 сентября) и ближайшие дни. «Сотни людей из разных европейских стран, включая Россию, Украину, Белоруссию, приезжают в Эшо, индивидуально или в группах. Едут с горячей молитвой о трудностях в своей жизни или в жизни близких. Много бывает именинниц, которые носят имена святых. После литургии всегда совершаем крестный ход вокруг храма. В конце люди расходятся с пасхальным настроением», — рассказал игумен Филипп (Рябых). Фото: Анна Данилова Мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии первоначально находились в римских катакомбах на Аврелиевой дороге. Примерно в середине VIII века мощи мучениц были перенесены в базилику святого Сильвестра (San Silvestro in Capite) в Риме. В 777 году часть мощей святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии была передана в женский монастырь в Эшо под Страсбургом. В XVI веке мощи были спрятаны от поругания, но затем так и не были обнаружены. Предположительно, они до сих пор пребывают сокрытыми где-то в пределах Эшо. В настоящее время в храме святого Трофима в Эшо находится исторический саркофаг, в котором хранились мощи на протяжении 400 лет, и частица мощей святой мученицы Софии. Здесь же хранится другая христианская святыня ­— частица Животворящего Креста Господня.

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-torzh...

В Костроме освящен восстановленный храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного монастыря Кострома, 13 ноября 2006 г . 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и первая Божественная литургия в этом храме, сообщает Седмица.Ru со ссылкой на информационную службу Костромской епархии. Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр. Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя основателя Богоявленской обители – преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы – копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе

http://pravoslavie.ru/19350.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010