Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого Память 20 января Преподобный Евфимий происходил родом из города Мелитины, в Армении, близ Евфрата 762 . Родители его Павел и Дионисия, оба христиане, происходили из знатного рода и были украшены добродетелями. В течение многих лет они были бесплодны и бездетны, о чем они глубоко скорбели. Посещая находившуюся вблизи от города церковь святого мученика Полиевкта , они всегда молились Богу, чтобы разрешилось их бесчадие. И вот, когда они в одну ночь пребывали в усердной молитве, последовало им некое божественное видение, и они услышали: – Утешьтесь, ибо Бог дарует вам сына, тезоименитого утешению 763 , потому что при рождении его Бог подаст утешение церквам Своим. После этого видения Дионисия зачала сына, которого еще до рождения родители его обещали посвятить Богу. И вот родился у них сын, и они нарекли его Евфимием. В то время на востоке, царствовал Валент, а на западе племянник его Грациан 764 . Для церквей Христовых, смущаемых арианами, не было еще мира и тишины. Начиная со времени царствования Констанция, сына Константинова, до самой смерти Валента, православные, в течение почти сорока лет, терпели преследования и насилия. Когда же родился Святой Евфимий, все скорби святых церквей превратились в утешение и радость: не исполнилось еще пяти месяцев после рождения Евфимия, как нечестивый император Валент был побежден варварами, опустошавшими Фракию и, во время бегства, скрывшись в одном селении, близ Адрианополя 765 , в сарае, сгорел. Таким образом, сей нечестивец ужасно погиб от огня временного, который был для него как бы преддверием огня вечного. С погибелью этого нечестивого царя, погибла и вся сила арианская, и вскоре, со вступлением на царство Феодосия Великого 766 , для святых церквей наступили тишина и мир. По прошествии довольно непродолжительного времени, отец Евфимия скончался. Дионисия же, исполняя обет свой, привела отрока Евфимия к брату своему, пресвитеру Евдоксию, который был духовным отцом епископа Мелитинской церкви Отрия 767 , посвящая сына своего, как некогда Анна – Самуила, Богу ( 1Цар.1 ). Евдоксий же привел отрока к епископу и поведал ему все о нем: как после некоего божественного явления и гласа он был дарован неплодным родителям, ради усердной их о том молитвы, и что он еще до рождения был обещан на служение Господу. Епископ Отрий, услыхав это и удивившись поведанному, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сошествие во ад. Воскресение Христово. Роспись ц. Христа в Веррии. 1315 г. Церковь небольшая по размеру (8×3,95 м) и простая по архитектуре: однонефная одноапсидная базилика с входами с 3 сторон и перестроенной позднее галереей по периметру. Росписи располагаются в 3 регистра. В конхе апсиды представлена Богоматерь Платитера в рост с Младенцем Христом на руках и поклоняющимися архангелами. В щипце вост. стены, над конхой,- погрудное изображение Христа Еммануила в медальоне, к-рый держат архангелы, по сторонам - пророки Давид и Соломон с развернутыми свитками. Ниже, на щеке алтарной арки, помещен Нерукотворный образ Спасителя, в пазухах арки - арх. Гавриил и Божия Матерь («Благовещение»). Далее в верхнем ярусе по периметру идет праздничный цикл. На юж. стене представлены «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Преображение Господне», «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», на сев. стене - сцены Страстного цикла: «Предательство Иуды», «Христос перед первосвященниками и Пилатом», «Шествие на Голгофу», «Восшествие на Крест», «Оплакивание». Цикл завершается сценой «Вознесение» в вост. части сев. стены. Кроме того, в нижнем ярусе в плоских нишах перед алтарной преградой на сев. стене изображено «Распятие», а на южной, согласно распространенной в Македонии традиции,- событие, к-рому посвящен храм,- «Сошествие во ад». Всю верхнюю часть зап. стены занимает «Успение Пресв. Богородицы» с преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским по сторонам. В щипце зап. стены над «Успением Пресв. Богородицы» по сторонам окна представлены праведные Иоаким и Анна. В узком среднем ярусе росписи помещены в медальоны с образами пророков, евангелистов и святых. В нижнем ярусе в алтаре изображена «Служба святых отцов», в наосе - мученики, преподобные, целители и др. святые. Несколько разновременных изображений, не относящихся к слою 1315 г., сохранились на внешних стенах храма. В целом иконографическая программа представляет собой один из типовых вариантов приспособления к базиликальному пространству традиц. системы росписи крестово-купольного храма с нек-рыми оригинальными решениями (композиции в щипцах вост. и зап. стен; размещение евангелистов в медальонах в среднем ярусе).

http://pravenc.ru/text/1320003.html

Хорошие люди Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 13 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 В книге памяти православных подвижников XX века должны быть упомянуты не только сонмы мучеников и исповедников, но и безвестные скромные труженики, умевшие при тоталитарном режиме сохранить и приумножить талант веры. За последние годы издано немало книг, раскрывающих все новые и новые подробности из жизни народа Божия в советскую эпоху. Митрополит Вениамин Федченков, Е. В. Апушкина, монахиня Анна Теплякова 1 и другие помогли нам соприкоснуться с многоликим духовным опытом, который образует реальную жизнь Церкви в реальную историческую эпоху. И чем шире будут известны те, кто совсем недавно работал Богу, а не мамоне, тем глубже станет наше восприятие христианства. Я позволю себе ради этого рассказать коротко о некоторых близких мне лицах, исполнивших заповеди о любви к Богу и ближнему. Наталия Ивановна Динсдорф В 1955 году я собиралась провести отпуск на курорте Кемери в Латвии. В Москве Н. А. Павлович дала мне рекомендательное письмо к старосте тамошней церкви Наталии Ивановне Динсдорф. Приезжаю в Кемери, нахожу дом Наталии Ивановны, стучу. В ответ слышу непонятное слово “лудзу, лудзу” 2 . Продолжаю стучать. Наконец дверь распахивается, и я вижу женщину в черном, она вся в ослепительном сиянии света и протягивает мне руки для объятий. Как потом вспоминала Наталия Ивановна, она подумала в этот момент “дай я ее полюблю!”. В этом жесте любви, обращенном к незнакомому человеку, выразилась сущность этой замечательной женщины, льющееся через край вдохновение ее христианского сердца. Наталия Ивановна родилась в начале 90-х годов XIX в. на Холмщине, в семье священника отца Иоанна Рындуэ, прадедом которого был пленный офицер наполеоновской армии. У отца Иоанна было одиннадцать детей. Маленькая Наташа с трех лет, когда пасла гусей, собирала вокруг себя ребятишек, вешала на кустик иконку и пела молитвы. С пяти лет она уже управляла детским хором в храме, отец разрешал ей петь малые ектении.

http://pravmir.ru/rus-neuhodyashhaya/

Ноября 14 (27) Мученица Анна (Зерцалова) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Мученица Анна родилась 31 января 1875 года в Москве в семье губернского секретаря Ивана Алексеевича Зерцалова, который в последние годы своей жизни состоял на службе в управлении Смоленской железной дороги. Родители ее держались строгих нравственных правил, но православие воспринимали преимущественно с обрядовой стороны, поэтому начатки религиозного воспитания, которые дали они своей дочери, были непрочными. «Малое чувство веры, которое тлело во мне слабым огоньком, – писала она впоследствии, – быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием пагубного влияния маловерия… Научные идеи, приправленные веянием ложных принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного, прекрасного». В шестнадцать лет Анна окончила гимназию, получив аттестат, который давал ей возможность занять место домашней учительницы. «Родители, желая дополнить мое образование, в ущерб своим силам и здоровью предоставили мне уроки музыки, они хотели возрастить меня светской благонравной девицей, но они забыли, что бессмертная душа человека тоже требует пищи и удовлетворения, они забыли, что только Господь – единственная ее радость и утешение, а без Него никакие отрады, никакие увеселения не могут удовлетворить сердечной жажды. Господь – единственное наше счастье. Один только Он может усладить наши мысли и желания; без Него – всюду скука и томление». Анна Ивановна, будучи уже взрослой девушкой, в течение нескольких лет лишь формально исполняла правила христианской жизни: ходила в храм, молилась, изредка говела, но внутренняя ее жизнь шла в русле чисто мирских занятий – общение со знакомыми, театр, усиленное чтение светских книг. Однако такой образ жизни не удовлетворял ее; душа томилась и ни в чем не могла найти утешения. «Бессмертный дух рвался наружу, он тяготился однообразностью и бесцельностью жизни, он требовал пищи и удовлетворения… Наконец нашел и возрадовался: он увидел светлый маяк, который ярко, величественно засветил ему среди бушующих волн грозного житейского моря, он нашел пастыря, который все раскрыл ему: и духовное небо с его непостижимыми красотами, и Всеблагость Творца-Промыслителя, и духовную красоту созданий Божиих, и пользу труда и деятельности», – вспоминала она с благодарностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 14 (27) Мученица Анна Зерцалова Мученица Анна родилась 31 января 1875 года в Москве в семье губернского секретаря Ивана Алексеевича Зерцалова, который в последние годы своей жизни состоял на службе в управлении Смоленской железной дороги. Родители ее держались строгих нравственных правил, но православие воспринимали преимущественно с обрядовой стороны, поэтому начатки религиозного воспитания, которые дали они своей дочери, были непрочными. «Малое чувство веры, которое тлело во мне слабым огоньком, – писала она впоследствии, – быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием пагубного влияния маловерия... Научные идеи, приправленные веянием ложных принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного, прекрасного». В шестнадцать лет Анна окончила гимназию, получив аттестат, который давал ей возможность занять место домашней учительницы. «Родители, желая дополнить мое образование, в ущерб своим силам и здоровью предоставили мне уроки музыки, они хотели возрастить меня светской благонравной девицей, но они забыли, что бессмертная душа человека тоже требует пищи и удовлетворения, они забыли, что только Господь – единственная ее радость и утешение, а без Него никакие отрады, никакие увеселения не могут удовлетворить сердечной жажды. Господь – единственное наше счастье. Один только Он может усладить наши мысли и желания; без Него – всюду скука и томление». Анна Ивановна, будучи уже взрослой девушкой, в течение нескольких лет лишь формально исполняла правила христианской жизни: ходила в храм, молилась, изредка говела, но внутренняя ее жизнь шла в русле чисто мирских занятий – общение со знакомыми, театр, усиленное чтение светских книг. Однако такой образ жизни не удовлетворял ее; душа томилась и ни в чем не могла найти утешения. «Бессмертный дух рвался наружу, он тяготился однообразностью и бесцельностью жизни, он требовал пищи и удовлетворения... Наконец нашел и возрадовался: он увидел светлый маяк, который ярко, величественно засветил ему среди бушующих волн грозного житейского моря, он нашел пастыря, который все раскрыл ему: и духовное небо с его непостижимыми красотами, и Всеблагость Творца-Промыслителя, и духовную красоту созданий Божиих, и пользу труда и деятельности», – вспоминала она с благодарностью.

http://fond.ru/foto/1239/Anna/

Духовное просвещение и богословская наука В византийском обществе светское и духовное образование состояли в самой тесной связи: процветало светское образование – процветало и духовное. Мы не видим притом специально-духовных школ: все образование сосредоточивалось главнейшим образом в светских школах. Это обстоятельство заставляет нас при обзоре духовного просвещения и богословской науки XII, XIII, XIV и середины XV века бросить взгляд на образование в Византийской империи вообще, на его успехи или неуспехи и на причины такого явления. Почти весь XII в. византийский императорский трон занимала царственная фамилия Комниных. Эта фамилия принадлежала к числу тех династий, которые ревностно содействовали процветанию науки и литературы. Эпоха Комниных считается особенно счастливой по высоте отличавшего ее образования. В самом деле, императоры из дома Комниных и царские родственники известны замечательной любовью к просвещению. Император Алексей I Комнин покровительствует ученым, входит в личные состязания с ними. Богословские знания его были высоки: его просвещенные беседы с еретиками-павликианами служат ко вразумлению и обращению их к Церкви в великом множестве; он не оставляет без внимания и новых еретиков-богомилов, богословские собеседования с которыми поглощают у Алексея немало времени. Его супруга Ирина отличалась также образованным вкусом и стремлениями. Она любила в особенности философские и богословские книги; с одной из таких книг в руках она являлась даже в столовую. Дочь ее, знаменитый историк Анна, так вспоминает об этом: «Я помню, как мать моя, когда подадут обед, приносила в руках книгу и читала творения св. отцов, преимущественно философа и мученика Максима (по-видимому, Максима Исповедника ), ибо она не столько занималась вопросами о природе, сколько богословием, желая получить плод истинной мудрости. И нередко мне приходилось удивляться этому, и в удивлении я говорила ей, как это ты можешь устремлять свой взор на такую высоту? А я не дерзаю и боюсь, – говорила о себе Анна, – даже краем уха внимать этому, ибо глубокая созерцательность и высота мыслей этого мужа (Максима), – наивно замечала матери Анна, – производят в читателях головокружение». На это Ирина с улыбкой отвечала: «Я испытала эту похвальную робость и не без страха принималась за книгу, хотя теперь не могу от нее оторваться» 891 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Волхвы, пастыри, младенцы, Симеон и Анна Христос волхвы спасе, пастыри созва (призвал), младенец множества показа мученики, старцы прослави и старый вдовицы, ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию. Но горе тебе, внегда будеши судитися. Волхвы спасе. Восточные волхвы, пришедшие на поклонение новорожденному Христу, были начатками Церкви спасаемых из язычников. Они принесли в дар Христу золото, ливан и смирну. В этих дарах они выразили исповедание Его владычества, или Царского достоинства (злато), Божества (ливан) и предопределенной Ему искупительной смерти (смирну). Подобное исповедание и каждый из нас должен приносить Христу и во свидетельство искренности этого исповедания руководствоваться им в жизни. От нас требуется, чтобы мы, исповедуя Христа Царем, служили Ему как верные подданные Его Царства, строили нашу жизнь по Его святым законам, с покорностью и смирением предавали Ему себя и весь живот наш, боялись Его Суда и этим страхом удерживали себя от грехов. Далее от нас требуется, чтобы мы, исповедуя Христа Богом, чествовали и любили Его, яко Бога, всеми силами души, не меняли служения Ему на служение миру и страстям, поклонялись Ему телесно и духовно, боялись греха лицемерия в служении Ему, благоугождали Ему молитвами благодарения, славословия и просили Его о помощи в нуждах. От нас, наконец, требуется, чтобы мы, исповедуя Его вместе с волхвами Искупителем, пролившим за нас Честную Кровь Свою, не думали, что можем угодить Богу и спастись единственно самодельной праведностью, но всю надежду спасения возлагали на благодать Божию, даруемую нам ради Крестных страданий и смерти за нас Богочеловека, и были убеждены, что наши добрые дела могут быть богоугодны только в соединении с верой в Него и успешны только при Его благодатной помощи. Не должны мы также забывать, что Христос, пострадав за нас, оставил нам пример, да последуем стопам Его, что истинным последователем Его может быть только тот, кто, веруя в силу Его Крестной смерти, сам возьмет свой крест, с самоотвержением подвизаясь в борьбе с искушениями, и с этим крестом неуклонно будет следовать за Христом ( Мф.16:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_36286.html 19 декабря 2006 Захар Артемьев Жизнь и смерть отца Андрея Священника и его семью сожгли нелюди Источник:  http://www.rusk.ru/st.php?idar=20316 Родная газета На их пожарище еще не остыл пепел. Еще не высохли слезы на лицах их близких, друзей, просто свидетелей этого зверства... В деревне Далекуши Кувшиновского района Тверской области сгорел дом священнослужителя Андрея Николаева, в котором находился он сам, его жена Ксения и трое детей – Анна, Давид и Анастасия. По факту убийства уже возбуждено уголовное дело, ряд СМИ поспешили сделать свои выводы, обвинив в злодеянии местных жителей, обозвав их " алкашами и наркоманами " . Журналисты " Родной газеты " побывали на месте чудовищного убийства, чтобы сделать свои выводы о том, кто в предрождественский пост мог сжечь заживо людей, которых любила вся округа. И вывод напрашивается единственный и шокирующий – сатанисты! Сатанисты, о которых знали местные власти и с которыми боролся отец Андрей. ИХ ПЕПЕЛИЩЕ ЕЩЕ НЕ ОСТЫЛО Изба сгорела дотла. Душный запах стоит над тем, что еще недавно было домом для доброй и дружной семьи Николаевых. Виднеются ступеньки крыльца и тонкая, обугленная досточка дверного косяка. Кажется, что еще не утихли их звонкие голоса: там, в углу пепелища, где еще совсем недавно была детская, лежит игрушечный самосвал... Рядом разрушенная до основания печь, плита, кухонная утварь... На остатках фундамента, который возвышается над пожарищем, стоят чашки, жестяная коробка из-под чая, чья-то заботливая рука положила рядом четыре гвоздики... ...Стоя здесь, где приняли мученическую смерть хорошие, светлые люди, не хочется думать о возмездии, проклинать нелюдей, не побоявшихся Бога и сотворивших такое злодеяние. Слезы сами наворачиваются на глаза и капают в пепел. Господи, упокой их души! " ТАМ ЖИВУТ БЛАГОЧЕСТИВЫЕ ЛЮДИ! " – Мы ничего не можем пока прокомментировать, но дело возбуждено по статье 105-й, части второй, пункту " е " , то есть убийство, совершенное общественно опасным способом, – 1-й заместитель прокурора Тверской области Александр Симонов взволнован, глаза за стеклами очков подрагивают. – Никаких версий я раскрывать не могу и не буду, но против самовозгорания говорит то, что проводку в доме меняли недавно, да и само строение очень ухоженное. А потом, подумайте, стали бы мы привлекать к делу следователя по особо важным делам для расследования обычного пожара? Вы поймите, я сам человек верующий... Поверьте, неприятно читать в газетах и видеть по телевизору, как лгут про окрестных жителей, обзывая их наркоманами и алкоголиками. Там живут глубоко благочестивые люди...

http://religare.ru/2_36286_1_21.html

Глава 12. В ПЛАМЕНИ ИСКУШЕНИЙ Наша Православная Русь была величественной, могущественной страной, но как съежилась, исказилась она теперь под натиском невероятного нечеловеческого попрания святыни! Где же дивные порывы героизма и самопожертвования при малейшем враждебном налете на неприступный столп веры и благочестия? Где Минины и Пожарские, которые не щадили жизни своей, лишь бы сохранить святость Православия и защитить его от гибельного натиска еретиков? Все исчезло как дым, и остались только буйные вихри неверия и кощунства. Новомученица Анна (Зерцалова) Блаженная кончина прот. Валентина последовала за несколько лет до октябрьского переворота 1917 года, обрушившего на христиан страшные испытания. Наверное, все святые, особенно жившие незадолго до нашего времени, имели особенное значение для верующих в годы кровавых гонений. К любимым угодникам Божиим взывали невинные страдальцы в тюрьмах, лагерях, на грани смерти, в голоде, болезнях, в своих домах – под вечно гнетущим страхом ареста, обыска, выселения и всевозможных унижений. В наши свободные времена становятся известными бесчисленные случаи чудесной помощи Божией и действий Его всемогущего промысла, хранящего верных. Благодаря немногим живым свидетелям, мы имеем подробные рассказы о благодатной помощи по молитвам прот. Валентина в те времена; о духовной помощи, подаваемой страдающим людям его родными дочерями, а также о кощунственном поругании безбожниками его могилы. Становятся известными и примеры страданий за веру людей, состоявших с о. Валентином в духовном общении. Мученическая кончина Анны Ивановны Зерцаловой По вполне понятным причинам, до наших дней дошло совсем немного воспоминаний тех, кто застал светлые времена Великой России, а затем неожиданно оказался в страшном водовороте большевизма. «Новые порядки» казались им настоящим безумием: люди не могли поверить, что эти порядки установились всерьез и надолго. Боль и недоумение тех, кто писал об этом, дают нам возможность ощутить удушливую атмосферу тех страшных времен, несравнимых с веками свободы и благополучия, несравнимых и с нашими временами, когда по милости Божией, имеется реальная свобода верить, жить церковной жизнью и высказывать свои мысли. Дневники новомученицы Анны – один из документов, свидетельствующих о том, как воспринимали люди «старой России» те явления, которые стали потом как бы единственно возможным законным порядком в «самой свободной стране мира»:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Разрешение абортов – самое настоящее варварство и преступление!» Елена Бабич поддержала Святейшего Патриарха Кирилла в борьбе против детоубийств 28.09.2016 2075 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , детский омбудсмен России Анна Кузнецова и известная певица Диана Гурцкая поддержали позицию Святейшего Патриарха Кирилла против детоубийств. Свою поддержку Святейшему Патриарху в борьбе против абортов выразила в интервью «Русской народной линии» активный блогер, петербургский политик, лидер движения «Петербург – духовная столица» Елена Бабич : Жизнь – дар Божий. Человек неволен распоряжаться чужой жизнью, которую дал Господь. Каждый зачатый ребеночек должен появиться на свет Божий и пройти свой жизненный путь. Аборт нарушает Божию волю, иначе воспринимать детоубийство невозможно. Кто имеет право уничтожить зародившуюся жизнь человека? Разрешение абортов до 12-й недели, как у нас в России, самое настоящее варварство и преступление. Хирургический аборт после пятой недели, когда уже сформировалась нервная система – откровенный садизм по отношению к матери и ребенку, которые испытывают страшную боль и мучения. Если женщина сознательно решилась на детоубийство, то в чем виновато дитя? Почему она имеет право принимать такое решение? Это настоящая казнь и разрывание живого человечка на части! В былые времена совершались казни в виде четвертования и насаждения на кол. Любой человек приходит в ужас и впадает в ступор при посещении петербургского музея «Орудия пыток Средневековья». Мурашки по коже бегут от ужасающего вида орудий пыток. И невольно посещает мысль, как возможно применять подобные изуверские методы против людей? В случае детоубийства хирург применяет нечто подобное – ребенок в утробе матери разрывается на части и постепенно извлекается. Затем детоубивец считает, сколько вытащил ручек и ножек младенчика. Перед нами возникает чудовищная картина! Это самое настоящее убийство! Хирургические аборты однозначно должны быть запрещены! Я не буду ничего говорить по поводу медикаментозного прерывания беременности. Но в любом случае мы не можем и не имеем права лишать дитя жизни. Повторю, дети – это дар Божий.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/28/ra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010