Они стали читать св. утренние молитвы и правило, прочли канон всем святым и начали пить чай. Напившись чаю, я просил их ничего никому не говорить и все, что они здесь видали и впредь опять увидят, предавать забвению и не увлекаться совершенно, чтобы не впасть в прелесть и не повредить себе, а место, где насыпана куча снега и огорожено дровами, соблюдать в чистоте, беречь и охранять и всю дорожку оттуда до верху и до форточки (калитки) тоже охранять. В том же Свято-Троицком храме над выходными северными дверьми изображено явление Пречистой с лики святых отцу Ионе, бывшее, по его свидетельству, 9 марта 1862 г. Владычица изображена в огненной купине. Одежда – голубая мантия, на главе царственный венец (корона). В правой руке кропило. Ее окружают справа: Апостол Петр с сосудом святой воды; далее Апостолы Иаков и Иоанн Богослов, прпп. Афанасий Афонский , Феодор Студит , Антоний и Феодосии Печерские , свт. Михаил, митрополит Киевский, Петр Афонский, Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Сысой Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Савва Освященный, Дорофей, Варсанофий, Пимен Великий , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Александрийский , Макарий Египетский , Павел Препростый, Пафнутий, Иоасаф Царевич, Иоанн Лествичник , Иоанн Колов, Виталий Досифей, Варлаам, Акакий, иже в лествице. С левой стороны св. Иоанн Креститель, Апостолы Павел, Матфей, Марк, Андрей, Симон, Филипп, Лука, свт. Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Апостолы Фома и Варфоломей. Пророки: Моисей, Аарон, царь Давид, св. Андрей Критский , Царица Феодора. Праотцы: Авраам, Исаак, Иаков, царь Мелхиседек. Пророки: Исайя и Иеремия, Иисус Навин, Илия, Елисей, Иезекииль, Даниил и Иов Многострадальный. Обе эти иконы писаны масляными красками на стенах по штукатурке, размером во всю стену от дверей до потолка. Свято-Троицкий монастырь. Отец Иона – основатель Свято-Троицкого общежительного мужского монастыря. Высочайшее повеление государя Александра II. Дар Княгини Васильчиковой Первый житель, поселившийся на месте, где теперь «стоит святая обитель, был о. Иларион. Он пришел ко мне после Крымской кампании, получив от своего военного начальства отставку. Я принял его к себе по его просьбе и оставил жить в послушании и работать во вновь приобретенной усадьбе у Марии Романовны и у соседа Молявки. Первая была приобретена за 130 руб., а вторая – за 115 руб. Строения здесь никакого не было, одна земля и заросли. Отец Иларион сделал себе куренек из хвороста, нарванного здесь же, из дикого бурьяна сделал крышу и жил в нем целое лето, а потом Бог благословил, и появилась маленькая келлейка на чистом, не заросшем месте. Купив барочного леса, я поставил из толстых бревен столбы в углах, а стены из досок длиною и шириною 7 аршин, она и теперь стоит. (За ветхостию впоследствии разобрана.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

I. Священное писание Ветхого и Нового заветов Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. Aland K. Synopsis quattuor Evangeliorum. Editio tertia decima revisa. Stuttgart, 1988 (3 Druck). Biblia Hebraica Stuttgartensia/ediderunm K. Elliger et W. Rudolph; Adjuvantibus H. Bardke et al; техтит Masoreticum curavit H. P. Rüger. Stuttgart, 1990. Novum Testamentum graece. Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle. Novis curis elaboraberunt Ewrin Nestle et Kurt Aland. Editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta, id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/edidim Alfred Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей древней церкви 364 Августин О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum//PL 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч. 10. Киев, 1906. Послания: Epistolae//PL 33. Толкование на Евангелие от Иоанна In Ioannis Evangelium//PL 35. Толкования псалмов: Enarrationes in Psalmos//PL 36–37. Амвросий Медиоланский Послания: Epistulae//CSEL 82/1–4. Андрей Кесарийский Толкование на Апокалипсис: Commentarius in Apocalypsin Divi Joannis//PG 106, 207–458. Русский перевод: Андрей Кесарийский , свт. Толкование на Откровение Иоанна Богослова. М., 1901. Андрей Критский Беседа на четверодневного Лазаря: Lazarum Quatriduanum. PG 97, 959–985. Афанасий Великий Против ариан: Orationes tres contra arianos//PG 26, 11–468. Русский перевод: Афанасий Великий , свт. Против ариан//Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1903. С. 176–455. Пасхальные послания: Epistulae festales. The Festal Letters of Athanasius/ed. W. Cureton. L., 1848. Русский перевод: Афанасий Великий , свт. Пасхальные послания//Творения. Т. 3. Сергиев Посад, 1903. С. 376–524. Василий Селевкидский Слово 2. Об Адаме: Oratio II, in Adamum. PG 85, 37–50. Григорий Богослов Слово 29: Oratio 29//SC 250, 176–225. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Слово 29, О богословии 3-е, О Боге Сыне 1-е//Творения. Т. 1. М., 2007. С. 351–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ст. Пещное действо ). Хотя в соборе Св. Софии в Фессалонике продолжали следовать древнему чину вплоть до захвата города оттоманским войском в 1430 г., эта практика уже не соответствовала происшедшим во вкусах народа и в литургическом благочестии изменениям, сопровождавшим повсеместное распространение палестинской монашеской практики. По этой причине местный архиеп. Симеон (1416/17-1429) предпринял серьезную реформу песненного последования, систематически дополнив монашескими гимнографией и мелосом составленный им кафедральный Типикон (Athen. Bibl. Nat. 2047). Вместе с захватом К-поля в 1453 г. прекратило свое бытование и песненное последование. Иерусалим Свт. Андрей Критский. Роспись собора мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Свт. Андрей Критский. Роспись собора мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Превращение Иерусалима в паломнический центр позволило ему влиять в различной степени на формы и содержание богослужения в позднеантичной христ. ойкумене. Согласно 2 арм. рукописям (Parisin. arm. 44 и Hierosol. arm. 121, изд.: Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121. Turnhout, 1969, 1971. (PO; 35/1, 36/2)), передающим содержание греч. иерусалимского Лекционария 1-й пол. V в., литургическое пение в Иерусалиме в этот период состояло гл. обр. из антифонных и респонсорных псалмов. Развернутая версия иерусалимского Лекционария, по содержанию соответствующая VII-VIII вв. и сохранившаяся в груз. переводе (рукописи: Parisin. georg. 3; Sinait. georg. 37 (Cagarelli 30); Ms. Lathal; Ms. Kala; см.: Tarchnischvlli. Grand Lectionnaire), отличается от своего арм. предшественника наличием рубрик, касающихся ладовой принадлежности песнопений согласно системе осмогласия , а также мн. песнопений с небиблейским текстом, носящих, как правило, название «ипакои»,- напр., на литургии это были тропари в начале службы, на умовение рук священника и на великом входе ( Jeffery. 1991). Прп. Иоанн Дамаскин. Роспись кафоликона мон-ря Варлаама в Метеорах. XVI в. Прп. Иоанн Дамаскин. Роспись кафоликона мон-ря Варлаама в Метеорах.

http://pravenc.ru/text/387113.html

В Житии свт. Льва Катанского (VIII в.) основное место занимает история мага Илиодора, продавшего душу диаволу и получившего способность творить «злые» чудеса (1-й известный «фаустовский» сюжет в европ. лит-ре); фактически это новелла с весьма динамичным, местами сказочным, сюжетом. Гомилетика и гимнография, жанры, доминировавшие в визант. лит-ре «темных веков», представлены в творчестве свт. Андрея Критского, свт. Германа I , Патриарха К-польского, и прп. Иоанна Дамаскина . Перу свт. Андрея принадлежат более 20 гомилий и Великий канон . Основные черты лит. стиля этого писателя - композиционная строгость с регулярными повторами и возвращениями к ранее сказанному и отвлеченность от земных деталей. Андрей Критский употребляет мало сравнений, но зато обильно пользуется синонимическими рядами, анафорами, антитезами и т. п. Основное внимание писателя сосредоточено не на событиях, происходящих на земле, но на их таинственном смысле. В Великом каноне лит. мастерство автора проявляется, напр., в тонкости раскрытия одной и той же темы в соответствующих тропарях разных песен, что создает композиционное движение внутри статичной монументальной структуры. В творчестве Андрея Критского наиболее ярко проявляется свойственное этому периоду сближение гомилетики с гимнографией, в т. ч. и на уровне прозаического ритма. Напротив, свт. Герман в своих гомилиях рассматривает развитие исторических событий во времени. Для его произведений характерны четкая композиция и драматические ситуации, а иногда, как в гомилии на Благовещение, и диалогическая структура, с помощью к-рой автор удачно передает напряжение момента и смену чувств. Одну из своих гомилий Герман посвятил отражению араб. осады К-поля в 717-718 гг., рассказав, как заступничество Пресв. Богородицы против всяких ожиданий обратило в бегство неисчислимые вражеские полчища. Незаурядными художественными достоинствами отличается Канон прп. Марии Египетской, глубоко раскрывающий диалектику спасения как взаимодействие личного покаяния и милосердия Божия.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Германом, патриархом Константинопольским (ум. 740 г.), и 4 стихиры на «Господи, воззвах» («В Мирех пожив...» и следующие). На рубеже VII и VIII столетий произошло событие, оставившее после себя яркий след в дальнейшем песненном творчестве в честь свт. Николая. Город Миры посетил выдающийся проповедник того времени св. Андрей, архиепископ Критский (составитель Великого покаянного канона), и произнес там, в соборном храме, похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю. Эта вдохновенная речь, полностью сохранившаяся во многих рукописях, 5 составляет поистине великую драгоценность. Будучи творением прославленного витии, она не только блещет и искрится перлами дивной красоты в неподражаемом изяществе своих художественных оборотов и ораторских приемов, но и запечатлена, по замечанию архиеп. Филарета (Гумилевского) , как и прочие творения св. Андрея Критского , характером «основательного знания и богатства учености». Желая прославить пред многочисленным собранием верующих города Мир их высокого Покровителя, св. Андрей, без сомнения, предварительно ознакомился с письменным и устным преданием о нем, сохранявшимся в Мирликийской церкви того времени. Именно это непосредственное знакомство с местным преданием явилось причиной того, что «Слово» св. Андрея ярко живописует духовный облик свт. Николая, его богоподражательный нрав, подвижничество, добродетели и архипастырские труды. «Человек Божий, верный раб, строитель Таин Христовых, муж желаний духовных! – начинает свое слово св. Андрей. – Прими в дар приносимое тебе от нас слово. Вмени оное в благодарность за те милости, кои ты являешь нам в чудном и теплом своем предстательстве. Мы именуем тебя столпом и утверждением Церкви, светилом мира... Никакая добродетель не была чуждой тебе, превосходнейший из пастырей, Николай. Ибо все преславные добродетели ты вложил в душу свою, как влагают золото и драгоценные камни в сокровищницу, за что едва ли не все, живущие под солнцем, прославляют тебя... Какой добродетели святых не поревновал ты? Кому из них не последовал с величайшим преуспеянием? Или лучше, с каким мужем добродетели ты не сравнялся через подражание?» Сделав такое вступление, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Коминис, подготовивший издание этого канона (AHG. T. 4. P. 52-75 5)), предположил, что его автором является прп. Андрей , архиеп. Критский, а богородичны были добавлены позднее, чем и объясняется содержащийся в них акростих с именем другого автора (Ibid. P. 789). Кроме Иосифова осмогласного цикла канонов Н. сохранились еще 2 венка канонов Мирликийскому святителю: авторства свт. Фотия, патриарха К-польского (изд.: Στρατηγπουλος. 2009), и Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского (изд.: Παναγιτου. 2009). Всего же только в визант. эпоху было написано более 50 канонов Н., древнейшими из к-рых являются канон 1-го гласа с ирмосом Δι στλου πυρς (    ), канон авторства Феофана 2-го гласа, и никольский цикл прп. Иосифа. Имена проч. визант. авторов канонов Н.: свт. Георгий , еп. Никомидийский , Николай (возможно, патриарх К-польский Николай Мистик), др. Николай, Никита Стифат, др. Никита, Иоанн Ставракий, Мануил Фил, Иосиф Апросский, патриархи К-польские Исидор Вухир и свт. Филофей Коккин, свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский; еще более 10 канонов не надписаны. Какие-то из этих канонов изначально предполагалось исполнять за богослужением, др. составлялись в качестве личного приношения Н. того или иного автора. Помимо канонов утрени создавались и молебные (παρακλητικο) каноны Н.: известны визант. молебные каноны авторства некоего Василия, 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа (не издан; см.: Ταμεον. Ν 324), и анонимный, составленный по образцу малого молебного канона Божией Матери, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (изд.: Желтов. 2010. С. 218-221). Каноны Н. продолжали составляться в поствизант. эпоху; в частности, для службы 6 дек. свой канон предложил прот. Николай Малакса, автор получившего большую известность небольшого сочинения об именословном перстосложении (канон сохр. в ркп. Marc. gr. II 140. Fol. 60-61 об.; не издан); а новые молебные каноны Н., неоднократно издававшиеся в составе брошюр-«аколуфий», были созданы еп. Аргиропольским Серафимом и Николаем Анагностом Калогером (подробную информацию об известных в наст.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Одной из наиболее характерных особенностей Студийского устава было то, что в течение всего года не полагалось всенощного бдения, за исключением дней Великих Господских праздников. В остальное время отправлялись вечерня, повечерие, полунощница и утреня. Число стихир вечерни и утрени отличалось от числа стихир, предписанных Иерусалимским уставом. Великое Славословие, или, как его называли, " Утреннее пение " , почти всегда читалось, за исключением двух дней в году - Великой Субботы и Пасхи. Для Студийского устава характерна такая особенность, как совершение Литургии Преждеосвященных на Сырной седмице в среду и пяток. Кроме того, в первые пять дней каждой седмицы Великого поста также совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, за исключением Великого Четверка и Благовещения. На Руси эта традиция продержалась до XV в. На Благовещение Студийский устав предписывал крестный ход перед Литургией. Студийский устав не предполагал Царских часов под праздники Рождества и Богоявления, не указывал, что служба в эти дни должна начинаться великим повечерием, как в Иерусалимской традиции. Были отличия и в пасхальной службе. Так, например, отсутствовала полунощница, и не было крестного хода вокруг храма с пением " Воскресение Твое, Христе Спасе... " (это особенность устава храма св. Софии, связанная с пасхальным крещением, а в Студийском монастыре, естественно, никакого крещения, как и прочих треб для мирян, не совершалось). В то же время Студийский устав предписывал за богослужением читать святоотеческие творения. Это, разумеется, чисто монастырская традиция, но на Руси она привилась и в миру. Чтения святоотеческие были непременным элементом богослужения. Согласно Студийскому уставу в Великий Понедельник читался Феодор Студит. В другие дни читались преп. Андрей Критский, преп. Ефрем Сирин, свт. Григорий Богослов, преп. Иоанн Дамаскин, свт. Василий Великий, преп. Анастасий Синаит, свт. Григорий Нисский, свт. Иоанн Златоуст, преп. Иосиф Студит и другие Отцы. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/436242/

Амфилохий (Радович) , митр. Черногорско-Приморский (Сербская ПЦ) 2022, 2023 Анастасий Синаит , игум., прп. 284 Анатолий (Грисюк) , митр. Одесский и Херсонский, сщмч. 2361 Анатолий Оптинский (Зерцалов), иеросхим., прп. 1251 Анатолий (Кузнецов), архиеп. Керченский 218, 1481 Анатолий Оптинский (Потапов), иеросхим., прп. 1251 Андреев А. Ю. 2643 Андреев Е. А. 2644 Андреев Ф. К. 950 Андреева С. Г. 779 Андрей Критский , архиеп., свт. 2256, 2263, 2264 Андрей Первозванный, св. ап. 296, 540, 1076, 1085, 1263, 2390 Андрей Рублев, прп. (A. Rublev) 1246, 1275–1279, 2485, 2487, 2492, 2502, 2625 Андроник (Елпидинский), архим. 2802 Андроник (Никольский) , архиеп. Пермский, сщмч. 813 Андроник (Трубачев) , игум. 921–923, 1297 , 1418, 1538, 1571, 2742, 2852 Андрюшина С. В. 1658 Аникеева Е. Н. 503, 1766, 1767, 1785, 1787–1789, 1796 Анищенко Г. 3003 Ансгарий, (св. равноап.) 1264 Антес П. 1821 Антоний, митр. Московский и всея Руси 697 Антоний, ученик прп. Симеона Столпника 1272 Антоний (Блум), митр. Сурожский 132, 133, 158, 184, 195, 649 , 1154, 1155, 1157, 1159, 1160, 1163, 1188, 1204, 1211, 1220, 1229, 1394, 1404, 1447, 1448, 1518, 1519, 1550, 1559, 1646, 1957, 1965, 1976, 1977, 2062–2064, 2071, 2115, 2125, 2126, 2288–2291, 2323, 2324, 2328, 2343, 2348–2351, 2369, 2789, 2844 Антоний (Вадковский) , митр. Санкт-Петербургский и Ладожский 739, 7 44, 948, 2285 Антоний Виленский (Литовский), св. мч. 563, 1243 Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский (А. М.) 228, 354, 391, 440, 524, 913, 934, 973, 985, 1282, 1309, 1510, 1752, 2826 , 3070 Антоний Оптинский (Путилов), схиигум., прп. 1251 Антоний Радонежский (Медведев), архим., прп. 1252 Антоний (Храповицкий) , митр. Киевский и Галицкий 185, 482 Антонин (Капустин) , архим. 510, 512, 764, 767 Антонов В. В. 204 Антонов Н. Р., прот. 1659 Апушкина Е. В. 3111 Арефьева И. С. 755, 822, 1335 Аржанти К., свящ. (КНП) 2165 Аржанухин В. 783 Аристарх (Станкевич), архиеп. Гомельский и Жлобинский 1357 Аристотель, философ 3063 Арнольд В. И. 2629 Арсений, архиеп. Элассонский 726

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ольга 26 сентября 2017, 22:48 О.Георгий разобрал все по косточкам, доказав, почему православным не нужны новые катехизисы. Но вот о.Андрей почему-то говорил о том, как плохо все о.Георгий написал, но не объяснил почему это плохо. Я полагаю, что сказать просто нечего. А эмоции... бездоказательные - это как-то странно и совсем не хорошо.Детям своим о.Андрей наверное не будет объяснять важные вещи в стиле " в огороде бущина, а в Киеве... " . Андрей 26 сентября 2017, 21:23 Совершенно согласен с о. Георгием. Его позиция аргументированна и взвешена, хотя и эмоциональна, что можно объяснить неравнодушием к проповеди Слова Божия и миссии, которым он отдает столько сил! Богословие как дисциплина сейчас находится в глубоком упадке, о чем можно судить хотя бы и по предложенному проекту катехизиса. Всем очевидно отсутствие среди членов СББК подвижников и интеллектуалов уровня свт. Филарета. До сих пор не дождались от них определенного ответа на документы Критского собора, где уж там говорить о составлении катехизиса! Елена 26 сентября 2017, 19:19 Для не богословов как например я считаю, что если документ опубликован для дискуссии и предложений, то зачем тогда критиковать о.Георгия, высказался как считает нужным, а по большому счету действительно для чего сочинять то, что уже давно написано Алексей 26 сентября 2017, 18:47 Одно очевидно — ни о каком единстве в катехизаторских вопросах речи нет не только в священстве, но и в мире... Может, надо ставить менее сложные и обьемные задачи, более соответствующие текущему моменту..? То, что требуется людям, а не то, что духовные лидеры счтают, что нам требуется... Да и постепенность не помешала бы - вот по главам и обсуждали бы; а то сразу весь могучий обьем - в этом-то какая необходимость была? Да и от Афона отзыв неплохо было бы представить... Нам ведь пора согласовывать православные понятия со всеми Церквами, и их отзывы привести - а то будет " как всегда " ... А может и вместе поработать..? Без спешки... Нет? Даниил 26 сентября 2017, 17:45

http://pravoslavie.ru/106609.html

Амфилохий Иконийский О жене-грешнице, помазавшей Господа миром: Homilia in mulierem peccatricem, quae unxit Dominum unguento, et in Pharisaeum//PG 39, 66–89. Андрей Критский Великий покаянный канон//PG 97, 1329–1385. Церковнославянский перевод: Триодь Постная. М.: Изд. М. П., 1992. Л. 89–94 (понедельник первой седмицы), 100 об. – 105 (вторник первой седмицы), 111 об. – 116 (среда первой седмицы), 121 об. 125 об. (четверг первой седмицы). Григорий Богослов Слово 4: Oratio 4. Contra Julianum imperatorem prior invectiva//SC 309, 86–293. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. М., 2007. С. 61–106. Слово 45: Oratio 45. In sanctum Pascha//PG 36, 623–663. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. М., 2007. С. 559–574. Григорий Великий Гомилии на пророка Иезекииля: Homiliae in Ezechielem//CCL 142. Сорок гомилий на Евангелия: Homiliarum xl in euangelia libri duo//PL 76, 1075–1312. Русский перевод: Григорий Великий (Двоеслов) , свт. Избранные творения. М., 1999. С. 7–431. Григорий Палама Омилии: Homiliae//PG 151, 9–550. Русский перевод: Омилии святителя Григория Паламы : В 2 т. Монреаль, 1965. Диадох, епископ Фотики Слово подвижническое: De perfectione spirituali//PG 162, 1167–1212. Русский перевод: Диадох , еп. Фотики. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. С. 8–74. Дидахи Дидахи (Учение двенадцати апостолов)//SC 248/пер. с греч. свящ. В. Асмуса //Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 17–38. Евагрий Понтийский О молитве=De oratione capitula//PG 79, 1165–1200. Русский перевод: Авва Евагрий. Творения. М., 1994. С. 76–93. Епифаний Латинский Толкование на Евангелия: Interpretatio Evangeliorum//PLS 3, 836–964. Игнатий Богоносец Послание к Поликарпу: Epistula ad Polycarpon//SC10, 170–181. Русский перевод: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 346–350. Иероним Стридонский Комментарий на Евангелие от Матфея: Commentariorum in Matthaeum. CCSL 77. Русский перевод: Иероним Стридонский , блж. Четыре книги толкований на Евангелие Матфея, к Евсевию//Творения. Ч. 16. Киев, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010