Тем самым Господь через это чудо «в преддверии креста, ослабляя надлежащим образом страх учеников, показывает, что дарованное Им другому легко будет осуществлено Им и для Самого Себя» ( Ioan. Chrysost. In quatrid. Lazar.//PG. 50. Col. 643). Ряд авторов особенно подчеркивают важность совершения Спасителем воскрешения Л. для уверения иудеев ( Andr. Caes. Or. in Lazar.//PG. 97. Col. 980). Различные внешние действия Иисуса Христа (молитва, повеление открыть гробницу и снять погребальные пелены) были совершаемы Им ради снисхождения к немощи присутствующих, в т. ч. и неверных иудеев. Он желал сделать их свидетелями чуда и обратить к вере в Того, Кто обладает властью над жизнью и смертью ( Ioan. Chrysost. Contr. Anom. 9. 2-3; Idem. In Ioan. 64. 2). Свт. Амфилохий Иконийский замечает, что, в то время как верующий евр. народ признал воскрешение Л., его высшие религ. чины (архиереи и первосвященники) превратили сотворенное чудо, уязвляющее их, в повод для ненависти ( Amphil. Icon. Or. in Lazar.//PG. 39. Col. 60). Петр Хрисолог призывает слушателей испытать совершённое с Л. прямо сейчас, отвалив камень от своих сердец, и открыть их радости чуда воскресения с Господом ( Petr. Chrysolog. Serm. 65. 1-3). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает, что болезнь и смерть Л. указывают на испытания, которым подвергаются особо близкие к Богу и угодные Ему люди ( Ioan Chrysost. In Ioan. 62. 1). Прп. Исаак Сирин просит в молитве Господа: «То, что случилось с Лазарем, другом Твоим, таинственно соверши со мною» ( Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты/Пер., примеч., послесл.: еп. Иларион (Алфеев). СПб., 2006. С. 60). Завершая истолкование евангельского рассказа, свт. Андрей Критский риторически призывает христианина уподобиться Л., т. е. стать «умершим для мира сего и носящим молчание на устах, как камень» ( Andr. Caes. Or. in Lazar.//PG. 97. Col. 985). Л. в апокрифической традиции Воскрешение прав. Лазаря. Роспись катакомб на Виа-Латина в Риме. IV в. Воскрешение прав.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Пречистую же, я говорю, и пренепорочную по отношению к нам и тогдашним людям, сравнивая Ее с ними и с нами... что же касается до Ее Жениха и Его Отца, то... Ее привел Он (Бог Отец.- М. И.) и сотворил брак Своему Сыну " (Sym. N. Theol. I Eth. 9. 42-51). Ветхозаветным прообразом Божией Матери является Ноев ковчег, а сам Ной служит прообразом Христа - Нового Ноя, спасшего весь мир от потопа греха (II Eth. 4. 9-19). Образ рождения Иисуса Христа от Девы Марии некоторые толкователи усматривают в рождении Исаака от Сарры (Ephraem Syri. In Abraham et Isaac), а образ Самой Девы - в лествице Иакова, соединившей небо и землю (Быт 28. 12) (Andreas Cret. In Nativ. B. V. M.). Именование Пресвятой Девы " Неопалимая Купина " свое объяснение находит в видении пророка Моисеем горевшего, но не сгоравшего куста (слав. " купины " ), где сам куст выступает в качестве прообраза одновременно материнства и девства Божией Матери (Исх 3. 2). " Мне кажется,- пишет свт. Григорий Нисский,- (что) сию тайну (тайну этого прообраза.- М. И.) предузнал и великий Моисей во время бывшего ему Богоявления в огне... " (Greg. Nyss. In Nativit. Domini.). Образ " неискусобрачныя Невесты " " написася " , как гласит церковное песнопение (догматик 5-го гласа), и " в Чермнем мори " . К числу прообразов приснодевства Божией Матери могут быть отнесены и врата храма, которые в видении были показаны прор. Иезекиилю. Эти врата " не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены " (44. 1-2). Ввиду большого количества ветхозаветных прообразов Божией Матери невозможно дать их полное описание, что побуждает прибегнуть лишь к их перечислению, которое встречается в толкованиях многих святых отцов. Свт. Андрей Критский, напр., пишет: " Сколь величественными именами Она украшена, и как выразительно во многих местах Писания показана. Так, желая говорить о Ней, оно именует Ее Девой, Отроковицей, Пророчицей, далее - Брачным Чертогом, Домом Божиим, Храмом Святым, Второй Скинией, Святой Трапезой, Жертвенником, Очистилищем Златой Кадильницей, Святым Святых, Херувимом славы, Златой Стамной, Ковчегом Завета, Иерейским Жезлом, Царским Скипетром, Диадимой Красоты, Сосудом с миром помазания, Алавастром, Свещником, Курением, Светильником, Светильницей, Колесницей, Купиной, Камнем, Землей, Раем, Страной, Нивой, Источником, Агницей...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

В своем сочинении Н. выразил национальные и религ. взгляды, отражающие политическую ситуацию в Грузии XII в., несмотря на то что прямо он нигде не называет имени св. Тамары. Р. Г. Сирадзе связал символику «чести женщин» со Светицховели, основываясь на использованных Н. богородичных эпитетах, к-рые в своем слове «О рождестве Богородицы» рассмотрел прп. Андрей Критский («Дом Бога», «Храм Бога», «Святой Храм», «Сион»). По мнению Сирадзе, через эти символы Светицховели мог олицетворять Богоматерь ( Сирадзе. 1992. С. 134). Сочинение открывается философско-богословскими рассуждениями (по мнению Кекелидзе, основанными на «Шестодневе» свт. Василия Великого) о Божией силе и мудрости, в контексте чего представлены история обращения грузин и историческая миссия груз. народа. Джавахишвили обратил особое внимание на рассуждения Н. о характере грузин и греков и пришел к заключению, что Н. больше импонировали греки, к-рые «никогда не оставляют без внимания даже небольшие явления и описывают их, не предавая забвению бездны». Грузины же из-за своей беспечности «многое потеряли». Особенно Н. выражал беспокойство по поводу того, что грузины «не имели традиции исследовать философские вопросы» и не были искусны в красноречии ( Николай (Гулаберисдзе). 2007. С. 48). С т. зр. Джавахишвили, Н. «ставил целью восполнить этот пробел... хотел создать новое историко-философское направление в грузинской литературе» ( Джавахишвили. 1977. Т. 8. С. 402). Переводы Известно, что Н. также был переводчиком. Ему принадлежат переводы мн. сочинений прп. Максима Исповедника : это письмо эпарху Георгию (Кут. 14, XVII в. Л. 172-182 об.; НЦРГ. А 234. Л. 85-153 об.), «О молитве «Отче наш»» (Кут. 14), труды прп. Максима богословского характера (НЦРГ. A 711, 1785 г. Л. 57-60 об.; S 1350, 1794 г. Л. 63-121 об.; A 1206, XVIII в. Л. 44-58); различные краткие трактаты преподобного против монофизитов и монофилитов (Кут. 14. Л. 1-150), его эпистолярные, полемические и догматические сочинения (Кут. 14. Л. 150-152, 166-168 об., 168 об.- 182 об., 182 об.- 185 об., 185 об.- 188 об., 188 об.- 190, 216-218, 224-224 об., 226-227 об., 228-251, 251-251 об., 252 об.- 253 об., 255 об.- 257 об., 267-269, 270-278, 280 об.- 297 об., 302-303, 303 об.- 310 об.; НЦРГ. A 1206, XVIII в. Л. 1-60, 218-221, 224 об.- 226, 253-254, 254-255, 257 об.- 261, 261-263) и др. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 322; Габидзашвили. Переводная гимнография. 2012. Т. 6: Каноника. Догматика-полемика. С. 193, 200, 202-203, 205, 229, 231-237, 242, 243, 247, 265, 275, 276, 278-279, 285, 289). Исследования последних лет дают основания полагать, что часть переводов была Н. приписана.

http://pravenc.ru/text/2566054.html

имп. Львом I, однако в наст. время это отождествление отвергнуто. В нач. XVI в. вел. везиром султана Баязида II Мустафа-пашой храм превращен в мечеть, с юго-запада к нему пристроен минарет. Постройка пострадала от пожара в 1729 г. и от землетрясения в 1894 г., но быстро восстанавливалась. В 70-х гг. XX в. при реставрации обнаружены остатки визант. фресок. И. Н. Попов Святыни Свидетельства разновременных источников о святынях во В., связанных с Пресв. Богородицей, плохо согласуются или зачастую противоречат друг другу. По мнению С. Манго ( Mango C. The Origins of the Blachernae shrine at Constantinople//Acts XIII Cong. Intern. archaeologiae christianae. Split-Porec. Pars 2. Città del Vaticano, 1998), в V в. в храм-реликварий Агия-Сорос ц. Богородицы во В. был положен мафорий - плат, покрывавший голову и плечи Богородицы (впервые подробно описан в IX в.; «мафорием» назван в X в.). Из 2 версий его появления в К-поле Манго отдает предпочтение той, где говорится о перенесении мафория патрикиями Гальбием и Кандидом при имп. Льве I. Важнейшим свидетельством в ее поддержку исследователь признает гомилию Феодора Синкелла 624/25 г., написанную по случаю возвращения мафория во В. после временного укрытия в столице от авар. Однако в VIII в. свт. Андрей Критский сообщает о пребывании во В. пояса Богородицы (этот пояс или его часть с X в. хранился также в ц. Богородицы Халкопратийской в К-поле), а в др. источнике VIII в. впервые упоминаются погребальные пелены и гиматий Пресв. Богородицы. В позднейших сообщениях эти реликвии постоянно смешивались. В проповеди Патриарха Евфимия (907-912) говорится о влахернском поясе Богородицы, излечившем в 906 г. Зою, жену имп. Льва VI. В XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул вновь писал о погребальных пеленах и части пояса Богоматери, в V в. положенных в ц. Богородицы во В. Тем не менее именно мафорий Пресв. Богородицы считался главной святыней В. и палладием столицы. К его помощи обращались во время осад К-поля. Все рус. паломники, посещавшие ц. Богородицы во В.

http://pravenc.ru/text/ВЛАХЕРНЫ.html

Награды: Церковные: 1996, 1999 гг. — грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; 2003 г. — медаль кн. Константина Острожского (Польская Православная Церковь); 2009 г. — серебряный орден свт. Иннокентия (Православная Церковь в Америке); 2010 г. — орден свщмч. Исидора Юрьевского II ст. (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата); 2010 г. — орден св. блгв. воеводы Стефана Великого II ст. (Православная Церковь Молдовы); 2010 г. — орден св. ап. и ев. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь); 2011 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия с золотой звездой (Православная Церковь Чешских земель и Словакии); 2013 г. — Золотой крест апостола Павла (Элладская Православная Церковь); 2014 г. — орден свт. Саввы II ст. (Сербская Православная Церковь). Светские: 1992 г. — медаль «За мужество и самопожертвование» (Литовская Республика); 2005 г. — лауреат Макариевской премии; 2010 г. — золотая медаль Sigillum Magnum Болонского университета (Италия); 2011 г. — государственный орден Дружбы; 2011 г. — орден бургомистра Йонаса Вилейшиса (Каунас, Литва); 2011 г. — орден Сербских Соколов (организациия «Союз сербских Соколов»); 2013 г. — орден Почетного легиона Мексики; 2013 г. — орден Национальной академии Мексики. mso-fareast-font-family: " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language: RU " > E-mail: " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language:RU " > cs@mospatr.ru mso-fareast-font-family: " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language: RU " > Web-caйm: " Times New Roman " ;color:black;mso-fareast-language:RU " > www.mospat.ru Версия для печати ВЫПУСК 2 (361), 2024 Редакционный комментарий «Самый короткий месяц». Протоиерей Димитрий Смирнов «Великий Канон Андрея Критского». Протоиерей Михаил Дудко «Вся ли вода становится Святой на Крещение?». Виктор Саулкин «Молитва о Святой Руси». Протоиерей Александр Шаргунов «Время богословских споров закончилось». Сергей Худиев «Ученые и историчность Иисуса». Владимир Романович Легойда «Идентичность в камне». Протоиерей Александр Новопашин «За тех ли беспокоятся европарламентарии?». Юрий Вадимович Тавровский «Социализм китайских цветов». Протоиерей Александр Авдюгин «Прикосновение святости». Протопресвитер Владимир Диваков «Нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено». Андрей Полонский «Звездная тусовка отстала от страны». Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/authors/alfeev

(Messan. Salvad. 27. fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника ц. св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию». Также в настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе ц. вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII - нач. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках - на иконе Божией Матери «Благодатное небо» , 40-е гг. XVII в. (ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва),- в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАМЗ),- в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Г[оспо]ди призри с небесе». Иконография А. как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия , митр. Московского, сер. XIV в., XV-XVII вв.? - с остроконечной бородой; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон»,- в белом клобуке; на иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Рекклингхаузене); на иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР),- с раскрытой книгой в руках. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает А. как «старца с седою бородою» - среди святителей, говорящего: «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч.

http://pravenc.ru/text/115200.html

И потому, желая отклонить сомнения от людей подозрительных, отсрочивает на некоторое время путь свой, ожидая, пока он испустит дыхание, и погребен будет». То же пишут блаженный Феофилакт и Евфимий Зигабен, чьи толкования на Евангелие от Иоанна вторичны по отношению к трудам свт. Иоанна Златоуста, прпп. Ефрема Сирина и Андрея Критского. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна//Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1902. Т. 8, ч. 1. Беседа LXIII. С. 413. Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря. Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 4. «И более всего славно было то, что он беспрепятственно шествовал, хотя ноги и лицо его были со всех сторон обвиты погребальными пеленами» (Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря). Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 5. Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 8. Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 3. Канон на утрене Лазаревой субботы. Творение господина Феофана. Песнь 1. Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 5. Там же. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 423. Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 1. Там же. Песнь 3. Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 3. Там же. Песнь 5. Там же. Песнь 8. Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 3. Иоанн Златоуст, святитель. Против аномеев слово девятое//Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. Т. 1, ч. 2. «Для того и спрашивает: ‘где вы положили его’ (Ин. 11: 34)? — чтобы те, которые сказали: ‘пойди и посмотри’, и которые привели Его, не могли сказать, что Он воскресил другого; чтобы и голос, и руки свидетельствовали: — голос, говоривший: — ‘пойди и посмотри’, — руки, отвалившие камень и разрешившие повязки; также — зрение и слух, — слух, так как слышал голос, — зрение, так как видело исшедшего (из гроба); равно и обоняние, так как оно чувствовало смрад, — ‘уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе’».

http://pravoslavie.ru/30002.html

1. Святитель Амвросий Медиоланский. Слово о Кресте Христовом (spuria) 2. Прп. Ефрем Сирин. Слово на Честной и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне 3. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа первая о Кресте и разбойнике, и о Втором Пришествии Христа, и о непрестанной молитве за врагов Произнесена святителем Иоанном в 388 году, в период его служения в Антиохии, в Страстную Пятницу. 4. Святитель Иоанн Златоуст. Слово на Воздвижение Честного Креста (spuria) 5. Свт. Иоанн Златоуст. Слово на поклонение Честному Древу (spuria) Эта гомилия, приписываемая авторству святителя Иоанна Златоуста являет собой прекрасный и поэтичный образец византийской проповеди. По убеждению исследователей, произнесена не ранее XI столетия. 6. Свт. Андрей Критский. Слово на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста 7. Свт. Андрей Критский. Слово иное на Всеславное Воздвижение Креста «Слово» было произнесено святителем Андреем в годы его епископства на острове Крит. 8. Прп. Иоанн Дамаскин. Слово о Кресте 9. Святитель Иосиф, архиепископ Фессалоникийский. Слово на поклонение Животворящему Кресту 10. Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Беседа о Честном и Животворящем Кресте Гомилия прозвучала в годы пребывания святителя Григория на митрополичьей кафедре города Фессалоники (1351–1357). 11. Свт. Филарет Московский. Слово в Великий Пяток Хотя «Слово в Великий Пяток» и не является собственно проповедью на праздник Воздвижения, именно оно в наследии святителя Филарета наиболее ярко свидетельствует нам о богословском, духовном и нравственном смысле Крестной Жертвы Христовой, а также о спасительном значении для верующих Креста Господня. «Слово в Великий Пяток», произнесенное тогда еще архимандритом Филаретом (Дроздовым) в Александро-Невской лавре в Великий Пяток 1816 года, – подлинная вершина проповеднического таланта московского святителя. 12. Свт. Феофан Затворник. Слово первое на Воздвижение Честного Креста Господня 13. Свт. Феофан Затворник. Слово второе на Воздвижение Честного Креста Господня

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Но поскольку в нем таилось раздражение, происшедшее от сего обличения, ты, заметив это, возвышенным голосом произнес к нему сие апостольское увещание: да не зайдет солнце в гневе нашем ( Ефес. 4, 26 ). Брат мой! помиримся». В заключительной части своего слова св. Андрей называет свт. Николая «Отцом отцов», «светильником вселенной», «твердыней Церкви», «божественной и священной главой» и просит, чтобы он по-прежнему духовным оружием своего слова прогонял от возлюбленного ему словесного стада осмеливающихся нападать на них врагов. Нетрудно заметить, что, хотя в похвальном слове св. Андрея Критского не содержится прямых указаний на присутствие свт. Николая на Первом Вселенском Соборе, тем не менее целый ряд имеющихся в нем выражений, подчеркивающих вселенский характер и всемирное значение деятельности мирликийского святителя, заставляет думать, что автор похвального слова знал об его участии в защите веры на Никейском Соборе. Возможно, что в церкви Мирликийской особенно твердо верили известию об этом участии; более чем вероятно также, что там знали и передавали из уст в уста и рассказ о суде над их святителем и о его оправдании. Естественно, что и св. Андрей, находясь в Мирах, слышал эти рассказы, верил им, и эта его вера отразилась во многих выражениях и мыслях его похвального слова. Но, проявляя мудрую осторожность, он не нарушил того молчания, которое в те времена хранила Вселенская Церковь в вопросах, касавшихся событий со свт. Николаем в Никее. Мы уже говорили о том, что в событиях этих не было решительно ничего предосудительного, но Церковь не хотела давать повод ищущим повода ( 2Кор. 11, 12 ) для клеветы и злословия, ибо всегда могли бы найтись недостойные люди, которые стали бы чернить или личность свт. Николая, обвиняя его в излишней ревности, или судивших, а затем оправдавших его, никейских отцов, приписывая им «попустительство» в отношении своего собрата. Мы увидим далее, что лет через 150 после кончины св. Андрея Критского (умер в 713 г.) Церковь нашла благовременным нарушить свое молчание, но в VIII веке последнее еще строго и повсюду соблюдалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

24. Григорий Богослов, свт. Oratio 40, in sanctum baptisma, 41 [Слово 40, на Святое Крещение, 41].//PG 36,417. 25. Максим Исповедник, прп. Capita theologica et oeconomica, cent. II,1 [Главы богословские и домостроительные. Сотница II,1]//PG 90,1125. 26. Свт. Василий Великий прекрасно передает эту мысль: " Мы не ведем счета, переходя от одного до множественности путем прибавления, говоря один, два, три или первый, второй, третий, ибо: " Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога " (Ис.44:6). Никогда до сего не говорили " второй Бог " , но, поклоняясь Богу от Бога, исповедуя различие Ипостасей, мы остаемся при единоначалии " (De Spiritu Sancto, 18//PG 32,149). 27. Григорий Богослов, свт. Oratio 23, tertia de pace, 10 [Слово 23, о мире третье, 10]//PG 35,1161; Oratio 45, in sanctum Pascha, 4 [Слово 45, в святую Пасху]//PG 36,628. 28. Понятие о Духе Святом как о взаимной любви между Отцом и Сыном характерно в этом смысле для триад ологии Филиокве. 29. Андрей Критский, свт. Canon magnus, od. 3,6,7 [Великий канон, песни 3,6,7]//PG 97,1345,1360,1373. 30. Григорий Богослов, свт. Oratio 23, tertia de pace, 8: " Единица приходит в движение от Своего богатства; Двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы; Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав Двоицы. Таким образом, Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности " (PG 35,1160); ср.: Idem [Он же]. Oratio 29, theologica tertia, 2 [Слово 29, о богословии третье, 2]//PG 36,76. 31. Григорий Богослов, свт. Oratio 38, in Theophania, 8 [Слово 38, на Богоявление, 8]//PG 36,320. 32. См.: Деяния Константинопольских соборов 1341, 1347 и 1350 гг.//Mansi [Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio] 25,1147-1150; 26,105-110,127-212 [Манси. Новое и самое обширное собрание [документов] святых соборов. Т.25,1147-1150; Т.26,105-110,127-212]; также: Григорий Палама, свт. Theophanes [Феофан, или О сообщимости и несообщимости Божества и Божественного]//PG 150,909-960. 33. Таким образом, имя " Логос " в прологе Евангелия от Иоанна относится к Сыну постольку, поскольку Он проявляет природу Отца - общую природу Пресвятой Троицы. В этом смысле в имени " Логос " также содержится проявляющее дело Святого Духа (Ин.1:4: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/316/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010