Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Андрей Рублев, иконописец (XV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 июля в день тезоименитства со свт. Андреем, архиепископом Критским (+ 712) и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Год рождения прп. Андрея Рублева не известен, не известно и его происхождение, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев. Принято считать, что он родился около 1360 г. Вся жизнь его связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к XVI в., видит в нем духовного сына прп. Никона Радонежского (память его 17 нояб.), по духу св. Андрей является, несомненно, учеником прп. Сергия (память его 25 сент.). Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства. Летопись сообщает, что в 1408 г. прп. Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/437432/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРИСКЕНТ [греч. Κρσκης, Κρσκης; лат. Crescens] (III - нач. IV в.), мч. Мирликийский (пам. 13, 15 апр.). Согласно Мученичеству (BHG, N 2087, единственная рукопись - Patm. 254. Fol. 105-107, кон. X-XI в. Wortley. 1977), К. род. и жил в Мирах Ликийских (близ совр. г. Демре, Турция), происходил из знатной семьи. Во время гонения на христиан был арестован за насмешку над языческими богами и приведен на суд к не названному по имени правителю. Святой отказался назвать имя, сказав, что он «христианин». Когда правитель узнал, из какого знатного К. рода, он стал уговаривать святого принести жертву идолам только для вида. К. отверг это предложение, за что его сначала избили палками, а затем истязали железными крюками. По молитвам ко Господу К. не чувствовал боли. Тогда правитель приказал прижигать его раны факелами, но палачи отказались, поскольку видели ангелов, к-рые препятствовали им подойти к мученику. Разгневанный правитель приказал бросить палачей в море, а К. заключить в темницу, после чего снова предложил ему принести жертву идолам. К. вновь отказался и был отправлен в горящую печь, но явившийся ангел остудил огонь, сохранив мученика невредимым. К. обратился к Божию посланцу с просьбой принять его душу и с молитвой отошел ко Господу. Мучители бросили тело К. на съедение зверям, однако христиане похоронили честные останки; от мощей подвижника происходили исцеления. Мученичество К. имеет ярко выраженные признаки легендарной истории и содержит сюжетные совпадения с др. сказаниями о мученичествах. Однако древность почитания К. в Мирах подтверждается упоминанием мартирия (храма) мучеников К. и Диоскорида на дороге из Андриаки в Миры, недалеко от ворот Мир Ликийских, во всех редакциях самого раннего текста о свт. Николае Чудотворце - т. н. «Деянии о стратилатах» (Praxis de stratelatis; текст составлен до сер. VI в.; Anrich. 1913. Bd. 1. S. 69, 78, 84). В этом тексте мартирий локализуется на площади под названием Диоскуры; вероятно, христианский мартирий должен был вытеснить существовавший на этом месте храм соименных мч. Диоскориду античных божеств - братьев Диоскуров ( Anrich. 1917. Bd. 2. S. 529-520). Свт. Андрей Критский в энкомии свт. Николаю Мирликийскому ( Anrich. 1913. Bd. 1. S. 427) упоминает К. среди Мирликийских мучеников вместе с Диоскоридом и Никоклом (Фемистоклом?). В Мученичестве К. сказано, что он пострадал во время т. н. великого гонения, которое можно было бы соотнести с Диоклетиановым (303-313); однако мч. Диоскорид, с которым К. покоился в одном мартирии, и мч. Фемистокл, укрывавший Диоскорида, согласно Мученичеству Фемистокла ( Wortley. 1976. P. 32), пострадали при имп. Деции (249-251).

http://pravenc.ru/text/2459075.html

Список источников и литературы Источники Андрей Критский , свт. Гомилии на Рождество Пресвятой Богородицы//Избранный слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 3. Монреаль, 1974. Иоанн Дамаскин , преп. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997. Щетин (Попович), преп. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы//Вестник Германской епархии. Берлин, 2006. 4. Николай Кавасила , св. прав. Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы//Альфа и Омега. М., 2000. 25. Сергий Менее, сщмч. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//«Друг друга тяготы носите...»: жизнь и пастырский подвиг сщмч. Сергия Мечёва . М., 2012. Слова иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Сан-Франциско, 1994. Феодор Студит , преп. Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы//Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. Фотий, патриарх Константинопольский , свт. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//Альфа и Омега. М., 1998. 47. Andreas Hierosolymitanus, Sancti. Oratio I//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1865. T. 97. Andreas Hierosolymitanus, Sancti. Oratio IV//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1865. T. 97. Nicolas Cabasilas. Sermo in Nativitatem Deiparae// Patrologia Orientalis . Т. XIX, fascicule 3. Paris, 1925. Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1891. T. 96. Αγου Ιωννου Δαμασκηνο. Η Θεοτκος. Τσσερεις θεομητορικς, ομιλες. Κεμενο – Εισαγωγ – Σχλια. Ιερομναχος Αθανσιος Γιβτιτς. Αθνα, 1970. Φωτου ομιλαι. κδοσις κειμνου, εισαγωγ και σχλια. Θεσσαλονκη, 1959. Литература Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники//Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 3.07.1838, с. Пески Лубенского у. Полтавской губ.- 30.11.1892, Екатеринослав), еп. Екатеринославский и Таганрогский. Род. в семье священника. В 1853-1858 гг. учился в Полтавской ДС. В 1863 г. закончил КДА, оставлен в Академии бакалавром по классу сравнительного богословия, затем экстраординарным профессором по кафедре обличительного богословия, 24 мая 1863 г. принял монашество, с 24 июня иеродиакон. С 28 июня 1864 г. иеромонах, в 1867 г. причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры , с 8 июня 1869 г. архимандрит, 10 нояб. 1870 г. назначен ректором Литовской ДС и настоятелем Виленского Свято-Духова мон-ря . 27 июня 1881 г. назначен и 23 авг. хиротонисан во епископа Михайловского, викария Рязанской епархии, затем занимал викарные кафедры - Аккерманскую Кишиневской епархии (1882-1887) и Аксайскую Донской епархии (1887-1888). С 24 дек. 1888 г. епископ Костромской, с 14 дек. 1891 г. епископ Екатеринославский. Погребен в Екатеринославском кафедральном соборе. А.- автор богословских исследований, публиковавшихся преимущественно в ТКДА. А. придерживался научно-исторического подхода и стремился понять исследуемые явления как целое. «Руководство к основному богословию» (1876) - содержательный и лаконично изложенный учебный курс, представляющий собой компиляцию множества богословско-апологетических сочинений, первый систематический и полный учебник по данной дисциплине. А. большое внимание уделял проблемам богослужебного языка, считая, что его необходимо сделать понятным для простых прихожан. В отличие от своего оппонента Н. И. Ильминского , стремившегося к архаизации церковнослав. языка, А. считал, что язык богослужебных книг, зачастую непонятный из-за букв. копирования греч. оригинала, нужно упростить. С т. зр. А., необходимо избавиться от таких греч. по происхождению синтаксических конструкций, как «дательный самостоятельный» и «винительный с инфинитивом». Устаревшие славянизмы, т. е. слова, неизвестные в рус. лит. языке или имеющие в нем др. значение, необходимо заменить синонимами, общими для церковнослав. и рус. языков, возможна замена собственно рус. словом. А. предлагал также упростить церковнослав. грамматику, напр. заменить формы двойственного числа множественным, исключить местоимение «иже» в функции греч. артикля. Идеи А. об улучшении языка богослужебных книг оказали заметное влияние на деятельность Комиссии по исправлению богослужебных книг , к-рая работала при Святейшем Синоде в 1907-1917 гг. А. делал новые переводы с греч. на упрощенный слав. язык: им были переведены Великий канон свт. Андрея Критского и каноны двунадесятых праздников. Эти тексты были известны свт. Феофану , затворнику Вышенскому, к-рый благожелательно отзывался о них.

http://pravenc.ru/text/62616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАНОВ-КАРБАТОВСКИЙ Богдáнов-Карбатóвский Иван Иванович (1716, дер. Корбатовская Архангелогородской губ.- 16.07.1801, дер. Чекуевская (Чекуево) Онежского у. Архангельской губ.), иконописец из крестьян. В 1745 г. для Кожеезерского в честь Богоявления Господня мон-ря поновлял 7 пядничных икон. В 1749 г. в числе др. иконописцев, возможно возглавляя артель, и выполнял иконописные работы для Кий-Островского Крестного мон-ря. В 1770 г. для ц. Покрова Пресв. Богородицы в Онежском у. им были написаны 52 образа (Деисус, апостолы, праздники и пророки). В кон. XIX - нач. XX в. подписные иконы Б.-К. хранились в ц. Воскресения Христова в Каргополе (не сохр.): «Рождество Богородицы» (1765), «Богоявление» (1769). Сохранились сведения, что иконостас собора Рождества Христова г. Каргополя (1562) «по преданию, Карбатовской работы» (ИИМК, ркп. арх. Р. III. 4199. Л. 7). В том же соборе хранятся подписные произведения Б.-К.: «Алексий, Человек Божий» (1767, КИАМЗ), «Богоматерь с Младенцем» (совместно с Иваном Васильевым Мининым , 1776, там же), «Царь Царем» (1776, там же), икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1776, там же), а также входные двери зап. паперти (совместно с Иваном Алексеевичем Богдановым-Карбатовским, 1784). Иконы «письма греческаго» работы Б.-К. находились в церквах Иоанна Предтечи и Входа Господня в Иерусалим в Каргополе (ЦГА Карелии. Ф. 27. Оп. 2. Ед. хр. 4/54. Л. 10об., 29об.). Из Троицкой ц. дер. Мондино Архангельской обл. происходят иконы «Благовещение» (1798, АМИИ) и «Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с клеймами жития» (1800, там же) работы Б.-К. Б.-К. имел соратников по артели и учеников, среди к-рых наиболее известны Григорий Федорович Максимов и Иван Алексеевич Богданов-Карбатовский. О работах последнего можно судить по 2 подписным иконам: «Свт. Николай» (1805, СГИАПМЗ) из Онежского р-на Архангельской обл. и «Святые Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие» (1820, АМИИ) из ц. свт. Климента, папы Римского, дер. Макарьино Онежского р-на Архангельской обл. К работам артели Б.-К. по стилю можно отнести ряд икон «Кийский крест с предстоящими» (1773, Харьковский художественный музей; 1785, ГИМ НДМ). По свидетельству Максимова, в 1790 г. он и Б.-К. описывали в Ворзогорском приходе теплую церковь, затем работали в Кяндском приходе в холодной церкви, «потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Ед. хр. 2433. Л. 12).

http://pravenc.ru/text/149459.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней От переводчика     Филофей Коккин Житие Саввы Нового   От переводчика:   Житие прп. Саввы Ватопедского (не путать с Сербским, который жил на 300 лет раньше) является уникальнейшим текстом христианства. Мало того, что сам Савва – один из величайших святых, до времени сокрытых Богом от людской молвы. Но и автор Жития – Филофей Коккин, вселенский патриарх, подвижник и защитник исихастов. Кир Филофей был другом свт. Григория Паламы и защищал его на антипаламистских соборах.   Вообще-то это уникальный случай: Житие афонского исихаста, написанное другим афонским исихастом. Причем, сам Филофей был учеником прп. Саввы, они несколько лет вместе подвизались на Афоне в монастыре Ватопед. Сравнить этот уникальный текст можно разве что с Житием прп. Антония Великого, написанным свт. Афанасием Великим , или же с Житием прп. Симеона Нового Богослова, написанным прп. Никитой Стифатом.   И все же эти тексты сравнивать неправильно. Жития  свв. Антония и Симеона были стилизованы под житийный канон. А Житие прп. Саввы настолько уникально, его подвиги настолько выходят за все разумные рамки, что и стилизовать описание под канон оказалось невозможным… Это текст совершенно уникальный! Об этом пишет сам кир Филофей:   " Если же вы поймете что-то не так или вообще ничего не поймете, то я еще раз напоминаю вам: я взялся описать только несколько эпизодов лишь в той мере, в какой мне самому это понятно... "   Не случайно Господь не попустил широкого распространения этого текста. Многим этот рассказ и не полезно было бы узнать. Этот текст написан монахом для монахов.   Поскольку кир (т.е. господин) Филофей получил высочайшее образование, то прежде всего обращает на себя внимание язык, которым он пользовался: живой, полновесный, переполненный эллипсисами и различными аллюзиями. Поэтому произведения Филофея чрезвычайно трудны для перевода и на русских язык почти не переводились.   Например: «И вот, положившись на пучину Божией Благости и неизреченного Милосердия, наш атлет вступает в пучину морскую...» - так сказать вместо «он отплыл в Ефес» мог только Филофей Коккин или, может быть, Андрей Критский. Это белый стих, чудеса византийской риторики.

http://isihazm.ru/?id=1557

Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Отмечается в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи. В 2010 г. этот день выпадает на 28 апреля. 25 мая Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Отмечается в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи. В 2013 г. этот день выпадает на 29 мая. Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил. Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» От Божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой День Преполовения – древний христианский праздник. О нем упоминал в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа в праздник Преполовения Пятидесятницы.

http://pravmir.ru/segodnya-prepolovenie-...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Варлааму (Пономареву), епископу Махачкалинскому и Грозненскому 27 января 2013 г. 17:11 27 января 2013 года за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Варлаама (Пономарева) во епископа Махачкалинского и Грозненского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Варлаама на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Варлаам! Ныне за Божественной литургией, совершенной в Храме Христа Спасителя, силою, действием и наитием Святого Духа, нисшедшего на тебя через возложение рук архипастырских, при сонме свидетелей ты стал преемником апостолов, продолжателем их дела и служения. Благодать епископства, ниспосланная тебе в хиротонии, налагает на тебя величайшую ответственность, ибо с этого дня не должно быть у тебя иных забот, кроме забот о спасении вверяемой твоему попечению паствы. Ты призываешься положить свою жизнь на алтарь служения Церкви, всего себя посвятить в духовный дар Богу (см.: свт. Андрей Критский. Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю). И чтобы дар сей был угоден и приятен Господу, тебе предстоит немало потрудиться в Его Винограднике, дабы посеянные в душах людей Небесным Владыкой семена благовестия взошли и принесли добрые плоды. А для этого тебе самому надлежит сделаться, по слову апостола Павла, образцом для верных в слове, в житии, в любви (см. 1 Тим. 4:12). Итак, внемли себе, чтобы внимать Богу и представить себя делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (см. 2 Тим. 2:15). Дивным Промыслом Вседержителя тебе суждено совершать архипастырское служение в новообразованной Махачкалинской и Грозненской епархии. Ты и раньше нес различные послушания в этом регионе, потому ситуация в нем знакома тебе не понаслышке. Долгое время ты являлся благочинным приходов в Ингушетии и Чечне, настоятелем церкви в честь Архистратига Божия Михаила в городе Грозном и Покровского храма в станице Слепцовской. Принимая участие в работе общественных советов при президентах республик, ты стремился вносить свой посильный вклад в развитие межэтнического и межрелигиозного диалога, в налаживание мирной жизни на Северном Кавказе. Твоими заботами было положено начало восстановлению нескольких православных храмов в регионе. И теперь тебе предстоит продолжить это важное служение уже в качестве правящего епископа.

http://patriarchia.ru/db/text/2752911.ht...

Календарь Материалы 28 октября 2014 г. Чтения свт. Афанасия исп. (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба. [Встреча с Православием/Апологетика] Протоиерей Андрей Ткачев После службы проэкзаменуй себя: что помнишь, что понял, чем проникся? Понудь себя к богомыслию. Разве это терпимо, чтобы выходящий из храма не помнил смысл прочитанного Евангелия и Апостола? [Интернет-журнал/Общество] В бывшей церкви в Комо сегодня находится автомастерская. А вот в церкви Сан Филиппо Нери в Аквиле стоят обитые красным бархатом кресла: в ней располагается театр. [Интернет-журнал/Культура] Александр Попов Концептуальным стержнем фильма становится взаимосвязь личностного и общенационального греха, погибельный отзвук ошибок прошлого в настоящем, роль мечтательности в процессе падения человека и страны. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] В Болдино невольно вспоминаются те строки Священного Писания, в которых говорится, что Господь являет Себя не в бурных проявлениях природы, а в тихом, спокойном дыхании ветра. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Станислав Минаков Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконой, учил особо почитать ее своих духовных дочерей – инокинь Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа мирянам. Преподобный Иоанн Дамаскин, Андрей Критский, Роман Сладкопевец... и это всего несколько имён самых знаменитых гимнографов Церкви. Кто имеет право и должен сочинять стихиры и каноны? Разумеется, учёные мужи, подвижники и святители. Однако есть в истории исключительные примеры. Наталья Горенок Произведения диакона Сергия Трубачева сегодня, без преувеличения, звучат в каждом православном храме России. Музыка отца Сергия — канонически-традиционная и глубоко молитвенная, созданная с полным пониманием того, к Кому она обращена и что происходит во время богослужения. В то же время, благодаря исключительному таланту автора, она узнаваема и самобытна. English Edition [Church and State] Feldman’s office sent subpoenas to five Houston pastors last month demanding that they turn over any sermons dealing with homosexuality and gender identity issues. They also wanted sermons or correspondence that referenced Annise Parker, the city’s first openly lesbian mayor.

http://pravoslavie.ru/archive/141028.htm

Гряди вон! Воскресение Лазаря в греческой литературе на примере экзегезы Ин. 11:43 23 апреля 2021 г. 18:43 В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья профессора  Московской духовной академии  игумена Дионисия (Шленова), посвященная теме воскресения Лазаря ( 3, 2021 , PDF-bepcuя ).  Христос, сковавший смерти тиранию, закричал: Лазарь, гряди вон, и четверодневный из гроба восстал. Андрей Критский, свт. Канон на Вербное воскресенье  Лазарь, изыди вон, дабы узнали люди, что значит воскресение мертвых. Дамаскин Студит, иером. (XVI в.). Сокровищница. 5:654 Призыв Спасителя «Лазарю, гряди вон» оказывается одним из важных лейтмотивов в святоотеческой литературе, извлекающей из этого призыва максимальные духовные уроки. В Евангелии от Иоанна в 43-м стихе 11-й главы мы читаем: «Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон». И далее повествуется о чудесном исхождении из гроба Лазаря, спеленутого пеленами и освобождающегося от них. 43-й стих становится своеобразной духовной формулой преодоления смерти, а 44-й — плена смерти и, в более широком духовном смысле, освобождения от греховного плена и достижения свободы. Святитель Василий Великий пишет: «Лазарь, изыди вон. И мертвый стал оживать; и связанный стал ходить. Чудо в чуде: быть связанным пеленами по ногам и беспрепятственно передвигаться» 1 . Чудо воскрешения Лазаря значительно выделяется среди прочих чудес Спасителя, ибо здесь происходит не исцеление, а воскрешение, не уврачевание, а дарование жизни вопреки законам земного бытия 2 . Согласно описанию Варфоломея Эдесского: «Христос без молитвы и просьбы воздвигнул мертвых. Ибо владычним голосом Он сказал четверодневному Лазарю: ­Лазарь, гряди вон…» 3 Само слово «изыди» необычное; это не глагольная форма, а наречие, способное превратиться в аналог глагола второго лица множественного числа («приидите») 4 . Евангельское повествование о воскресении Лазаря имеет два основных экзегетических поля понимания — богословское и аскетическое. С точки зрения богословия и логики библейского повествования воскресение Лазаря особенно важно в соотнесении с грядущим воскресением Спасителя. «И смотри на удивительное: не сказал: Лазарь, оживи, — но что? Лазарь, изыди вон, дабы научить присутствующих, что Он — призывающий не сущее к сущему, дабы показать присутствующим, что Он Бог живых, а не мертвых, дабы в срок явить беспрепятственность Боже­ственного приказания» 5 . «И через глас Он быстро предызобразил будущее воскресение» 6 .

http://patriarchia.ru/db/text/5801964.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010