21. В день Собора Архистратига Михаила Православные христиане! Ныне соборный у нас праздник не потому, что мы соборно совершаем богослужение – присутствием нескольких священнослужителей, при стечении многих молящихся; но особенно потому, что ныне праздник в честь собора Архистратига Михаила; все девять чинов ангельских собираются к этому дню – ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы и проч. тмочисленные духи, наполняющие небо и землю, для прославления Бога и святого Архистратига Михаила, предводителя, вождя и князя над силами небесными. И если бы открылись душевные наши очи, как некогда отверзлись очи у пророка Валаама и у его ослицы 13 ; то мы несомненно увидели бы в сем малом и убогом храме миллионы чистейших и светлейших ангелов. Что собрало сюда святых ангелов? Бескровная жертва Христова, которая хотя приносится нашими недостойными руками, но самое важнейшее в этой жертве то, что приносящий и приносимый есть сам Творец мира и ангелов – Господь наш Иисус Христос . Да притом ангелы ближайшие друзья наши, которым вверены Богом мы и наше вечное спасение: не все ли служебнии дуси на служение нам посылаемые, которым заповедал Бог сохранять нас на всех путях наших 14 сказано в писании? Но не забудем того, что мы имеем на земле и злейших врагов, которые неусыпно пекутся о нашей погибели, – это злые духи, демоны и бесы – потерявшие небо, низринутые на землю и обольщающие в сильной ярости всю вселенну 15 , – как написано в откровении Иоанна. И вот, сколько добрые ангелы радуются благочестию нашему, столько злые радуются нашему нечестию и грехам нашим. Ангелы Божии назначены Богом от крещения вашего до самой смерти, быть нашими стражами и хранителями нашими от всех соблазнов и искушений. Однако и древний змий, дракон, князь воздушный, действующий в сынах противления – приставил к нам и со своей стороны искусителей и соблазнителей. Правда, что мы отрицались от них при крещении и плевали на них; но что показывают ныне дела наши и жизнь наша? Кого мы больше любим: добрых ли ангелов или злых? Чье имя мы чаще поминаем в разговорах – ангела ли хранителя или беса, черта и диавола? Сему последнему и имен повыдумали много, тогда как ангела-хранителя называют одним именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Вследствие столь ясного учения Господа, вера в существование особого ангела-хранителя при каждом христианине существовала еще в церкви апостольской. Когда ап. Петр, будучи чудесно изведен ангелом из темницы, пришел к дому, в котором собраны были верующие, они, пораженные неожиданностью, не хотели верить случившемуся и говорили: «это, верно, не он сам, а Ангел его» ( Деян.12:15 ). Разные названия духов злых и достоверность их бытия Кроме добрых духов, слово Божие говорит о духах злых ( Лук.7:21 ), называя их духами нечистыми, бесами и демонами. В частности, оно различает между ними одного главного, которого чаще всего называет диаволом, искусителем, князем мира сего и под.; а прочих злых духов, по отношению к нему, называет ангелами диавола ( Мф.25:41 ). Что этот диавол и ангелы его принимаются в Свящ. Писании, как существа личные, действительные, видно: – 1 . Из книг ветхозаветных (см. Иова 1:6; 2:2). 2 . Еще более из книг новозаветных. Для доказательства укажем примеры: а) Когда фарисеи обвиняли Спасителя, что Он изгоняет бесы токмо о вельзевуле, князе бесовстем ( Мф.12:24 ), то Спаситель не только не сказал, что вельзевул и его бесы не существуют, но отвечал – аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть. како убо станет царство его? б) В том страшном приговоре, какой произнес праведный Судия на грешников – идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). в) Ап. Иаков говорит: – и беси веруют и трепещут ( Иак.2:19 ). Злые духи сотворены от Бога добрыми, но сами сделались злыми. Эта истина, которую не может не принять здравый разум на основании самого понятия о Боге, как существе совершеннейшем, ясно выражена в слове Божием. Христос Спаситель, обличая иудеев в нечестии, сказал: вы отца вашего диавола есте и похоти его хощете творити; он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит – т. е. в истине не устоял ( Ин.8:44 ). Если же диавол не устоял в истине, то значит, он был поставлен в истине и от него зависело не устоять в ней. Та же мысль ясно выражена у ап. Петра (2 посл. 2:4) и у ап. Иуды (6 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

25 октября 1825 года 321. К П.И.А. Радостно поздравляю вас с Великим постом. Даруй, Господи, препроводить оный с благоговением и с радостью встретить Светлый день Воскресения Христова. По искреннему усердию вашему сообщаю вам маленькое правило. Да управит Сам Господь подвизающихся истинным путем в жизнь вечную! Восставши от сна, по прочтении утренних молитв, читать Псалтирь, сколько успеете до утрени. Потом от утрени, пришедши в келью, еще продолжать оную. После порукодельничать, помолиться по четкам – и к часам. После часов немножко отдохнуть, ежели изнемогаете. Потом за чтение жития святых отец. По чтении рукоделие и молитвы. А после повечерия трапеза: сухоядение или, по немощи, чай с хлебом; потом рукоделие, чтение Псалтири; каноны, сколько можете, и молитвы на сон грядущим. Одним словом сказать о правиле: должно всегда быть в занятии – или в молитве, или в чтении, или в рукоделии, чтобы всячески избежать праздности и празднословия. Святой мирный Ангел Хранитель ваш да сохранит вас под кровом Матери Божией! 19 февраля 1832 года 342. К П.И.А. Постом умерщвляется всякая страсть греховная и, как от тяжкого сна, пробуждается душа и животворится в жизнь вечную. Пост умерщвляет плоть и оживляет душу: убеждает ее на молитву и пленяет всю ее в любовь Божию... Просиявый постом святой Илия Пророк на огненной колеснице взят на небо, а святой Иоанн Пророк и Предтеча и Самого Господа удостоился быть Крестителем. Да и Сам Господь наш Иисус Христос не постом ли посрамил искусителя диавола? Пост, молитва и любовь человека земного делают небесным; о нем радуются святые Ангелы, а диаволу наносит он раны и посрамление. Простите. Прошу святых молитв ваших о соблюдении Великого поста, да укрепит нас Господь во спасение наше. Во всякое время и во всякой вещи с верою и любовью поручаем себя покровительству Божией Матери. 10 февраля 1833 года 374. К П.И.А. Радуйтесь о Господе! Приближается Великий пост – ангельская радость, а сопротивникам язва! Бесы унывают, когда видят кающуюся душу: очень им мучительно это, что Господь дал грешникам покаяние и кающихся от всего сердца удостаивает прощения и милости Своей. Полюбим пост святой и молитву чистую с покаянием о грехах своих: это поведет нас от земных прелестей к небесным красотам, от временных скорбей к вечным утешениям и преставит нас от смерти к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

— Хотите купить в новую комнату новые иконы? Хорошее дело задумали, девочки, — сказал Акоп Спартакович, — и я вам с радостью помогу. Не станем откладывать благое дело, едем прямо сейчас! Я вот только позвоню Дмитрию Сергеевичу и спрошу, сколько денег можно потратить на это духовное мероприятие. У папиного секретаря Акопа Спартаковича была одна особенность, делавшая его человеком непредсказуемым не только для окружающих, но и для самого себя. Дело в том, что приставленные к Акопу Спартаковичу Ангел Хранитель и бес-искуситель находились при нем не одновременно, а по очереди: если сегодня ему сопутствовал Ангел, то завтра им руководил бес. В этот удачный для сестричек день Акоп Спартакович пребывал под сугубым наблюдением Ангела Хранителя Акопуса, а бес Недокоп боязливо пребывал в сторонке. Они отправились на машине покупать иконы. Ангелы Хранители их, конечно, сопровождали, а бесы Недокопка и Прыгун, услышав о цели поездки, благоразумно решили остаться дома. Акоп Спартакович по роду своих обязанностей хорошо знал, что и где в городе можно купить. Он повез сестер в православный магазин напротив Александро-Невской Лавры, и там их встретило великое обилие икон, лампад и церковной утвари. Увидев прислоненный к стене золоченый резной иконостас, Юлька бросилась к нему. — Что это, Ань? — Иконостас. — Обалдеть! Вот то, что нам нужно, — решила Юлька. — Ты представляешь, придут Юрик и Гуля с Кирой в гости, откроют дверь в нашу комнату, а у нас — иконостас! — Нет, Юленька, это иконостас для небольшой церкви или часовни; нам с тобой надо что-нибудь поскромнее. И вообще иконостасы ставят только в церкви, а нам бы подошел небольшой киотик. — А вот что это там за шкафчик такой с иконами? Это нам не подойдет? — Это как раз и есть киот для икон. Но он страшно дорогой, Юля! — Ничего. Папа разрешил купить все, что нам понравится, — вот мы его и купим. И еще вот такой подсвечник — ты только посмотри, Ань! Понравившийся Юльке бронзовый подсвечник был ростом почти с нее и тоже оказался церковным: пришлось ограничиться лампадкой на кронштейне с цепочкой. Потом Юльке понравились расписные фарфоровые сосуды и кружечки для святой воды и серебряные ладанницы. Было куплено и то, и другое, и третье, после чего перешли к иконам. Аня сразу же выбрала две иконы Спасителя и одну Божьей Матери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Демоны, по попущению Божию, могут даже физически воздействовать на окружающий мир и людей. Воздействие это либо обольстительно и сладострастно, либо разрушительно. К примеру, бесы являются подвижникам и подвижницам в виде развратных женщин и мужчин, дабы совратить их. А помните, как демоны до полусмерти избили преподобного Антония Великого ? Правда, материализуясь в осязаемые формы, бесы и сами на какое-то время становятся заложниками материи. Для посрамления падших духов Господь давал власть некоторым святым приказывать что-либо бесам или даже избивать их. Разумеется, в этом случае человек бил не самого демона, потому что демон — это дух, а материальную оболочку, под которой тот укрылся. Но зато бес получал нравственное посрамление. Образы, созданные бесами из тонких или грубых типов материи, недолговечны: они распадаются и исчезают, если бесы прекращают в них нуждаться или если их разрушает благодать Божия. — Батюшка, а почему сатана так ненавидит людей? — не унимался Александр, опережая отца Давида, у которого тоже имелись вопросы. — Это древняя история. Ведь изначально Господь поставил сатану хранителем и князем сего материального видимого мира. Такое именование сохранилось за Денницей и после его предательства, но уже получило отрицательный смысл: сатана — князь мира сего, во зле лежащего. И вот после падения сатаны и его ангелов Творец создает человека — удивительное существо, принадлежащее одновременно двум мирам: телом — материальному видимому миру, а душой — невидимому духовному миру. И этому наполовину плотяному существу Бог дарует власть следить за землей и возделывать ее. Не правда ли, усматривается некоторая аналогия с первоначальным предназначением Денницы? И Деннице, и человеку Бог поручает надзор и охрану части Своего творения. Денница отрекся от Бога, а когда был сотворен человек, то возненавидел и человека, поставив целью соблазнить его на предательство. Так что падшие ангелы ведут непрестанную войну не только против Бога, но и против человека. Это серьезные противники, ибо бесы и сатана приобрели многовековой опыт искусительства.

http://azbyka.ru/fiction/angely-prixodya...

— А я думал, что это мистика все. Ну там спиритизм, духи мертвых и прочее, — оторопел я. — Ээ-ээ, Денис. Подожди! Давай не будем валить все в одну кучу! Для нас, людей православных, является фактом, что душа после смерти не умирает. Над ней вершится предварительный суд, и душа по делам человека в его земной жизни определяется либо в Царствие Небесное, где пребывает в блаженстве, созерцая Господа, либо во ад, где, как сказано в Писании «плач и скрежет зубов». Душа, находящаяся в Царствии Небесном, может молитвенно обращаться ко Господу, прося за тех, кто ей дорог, кого она любит и помнит. Господь же, по любви Своей, не отказывает искренне просящим у Него. Мы, в свою очередь, можем и должны молиться Богу о душах наших умерших близких. И эти молитвы очень радуют не только Господа, но и наших ушедших любимых. Что же касается спиритизма, оккультизма и прочего, то никакого отношения к Богу это не имеет. Это есть не что иное, как вхождение в духовный мир с черного хода. И встречают человека там отнюдь не Бог и святые, и не ангелы, а бесы. И все эти «доказательства» того, что спирит общается непосредственно с душой умершего человека, основанные на том, что, дескать, открываются в глубоко интимные подробности из жизни усопшего, рассчитаны, прости меня, на очень недалеких или слишком доверчивых людей. Вся эта информация объясняется до смеха просто. Человека по жизни сопровождает не только ангел-хранитель, но и бес, можно сказать, бес-искуситель. Он ничего не забывает, а живет вечно. Так, скажи на милость, какую трудность для него представляет изложить эти подробности спириту? Да он может такое рассказать, что и сам человек о себе не знает! Или вот иногда говорят о том, что один человек вдруг «вспоминает» какие-то очень личные подробности из жизни другого, жившего несколько сотен лет назад. Из этого делается «гениальнейший» вывод о переселении душ! Но почему-то никому не приходит в голову гораздо более простой ответ: этих двух людей «обслуживает» один и тот же «бес-куратор». Так что, Дионисий, помолись о своей матушке, можешь просто своими словами.

http://azbyka.ru/fiction/po-lezviyu-nozh...

Глава 16 1Кор.16:1 .  При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. «О милостыни же, яже ко святым, якоже устроих церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте». Милостынею Апостол называет денежный сбор. Не без намерения же упомянул о галатах, но давая разуметь, что и им советовал сделать то же. 1Кор.16:2 .  В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. «По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится». Количество подаяния Апостол предоставляет расположению, научая, что душам, избирающим лучшее, содействует Бог. Ибо сие выразил словами: «еже аще что благопоспешится». Соответствует же делу и день Господень, отличенный воскресением. «Да не егда прииду, тогда собрания бывают». 1Кор.16:3 .  Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. 1Кор.16:4 .  А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. «Егда же прииду, ихже аще искусите, с посланьми сих послю отнести благодать вашу во Иерусалим. Аще же достойно будет и мне ити, со мною пойдут». Ибо неприлично в моем присутствии быть денежному сбору. Мне надлежит послать собранное к святым с теми, «ихже аще искусите». А если же увижу, что подаяние сделано щедрое, то и сам приму участие в сем служении. Не сказал: «сам отнесу это», но говорит: «со мною пойдут». Ибо что советует другим, то сам делает первый, и «безпреткновен бывает Иудеем и Еллином и церкви Божией» ( 1Кор. 10, 32 ). Назначает же коринфянам и время своего прибытия. 1Кор.16:5 .  Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. «Прииду же к вам, егда Македонию прейду». И что бы коринфяне не оскорбились тем, что предпочтены македоняне, Апостол присовокупил: «Македонию бо прохожду». 1Кор.16:6 .  У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. 1Кор.16:7 .  Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь по­зволит.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Душа, уязвленная любовью к Богу и главнейшими добродетелями преисполненная, не только сопротивляется им в праведном гневе, но и бьет их нещадно, если есть какое чувство в них, как видится, оземленившихся вследствие отпадения от первого Божественного Света (прп. Никита Стифат , 92, 118). берут силу над нами больше по нашей беспечности (прп. Григорий Синаит , 92, 191). Бесы наполняют образами ум наш, или, лучше, сами облекаются в образы по нам, и приражаются (прилог вносят), соответственно навыкновению господствующей и действующей в душе страсти, ибо сим навыкновением страстным они обыкновенно пользуются к размножению в нас воображений страстных, и даже во сне мечтание наше делают богатым воображениями: причем преобразуются бесы похоти иногда в свиней, иногда в ослов, иногда в коней женонеистовных и огневидных, иногда в жидов наиболее невоздержных; бесы гнева – иногда в язычников, иногда во львов... бесы пьянства и объедения – в сарацин; бесы любостяжания – иногда в волков, иногда в тигров; бесы лукавства – иногда в змей, иногда в ехидн, иногда в лисиц; бесы бесстыдства – в собак; бесы лености – в кошек. Бывает, что бесы блуда иногда превращаются в змей, иногда в ворон и грачей; в птиц превращаются наиболее воздушные бесы. Трояко же фантазия наша изменяет воображение бесов, по причине трое-частности души, представляя их в виде птиц, зверей и скотов, соответственно трем силам души – желательной, раздражительной и мыслительной. Ибо три князя страстей против сих трех сил вооружаются, и какою страстью окачествована душа, сродный с тою они принимают образ, в коем и приступают к ней (прп. Григорий Синаит , 92, 209–210). ...Воюющие с нами скрытно находятся в другом великом мире, по природе одинаковом с природою наших душевных сил. Ибо против трех сил души три князя злобы, борясь с подвижниками, делают нападения, и в чем кто ни преуспеет и над чем ни трудится, в том и борим бывает ими. Присем дракон, князь бездны, восстает войною против внимающих сердцу, как имеющий крепость на чреслах похотных (ср.: Иов. 40, 11 ); чрез любосластного исполина забвения пускает он на них палительные тучи разжженных стрел, как иное море взволновывает в них похоть, воспеняет и разжигает ее, и к смешению их возбуждает, наводняя потоками сластей ненасытных.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И вот «тогда как люди почитали Христа за человека, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — бесы пришли исповедать Его божество, и апостолы, которые оставались еще невнимательными при укрощении бури на море, услышали теперь демонов, взывавших о том, о чем возвещало море своею тишиною. Бесы умоляли Господа и заклинали не ввергать их в бездну, в глубины мрачного ада, в темницу духов, где уготованы им вечные муки. Они думали, что теперь настало время их вечного наказания». Из этого следует, как страшны адские муки, если сами бесы страшатся их. Заметим и еще, что эти мольбы, эти жалобы и упреки бесов в том, что Господь пришел мучить их, обличали нелепую хулу фарисеев, будто Господь изгонял бесов силой князя бесовского. Вдали от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. Если запрещаешь мучить людей, то позволь, по крайней мере, мучить свиней. Для бесов невыразимое страдание заключается уже в том, что без попущения Божия они не могут никому вредить. И Он сказал им: идите. «Для чего Христос исполнил прошение демонов? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: — Он сделал это не потому, что убежден был ими, но по многим премудрым целям. Во-первых, для того, чтобы освобожденным от них показать, как велик вред, причиняемый сими мучителями; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить, что бесы без Его позволения не смеют прикасаться даже и к свиньям; втретьих, для того, чтобы дать понять, что бесы гораздо жесточе, чем со свиньями, поступали бы с людьми, если бы Господь не промышлял о людях, потому что всякому известно, что бесы ненавидят нас более, чем животных. Вчетвертых, для того, чтобы погибель свиней убедила всех, что бесы вышли». Итак, бесы, гонимые силой Христовой, вышли из одержимых ими людей и пойти в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Таково зло по своей природе: оно коварствует и разрушает само себя; безумное, слепое и самоубийственное, оно может только губить и чаще всего гибнет само в общем разрушении, к которому стремится.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Кроме того, сложность духовной борьбы обусловлена невидимостью, неощутимостью, стремительностью, неуловимостью и пронырливостью демонических сил, непредсказуемостью их нападений, незнанием в полной мере их тактики, множественностью, замысловатостью и хитросплетенностью диавольских козней, высотой цели борьбы, свирепостью и неистовством, коварством, бесстыдством и ненасытностью в деле вершения зла. «Впрочем, есть и другая война (в отличие от обычной – А. Л.), – констатирует святитель Иоанн Златоуст (IV в.), – которая гораздо тяжелее этой, в которой нам особенно нужна высшая помощь, – наша борьба с враждебными силами. А что у нас борьба с ними, о том послушай Павла, который говорит: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властям, и к миродержателем тмы века сего ( Еф. 6:12 ). Эта борьба тяжелее потому, что полчища этих неприятелей не одной с нами природы и невидимы для нас; и потому, что борьба происходит не за что-нибудь маловажное, а за спасение или погибель. Здесь невозможно видеть убиваемых, невозможно наперед знать ни времени, препятствий, ни места и ничего подобного. Эти полчища нападают и на площади, и в доме, и во время игр, и во время бездействия, так что мы должны постоянно быть осторожными. Война с ними не знает перемирия, не имеет ни вестников, ни переговорщиков и ничего подобного, но бывает без объявления. Поэтому здесь особенно нужно со всех сторон ограждать себя и подкрепляться пищею. И пища для такой войны и оружие для таких воинов есть слушание божественных Писаний. Кто не вкушает этой пищи, тот мучится голодом: дам им, сказал Господь, ни глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня ( Ам. 8:2 )» 18, с. 42–43 . Многообразие демонических козней объясняется, прежде всего, бесчисленностью полчищ и многоликостью самих падших ангелов. Известно, например, что бесы различаются между собой степенями или чинами, лютостью, хитростью, силою, направлениями деятельности, излюбленными местами пребывания и предпочтительным временем нападения на людей. Так, существуют главные бесы и подчиненные; бесы тщеславия и бесы уныния; бесы полуденные и бесы ночные; бесы глухие и немые и те, что «вопят»; блудные бесы и бесы – подстрекатели к пьянству...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010