Почему в данном примере Иисус Христос именно правой руке дает возможность знать о совершении милостыни, а левой руке такого знания не дает. Это объясняется тем, что в культуре восточных народов, в том числе и у древнееврейского народа, существовало деление на правые и левые поступки. В своем примере это деление Иисус Христос перенес на правую и левую руки человека, совершающего милостыню. В культуре этих народов считалось, что правые поступки это правильные, праведные действия человека. А левые поступки представляли собой такие действия, в которых человек для достижения своей личной выгоды мог слукавить, в чем-либо исказить правду, не придерживаться справедливости. То есть допустить нарушения Закона Божьего и пойти вопреки своей совести. Недаром по представлениям христиан, Ангел-Хранитель находится у человека за правым плечом, а лукавый дух-искуситель помещается за левым плечом.    Деление в совершении правых и левых (то есть честных и нечестных) поступков переносилось древними евреями и на две руки: правую и левую. Правая рука была символом честной работы, честно заработанных благ и богатств. А левая рука служила символом лукавых действий, обходящих Закон Божий и нравственность. Отождествляя левую руку с низменной лукавой частью человеческой духовной природы, Иисус Христос и говорит о том, чтобы левая рука (а наряду с ней и левая половина духовного существа человека) не знала о совершении милостыни.    Такой совет Иисус Христос дает потому, что именно в левой половине духовного существа человека обитают низменные инстинкты, которые могут пробудить у человека гордыню, тщеславие и самопрославление, вызванное совершением доброго поступка в виде подачи милостыни. Согласно аллегории Иисуса Христа, правая рука, как часть правой стороны в духовной природе человека, олицетворяет собой честный труд, исполнение трудной, но нужной и правильной работы и не будет поддаваться гордыне. Поэтому правой руке и разрешено знать о совершении доброго поступка в виде подачи милостыни.    Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Иисус Христос советует совершать добро (в данном случае в виде подачи милостыни) только правой рукой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2) Один священнослужитель на 16 году брачной своей жизни лишился супруги, умной, благовоспитанной и благочестивой. Брак их скреплен был истинною, нелицемерною взаимною любовью. Супруги жили постоянно в мире и единодушии, в неизменной друг другу верности и целомудрии, составляя, по словам апостола, одно тело ( Еф. 5:31 ), одно нравственное лицо. Разлука с женой сильно поразила мужа. Глубокая скорбь и невыразимая тоска овладели им. Он впал в уныние и, пошатнувшись, пошел было путем опасным, сдружившись с вином. «Не знаю, – говорит сам вдовый священник, – долго ли бы я шел этим губительным путем и куда бы пришел, если бы не остановила меня покойная моя жена. Она явилась в сонном видении и, принимая искреннее участие в моем положении, сказала мне: „Друг мой, что с тобою? Ты избрал опасный путь, на котором уронишь себя во мнении людей, а главное, можешь лишиться благословения Божия, которое доныне почивало в нашем доме. Ты в таком сане, в котором и малое пятно представляется великим; ты на таком месте, откуда видят тебя со всех сторон; у тебя шесть неоперившихся птенцов (детей), для которых ты должен быть теперь отцом и матерью. Ужели ты перестал дорожить своим саном, своими заслугами и тем почетом, которым пользовался от всех? Ужели твоя жизнь, твои заслуги, твоя честь нужны были только для одной твоей супруги? Подумай, друг мой, об этом; прошу и умоляю тебя, размысли и рассуди здраво и поспеши сойти с того опасного пути, на который ты, к невыразимой моей горести, так необдуманно и так опрометчиво вступил. Ты грустишь о разлуке со мной, но, как видишь, союз наш не прерван; мы и теперь можем иметь духовное общение друг с другом; а в жизни загробной можем на веки соединиться на лоне Авраама, если будем того достойны. Ты жалуешься на пустоту в сердце твоем: наполняй эту пустоту любовью к Богу, к детям и братьям твоим; питай душу твою хлебом ангельским, как любил ты называть слово Божие и любил им питать себя и семейство твое; укрепляй себя богомыслием и частым богослужением, молись Богу за меня и за себя, за детей наших и за души, тебе вверенные. Этот голос искренно любимой супруги моей глубоко проник в душу мою и благотворно подействовал на меня. Я принял его, как голос моего ангела-хранителя, как голос Самого Бога, вразумляющего меня, и решился всеми силами противостать искушению и, – благодарение Богу! – при Его помощи преодолел искусителя и твердою ногою стал на путь правый».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Всему этому прекраснейшему содержанию общей жизни приближается неизбежный конец – как бы смерть. Только взаимная любовь и молитва друг за друга могут торжествовать над нею, могут не на словах только, не в пышных фразах, по „делом и истиною“ (1Ио.3:18) сохранять невидимое общение душ, охранять в разлуке то содержание жизни, какое вливала в них Академия. Охранять его нужно и для того в особенности, чтобы спасти нас от другой смерти, смерти лютейшей, смерти страшной и неумолимой, которой грозная коса висит над каждым из сынов Адама, то с особенной лютостью заносится над вступающими в жизнь питомцами школы, носителями юношеских, высоких, но не подкреплённых опытом, стремлений и надежд. Разумею смерть нравственную; разумею отвержение высшего Божественного звания и то постепенное, но безвозвратное погружение души в самолюбивую и чувственную тину плотской жизни, от которого избавить нас может опять лишь любовь и молитва . Увы, сколь немногие питомцы всяких школ сохраняют в своём дальнейшем существовании хотя некоторые, сколько-нибудь существенные, черты высшей жизни! сколь многие, напротив, всю жизнь свою посвящают исключительно греховному себялюбию, совершенно забывая обо всём том, что было дорого в юные годы. Скрывать ли от себя ту печальную участь друзей, оставляющих ныне нашу Академию, что во взорах и на лицах многих из них Ангел Хранитель скоро-скоро не отыщет следов нравственного и религиозного одушевления, но дряхлуя и стеня будет находить печати страстей и душевного одебеления. О злая смерть души! о печальный жребий наш, жребий изгнанников рая! Ни богословская учёность, ни общественное высокое призвание ничто не может озлатить твоей поражающей десницы! Но и здесь сострадательная любовь и пламенная молитва отгоняет искусителя от слабой души. Разумеете ли вы, юные братие, незаменимую для вас силу этих надёжных кормчих при опасном исхождении в открытое житейское море, воздвигаемое напастей бурей? К сожалению, едва ли разумеете, ибо разумение это даётся обыкновенно горьким опытом, убеждающим человека в его нравственном бессилии и ничтожестве, тем опытом,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но если мы от современных Игнатию Брянчанинову суждений о духовном мире перенесем свое внимание к переживаемой современности, то мы, без сомнения, увидим, что вопрос о бытии духов не только не имеет лучшей почвы для своего разрешения, но и положительно стоит в условиях неблагоприятных в тем большей мере, чем переживается большая слабость христианской убежденности и настроенности. Попробуйте в современном образованном обществе вести серьезный разговор о духовности души, её бессмертии, загробной участи человека, о рае, аде, и страшном Суде, вы очень часто, в лучшем случае, встретите снисходительно обидное внимание, иногда скептическую улыбку, иногда возражение, а иногда и злобную насмешку и обвинение в обскурантизме и отсталости. И такое положение тем печальнее, что суждения подобного рода мы можем встретить в среде людей, нечуждых христианских понятий, считающих себя христианами, только никогда серьезно о христианстве не размышляющих и жизненного значения ему не придающих. Но даже и при более повышенном моральном уровне ваших собеседников, признающих бессмертие и вопросы спасения, такие вопросы, как о бытие духов и загробного воздаяния в виде рая и ада, кажутся несерьезными, важного значения не имеющими, в лучшем случае, образными выражениями понятий совершенно иного рода, чем какие им принадлежат по существу. В среде знакомых вам людей многие ли серьезно думают и верят в бытие духов – злых и добрых, демона искусителя и Ангела-хранителя. Не представляется ли людям в очень многих случаях учение Св. Писания и Церкви об Ангеле-хранителе лишь ярким образом прирожденных душ человека идеальных стремлений, в том смысле, как представляется ангел с его песней о блаженстве духов под кущами райских садов в известном стихотворении Лермонтова, а дух злобы и зла не является ли в представлении человеческом лишь обобщающим образом мирового зла в виде Лермонтовского демона, а вечность адских мучений рисуется нередко в том же кощунственно-дерзком виде, как это делает Федор Карамазов у Достоевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Иными словами, предостерегая от греха гордыни, Иисус Христос советует подать милостыню в виде совершения доброго поступка и быстро забыть об этом. Более того, Спаситель советует не вспоминать о добром поступке и никому не рассказывать о нем. Это нужно делать для того, чтобы не поддаться искушению от возможно возникшего тщеславия и гордыни, и не восхвалять самого себя. В этих словах Иисус Христос учит о том, что делать добро, в виде подачи милостыни, человек должен только одной своей рукой, одной частью своего существа. А именно той частью тела, то есть правой рукой, которая необходима для подачи милостыни, и после подачи милостыни тут же забыть об этом поступке, чтобы не возгордиться. А левая рука должна оставаться в неведении о том, что человек правой рукой совершил милостыню. То есть остальная часть человеческого тела и существа, несвязанная с подачей милостыни, вообще ничего не должна знать об этом поступке для того, чтобы не допустить возникновения гордыни. Согласно другому пояснению, под двумя руками Иисус Христос иносказательно представляет духовную природу человека. Создав такой аллегорический образ, Иисус Христос как бы говорит, что в творении добра должна участвовать только правая рука, то есть тот орган человеческого тела, который собственно и совершает подачу милостыни. Другая левая рука, то есть левая часть духовного существа человека, ничего не должна знать о совершении доброго поступка, чтобы избежать искушения гордостью и самовосхвалением. Почему в данном примере Иисус Христос именно правой руке дает возможность знать о совершении милостыни, а левой руке такого знания не дает. Это объясняется тем, что в культуре восточных народов, в том числе и у древнееврейского народа, существовало деление на правые и левые поступки. В своем примере это деление Иисус Христос перенес на правую и левую руки человека, совершающего милостыню. В культуре этих народов считалось, что правые поступки это правильные, праведные действия человека. А левые поступки представляли собой такие действия, в которых человек для достижения своей личной выгоды мог слукавить, в чем-либо исказить правду, не придерживаться справедливости. То есть допустить нарушения Закона Божьего и пойти вопреки своей совести. Недаром по представлениям христиан, Ангел-Хранитель находится у человека за правым плечом, а лукавый дух-искуситель помещается за левым плечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Не поддавайтесь на провокации Диакон Владимир Василик : Оградите себя от потока информации – Борьба со страстями… Не могу сказать, что аз грешный сильно в этом преуспел, но опыт здесь следующий. В современном мире огромную роль играет видеосфера. А интернет, телевидение, рекламная продукция предлагают множество искушений, особенно плотских. Как сказал один мой знакомый иеромонах, современная техника предоставляет огромные возможности, но пользоваться ими по-настоящему может только человек нравственный. Поэтому совет: интернетом пользуйтесь в чисто прагматических целях. У вас есть конкретная задача: например, написать статью или реферат, посмотреть погоду. Лазайте, смотрите. Всё! Не увлекайтесь. И тут речь идет не только о грубых вещах, типа изображений красивых женщин, но не нужно увлекаться даже информационными потоками. Потому что они мутны, они не проверены, они искусительны и как раз призваны управлять обществом, вызывать соответствующие чувства – чаще всего чувства страха, ненависти, неуверенности и агрессии. Либо эти чувства «сливать». Интернет играет роль и клапана, играет одновременно роль и известного рода канализации. Он и напаяет агрессией и нечистыми чувствами человека, и в то же время как бы позволяет их сливать – своеобразный вариант «черной исповеди». У Толкина есть потрясающий образ Палантира – хрустального шара, через который можно видеть весь мир, но и через который можно стать рабом зла. Так вот, интернет и телевидение запросто могут стать для вас Палантиром, который вас засосет и изуродует. И сожжет духовно, как из-за Палантира сгорел герой «Властелина колец» Дэнетор. Именно в отношении видеоряда, видеопродукции надо быть предельно осторожным. Ничего лишнего. Второй совет: в нашем мире всё на скоростях. Временами для принятия решения нужны секунды. Так вот, во время этих секунд всё-таки найдите время помолиться. Совет Ангела-Хранителя. Даже в самых экстремальных ситуациях, когда, скажем, вы за рулем или в кресле оператора, найдите на это время. Третье: старайтесь избегать спешки. Приходится нам всем спешить, но внутри всё-таки старайтесь сохранять благородную неторопливость и взвешенность. Не вливайтесь в этот страшный ритм спешки, в процессе которого можно ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть в мертвящем окаменении света. Вы можете кого-то ранить, а может быть, и смертельно. Задеть, а потом и вам не простят, и вы, самое главное, можете не простить.

http://pravoslavie.ru/91501.html

Дорогой читатель, уверяю вас, что все здесь сказанное не вымысел, хотя очень трудно поверить, что в наше время возможен был такой подвиг, о каких мы читали только в древних патериках или в житиях блаженных. Много страдала Александра Павловна, живя в своей келье на кладбище, — замерзала, воевала с мышами и крысами, которые ходили прямо по кровати, осы и муравьи не давали пить чай и есть. Не раз неутомимую молитвенницу избивали злые люди, требуя денег, которые она собирала, прося «Христа ради». Не только избивали, но и убить грозились. А она все вытерпела и не испугалась. Поначалу насмехались над ней и работники кладбища — могильщики, мастера гранильной мастерской и админи-страция. Но все-таки — и это настоящие чудо — не прогоняли ее, давали ей жить в не оформленном юридически жилище. А прошло время — и многие из них стали приходить за советом к невзрачной нищенке. Отвечала она чаще всего, напевая духовный стих, она знала их так много, что казалось, на все случаи жизни они у нее припасены. Скоро, скоро близкий час Моей смерти подойдет, Скоро, скоро Ангел Господень Чашу горьку поднесет, Он разлучит душу с телом, А душе он даст приказ: «Ты иди скорее к Богу, Он потребует сейчас». Ох, как страшно и ужасно На ответ к Богу идти, А куда еще страшнее Все грехи в душе нести. Я явлюсь Лицу Христову, На престоле Он сидит, На мои грехи велики, На меня Он не глядит. И с поникшей головою На коленях мне стоять, Горько плачу я, рыдаю, Но уж поздно мне рыдать. А по левую сторонку Искуситель мой стоит, Все грехи мои велики Крепко в лапах держит он. И от юности моей Все на свитке у него. Прочитала, зарыдала — Не щадила сирот, вдов, Бедных, нищих не дарила, Не познала Божьих слов. Ангел, добрый мой хранитель, На руки твои смотрю, Добрых дел я в них не вижу, Только плачу и скорблю. А Христос тогда сказал мне: «На земле есть Мой закон, Кто его не почитает, Выбрал вечный он огонь». Горько плачу я, рыдаю, Но уж поздно мне рыдать, Добрых дел я не имею, Царства Божья не видать. «Родные, дорогие братья, сестры! — говорила Александра Павловна всем людям, приходящим к ней, — творите добрые дела! Пока можно, творите добрые дела, без них нет спасения!»

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

Загорск. 24 июня 1965 г. 8 257 2 июля 1965 г., Загорск Милый Друг Валентин Петрович! Если бы я захотел написать Вам все мои ласковые обращения, то, наверно, не хватило бы полстраницы... Мой Брат, мой верный Товарищ в море житейском, мой Сынок любимый, мой спутник жизни с молодых моих лет, мой сопутственник по лесам, полям и долам нашего родного и милого Подмосковья, мой со-таинник в познании откровений философии и литературы, мой ангел-хранитель в моменты ясности нашей обоюдной, мой демон-искуситель в моменты споров о материализме, мой цветок, не восхотевший произрастать на пажитях поэзии, отдавший предпочтение дремучим чащам истории, мой шутник и острослов, не уступающий мне – изощренному злоязычнику, мой вечный спорщик, придававший мне силу спорить, мой спутник в годы моей зрелости и до сих пор, когда тени вечера уже спускаются над моей головою... Кончаю: все мои «моди венерационис, амицициэ, аморис атква магнификационис», хотя и не исчерпаны мною, но уж, конечно, порядком надоели Вам. Тотчас же цепляюсь за Ваше замечание относительно дефиса между «был» и «бы». Посмотрите учебник русского языка: частицы ЖЕ (Ж), ЛИ (ЛЬ), (Б) пишутся без дефиса, а частицы -TO, -КА, -ТАКИ, КОЕ-, ЛИБО, -НИБУДЬ с дефисом. Давая его в свое время ученикам, я всегда рассказывал китайскую сказку: «Жили-были китаец Кое-, либо-, -нибудь и китаянка -To, -Ка, -таки. Они любили друг друга, поэтому и писались через дефис. Но у китаянки был злой старый отец Же, ли, бы. Он писался без дефиса и не позволял им жениться. А они все-таки поженились и прожили вместе долгую счастливую жизнь». После этого мои ученики хорошо запоминали правило. Вот я и выполнил перед Вами свой грамматический долг. Относительно списка географической литературы (главным образом – описания путешествий) скажу только одно: все эти произведения хороши, одни меньше, другие больше. «Дрянца» я Вам не решился бы порекомендовать. Для меня – они – клад: я путешествую в мыслях, в мечтах... Мне ведь не пришлось испытать интересных путешествий. А здесь я углубляюсь или в никогда не виданные мною экзотические страны, или же в глубь веков. А древность я всегда любил страстно и сейчас люблю. Да, Милый Друг! Вся жизнь моя прошла преимущественно в мечтах. Это для меня написал Федор Сологуб в одном стихотворении: «О, смертный, верь обманам, и сказкам, и мечтам: твоим душевным ранам отрадный в них бальзам!...» Вот я и прибегаю к этому бальзаму несравненно чаще (почти ежедневно), чем к другому, «с бычком», как говорят опытные в сем деле люди.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Благодатная Мария, Госпо-одь с Тобою…» С неизменным терпением старался ты прогнать злое наваждение и снова пел мое любимое: «Ангел вопияше Благо-о-о-да-ат-ней: Чистая дево ра-а-а-а-ду-уй-ся…» Настала суббота. Я почти не помнил себя, когда ты повел меня за всенощную. Тут, через какие-нибудь четверть часа я почувствовал, что твои молитвы услышаны. Точно облачком каким застилось разгневанное, губительное солнце. Подул откуда-то освежающий ветер, повеяло прохладою и тишиной. Серебряные купы плотных облаков, как снежные вершины, вонзились в лазурь. Кружащиеся столбы пыльных помыслов унеслись куда-то: «похоть совершенно прекратилась, угасла и увяла», – как говорит Макарий Великий 434 . Что-то твердое, как скала, незыблемое, как Сама Истина, открылось в душе. Я оправился, ободрился и от волнения проплакал всю службу. Еще бы! Думаю, спасенные от самума не так себя чувствуют, как я, исцеленный от страстного помысла. Душа стала как весенняя березка, как прозрачая еще роща после майской грозы. Как роса девственной жизни, как капля благовонного мира, тихо каплющая на землю, снизошла ко мне помощь Духа, и новым миром умирились и расправились воспаленные члены. А тогда широкими струями потекла в нутро благодатная сила, – умиряющая прохлада для души. Вечность запела в прохладной тишине вешнего заката восторженный гимн Деве Пречистой – Виновнице и «Источнику» 435 всякой чистоты. Я же чувствовал себя вырванным у огненного вихря, и далекими, ничтожными и жалкими показались все искушения, когда вернулась «полновластная свобода»: почти смеха достойным казался я сам себе и мой страшный Искуситель. Я обрел вожделенный κατπαυσις, я постиг тогда, что значит μακριος. Но это чрез тебя, Друга, я получил покой свой, чрез тебя, Друга, спасся от червя неумирающего, – твоими дружескими молитвами узрел «духовную зарю» торжествующего Неба. Душа, по выражению Исаака Сирина , стала «цвесть духом». 436 И ясно встали в сознании слова того же учителя о необходимости искушений: 437 «Молись, чтобы не отступил от тебя Ангел целомудрия твоего, чтобы грех не воздвиг на тебя пламенеющей брани и не разлучил тебя с ним. – А искушения телесные приготовляйся принимать от всей души, и преплывай их всеми членами; и очи свои наполняй слезами, чтобы не отступил от тебя Хранитель твой. Ибо вне искушений не усматривается промысл Божий, невозможно приобрести дерзновение пред Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей. Прежде искушений человек молится Богу, как чужой кто. Когда же входит в искушения по любви к Богу и не допускает в себе изменений; тогда поставляется пред Богом, как бы имеющий Его должником своим, и как искренний друг; потому что, во исполнение воли Божией, вел брань с врагом Божиим и победил его».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Православным нельзя заниматься профессиональным спортом. Запрета заниматься профессиональным спортом, конечно же, нет. Множество выдающихся российских спортсменов исповедуют Православие. Среди них — чемпион мира по боксу в супертяжелом весе Николай Валуев, девятикратный чемпион мира по грекоримской борьбе Александр Карелин, четырехкратный чемпион мира по смешанным единоборствам Федор Емельяненко. Все они — живые легенды в мире спорта. Но бывало и так, что спортсмены входили в церковное Предание как святые. Мастер спорта международного класса, нападающий сборной СССР по водному поло Игорь Росляков был самым результативным игроком в команде за всю ее историю. Став христианином, он продолжал тренироваться и участвовать в соревнованиях. Вот воспоминания его товарища по команде, мастера спорта Олега Жолобова: «…Игорь очень строго соблюдал посты, и в Великий пост это было видно по его ребрам. Из-за его постничества в команде было сперва недовольство. Он был ведущим и самым результативным игроком команды, и мы боялись проиграть, если он ослабеет. На следующий день у нас был решающий финальный матч. И как же стремительно Игорь шел в атаку, забивая и забивая голы! Мы победили, и пост был оправдан в наших глазах»… Через несколько лет Игорь принял в Оптиной пустыни монашеский постриг с именем Василий. А еще через несколько лет обезумевший сатанист-маньяк убил его ритуальным ножом в ночь после Пасхальной Литургии. Иеромонах Василий (Росляков) не канонизирован Церковью, но к его могиле давно уже приезжает много православных людей. У каждого человека за правым плечом всегда стоит ангел-хранитель, а за левым — бес.  Такое распределение ангелов в пространстве — не более, чем аллегория. Но свой ангел и свой бес-искуситель, действительно, есть у каждого из нас. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, и в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество. Но с противной стороны, растлитель естества (дьявол) ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо».

http://foma.ru/6-zabluzhdeniy-o-zhizni-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010