Весь я подобен человеку, впадшему в разбойники: от ног до головы нет во мне целости. К кому обратиться за помощью, кроме Тебя, Всеблагий Творец и Всемогущий Промыслитель мой? «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл» ( Пс.118:176 ). «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» ( Пс.141:7 ). «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» ( Пс.50:12 ). За летами моего неразумного младенчества, о коих самый первый мудрец не может не сказать ко Господу с Давидом: «Как скот был я пред Тобою» ( Пс.72:22 ), наступили лета отрочества и юности. Время самое драгоценное. В это время и я, подобно прародителям моим, находился в раю невинности, и предо мною было древо жизни с обетованием и древо смерти с заповедью. Мог я не простирать руки к плоду запрещенному, властен был я остаться на пути правды и непорочности. Все удерживало меня: и благодать Крещения, и глас совести, и родители, и, увы, ничто не удержало! И мне змей искуситель представился достовернее моего Творца и Благодетеля, и для меня древо смерти показалось добрым в снедь, угодным очима, еже видети, и красно, еже разумети, и я – стократ неразумнее прародителей моих, ибо имел их опыт пред собою, – и я, несчастный, вкусил дерзостно горькие снеди, согрешил и потерял рай. Ах, братие мои, кто не пожелал бы, чтобы возвратились дни его юности, драгоценные те дни, когда от нас зависело вступить на путь Господень или уклониться на распутья греха и суеты мирской! Но и эти дни не возвратятся, и каждому из нас, вспоминая их, остается только восклицать из глубины души: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости» ( Пс.24:7 ), единой благости Твоей! Наступило время мужества и лет зрелых : мы вошли в различные связи семейства, дружества, знакомства, вступили на путь служения общественного, взяли на себя различные обязанности, многие из нас засвидетельствовали клятвою, что они будут верными истине, непреклонными хранителями правды для себя и для других. Чего бы надлежало ожидать от нас после сего? Надлежало бы ожидать твердого и неуклонного исполнения своих обязанностей, мужественной борьбы с пороком во всех его видах, благоразумного употребления даров счастья, кому они посланы, и великодушного перенесения ударов несчастия, кого они постигли. Что мы всегда будем готовы на всякое дело благое, удалены от всякой лжи и неправды, будем воздержны и строги к самим себе, великодушны и милосерды к ближним нашим, кротки, искренни и любвеобильны ко всем и каждому, непамятозлобивы к самым врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но сердцеведец-Господь-то видел, опасность для души этого человека. Посему Он прежде всего отказывается принять на Себя обязанности третейского судии. Он же, т. е. Господь Иисус Христос, рече ему: человече, кто Мя постави судию или делителя над вами? (–14). «Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?». Этот вопрос равносилен отказу. Господь пришел на землю, чтобы возвестить людям истину во спасение. В этом состояло Его пророческое служение. Когда люди, уверовавшие в Него, сердечно примут учение Его и по Нему устроят порядки своей земной жизни, то явится и христианское правосудие, и законы, согласованные с требованиями и заповедями Христа. Вот тогда и ясно будет, что Христос воцарился в сердцах и творит суд. Но когда еще Спаситель благовествовал истину людям, Он не хотел каким-нибудь образом вмешаться в дела государственные и общественные. Книжники, фарисеи и саддукеи, желая уловить Его, пытались было вызвать Его на ответ о дани кесарю. Но Спаситель дал мудрый ответ на искусительный вопрос ( Мф.22:15–21 ). Так же Он совсем уклонился от ответа, когда книжники привели и поставили пред Ним женщину грешницу и спрашивали: «Моисей в законе заповедал нам побивать таковых камнями: Ты что скажешь?» ( Ин.8:5–6 ). Но так как душа человека, приглашавшего Спасителя рассудить его с братом, одержима была недугом любостяжания, то Господь предложил предостережение и просителю, и другим слушателям. Рече же к ним: блюдите, и хранитеся от лихоимства: яко не от избытка кому живот его есть от имения его (– 15). «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Господь заповедует нам хранить себя от страсти любостяжания. Он указует на него, как на суетное дело, бесполезное, непрочное и скорогибнущее. Что пользы в богатстве, если от него не зависит продолжительность жизни. Когда бы человек был бессмертен на земле, то в обладании имуществом большим можно еще было видеть благоразумие. Но если смерть стоит за плечами, и только рука Божия удерживает ее до времени от удара, то как неразумно страдать недугом любостяжания? К одному виду неблагоразумия человек, конечно, может и еще присоединить другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

По учению Слова Божия, он, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8): у одних, ослепляет разум, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа (2 Кор. 4:4); у других, для кого уже воссиял сей свет, уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись (Лук. 8:12); третьих, как благочестивого Иова (Иов. 1и дал.), по допущению Божию, преследует бедствиямиж; и будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас (Откр. 2:10) и т. п. По учению Святых Отцов: а) «он (диавол) с тех пор, как преступлением вошло зло, возъимел свободный вход в душу, чтобы ежедневно разговаривать с ней, как говорит человек с человеком и предлагать ей нелепое;» б) «и наша брань со врагом, внутрь нас воюющим и противоборствующим, который, оружием против нас употребляя нас же самих (что всего ужаснее!), предает нас греховной смерти;» в) «он высматривает привычки каждого, примечает наклонности, узнает страсти, и нападает с той стороны, где видит более удобства для себя;» г) «пользуясь иногда естественно происходящими движениями, а иногда и запрещенными страстями, чрез них старается не бодрствующих над собой вводить в свойственные страсти дела;» д) «во всем и ко всем применяется, чтобы этим приноровлением покорить себе, и под благовидным предлогом приготовить им погибель.» Вообще у Святых Отцов и подвижников, которые по собственному опыту знали козни искусителя, учение об искушениях диавольских излагается весьма подробно и с полною уверенностью в их действительности. Некоторые из учителей Церкви полагали, что к каждому человеку приставлен один определенный дух-искуситель, точно также, как и ангел-хранитель; но это было только частное мнение. 2.2. Он же или его демоны нередко даже вселялись, по допущению Божию, и вселяются в человека, чтобы его мучить. В этом несомненно убеждают нас Евангельские сказания о бесноватых: а) Сам Спаситель смотрел на бесноватых, как на людей. действительно имевших в себе демонов, и потому, когда беседовал с бесноватыми, то направлял слова свои не к людям, но прямо к демонам, называл их ясно духами нечистыми и повелевал им изыти из людей: выйди, дух нечистый, из сего человека (Марк. 5:8; срав. 1:25); дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (Марк. 9:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Потом берет Его диавол во святый город, говорит Евангелист, и поставляет Его на крыле храма и говорить Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. На это был спокойный и простой ответ Господа: написано также: не искушай Господа твоего. Это второй урок. Из сих слов Спасителя вытекает, что человек не должен дерзать на все, подвергать силу и власть Божью испытанию для своего в них удостоверенья. Если ты идешь путем долга, возложи на Господа все твое упование, но не слушай диавольского нашептыванья: «Сделай вот это – и ты будешь, как Бог», не дозволяй ничего капризного и прихотливого в твоих просьбах к Богу о помощи, и ты будешь сохранен во всех путях твоих. Никакое сильное искушение не обусловливает необходимости совершения греха. Господь указывает пути для его избежания. Наконец, искуситель обращается к последней слабости человеческой природы. С высокой горы, в лоне которой мы теперь находимся, он показывает Иисусу все царства мира и славу их и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши, поклонишься мне. Отойди от Меня, сатана, сказал Господь, ибо написано: Господу Богу Твоему покланяйся и Ему одному служи. Вот и еще урок весьма нелишний и полезный для каждого из нас! И христианин, исполненный веры, взирая на Начальника и Совершителя нашей веры, Иисуса, при всех дьявольских наваждениях, оградив себя крестным знамением, может и должен смело повторить ответ Христа, сказав: именем Господа моего повелеваю: отойди от меня, сатана! И стойдет от него нечистый, и приступит к нему Ангел его Хранитель, и станет служить ему, как служили и служат все небесные силы Богу-Саваофу. По окончании обедни, упомянутый иеромонах, возложив на себя епитрахиль, освящал воду, по случаю 1-го апреля (у греков каждого первого числа бывает освященье воды), погружая крест вместе с васильками, и потом окроплял народ. Так как литургия окончилась в 2 часа ночи, то мы прилегли уснуть; и с рассветом, с горы прямо направились к Елисееву источнику, и здесь я отслужил молебен чудному Пророку Божью, которому дана свыше благодать, недуги отгоняти и прокаженные очищати (из тропаря Пророку), прося его подать и мне дар исцеленья от моей болезни кропленьем и причащеньем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Иисусе Сладчайший! Пьянство одолело меня! Душа моя изныла, исстрадалась вся от несчастной слабости моей! Не слажу я с собой — вот неутешная скорбь и беда моя. Боязнь и страх нападают на меня — не умереть бы от пьянства без покаяния! Страшусь, что враг — дьявол — вконец погубит меня и доведёт до ада. Знаю, что своими силами мне не справиться с собою. «Я же беден и нищ, но Господь печётся обо мне. Ты помощь моя и избавитель мой, Боже мой! Не замедли» ( Пс.39:18 ). Господи, Иисусе Христе! Ты Сам сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ), но «просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» ( Мф.7:7 ). Ты, Господи Иисусе Христе, расслабленных исцелял, прокажённых очищал, блудницу помиловал, разбойнику сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Коснись же, Милосердный, и моего расслабленного и блудного сердца Своею всесильною благодатью, влей в него силу и бодрость духа на борьбу со страстью пьянства, прогони дьявола-искусителя и пошли мне Ангела Твоего Хранителя, и «имиже веси судьбами» спаси меня, грешного и унылого, Господи! Ты Сам сказал: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ) и поэтому «пришёл в мир спасти грешников» ( 1Тим.1:15 ). Ты Сам Своими Божественными устами изрёк: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ). И вот я пришёл к Тебе, надежда моя и прибежище! Плачу у Пречистых ног Твоих, Распятый за меня. «Не скрой от меня лица Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!» ( Пс.26:9 ), даруй мне силу и крепость воли, да изгоню вон гнездящуюся во мне страсть и да поживу в трезвении, благочестии и твёрдой вере в Тебя, Единого Истинного Бога Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Св. мученику Вонифатию от алкоголизма Аудио: О, многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие ! Ко твоему заступлению ныне прибегаем. Молений наших не отвержи, но милостиво услыши нас. Исцели братию и сестры наша (имена) , тяжким недугом пиянства одержимыя, и того ради от матере своея Церкви Христовой и вечнаго спасения отпадающия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-ob-...

Св. Григорий Богослов упоминает еще среди ангельских чинов: после властей – «сияния» и «восхождения» (2-е слово о Богословии). 53. Какие ангелы поставлены наиболее близко к роду человеческому? Богом поставлен каждому из нас Ангел-хранитель. Он руководит нашей совестью, оберегает от падений и предстоит перед лицем Божиим ходатаем о нашей духовной участи. «Смотрите, да не презрите ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Mф. XVIII, 10 ). 54. Все ли духи ангельского мира пребывают в славословии Бога и в служении Ему? Есть духи, отпавшие от Бога, злые ангелы , называемые: нечистыми духами, демонами, бесами. Слово Божие упоминает главного из них, который именуется диаволом, или что то же – клеветником, или искусителем, или сатаною, или князем мира сего, вельзевулом, велиаром. Деятельность диавола состоит: в сопротивление законам Бога; в противодействии Христовой любви; в совращении человеков в грех; диавол не может человеку велеть, но может увлечь его в грех ложью . Оставаясь, конечно, во власти Божией, злые духи своею волею обращены ко злу: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» ( Uoah. VIII, 44 ). 55. Как Всемогущий Бог попускает ослушание и столь пагубную деятельность диавола? Торжество добра и правды настанет путем, теперь для нас еще не постижимым; знаем только, что последний след зла будет искоренен Последним Судом . Можно себе представить, что зло должно быть изжито, когда оно вполне откроется миру, как безсильный путь возстания на Вседержителя. " Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них« ( I Цap. II, 10 ); »... ибо приидет Сын Человеческий во Славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» ( Mф.XVI, 27 ). Людей, пошедших за диаволом и ставших на служение злу можно узнавать по тому, что они отвергают и ненавидят Господа Иисуса Христа, Его Евангелие, Его Крестную жертву . Но основная масса людей, не враждуя против Христа, погруженная в суету мирскую, знает и Христа и диавола только по имени; думает, что Господь далеко на небе, а диавол к нам не относится. Только в наведенных на нас испытаниях, опытом сердца познаем и благое иго Христово и тяжкий плен диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Что служит в человеке предметом хранения для Ангела Хранителя? Весь человек: дух, душа и тело, – ум, воля и совесть; а вместе с сим и его внешнее состояние, и притом во всех случаях жизни. Посему от Ангела Хранителя можно надеяться всякой помощи, прибегать к нему с молением во всякой нужде и обстоянии. Но преимущественно Ангел Хранитель бодрствует над сохранением нашей души и совести. Ибо, хотя бы все было потеряно, даже здравие и самая жизнь; но если цела душа и совесть, то человек – цел; и Ангел Хранитель радуется о сохраненном. Напротив, хотя бы весь мир был нами приобретен; но, если погублены совесть и душа, то мы все потеряли, и Ангел Хранитель плачет о нас, как о погибших. Можно ли в надежде на Ангела Хранителя предаваться опасностям? Никак. Дух тьмы предлагал некогда Спасителю вергнуться с крова церковного, в надежде, яко писано есть: Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих; но Сын Божий отвечал: не искусиши Господа Бога твоего ( Мф.4:6,7 ). Тем паче должен отвечать себе таким образом христианин, если бы пришла ему искусительная мысль отважиться, без достаточной причины, на что-либо опасное и превышающее его силы, в надежде на помощь Ангела Хранителя. На одно мы твердо и всегда можем и должны решаться, по надежде на помощь нашего Ангела Хранителя, или, что тоже, на помощь Божию; это – сражение с нашею природою греховною; тут победа всегда возможна, ибо всегда необходима. Каким образом обнаруживается над человеком действие Ангела Хранителя? Обнаруживается, – и чудесно, – в тех случаях, где естественные средства недостаточны, а нужда в помощи величайшей, как например, когда три святых отрока ввержены были в пещь огненную в Вавилоне. Но, во всех прочих обыкновенных случаях Ангел Хранитель действует обыкновенным ему свойственным образом. Но должно помнить, что ангельское и обыкновенное выше многого человеческого не обыкновенного. поелику знание и силы Ангелов, далеко превышают всю мудрость и все могущество человеческое; то Ангел Хранитель без чудес может сделать для хранимого им человека весьма много такого, чего он сам не мог бы для себя никогда сделать; например, может невидимо отклонять от человека опасности, или благовременно предостерегать его от них; может вразумлять ум тайными озарениями мыслей, может вдыхать в сердце благие желания, – одушевлять, когда нужно, мужеством, утешать в скорбях, и проч.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Что служит в человеке предметом хранения для Ангела Хранителя? Весь человек: дух, душа и тело, — ум, воля и совесть; а вместе с сим и его внешнее состояние, и притом во всех случаях жизни. Посему от Ангела Хранителя можно надеяться получить всякую помощь, можно прибегать к нему с молением во всякой нужде и обстоянии. Но преимущественно Ангел Хранитель бодрствует над сохранением нашей души и совести. Ибо, хотя бы все было потеряно, даже здравие и самая жизнь, но если цела душа и совесть, то человек — цел; и Ангел Хранитель радуется о нем, как о сохраненном. Напротив, хотя бы весь мир был нами приобретен, но если погублены совесть и душа, то мы все потеряли, и Ангел Хранитель плачет о нас, как о погибших. Можно ли в надежде на Ангела Хранителя предаваться опасностям? Никак. Дух тьмы предлагал некогда Спасителю вергнуться с крова церковного, в надежде, яко писано есть: «Ангелом Своим заповест о тебе сохранити тя» (Пс. 90:11) но Сын Божий отвечал: «не искусиши Господа Бога твоего» (Мф. 4:6—7). Тем паче должен отвечать себе таким образом христианин, если бы пришла ему искусительная мысль отважиться, без достаточной причины, на что-либо опасное и превышающее его силы, в надежде на помощь Ангела Хранителя. На одно мы твердо и всегда можем и должны решаться, по надежде на помощь нашего Ангела Хранителя, или, что то же, на помощь Божию; это — сражение с нашей природой греховной; тут победа всегда возможна, ибо всегда необходима. Каким образом обнаруживается над человеком действие Ангела Хранителя? Обнаруживается, и чудесно, в тех случаях, где естественные средства недостаточны, а нужда в помощи величайшая, как например, когда три святых отрока ввержены были в печь огненную в Вавилоне. Но во всех прочих обыкновенных случаях Ангел Хранитель действует обыкновенным, ему свойственным образом. Но должно помнить, что Ангельское и обыкновенное выше многого человеческого необыкновенного. Поелику знание и силы Ангелов далеко превышают всю мудрость и все могущество человеческое, то Ангел Хранитель без чудес может сделать для хранимого им человека весьма много такого, чего он сам не мог бы для себя никогда сделать; например, может невидимо отклонять от человека опасности, или благовременно предостерегать его от них; может вразумлять ум тайными озарениями мыслей, может вдыхать в сердце благие желания, одушевлять, когда нужно, мужеством, утешать в скорбях, и прочее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3220...

Ангел Хранитель – это особое попечение Божие о Своём создании. Ангел Хранитель – это промысел Божий, проявление Его домостроительства о человеке. И за это мы перед Богом в долгу. Ангелы особенно покрывают маленьких детей. Малыши держат связь с Богом и с Ангелом Хранителем, который неотступно пребывает рядом с ними. «Родительское благословение – это величайшее наследство для детей. Поэтому дети должны стараться иметь родительское благословение» Младенческий возраст — Геронда, я заметила, что иногда во время Божественной литургии младенцы улыбаются. — Они улыбаются не только во время Божественной литургии. Младенцы пребывают в постоянной связи с Богом, потому что они не имеют попечений. Помните, что сказал Христос о маленьких детях? “Ангелы их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного”49. Малыши держат связь с Богом и с Ангелом Хранителем, который неотступно пребывает рядом с ними. ВО сне младенцы то смеются, то плачут, потому что они видят и радостное и страшное. В одних случаях они видят своего Ангела Хранителя и играют с ним. Он ласкает их, берёт их за ручки, и они смеются. А в других случаях искуситель представляет им что-то страшное, и они плачут. — А почему искуситель пугает младенцев? — То, что он их пугает, им тоже на пользу, потому что они от страха вынуждены звать маму. Если бы этого страха не было, то младенцы не понуждались бы бежать в материнские объятия. Бог всё попускает для блага людей. — А когда дети подрастут, помнят ли они, что видели, будучи младенцами? — Нет, забывают. Если бы малыш помнил, сколько раз он видел своего Ангела, то впал бы в гордость. Поэтому, подрастая, он всё забывает. Бог работает мудро. — Они видят всё это после Крещения? — Конечно, после Крещения . — Геронда, а можно ли прикладывать некрёщеного младенчика к Святым Мощам? — Почему же нельзя? Можно даже крестообразно осенять младенца Святыми Мощами. Сегодня я видел малыша, подобного маленькому Ангелу. “Где твои крылья?” — спросил я его. Он растерялся и не знал, что ответить!.. На Афоне, у себя в каливе, весной, когда цветут деревья, я развешиваю карамельки на ветках кустарника, что возле забора, которым огорожена моя келья. Когда ко мне приходят посетители с маленькими детьми, я говорю: “Ребята, будьте добры, оборвите с кустов конфеты, потому что, если пойдёт дождь, они раскиснут и пропадут!” Некоторые сообразительные малыши понимают, что это я развесил на ветках конфеты, и смеются. Другие верят, что конфеты выросли на кустах сами, третьи не знают: верить или нет… Малышам нужно и немного солнышка.

http://pravmir.ru/deti-i-ix-obyazannosti...

По легкомыслию и делам моим я уже давно был бы достоин вечного осуждения, давно я стал бы уже пищей огня адского, если бы любовь твоя, Ангел-Хранитель мой, не испросила у Бога времени для моего покаяния. Ах, какой стыд объемлет меня при мысли, что ты – постоянный свидетель моих поступков; как горестно для меня сознание, что я не помышлял о неотлучном твоем при мне присутствии, не имел тебя всегда пред глазами своими, постоянно смущал тебя своим дурным, греховным образом жизни! Чувствую, что как скоро мысль моя увлекается искусительными внушениями вечного врага моего, душа моя становится в очах твоих отвратительнее тлеющего трупа, несноснее гноя зловонного. Как ты сокрушался, Ангел-Хранитель мой, когда я кружился в вихре мирских увеселений и удовольствий; как ты печалился, когда сердце мое пресыщалось земными наслаждениями! Но перенося смрад грехов моих, ты не оставлял меня, несмотря на то, что я прогонял тебя от себя грехами своими, ты издали следовал за мною, плача и сокрушаясь о моих же грехах. Подражая Господу, молившемуся за Своих распинателей, ты кротко, снисходительно поступал со мной; берег меня, грешника и беззаконника, как некую драгоценность, не переставал любить меня при всех грехопадениях моих. О, прости мне, Ангел мой, такую неблагодарность, забудь причиненные тебе мною печали, не отступай от меня и впредь, друг души моей! Отныне я буду стараться не огорчать тебя моими делами, не смущать тебя безрассудным поведением своим; я буду внимателен к внушениям твоим; буду подражать в служении ближним моим твоему бескорыстному мне служению; я с кротостью стану наставлять приближенных ко мне и подчиненных мне на всякое благо, как ты руководишь меня к цели земного бытия моего; буду терпеливо переносить недостатки окружающих меня, как ты снисходишь к моим немощам; по мере сил моих буду содействовать спасению душевному братий моих, падающих на скользких путях настоящей жизни, как ты неусыпно заботишься о моем обращении на путь покаяния. Отныне, добрый мой Хранитель и руководитель, память о твоем содействии мне в приобретении вечного спасения будет возжигать во мне ревность всесильно стараться исполнить заповеди Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010