Агафона Чудотворца, Лонгина Вратаря, Захарии Постника, Евфросинии Полоцкой, мч. Иоанна Воина, преподобных Илариона и Силуана схимников, сщмч. Лукиана, преподобных Иосифа Многоболезненного, Пимена Постника, св. отрока Леонтия, канонархов, преподобных Ипатия Целебника, Паисия, Меркурия Постника, Макария диакона, Сисоя схимника, Нестора Летописца, Ахиллы диакона, Мартирия затворника (Опись 1877 г. Л. 42, 43 об.). Графическим свидетельством стенописи ц. прп. Феодосия являются рисунки К. П. Мазера. В описании ц. Благовещения Пресв. Богородицы за 1877 г. упоминается, что стены и своды храма были расписаны масляными красками; в алтаре «…над престолом - Святой Дух; с правой стороны изображены прп. Феофил, еп. Новгородский, Игнатий, архимандрит Печерский, и Моисей-чудотворец; с левой - архангел Гавриил, прп. Анатолий и Памва затворники», в наосе на стенах «…в рост по правую сторону - отроки Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские, с дополнением написанных между ними на столе скрижалей завета, Антоний Печерский; по левую сторону - Николай-чудотворец, Феодосий и Тит Воин. На задней стене - прп. Амон затворник (в углублении), прп. Евфросиния Полоцкая, на железной доске, мерою 2 аршина, напротив ее раки. За северной дверью иконостаса под аркой изображены преподобные-затворники: Пагкратий священник, Дионисий, Сафоний и Пафнутий. На земляном столбе под аркой же - Арсений Трудолюбивый и Феодор, князь Острожский; на другой стороне столба - Кассиан и Лаврентий затворники и Евфимий схимник (напротив его раки). На задней стороне земляного столба - Руф и Мартирий затворник, а напротив них на западной стене - изображение Вениамина (напротив его раки)» (Там же. Л. 36 об., 37). О масштабном живописном убранстве Благовещенской ц., существовавшем еще во 2-й пол. XIX в., можно судить лишь по образу Тита Воина. Еще один сохранившийся образ - прп. Евфросинии - написан на стене, а не на металле и, по сведениям В. А. Шиденко, был создан худож. В. Д. Сониным в нач. XX в. ( Шиденко. 2008. С. 98). В документе «О возобновлении в церкви преподобного Феодосия в Дальних пещерах иконостаса» (ЦГИАК.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

К северо–востоку от Рождество–Богородичной церкви, в 23 саж. от нее, находится каменная церковь во имя Зачатия св. Анны. Она построена в 1809–1811 г.г. на месте прежней Зачатиевской церкви, созданной в 1679 году киевским жителем Александром Новицким и возобновленной в 1763 г. Внутри Дальних пещер, под землею, находятся три церкви: 1) Благовещенская, 2) Феодосиевская и 3) Рождественская, которые были устроены в очень древнее время; Благовещенская церковь была построена еще сподвижниками преп. Феодосия. В Дальних пещерах почивают нетленные мощи следующих печерских подвижников: Преп. Пафнутия в затворе (пам. 15 февраля) Преп. Афанасия в затворе (2 декабря) Преп. Дионисия в затворе (3 октября) Преп. Феофила, епископа Новгородского (26 октября) Преп. Зинона постника (30 янв.) Преп. Григория чудотворца (8 янв.) Преп. Ипатия целебника (31 мар.) Преп. Лукиана священномученика (15 октября) Преп. Феодора, князя Острожского, сначала сражавшегося с врагами за веру и отечество, а в конце жизни своей подвизавшегося в Печерском монастыре (11 августа) Преп. Мартирия затворника (25 октября) Преп. Илариона схимника, бывшего первым митрополитом русским из числа русских (21 октября) Преп. Лаврентия затворника (29 января) Преп. Моисея чудотворца (26 июля) Преп. Иосифа болезненного (4 апр.) Преп. Павла послушливого (10 сентября) Преп. Сисоя схимника (6 июля) 17 и 18) Преподобных Леонтия и Геронтия, канонархов печерских             (18 июня и 1 апреля) Преп. Нестора некнижного (27 окт.) Преп. Феодора молчаливого (17 февраля) Преп. Памвы в затворе (18 июля) Преп. Софрония в затворе (11 мая) Преп. Панкратия в затворе (9 февраля) Преп. Анатолия в затворе (3 июля) Преп. Мардария в затворе (13 декабря) Преп. Аммона в затворе (4 окт.) Преп. Пиора в затворе (28 авг.) Преп. Мартирия в затворе (25 октября) Преп. Руфа в затворе (8 апр.) Преп. Евфросинии, игумении Полоцкой, мощи которой в 1910       г., с разрешения Св. Синода, перенесены в Полоцк (23 мая). Следует Благовещенская церковь . Потом почивают угодники       печерские:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о православной семье и браке Сергием Правдолюбовым Протоиерей Сергий Правдолюбов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  3.0 из  5) Протоиерей Сергий Правдолюбов – настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. Магистр богословия Московской Духовной Академии, профессор. Наследник старинного священнического рода Правдолюбовых. По линии отца Его прадед, протоиерей Анатолий Правдолюбов, был расстрелян 23 декабря 1937 года. Трое его сыновей, два священника и мирянин, также отдали свои жизни за Христа. В 2000 году они были прославлены в лике новомучеников. Его отец  протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов – был арестован и претерпел заключение в Соловецком лагере особого назначения и на материке в течение пяти лет. По линии матери дедушка отца Сергия, протоиерей Михаил Дмитрев, был расстрелян 2 декабря 1937 года в г. Рязани. Его племянник, Евгений Дмитрев, пострадал в г. Перми. Они также были прославлены в лике святых в 2000 году. Кроме шести самых близких родных за веру пострадали еще пятеро других родственников отца Сергия – как священников, так и мирян. Всего из рода Правдолюбовых к лику святых Церковью причислено 11 человек . – Отец Сергий, пример Вашего рода свидетельствует о том, что семейные традиции для Вас – не абстракция. Как сохранить преемственность в семье? И вообще, что такое традиция? – Известно, что человек, как основа будущей личности, формируется до пяти лет, потом уже начинается «шлифовка». Как правило, дети повторяют своих родителей. Реже случается и так, что ребенок движется в противоположном направлении, поступает наоборот. Видимо, такой протест возникает тогда, когда родители что-то упустили, не учли каких-то важных особенностей ребенка. Святитель Феофан Затворник говорил, что если дети не повторяют своих родителей в их лучших чертах и не хотят им следовать, то через два-три поколения наше православие иссякнет. Удивительно, но эти слова пока не сбылись. Православие еще не иссякло. Я это объясняю исключительно веком мученичества. Если бы его не случилось, то православия бы уже не существовало. Эпоха страшных гонений, попыток уничтожения Церкви – священников, архиереев, ученых, интеллигенции, крестьянства – не истребила веры. О чем это свидетельствует? С одной стороны – это кровавая страница нашей истории, а с другой – свидетельство особого благоволения Бога к России. Только Божиим покровительством и милостью можно объяснить тот факт, что Церковь еще живет.

http://azbyka.ru/semya/beseda-o-semejnyh...

В XIX-haчaлe XX в. Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря. В 1920-е г.г. Никольский храм был закрыт. После возвращения Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов, оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 г. по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был пе­редан Богородице-Рождественской обите­ли. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII в.: от него остался один остов. К концу 2003 г. Никольский храм был не просто восстановлен, но что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех требований по реставрации памятников ар­хитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 г. было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители. Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах - списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма - иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии. В праздник Рождества Христова, 7 января 2005 г., в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня. В первом верхнем ряду - частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой. Во втором ряду - преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского. В третьем ряду - преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.

http://sobory.ru/article/?object=00603

Кондак, глас ? Не имамы иныя помощи... (общий Божией Матери). Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. 3/16 Мученика Иакинфа (108). Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца (1652). Преподобных Анатолия, в Ближних пещерах почивающего (XII), и другого Анатолия затворника, в Дальних пещерах почивающего (XIII), Киево-Печерских. Благоверных князей Василия и Константина Ярославских (XIII). Святителя Василия, епископа Рязанского (1295). Преподобных Иоанна и Лонгина Яренгских (1544–1545). Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (1589). Преподобного Никодима Кожеезерского (Хозьюгского) (1640). Тропарь мученику Иакинфу, глас 4 Мученик Твой, Господи... (общий мученику). Кондак, глас 6 Древо жизни посреде души своея,/веру Твою, Христе, стяжавый Твой мученик,/Едемскаго рая честнейший бысть,/древо прелести змиевы погубив дерзновенно духом,/венчася славою Твоею, Многомилостиве. Ин кондак, глас 4 Камень честен показася, Иакинфе,/в Горнем оном светлем граде водрузися,/в разумнем Сионе блистая светло,/освещая вся, чтущия честное твое страдание,/моли спастися нам, твою память почитающим. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый Иакинфе,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь святителю Филиппу, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 8 Первопрестольников преемниче,/столпе Православия, истины поборниче,/новый исповедниче, святителю Филиппе,/положивый душу за паству твою./Темже, яко имея дерзновение ко Христу,/моли за град же и люди,/чтущия достойно святую память твою. Ин тропарь, глас 5 Радостный возсия день светлаго торжества:/ днесь церковная расширяются недра,/приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище,/струю благодатей неисчерпаемую,/источника чудесем обильна,/чудотворивыя и священныя мощи твоя, святителю Филиппе./Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога/о воспевающих тя/и кланяющихся священным мощем твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В три часа дня в соборе начиналась вечерня с чтением акафиста, пением канонов Иисусу Сладчайшему, Благовещению и Ангелу Хранителю. По окончании службы все шли в трапезную, а в семь вечера в церкви Зосимы и Савватия принимались за монашеское правило, с многими поясными и земными поклонами, наподобие пятисотницы. Одних земных поклонов отбивали более 100. После вечерних молитв монахи расходились по келиям. В трапезной вся посуда была точеная из дерева – чашки, ложки, тарелки. Черный хлеб лежал перед каждым иноком на деревянной тарелке, причем краюха ставилась нерезанной. Квас варили раз в год, в марте. Заливали в бочки, закупоривали, после чего закатывали в погреб, закидывали снегом и льдом. Перед разгоном общей трапезы уже не стало, и монахи сами себе варили по келиям. Стряпали в варежках, сшитых из холста, чтобы не обжечь рук. Раньше на Покров в монастыре раздавали всем нуждающимся теплые вещи. И стекались к Сарову бедные люди, чтобы одеться, перебиться с нуждой. На Гермогеновском хуторе имелась точильная мастерская. Я сама видела там два громадных маховых деревянных колеса, от них тянулся привод к точильным станкам. Раньше колеса вертели с помощью конного привода, а позже крутили руками. Кипарисовые кресты, ложки резали вручную; на станке вытачивали тарелки, блюда, чашки, солонки, кружки, ножки к стульям, веретена, а также прялки и детские игрушки. По преданию, когда были прославлены мощи преподобного, то он сам, бывало, нет-нет да и покажется в монастыре. Видели его не раз. А отец Маркеллин, гробный монах, говорил, что косточки батюшки Серафима, мощи его, облаченные в туфельки-сандалии, иногда были в песке, и их приходилось обтирать. Ходил, значит. В годы после открытия мощей жил в Сарове, на одном из хуторов, затворник Анатолий, в схиме Василий. Пустынножительствовал строго, никого не принимал, и если давал ответы, то через своего келейника отца Исаакия, который скончался вскоре после разгона монастыря. Отец Анатолий был высокой духовной жизни и к тому же прозорливый. В пустыни его осаждал народ, мешал безмолвствовать. И вот поехал отец Исаакий в Дивеево, к блаженной Прасковье Ивановне, за советом. Но она от него заперлась в келии, не пускает. Помолился пустынножитель с келейницей ее матушкой Серафимою, у Распятия, с тем и ушел. Да, видно, задержался в монастыре, на обратной дороге привелось свидеться с блаженной. Вышла Прасковья Ивановна на крыльцо и машет ему рукой: «Дедушка, дедушка!» Тот только махнул рукой, дескать, я все понял. И опять в свой затвор. Скончался пустынножитель в 1919 году. И что интересно, когда в монастыре беспризорники вскрывали его останки, а дело это было после 1927 года, то они оказались нетленными. Лежал как только что похороненный. Беспризорники сунули ему в рот папиросу, перевернули лицом долу и опять закрыли.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий представил доклад на тему «Святитель Феофан Затворник как учитель молитвы». На секции прозвучали также доклады: референта первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии, кандидата богословия диакона Вадима Попова «Полемика архимандрита Феофана (Говорова) и кн. Н.Б. Голицына по вопросу о " непорочном зачатии " Божией Матери — на основании литургических текстов Русской Православной Церкви»; студента 4 курса бакалавриата Владимирской Феофановской духовной семинарии иподиакона Димитрия Шудегова «Комментарии святителя Феофана Затворника на тексты Посланий святого апостола Павла по антропологической тематике (по материалам изданных " Писем к разным лицам… " святителя Феофана)»; студента 3 курса бакалавриата Екатеринодарской духовной семинарии иерея Евгения Игнатова «Концепт времени в " Размышлении о времени " ( " Слово на Новый год " ) святителя Феофана Затворника; студента 4 курса факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета Александра Малеева «Проблема творчества в трудах святителя Феофана Затворника»; студента 2 курса физико-технического факультета Петрозаводского государственного университета Константина Ермолаева «Физико-математические науки в наследии святителя Феофана Затворника». Вторая секция «Пастырство, христианская педагогика и воспитание христианина по учению святителя Феофана Затворника» состоялась в Феофановском кабинете Издательского Совета под руководством заведующей отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН М.И. Щербаковой. На секции с докладами выступили: преподаватель Курского государственного университета, доцент, кандидат педагогических наук А.Б. Хохлова («Педагогическая концепция святителя Феофана Затворника»); помощник ректора Казанской духовной семинарии по информационно-издательской работе Анатолий Вельмякин («Учение святителя Феофана о благодати и внутреннем делании в контексте современного кризиса практики духовных наставников»); студент 1 курса магистратуры Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Дмитрий Никитин («Идеи воспитания учителя в наследии святителя Феофана»), студент 1 курса бакалавриата Екатеринодарской духовной семинарии Иван Ковалев («Темы для пастырского служения в современной молодежной среде — на основании трудов святителя Феофана Затворника»); студент 4 курса направления «Педагогическое образование» Института истории социальных и политических наук Петрозаводского государственного университета Игорь Николаенко («Духовное наследие святителя Феофана Затворника в воспитании современного школьника»); студентка 1 курса регентского катехизаторского отделения Казанской духовной семинарии Марина Дупленкова («Святитель Феофан Затворник об отношении христианина к занятиям музыкой»).

http://drevo-info.ru/news/18373.html

Святитель Феофан Затворник Не начинай ничего, не обдумав и не рассчитав, что на предпринятое хватит сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по показанию тех же внушений Господа в притчах, чтобы вооружиться заранее самоотверженностью и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти опоры всех тружеников в добре, и если есть — начинай дело, а если нет, то заранее запасись ими. Если запасешься, то что бы ни встретилось на пути к исполнению намерения, все перетерпишь и преодолеешь и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что если дело трудновато — брось его, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобой никогда такого, чтобы ты сказал: «Иду», а потом не пошел. Святитель Феофан Затворник Терпение укрепляется молитвой, которая испрашивает Божию помощь в несении наложенного креста. Как страждущие дети говорят о печали своей родителям и от них получают утешение или как друг своему верному другу сообщает о сердечной скорби и оттого чувствует на сердце некую отраду, так и мы чувствуем облегчение нашей печали, когда Богу, Который есть «Отец милосердия и Бог всякого утешения» ( 2Кор.1:3 ), сообщаем нашу печаль в молитве. Святитель Тихон Задонский Терпеть не умеешь — учись самим терпением. Возмалодушествуешь — опять берись за это спасительное оружие. А со временем и натореешь, ибо всякой добродетели, как и какому-нибудь искусству, выучиваются не сразу, а много пройдет времени и много положишь трудов, тогда уж и дастся наука. Преподобный Анатолий Оптинский Бог наш не именуется Богом праздного бездействия и утех, но Богом терпения и долготерпения. Он действительно производит терпение и благодушие в тех, кто предает Ему себя, чтобы они одерживали победу дивную и новую, подобную той, какую одержал Христос, распятый и вкусивший смерть. Он победил убийц Своих и мир, теперь же уделяет от подобной силы Своей и тем, которые страждут за Него, и через них снова побеждает тех же убийц и мир. Это надо знать всякому христианину, чтобы кто не оказался всуе верующим во Христа, как не знающий таинства христианства.

http://azbyka.ru/kak-nauchitsya-terpet-n...

В 1646 году приехал в Москву архиепископ Симский и Корейский Анфим, который привез государю мощи великомученика Никиты со следующим свидетельством Константинопольского патриарха Неофита об их обретении: «Блаженные памяти инокосвященник Игнатий затворник, пребываючи в месте, нарицаемом Готфине, где святый мученик Никита восприял мучение свое огнем, и те мощи собрал тот затворник Игнатий, и привез в некоторый остров, нарицаемый Кария, и погреб в каменном гробе, и сверху написал свинцовое письмо: здесь положил, аз Игнатий инокосвященник, мощи св. Никиты; и те мощи от древних лет обрелися в Карий некоторым честным людям, и они паки их погребли, и бысть им ведомо то место и, тако шед, сказали епископу того града господину Анфиму и место ему показали, и где есть святые мощи, и отверже сыскал их – благоухание великое издали, и почтил, и имел великое желание положить их в христианских странах. И едучи морем, поймали его разбойники и ограбили его донага, да сверх того стало ему 2000 ефимков, покаместа те мощи освободить, как сведетельствуют ниже сего писанные тамошние священницы и миряне, такоже просил и у нас грамоты для истинной подлинны, и тако дали есми грамоту нашу преосвященному епископу Симскому и Корейскому господину Анфиму 1644 г., месяца апреля индикта 12». Затем следуют 12 подписей тамошнего духовенства, подпись хийского митрополита и последняя подпись: «Евфимий, милостью Божиею, патриарх великого Божия града Антиохии и всея Анатольские страны» 84 . Халкидонский митрополит в 1655 году посылает главу св. Евгения с таким рассказом о ней: «Посылаю святую главу св. Евгения, иже празднуется в 13 день декабря с пятьми мученики, еяж святая глава обреташася в митрополии Писидийской и уж выше 75 лет, отнележе взяша турцы митрополию разориша ю, и митрополит оного времени Евфимий изжидив, да освободит митрополию, положи ю в заклад у неких внешних на седмьсот ефимков и имяху ю ту, якоже свидетельствует и блаженный патриарх Иерусалимский господин Феофан и блаженный патриарх Александрийский господин Герасим, иже бяху от оного места.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   Три года оставался при нем Георгий в постоянном подвиге и совершенном послушании, а в обители Романовой в то же время усердно служил болящим. Затворник видел, что в зрелом возрасте имел он опытность старческую, - и облек его в великий ангельский образ, или схиму, и отпустил во Святой Град. Паломник с пламенной любовью и слезами обошел все святые места и как бы видел пред собой Самого Господа там, где пострадал Он за человеческий род; из Палестины Георгий возвратился к своему наставнику, в пустыню Романову, и хотя совершенно созрел для перевода Священного Писания, однако ж по своему смирению не решался принять на себя этот труд и достойным его находил только авву Евфимия. Но затворник говорил ему: «Господь, неоднократно спасавший от смерти преподобного Евфимия и открывший ему дар ведения языков, может споспешествовать и тебе: будем молить святого отца нашего Евфимия, чтобы он помог тебе своим благословением довершить начатое им святое дело». Таким образом, после многих усилий, старец убедил Георгия идти на Святую Гору к великому авве и искать у него духовной мудрости, чтобы напоить ею жаждущие души земли иверской, ибо этот Евфимий был для нее вторым Златоустом и красноречивыми своими писаниями утвердил в ней православную веру на все грядущие времена.    Напутствуемый благословением своего наставника, Георгий благополучно совершил путь, и Промысл Божий, видимо, благоприятствовал ему в одиночестве. Проходя Анатолию, приблизился он к большой реке, которую хотел перейти вброд, но по чрезвычайной глубине ее не мог и тут же, на противоположном берегу ее, увидел светлого юношу на белом коне, который сказал ему: «Не бойся, вступи в реку», а сам, устремившись к нему навстречу, перевел его за руку чрез глубокие воды. Преподобный с душевным восторгом узнал в нем небесного покровителя земной своей родины - тезоименитого ему великомученика Георгия.    Но, достигнув Святой Горы, Георгий уже не застал там блаженного Евфимия, так как преждевременная кончина похитила его в Царьграде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010