Стараясь служить для братии примером духовной жизни, пр. Иринарх отличался снисходительностью и кротостью по отношению к другим и строгостью к себе. Скончался он в 1628 г. Мощи его почивают под спудом в часовне его имени (см. Арханг. еп.). 18 . Д. Св . муч. Емїлїана. Родом славянина, св. Емилиан пострадал за Христа в городе Доростоле. По пламенной ревности к истинной вере св. Емилиан однажды вошел с молотом в языческое капище и сокрушил там всех идолов. За это он был «ранами уязвляем, и в темницах затворяем, и многообразно оскорбляем». После жестоких истязаний св. Емилиан был сожжен, в 363 г. Мощи св. мученика впоследствии были перенесены в Константинополь. Кондак, гл. 3. Божественною ревностью распаляем, огня сослужащаго не устрашился еси: но возшед небоязненно волею, возгнещающим огнем всесожжегся, и Владыце яко жертва принеслся еси мучениче, славне Емилиане, Христа Бога моли, даровати нам велию милость. Св. муч. акіна, иже во Амастриде. Он пострадал за Христа в городе Амастриде (ныне Амастра, в Анатолии). Там же хранились и мощи его, источавшие врачевания. Время жизни и страданий его неизвестно (впрочем, некоторые предполагают, что он пострадал от язычников не позднее IV в.). В Уставе и Минее Месячной хотя и показана память сего св. мученика, но службы ему не положено; нет ему даже тропаря и кондака. Пр. Памвы. Пустынножитель Нитрийской горы в Египте (см. 19 июн.,) современник пр. Антония Великого (17 янв.), он прославился нестяжательностью и замечательною осторожностью в слове: всю жизнь свою он старался осуществить начальные слова 38 псалма: «Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати языком». Скончался он мирно 70 лет в конце IV века. Пр. Іанна, затворника Печерского, многострадального. Инок Киево-Печерской обители, он явил собой пример тяжкой борьбы с плотью, окончившийся славной победой, при совокупном действии твердой воли и благодати небесной. Чтобы побороть в себе плотскую похоть, он мучил себя голодом и жаждой, носил тяжелые вериги, несколько лет жил безвыходно в скорбной и тесной пещере и, наконец, усмирил в себе нечистые движения тем, что закопал себя по плечи в землю в Антониевой пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Стр. 154 459. Явно порицающих веру или обличать, или удаляться от них Епископу Савиниану (126). Ныне некоторые дерзают явно говорить против Евангелия, а прочие не обращают внимания на слова, и своим молчанием делаются участниками в преступлении. Но кто-нибудь скажет: что же нужно делать тем, которые отвращаются этого? Я бы сказал: одно из двух – или прямо выступить против них и изобличить ложность догматов, или избегать общения с ними, как явно нечестивыми. Стр. 160 460. От обид несправедливых не падать духом, но радоваться Епископу Едесскому Иве (132). Господь повелел несправедливо обидимым не падать духом, но радоваться, и из древних примеров извлекать поводы к утешению. Ведь, от первых людей и до настоящего времени можно наблюдать, что старавшиеся чтить Бога всяческих были обидимы людьми, с которыми они жили, и впадали в весьма многие и тяжкие огорчения. Стр. 169 461. Тягость утраты верной супруги Магистриану Киру (136). Что может быть тягостнее, как лишиться супруги, которая честно несла ярмо брака, делала для своего сожителя жизнь приятной, разделяла заботы о семействе, имела попечение о домашних делах, вместе с мужем управляла всем прочим, радела о полезном и следовала указаниям мужа. Стр. 174 462. Дар страдания за веру выше чудотворений Патрицию Анатолию (138). Нам в страданиях за истину дарован повод к дерзновению, поскольку Владыка Христос дал нам не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп. 1:29 ), ибо – величайший дар страдания за Владыку, и божественный Апостол ставит их выше великих чудотворений. Стр. 178 463. Богу все возможно, как Богу Воинам (144). Мы говорим, что для Бога всяческих все возможно, разумея под словом «всё» только хорошее и благое, ибо, как мудрый и благой по природе, Он не допускает ничего противного сему, а лишь одно сообразное Своей природе. ( Евр. 6:18 ; 2Тим. 2:3 ). Стр. 187 464. Крещение в три погружения Константинопольским монахам (145). Приходящих каждый год ко всесвятому крещению мы стараемся научить вере, изложенной святыми и блаженными отцами в Никее, и, наставивши их, как нам повелено, крещаем во имя Отца и Сына и Святаго Духа, произнося отдельно каждое имя. [Прим. Ред.: это значит, что делались три погружения, отдельно при каждом имени].

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Полина 25 ноября 2009, 17:59 Дорогие друзья! Пока мы с вами, уютненько устроившись у мониторов и соревнуясь в изящной словесности, пытаемся побольнее уколоть психолога и категорично заявляем, что психолгия не нужна, в Москве,на Крутицком подворье команда профессиональных православных психологов под руководством православного священника Анатолия (Берестова)буквально вырывают души несчастных заблудших чад Церкви из ада. Давайте будем скромнее, как-то гипотетически что-ли, высказываться о вещах, о котороых мало осведомлены! Татьяна 25 ноября 2009, 15:04 Уважаемая Екатерина Панкина. Речь ведь идёт не о том, что отвергается психология, как наука, или её действенность в помощи человеку при жизненных трудностях и даже в приходе его к вере (при условии верующего психолога). Точно также, как мы не отвергаем физику, биологию и т.д. Верующий биолог или физик тоже ведь может кого-то к вере привести, не так ли? Но ни физики, ни биологи не претендуют на роль руководителей в духовной жизни Церкви. И не ставят вопрос о «противостоянии священникам» и о «разграничении с ними «сфер» влияния в духовной жизни людей». Психология - специфическая наука, и человеку-психологу, может показаться, что он способен понять и " разрулить " многие проблемы. Не спорю с этим при условии таланта. Но тем не менее, недопустимо мирянину-психологу разделять со священниками духовное руководство людей, не имея для этого дара благодати, который подаётся при рукоположении. Кто мешает психологам скромно делать свою нужную для людей работу за церковной оградой, как делают это люди других профессий, оставаясь при этом православными христианами? Вы приводите в пример свт. Феофана Затворника. Да, он уважал психологию и пользовался её достижениями. Но он делал это сам, применяя её в соответствии с Православием, и вовсе не предлагал психологам совместного участия в духовном вождении людей. Его пример скорее показывает, что именно священству нужно изучать психологию и умело её применять при работе с паствой, а не психологу становиться духовником в лоне Церкви.

http://pravoslavie.ru/32719.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не привязывайся к вещам, но все, чем владеешь, принеси в жертву Богу, т.е. стяжи, храни и употребляй по совести, как должно, равно и богатство, если дается, употребляй все во славу Божию и пользу братий, сознавая себя приставником в доме Божием. Скудость или потерю терпи, если же можешь, паче всего возлюби произвольную нищету. Храни честь, доверие к себе и своему имени, для этого живи честно, добросовестно, по чувству долга, не заботясь о мнениях других, памятуя, что истинная честь есть праведная и добродетельная жизнь, т.е. жизнь в очах Божиих. Повышение в должности принимай как иго служения. Имей заботу о благоприятном течении дел и об устроении своей внешней жизни. Будь неутомим, во всем храни порядок, всему положи нужные меру и вес — в пище, питии, одежде, украшении дома, в трудах, отдыхе, в знакомствах и общении. Всячески работай Господу, и сия работа всему научит лучше всяких теорий. Таковы заповеди и правила, обязательные для христианина, собранные святителем Феофаном Затворником и вкратце мною приведенные здесь. Кроме книг святителя Феофана Затворника, можно много почерпнуть из трудов святителя Игнатия Брянчанинова, особенно из пятого тома его сочинений. И наконец, уже упомянутый Ефрем Сирин, первый его том. Правда, все главы этого тома предназначены новоначальным инокам, иночествующим, в связи с чем они достаточно высоки. Но, тем не менее, образ того, как надо жить, они дают, образ для нас очень ясный и простой. Иметь этот образ как эталон, к которому можно обращаться и устремляться, очень важно. Таким образом, еще раз повторим, что в жизни церковного человека важнейшими являются эти три правильника. На сегодняшний день мы чаще всего используем один из них — по отношению к Богу, и то очень выборочно, а два других — к ближним и к себе — фактически выпадают из нашей жизни. Неудивительно, что во втором периоде, когда начинается оскудение веры, человек, сам того порой не осознавая, постепенно просто отходит от Церкви. Сначала по нраву своему, а потом и по внешнему порядку. Сначала он пропустил воскресную службу, затем большие, даже двунадесятые праздники... Если жизнь его условно как бы вернуть назад, внимательно вглядеться в недалекое прошлое, чтобы найти причину его охлаждения, можно заметить, что он обязательно что-то пропустил в правильном отношении с ближними и с самим собой. Незначительные, казалось бы на первый взгляд, ошибки могут повлечь за собой серьезные последствия.

http://zavet.ru/garmaev/ways05.htm

Вот почему необходимо было связать его цепями и посадить под охраной в келью. В таком безумном состоянии он прожил два года, затем испустил дух. Нечто подобное, как говорят, случилось с двенадцатилетним юношей Анатолием из Бордо. Он был слугой одного торговца и попросил разрешения жить затворником. Но хотя его хозяин долго противился этому, полагая, что он одумается и что в таком возрасте он не сможет выполнять то, к чему стремится, однако, побежденный наконец просьбами слуги, разрешил ему осуществить свое намерение. А было там искусно сделанное в давние времена сводчатое подземелье, в углу которого находилась небольшая келья, огороженная тесаными камнями, в которой едва мог поместиться стоя один человек. В эту келью и вошел отрок и пробыл в ней восемь или более лет, довольствуясь скудной пищей и питьем, предаваясь бдению и молитвам. Затем, мучимый сильным страхом, он начал кричать, что у него все внутри разрывается. Вот почему произошло то, что с помощью, как я думаю, диавола он отодвинул четырехугольные камни, за которыми он находился взаперти, поверг стену на землю, ломая руки и крича, что его сжигают святые Божии. И так как он очень долго пребывал в этом безумии, часто произнося имя святого Мартина и говоря, что лучше быть наказанным им, чем другими святыми, его привели в Тур. Но злой дух, побежденный, как я думаю, силой и величием святого, не смог здесь причинить вреда человеку. А именно, проведя несколько лет в этом городе, он, не испытывая ничего плохого, возвратился на родину. Но там на него снова нашло то, от чего он было избавился. 35. К королю Гунтрамну прибыли из Испании послы с многочисленными дарами просить мира, но они не получили никакого определенного ответа. Потому что в прошлом году, когда войско опустошило Септиманию 1386 , корабли, отплывшие из Галлии в Галисию, были разграблены по приказанию короля Леовигильда, товары отняты, люди избиты и умерщвлены, а некоторые уведены в плен. Лишь немногие из них спаслись каким-то образом на лодках, и они-то и возвестили стране о случившемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Сразу начинаются мысли: «А как я себя чувствую?» Подожди, ты сначала встань, начни день, пойди, умойся, потом будешь соображать, как ты себя чувствуешь. «Нет, ещё немножко полежу». Вспомни, сколько ты потерял времени или случаев через это «ещё немножко полежу». – А почему утреннее время самое драгоценное? – Оно пока не занято, то есть если ты в 7 часов должен из дома выходить на работу или начинать завтракать, но поставил будильник на 6 часов, то этот час – твой. Вообще, любой час до начала дня – твой, хоть  и полчаса, но они твои. А мы это время, которое могли посвятить своей душе, бездарно проспали. Надо вскакивать, умываться, готовить завтрак, бежать на работу и начинать трудовой день, не начав его духовно. Поэтому Лествичник говорит, что подвижничество начинается с того, чтобы мгновенно вставать. Я, кстати, прочитал одну очень страшную вещь (по-моему, у Паисия Афонского). Он говорит: «Если мы после пробуждения опять ложимся, на нас ложится бес». А почему? Это его какой-то личный опыт, то есть надо все-таки день начинать мужественно. У святителя Феофана Затворника Вышенского есть такой совет: «Тотчас скинь с себя одеяло». А я делаю так: будильник ставлю дальше, чтобы не дотянулась рука. Чтобы выключить будильник, надо встать. Это уже какое-то действие. А потом, я живу не один, с мамой, и чтобы её не разбудить, надо не дожидаться, пока он так будет звенеть, что уже самому надоест, надо его выключать сразу. И на всякий случай – будильник в телефоне. Но старец Анатолий Оптинский говорил: «С вечера должна быть решимость, что ты встаешь». Мне задавали вопрос: «Батюшка, тяжело вставать рано утром?» Конечно, тяжело. Сейчас, с возрастом, это стало легче. По молодости, когда был в Оптиной, спать хотелось всегда. Сейчас-то дело к старости, времени осталось мало, и старые люди сетуют на то, что у них появляется бессонница. Бессонница – это милость Божия, продляется время вашей жизни. Жить осталось меньше, поэтому Господь даёт меньше сна и больше бодрствования. Что только ни подумаешь, о чем только ни вспомнишь – и о хорошем, и о плохом.

http://azbyka.ru/deti/probuzhdenie-nacha...

Случается, что человек каким-то образом сразу чувствует или угадывает причину своего несчастья. Обычно это случается, если есть грубые грехи, страсти. «Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления перед Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный» (из письма свят. Феофана Затворника). Но в большинстве своем мы не видим причинно-следственной связи болезни и греха. Это бывает, как указывает преп. Амвросий Оптинский, или от невнимания к себе, или в каком-либо увлечении. Он же говорит об одной из частых причин болезни — нечистой исповеди. То же встретим и у другого Оптинского старца: «Боли твои и тоска, пожалуй, от того, что нечисто исповедовалась» (преп. Анатолий (Зерцалов)). А потому так важно сосредоточиться в самом начале болезни и, пристрастно испытав свою совесть, как можно полнее исповедоваться. Кстати, нередко в несчастье душа сама стремится к такой откровенной, без саможаления и самооправдания исповеди. Сын графа Владимира Сергеевича Толстого вспоминает, что отец его много лет был равнодушен к вере и часто повторял кощунственные и богохульные остроты французских философов. Когда он внезапно и опасно заболел, то просил жену читать ему Евангелие и Акафист Иисусу Сладчайшему; «Но самое замечательное явление этой болезни, — пишет сын, — составляет исповедь и причащение больного. Он с необыкновенной ясностью памяти рассказал духовнику грехи свои, совершенные в течение 7 лет (ибо 7 лет он не причащался). С верою и любовию приступил к приобщению Святых Таин». Вспоминается мне одна знакомая, она говорила, что стоит ей заболеть, и она как-то совершенно иначе начинает исповедоваться. Вроде и в здоровье она не лукавит, а в болезни «то ли от испуга, то ли потому, что Господа рядом чувствуешь, открываются такие грехи, которых и не замечала; и видишь все как-то иначе, понятным становится, что — главное, а что — нет». Да такая «в испуге» или «в просветлении» от болезни внимательная исповедь — явление не редкое. Но эта рекомендация не означает, что нужно бесконечно терзать себя, свою совесть, пытаясь извлечь из нее причину несчастья.

http://pravmir.ru/pravilnye-i-nepravilny...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Есть энергии, присущие Богу, нетварные энергии. И совершенно естественно, что есть и тварные, которыми Бог наделил человека. Святитель Феофан Затворник достаточно много пишет об энергии, которая есть у человека, у растения, у животного. Современные физика, медицина подтверждают наличие в человеке этих энергий. Бывает так, что мы смотрим на кого-то и говорим: «Какая у него энергетика!», но здесь речь уже вовсе не о естественной энергии, а, скорее, о душевном устроении человека, которое дает ему силу воздействия, силу убеждения, то, что так любят называть сегодня харизмой: слушаешь его и веришь, даже если он какую-то ахинею несет. Опять-таки, когда он сам начинает в этом видеть некий особый дар или призвание, то в результате у него появляется ощущение собственной особенности, а мимо этого враг, естественно, не пройдет и тут же подкинет каких-то «способностей». – А гипноз? – Владение навыками гипноза зависит от воли человека, и это, на мой взгляд, тоже не стоит относить всецело к естественной энергии. Практика в любом случае порочная, потому что допускает управление сознанием другого человека, а это нарушение его свободы, данной Богом. И приводит это к последствиям, для человека очень нехорошим, потому что похищение у человека его свободы, как и добровольный от свободы отказ – дело бесовское. Вред здесь причиняется и тому, чья свобода подавляется, и тому, кто эту свободу похищает, ведь у человека, который занимается гипнозом, очень быстро и в гипертрофированной форме развивается чувство собственного превосходства. И не удивительно, если этого гипнотизера враг опять же начнет наделять какими-то своими «дарами». Известнейший психотерапевт Анатолий Кашпировский, очевидно, не просто применял гипноз, люди на его сеансах и телесеансах вели себя как одержимые, а после нередко попадали в больницы с расстройствами психики и нервной системы. Понятно, что это не только его действиями достигалось. У меня есть один знакомый – замечательный, высококвалифицированный врач. Он долгое время смеялся над верой, а потом в его жизни произошло нечто, что заставило его изменить свое мнение. Был период, когда он занимался гипнозом и приобрел в этом настолько большую свободу, что мог, например, «организовать» человеку, которого вводил в состояние гипнотического транса, «встречу» с кем-то, то есть убедить его в реальности такой встречи. Его очень захватили эти эксперименты, и одной женщине он пообещал, что она будет говорить с Богом. А дальше, вспоминает он, эта женщина на его глазах говорила с Богом. «Только на этот раз я понял, что это не следствие гипнотического транса, а реальность. После этого гипнозом я больше никогда не занимался», говорит он, человек серьезный, состоявшийся и как медик, и как бизнесмен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010