А ежели прежде времени узнать весь разум Писаний, то, возгордившись, ум пренебрежет о деянии и все потеряет. Что скоро и без труда приобретается, то скоро теряется и пропадает» (Письма. Т. 4, письмо 1, стр. 17). «Деятельный разум предпочитается простому понятию и разумению Писаний, почему и сказано: разум кричит, а любы созидает ( 1Кор.8:1 ). Не надо углубляться далеко в разумение; чего иногда не понимаете, оставьте это так, ум еще не чист, не может всего обнять; будьте довольны тем, что разумеете, и постарайтесь оное исполнить; тогда и то откроется. Св. Исаак пишет: «Горе предати новоначальному высокая», и в другом месте: «не пользует разумение Писаний пребывающих в страстях» (Письма. Т. 4, письмо 3, стр. 25). Я привел ряд наставлений старца Макария об Иисусовой молитве из его писем к монашествующим. Перехожу теперь к письмам его ученика и преемника, старца иеросхимонаха Амвросия. «Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцем, и ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания, смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молиться особенно во время смущения и за себя и за оскорбивших: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь» (Собрание писем старца Анатолия, стр. 74). «Пишешь, что когда творишь молитву, смотришь в сердце... Отцы святые советуют во время молитвы смотреть внутрь сердца, а не сверху, и не сбоку, и, особенно, если внимание ума нисходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Обычно человек, услышав или прочитав этот перечень, приходит в удивление ( " как можно все это исполнить?! " ) или прочитывает это с внутренним согласием как с чем-то ему сродным и приятным. Пока читает, что-то отмечает в себе как уже исполняемое, что-то очень знакомое... Да и на том дело кончается. Труда задержаться на чем-либо он себе обычно не дает, к размышлению себя не приучает. Потому большая часть прочитанного воспринимается им либо как полезное чтение, либо как благой совет, но редко — как правило, которое бы он взял в регулярное, ежедневное рассуждение, исполнение и вечерний отчет Богу, равно и еженедельный отчет духовному наставнику. Но не так бы надобно! Надо остановиться, задержаться на этом перечне. Выделить, что знакомо, что отчасти знакомо, что незнакомо совсем. Знакомо не в определениях, а в жизни, в поступках! Выделить, поставить в очередность их усвоения себе. Очередность поставить в годовое расписание на дни (или лучше на недели) или, по меньшей мере, занести каждое на отдельную карточку, а затем ежедневно вынимать из пачки одну из карточек, какая попадется, чтобы напомнить себе на день и поставить во внимание дня, размышления, исполнения. На этапе оглашения часть этих правил может быть подхвачена воодушевлением после чтения какой-нибудь святоотеческой книги и действием призывающей благодати. В период же промежуточный между оглашением и воцерковлением, который у многих людей тянется годами и десятилетиями, эти правила вообще выходят из памяти и соблюдается лишь то, что по естеству с рождения или воспитанием как-то усвоилось и само собой держится в навыке, остальное уходит все в забытье. Там, где труд над подобными правилами становится личной потребностью, там начинается период воцерковления, который приводит к состоянию истинного христианина. Переход от оглашения к воцерковлению зависит от решимости человека. Движение от воцерковления к истинному христианину зависит от веры, личного старания человека и его любви к Богу. Когда мы с вами обращаемся к книгам Святых отцов, то узнаем в них о многих добродетелях. И большинство из этих добродетелей как раз и обретается исполнением правил отношений к ближним. К уже названной книге Феофана Затворника могу порекомендовать всем в качестве правильника первый том сочинений преп. Ефрема Сирина из восьмитомного издания его трудов. Есть там главы " О добродетелях " , посвященные новоначальному иноку, в которых дается очень живой и ясный, доходчивый и простой образ наших отношений с ближними. Здесь же приводятся и примеры неправды этих отношений. Если вы возьмете эти главы Ефрема Сирина в свое правило по отношению к ближним, этого будет более чем достаточно, чтобы управить себя в христианском нраве.

http://zavet.ru/garmaev/ways05.htm

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Чтобы отвлечь больного от грустных мыслей, переменить дурное настроение, родные иногда предлагают ему некоторые развлечения. Чаще всего это телевизор, компьютерные игры и легкая литература. Такие занятия вполне возможны. Но на некоторое, ограниченное время. Так уж получается, что развлечения очень скоро переходят в удовольствия, от которых трудно отказаться. Особенно больному человеку. Кстати, «нагружать» учебой, чтением, физическими упражнениями, общеполезными делами больного ребенка необходимо. Больной гораздо больше здорового нуждается в постоянном занятии. Именно оттого, что не все ему доступно, больной должен освоить как можно лучше то, что ему по силам. Уход за больными — одно из самых замечательных служений человека. В Древнем патерике рассказывается: Брат спросил старца: «Есть два брата, один безмолвствует в келии, продолжая пост до шести дней в седмицу и много налагая на себя трудов; другой же служит больным. Чье дело более приятно Богу?» Говорит ему старец: «Хотя бы тот брат, который держит пост в течение шести дней, за ноздри подвесил себя, и тогда он не мог бы сравняться с тем, который служит больным». В письме к матери неблагодарного сына свят. Феофан Затворник пишет: «Хоть А. и не стоит того, но Господь по милости Своей, и ради вашей материнской любви, и терпения ради оскорбляющего вас примет уход за ним как уход за Собою». Служение больному особенно благодатно влияет на душу. «Служение больным есть одно из сильнейших орудий хранения чистоты», — писал преп. Анатолий Оптинский (Зерцалов). Неважно, в каких отношениях мы были до болезни с нашим родственником, но если ему нужна наша помощь — послужим ему. Это служение будет к пользе нашей души. Мне вспоминается женщина, много лет жившая в одной квартире со свекровью, которую очень не любила. Не знаю уж, кто там был у них прав, кто виноват, только пришла в дом беда: со старушкой случился инсульт. Хочешь, не хочешь, а пришлось за ней ухаживать. Через силу, с ропотом, иногда со слезами. Потом закончилась жизнь свекрови, закончилось и невольное служение. Только женщина та изменилась. Когда-то замкнутая на своей правоте, своих страданиях и своих добродетелях, она стала терпимее к близким, уважительнее к чужому мнению, мягче.

http://pravmir.ru/v-vashej-seme-bolnoj/

Ваш доброхот Е. Феофан. 26 февр. 90 г. Письмо 1216. При посылке 5 т. Добротолюбия. Предел писательства Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Протоиерей! Посылаю вам 5 т. Добротолюбия. Прошу принять. Это последний и, как таковой, содержит верхние стадии духовной жизни. Верхи сии и прежде показываемы были в первых книгах. Но тут вся дорога туда прописывается систематически. Эта книга с четвертою – вдвоем содержит все потребное в деле подвижничества. Дал бы Бог, чтоб они пришлись по душе и хотя кому-нибудь принесли пользу. Не раз принимался я писать что-нибудь и свое. Но дело нейдет. Верно и писательство имеет свой предел. И приходится сознаться, что он для меня настал. Ведь и порядок естества требует послушания, – не ему, а Источнику его. И надо благодушно покориться. Примите мои вам усердным благожелания. Да посещает вас всегда милостями Своими Господь. Прошу святых молитв ваших. Ваш доброхот Е. Феофан. 26 нояб. 90 г. Письмо 1217. При посылке книги в новом издании. К истории защиты бестелесности Ангелов. Улаженный спор. Забота о борьбе с папством Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Протоиерей! Препровождаю к вам последнюю часть нового издания «Писем о хр. жизни» и покорно прошу принять ее милостиво. Хоть это ничего не прибавляет к прежнему, но может быть новая печать иного расположит к новому прочтению. Благодарствую за напечатание оттисков о книжке: душа и Ангел не тело, а дух. Все внимательно просмотрено. А ученики и ученицы Пр. Игнатия не уступают, и стараются как-нибудь оправдать его. Я получил порядочную тетрадь, но это был напрасный труд. Всего, сказанного мною, писавший не коснулся, а поговорил словоохотно о постороннем, как будто для того, чтобы заговорить так явно выставленную несостоятельность мнения известных брошюр. Я написал писавшему и руководясь его же мыслями, предложил ему вместо мнения брошюр, принять одно из высказанных отцами мнение, именно, что Ангелы и души имеют по творению тонкую оболочку, или тело, посредством коего состоят в общении с телесным вещественным миром. Он согласился, охотно, – и делу конец. Когда бы все споры так решались, куда бы как было хорошо? Мне сдается, что нам следует подготовляться к борьбе с папистами. Папежство стало походить на паполатрию. Все дары от папы и весь почет ему. А у нас нет книжки, которую имея в руках, православный мог бы отражать бредни патеров. Те ведь наговорят столько, что слушающий поневоле изумится. Муравьев, Авдий Востоков (Преосв. Анатолий Могил.) грузны и не легки для головы. Papaute schismatique о. Владимира Гетте кому доступно?! и другого чай ничего нет. Да! Преосвященнейшего Никанора! – но то не полно. Подговорите кого-либо, чтобы извлек из всех самое рельефное, легко читаемое и победоносное. Будет благовременно и преполезно. Я и рванулся бы, да сил нет, мое писательство кончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И она, увы, часто оказывается чувством разрушительным. Поэтому, прежде всего, надо уметь разграничивать любовь и желание. Желание — стремление обладать, оно означает включение объекта желания в нашу жизненную сферу и превращение его в часть нас самих. Именно поэтому желание умирает после того, как оно удовлетворено. Его осуществление равно смерти. Желание пассивно. И наоборот, любовь проникнута активным началом. Мы стремимся к объекту и пребываем в нем. Трудно не согласиться с Каринэ Фолиянц, что душа человека, иссушенная страстью, напоминает комнату больного, в которую не поступает свежий воздух. Выходя же из этого исступления, мы испытываем чувство, близкое к пробуждению, освобождению от плена. Поистине — страсть похожа на гипноз. С болезнью сравнивал любовную страсть святитель Феофан Затворник , причем, замечал он, больному порой самому до безумия хочется мучиться этой болезнью. Да и в любом значении слово «страсть» в христианском звучании имеет негативный смысл — страсти разрушают душу, отдаляют человека от Бога. Теперь, дорогие читательницы, вы, конечно, спросите: как же отличить одно от другого? Но здесь, кажется, все ясно: время — лучший помощник. Паки и паки повторю, что у каждого человека своя судьба и на всех советов не хватит, но жизнь показывает, что умение сдержать себя, чтобы не броситься в брак как омут (частенько ведь и так бывает: вглубь с головой и — конец), желание проверить свои чувства, добрачная дружба вместо добрачного секса, — все это помогает понять и оценить и себя, и избранника. Настоящая любовь преодолеет все искушения — страсть истомит душу и потухнет. На собственном опыте, опыте моих подруг и знакомых знаю, что примерный срок такого испытания чувств — год. Чего только за этот год не откроется! Иногда, правда, и истинно любящим людям приходится бороться с искушениями. Подсунет, например, бес наивной Наташе Ростовой вместо благородного князя Андрея коварного Анатоля. Но на то и испытательный срок, чтобы проходить его вдвоем, пытаясь проникнуть в духовный мир избранника, учась выстраивать гармонию в отношениях, да заодно и понять, будете ли вы терпеть, скажем, у своего принца привычку курить, от которой он никак не избавится, или же станете устраивать ему постоянные скандалы из-за того, что вас тошнит от запаха сигарет.

http://azbyka.ru/semya/zhenskoe-odinoche...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине иеромонах Прокопий (Пащенко) 25.10.2012 18.04.2023 ( 8  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Религиозный взгляд на зависимость от психоактивного вещества (ПАВ) Какова причина наркотизации планеты? Желающий ответить на этот вопрос столкнется с различными теориями, которые предлагают различные ответы. Чтобы провести анализ этих теорий нужно время и определенный навык. Но многое станет понятным буквально сразу, как только мы поставим перед ними роковой вопрос: а почему принимать наркотики — это плохо? Пытаясь ответить на этот вопрос, Вы крайне удивитесь тем, что ответить на него не так-то и просто. Ответить на него можно только через апелляцию к религии. «Слово Божье предупреждает нас, что пьянство относится к делам плоти, а посему люди, пристрастившиеся к алкоголю, Царства Божия не наследуют» ( Гал.5:19-21 ). Алкоголь – это наркотический яд. И отец Анатолий (Берестов) отмечал, что человек, регулярно употребляющий алкоголь, «является наркоманом» . Алкоголь и наркотик искажают личность человека. Это искажение будет являться источником муки по отделении души от тела. Патриарх Сергий Страгородский объяснет, что страсти, которые питает в себе человек, «так искажают его духовную природу, что в будущем веке она неминуемо должна терпеть мучения». По учению святых отцов, настроение, которое человек создал себе во время земной жизни, станет содержанием его жизни за гробом. «Бог, по мысли св. Иринея, не наказывает грешников непосредственно Сам». Наказанием для них станет, та «жизненная стихия», которую они добровольно избрали . Чтобы понять слова о добровольно избранной жизненной стихии, представьте человека, который воспитал в себе сильное чувство ненависти. У каждого из, наверное, были приступы сильной ненависти к кому-то. В такие минуты человек становится не рад сам себе. Постоянный впрыск адреналина в кровь лишает возможности засунуть. Человек только задремлет и тут же просыпается от того, что забурлила кровь. И, если человек умирает, исполненный ненависти, то это состояние он забирает с собой в вечную жизнь. Там «страсти, которыми жила здесь душа, — пишет святитель Феофан Затворник, — будут жечь и точить ее, как огонь и червь, и терзать ее непрерывными и неотвратимыми мучениями» .

http://azbyka.ru/zdorovie/mirovozzrenche...

Надо конечно объяснить и власть предержащим, что кощунства в СМИ до добра не доведут. Надо напомнить им слова великого подвижника, небесного покровителя православного Рунета Святителя Феофана Затворника, который предупреждал, что хула на Бога и Божию Матерь приведет к беде. Святитель писал: «Следует наказать нас: пошли хулы во всеуслышание на Бога и дела Его. Некто писал мне, что в какой-то газете: «Свет» N 88 напечатаны хулы на Божию Матерь. Матерь Божия и отвратилась от нас; Ради Ее и Сын Божий, а его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас? Увы» . В какой-то газете написали, - и Святитель предупреждает, что надо ждать кары. А тут по федеральному каналу изрыгали хулу на Божию Матерь! Как бы летние пожары не оказались цветочками... К сожалению, нашим властям не хватает духовного такта и разумения, чтобы понять зависимость кощунства и тех социальных катаклизмов, которые неизбежно обрушивались и могут обрушиться на Россию. Надо достучаться если не до сердца и ума, то хотя бы до чувства самосохранения власть предержащих. Убежден, что Всероссийский Крестный ход в защиту Православия может стать адекватным ответом на провокации безбожников. Когда народ православный пройдет по улицам наших городов, безбожники и прочие либералы, как тараканы, разбегутся и попрячутся по своим норам. И еще долго будут помнить силу русского православного народа. Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/25/kre...

26 февр. 90 г. 1216. При посылке 5 т. Добротолюбия. Предел писательства Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Протоиерей! Посылаю вам 5 т. Добротолюбия. Прошу принять. Это последний и, как таковой, содержит верхние стадии духовной жизни. Верхи сии и прежде показываемы были в первых книгах. Но тут вся дорога туда прописывается систематически. Эта книга с четвертою – вдвоем содержит все потребное в деле подвижничества. Дал бы Бог, чтоб они пришлись по душе и хотя кому-нибудь принесли пользу. Не раз принимался я писать что-нибудь и свое. Но дело нейдет. Верно и писательство имеет свой предел. И приходится сознаться, что он для меня настал. Ведь и порядок естества требует послушания, – не ему, а Источнику его. И надо благодушно покориться. Примите мои вам усердные благожелания. Да посещает вас всегда милостями Своими Господь. Прошу святых молитв ваших... Ваш доброхот Е. Феофан. 26 нояб. 90 г. 1217. При посылке книги в новом издании. К истории защиты бестелесности Ангелов. Улаженный спор. Забота о борьбе с папством Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Протоиерей! Препровождаю к вам последнюю часть нового издания „Писем о хр. жизни“ и покорно прошу принять ее милостиво. Хоть это ничего не прибавляет к прежнему, но может быть новая печать иного расположит к новому прочтению. Благодарствую за напечатание оттисков о книжке: душа и Ангел не тело, а дух. Все внимательно просмотрено. А ученики и ученицы Пр. Игнатия; не уступают... и стараются как-нибудь оправдать его. Я получил порядочную тетрадь, но это был напрасный труд. Всего, сказанного мною, писавший не коснулся, а поговорил словоохотно о постороннем, как будто для того, чтобы заговорить так явно выставленную несостоятельность мнения известных брошюр... Я написал писавшему и руководясь его же мыслями, предложил ему вместо мнения брошюр, принять одно из высказанных отцами мнение... именно, что Ангелы и души имеют по творению тонкую оболочку, или тело, посредством коего состоят в общении с телесным вещественным миром. Он согласился, охотно, – и делу конец. Когда бы все споры так решались, куда бы как было хорошо? Мне сдается, что нам следует подготовляться к борьбе с папистами. Папежство стало походить на паполатрию. Все дары от папы и весь почет ему... А у нас нет книжки, которую имея в руках, православный мог бы отражать бредни патеров. Те ведь наговорят столько, что слушающий поневоле изумится... Муравьев, Авдий Востоков (Преосв. Анатолий Могил.) грузны и нелегки для головы. Рараите schismamique о. Владимира Гетте кому доступно?! И другого чай ничего нет... Да! Преосвященнейшего Никанора! – но то не полно. Подговорите кого-либо, чтобы извлек из всех самое рельефное, легко читаемое и победоносное. Будет благовременно и преполезно... Я и рванулся бы, да сил нет... мое писательство кончилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010