Как древнее государство усваивало себе всю полноту прав над каждым своим членом и поглощало собой человеческую личность гражданина, так и в семье отец был единственным и полноправным господином, бесконтрольно распоряжавшимся прочими членами своего дома. Древнее общество не допускало даже возможности того, чтобы жена и дети могли быть уравнены с главой дома и иметь какие-либо свои права в отношении к нему. За женщиной, какое бы положение она не занимала, оно вообще не признавало никаких гражданских прав. Не говоря уже о Востоке, где одного многоженства достаточно было для того, чтобы держать женщину в рабстве. Даже в Греции она не возвышалась над тем жалким назначением, какое указывало ей общество: именно, доставлять граждан государству и чувственные наслаждения мужчине. Законодательство древнего Мира считало женщину вечно несовершеннолетнею и наука отрицала в ней добродетель и волю; по крайней мере Аристотель считает женщину способной только к такой добродетели, которая мало чем разнится от добродетели раба. Вследствие такого воззрения на женщину античная семья была лишена нравственных основ, потому что самый брак не мог быть там союзом двух равноправных лиц: это была простая юридическая сделка между мужчиной и женщиной, предпринятая в видах государственной пользы. «Вступая в брак, – говорит Платон, – нужно думать о пользе государства, а не о собственном удовольствии». Отсюда то и развились известные спартанские законы, по которым старый муж, не способный иметь детей, должен был уступать на время свою жену людям молодым и крепким, или по которым гражданин, желавший иметь детей, но не решившийся вступить в брак, мог обращаться к женатым людям с просьбою уступить ему на время супружеские права. Это уже достаточно объясняет унизительное положение женщины в древнем семействе: как девицей она оставалась под властью отца, так женой она переходила во власть мужа, который обрекал ее на домашнее затворничество, держал иногда и под стражею собак, мог уступить ее по завещанию или договору, и даже казнить, посоветовавшись предварительно с родственниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Соприкоснувшись с таким страданием, епископ всеми силами желал ей помочь. Отправил письмо в Саров монаху Анатолию Затворнику с просьбой молиться о больной. «Получил ваше письмо, – отвечал старец, – просили меня грешного помолиться о духовной дочери, она не верит в таинства, в бесов и во все святое и отреклась Господа Христа. Жив буду, помолюсь, буди вам по вере; и вы ей желаете спасения, покрепче молитесь за нее, да направит ее Господь Своими судьбами на истинный путь» 348 . В одну из первых встреч владыка дал ей читать «Лествицу», особо отметив некоторые главы. Серафима вскоре написала ему: «...Больше всех остановилась на Слове 18 (о бесчувствии)... Во время всенощной, раздумавшись о прочитанном, я невольно спросила себя: зачем это было ? Ведь там все сказано обо мне. Что-то вроде раскаяния на минуту охватило меня. С этим настроением я пришла из церкви и пишу Вам. Теперь моя очередь смириться перед Вами... Помолитесь за меня и поддержите. Вот сейчас... я готова низко, низко поклониться Вам (даже до земли, а я никогда не кланялась так никому) и прошу Ваших молитв». «Слава Богу! – отметил на полях ее послания владыка. Еще на вершок продвинулся вперед. Дай, Господи, не сделать неверного шага!» И отдельно записал уже о состоянии своей подопечной: «Омертвение, окаменение, в общем, полное. Кроме Христа, никто в свете ей помочь не сможет... Горда до безумия. Но надежда на спасение есть... Ибо, мнится, Господь хочет сотворить с нею милость. Но все это будет случай чисто житийного чудесного типа». Он видел в Чуркиной не просто больного гордого человека с издерганными нервами, но чуткое сердце, потерявшее нравственные ориентиры. («Это не обычный тип нынешних Неверов...») Он понимал, что ее душа, вместо веры, как нечто сокровенное, «свое», восприняла модную в миру идеологию социального внешнего братства и устроения. В ней были остро развиты чувства сострадания, жалости (потому и пошла в медицину: «Меня волновал каждый порезанный палец, всякая болезнь, и я мучилась совестью, что не могу помочь»), желание справедливости для всех, народническая жажда служения ближнему. Она так передавала свои первые впечатления от монастырской жизни: «Бедность, неразвитость меня не удивили, это я видела и в Томске у рабочих. Гораздо более меня удивило отношение ко мне. Если там мы были желанными гостями, если не как агитаторы, то как «благодетели», то здесь меня не хотели признавать равной. Отдавала я им все, что было можно при помощи других... но лечить приходилось самой. Они дошли до того, что стали ссориться, говоря, что я хожу к одним охотнее, чем к другим, и даже стали предлагать мне плату, если удавалось помочь в какой-нибудь пустячной болезни. Это мне-то, когда я сама была рада им отдать все, что я имею, и знания, и все. Я одела рясу, чтобы ближе сойтись с ними».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

иеромонах Авель 18 декабря 2015, 01:17 да, статья не плохая. Спасибо! Мимоходом замечу, что химия, физика, философия и математика -- это хорошо и нужно... Но как часто бывает -- слона-то я и не заметил... Лучшим " доказательством " разумного и запредельного по своей природе вмешательства в нашу вселенную является наличие человека с его внутренними потребностями Истины и Счастья. Уж куда эмпиричнее... Достаточно одного человека для доказательства... а, если верить науке, то в даннный конкретный момент экземпляров таких человеков более 7 миллиардов. Но ведь их не видно, не замечают! Почему?.. Анатолий 17 декабря 2015, 17:27 Спасибо за статью. Я скопировал и отправил в архив, для будущего поколения. Так что, фраза " нет необходимости в Бога " , это равно так " нет необходимости в отца! " , будет звучать настолько отталкивающее. Андрей 17 декабря 2015, 15:28 У святителя Феофана Затворника есть замечательные слова. " Вкусивший однажды вкусной и здоровой пищи, человек знает и понимает, что эта пища пригодна и полезна в пищу. Химия, как наука, ни до, ни после вкушения не помощница ему в этом убеждении " . Человек, хотя бы раз почувствовавший в Церкви Благодать Божью и верящий в Бога, не нуждается в " доказательствах " . Он все испытал на личном опыте. Пытающийся доказывать или опровергать " наукой " Бога, становится похож на человека, который не пробовал вкус винограда, но с помощью химии, доказывает, что винограда нет и быть не может. Лариса Воронина 17 декабря 2015, 15:10 Андрей Ильин17 декабря 2015, 01:00 Предположу, что вы человек от науки, и поэтому хочу обратиться напрямую: вы хотите, чтобы наука стала закрытым клубом? Вероятно, в XIX веке так бы и происходило. Существовал ряд тем, которые не выносились за закрытые двери – это и политика, и научно-технический прогресс, управление государством и другие. Не смотря на это, люди с научным мировоззрением всегда стремились к пропаганде своих взглядов (что не предосудительно, к этому стремиться всё человечество). И прорыв в образовании в XX веке это мечту учёных осуществил - наука стала общественным достоянием. Причём, это были не какие-то абстрактные «британские учёные», а такие имена как В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев... Но человеку свойственно сомневаться и искать ответы, и люди пытливые именно так и делают. Широкое обсуждение научных вопросов без наличия специализированных знаний и опыта – объективная реальность сегодня, назад этого «джина» в бутылку уже не затолкать. Ирония в том, что как отмечает автор статьи, наука должна была стать «прививкой» от религиозного и философского мышления. А получилось «как всегда»: люди с религиозно-философским мышлением овладели научными инструментами доказательства и обратили их на защиту своего образа мыслей и жизни… Вывод: Ваш тезис о невозможности обсуждения и пользования плодами науки без наличия специальных навыков считаю неактуальным, на основании того, что пользуюсь различной сложной техникой без наличия технического образования.

http://pravoslavie.ru/88832.html

В эволюции П. могут быть выделены следующие этапы: I - так называемый " первый П. " (Конт, Милль, Спенсер и др.); II - " второй П. " (Авенариус, Мах); III - " третий П. " или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Лукасевич, Котарбиньский и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П. (Шлик, Карнап, Нейрат, Гедель и др.); IV - постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд) " . Из этой выписки видно, что суть позитивистской (особенно раннепозитивистской) установки (многократно раскритикованной и опровергнутой) в том, что она принципиально игнорирует какие-либо вненаучные основания научной деятельности. И если Вы будете продолжать держаться этой установки, то Вы просто не увидите ни технократической ограниченности современной физики и ее тупиковости развития, ни идеологического диктата эволюционизма над современной биологией, ни, тем более, религиозной и социокультурной обусловленности научных теорий и фактов. А если человек чего-то в упор не видит, то как с ним можно это обсуждать? Поэтому я еще раз призываю Вас: ознакомтесь хотя бы со сборником " Философско-религиозные истоки науки " (статьи Гайденко, Визгина, Катасонова), с трудами, раскрывающих структуру науки (напр., Степина и Никифорова). И конечно же, нельзя не изучить Руководственную книгу изречений и поучений святителя Феофана Затворника (составитель игумен Феофан (Крюков)). Кстати, отвечу на Ваш риторический вопрос " Свт. Феофан Затворник полторы сотни лет назад писал о СОВРЕМЕННОЙ науке? " . - Да, разумеется. И о современной ему, и о современной нам, и о будущей. И, кстати, именно о возможной (и необходимой) будущей науке, построенной на основе не редукционизма или холизма (как современная), а христианского иерархизма, пишет Игорь Анатольевич Непомнящих (ссылки он тут приводил). Причем, обратите внимание, речь идет не о том, чтобы оперировать, как Вы пишите " в процессе доказательства эмпирически не обнаруживаемыми категориями (напр., эфир, благодать и т.д.) " , а чтобы предоставить науке методологический аппарат, позволяющий ей рефлексировать свои основания, и, в случае их мировоззренческой или нравственной недопустимости, переосмысливать и отвергать их, а вместо них осознанно закладывать иные основы, " не на песке " .

http://pravoslavie.ru/31197.html

Святитель Филарет митрополит Московский и Коломенский открывает высокий смысл Царского служения: “Бог, по образу Своего Небесного Единоначалия, устроил на земле Царя; по образу Своего Вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, – Царя наследственного… О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение Царства земного по образу Небесному и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовью к Царю, смиренным послушанием его законам и повелениям и взаимным согласием и единодушием и удаляли от себя всё, чему нет образа на Небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия!”… А святитель Феофан Затворник Вышенский разъясняет и подчёркивает: “Царская власть, имея в своих руках способы удерживать движения народные и держась сама христианских начал, не попустит народу уклониться от них, будет его сдерживать. Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа, то и не явится, пока будет в силе Царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть ‘удерживающее’. Когда же Царская власть падёт, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции. Некому будет сказать ‘вето’ властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут. Итак, когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовых стремлений, тогда антихрист и явится. До того же времени подождет, удержится”… Пророческие слова преподобного Анатолия Оптинского Младшего…: “Судьба Царя – судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия, а не будет Царя, не будет и России. Как человек с отрезанной головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим”».

http://ruskline.ru/opp/2020/08/01/neprek...

Между прочим, в своих убеждениях я также опираюсь на один из пунктов упомянутого выше апостольского послания: « И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2), не имея ни малейшего сомнения в его актуальности. Более того, у меня возникает убеждённость в том, что задуманное Игорем Анатольевичем весьма органично вписывается в толкование св. Феофаном Затворником именно этого стиха. Что же касается своей формулировки « интеллектуально-духовное преображение», то я попытаюсь вкратце её аргументировать следующим образом. Как известно, у испанского художника Франсиско Гойи имеется офорт, озаглавленный пословицей, которая переводится на русский утверждением: « Сон разума рождает чудовищ». Приняв его за основу, я предлагаю следующее умозаключение: « Прельщения разума порождают химер». Ведь именно химерами (для чего у меня имеется множество убедительных доказательств) нынешняя наука, уверенная в собственной самодостаточности, продолжает усердно заполнять создаваемую ею картину мира, притом, на всех уровнях (от микро- до мега-), исподволь приводя общественное сознание в изменённое состояние. Полное избавление его от такого, по существу, наваждения, стало быть, просветление сознания, которое достижимо лишь совместно с духовным подъёмом, иначе, нежели интеллектуально-духовное преображение, и не назовёшь. В этой связи я целиком согласен с выводом Игоря Непомнящих о необходимости активного развития православного богословия науки, что в сложившихся условиях становится делом не только представителей клира, но и мирян, готовых руководствоваться советом преп. Максима Исповедника начинающему богослову: « На пороге познания Бога не ищи познания Его сущности, ум человеческий не способен её постичь; никому неведома она, кроме Бога. Но по возможности глубже рассматривай её свойства, например, Его Вечность, Его Безконечность, Его Незримость, Его Благость, Его Премудрость, Его Могущество, что созидает тварь, управляет ею и судит её. Ибо достоин между всего имени богослова тот, кто стремится раскрыть, насколько это возможно, истинность Его свойств » [Сотницы (главы) о любви II, 27].

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/07/...

Афанасий, затворник. Еразм. Лука, эконом. Агапит, врач безмездный. Феофил и Иоанн, во единой раке почивающие. Нектарий. Григорий, иконописец. Кукша. Алексий, затворник. Савва. Сергий, послушливый. Святитель Меркурий, епископ Смоленский. Пимен, многоболезненный. Нестор, летописец. Евстратий, преподобномученик. Елладий, затворник. Иеремия, прозорливый. Моисей Угрин, преподобномученик. Иоанн, многострадальный. Марк, гробокопатель. Никола святоша, князь Черниговский. Григорий, чудотворец. Онисим, затворник. Матфей, прозорливый. Исаия, чудотворец. Авраамий, трудолюбивый. Нифонт, епископ Новгородский. Силивестра. Пимен, постник. Онуфрий, молчаливый. Анатолий. Алипий,иконописец. Сисой, затворник. Феофил, затворник. Арефа, затворник. Спиридон, просфорник. Онисифор, исповедник. Симон, епископ Суздальский. Никон, игумен. Феофан, постник. Макарий, преп. Анастасий, диакон. Святые дванадесять мастеров зодчие церкви Печерския. Авраамий, затворник. Исаакий, затворник. Илия Муромец. Иоанн, младенец. Никон, сухой. Ефрем, епископ Переяславский. Тит, иеромонах. Евфросиния, княжна Полоцкая. Иулиания, княжна Ольшанская, и св. мироточивые главы числом тридесять, почивающие в Дальних пещерах, и будите нам помощники в жизни сей, во исходе души и будущем веце. Память их 23 сентября. Молите Бога о нас преподобний отцы Киево-Печерские, почивающие в Дальних пещерах. Моисей, чудотворец. Лаврентий, затворник. Иларион, схимник. Пафнутий, затворник. Мартирий, диакон. Феодор, князь Острожский. Афанасий, затворник. Дионисий, затворник. Феофил, епископ Новгородский. Зинон, постник. Григорий, чудотворец. Ипатий, врач и целебник. Лукиан, священномученик. Иосиф, многоболезненный. Павел, послушливый. Сисой, схимник. Нестор, некнижный. Памва, затворник. Феодор, молчаливый. Софроний, затворник. Панкратий иеромонах, затворник. Анатолий, затворник. Аммон, затворник. Мардарий, затворник. Пиор, затворник. Мартирий, затворник. Руф, затворник: в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Вениамин: по выходе из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

В один день с преподобным Кукшею и Никоном скончался и пр. Пимен постник, прозванный так потому, что вел весьма суровую постническую жизнь. Он был сподоблен от Бога благодатного дара исцелений и чудной прозорливости: он многих исцелял, многим пророчествовал. Даже свою собственную кончину он предузнал за два года, а также прозрел и мученическую кончину блаженного Кукши на далеком расстоянии от обители Печерской. Став однажды среди церкви, Пимен громко сказал: «брат наш Кукша убит ныне на рассвете от неверных». Сказав это, он и сам скончался; это было в один и тот же день и час с смертью пр. Кукши. Мощи препп. Кукши и Пимена почивают в Антониевой пещере (Печер. Патерик). Время жизни пр. Саввы неизвестно, неизвестно также и место жизни его– Венефалы. Муч. Анфиса за исповедание Христа была брошена в колодезь; время и место кончины ее неизвестны; в отличие от других она называется новою. (Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2. стр. 225). Икона мучен. Фанурия. славного в Крите и Родосе, обретена около 1500 года (Месяц. Вост. А. Сергия т. 2, стр. 225). 28-е число Пр. Моисея Мурина. Св. Анны, дщери Фануиловы. Пр. Саввы Псковского или Крыпецкого. (Мучч. Диомида и Лаврентия. Праведного царя Езекии. Тридцати трех мучч. из Ираклии. Память свв. печерских угодников, почивающих в дальней пещере (преп. Феодосия): Моисея чудотворца, Лаврентия затворника, Илариона схимника, Пафнутия затворника, Мартирия диакона, Феодора князя Острожского, Афанасия затворника, Дионисия затворника, Феофила, еп. новгородского, Зинона постника, Григория чудотворца , Ипатия врача и целебника, Лукиана священномученика, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижного, Памвы затворника, Феодора молчаливого, Софрония затворника, Панкратия иеромонаха затворника, Анатолия затворника, Аммона затворника, Мардария затворника, Пиора затворника, Мартирия затворника, Руфа затворника; в церкви Благовещения в тех же пещерах: пр. Вениамина, пр. Евфросинии игумении полоцкие, пр. Кассиана затворника, Арсения трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, Ахилы диакона, Паисия, Меркурия постника; в церкви пр. Феодосия: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия канонарха печерского, Геронтия канонарха печерского, Захарии постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца, Игнатия архимандрита печерского; в церкви Рождества Христова: пр. Лонгина, вратаря печерского. Всех же преподобных, в пещере пр. Феодосия почивающих, 45, из них видимо почивающих 32 и в затворе 13. Кроме того в рукописных святцах и памятниках упоминаются памяти почивших или невидимо почивающих в Феодосиевой пещере: Илариона, митрополита киевского, Амфилохия, еп. Владимира волынского, Симеона, еп. переславского, Тимофея, игумена лавры, Досифея (в схиме Феодосия) игумена, Акиндина, преемника его, старцев – Евлогия и Даниила. Муч. Шушаники). Пр. Моисея Мурина

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Черниговского, Григория Чудотворца , Матвея Прозорливого, Алипия иконописца, Спиридона Просфорника и Анатолия; в трапезе: Исаии Чудотворца, Авраамия трудолюбивого, Нифонта Епископа Новгородского, Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника и Онуфрия молчаливого; по выходе из трапезы: Сисоя, Феофила, Арефы, Авраамия и Исаакия затворников, Онисифора исповедника, Симона Епископа Суздальского, Никона Игумена Печерского, Феофана постника, Макария иконописца, Анастасия диакона, 11-ти каменоздателей Печерской церкви, Илии Муромца, мученика Иоанна младенца и Никона сухого. – В дальней пещере церкви: 12) Благовещения Богородицы, (современная устройству самих пещер) где мощи: Евфросинии Княжны Полоцкой, Кассиана затворника, Арсения трудолюбивого; а при выходя из церкви: Евфимия Схимника, Вениамина, Тита воина, Ахила диакона и Меркурия постника. – 13) Успения Преподобного Феодосия, в которой почивают мощи: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия Канонарха, Зария Постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца и Игнатия Архимандрита; тут же находится гроб св. Феодосия, в котором он был погребен; сверх того, мироточивая глава одного из Угодников Божиих. – 14) Рождества Христова, в которой почивают мощи: Логгина вратаря, Моисея Чудотворца, Лаврентия затворника, Иллариона схимника, Пафнутия затворника, Мартирия диакона, Феодора Князя Острожского, Афанасия затворника, Дионисия затворника, Феофила Архиепископа Новгородского, Зинона постника, Григория Чудотворца , Ипатия целебника, Лукиана священномученика, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижного, Павла затворника, Феодора молчаливого, Софрония затворника, Пагкратия Иеромонаха, Анатолия затворника, Аммона затворника, Мардария, Пиора затворника, Мартирия затворника, Руфа затворника, Геронтия канонарха и Паисия; сверх того, здесь же находятся: часть мощей одного из младенцев, избиенных от Ирода, принесенная в Лавру в 1620 году Феофаном Патриархом Иерусалимским, и 30 мироточивых глав разных Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Из его сохранившихся творений известно «Послание о земном рае», написанное в 1347 году и обращенное к епископу Тверскому Феодору Доброму. С именем святого архиепископа Василия связано церковное сказание о белом клобуке, присланном владыке в дар от патриарха Константинопольского. По преданию, этот клобук был возложен святым равноапостольным Константином († 337; память 21 мая/3 июня) на святого Сильвестра, папу Римского († 335; сведения о нем помещены под 2/15 января). Белый клобук святого Василия был для Русской Церкви символом преемственного перехода духовного средоточия Православия из Рима Древнего через Новый Рим, Царьград — в Третий Рим, Москву. Анатолий и другой Анатолий, затворники Печерские Преподобные Анатолий и другой Анатолий, затворники Печерские, подвизались в Киево-Печерской лавре. Преподобный Анатолий скончался в XII веке и был погребен в Ближних пещерах. Другой святой Анатолий, затворник, жил и скончался в XIII веке и погребен в Феодосиевых (Дальних) пещерах. Память преподобного Анатолия (Ближние пещеры) совершалась также 31 октября, вместе с памятью преподобных Никодима и Спиридона, просфорников Печерских. В службе преподобным отцам (28 сентября), погребенным в Ближних пещерах, говорится: «Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый, оба просфорника святии… Причисляется к сим и Анатолий, ихже вси величают». Никодим Кожеезерский (Хозьюгский) Преподобный Никодим Кожеезерский (Хозьюгский), в миру Никита, родился в селе Ивановка Ростовского уезда в крестьянской семье. Еще в молодости, работая с отцом в поле, он услышал слова: «Никодим! Никодим!» — предвещавшие ему будущее иночество. После смерти родителей он выучился кузнечному мастерству в Ярославле и пришел в Москву. Никита вел самую скромную жизнь, довольствовался малым, отдавая избыток своего заработка нищим. В свободное время он усердно посещал храмы и иноческие обители. Приятель, с которым работал Никита, имел злую жену. Она задумала отравить мужа и насыпала в пищу яд. Муж ее умер, а Никита, обедавший с ним, получил тяжелое заболевание желудка и долго страдал от этой болезни. Однажды ему явился блаженный Василий и дал выпить из сосуда. С тех пор болезнь оставила Никиту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010