Поясной образ Г. был включен в программу росписи зап. части храма Христа Спасителя в Москве 70-х гг. XIX в. в числе др. изображений Киево-Печерских святых по сторонам композиции «Крещение киевлян равноап. вел. кн. Владимиром» ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В составе Собора рус. святых образ Г. присутствует среди подвижников XII в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Он входит также в группу чудотворцев Ближних пещер на иконах кисти мон. Иулиании (Соколовой) , напр. кон. 20-х - нач. 30-х гг. из ризницы ТСЛ ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), и на аналогичных произведениях кон. XX - нач. XXI в. (1997, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 89; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 497-504. Кат. И . Б . Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/166545.html

Радуйся, подвигу блаженныя Пелагеи Дивеевской возревновавшая; Радуйся, яко незлобием своим Богу угодившая. Радуйся, стяжание земнаго удаляяся, к стяжанию благодати Духа Святаго ум и сердце приблизившая; Радуйся, яко непоколебимо воле Божией предалася еси. Радуйся, Дарие, споспешнице в подвизех досточудная; Радуйся, яко послушание затворнику Анатолию Саровскому исполнившая. Радуйся, пению псалмов и стихир безкнижно наученная; Радуйся, яко смирением своим просияла еси. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя. Кондак 3 Силою Вышняго, скорби и болезни претерпевая, в подвизех не оскудевали есте, но добродетели умножая, воспевали Богу: Аллилуйя. Икос 3 Имеяй благодатные дары в сердце своем, блаженная Евдокие, безмолвнаго жития возжелев и от славы под покровом юродства от мира укрываяся, за народ в бездну безбожия влекомый, к Богу со слезами взывала еси; мы же ведуще сие, поем таковая: Радуйся, Евдокие, нищету Христову возлюбившая; Радуйся, лице свое от мира сокрывшая. Радуйся, яко пение молитв, единое бысть тебе утешение; Радуйся, яко терпела на теле своем одежды тление. Радуйся, суету земную отлагающая; Радуйся, в молитве и посте день и ночь пребывающая. Радуйся, нелицемерной любовию сердца приходящих к тебе умягчающая; Радуйся, заботою о жизни ближних и дальних людей молитвенно усердствующая. Радуйся, Марие, верность Богу в служении старицы своей засвидетельствавшая; Радуйся, простотою сердца своего ей последовавшая. Радуйся, послушанием и смирением плоти Духа Святаго стяжавшая; Радуйся, повелением Святителя Николая с верою исполнившая. Радуйтеся, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, молитвенницы к Богу усердныя. Кондак 4 Бурю помышлений сумнительных от умножения беззаконий имеяй людие земли нашея, к тебе, блаженная Евдокие, яко к тихому пристанищу прибегали, скорби свои на тя возлагая; ты же научала всех пети Богу: Аллилуйя. Икос 4 Слышаша пастырие о многих подвизех твоих, блаженная Евдокие, и образ жития твоего, яко угодный Богу видя, направляли люди к твоему пред Богом о них ходатайству, восхваляя любовь твою ко Господу, воспевающи таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Россия обогатила ее, одарила высокодуховными отношениями с людьми, чьи имена сегодня, почти век спустя, мы произносим с внутренним трепетом. Многие из них вошли в сонм святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Теплая дружба с Великой матушкой (так называли во всей Москве преподобномученицу Елисавету Феодоровну), судьбоносные встречи с преподобными Алексием Зосимовским, Гавриилом Седмиезерским, Анатолием Оптинским, с наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Товией – все это помогало молодой игумении укрепляться в монашеской жизни, стержнем которой по Промыслу Божию стали созидательные труды. Особой строкой в эту жизнь, а затем в житие вписаны имена наместника Чудова монастыря в Кремле епископа Арсения (Жадановского) и его духовного собрата архимандрита Серафима (Звездинского), впоследствии – епископа Дмитровского, которым матушка Фамарь в годы гонений дала приют в основанном ею Серафимо-Знаменском скиту. (Об этом на портале «Монастырский вестник» сообщалось в публикациях «Под сенью скитской благодати», «Человек, пришедший к нам от Бога»). Из книги священномученика Арсения (Жадановского) «Воспоминания», который в 1915 совершил постриг игумении Ювеналии в великую схиму с именем Фамарь, а через 21 год отпевал ее, измученную ссылкой, мы узнаем, как основывался этот скит, сегодня по праву считающийся жемчужиной православного Подмосковья. В мыслях боголюбивой матушки было совсем другое: поселиться в Царском скиту Серафимо-Понетаевского монастыря недалеко от Сарова. Даже явственно слышанный ею глас от Царицы Небесной (не раз повторявшийся возле иконы Знамения): «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим» она посчитала вначале простым искушением. Но опытный духовник, Зосимовский затворник Алексий, к коему игумения Ювеналия приехала за советом, воспротивился ее желанию удалиться на покой. Он благословил московскую гостью устроить скит где-либо в лесу. Это его благословение разбило ее заветную мечту, взлелеянную годами – жить и спасаться вблизи преподобного батюшки Серафима. Однако выражение воли Божией она поняла и приняла.

http://pravoslavie.ru/113931.html

Руководящей нитью в поиске должны быть слова Спасителя: « ...по плодам их узнаете их» (Мф. 7, 16–20). Церковь, к которой мы с тобой имеем счастье принадлежать, в свой наиболее порицаемый синодальный период дала в начале его целый ряд чудотворцев-святителей (мой дед — прот. Анатолий Правдолюбов — был свидетелем открытия мощей одного из них — свт. Феодосия Черниговского — и сам видел чудеса, которые при нем происходили), в середине синодального периода — сонм подвижников благочестия во главе с прп. Серафимом; в конце — великое множество мучеников, и — в то же время — воспитала рядовых своих членов так, что весь мир дивился нравственной высоте русской интеллигенции и простого деревенского русского люда. Вот наша опора! И при несоответствии наших взглядов ее практике мы должны не ее, практику, менять, а наши взгляды. В частности, по вопросу о том, как и сколь часто нужно причащаться, «Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой стремящимся к благоговейной жизни — четырежды в год или каждый месяц, а всем обязательно — раз в год (см. Православное исповедание, ч.1, вопрос 90)» (Катехизис, вопрос 340). Здесь же митр. Филарет указывает, что причащение должно непременно предваряться исповедью, а исповеди должны предшествовать пост и молитва, то есть то, что в практике называется говением. Очень хорошо порядок говения описывается еп.Феофаном Затворником в его письмах «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». У меня нет книги под рукой, это со слов: «Слава Тебе, Господи, вот и пост подошел...». Так эти два мудрейших иерарха засвидетельствовали ту практику причащения, которая установилась в Русской Православной Церкви, и я не вижу причин, ради которых нужно было бы ее менять, так как не могу вместе с о.Шмеманом признать свою Матерь Церковь больною. Но предположим, что эти причины есть, что все-таки нужно вернуться к практике Древней Церкви. К какому же тогда периоду? К первоапостольской общине? Мы знаем, что Христос совершил Тайную Вечерю в обычной — правда, в «велией и постланой» — горнице, без алтаря и престола, без икон и священных облачений; Он и Его ученики возлежали; Таинство было совершено в конце ветхозаветной пасхальной вечери, т.е.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/05/istinn...

Современно надписям было, видимо, появление и другой Лаврской рукописи под названием «Тропари и кондаки святым отцам Дальних пещер». Содержание их соответствует надписям (Рукопис­ный словарь). Большинство преподобных Дальних пещер подвизались в XI–XII столетии, когда затворничество еще более распространилось (История Русской Церкви Макария, епископа Винницкого. СПб., 1857 г.). Впрочем, в каноне и в кратких сказаниях не упоминается о святой Евфросинии, игумении Полоцкой, священномученике Лукиане, Анатолии, Мартирии затворнике и Феодоре молчаливом. Воз­можно, во время составления службы преподобным отцам Дальних пещер (в 1643 году) мощи этих святых, будучи скрыты, не были известны. По крайней мере, Кальнофойский в своей «Тератургиме» в 1638 году не упоминает о них. Также в 1643 году не было уже в Дальних пещерах святых мощей преподобных отцов Исидора, Евлогия и Даниила, о которых упо­минает Кальнофойский. Вероятно, при нашествиях неприятельских, бывших с 1638 до 1688 года, мощи этих святых были где-нибудь скрыты, но потом не найдены (Описание Лавры). Для нас драгоценны и оставшиеся сведения о святых отцах Дальних пещер. Извлекаем и передаем здесь все, что сказано о них в поименованных нами: рукописной тетради тропарей и кондаков, издавна находившейся в библиотеке Дальних пещер, и в другом рукописном же сказании о жизни сорока святых Дальних пещер, которое мы принимаем за список с надписей надгробных досок, переданный славянопольским языком. Эти рукописи отысканы в библиотеках Ближних и Дальних пещер в 1850 году начальником Дальних пещер, иеромонахом Иннокентием, переплетены в одну книгу, которая сохранялась в библиотеке Дальних пещер. Им же собраны и доски с надписями, еще не утраченные и лежавшие в разных местах, которые тоже сохранялись на Дальних пещерах. В «Тератургиме» Кальнофойского, в описании Киево-Печерской Лавры, в Печерском Патерике, в каноне преподобным Печерским, в «Киевском Сборнике 1840 года» собраны и сохранены также некоторые сведения о святых отцах Дальних пещер. Чтобы иметь некоторые сведения об угодниках Божиих Дальних пещер и доставить назидание другим, и были составлены эти «Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов Дальних пещер Киево-Печерской Лавры». Преподобный Лонгин, вратарь Печерский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стихотворные посвящения трем известным старцам были обусловлены их духовной общностью, а также желанием автора рассказать своим современникам и потомкам о духовном значении их подвига для Русской Православной Церкви. В стихотворении «Памяти в Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха отца Амвросия» прп. Варсонофий с сыновьей любовью вспоминает старца, который благословил его на монашество. В стихотворении рефреном проходит слово «блажен», которое свидетельствует о высокой духовной жизни подвижника, который всей своей жизнью «соблюл евангельский глагол» и удостоился войти в «Обитель вечной красоты, где в славе царствует Спаситель». В стихотворении, посвященном преподобному Анатолию (Зерцалову) , почившему, как и святитель Феофан, в 1894 г., прп.Варсонофий, как свидетель высокой молитвенной жизни своего собрата по скитской жизни, пишет, что старец Анатолий «...как ангел небесный служил, полный веры пред Господом Сил, как светильник сияя средь нас!», и просит молитв старца Анатолия за всех у Престола Всевышнего. Стихотворение «Памяти в Бозе почившего епископа Феофана Затворника » – самое обширное из стихотворных посвящений современникам-подвижникам. Стихотворение имеет 4 части, выделенных самим автором. В первой части подвиг святителя Феофана сопоставляется с духовным подвигом прп. Амвросия Оптинского . Подвижники названы «борцами», «духовными великанами», которые противопоставляются сынам «века буйного духовного растленья», чьим кумиром является «золото, земные наслажденья, а не стремление в небеса», а также материалистам, которые затвор считают бесплодным, по их мнению: Для благотворного полезного труда Не вера нам нужна, потребно знанье. Прошла пора бесцельного, пустого созерцанья; Иная нас теперь ведет звезда, Иной рычаг отныне движет мир. Во второй части, одной из самых важных в смысловом плане, описывается затвор святителя Феофана. Детально описана келья святителя, хотя известно, что прп. Варсонофий никогда там не был. Убогой скудости, смиренной простоты

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Эта идея легла нам на сердце. Я был в монастыре, где приобрел икону, которую освятил на мощах святителя Феофана Затворника, с тех пор мы стараемся ежемесячно всем коллективом " Русской народной линии " служить в храме молебны перед этой иконой и имеем свидетельства того, что молитвы святителю Феофану Затворнику помогают нам в решении разных проблем», - сообщил А.Степанов. Он напомнил о том, что в апреле 2010 года произошло разделение «Русской линии», в результате которого образовалась «Русская народная линия». Причиной раскола, по его словам, стали идеологические расхождения по вопросу прерывности или непрерывности отечественной истории. «Я придерживаюсь той точки зрения, что нам надо искать русское в советском. Отношение к советскому и стало той ахиллесовой пятой, которая и привела сначала к дискуссиям и спорам, а потом и к разделению " Русской линии " », - рассказал Анатолий Степанов. «После этого, - продолжил он, - произошло осмысление того, какие позиции мы должны высказывать. Результатом этого стало некоторое изменение атрибутики и символики " Русской народной линии " . Символом нашей странички является советская медаль Александра Невского». По его словам, пришло понимание того, что правление Александра Невского наиболее полно отражает ситуацию, в которой мы находимся. Если Император Александр III олицетворяет величие и силу России, то Великий князь Александр Невский вынужден был править в условиях выбора между Западом и Востоком. Наша страна в данное время находится, по мнению А.Степанова, в условиях выбора, который пришлось некогда делать Александру Невскому. Главный редактор «Русской народной линии» отметил, что именно образ Александра Невского помогает выстраивать информационную политику РНЛ. Конечной целью «Русской народной линии», по его словам, является становление РНЛ как голоса церковного православного русского народа. В условиях, когда происходит зачистка информационного пространства, его вертикализация, ущемление свободы, возникает, по мнению А.Степанова, необходимость в независимом ресурсе, который выражал бы реальные чаяния народа, доносил бы мнение народа до духовной и светской власти.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/09/ru...

Это действительно хорошая добрая традиция, которую мы решили попробовать возобновить в формате " Русской народной линии " потому, что очень важно услышать мнение читателей, той аудитории, к которой мы обращаемся, и в зависимости от этого скорректировать свои позиции, свои взгляды. Мы, конечно, и до этого общались, правда, виртуально: к нам приходят письма читателей, довольно активно идет полемика на форуме, появляются комментарии под статьями, часто касающиеся, в том числе и редакционной политики " Русской народной линии " и позиции редакции по тем или иным вопросам. Поэтому общение с читателями есть. Но, несмотря на то, что мы работаем в виртуальном пространстве, мы понимаем, что реальное общение все-таки значительнее и полезнее во всех отношениях. Поэтому спустя шесть месяцев после того, как произошло разделение «Русской линии» и образовалась " Русская народная линия " , мы решили провести такую встречу сегодня в Петербурге, на следующей неделе мы планируем провести такую встречу в Москве в редакции журнала " Москва " , где собираемся пообщаться с читателями и авторами, обсудить с ними перспективы развития нашего интернет-портала». Анатолий Степанов представил читателям коллектив редакции «Русской народной линии»: заместителя главного редактора, отвечающего за новостную сводку, Александра Тимофеева, выпускающих редакторов Андрея Иванова и Дмитрия Стогова, помощников выпускающих редакторов Александра Жучковского и Любовь Березову, помощников главного редактора Марину Михайлову и Ольгу Максимову, технического специалиста Валентина Бархатова и вебмастера Сергея Житинского. Главный редактор «Русской народной линии» отметил, что РНЛ считает святителя Феофана Затворника не только своим небесным покровителем, но и небесным покровителем Рунета. «Несколько лет назад, по-моему, отец Андрей Кураев высказал идею, о которой он сейчас забыл, о том, что святитель Феофан Затворник был первым интернетчиком, потому что он виртуально общался с народом, причем в массовом порядке. Находясь в затворе, он общался с огромным количеством своих духовных чад.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/09/ru...

Сразу начинаются мысли: «А как я себя чувствую?» Подожди, ты сначала встань, начни день, пойди, умойся, потом будешь соображать, как ты себя чувствуешь. «Нет, ещё немножко полежу». Вспомни, сколько ты потерял времени или случаев через это «ещё немножко полежу». – А почему утреннее время самое драгоценное? – Оно пока не занято, то есть если ты в 7 часов должен из дома выходить на работу или начинать завтракать, но поставил будильник на 6 часов, то этот час – твой. Вообще, любой час до начала дня – твой, хоть  и полчаса, но они твои. А мы это время, которое могли посвятить своей душе, бездарно проспали. Надо вскакивать, умываться, готовить завтрак, бежать на работу и начинать трудовой день, не начав его духовно. Поэтому Лествичник говорит, что подвижничество начинается с того, чтобы мгновенно вставать. Я, кстати, прочитал одну очень страшную вещь (по-моему, у Паисия Афонского). Он говорит: «Если мы после пробуждения опять ложимся, на нас ложится бес». А почему? Это его какой-то личный опыт, то есть надо все-таки день начинать мужественно. У святителя Феофана Затворника Вышенского есть такой совет: «Тотчас скинь с себя одеяло». А я делаю так: будильник ставлю дальше, чтобы не дотянулась рука. Чтобы выключить будильник, надо встать. Это уже какое-то действие.  А потом, я живу не один, с мамой, и чтобы её не разбудить, надо не дожидаться, пока он так будет звенеть, что уже самому надоест, надо его выключать сразу. И на всякий случай – будильник в телефоне. Но старец Анатолий Оптинский говорил: «С вечера должна быть решимость, что ты встаешь». Мне задавали вопрос: «Батюшка, тяжело вставать рано утром?» Конечно, тяжело. Сейчас, с возрастом, это стало легче. По молодости, когда был в Оптиной, спать хотелось всегда. Сейчас-то дело к старости, времени осталось мало, и старые люди сетуют на то, что у них появляется бессонница. Бессонница – это милость Божия, продляется время вашей жизни. Жить осталось меньше, поэтому Господь даёт меньше сна и больше бодрствования. Что только ни подумаешь, о чем только ни вспомнишь – и о хорошем, и о плохом. 

http://azbyka.ru/deti/probuzhdenie-nacha...

АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ Ананьевич Бержицкий (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Афанасьевич Левицкий (1894-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Андреевич Барашков (1870-1918), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Дмитриевич Рождественский (1891-1921), мч. (пам. 6 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_7.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010