в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В группе Псковских святых (во 2-м ряду, волосы и борода с проседью) он изображен на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на совр. повторениях этой композиции: 1997 г. работы Н. Е. Алдошиной из иконостаса соименного придела московской ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках; 2002 г. работы М. В. Пыжова из храма Воскресения Христова в Сокольниках в Москве и др. Фигура преподобного в рясе, парамане и мантии, с куколем на плечах, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке включена под 8 окт. в лицевые святцы рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собр.). Образ Д. встречается в совр. композициях Собора Псковских чудотворцев (напр., в правой группе на 2 иконах в Троицком соборе Псковского кремля). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) КОРНИЛИЙ (Поляков Лука Михеевич; 1841-1903), прп. (пам. 28 дек., 9 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Крыпецкий МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/180309.html

Еп. Феофан Затворник 13 : " Бог благословит и монашескую одежду (рясофор) принять. И старайтесь с этого же раза явить в себе настоящую монахиню " . Прп. Макарий Оптинский : " Монашества три степени: рясофор, мантия и схима; первый — новоначальных, второй — средних, а третий — совершенных " . Прп. Амвросий Оптинский:  " Поздравляю тебя с пострижением в рясофор — это первая степень монашескаго образа. Сердечно желаю тебе пожить отселе по-монашески, в терпении и смирении, и во страхе Божием, и хранении совести, как требуют заповеди Божии, начиная с искренняго покаяния пред Богом и духовным отцем " . Из дневника преподобноисповедника Никона Оптинского: " В Великую Субботу перед Светлой заутреней я был около Батюшки [имеется в виду преподобный Варсонофий Оптинский]. Вот Батюшка мне и говорит: — Вы, быть может, заметили, что я теперь стал к Вам строже. Мне, когда я был пострижен в рясофор, о. Анатолий в свое время сказал так: " Теперь для вас начинается новая жизнь. И какое дает себе направление и настроение монах в первое время по пострижении в рясофор, то останется у него до гроба " . — Вот как, — я говорю, — а я думал, что настоящая монашеская жизнь начинается с пострижения в мантию. — Да, время пострижения в рясофор имеет великую важность в жизни монаха " . Если допустить, пострижение в рясофор не является посвящением в начальную степень монашеского жительства. Разве в таком случае эти святые не могли бы сказать своим послушникам: " Вот, над тобой совершится рясофорное пострижение, но ты еще можешь передумать, это не окончательный твой выбор, ты волен в любую минуту вернуться к прежней своей жизни " ? Напротив, знаменитые святые и подвижники благочестия говорят о великом значении пострига в рясофор, называют его началом монашеской жизни, подчеркивают то, что этот постриг есть некая граница, отделяющая мирское прошлое человека от его новой ангелоподобной жизни во Христе. Благодаря этому святоотеческому воззрению в Православной Церкви и поныне существует взгляд на рясофор именно как на начальную степень монашеского образа, и силу этой традиции, которая заместила собой писаные законы и каноны, нельзя недооценивать. Она сохранялась даже в труднейшие годы гонений на Русскую Церковь: подвижники тех лет постригали своих духовных чад именно в рясофор, считая его полноценным монашеским постригом. Например, о преподобноисповеднике Игнатии (Лебедеве) сообщают следующее: батюшка предпочитал постригать именно в рясофор, он " постепенно подготавливал человека, тщательно выбирал имя и всегда говорил: “Так как вы без стен монастырских и без одежды монастырской, надо менять вам имя в рясофоре, чтобы у вас был новый предстатель, чтобы вы чувствовали страх перед своим новым святым и радость, что у вас есть новый заступник”. Батюшка хотел, чтобы новая жизнь была более реальна и ощутима в условиях монашества без стен и одежды… " 14

http://e-vestnik.ru/church/ryasofornoe_m...

Если же исходить из того, что широко известное старинное русское слово «здравомыслие» (способность правильно, разумно мыслить, рассуждать) не содержит в себе такого состояния человека, как «трезвомыслие», то последнее, на наш взгляд, не может быть синонимом «здравомыслия». Но в этом нам еще предстоит разобраться, изучая первую составную часть слова «трезвомыслие» и ее корни. «ТРЕЗВЫЙ Индоевропейское - ter- (делаться бесчувственным). Общеславянское - merzvъ (болеющий после состояния опьянения). В русском языке слово употребляется с XI в. Однако убедительной теории появления этого слова в языке не существует. Одним из допустимых вариантов считается происхождение слова из церковнославянского. Существительное «трезвость» появилось значительно позже. Производные: трезвость, трезво, вытрезвитель» Обратимся за помощью к церковнославянскому языку: «Трезвенный=воздержный (совр.: «умеющий ограничивать свои потребности в еде; в оценках, суждениях» - В.К.). Старциемъ трезвеннымъ быти (Тит. 2: 2)... - собственно значит трезвый, воздержный. Но апостол Павел говорит здесь о душевной трезвости, о таком состоянии духа старца, когда он недоступен увлечением, пристрастию и прочим склонностям и когда, напротив, руководится в суждениях и действиях здравым смыслом, правильными понятиями и взглядами на вещи. Такая трезвость приобретается опытом и продолжительною жизнию и есть наилучшее украшение старости. Благодаря трезвости пожилых людей, сберегается все хорошее во всех отношениях, охраняются все благие порядки в жизни» Полный словарь прот. Г. Дьяченко издания начала 20-го века, привел перевод стиха Тит. 2. 2, сделанный Святителем Феофаном Затворником. Таким образом, мы пришли к первоисточнику: послание апостола Павла к Титу (Тит), Глава 2, стих 1, 2: «1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» В этом тексте стиха Тит. 2. 2 нет слова «трезвеннымъ», Апостол Павел говорит не о нем, посему обратимся к оригиналу - древнегреческому языку, на котором есть слово «софросюнэ» - «целомудрие», в синодальном переводе Библии - «здравый смысл», то есть, «здравомыслие». Целомудрием - σωφροσνη (от σωος - целый, здравый, и φρονειν) называется здравое состояние ума: например, Софрон - мужское имя греческого происхождения, состоящее из частей «сос» - цельный, неповреждённый и «фрон» - дух, разум. В переводе с древнегреческого языка имя означает «благоразумный», «здравомыслящий», «мудрый», «разумный» человек. Это имя носят несколько святых. К тому же, на древнегреческом слово «трезвый» звучит как «мετφραση», следовательно, целомудрие - σωφροσνη никоим образом не может быть переведено, как быть «трезвеннымъ».

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/20/...

Игорь 17 октября 2013, 16:34 Знания надмевают-любовь назидает Константин Л., Луганск 14 июля 2013, 14:53 Спасибо,батюшка! Как всегда - не в бровь, а в глаз!!! Димитрий 5 января 2013, 06:06 Некоторые комментарии лучше самой статьи. Но это не умаляет ее ценности. Спасибо отец Андрей! Лариса 19 октября 2012, 19:53 Спасибо. Изучать всю жизнь и не хватит времени. Жалею только о том, что много лет не было доступа к этому знанию у меня лично. Такой пласт полезных знаний отняли у нас большевики и на такое долгое время. Анатолий 1 сентября 2012, 18:05 Извлечения будут небесполезно многим читающим, не имеющим почему-либо возможности прочитывать объемистые книги. Извлечения изложенные в кратких выдержках, легче удерживаются в памяти читателей и глубже напечетлевается в их сердцах. Святитель Феофан Затворник Виктор Жирнов дорифор 13 августа 2012, 15:15 Вы правы отей Андрей.Фраза " отцы все сказали " означает конец творчеству. Кроме этого они означают, что на свете не было гениальных творцов или то, что они не угодны Богу. Опасная идея,действительно прятная духовным ленивцам. Мастер Петр 28 июля 2012, 06:44 Дорогие вы мои Читайте Евангелие! Там Сам Христос и Его Апостолы. Это Источник. Это Оригинал, Отвес по которому все должны равняться. Иначе, ссылаясь каждый на своих отцов, поругаются и предадут друг друга анафемы. Евангелие не протестансткое, проавославное или католическое, Евангелие есть Евангелие Господа Иисуса Христа для всех народов. Благослови всех вас Христос Иисус! Мастер Петр Николай 21 июля 2012, 12:27 проще говоря, автор утверждает следующее: Отцы сказали когда-то, а принимать решение об использовании их учения в жизни, на практике - прерогатива человека, а не Святых Отцов)))))))))очень интересно: кому Они тогда писали? Себе самим что-ли? Р.Б. Анна 21 июля 2012, 05:03 Спаси Бог! Все! Вооружаюсь маркером и достаю тома Патрологии Миня..! Или хотя бы Добротолюбие... Если бы не Евангелие и такие вот толстые книги, я не попала бы в христианскую Церковь! Эти творения полны такой неземной красоты, что и сравнить невозможно со светской (даже хорошей) литературой. Всем Бог в помощь!

http://pravoslavie.ru/54737.html

Когда в Касимов приехал отец Сергий, он стал постоянным участником этих встреч. Всем был известен его незаурядный проповеднический дар, и все единодушно просили его каждый раз импровизационно произнести проповедь на тему предстоящего евангельского воскресного чтения. Его внимательно слушали, вносили поправки и дополнения, а потом во всех церквах говорили примерно одно и то же, конечно со своими личными особенностями, которые всегда отличают одного проповедника от другого. Тем более, что у каждого священника, кто слушал тогда отца Сергия, были свои привязанности к определенным источникам. Сам протоиерей Сергий очень любил проповедничество архиепископа Иннокентия Херсонского и святителя Феофана Затворника, протоиерей Анатолий Авдеевич — святителя Димитрия Ростовского, протоиерей Димитрий Федотьев пользовался прежде всего хрестоматиями протоиерея Григория Дьяченко, кто-то любил святителя Тихона Задонского, архиепископа Амвросия Харьковского, протоиерея Родиона Путятина и так далее. Тем не менее, именно отца Сергия ценили как необыкновенного проповедника, оратора, апологета не только собратья — священники, но и прихожане, собиравшиеся послушать его из других храмов города. В эти годы протоиерей Сергий произнес весьма пространный цикл проповедей под названием «Объяснение Божественной литургии». Сохранились очень подробные записи этих проповедей, которые и сейчас поражают глубиной веры отца Сергия, красотой слова и вместе с тем доступностью для каждого слушающего тех высоких богословских истин, которые в них излагаются. Протоиерею Сергию приходилось принимать участие и в публичных диспутах с атеистами, на которые собиралось множество народа. Сами власти обязывали священнослужителей выступать на таких диспутах, но очень скоро диспуты были запрещены, так как атеисты неизменно терпели сокрушительные поражения. Немало бед принес также и обновленческий раскол, распространившийся тогда повсеместно. Но в Касимове обновленцы не имели успеха во многом благодаря сплоченности духовенства, постоянной проповеди с церковного амвона, в чем немалую роль сыграла твердость отца Сергия, его убежденность в том, что недопустимо вносить в церковную жизнь те новшества, какие провозглашали последователи обновленчества.

http://pravoslavie.ru/62398.html

Надо сказать, что во второй половине XIX века житийный жанр сам испытывал сильное давление со стороны светской беллетристики и переживал определенную модернизацию, все более сдвигаясь в сторону массовой литературы. В это время широкую популярность в среде верующих получают жития, написанные в форме очерка, рассказа, повести. Из всех жанров духовной литературы житие было единственным, кому удалось распространить свое влияние на светскую беллетристику, достаточно вспомнить такие разные произведения, как повести Лескова, «Братьев Карамазовых», поэму Алексея Константиновича Толстого « Иоанн Дамаскин » или даже «Искушение святого Антония» Анатоля Франса. То влияние, которое испытывал на себе акафист со стороны агиографии хоть и с некоторым хронологическим запозданием, судя по всему, является составной частью этого набиравшего свою силу процесса. Пожелание митрополита Филарета: «не осыпать читающего градом хвалебных слов с напряженным усилием отовсюду собранных», конечно, было вполне благим, но, к сожалению, неисполнимым. Тенденция беллетризации акафиста, проистекающая из авторской ориентации преимущественно на житийный текст, угрожала подорвать заложенную еще в средневековье гимнографическую и риторическую подоснову жанра, и ей необходимо было что-то противопоставить. Реально этого достичь можно было лишь через усиление «прославительной» части. Вот, как один из самых известных русских духовных писателей той эпохи св. Феофан Затворник размышляет об этом в одном из писем своей корреспондентке под инициалами М. Д., автору нескольких акафистов: «Вы правду говорите, что в акафисте должна последовательно светиться жизнь славимого святого, ровно, как и в каноне ему. Но мне всегда приходит на ум, что форму или образ акафистов следовало бы разнообразить. Ин-де радуйся, ин-де хвала тебе, ин-де хвалим тя, или молимся, прямо молитву и подобное… И на каждое воззвание или целый икос и кондак отрядить, или в каждом икосе и кондаке повторять их подряд, чтоб весь акафист преобразовать в хвалебную и молебную песнь восхваляемому» 4 .

http://azbyka.ru/russkij-akafist-seredin...

облачен в рясу, мантию, схиму (куколь на плечах), правой рукой благословляет, в левой - закрытый свиток. Те же особенности изображения Л. характерны и для гравюр и литографий Собора Киево-Печерских святых. Д. А. Ровинский приводит 15 гравюр этой композиции (самую раннюю датирует кон. XVII в.), среди них - листы московского гравера сер. XVIII в. Мартына Нехорошевского, почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (с монограммой «I. g.»), гравюра 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копия 1821 г. работы Герасима Проценко ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1507, 1509-1511). Извод, в к-ром сохраняется ракурс фигуры святого, смотрящего за плечо, встречается реже (напр., на киевской гравюре В. Белецкого, 1751; 1756 - РГБ), чем изображение Л., обращенного к центру композиции (на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ)). За редким исключением (напр., гравюра 1-й четв. XIX в., РГБ; см.: Киево-Печерский патерик. 2006. С. 63), голова святого не покрыта. На хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани) прямоличный образ Л. представлен в центре правой группы святых. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 156; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 48, 53, 64. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон.

http://pravenc.ru/text/2110691.html

Однажды, паломники из Анатолии, проезжая на судне мимо скита и зная об о. Иларионе, были застигнуты в пути сильной бурей и уже отчаялись в своем спасении. Обратившись в молитве к Господу, они просили, " ради святых молитв старца " , пожалел их, и тотчас буря улеглась. Пристав затем к берегу, паломники отправились благодарить своего благодетеля за избавление; но, пришедши к пиргу, нашли его запертым. Они стали просить о. Герасима, чтобы он отворил им пирг и дозволил бы поклониться старцу, но тот не согласился. Тогда двое из них каким-то образом влезли в нижнее окно пирга и отворили дверь изнутри. И все зашли внутрь и стали подниматься наверх. Отец Иларион принял их за бесов и, обычно ничем неустрашимый, сильно испугался; - так устрояет Господь, показывая, что без Него мы не можем делать ничего. Паломники заметили испуг старца и, чтобы уверить его, что они люди, вошли в церковь рядом с помещением старца и начали молиться и креститься. Потом подошли к самому старцу, кланялись ему, целовали его ноги, благодаря за избавление от потопления. Это посещение паломников причинило ему великую духовную брань, так что он решился было оставить затвор: бесы не давали ему покоя, неотступно внушая ему: " Вот ты святой, вот уже и чудотворец " . Чтобы смирить возникающие помыслы, о. Иларион упросил о. Герасима объявить всем отцам, что он прельстился и просит их, чтобы за него тянули четки (т. е. поминали бы его во время молитв, совершаемых по четкам). Это было сделано, но так как брань не кончилась, о. Иларион попросил о. Герасима, чтобы он связал ему руки и провел по келлиям скита, как сумасшедшего, прося молитв отцов. Но этого последнего о. Герасим не согласился исполнить.Однажды, пришла в скит большая группа паломников; они сделали значительный вклад в соборную церковь, и, услыхав о затворнике, пожелали видеть его. Но так как старец никого не пускал, то не пустил и их. Паломники решили составить из себя живую лестницу, став друг на друга, чтобы добраться до окна, в которое можно было увидеть старца и взять у него благословение. Увидав, что задумали паломники, о. Иларион ужаснулся, ибо окно было высоко и затея эта могла для них плохо кончиться.

http://isihazm.ru/?id=1426

Отвергать гомеопатию, ссылаясь на дурную репутацию ее основателя, так же неразумно, как отказываться от риса, выращенного в мусульманских странах или не пользоваться компасом, изобретенным язычниками Китая. В письмах Оптинского старца преп. Анатолия Зерцалова есть строки, где он сообщает, что во время эпидемии инфлюэнцы (гриппа) лечился гомеопатическим аконитом, и очень удачно. «Какова гомеопатия! — писал свят. Феофан Затворник. — Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное действие оказала в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть!» Он же указывает и на удобство лечения гомеопатией. «Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство. Угадать можно по симптомам или по тому, чем проявляется болезнь. Гомеопатиею можно лечиться, не видя доктора, — при посредстве переписки». А в наше время и при посредстве телефона. До революции в Санкт-Петербурге было очень сильное общество гомеопатов. Они выпускали справочники, удобные для домашнего лечения. Этими справочниками мог пользоваться любой человек. Святой праведный Иоанн Кронштадтский рекомендовал гомеопатию как доступное по своей дешевизне лечение для бедных людей. Сейчас разрабатывается и предлагается множество новых методик для лечения болезней. Методик удобных именно для самостоятельного домашнего пользования. Кто-то занимается очищением организма, кто-то лечится монодиетой, кто-то пьет настойку сабельника, кто-то делает дыхательную гимнастику, кто-то в восторге от ароматерапии. И отлично! Если вам помогает сабельник, пейте сабельник, если хорошо от гимнастики — делайте гимнастику. И если вам становится лучше, не забывайте благодарить Бога. Когда-то практическая составляющая медицины была ничтожна. Было мало лекарств, методик лечения, инструментов для обследования. Врач лечил, в основном, словом. Кстати, само слово «врач» происходит от «врать», то есть рассказывать, говорить. В древнем мире лечили жрецы, используя различные заклинания. Тогда христианину обратиться к врачу язычнику или иудею было невозможно. Это было обращение за помощью к чуждой христианству мистике. Но сегодня мы пользуемся практической медициной, лекарствами и методами лечения, разработанными для каждого человека, независимо от его мировоззрения. Мистическую, то есть таинственную, духовную составляющую мы можем добавить к лечению сами с помощью Церкви.

http://pravmir.ru/doktora-i-lekarstva/

Существует и несколько иное, чем в словаре Г. Дьяченко («трезвенный - трезвый, воздержный») определение слова «трезвенный»: «воздержный; трезвенник - трезвый, бодрствующий; трезвение - трезвость, бодрствование» слова «бодрствование»(активный уровень психической деятельности человеческого организма) является такое, широко известное и у православного народа понятие, как «бдение». Рассмотрим толкование святителя Феофана Затворника на послание святого апостола Павла к Титу Глава 2, стих 2: «Старцем трезвенным быти, честным, целомудренным, здравствующим верою, любовию, терпением», которое, видимо, сыграло одну из ведущих ролей в выборе названия для двухтомника «Трезвомыслие». «Старец здесь не пресвитер, а престарелый летами. Сему престарелому подобает быть, во-первых, трезвенным. Трезвенность или трезвение есть трудом и опытом стяжанное внимание ума к тому, что происходит внутри, и к тому, как текут дела вовне, то и другое пред лицем Божиим, - внимание, сопровождаемое бодренностию, неослабным напряжением сил, в готовности ко всякому должному делу. Как кормчий на корабле зорко смотрит и вперед, и по сторонам, чтоб как должно направлять корабль, так и трезвенный острозорок ко всему, что внутри и вовне, чтоб как должно направлять свою духовную жизнь. Трезвение установляется не вдруг, а долгим трудом, и уже после того, как улягутся страсти. Как у старцев и естественно улегаются многие страсти, то и порядок естества требует, чтоб они были трезвенны. Однако ж это не всегда бывает; не бывает, коль скоро предшествовавшая жизнь не была исправною. Потому в сей заповеди, старцам, скрыта заповедь и мужам - упражняться в трезвении, чтоб в старости эту добродетель иметь неотъемлемым качеством. Противоположно трезвенности невнимание к себе и делам своим, рассеяние мыслей, разленение и опущенность. Блаженный Феодорит пишет: трезвенность требует - " всегда бодрствовать и трезвиться и иметь приличное возрасту благоразумие " . Святой Златоуст говорит: " и старость имеет недостатки; ей свойственны небрежность, леность, забывчивость, тупость и неподвижность. Посему Апостол и заповедует старцем трезвенным быти. Ибо человека в этом возрасте многое располагает быть не трезвенным, и наипаче то, о чем сказал я, то есть притупление всех чувств, медлительность и нелегкодвижность " . Но кто себе внимает, тот всегда может быть трезвенным, то есть " бодренным и готовым на все должное " (блаженный Феофилакт)» Здесь, «на все должное», скорее всего, означает личный выбор, в данном случае для каждого отдельного старца.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/20/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010