В Московском доме музыки проходит XI Рождественский фестиваль духовной музыки Москва, 18 января 2021 г.      14-24 января 2021 года в Москве проходит XI Рождественский фестиваль духовной музыки.  Ежегодный Рождественский фестиваль знакомит слушателей с многовековыми традициями христианской музыкальной культуры. В программе нынешнего фестиваля представлена европейская духовная музыка разных веков и стилей — от традиционных напевов до сочинений современных композиторов: русская и западноевропейская духовная музыка, народные песни, рождественские колядки, хоралы и гимны, сообщает Патриархия.ru . 14 января, в день открытия фестиваля, в Московском международном доме музыки выступил Московский Синодальный хор, отмечающий в этом году свое 300-летие. Он был образован по указу царя Петра I на основе хора патриарших певчих дьяков. На протяжении всей своей истории коллектив участвовал как в главных церковных богослужениях, так и в важных государственных церемониях; для него писали музыку П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов; попечение хора осуществлял генерал-губернатор Москвы великий князь С.А. Романов. В первой части концерта 14 января приняло участие детское отделение Московского Синодального хора, представившее программу рождественских песнопений и духовных стихов. Солировали: Мария Шенталинская (колесная лира), диакон Димитрий Коростылёв (рояль), Марина Воинова (орган), дирижер — Наталья Асмус. Затем на сцену поднялся Молодежный Синодальный хор под управлением Михаила Котельникова. Коллектив исполнил песнопения А. Вискова, протоиерея Николая Ведерникова, А. Шнитке. Состоялась премьера произведения «Слава в вышних Богу» (автор М. Котельников). Солистами выступили Анастасия Зубкова (сопрано), Анастасия Артамонова (сопрано), Анна Половинкина (сопрано), Маргарита Калинина (меццо-сопрано), Илья Хардиков (тенор), Чингис Баиров (бас), Селена Поденная (дискант). Во втором отделении концерта Московский Синодальный хор исполнил свою юбилейную программу шедевров русской духовной музыки разных веков — от знаменного распева до сочинений митрополита Волоколамского Илариона. В Большой состав Московского Синодального хора под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова вошли 80 профессиональных певчих. Солистами выступили Варвара Федотова (сопрано) и Евгения Кузнецова (меццо-сопрано), дирижеры — Александр Майоров и Алексей Пузаков. Этот концерт стал первым в ряду юбилейных мероприятий, приуроченных к 300-летию Московского Синодального хора.

http://pravoslavie.ru/136775.html

В столице Казахстана прошли торжества по случаю 20-летия учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии Нур-Султан, 13 мая 2019 г.      12 мая 2019 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, день памяти святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице Казахстана — городе Нур-Султане — начались торжества, посвященные 20-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии, сообщает Патриархия.ru . К этой дате приурочено принесение из Костромы в пределы Казахстанского митрополичьего округа чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Перед началом Божественной литургии древний образ Царицы Небесной был внесен под своды Успенского кафедрального собора — главного храма Православной Церкви Казахстана. После встречи святыни в соборе началась Литургия пасхальным чином, которую возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Талдыкорганский Нектарий, епископ Нарвский и Причудский Лазарь (Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата), епископ Единецкий и Бричанский Никодим (Православная Церковь Молдовы), епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Муромский и Вязниковский Нил, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Арцизский Виктор, епископ Бирский и Белорецкий Спиридон, благочинный приходов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев), сопровождающие Феодоровскую икону Богородицы клирики Костромской митрополии— настоятель Петропавловского храма Костромы протоиерей Сергий Степанов, ключарь Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора протоиерей Владимир Воронин, древлехранитель Костромской епархии иерей Михаил Мостовой, клирик Воскресенского собора Костромы иеродиакон Иоасаф (Синявин), клирик Богоявленско-Анастасиина собора диакон Сергий Бахтин, а также руководители отделов и комиссий Казахстанского митрополичьего округа в священном сане, духовенство Округа и клирики, прибывшие с гостями-архипастырями.

http://pravoslavie.ru/121119.html

Иконы и фрески Святой Земли глазами искусствоведа Беседа о христианском искусстве на Святой Земле с искусствоведом Анастасией Кешман. Часть 2 Диакон Александр Занемонец Часть 1: История одного из прекраснейших храмов на земле Беседа нашего корреспондента с доктором философии, искусствоведом Анастасией Кешман о фресках монастыря Святого Креста и Абу Гош и происхождении почитаемых икон Богородицы Иерусалимская и Вифлеемская. Анастасия Кешман Иерусалимская иконописная школа – На Святой Земле есть известные иконы Богородицы – Иерусалимская и Вифлеемская. Это местная школа? – Чтобы ответить на этот вопрос, нужно провести исследование, которого пока нет. Я пытаюсь сейчас сделать каталог подписанных икон. Тут есть очень интересные традиции иконописи. Они идут от византийского искусства, встретившегося с итальянским (это называется итало-византийским искусством: Критская школа, Венецианская школа) с местным «восточным» (сирийским) искусством, а так же с русским искусством XIX века. Очень непростое сочетание. От Итало-византийской иконописной школы идет, например, традиция подписывать иконы. Итальянцы со времен Возрождения подписывали свои картины, и эта традиция просочилась и в иконопись. В местной иконописной традиции в XIX–XX вв. практически всегда старались подписывать дату, заказчика и очень часто – имя иконописца. Русская монахиня Сергия, которая приехала сюда из России лет в 16 в начале XX века, училась здесь у греческого художника и подписывала свои работы (иногда по-русски). В греческой, румынской, да и в русской традиции такого не было (мы, например, на самом-то деле точно не знаем, какие иконы принадлежат кисти Андрея Рублева – атрибуция основана на традиции и искусствоведческом стилистическом анализе). И благодаря этим подписям появляется возможность составить хронологию: откуда были художники, на каких языках говорили, в какие периоды они работали, каталоги семей. Очень трудоемкая задача, но это безумно интересно и всегда неожиданно. Монахиня Сергия. Достойно Есть, греческая церковь в Вифании

http://pravoslavie.ru/140614.html

История одного из прекраснейших храмов на земле Беседа о христианском искусстве на Святой Земле с искусствоведом Анастасией Кешман. Часть 1 Диакон Александр Занемонец Беседа нашего корреспондента с доктором философии, искусствоведом Анастасией Кешман о том, чем отличается реставрация от ремонта и почему иерусалимские христианские святыни не являются «памятниками архитектуры». Святая Земля с точки зрения искусства провинциальна? Анастасия Кешман – Вопрос, который у меня возник после первых посещений Святой Земли – почему в области христианского искусства здесь всё так провинциально? Во многих других местах – у кого есть яркая Византия, у кого русское искусство, у кого готика, а здесь вроде бы многое представлено, но часто – весьма посредственно. Что случилось, куда делось искусство столь важной для христиан Святой Земли? Или его никогда и не было? – Хороший вопрос. Я думаю, оно было в самом начале христианства, с IV до VI века. Когда здесь строили византийские Императоры – Константин, Юстиниан, – здесь были церкви колоссальных размеров, украшенные мрамором, золотыми мозаиками и драгоценными украшениями. А потом оно было уничтожено – частично персами, частично в период мусульманского правления. Затем был новый всплеск в эпоху крестоносцев, и тогда здесь были созданы прекрасные произведения. Но они, в свою очередь, тоже были уничтожены, полностью или частично. Сейчас мы видим в основном остатки перестроенных зданий средневековой эпохи. От раннего христианского периода нам остались, в общем, только храм Рождества в Вифлееме да монастырь Святой Екатерины на Синае (но он, строго говоря, находится на самой южной границе Святой Земли). Храм там стоит с VI в., и это единственное здание на Святой Земле, дошедшее до нас с тех времен без изменений. Остальные разрушались, перестраивались, или у них менялись росписи и декорации (как в базилике в Вифлееме). – А можно ли сказать, что Святая Земля всегда была провинцией, кроме, быть может, византийского времени? –Так и было. Даже считаясь «идейным» центром, она никогда не была центром географическим. Иерусалим находится вдалеке от всего, от всех дорог и мировых центров… Он притягивал к себе, но не был центром в земном, политическом понимании. Сейчас, посещая храмы, мы видим здания, построенные в основном в период крестоносцев. Разрушенные, а затем вновь перестроенные в XVIII–XIX веке. И украшения в них по большей части относятся ко второй половине XIX века. Монастырь Креста, видимо, был построен в XI веке, но росписи того времени утрачены. Те, что мы можем увидеть в нём сегодня, датируются XVII–XVIII веками. И это ещё одни из самых древних образцов.

http://pravoslavie.ru/140585.html

«Я научился у него, как жить и умирать» Как встречи с иеромонахом Серафимом (Роузом) повлияли на жизнь будущего американского православного священника Джесси Доминик О. Серафим (Роуз) сразу после преставления Протоиерей Мартин Персон служит настоятелем русского православного храма в честь Преподобного Германа Аляскинского в городе Саннивейл, штат Калифорния. Он и его матушка Сара познакомились в 1980-м году в Калифорнийском университете в Санта-Круз, где было активное Православное христианское студенческое братство ( OCF ). Наставниками и вдохновителями братства были архимандрит Анастасий (Ньюкомб) и иеромонах Серафим (Роуз) . Недавно отец Мартин и матушка Сара посетили Россию, где совершили паломничество по святым местам Санкт-Петербурга, Москвы и их окрестностей. В паломнической группе была и Марта Николс, духовное чадо отца Серафима (Роуза). Ее воспоминания об отце Серафиме, приуроченные к 30-летию со дня его кончины, содержатся в статье « Vignette sofa Holy Life » («Эпизоды из святой жизни»). Я имел удовольствие пообщаться с отцом Мартином, матушкой Сарой, Мартой и остальными членами паломнической группы вечером, за ужином в грузинском ресторане, во время их пребывания в Москве. У нас была возможность побеседовать на разные темы, включая воспоминания отца Мартина об иеромонахе Серафиме и влияние этого подвижника на его жизнь. – Понимаю, что у вас была интересная группа друзей-студентов, которые обратились в Православие примерно в одно и то же время. Матушка Сара: – Православное христианское братство в университете Санта-Круз собрало многих поистине уникальных людей и стало средоточием интереснейших событий. К нашему счастью, несколько духовных отцов оказывали нам поддержку: помимо блаженного Серафима (Роуза), это были архимандрит Анастасий (Ньюкомб) и протопресвитер Константин Тивецкий, который помогал в наставлении группы молодых студентов братства. В группу также входили будущие митрополит Иона (Паффхаузен; бывший предстоятель ПЦА, ныне архиерей на покое в РПЦЗ. – Прим. Перев .), архимандрит Герасим (бывший игумен монастыря Преподобного Германа в Платине), архимандрит Иаков (Корацца; ныне служит в старом русском соборе в Сан-Франциско), автор биографии отца Серафима и нынешний игумен монастыря Преподобного Германа Дамаскин (Кристенсен), диакон Иоанн Дибс из Антиохийской архиепископии, монах Лазарь из монастыря Мар-Саба (в честь Преподобного Саввы Освященного) на Святой Земле и мать София из монастыря в штате Индиана… Их было больше, не могу сейчас всех вспомнить.

http://pravoslavie.ru/123735.html

Arhiva Departamentul Sinodal pentru caritatea bisericeasc va desfura la Eparhia de Sarapul un seminar de dou zile pentru preoi i lucrtori sociali 24 aprilie 2018 11:55 25-26 апреля 2018 года в Сарапуле (Удмуртская Республика) пройдет обучающий семинар для священнослужителей и церковных социальных работников, организованный Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению . Участники прослушают лекции по организации помощи различным категориям нуждающихся, особенностях создания службы добровольцев, организации социальной деятельности на приходе. Занятия будут вести эксперты и руководители направлений Синодального отдела по церковной благотворительности. Во второй день семинара состоится встреча с председателем Отдела епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном . «Сарапульская епархия — небольшая, но активная епархия в сфере развития социального служения. Мы видим старания священников, сотрудников и добровольцев, видим их результаты и всячески стремимся поддержать их, в том числе и с помощью проведения таких семинаров», — отметила руководитель сектора по развитию социальных проектов Синодального отдела по благотворительности Наталья Сетянова. «Задача наших специалистов — не просто прочитать лекции, а познакомиться с социальными проектами епархии и людьми, которые ими занимаются, помочь, поделиться опытом, — подчеркнула Вероника Леонтьева, координатор Синодального отдела по благотворительности по работе с епархиями, расположенными на территории Приволжского федерального округа. — При составлении программы семинара мы учитывали интересы и пожелания священнослужителей и социальных работников епархии и включили в программу темы, наиболее актуальные для региона». 25 апреля руководитель Центра семейного устройства детей-сирот Марфо-Мариинской обители милосердия психолог Анастасия Пелячик расскажет о том, как организовать школу приемных родителей или центр сопровождения семей в приходах. Затем пройдет секция, посвященная организации службы добровольцев, которую проведет руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации, координатор по развитию добровольческих инициатив Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов. 24 апреля он встретится с молодежью в городе Можга и расскажет им о добровольчестве и церковном социальном служении.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5185557...

Архив Пн Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили Божественную литургию в городе, где родился святой равноапостольный Константин Великий 6 октября 2013 г. 22:04 6 октября 2013 года, в день Зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, состоялось основное событие общеправославного празднования 1700-летия Миланского эдикта. Божественная литургия была совершена на площади перед храмом святых царей Константина и Елены в сербском городе Ниш, где родился святой равноапостольный Константин. Богослужение совершили Предстоятели Поместных Православных Церквей: Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший Патриарх Сербский Ириней , Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II , Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всея Польши Савва , а также Местоблюститель Митрополичьего престола Чешских земель и Словакии архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон. Предстоятелям сослужили многочисленные сербские иерархи, а также члены официальных делегаций Поместных Православных Церквей, в том числе делегации Московского Патриархата: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков . За богослужением молились Президент Республики Сербия Томислав Николич, представители сербского правительства, Президент Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Милорад Додик, посол Российской Федерации в Республике Сербии А.В. Чепурин, посол Украины В.Ю. Недопас, посол Белоруссии В.Н. Чушев, другие члены дипломатического корпуса и общественные деятели.

http://patriarchia.ru/db/text/3284673.ht...

Архив Пн Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили освящение собора Воскресения Христова в Подгорице 7 октября 2013 г. 20:38 7 октября 2013 года в Подгорице (Черногория) состоялось освящение кафедрального храма Воскресения Христова. В освящении собора и Божественной литургии в нем приняли участие Главы и представители Поместных Православных Церквей, ставшие участниками торжеств в часть 1700-летия издания святым равноапостольным Константином Миланского эдикта. В богослужении участвовали Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший Патриарх Сербский Ириней , Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II , Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва . В числе сослуживших за Божественной литургией членов официальных делегаций были представители Русской Православной Церкви: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, глава пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси диакон Александр Волков . В храме молились Президент Черногории Филип Вуянович, Премьер-министр этой страны Мило Джуканович, другие представители государственной власти, видные представители общественности, деятели культуры, дипломаты, в том числе посол Российской Федерации в Черногории А.А. Нестеренко. На торжестве присутствовали представители Римско-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви , других инославных общин. Несмотря на дождливую погоду, на площади перед собором собралось множество людей. По завершении богослужения к верующим обратились Святейший Патриарх Сербский Ириней, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/3287859.ht...

Благодатны ли теперь таинства в Константинопольском Патриархате и в «Православной церкви Украины»? Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым) Диакон Сергий Герук В последние месяцы у православных верующих Украины, в том числе и у духовенства, всё чаще возникают вопросы: как теперь относиться к обрядам и таинствам украинских раскольников? Следует ли по-прежнему крестить заново «крещенных» ранее в «УПЦ КП – ПЦУ»? Действует ли теперь (после совместной службы Патриарха Варфоломея и лидера «ПЦУ» Епифания) благодать Божия в таинствах Константинопольского Патриархата, в частности, в монастырях Афона? Сегодня наша беседа на эти темы с архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым) – викарием Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, председателем Церковного суда Киевской епархии и преподавателем Пастырского богословия в Киевских духовных Академии и семинарии. Божественная Литургия в Скиту Пророка Илии на Афоне. Фото: ikivotos.gr – Владыка, после разрыва евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом от некоторых богословов можно услышать, что благодать Божия перестала действовать в таинствах Константинопольского Патриархата. Что вы думаете по этому поводу? – Думаю, что это не так. Разрыв евхаристического общения в данном случае – это мера не мистическая, а дисциплинарная. Поэтому благодать, конечно же, продолжает действовать в таинствах Константинопольской Церкви. Странно было бы думать, что в совершаемой сегодня литургии, например, в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, хлеб и вино не преложились в Тело и Кровь Христовы. – Но некоторые в православном мире воспринимают решение Русской Церкви именно так: например, в недавнем письме Блаженнейшего архиепископа Албанского Анастасия Святейшему Патриарху Кириллу говорится: «Решения иерархии Русской Церкви не могут лишить действительности действия Святого Духа в православных храмах юрисдикции Вселенского Патриархата». Разрыв евхаристического общения – это действие дипломатически-дисциплинарного характера – Никто такого и не утверждал. Мне кажется, это очевидно. Странно, что такая мысль вообще возникает. Разрыв евхаристического общения – это действие дипломатически-дисциплинарного характера во взаимоотношениях Церквей. Крайняя мера воздействия. Это примерно так же, как в случае, если священник за какие-то нравственные преступления запрещен в священнослужении – это тоже мера дисциплинарная. То есть благодать от пастыря не отнимается, хотя служить и совершать таинства ему запрещено. Если при этом запрещенный священник всё-таки отслужит литургию, то ситуация повлечет за собой извержение из сана такого священника. Хотя данная литургия всё-таки совершится, ведь он пока не лишен священного сана. А вот если этот же клирик будет извержен из сана, то он станет обычным мирянином. После этого, даже если он продолжит незаконно рядиться в священные облачения, благодать действовать через него уже не будет: он перестал быть священником.

http://pravoslavie.ru/120294.html

В День Святого Духа в Иерусалиме отметили главный праздник Русской духовной миссии 21 июня 2021 г. 18:40 21 июня 2021 года, в День Святого Духа, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III традиционно возглавил торжества по случаю празднования дня Русской духовной миссии в Иерусалиме — официального представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В этот день Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви в сослужении иерархов совершил Божественную литургию в Троицком соборе Русской духовной миссии. Его Блаженству сослужили: генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии архиепископ Константинский Аристарх, митрополит Капитолиадский Исихий, архиепископ Севастийский Феодосий, митрополит Еленопольский Иоаким, начальник Русской духовной миссии архимандрит Александр (Елисов) , представитель Румынской Православной Церкви в Иерусалиме архимандрит Феофил (Анастасиу), старший архимандрит Иерусалимской Патриархии отец Нектарий, представитель РПЦЗ в Иерусалиме архимандрит Роман (Красовский), члены и клирики Русской духовной миссии протоиерей Игорь Пчелинцев, протоиерей Мирослав Витив, игумен Никон (Головко), иеромонах Дометиан (Маркарян), иеромонах Афанасий (Букин), диакон Илия Драчук, представители арабского православного духовенства Святой Земли и клирики Святогробского братства. Богослужение совершалось на церковнославянском, греческом, арабском и румынском языках. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер Горненского женского монастыря Иерусалима. В храме присутствовали викарий Кустодии Святой Земли Добромир Яшталь, почетный католический епископ-помощник Латинского Патриархата Иерусалима Джачинто-Булос Маркуццо, первый советник Апостольской нунциатуры Иерусалима Джорж Панамтундил, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Израиле А.Д. Викторов, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Израиле Е.С. Воробьев, руководитель миссии Российской Федерации при Палестинской национальной администрации Г.Л. Буачидзе, представители дипломатического корпуса Российской Федерации и другие почетные гости.

http://patriarchia.ru/db/text/5822972.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010