М.Я.Сюзюмов Скачать epub pdf Византийское общество Византийское общество второй половины X в. относительно хорошо изучено. К этому времени рабский труд уже давно перестал служить основой общественного производства; с VII в центральной фигурой в производстве и в деревне, и в городе стал трудящийся, самостоятельно ведущий свое мелкое хозяйство. В деревне VII-IX вв. это было мелкое частнособственническое хозяйство пахарей, виноградарей, скотоводов, объединенных в крепкие общины, внутренняя жизнь которых регулировалась деревенским обычаем, а также сложившимся в конце VII в. Земледельческим законом. Кроме того, на эти же хозяйства распространялось действие норм общегосударственного гражданского, уголовного и церковного канонического права. Домохозяева платили государственные налоги и выполняли государственные повинности. Крестьяне общины были тесно связаны хозяйственными интересами – они стремились сохранить земли общины от перехода во владение посторонних лиц (Новелла XIX Льва VI. Ц.-Л., III, 220–221). Время VII-IX вв. – период подъема крестьянского хозяйства и вместе с тем время относительного упадка крупного землевладения и ослабления тех элементов феодальной эксплуатации, которые уже пробивали себе дорогу в Позднеримской империи. Вполне закономерным с точки зрения развития классового общества было стремление господствующих кругов подчинить трудовое крестьянство. Эта тенденция отчетливо проявилась уже в начале IX в., ответом на нее были народные движения (участие народных масс в восстании Фомы Славянина и в павликианском движении). К концу IX в., когда ускорилось развитие товарного обращения в городах и когда главные очаги народных движений были подавлены, наступление на крестьянство стало усиливаться, упрочивались новые формы эксплуатации: с одной стороны, ремесленно-торговой и ростовщической верхушки города, с другой – крупных землевладельцев в деревне. Лев VI реципировал римское право Юстиниана, а вместе с этим и те установления, которые легализовали элементы феодализации в Позднеримской империи. Таким образом эти нормы проникли в действующее право X в. – «Василики». Все виды эксплуатации трудящихся со стороны крупных землевладельцев стали полностью законными в новой обстановке (см.: Вас. 55, 1). Именно эту рецепцию позднеримского законодательства успешно использовали в своих интересах феодализирующиеся круги византийской знати (см.: Сюзюмов. 1953, 72–87). Отметим, что и в самом деревенском управлении нормы Земледельческого закона с течением времени стали применяться и к зависимой общине, если в первоначальной редакции Закона речь шла только о свободном крестьянстве, то в более поздних редакциях к Закону был добавлен эдикт Зотика 512 г. (префекта претория при Анастасии) о принудительном возврате беглых в деревню, что совершенно не соответствовало положениям Земледельческого закона ранних редакций VII-X вв. (см. Цахариэ, 1894; 251, 258; Георгеску, 1969).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрей и Анастасия Горбачевы Содержание Диомид, его сын дьячок Алексей Демидов, внук диакон Григорий Алексеев, правнук диакон Иван Григорьев Пономарь Иван Иванович Рождественский Священник Петр Иванович Троицкий Священник Алексей Петрович Троицкий     «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ), – призывает нас Апостол. При более близком знакомстве с личностью того или иного святого у его почитателей рождается естественное желание узнать побольше не только о жизни и смерти угодника Божия, но и о той среде, в которой происходило формирование его характера, а также о предках, от которых он получил свои способности и душевные свойства. В этом смысле не является исключением и личность священномученика Илариона (Троицкого) , архиепископа Верейского. О предках владыки Илариона нам известно, что не позднее чем с конца XVII века они были церковно- и священнослужителями Христорождественской церкви с. Такмаково (позже – Токмаково) Каширского (с 1779 г. – Тульского) уезда. О самом же токмаковском приходе существуют упоминания с XVI века. «Деревянная Христорождественская церковь села, построенная князем Токмаковым Иваном Юрьевичем, описана в писцовой книге 1578–1579 гг. В 1793 г. помещицей Наталией Яснинской 1 был построен каменный храм» 2 . Диомид, его сын дьячок Алексей Демидов, внук диакон Григорий Алексеев, правнук диакон Иван Григорьев Предка сщмч. Илариона по мужской линии в седьмом поколении звали Диомидом, но, к сожалению, это почти все, что нам известно о нем. Можно лишь с большой степенью вероятности предположить, что он был причетником, поскольку духовное сословие в те времена было закрытым, а сын его Алексей Демидов (предпол. 1700-е 3 -?) согласно документам служил в токмаковской церкви дьячком 4 . Старший из трех сыновей дьячка Алексея Григорий (1731/32 5 –15 августа 1777 6 ) стал уже диаконом в том же токмаковском приходе. Эти же сан и место унаследовал старший сын диакона Григория Иван (1752 7 /1755 8 -между 1811 9 и 1822 10 ). Сын последнего Иван (1794/95 11 – не ранее 1840 12 ), прадед священномученика Илариона, будучи четвертым сыном своих родителей, не удостоился священного сана, но должен был удовольствоваться чином церковнослужителя, причем на других приходах. Иван Иванов в поисках места причетника вынужден был оставить свою малую родину, и поиск этот не сразу увенчался успехом. Пономарь Иван Иванович Рождественский

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Указатель 3 святых славянских, грузинских и праздников Божией Матери, ненаходящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах греческой и русской церквей (к III отделу дня). Абалацкой иконы Божией Матери, 7 и 20 июля и 29 ноября. Або , муч. грузинский, 8 янв. Авив , еп. некресский груз., 6 июля и 13 нояб. Авксентий пр., 12 июня. Аврамий мирожский, 24 сент. Аврамий , палеостровский, 21 авг. Аврамий печенгский, 4 февр. Аврамий печерский, трудолюбивый, 21 авг. Агапит маркушевский, 21 мая. Агафон преп. печерский, 28 авг. Адриан ионзенский, 5 мая Адриан ондрусовский, 26 авг. Адриан пошехонский, 5 мар. Адриан сестринский волоколанский. Акила печерский, 28 авг. Акиндин , архим. печерский, 28 авг. Александрийской иконы Божией Матери, 1 сент. Александр ошевенский, 20 апр. Алексий печерский затворник, 21 сент. Аммон печерский, 28 авг. Анфилохий глушицкий, 12 окт. Анфилохий епископ, 28 авг. Анания иконописец Антониевский, 17 июня. Анастасий диакон печерский, 22 янв. Анастасий печерский подвижник, 28 авг. Анастасий струнницкий, 29 авг. Анатолий затворник печерский, 31 окт. Анатолий другой затворник печерский, 28 авг. Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля. Ангеляр , 27 июля. Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня. Андрей , инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент. Андрей пр. тотем., 10 окт. Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня. Анна , супруга в. к. Ярослава I, 4 окт. Анна княжна, Янка, 3 ноября. Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая. Антоний марткопский, 19 янв. Антоний дымский, 17 янв. Антоний заоникиевский, 23 июня. Антоний леохновский, 17 окт. Антоний краснохолмский, 17 янв. Антоний новгородский архиепископ, 10 февр. Антоний новгородский другой, 3 авг. Антоний черноозерский, 17 янв. Аркадий новгородский епископ, 18 сент. Антоний новоторжский преп., 11 июня. Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг. Арсений новгородский, 12 июля. Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг. Арчил царь груз, 21 июня. Акила диакон печерский, 28 авг. Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Ушел подлинный подвижник благочестия» Диакон Владимир Василик об известном ученом и общественном деятеле Сергее Зегжде, скончавшемся 1 октября 03.10.2015 1327 Время на чтение 4 минуты 1 октября на 81-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни скончался последний член довоенного Александро-Невского братства Сергей Андреевич Зегжда, доктор математических наук, профессор математическо-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Редакция «Русской народной линии», деловое сообщество «ДелоРус» и Александро-Невское братство выражают глубокие соболезнования родным и близким покойного. Да упокоит Господь новопреставленного раба Божия Сергия в селениях праведных… О личности С.А.Зегжды рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик : Его жизнь действительно необычайна. Отец его Андрей Зегжда и мать Варвара Сергеевна, урожд. Заспелова принадлежали к Александро-Невскому братству и благодаря ему и познакомились. Отец Сергея Андреевича был расстрелян в 1937 году. Мать, еще будучи девушкой, была знакома с митрополитом Петроградским Вениамином и получила его благословение. Его тетушка – монахиня Сергия (в миру Анастасия Сергеевна Заспелова) принадлежала к Петергофскому сестричеству преподобного Серафима Саровского, которое возродилось после того, как сестры подворья Серафимо-Дивеевской пустыни уехали после революции. В 1920-е годы иеромонах Варсонофий (Веревкин) восстановил сестричество и к нему принадлежала Анастасия Сергеевна Заспелова, будущая монахиня Сергия. Сергей Андреевич рос в духовной молитвенной обстановке. Он познал тяготы войны, бедствия в эвакуации. Будучи отроком в 1945 году, он помнил приезд митрополита Гор Ливанских Илии и рассказ его о явлении ему Пресвятой Богородицы. Сергей Андреевич хранил веру постоянно и в школе, и в университете, в котором он отлично учился и в котором проработал практически всю свою жизнь. Как математик он сделал выдающееся открытие, и многие помнят его как мудрого внимательного наставника, благожелательного сотрудника. Но гораздо важнее его духовная миссия. Он был духовным чадом владыки Гурия (Егорова) и близко общался со всеми братчиками и братчицами Александро-Невского братства. Его духовным отцом являлся архимандрит Кирилл (Павлов). Сергей Андреевич Зегжда в 60-80-е годы был наставником для многих, наставником для университетской и не только университетской молодежи. Он не имел семьи, но воспитывал детей своих близких и друзей в духе Православия, давал им уроки Закона Божия, рассказывал о новомучениках и исповедниках российских, приобщал к Православной вере.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/03/us...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию в Казанско-Богородицком монастыре Казани 28 марта 2015 г. 17:25 28 марта 2015 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в сослужении митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия и епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия совершил Божественную литургию в Казанско-Богородицком монастыре, построенном на месте обретения в XVI веке чудотворного образа Царицы Небесной. В храме обители ныне находится чтимый список Казанской иконы, который длительное время хранился в Ватикане и был передан Русской Православной Церкви в 2004 году. С 2005 года он пребывает в Казани. В богослужении участвовали братия обители во главе с игуменом Марком (Виленским), ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), иеромонах Филарет (Кузьмин), а также сопровождающие митрополита Илариона заведующий сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов и диакон Александр Карзан. После торжественного богослужения и молебного пения перед чтимым списком Казанского образа Божией Матери митрополит Анастасий от имени верующих епархии приветствовал владыку Илариона, сказав: «Примите нашу огромную благодарность за то, что Вы с нами сегодня — в день, когда вся полнота нашей Русской Православной Церкви, и не только ее, прославляет Заступницу Усердную рода христианского, Взбранную Воеводу, Которая помогает нам в этом лежащем во грехе мире побеждать врага нашего спасения, и самое главное — дает нам силы для несения жизненного креста». Как отметил владыка Анастасий, с этого момента в Казанской епархии начинаются празднования, посвященные 1000-летию со дня блаженной кончины равноапостольного князя Владимира. Глава Татарстанской митрополии преподнес высокому гостю образ Божией Матери и пожелал крепости сил в его ответственном служении. В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Анастасий! Ваше Преосвященство, владыка Мефодий! Всечестной игумен Марк с братией святой обители сея! Дорогие отцы, братья и сестры!

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

диакон С. Цветков Предисловие Святой преподобный Роман, творения которого предлагаются здесь вниманию читателя, был родом Сириянин. Получив первоначальное воспитание в городе Емесинском, он с юных лет обнаруживал в себе особенное стремление к христианскому благочестию, проводя жизнь свою в девстве и целомудрии. Сначала он был поставлен на служение при церкви Беритской, и там исправлял низшую должность в клире. С течением времени он достиг Константинополя, и находился при храме Богородицы, яже в Кирьях, откуда он часто посещал и другой храм – Влахернской Божей Матери, для всенощных молитвенных стояний. После того он был поставлен в клирика Софийской (в Константинополе) церкви, в царствование Анастасия. Это было в пятом веке по Рождеству Христову. Но св. Роман, как повествуется о нем, первоначально был человек неведущий писания книжного, и отличался только одним великим благочестием своим, прилежа в посте и молитвах, трудя тело свое многими подвигами и всенощными стояниями. Между тем его неутомимая ревность к благочестию привлекла к нему особенное расположение патриарха, который, по сему, за его труды по церкви, награждал его наравне с прочими клириками сей церкви (Софийской). Это обстоятельство послужило причиной великой вражды и неприязни к нему его сотоварищей по службе. Он часто был оскорбляем от сих последних, и в особенности потерпел от них сильные упреки и дерзкое посрамление, однажды, в день навечерия Рождества Христова, при всем народе и даже в присутствии самого императора. Но не смотря на то с сего же времени, по неисповедимым судьбам промысла Божия, начинается и слава его, как досточтимого отца Церкви. В скорби душевной, по окончании Божественной службы, он поверг себя перед образом Богоматери и долго молился Ей, как Заступнице в напастях, проливая горькие слезы. Его крепкая и горячая молитва скоро была услышана. Возвратясь из храма к себе в жилище на отдохновение, он, от сильного утомления, а вместе и от глубокой своей печали, не стал принимать пищи, и тотчас заснул.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Духовность – главная потребность человека Беседа с музыкантом Владимиром Симичем (Сербия) Владимир Симич, руководитель группы «Белый холст» В последнее время появляется все больше музыкальных групп, исполняющих традиционную – народную и духовную – музыку. Одну из них основал Владимир Симич . Владимир не только музыкант, руководитель группы «Белый холст» . Он и делает музыкальные инструменты сам в своей мастерской. О традиции и национальной идентичности, о потребности духовного самоопределения, о любви к музыке шел разговор музыканта с корреспондентом журнала «Православие» Сербской Православной Церкви . – Группа «Белый холст» стала известна благодаря игре ее участников на редких музыкальных инструментах. Как появилась идея играть на кавале – старинном сербском инструменте? – Мы считаем годом основания нашей группы 1997 год. Тогда я познакомился с иеромонахом Лазарем (Стойковичем) – в то время он был еще мирянином, – который и научил меня делать кавал и играть на нем. Мы стали собираться, чтобы играть и петь просто так, для души. Что это было рождением нашей музыкальной группы, мы поняли уже гораздо позже. В первый состав входили отец Лазарь, Елена Йованович, Наташа Симич – моя жена, Василий Секулич и я. Мы все пели в Византийском церковном хоре святого Иоанна Дамаскина. Наш интерес к византийской духовной музыке дал толчок и занятиям народной музыкой. Потом состав группы поменялся, пришла Анастасия Остоич – еще одна солистка, кто-то покидал группу. Наше первое выступление состоялось в 1998 году, когда диакон Ненад Илич, организатор празднования 800-летия монастыря Хиландар, пригласил нас сыграть на нем. Тогда у группы еще не было названия, и мы приняли то, которое предложил отец диакон, – «Исконные» (так назывался журнал, который он тогда издавал). А через полгода появилось название «Белый холст». Конечно, новое имя благословил основатель группы отец Лазарь, «окрестив» нас им. – Расскажите что-нибудь об инструментах, которые вы используете. – Мой самый любимый инструмент – кавал. Кавал – духовой инструмент, с древней историей, может быть даже один из древнейших. Это длинная деревянная трубка без мундштука. Звук кавала удивительный. Его звучание сразу же создает атмосферу церковную, настраивает на молитву, даже когда на нем играют мирскую, нецерковную музыку. Техника игры на кавале особая, во многом близка той, которую использовала и византийская духовная музыка.

http://pravoslavie.ru/guest/4768.htm

ПАНИХИДА НА МОГИЛЕ ПРОТОИЕРЕЯ АНАТОЛИЯ ГОЛУБЕВА декабря 2006 3 декабря 2006 года благочинный Лужского округа митрофорный протоиерей Николай Денисенко отслужил панихиду на могиле протоиерея Анатолия Голубева (1892-27.07.1957). На панихиду пришли члены Александро-Невского общества трезвости при Екатерининском соборе г. Луги. 3 декабря 2006 года благочинный Лужского округа митрофорный протоиерей Николай Денисенко отслужил панихиду на могиле протоиерея Анатолия Голубева (1892-27.07.1957). На панихиду пришли члены Александро-Невского общества трезвости при Екатерининском соборе г. Луги. В настоящее время они собирают краеведческие и архивные сведения об о. Анатолии Голубеве, который нес ответственное служение благочинного Лужского округа в нелегкий период оккупации Лужского района немцами, а также в первые годы после освобождения лужской земли от фашистских захватчиков. Протоиерей Анатолий Голубев родился в 1892 году в Ямбургском уезде в семье священника. С 1913 по 1917 год служил псаломщиком в Сергиевской церкви села Новая Алёнка Воронежской епархии. По-видимому, в 1916-1917 гг. обучался в Петроградской Духовной семинарии (2 класса). В 1917 году был посвящен воронежским архиепископом Анастасием в сан диакона. С 1918 по 1927 год служил диаконом на вакансии псаломщика в Троицком храме на Станции Славянка Октябрьской железной дороги. С 1927 по 1931 год - диакон Казанской церкви села Рыбацкого (ныне - окраина Санкт-Петербурга). С 1931 по 1934 год - диакон храма во имя св. благоверного князя Александра Невского в пос. Красный Бор (станция Поповка Ленингр. области). В 1934 г. рукоположен в сан иерея митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским). Нес священническое служение в храме св. блгв. кн. Александра Невского до 1937 года. С 1942 о. Анатолий Голубев - священник Иоанно-Предтеченской церкви села Поддубье Лужского района Ленинградской области. В 1943 году о. Анатолий был определен Управлением Псковской Миссии настоятелем храма св. княгини Ольги в город Лугу и назначен благочинным Лужского округа (тогда в него входили пять районов - Оредежский, Лужский, Уторгошский, Струго-Красненский и Плюсский), но, опасаясь разоблачения немцами его связи с партизанами, он через полтора месяца вернулся в Поддубье.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=178...

Скачать epub pdf Январь, 22 Анастасий, диакон Печерский, преподобный Преподобномученик Анастасий, диакон Печерский, подвизался в Ближних пещерах. Иеромонах Афанасий Кальпофийский называет его братом прп. Тита пресвитера († не ранее 1190; память 27 февраля/11 марта). В рукописных святцах он называется диаконом. В службе Собору отцов Ближних пещер о преподобномученике Анастасии говорится, что он имел такое дерзновение к Богу, что получал все просимое. Память его празднуется также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Макарий Жабынский, преподобный Преподобный Макарий подвизался в начале XVII века в пределах нынешней Тульской губернии. Он известен как возобновитель разоренной Жабынской пустыни, почему и называется ее «возградителем». Сведения о нем, как письменные, так и устные, очень скудны. Неизвестно, откуда преподобный был родом и в какой обители положил начало своей подвижнической жизни. Письменные сказания называют преподобного уже священно-иноком, подвижником Жабынской пустыни. Пустынь эта получила свое начало, как общежительная обитель, в 1585 году, когда старцу Онуфрию была пожалована грамота царя Феодора Иоанновича, которой давалось «старцу Анофрию Жабынское городище под монастырь в Карманьи, да пашни… лужок церковный села Спыхова… ему ж дан бор на свечи и на ладан, а черный ему лес сечи на монастырское строение и на дрова про монастырский обиход, а не на продажу». Вместе с угодьями старцу было дано несколько деревень. По той же дарственной грамоте Онуфрий должен был «на том Жабынском городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить». Это обязательство было исполнено Онуфрием, и храм Введения Пресвятой Богородицы был воздвигнут. Пустынь стала называться и доселе именуется Введенской – по имени главного храма, Белевской – по близлежащему городу и Жабынской – по имени колодца Жабынца. Но обитель не могла долго процветать, чему препятствовало само положение ее на границе Московского государства. Благодаря последнему обстоятельству монастырю приходилось много терпеть в XVI веке от лихих набегов крымских татар, а в начале XVII века – и так называемое литовское разорение – от частых набегов и грабежей польских и литовских отрядов, опустошавших под предводительством Лисовского этот край и Белевский уезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Сортировать по Исключить новости Феодосий Диакон: поэтическая полемика с исламом в Византии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 20 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 О личности Феодосия практически нет никаких данных, кроме тех, которые можно почерпнуть из его произведения. Вероятно, он имел прекрасное образование, жил в Константинополе и был диаконом церкви святой Софии. Панагиотакис высказывает наблюдение, что цитат и аллюзий на языческих писателей в панегирике значительно больше, чем на Священное Писание 1 . Это позволяет предположить, что, несмотря на сан, по внутренней склонности и интересам Феодосий был скорее светский, чем церковный человек. Сам себя в заглавии сочинения он награждает эпитетом mapeinTj ‘скромный, почтительный’, который может подразумевать и неблагородное происхождение. Единственной его работой, известной нам, является панегирик Роману II (959–963) “О захвате Крита”, который он впоследствии перепосвятил Никифору II Фоке (963–969). Произведение было написано между 961 (захват Хандакса) и декабрем 962 (захват Алеппо), а вышло в свет после 15 марта 963 г. (смерть Романа II), но до восшествия на престол Никифора, так как он фигурирует в обращении еще как “магистр”. Поэма принадлежит к числу тех немногих византийских поэтических сочинений, в которых уделено особое место и внимание полемике против ислама. “Богословскую критику ислама Феодосий тесно переплетает с изображением торжествующей Византии. Лишь частично эта полемика следует традиционным аргументам, в остальном же она испытывает влияние недавних византийских побед на острове Крит, в Сицилии и Сирии” 2 . Предшествующие византийские полемисты начиная с VII века многократно вынуждены были сталкиваться с мусульманскими утверждениями о том, что их великие победы над христианами доказывают истинность и превосходство ислама. Многие интеллектуалы давали разнообразные ответы на этот упрек. Начиная с преподобного Анастасия Синаита христиане трактовали воинские успехи мусульман как кару за грехи христиан. Его мысль воспринял преподобный Феофан Исповедник, а вслед за ним — позднейшие византийские историки. Единственным исключением из этой традиции был святитель Никифор Константинопольский, который полагал причиной военных неудач политические просчеты императоров, а к попыткам поиска однозначной религиозной трактовки этих событий относился отрицательно, поскольку именно она использовалась как один из главных аргументов для создания иконоборческой ереси.

http://pravmir.ru/feodosiy-diakon-poetic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010