Но в то же время духовенство высказывало мысли, что введение русского языка в богослужение может быть воспринято как капитуляция Православной Церкви перед сектантством, а также неправильное толкование нового перевода может привести к распространению новых сект. Одним из главных аргументов сторонников перевода богослужения на современный язык усматривали богословские и исторические обоснования возможности богослужения на русском языке в служении апостолов Христовых и святых отцов, в события Пятидесятницы, в образе земного служения Иисуса Христа. Ведь Спаситель проповедовал на языке «обыкновенном, разговорном, «уличном», пишет один из священников, на нем же изложил и образцовую молитву и, очевидно, больше заботился не о красоте и поэтичности Своих выражений, а о доступности пониманию простых людей Своего учения». Для других данные исторические события являлись исключительными явлениями из жизни ранней Церкви, которые не могут служить обоснованием для перевода молитв на русский язык. Но все же большинство участников полемики, как сторонники перевода богослужения, так и его противники, признавали, что перемены в вопросе языка богослужения необходимы, но они расходились в своих взглядах на решение проблемы — от радикального перевода всего богослужения на русский язык до минимального редактирования хотя бы самых невразумительных и попросту неверно переведенных мест. Так, в докладе епархиального совещания, представленном Синоду еп. Евфимием (Счастневым), сказано: «Язык наших богослужебных книг требует самого тщательного исправления. Уже со времени перевода Библии на русский язык встал с неотложностью вопрос о переводе богослужебных книг на язык, доступный пониманию. Но любовь русского народа к славянскому языку и значение его для соединения всех славянских племен в родной православной вере заставляет желать, чтобы богослужебным языком для православного русского народа оставался славянский. Но в таком случае необходимо немедля приступить к исправлению богослужебных книг». Данный взгляд на решение проблемы — сохранить в качестве богослужебного языка славянский, но сделать его доступным для понимания — высказывали и многие другие архиереи: архиепп. Арсений (Брянцев), Анастасий (Добрадин) и Афанасий (Пархомович), епп. Гурий Симбирский, Назарий (Кириллов), Тихон (Василевский), Евсевий (Никольский), а также Новгородская и Олонецкая епархиальные комиссии.

http://blog.predanie.ru/article/diskussi...

О Виссарионе Нечаеве: ПБЭ. 3. Стб. 514–516; Корсунский И. Преосв. Виссарион, еп. Костромской. М., 1886; об Анастасии Добрадине: Церк. вед. 1913. 18/19. 1015 Никанор. 1. С. 110; Сборник. 113. 1. С. 66–70; Евлогий. С. 108; Савва. 9. С. 200 (о Леонтии Лебединском). Бывали и епископы, не слишком охотно участвовавшие в архиерейских богослужениях, например, Казанский архиепископ Иона Павлинский (Сборник. 113. 1. С. 52 и след.) или Астраханский епископ Афанасий Дроздов (Савва. 8. С. 83). 1016 В течение синодального периода к лику святых были причислены следующие епископы XVIII в.: Ростовский — Димитрий Туптало, Иркутский — Иннокентий Кульчицкий, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский (см. § 25 в т. 2). 1017 О Феофане имеется довольно обширная литература, наиболее подробна работа: Корсунский И. Преосв. Феофан, еп. Владимирский и Суздальский. М., 1895; см. также: Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 178–193 (2–е изд. 1952. S. 160–173); idem. Russisches Mönchtum (1953). S. 441 и след. Об Амвросии Орнатском: Жмакин В., в: Русс. ст. 1883. 7. С. 129–178; РБС (лит.); Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 454 и след. Ср. ниже § 23. 1018 Титов А. А. Преосв. Иеремия, в: Чтения. 1887. 3; РБС. С. 164 и след.; ПБЭ. 6. Стб. 311; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 455 и след. 1019 Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович, архиеп. Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1881; Ковалевский А. Из воспоминаний об архиеп. Харьковском Мелетии Леонтовиче, в: Душеп. чт. 1867. 3. Об Антонии: Ковалевский А. Из воспоминаний о преосв. Антонии, архиеп. Воронежском, в: Душеп. чт. 1868. 3; Описание отечественных подвижников (декабрьский выпуск). С. 490–496; Савостьянов С. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852; Некрасов. Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж, 1890. 1020 Сборник. 113. 1. С. 53–56; У Троицы в Академии (1914). С. 232–251. Письма Филарета Амфитеатрова опубликованы только частично: Чтения. 1869. 2–3; ТКДА. 1884. 2 (Иннокентию Борисову); БВ. 1913. 1 (Игнатию Брянчанинову). См. также: архим. Сергий Васильевский (см. библиогр. к § 9); РБС (Фабер—Цявловский). 1901. С. 77–80; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 458 и след. 1021

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

О Виссарионе Нечаеве: ПБЭ. 3. Стб. 514–516; Корсунский И. Преосв. Виссарион, еп. Костромской. М., 1886; об Анастасии Добрадине: Церк. вед. 1913. 18/19. Никанор. 1. С. 110; Сборник. 113. 1. С. 66–70; Евлогий. С. 108; Савва. 9. С. 200 (о Леонтии Лебединском). Бывали и епископы, не слишком охотно участвовавшие в архиерейских богослужениях, например, Казанский архиепископ Иона Павлинский (Сборник. 113. 1. С. 52 и след.) или Астраханский епископ Афанасий Дроздов (Савва. 8. С. 83). В течение синодального периода к лику святых были причислены следующие епископы XVIII в.: Ростовский — Димитрий Туптало, Иркутский — Иннокентий Кульчицкий, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский (см. § 25 в т. 2). О Феофане имеется довольно обширная литература, наиболее подробна работа: Корсунский И. Преосв. Феофан, еп. Владимирский и Суздальский. М., 1895; см. также: Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 178–193 (2-е изд. 1952. S. 160–173); idem. Russisches Mönchtum (1953). S. 441 и след. Об Амвросии Орнатском: Жмакин В., в: Русс. ст. 1883. 7. С. 129–178; РБС (лит.); Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 454 и след. Ср. ниже § 23. Титов А. А. Преосв. Иеремия, в: Чтения. 1887. 3; РБС. С. 164 и след.; ПБЭ. 6. Стб. 311; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 455 и след. Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович, архиеп. Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1881; Ковалевский А. Из воспоминаний об архиеп. Харьковском Мелетии Леонтовиче, в: Душеп. чт. 1867. 3. Об Антонии: Ковалевский А. Из воспоминаний о преосв. Антонии, архиеп. Воронежском, в: Душеп. чт. 1868. 3; Описание отечественных подвижников (декабрьский выпуск). С. 490–496; Савостьянов С. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852; Некрасов. Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж, 1890. Сборник. 113. 1. С. 53–56; У Троицы в Академии (1914). С. 232–251. Письма Филарета Амфитеатрова опубликованы только частично: Чтения. 1869. 2–3; ТКДА. 1884. 2 (Иннокентию Борисову); БВ. 1913. 1 (Игнатию Брянчанинову). См. также: архим. Сергий Васильевский (см. библиогр. к § 9); РБС (Фабер—Цявловский). 1901. С. 77–80; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 458 и след.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

О епархиальном управлении и деятельности отдельных архиереев во 2-й половине XIX и начале XX в. опубликовано слишком мало материалов, чтобы можно было составить ясное представление. Изменения в законах и взглядах не могли не отразиться и на церковном управлении. То, что и здесь перемены были вполне возможны, показывает деятельность Алексия Ржаницына , консервативно настроенного епископа школы Филарета. В бытность свою Таврическим епископом (1860–1867) Алексий одним из первых допустил благочинных, как выборных представителей духовенства, к участию в епархиальном управлении. Он поощрял инициативу духовенства, разрешив съезды церковнослужителей, в чем далеко отошел от принципов своего великого учителя 1010 . Рано умерший Саратовский епископ Евфимий Беликов (1860–1865) как настоящий «шестидесятник» положил немало сил на воспитание духовенства своей епархии. В ней было всего лишь 3 церковноприходских школы, Евфимий не только пополнил их число, но и привлек к работе в них духовенство 1011 . В целом можно констатировать, что с середины XIX столетия епископы все чаще стали проявлять заботу о нуждах сельских клириков 1012 . Главным средством пастырского окормления, как о том еще придется подробнее говорить, считалась проповедь 1013 . О развитии приходской жизни в XVIII в. совершенно не думали, как бы забыв, что именно из приходов, как из клеток, состоит тело Церкви. Начатки самоуправления церковных общин (например, в форме выборности духовенства) постепенно отмирали, более того – они подавлялись сверху. Поэтому данных, которые могли бы свидетельствовать о роли епископов в развитии приходской жизни, мало. Тем не менее несколько имен назвать нужно. Из архиереев XVIII в. заслуживает упоминания архиепископ Варлаам Петров. В XIX в. активный интерес к церковноприходской жизни проявлял Костромской епископ Виссарион Нечаев (1891–1898), который до своего посвящения в архиерейский сан в течение 30 лет служил приходским священником в Москве. Свой вклад в оживление приходской жизни внес и Воронежский архиепископ Анастасий Добрадин (1898–1913), пользовавшийся в своей епархии большим авторитетом 1014 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

при Д. м. была организована в нач. XX в. архим. Флорентием (Рышковым) по инициативе Воронежского архиеп. Анастасия (Добрадина). Свящ. А. Кременецкий (впосл. архим. Александр ) так описывал школу: «Все дети-школьники - полные пенсионеры монастыря. Учитель содержится также на счет монастыря (квартира, стол и жалованья 360 р. в год). Образование детей монастырской школы не ограничивается только учебным курсом школы. Дети обучаются там же в монастыре, все без исключения музыке, преимущественно игре на скрипке, и каждый по своему желанию обучается какому-либо ремеслу: переплетному, портняжному и сапожному. Живут они в монастыре до возраста лет, а потом, с запасом знаний и обеспеченные на счет монастыря бельем, летнею и зимнею одеждою и обувью, а также снабженные до приискания места небольшою суммою денег (у каждого мальчика есть сберегательная книжка для вкладов в кассу гривенников, пятиалтынных, которые перепадают им больше от о. настоятеля в монастыре), они оставляют монастырь, унося с собою благодарное воспоминание о воспитавшей их св. обители». Экономическое положение 25 янв. 1656 г. посланные в Москву иноки Д. м. били челом царю Алексею Михайловичу , что «по указу великаго государя велено было игумну Гурию с братьею 10 человекам для скудности давать по рублю человеку и с коротояцких таможенных и с кабацких доходов ежегодно без московские волокиты», о чем 29 янв. приказному человеку Данилу Шенкурскому в Коротояк была послана грамота. 20 сент. 1657 г. царь Алексей Михайлович «велел им своего государева жалованья хлебные милостыни давать в Коротояке из своих государевых житниц по 10 четей ржи, овса потому ж на год» ( Никольский. 1904. Вып. 5. С. 32-33). С сер. XVII в. главной хозяйственной заботой Д. м. стало построение мельницы и приобретение покосов. Вместе с вкладчиком полковником Дзиньковским настоятель игум. Андроник подал царю челобитную, в к-рой просил разрешить Д. м. построить «своим заводом» на р. Тихая Сосна мельницу и передать обители расположенный возле нее покос. Мельница была построена, а в 1663 г. мон-рю отмежевались луга в устье Тихой Сосны, ранее принадлежавшие коротоякским казакам. После набегов татар и отрядов Разина, в 1673 г., царь Алексей Михайлович пожаловал Д. м. «на свечи, на ладон, и на церковное строение, и на вино, и им на пропитание» право безоброчно построить на р. Потудани мельницу. Право на владение этой мельницей подтверждали и грамоты царей Феодора Иоанновича, Иоанна и Петра Алексеевичей.

http://pravenc.ru/text/171961.html

Примерно в 1970 году остатки монастыря передали краеведческому музею, и тут же Центральный райисполком распорядился сломать казначейский корпус, а второй деревянный этаж настоятельского дома продал одному из колхозов на стройматериалы. Нижний этаж разобрали на кирпич местные жители, не убоялись греха! И у музея монастырь оказался бесхозным: средств на его восстановление не было. Перемены в отношении памятника архитектуры произошли в 1980-е годы. Лет восемь назад реставрационная мастерская восстановила древнюю колокольню (проект выполнила архитектор Т.И. Полещук). Звонница стояла оштукатуренным островком в запустении, среди бурьяна и свалки мусора. Надгробные памятники вокруг нее давно исчезли, и следов кладбища было уже не сыскать. В 1989 году монастырь возвратили епархии. Сразу же там закипела работа. За два года была восстановлена двухэтажная церковь, старая колокольня вновь обрела свои функции, а надвратная стала только церковью: она завершена пятью главами на уровне достроенного второго яруса. Последний факт, на мой взгляд, заслуживает сожаления, ибо в начале XX века пятидесятиметровое сооружение относили к числу самых красивых колоколен Воронежа. Утрачена эта красота была давно, в том нет вины церкви, но теперь неповторимый облик постройки уже не вернуть. Хотя». не спорю, новая церковь и сейчас смотрится привлекательно. ...На монастырской территории развернулось новое строительство, выросли кельи для послушниц, хозяйственные постройки. Выделен небольшой участок для захоронений. С Коминтерновского кладбища в 1993 году были перенесены останки воронежских владык XVIII—XX веков — Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина), Антония II (Смирницкого), Серафима (Аретинокого), Вениамина (Смирнова), Анастасия (Добрадина) и Тихона IV (Никанорова). Установлен здесь и надгробный знак профессору М. С. Цвету. За цветником — часовня для освящения воды. 4 ноября 1990 года, в день Казанской иконы Божией Матери, открылся женский Алексеевский Акатов монастырь.  К монастырю переместилась от Покровского собора резиденция главы епархии (там она была снесена в связи со строительством театра).

http://sobory.ru/article/?object=00822

С. 294). Библиотека и архив В б-ке М. В. м. имелось ок. 3 тыс. экз. книг. Основу б-ки составляли печатные книги XVII в. Часть из них были собственностью свт. Митрофана (надписаны: «Сия книга [такая-то] преосвященнаго Митрофана епископа Воронежскаго»), нек-рые были куплены им для соборной ризницы. Среди них: Патерик Печерский (К., 1678), Требник митр. Петра Могилы (К., 1646), Евангелие учительное воскресное (М., 1681), «Книга о священстве» свт. Иоанна Златоуста (М., 1664), «Повесть об Иоасафе, царе Индийстем» (М., 1681), «Деяния церковные и гражданские Георгия Кедрина» (М., 1694), «Обед душевный» Симеона Полоцкого (М., 1681) и др. В числе книг был Архиерейский Чиновник свт. Тихона Задонского - единственная вещь святителя, хранившаяся в М. В. м. Монастырская б-ка и архив были уничтожены в 20-30-х гг. XX в. Некрополь Под Благовещенским собором была устроена усыпальница для погребения архипастырей Воронежских. Здесь покоились архиеп. Арсений (Костюрин; † 1712), митр. Пахомий (Шпаковский; † 1723), еп. Иоаким (Струков; † 1742), еп. Вениамин (Сахновский ; † 1743), еп. Феофилакт (Губанов; † 1757), еп. Иоанникий (Павлуцкий; † 1763), еп. Иннокентий (Полянский; † 1794), еп. Арсений (Москвин ; † 1810), еп. Епифаний (Канивецкий; † 1825), свт. Антоний (Смирницкий; † 1846), архиеп. Парфений (Чертков ; † 1853), архиеп. Серафим (Аретинский; † 1886), еп. Вениамин (Смирнов; † 1890), архиеп. Иосиф (Кобыльский-Богословский; † 1892), архиеп. Анастасий (Добрадин ; † 1913), архиеп. сщмч. Тихон (Никаноров ; † 1920). Останки митр. Пахомия (Шпаковского), еп. Арсения (Москвина), свт. Антония (Смирницкого), архиеп. Серафима (Аретинского), еп. Вениамина (Смирнова), архиеп. Анастасия (Добрадина), архиеп. Тихона (Никанорова) в авг. 1956 г. были перезахоронены на Коминтерновском кладбище г. Воронежа. В 1993 г. они были перенесены на монастырское кладбище в Акатов во имя святителя Алексия монастырь. Благотворительные, церковно-просветительские и научные учреждения Митрофанов в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Твое архипастырское управление известно и дорого нам и по твоей отеческой доступности, по которой ты всегда как бы вблизи нас и среди нас: каждый из нас всегда может надеяться получить твой добрый совет, святительское наставление, видеть твою помощь. Твоей просвещенной архипастырской заботливости обязаны своим благосостоянием наши духовно-учебные заведения. Любовь твоя к благолепно храмов Божих ревностно изыскивает всевозможные способы для их украшения и для поддержания в народе благочестивого усердия к ним. Твое неутомимое усердие к Богослужению и высоко-религиозное благоговение во время общественной молитвы постоянно и наглядно учать нас достойному предстоянию у престола Господня». Владыка не любил своенравия и гордости и строптивым священникам своих епархий говорил обыкновенно: «ты – гордый: я тебя смирю». И смирял. Осталось в памяти его наставление практической мудрости: «ничего не ищи и ни от чего не отказывайся». В 1866-м году владыка получил орден святого апостола Андрея Первозванного, в 1872-м году алмазные знаки к этому ордену, а затем, за неимением высших наград, получал уже драгоценные подарки: драгоценный посох, митру с водруженным на ней крестом по Киевскому обычаю, панагию, царские портреты и, наконец, патриаршие отличия: вторую панагию и крест, предпосимый при Богослужении. Он быд почетным членом Духовных Академий, Русского Географического Общества, Академия Наук, Московского Комитета Грамотности, Русского Археологического Общества, Петербургского и Московского Университетов, Медико-Хирургической Академии. В 1876-м голу владыкою издано было «Собрание слов и речей», в одном томе. Владыка сжился с Лаврою и в последние годы почти безвыходно пробывал в евоих покоях, только раз в неделю выезжая на заседание в Святейший Синод, да изредка к Богослужениям. Он так привык к комнатной жизни, что когда, бывало, в летнее время выходила» посидеть на даче в своем саду, то этот выход называли поездкой в Новгород. Владыка скончался 7-го сентября 1892-го года в 9 часов 20 минут вечера. Погребение старца-владыки совершали митрополиты Киевский Иоанникий (Руднев) и Московский Леонтий (Лебединский), архиепископы Волынский Модест (Стрельбицкий) и Холмско-Варшавский Флавиан (Городецкий), епископы Псковский Гермоген (Добронравиин), Камчатский Гурий (Буртасовский), Воронежский Анастасий (Добрадин), присутствовавший в Святейшем Синоде Герман (Осецкий) и викарии Петербургские Антоний (Вадковский) , Николай (Налимов) и Никандр (Молчанов). Владыка Исидор погребен в построенной при нем Исидоровской церкви на соло с правой стороны, под иконой Спасителя 4062 . Наместник, которого митрополит Исидор застал при своем определении на Петербургскую кафедру, архимандрит Никанор скончался 3-го июля 1863-го года в 7½ часов по полудни 4063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года. Кафедра епископа переносилась в Троицкий Смоленский храм, а Благовещенский монастырский собор становился одним из важнейших религиозных центров православной России, привлекавших к себе многочисленных богомольцев. Возросшие доходы дали возможность постепенно украсить храмы, расширить их и снабдить богатой утварью. В 1839 году в трапезной главного собора был устроен придел в память св. Митрофана Воронежского. Здесь по вторникам после вечерни возглашался акафист святителю и проходили публичные чтения статей религиозно-нравственного содержания. В притворе храма находилась рака, в которой почивали мощи Митрофана до открытия их. Годом ранее, в 1838 году, по указанию Антония II была сооружена Митрофановская трапезная церковь, предназначавшаяся только для монахов. Одноэтажный каменный храм с деревянным куполом, обнесенным железной решеткой, примыкал к братской трапезной и соединялся с помещением пятью арками. В 1868 году начались работы по расширению Благовещенского собора; проект был выполнен архитекторами Василием Ивановичем Егоровым (1823-1868) и Александром Антоновичем Кюи (1824-1909). Разобрали купола, арки и своды, всю западную стену храма и удлинили храм на одиннадцать сажен. Нетронутой осталась только алтарная часть. Вместо крестообразной храм получил продолговатую прямоугольную форму. Для поддержки сводов помимо прежних двух возвели еще шесть столбов. На кровле вокруг главного купола появились четыре деревянные главы. Новый трехъярусный иконостас был устроен из разноцветного итальянского мрамора, иконы были написаны талантливым петербургским художником Тюриным. Стоимость их составила около восьмидесяти тысяч рублей. Старые амосовские печи заменили центральным водяным отоплением. После окончания всех работ собор был освящен архиепископом Серафимом (Аретинским) 28 сентября 1875 года. В 1892 году собор вновь перестраивался, но в этот раз поводом послужили чрезвычайные обстоятельства. Вечером 17 января из-за неисправности отопления в храме вспыхнул пожар, уничтоживший кровлю и четыре деревянных купола. Пострадала и внутренняя отделка. При осмотре пожарища инженеры нашли, что своды не потеряли своей прочности и опасности обрушения нет. На восстановление собора потекли пожертвования со всех епархий. В скором времени повреждения были исправлены, кровля и стропила устроены новые, но главы в тот момент возводить не стали. Уже 24 марта 1892 года, в канун престольного праздника Благовещения, владыка Анастасий (Добрадин) освятил храм. Еще один ремонт Благовещенского собора проводили летом 1898 года.

http://sobory.ru/article/?object=49675

(...) Указаний в уставе на это нет, и епископ имеет право за это сокращение подвергать священника взысканию. (...) Нередко в одной епархии наказывают священников за то, что в другой епархии считается обычно практикуемым и одобряемым. (...) На эти обстоятельства мы указываем потому, что они часто служат для раздражительного владыки побуждением для публичного выговора, наказания священнику 771 . Действительно, как отмечал столичный священник Петр Кремлевский, в одних церквах на всенощной поют «Блажен муж», в других опускают; в некоторых на «Господи воззвах» поют одну стихиру, а в некоторых сельских целых десять. В одних церквах читают кафизмы (больше или меньше), в других вовсе пропускают; в некоторых на каноне читаются все тропари, в других только три, в иных один, а в некоторых вовсе ничего не читают; тоже стихиры «на стиховне» и «на хвалите» (...) Надо подумать и придти к соглашению. Надо выработать нормальный средний устав, которого должны придерживаться приходские церкви, не лишаясь, впрочем, свободы допускать в случае необходимости отступления 772 . С пониманием относились к проблеме и некоторые архиереи. Архиепископ Воронежский Анастасий (Добрадин) в своем отзыве 1905 года сообщал о просьбе назначенного им епархиального совещания дать на предстоящем Соборе определенные указания относительно допустимых сокращений богослужения, добавив, что «без такого пересмотра священники по-прежнему будут стоять в ложном положении» 773 . Архиепископ Ярославский Иаков (Пятницкий) отмечал: Произвольные сокращения тяжело ложатся на совесть совершителей богослужения: один из пунктов ставленнического допроса перед рукоположением во священника требует, чтобы принимающий рукоположение обещался совершать богослужение «без произвольных изменений и сокращений». Это обещание ставленник подтверждает затем присягою с целованием св. Евангелия и св. Креста. Между тем с первых же шагов пастырь замечает, что богослужение везде совершается с произвольными сокращениями, что без сокращений нельзя и обойтись, они являются неизбежным горем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010