07.11.1798 01.10.1799 Арсений Москвин 09.10.1799 05.07.1802 Антоний Знаменский 20.07.1802 18.12.1803 Михаил Десницкий 17.01.1804 24.01.1808 Евгений Болховитинов 02.02.1808 23.09.1810 Антоний II Соколов I 21.11.1810 06.07.1813 Иоасаф Сретенский 21.09.1813 07.02.1816 Мефодий Пишнячевский 12.03.1816 09.03.1819 14.12.1819 06.11.1821 Дамаскин Россов 27.12.1821 29.10.1823 02.03.1824 28.11.1827 Моисей Богданов-Платонов Антипов 26.02.1828 22.05.1828 Игнатий Семенов 07.10.1828 13.03.1834 Тимофей Котлеров-Вещезеров 13.05.1834 22.05.1837 Анастасий Ключарев 11.07.1837 22.07.1842 Феодотий Озеров 27.07.1842 14.11.1842 Иустин Михайлов 10.01.1843 25.02.1850 Леонид Зарецкий 25.02.1850 19.12.1850 Нафанаил Савченко 19.12.1850 27.08.1853 03.10.1853 18.12.1854 Антоний IV Павлинский 16.01.1855 15.04.1856 24.05.1856 31.07.1856 Платон Фивейский-Лосев 02.12.1856 29.08.1860 Евфимий Беликов 02.10.1860 01.12.1862 Феофилакт Губин 10.03.1863 13.01.1864 16.02.1864 21.02.1866 Аполлос Беляев 10.04.1866 04.04.1869 Серафим Протопопов I 25.05.1869 07.12.1874 Феоктист Попов 06.04.1875 17.06.1876 Никодим Белокуров 19.11.1876 28.09.1882 Варсонофий Охотин 28.09.1882 21.05.1888 Анастасий II Добрадин 03.06.1888 19.01.1891 19.01.1891 21.11.1892 Антоний V Соколов II Антоний VI (Фамилия неизв.?) 14(27)05.1923 16(29).04.1931 Иоанникий II Сперанский 04.1924 06.1925 18(31)05.1932 29.07(11.08)1932 06(19)10.1933 01.1937 Иннокентий Тихонов 29.10(11.11)1954 19.01(01.02)1955 Михаил II Чуб 17(30)10.1955 10(23)08.1959 Сергий Голубцов Старорусская, обн. Основана в 1925 г. Именование – по г. Старая Русса (Новгородская область). Новгородское викариатство. Упразднена в 1931 г. (?) 1925 02(15)09.1926 21.03(03.04)1927 Палладий Бельтюков 27.08(09.09)1930 25.01(07.02)1931 15(28)04.1931 02(15)07.1931 08.1931 12..1931 Староуфимская Основана в 1922 г. Местопребывание – в г. Уфа. Уфимское викариатство. 28.11(11.12)1922 14(27)12.1922 Стерлитамакская Основана в 1922 г. Именование – по г. Стерлитамак (Башкирская АССР). Уфимское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митр. Исидор обратился к духовенству епархии с воззванием, объяснив ему все выгоды от занятия церковно-школьным делом: «…раз овладев посредством начальной школы детьми, вы будете владеть ими и в юности… и в лета мужества… и в годы преклонной старости» (Архипастырское воззвание Высокопреосв. Исидора, Митрополита Новгородского, к пастырям Новгородской епархии//Новгородские ЕВ. 1885. 20. С. 271-278). Большое внимание вопросам образования уделял еп. Старорусский Анастасий (Добрадин; 1882-1888; впосл. архиепископ), активно занимавшийся открытием церковноприходских школ. В 1886 г. во многом по его инициативе было основано Новгородское епархиальное братство во имя Св. Софии Премудрости Божией, главными задачами которого стали открытие и поддержание церковноприходских школ, заведение в епархии складов книг и брошюр с целью религиозно-нравственного просвещения. Первым председателем братства до 1888 г. был еп. Анастасий. Самой знаменитой церковноприходской школой епархии стала школа им. Ф. М. Достоевского в Ст. Руссе, основанная вскоре после смерти писателя (его вдова, А. Г. Достоевская, пожертвовала на ее устройство 3 тыс. р.). Она была открыта в выстроенном в 1883 г. на земле Благовещенской (Георгиевской) ц. 2-этажном деревянном доме. Руководил школой в течение 21 года «искренний друг» писателя - настоятель этого храма прот. И. И. Румянцев; с 1887 г. она находилась под покровительством вел. кн. Владимира Александровича. В Леушинском мон-ре игум. Таисия (Солопова) в 1884 г. основала «Учительскую женскую школу» по составленному ею уставу, допущенному в виде опыта. В 1901 г. она была отнесена к церковно-учительским школам, в 1902 г. для нее было построено 2-этажное кирпичное здание стоимостью 41 тыс. р. Зав. школой в 1903-1904 гг. был свящ. сщмч. Димитрий Павский . Наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты епархии с 1896 г. до ликвидации этой должности в 1917 г. служил П. Н. Спасский. В янв. 1906 г. он вошел в число организаторов Новгородского отдела Союза русского народа.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

558 OP РНБ. Φ. 88. Оп. 1. 206, N° 181. Л. 25 (письмо оказалось разделенным на две единицы хранения). 564 ОР РНБ. Ф. 88. Оп. 1. 206. См. также: Богданова Т. А. К истории взаимоотношений авторов «Феодорита» и «Theodoritian " ы»//История древней церкви в научных традициях XX века. Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летио со дня кончины доктора церковной истории, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии члена-корреспондента Императорской Академии наук Василия Васильевича Болотова . СПб., 2000. С. 43–53. 566 Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1891/92 год. С. 69. По академическому уставу 1884 г. советам предоставлялось право выбора кандидатов, окончательное их утверждение оставалось за местным архиереем. 567 Глубоковский Н. Н. Из ненапечатанного архива... С. 169. «Епископ Антоний [Вадковский] после моего выбора писал епископу Анастасию [Добрадину], что академические мудрецы отыскали кулика на болоте, а так как Академия не птичник, то он единолично провел меня на кафедру» (Там же). Имени своего соперника – А. П. Рождественского – Глубоковский при этом не называл. 581 Сидоров А. И. В. В. Болотов – ученый и человек// Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. М., 1999. Т. 1. С. XVIII. По мнению А. И. Сидорова , Болотов был человек своего времени, «когда прелесть позитивизма туманила головы, а протестантская наука часто формировала некоторые аспекты миросозерцания» преподавателей духовной школы, и отмечал «некий трагический разрыв между наукой и духовной жизнью» в личности Болотова (Там же. С. XXXVIII, XL). 583 Глубоковский поселился «в районе ломовых извозчиков и разгрузки хлебных барж» в кв. 7 или 6 д. 22 (снесен в 2005 г.) по Калашниковской наб. (у Пелагеи Ивановны Ивановской), прожив здесь несколько лет до своего переезда на Невский пр., д. 180, кв. 5; там и в соседнем доме 182) проживало большинство профессоров Академии, находились редакции «Церковного вестника», «Странника» и «Христианского чтения». О первых месяцах своей «доцентской жизни» Глубоковский писал о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1875 г. по инициативе прот. А. Светлова при соборе было организовано приходское благотворительное об-во (устав утвержден 26 июня 1875 г., 1-е собрание состоялось 7 сент.). Об-во имело максимально открытый характер - в его члены принимались лица «без различия пола, звания, состояния и вероисповедания». К 1 янв. 1876 г. оно насчитывало 230 членов, через год - 310. 17 апр. 1876 г. об-во открыло приходский приют в арендуемом помещении, в следующем году приобрело участок земли, на к-ром в 1878-1879 гг. был построен 2-этажный деревянный дом (Александровский проспект, 10; не сохр.). В нем разместились совет об-ва и приходский приют. К этому зданию для служения молебна в день престольного праздника собора направлялся крестный ход по Александровскому проспекту. Ремонт собора к юбилею учреждения ордена св. Владимира из-за недостатка собранной суммы ограничился лишь самыми необходимыми работами. Литургию и молебен 22 сент. 1882 г. в обновленном соборе совершил митр. Исидор с еп. Выборгским Анастасием (Добрадиным) и многочисленными протоиереями - владимирскими кавалерами. Настоятель прот. А. Смирнов вошел в их число - он был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени. 15 авг. 1881 г., в день престольного праздника Успенского придела, прихожане собора решили соорудить на углу Большого проспекта мемориальную часовню св. блгв. кн. Александра Невского в память об имп. Александре II. Проект составил прихожанин, академик архитектуры Н. Н. Ковригин. Место для постройки определили на зап. стрелке Князь-Владимирского сквера, откуда лучами расходятся 3 магистрали - Большой и Александровский проспекты и Церковная ул. Закладка состоялась 15 авг. 1882 г., 30 окт. 1883 г. прот. А. Светлов отслужил у стен часовни молебен по случаю постановки надкупольного креста. Внутренняя отделка затянулась: освящение часовни состоялось 2 июня 1886 г. Торжество возглавил ректор СПбДА еп. Ладожский Арсений (Брянцев). Часовня сооружена в стиле необарокко и соответствует архитектуре собора. В 1883 г. был перестроен и украшен пропильной резьбой в рус. стиле 2-й церковно-причтовый 2-этажный деревянный дом (Успенский пер., 2; не сохр.).

http://pravenc.ru/text/1841580.html

В 1878 г. инокиня Аркадия была переведена в Знаменский Званский Державин монастырь на Волхове в 70 верстах от Нов­города на должность казначеи. В Званском монастыре она также была помощницей начальницы Державинского училища. В этой обители 10 мая 1879 г., во исполнение резолюции митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) , она была пострижена в мантию с наречением имени Таисия. Постриг совершал казначей Ионо-Отенского монастыря иеромонах Арсений. В Званском монастыре, бывшем имении Г.Р. Державина, монахиня Таисия написала несколько молитвенно-созерцательных стихотворений, впоследствии включенных ею в сборник «Духовные стихотворения» (1892). В феврале 1881 г. митрополит Исидор вызвал монахиню Таисию в Петербург для назначения начальницей Леушинской женской общины. Неожиданное для монахини Таисии назначение было обусловлено тем, что в начале 1881 г. подала прошение об увольне­нии на покой старица Леонтия, третья с момента основания общины в 1875 г. леушинская начальница. Община находилась в тяжелом материальном положении, раздиралась внутренними нестроени­ями. Время прибытия монахини Таисии в общину «было едва ли не самое тяжелое, как для самой общины, так и для новой началь­ницы» 217 . 19 марта 1881 года последовала резолюция Высокопре­освященнейшего митрополита Исидора об утверждении монахини Таисии начальницей Леушинской Иоанно-Предтеченской общины, с этого времени «начался для Леушинской общины новый и решительный период перерождения ее к лучшему» 218 . Монахиня Таисия начала свою деятельность с постройки ограды вокруг общинных строений, приискания места для подворья в г. Череповце и устройства церковно-приходской школы. Затем в монастыре были построены гостиница для посетителей, дома для причта, келейный и рукодельный корпуса. 1 октября 1881 г. состоя­лось открытие школы для детей села Леушино. В 1883 г. была освящена часовня в честь иконы Божьей Матери «Достойно есть» при Леушинском подворье в Череповце. Икона для часовни была прислана из Пантелеймоновского монастыря на Афоне по личной просьбе монахини Таисии. В 1884 г. было положено начало Леушинской церковно-учительской школы, задолго до решения училищным Советом при Св. Синоде учредить подобного типа женские училища. В том же 1884 г. обитель впервые посетил епископ. Преосвященный Анастасий (Добрадин) произвел ревизию и счел возможным переименовать Леушинскую общину в обще­жительный монастырь. Определение Св. Синода о переименовании Леушинской общины в монастырь последовало 3 сентября 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В 1896 году Иван был официально зачислен в число послушников монастыря. 20 декабря 1897 года на тридцать третьем году жизни Иван был пострижен настоятелем, архимандритом Игнатием, в монашество с наречением ему имени Игнатий. В 1898 году епископ Иосиф (Соколов) рукоположил его в Алексеевском монастыре в сан иеродиакона. Через два года епископ Воронежский Анастасий (Добрадин) рукоположил его в Воронежском Митрофаньевском монастыре в сан иеромонаха. С этого времени по благословению настоятеля он снова стал управлять монастырским хором. В 1900 году настоятелю монастыря архимандриту Игнатию исполнилось семьдесят семь лет, ему все труднее становилось управлять монастырем, епархиальное начальство назначило иеромонаха Игнатия помощником настоятеля. В 1908 году вследствие повторного ухудшения здоровья иеромонах Игнатий с разрешения настоятеля и епархиального начальства был отпущен в путешествие по святым местам России. Он побывал в Троице–Сергиевой Александро–Невской Лаврах и в Валаамском монастыре. Восстановив силы, он через полтора месяца вернулся в родной монастырь. В 1910 году здоровье его снова расстроилось, врачи, лечившие его в Валуйках, посоветовали ему отправиться в путешествие, и настоятель благословил поехать на Кавказ. Иеромонах Игнатий побывал на Новом Афоне, в Сухум–Кале, в Команах, в Новороссийске и Краснодаре. 3 февраля 1912 года скончался архимандрит Игнатий, и иеромонах Игнатий был избран братией настоятелем Валуйского монастыря. Епархиальное начальство утвердило этот выбор, и 19 апреля 1912 года он был возведен в сан игумена, а впоследствии — архимандрита. Теперь то, что отцу Игнатию приходилось делать в течение двенадцати лет как помощнику, он стал делать как настоятель. Уже во времена гонений на Церковь, когда монастырь был закрыт, желая, чтобы сохранились о монастыре достоверные сведения, он кратко записал его историю. «Валуйский монастырь основан в 1615 году старцем Корнилием и его сподвижниками, имена коих неизвестны, — писал отец Игнатий. — Сей монастырь отстоит от города Валуек в трех верстах и расположен на весьма хорошем месте на полуострове. С восточной стороны монастырь окаймлен рощами, где протекает река Валуй, а с западной стороны — рекой Оскол, за которой тянутся цепи гор с вековыми лесами, откуда открывается чудная панорама окрестностей города Валуек и самого монастыря.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В дни престольных праздников мон-ря архиеп. Анастасий (Добрадин) совершал литию по игум. Поликсении, погребенной в склепе Вознесенского собора. Материальное положение Храм в честь иконы «Живоносный Источник», построенный с разрешения городских властей, официально назывался кладбищенской церковью Задонска, поскольку с 1777 г. эта земля принадлежала Задонскому городскому правлению (само кладбище находилось недалеко от храма, на др. стороне лога). В 1820 г. церкви было отведено городом 43 дес. земли. К нач. 40-х гг. XIX в. этот участок городские власти сократили до 20 дес., а позже изъяли, предоставив сестрам право жить на городской земле. В 1866 г. власти Задонска передали общине в вечное пользование 10 дес. земли (5,5 дес. «под самой усадьбой монастыря», 4,5 дес. за оградой, с сев. стороны). К этому времени годовой доход общины достигал 6 тыс. р. В 1870 г. помещики Хвостовы пожертвовали З. м. 20 дес. земли в 10 верстах от Тюнина на даче в с. Ржавец, в 1871 г. О. Викулина - еще 14 дес. (примыкали к прежним 20 дес.), а также каменный дом с флигелями, надворными постройками и садом, где вскоре игум. Поликсения устроила хутор. В 1878 г. помещица М. А. Охотникова пожертвовала в вечное владение 40 дес. земли, к-рые из-за отдаленности от З. м. сдавались в аренду. В 1884 г. З. м. приобрел также «в вечное владение» участок в 40 дес. земли, прилегавший к прежним пожертвованным в с. Ржавец, «что доставило большое утешение Богородице-Тихоновской обители и дало ей возможность собственными трудами приобретать часть хлеба, необходимого для пропитания». К 1891 г. З. м. принадлежали 103,5 дес. пахотной земли, 7 дес. под лесом и кустарником, 4 дес. под сенокосами и пастбищем, 5 дес. под усадьбой и 5 дес. под садом; всего 124,5 дес., из к-рых 40 сдавалось в аренду (Памятная книжка Воронежской губ. на 1891 г. Воронеж, 1891. С. 132-133). Мон-рь также владел домом на хуторе Прохонином. Богомольцы, приходившие поклониться мощам свт. Тихона, посещали колодец святителя в обители, доходы З. м.

http://pravenc.ru/text/182473.html

В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской губернии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Но Константин Алексеевич безбоязненно шел с возглавителями сектантских и раскольнических обществ на прямой и прилюдный диалог, чем стяжал себе всеобщую любовь духовенства и жителей, не исключая и самих раскольников и сектантов. Его неоднократные беседы с известным апологетом Белокриницкой иерархии Климентом Перетрухиным и с беспоповцем Худошиным, в результате которых Перетрухин и Худошин бежали от своих разъяренных собратьев-раскольников, имели своим следствием то, что множество раскольников обратилось от заблуждения и присоединилось к Православной Церкви. Многих православных, склонявшихся к расколу и переходу в мистические и рационалистические секты, Константин Алексеевич удержал от такого перехода, утвердил в православии и наставил в истинной вере своими беседами. В селе Салтыковском Сердобского уезда вначале в храм по великим постам ходили молиться и исповедоваться не более восьми человек, а в 1890 году таковых уже было четыреста человек. С благословения епископа Саратовского Николая (Налимова) и епископа Воронежского Анастасия (Добрадина) Константин Алексеевич ездил в Воронежскую епархию по просьбе духовенства и в селах Новохоперского уезда проводил беседы с сектантами. Некоторые селения Константин Алексеевич посещал по два, по три и даже по четыре раза, что делалось для закрепления достигнутых ранее благоприятных результатов, а также по просьбе старообрядцев, которые были озадачены сделанными миссионером разъяснениями на прежних беседах и, видя бессилие своих местных руководителей-начетчиков доказать правоту своих мнений, обращались к содействию более сильных, по их мнению, начетчиков, звали их к себе на помощь и в таких случаях приглашали и православного миссионера в надежде на то, что Перетрухины, Худошины, Шаровы и прочие защитят их перед обличениями миссионера; иногда такие посещения происходили по приглашению православных, смущаемых раскольниками.

http://fond.ru/kalendar/911/konstantin/

В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской губернии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Но Константин Алексеевич безбоязненно шел с возглавителями сектантских и раскольнических обществ на прямой и прилюдный диалог, чем стяжал себе всеобщую любовь духовенства и жителей, не исключая и самих раскольников и сектантов. Его неоднократные беседы с известным апологетом Белокриницкой иерархии Климентом Перетрухиным и с беспоповцем Худошиным, в результате которых Перетрухин и Худошин бежали от своих разъяренных собратьев-раскольников, имели своим следствием то, что множество раскольников обратилось от заблуждения и присоединилось к Православной Церкви. Многих православных, склонявшихся к расколу ипереходув мистические и рационалистические секты, Константин Алексеевич удержал от такого перехода, утвердил в православии и наставил в истинной вере своими беседами. В селе Салтыковском Сердобского уезда вначале в храм по великим постам ходили молиться и исповедоваться не более восьми человек, а в 1890 году таковых уже было четыреста человек. С благословения епископа Саратовского Николая (Налимова) и епископа Воронежского Анастасия (Добрадина) Константин Алексеевич ездил в Воронежскую епархию по просьбе духовенства и в селах Новохоперского уезда проводил беседы с сектантами. Некоторые селения Константин Алексеевич посещал по два, по три и даже по четыре раза, что делалось для закрепления достигнутых ранее благоприятных результатов, а также по просьбе старообрядцев, которые были озадачены сделанными миссионером разъяснениями на прежних беседах и, видя бессилие своих местных руководителей-начетчиков доказать правоту своих мнений, обращались к содействию более сильных, по их мнению, начетчиков, звали их к себе на помощь и в таких случаях приглашали и православного миссионера в надежде на то, что Перетрухины, Худошины, Шаровыипрочие защитят их перед обличениями миссионера; иногда такие посещения происходили по приглашению православных, смущаемых раскольниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своей картотеке я собрал сведения о 30 архиереях XIX в. (это только часть всех), начинавших свое служение Церкви в качестве приходских священников. Назову здесь лишь некоторые имена: Амвросий Ключарев, архиепископ Харьковский (1882–1901), известный также как выдающийся проповедник; Анастасий Добрадин, архиепископ Воронежский (1890–1906); Антоний Вадковский, митрополит Петербургский (1898–1912); Антоний Рафальский, митрополит Петербургский (1843–1848); Герасим Добросердов, епископ Астраханский (1878–1888), известный аскетическим духом своих проповедей и сочинений; Гурий Охотин, архиепископ Новгородский (1900–1912); Димитрий Самбикин, архиепископ Казанский (1905–1908); Дионисий Хитров, архиепископ Уфимский (1888–1896), миссионерствовавший с большим успехом, «либеральный архиерей», популярный у приходского духовенства своими заботами о нуждах батюшек в отдаленных епархиях; Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский (1868–1879), выдающийся миссионер, прославившийся своей деятельностью в Сибири; Иоанн Кратиров, епископ Саратовский (1899–1903), непопулярный в архиерейских кругах, он проявлял явную оппозицию «синодальному духу» и был уволен на покой († 1909); Лаврентий Некрасов, епископ Тульский (1904–1908); Никандр Молчанов, архиепископ Литовский (1904–1910); Николай Заркевич, викарный епископ Херсонской епархии (1884/85), известный публичными докладами и печатными работами, направленными против позитивизма; Стефан Архангельский, архиепископ Курский (1911–1914), сторонник «реформ», особенно реформ духовных школ и приходской жизни, автор нескольких значительных трудов в области христианского нравственного богословия; Виссарион Нечаев, епископ Костромской (1891–1903), он 34 года служил приходским священником в Москве, основал журнал «Душеполезное чтение» (1860); Виталий Грегулевич, епископ Могилевский (1881–1885), очень талантливый человек, в бытность приходским священником в Петербурге в начале 60-х гг. он снискал широкую популярность своими проповедями и публичными докладами, особенно в рабочей среде и у интеллигенции; в 1860 г. Виталий основал журнал «Странник», который в то время, когда он был его издателем (1860–1869), стоял на высоком уровне; будучи викарным епископом Волынской епархии (1879–1881) и епископом Могилевским, он проявил себя как поборник народного образования: в своей епархии он создал 268 приходских школ; Владимир Богоявленский, митрополит Московский (1898–1912), Петербургский (1912–1915) и Киевский (1915–1918), известный борьбой против Распутина.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010