В феврале 1919 г. И. Ю. Крачковский благодарил Глубоковского за присланный труд о блаж. Феодорите, имевшийся в его библиотеке еще со студенческих лет и погибший вместе с ней во время войны в имении брата. «Тем приятнее, восстановить его экземпляром с автографом автора, – писал Крачковский и при этом добавлял: – Не скрою, что за некоторыми Вашими вещами я тщетно охотился несколько лет тому назад» 508 . «Феодорит», как первая любовь, прошел через всю жизнь Глубоковского. Спустя много лет, упоминая о своем «Феодорите», который стоял у него на полке у изголовья кровати, Глубоковский писал В. В. Розанову : «Человек был замечательный: попал под соборную анафему и... сохранил за собою титул блаженного. Это ли не феномен» 509 . Личный экземпляр второго тома «Блаженного Феодорита...», возможно стоявший у изголовья Η. Н. Глубоковского и ныне хранящийся в библиотеке Болгарского Синода, имеет его пометы. По-видимому, Глубоковский предполагал переиздать и свою магистерскую «Речь», правленный автором экземпляр которой находится в той же библиотеке. Глава 5. В Санкт-Петербургской духовной академии Нет на земле обаяния выше обаяния учителя. Из письма Л. Л. Измайлова И. И. Глубоковскому. 24 июня 1914 г. §1. Вхождение в корпорацию В сентябре 1891 г., спустя несколько месяцев после защиты магистерской, Глубоковскому предложили на выбор сразу две кафедры в С.-Петербургской духовной академии: русской гражданской истории и Св. Писания Нового Завета 510 . Предложение исходило от ректора епископа Антония (Вадковского) . На «историю» Глубоковский, окончивший «словесное» отделение, не имел формального права 511 ; вокруг занятия второй кафедры разгорелась борьба. Как писал Николай Никанорович, «все тут было не совсем вероятно, но таким оказалось и по фактическому процессу» 512 . Сам Глубоковский объяснял свое присутствие в столичной Академии вмешательством в его судьбу нескольких влиятельных иерархов – прежде всего, епископа Воронежского Анастасия (Добрадина, † 01.05.1913), который «натвердил» епископу Антонию (во время пребывания последнего летом 1891 г. в Воронеже), что Глубоковскому не место в семинарии, ибо его «карьера должна быть учено-профессорская» 513 . Вторым был Экзарх Грузии архиепископ Палладий (Раев) , осенью 1891 г. присутствовавший в Синоде и, по словам Николая Никаноровича, «хорошо знавший фамилию Глубоковских по Вологодскому епископству (с 15 июня 1869 года по 13 июня 1873) 514 ». При нем ректором Тифлисской духовной семинарии состоял покровительствовавший Николаю Никаноровичу архимандрит Николай (Зиоров) , бывший инспектор Вологодской духовной семинарии, в будущем архиепископ Варшавский. «Он воспламенил в мою пользу Экзарха Палладия, а тот рекомендовал меня епископу Антонию» 515 , – писал Глубоковский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В хорошем настроении я отправился к брату Льву Захарьевичу на Петровку, где и ночевал. Это было, кажется, в среду. В четверг я явился в канцелярию Синода, встретил митр. Крутицкого Петра и прочел на его лице великое смущение, но о причине его и не подумал. Задним числом мне выдали письменное приглашение в Москву для хиротонии — официальное за номером, датой и печатью. Здесь я встретился с преосвященным Владимиром, который когда-то в дни моей молодости епископствовал в Соединенных Штатах, а потом, когда я был в Воронежской семинарии преподавателем Св. Писания, был викарием в Воронеже у епископа, впоследствии архиепископа, Анастасия (Добрадина), и наконец, архиепископом в Екатеринбурге. Он удивился, как я решаюсь ехать в Петропавловск: «там ведь пожар» — сказал он. Он разумел восстание против большевиков и их тамошние репрессии. Я об этих репрессиях ни от кого ничего не слыхал, но сведения вл. Владимира по проверке оказались непреувеличенными и точными: расстрелы и тюрьмы. Я собирался просить митр. Крутицкого оказать содействие тому, чтобы мне изготовили архиерейскую грамоту поскорее, дабы можно было после хиротонии 7/20 января сразу же выехать из Москвы в Петроград. У меня очень мало было денег. Получилось другое. Выехать-то я выехал, да только без архиерейской грамоты. Перехожу к главному. Когда шло заседание 3/16 января 1924 г. Синода с присутствием на нём Е. А. Тучкова, я в мантии сидел в приемной Патриарха, где был и Соколовский — секретарь Тучкова и агент ГПУ. На чьи-то вопросы очень общего характера Соколовский всё время молчал, я стал давать детальные ответы: я был не в меру откровенен, хотя и правдив, конечно. Тут был архим. Анемподист, эконом Святейшего и епископ Екатеринославский Иоанн. Я рассказывал о своих Петроградских проповедях против большевиков, о своих выступлениях против безбожников на диспутах. К концу своих разглагольствований не менее часа полтора я заметил крайнее возбуждение на лицах слушателей кроме, конечно, Соколовского, которые очень уклончиво стали отвечать мне. Всё было испорчено. После заседания Синода Тучков и Соколовский уехали в ГПУ, а я после «наречения» — домой на Петровку. Дорогой Соколовский, очевидно, рассказал Тучкову о моих подвигах с моих же слов и они из ГПУ послали агента в Донской монастырь арестовать меня. Мой адрес по Москве не был никому известен — три дня я имел право жить без прописки. В Донском монастыре меня, конечно, не нашли, хотя перерыли весь монастырь, пригрозили арестом кому нужно и кому не нужно, и уехали. Полагая, что я днем был в отлучке, агенты ГПУ ночью снова ворвались в Донской монастырь, снова все помещения обыскали, грозили коменданту расстрелом и т. д. — и уехали «с носом». Вот источник смущения, когда я на следующий день явился в патриаршую канцелярию для переговоров об архиерейской грамоте.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Главным средством пастырского окормления, как о том еще придется подробнее говорить, считалась проповедь  . О развитии приходской жизни в XVIII в. совершенно не думали, как бы забыв, что именно из приходов, как из клеток, состоит тело Церкви. Начатки самоуправления церковных общин (например, в форме выборности духовенства) постепенно отмирали, более того — они подавлялись сверху. Поэтому данных, которые могли бы свидетельствовать о роли епископов в развитии приходской жизни, мало. Тем не менее несколько имен назвать нужно. Из архиереев XVIII в. заслуживает упоминания архиепископ Варлаам Петров. В XIX в. активный интерес к церковноприходской жизни проявлял Костромской епископ Виссарион Нечаев (1891–1898), который до своего посвящения в архиерейский сан в течение 30 лет служил приходским священником в Москве. Свой вклад в оживление приходской жизни внес и Воронежский архиепископ Анастасий Добрадин (1898–1913), пользовавшийся в своей епархии большим авторитетом  . Однако популярность епископа зависела прежде всего от его способности торжественно и величаво отправлять богослужение. Русский народ переживает свою веру в первую очередь через литургию, поэтому он всегда ценил архиереев, которые умели служить с подобающим достоинством, прощая им за это иные их слабости. Архиерейское богослужение являлось одним из средств привлечения народа к церковной жизни и даже могло служить инструментом внутренней миссии. Жестокий деспот Вятский епископ Варлаам Скамницкий (в 1743–1748 гг. в Вятке, в 1748–1761 — в Великом Устюге) совершенно искупал в глазах народа все отрицательные черты своего характера чинностью богослужения. Величественная внешность Петербургского митрополита Антония Рафальского (1843–1848), человека во всех других отношениях ничем не замечательного, и красота его богослужения привлекали в храм толпы народа, готового не замечать явных недостатков своего архиерея. Знаменит своими богослужениями был также митрополит Григорий Постников. В Каменец–Подольске на литургии, совершаемые Подольским епископом Кириллом Богословским–Платоновым (1832–1841), стекались не только православные, но и католики. Всероссийской славой пользовались богослужения митрополита Филарета Дроздова. В Москве в этом отношении народ был особенно избалован и придирчив. Так, непопулярность Московского митрополита Леонтия Лебединского (1891–1893) объяснялась именно поспешностью, поверхностностью его богослужений, а не недостатками в управлении  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Димитрий (Сперовский ; 1897-1903; впосл. епископ), архим. Сергий (Титов; 1903-1911), к-рому удалось сохранить порядок в семинарии в период революции 1905-1907 гг., и архим. Алексий (Симанский). Последний ректор ДС архим. Тихон (Тихомиров; впосл. епископ) активизировал деятельность проповеднического кружка: воспитанники старших классов начали проповедовать и вести беседы в новгородских храмах. По его инициативе в авг. 1916 г. прошел 1-й съезд руководителей духовно-учебных заведений Н. и С. е. Среди преподавателей ДС в XIX - нач. XX в. можно выделить протоиереев П. И. Соловьёва, Д. В. Ловцова, композитора свящ. В. Ф. Старорусского, А. М. Покровского, А. В. Гедевского, И. И. Вольского, В. А. Раевского, В. Н. Финикова, Н. В. Николаевского (их биографии см.: Секретарь. 2014. С. 87-97). Среди выдающихся выпускников ДС того времени - архим. Фотий (Спасский), архиеп. Варлаам (Денисов) , архиеп. Анастасий (Добрадин) , архиеп. Тихон (Никаноров), митр. Сергий (Тихомиров) , митр. Иосиф (Петровых) , еп. сщмч. Пимен (Белоликов) , еп. сщмч. Варсонофий (Лебедев) , еп. сщмч. Онисим (Пылаев) , еп. сщмч. Иона (Лазарев); епископы - борцы с обновленчеством - Иоанникий (Сперанский) , Иосиф (Николаевский-Невский) , Феодор (Яковцевский) ; настоятель Знаменского (1860-1872) и Софийского (1872-1904) соборов в Новгороде прот. В. С. Орнатский; церковные историки - свящ. Г. Д. Краснянский, настоятель Знаменского собора (1872-1911) прот. П. И. Тихомиров, ключарь Софийского собора (1887-1911) и настоятель Знаменского собора (1911-1920) прот. А. И. Конкордин; хранитель Древлехранилища диак. А. В. Никифоровский; проф. прот. П. Ф. Николаевский; историк прот. В. А. Пылаев, писатель, краевед, создатель музея и публичной б-ки в Новгороде свящ. Н. Г. Богословский; проф. Уч-ща правоведения (1865-1869), председатель Учебного комитета при Синоде (1883-1897) прот. А. И. Парвов; профессора СПбДА А. И. Бриллиантов и А. А. Бронзов , академик (1888), вице-президент С.-Петербургской АН (1900-1916) П. В. Никитин; историки-архивисты К.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Епископ (впоследствии - архиепископ) Алексий (Дородницын). См. о нём: http://bogoslov.ru/text/357198.html. Андрей (Ухтомский, 1872 - 1937) - в это время наблюдатель Казанских миссионерских курсов, впоследствии архиепископ. Братство святителя Гурия - одно из крупнейших и значительных братств, центров миссионерской работы Русской Церкви второй половины XIX - начала XX вв. Написано по зачеркнутому: «лица». Протоиерей Павел Ильич Соколов, впоследствии архиепископ Астраханский и Енотаевский Палладий († 1920). В подлинном письме начальные слова первых строк этого абзаца отмечены карандашом Извольского. Архиепископ Симбирский и Сызранский Иаков (Пятницкий, 1844 - 1922). Епископ Гермоген (Долганов). См. о нём: Мраморнов А.И. Указ. соч. 16 сентября 1907 г., «в воскресенье, Его Преосвященство совершил литургию в Покровской церкви села Даниловки и освятил здание второклассной школы» (Саратовский духовный вестник. 1907. 46. С. 10). Епископ Константин (Булычев, 1858 - 1930), впоследствии архиепископ. В 1920-е гг. уклонялся в обновленческий, а затем григорианский раскол. Сказано - сделано. Проповедь отца Иоанна, посланная тому же П.П. Извольскому (см. P.S. следующего письма), была опубликована под названием «Беседа по поводу беспорядков и по случаю освящения церковной второклассной учительской школы в неделю по Воздвижении» в «Церковных ведомостях» 13 октября 1907 г. (Прибавление к Церковным ведомостям. 1907. 41. С. 1749 - 1755). Епископ Митрофан (Симашкевич, 1845 - 1928), впоследствии архиепископ Донской, в 1920-е гг. примкнул к григорианскому расколу. 18 мая 1907 г. был убит ректор пензенской семинарии архимандрит Николай (Орлов). Иннокентий (Беляев, 1862 - 1913) - епископ Тамбовский и Шацкий, позднее архиепископ, экзарх Грузии. Архиепископ Воронежский Анастасий (Добрадин, 1828 - 1913). Тихон (Василевский, 1867 - 1926) - епископ Костромской, впоследствии архиепископ Воронежский, затем обновленческий митрополит. Епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии Никандр (Феноменов, 1872 - 1933), впоследствии митрополит Ташкентский.

http://bogoslov.ru/article/456983

Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная. Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.). Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский. Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 г. с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII - нач. XX в.в.: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е г.г. и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 г.

http://sobory.ru/article/?object=00822

Илларион Алексеевич умер, «состоя на службе» 49 , 3 ноября 1893 г. «от хронического воспаления почек и острого ревматизма» 50 . Очевидно, обострение болезни наступило внезапно, так как незадолго до кончины он «был бодр и духом и телом» 51 . Запись о смерти и погребении находится в метрической книге церкви свв. Симеона и Анны – приходском храме Чистовича, последние годы жившего в доме 34 по Литейному проспекту 52 . Но в действительности отпевание состоялось в церкви Св. Духа Александро-Невской лавры. Его предваряла заупокойная Литургия, которую возглавил архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин) 53 , ученик покойного. Отпевание совершил Петербургский митрополит Палладий (Раев) в сослужении многочисленного духовенства и в присутствии еще более многочисленных мирян – коллег, друзей и учеников покойного, а также высших чиновников Российской империи: обер-прокурора К.П. Победоносцева , министра народного просвещения и др. 54 Илларион Алексеевич был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилой своей первой жены. Еще вскоре после ее смерти, в 1876 г., он купил там место для себя 55 . Усопшему ученому и государственному деятелю было посвящено несколько некрологов. Два из них – в «Церковном вестнике», написанный А.П. Лопухиным , и анонимный в «Церковных ведомостях» 56 , являются ценными биографическими источниками. Смерть Иллариона Алексеевича вызвала отклик и на его малой родине, в Калужской епархии. В местной семинарии была совершена заупокойная Литургия и панихида, а в «Калужских епархиальных ведомостях» появилась заметка, которая описывала погребение Чистовича 57 . Она содержит сведения, отсутствующие в других источниках – более подробно расписан состав присутствующих и назван духовник Иллариона Алексеевича, «прот. Перетерский». Имя его не указано. В Петербурге в 1893 г. служили два священника с такой фамилией, но только один из них имел сан протоиерея 58 59 . По-видимому, речь идет об о. Николае Ивановиче Перетерском (1832–189463), настоятеле Екатерингофской церкви, имевшем репутацию одного из лучших законоучителей епархии 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Комиссия митрополита Иоанникия высказалась за повсеместное «введение ежедневного совершения в семинарских храмах божественной литургии, с тем, чтобы воспитанники посещали их по очереди, в установленном порядке». Однако против такой инициативы выступил ряд архиереев. «Никто не сомневается в том, - писал архиепископ Амвросий, - что возможно частое посещение воспитанниками духовных учебных заведений богослужения может иметь самое благотворное влияние на их нравственное настроение, но ежедневное совершение ранних литургий будет напрасным. Это удобно в коллегиумах Римской церкви, где тайная месса совершается четверть часа, но не при нашей литургии, которая требует более часа времени при неспешном служении. Поэтому, это посещение будет, надо полагать, тягостною повинностью, и ежедневными посетителями ранних литургий духовно-учебных заведений будут только ученики, желающие под личиною усердия отличиться перед инспекцией своим благочестием» . В этом же духе высказался и епископ Анастасий (Добрадин): «Богослужение, при котором воспитанник присутствует по приказу или принуждению, может ли воспитать его дух в религиозном?.. Найдется ли у юноши довольно времени, чтобы он ежедневно мог присутствовать при богослужении при том множестве занятий, которые обязательны для него? И в настоящее время, усердный, но не особо даровитый воспитанник каждою минутой дорожит для учебных занятий, - позже, чем предписывает Устав, ложится и раньше, чем требуется, встает и особо дорожит утренним временем: когда же ему идти к обедне? И какая польза будет, если воспитанник будет посещать богослужение по принуждению? Нам думается, что от этого не только не будет пользы, но выйдет положительный вред». И действительно от такого отношения к богослужебному делу пользы не было. Как правило, такие меры вызывали не любовь к богослужению, а обратную реакцию. О том, что творили воспитанники на богослужении, как обращались со святынями, было описано выше и еще будет сказано.     Журналы заседаний Совета МДА за 1893г.//Богословсий вестник. - 1894. -

http://pravoslavie.ru/2214.html

Ладожского Николая (Налимова) и наместника лавры. 11 сент. в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершили отпевание митрополиты Киевский Иоанникий (Руднев) , Московский Леонтий, архиепископы Волынский Модест (Стрельбицкий) , Холмско-Варшавский Флавиан (Городецкий) , епископы Псковский Ермоген (Добронравин) , Камчатский Гурий (Буртасовский) , Герман (Осецкий) , Воронежский Анастасий (Добрадин) , Выборгский Антоний (Вадковский), Ладожский Николай, Нарвский Никандр (Молчанов) при участии 30 архимандритов и 120 протоиереев и иереев, в присутствии вел. кнг. Марии Павловны, вел. кн. Сергея Александровича , вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны , вел. князей Константина и Дмитрия Константиновича. И. был погребен на правой солее Исидоровской ц. Александро-Невской лавры под иконой Спасителя. В 1932 г., после закрытия церкви, останки И. были перенесены на Никольское кладбище лавры и захоронены в его братской части. В 1988 г. на предполагаемом месте перезахоронения установлен деревянный крест. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 152. Д. 702 [О возведении в степень доктора богословия]; Оп. 205. Д. 450-454 [Дневник (1881-1892). Ч. 1-5]; Д. 509 [Мнение о старообрядцах и единоверии]; Д. 521, 523, 524 [Переписка по поводу итал. старокатоликов]; Оп. 150. Д. 638; Оп. 162. Д. 834; Оп. 205. Д. 485 [Переписка по поводу англикан]; Д. 525 [Записка по поводу старокатоликов]; Д. 457; Ф. 834. Оп. 4. Д. 1192, 1193 [Письма гр. Н. А. Протасову, архиеп. Леонтию (Лебединскому), мон. Евфалии (Лебедевой)]; РНБ ОР. Ф. СПбДА. А-1/69 [Сб. писем]. Соч.: Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня//Некоторые упражнения студентов СПбДА шестого учебного курса. СПб., 1825. Ч. 1. С. 9-21; Слово в день Введения во храм Пресв. Богородицы//Там же. С. 95-109; История канона св. книг Нового Завета//РНБ ОР. Ф. СПбДА. А-1/246. 1825-1829 гг.; Нравственно-филологическое изъяснение текста Лк 16. 9//ХЧ. 1826. Ч. 23. С. 58-82; Кр. сведение о св. Варсануфии//ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 249-256; О звезде, явившейся волхвам//ХЧ.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Никанор Клементьевский 1831–1834. Николай Соколов 1834–1851. Григорий Миткевич 1851–1881. Архп. с 1869. Владимир Никольский 1881–1888. Анастасий Добрадин 1888–1890. Виталий Иосифов 1890–1892. Анатолий Станкевич 1892–1894. Александр Светлаков 1894–1895. Макарий Троицкий 1895–1901. Вениамин Муратовский 1901–1910. Александр Головин 1910. Кишиневская, учр. в 1813 г. Кафедра в Кишиневе Епископы и Архиепископы Кишиневские и Хотинские: Гавриил Бонулеско (Бодони) 1813–1821. Митр. Димитрий Сулима (румын) 1821–1844. Архп. Иринарх Попов 1844–1858. Архп. с 1845. Антоний Шокотов 1858–1871. Архп. с 1861. Павел Лебедев 1871–1882. Архп. c 1879. Сергий Ляпидевский 1882–1891. Архп. Исаакий Положенский 1891–1892. Неофит Неводчиков 1892–1898. Архп. Иаков Пятницкий 1898–1904. Владимир Сеньковский 1904–1908. Серафим Чичагов 1908. Аккерманское викариатство 26 Епископы (в Кишиневе): Петр Троицкий 1869–1873. Августин Гуляницкий 1882–1887. Аркадий Филонов 1887–1907. Никодим Кротков 1907–1911. Гавриил Чепур 1911. Измаильское викариат., учр. в 1909 г. Епископы (в г. Измаиле): Гавриил Чепур 1910–1911. Зиновий Дроздов 1911. Киевская 27 Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Св. Михаил I (грек) 988–991. Леонтий (Лев) I (грек) 991–1007. Иоанн I (грек) 1008–1035. Феопемпт (грек) 1035–1049. Кирилл I 1050. Иларион (первый из русских) 1051–1054. Ефрем I 1055. Георгий I (грек) 1067–1077. Иоанн II (грек) 1077–1089. Иоанн III (грек) 1089–1091. Св. Ефрем II (грек) 1092–1097. Николай (грек) 1097–1102. Никифор I (грек) 1103–1121. Никита (грек) 1122–1126. Михаил II (грек) 1129–1145. Климент Смолятич (рус.) 1147–1154; † 1170. Св. Константин I (грек) 1155–1158. Феодор (грек) 1161–1163. Иоанн IV (грек) 1164–1166. Константин II (грек) 1167–1177. Никифор II (грек) 1182–1198. Гавриил. Дионисий; упом. 1205. Матфей (грек); упом. 1209; † 1220. Кирилл II (грек) 1224–1233. Иосиф I (грек); прибыл 1237. Кирилл III (грек); избр. 1243; † 1281. Максим (грек) 1283–1305. Св. Петр 1308–1326. Св. Феогност (грек) 1328–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010