– О судья, обещаниями золота, серебра, почестей и богатства от царского двора ты желаешь уговорить меня принять твои гибельные и обманные слова, заставляешь сойти с пути истинного, ведущего в вечную жизнь, где [меня ожидают] нетленные сокровища и бессмертное царствие, и [принуждаешь] выслушивать твои бредовые наставления. Я оплакиваю погибель ваших душ и темную слепоту очей вашего разума, «в которой остается и держит вас огонь неугасимый и червь неусыпный» 1118 , как сказал Господь. И вновь, укрепившись от Духа св., мученик пожелал клятвой подтвердить [свое] слово и сказал: – Клянусь небесами и землей и их создателем и зиждителем, как они не могут выйти из установленных для них пределов, так и я не отступлю от своего благого намерения. Ныне делай скорее то, что решил, ибо я готов принять смерть, как уже сказал. И нечестивый судья, преисполнившись гнева, отдал его в руки дьявольских палачей на немилосердное избиение и истязание. А служители дьявола били его камнями по подбородку до тех пор, пока не раздробили челюсть и розовая кровь ручейками потекла, оросив землю. И он лежал перед ними, как мертвец. Затем они раздели святого и, прикрыв фартуком, понесли в темницу и строго охраняли. А блаженный мученик Христов в темнице всю ночь напролет молился Богу, с радостным сердцем и с беспечальным ликованием возносил хвалу за беспредельные дары Богу, сподобившему его мучениям за него. Он ликовал и благословлял Бога. И так хоть он пребывал во мраке темницы, испытывая тяжкие муки, но был подобен жениху на ложе. С наступлением утра святого повели в оковах во дворец к судье. При виде благопобедного мученика Христова, судья заговорил с ним и сказал: – Ну как, сын мой Теодорос, ты образумился? Теперь я уверен, что ты откажешься от своего вчерашнего гибельного решения. Видишь, как тяжелы истязания и страх смерти, из-за них и я раскаивался за вчерашний вечер, за то, что разгневался и рассердился на тебя. Сейчас мне стыдно перед тобой, умоляю и прошу ради моих отцовских седин забыть мучения, причиненные мной тебе. Побежденный яростью, затмившей мой разум, я не смог снести твоего глупого мальчишеского поведения и юной дерзости. Ныне откажись от бесчеловечного и бесполезного намерения своего, принятого по наущению христиан. Ибо я знаю, что они всячески соблазняли тебя выступить против нашей религии. Послушайся меня, вновь обратись [в нашу веру] и наслаждайся всеми благами сей земной жизни. И не только это. Ты будешь любим всеми и угоден двору царскому. Вот я тебе сказал все спокойно, ты же выбирай выгодное для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Степанос Орбелян: «Вновь собор в том же Двине, [созванный] католикосом Мовсесом относительно той же халкидонитской ереси, которой придерживался и наш Петрос. В этот [год] было установлено армянское летосчисление.... и Иезидбузид умер мученической смертью». (Степанос Орбелян. История Сюникского края, с. 454). 881 История Армении католикоса Ованеса Драсханакертци. Издал Н. Эмин. М., 1853, с. 64 (на древнеармянском яз.). 886 Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами, вандалами и готами. Пер. с греч. Спиридона Дестуниса. СПб., 1862, с. 264. 895 Григориос – отдельного мученичества Григориоса в армянских рукописях не сохранилось. В прологах его память отмечается в день поминовения памяти Иезидбузида. Самвел Анеци временем мученичества Григориоса считает 551 г. Однако, согласно посланию Двинского собора, его предали смерти на 17-м году правления Хосрова, следовательно, в начале 549 г. (См.: М. Орманян. Азгапатум, т. I, кн. II, 541–542). 897 Айраратская область – одна из наиболее обширных провинций исторической Армении, в ее центре находилась Араратская долина с прилегающими районами (См.: С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу», с. 35). 898 Двин – стал столицей Армении примерно в 460-х годах и оставался ею до воцарения династии Багратидов, перенесших столицу своего царства в г. Ани. 899 Амакар, или амаракар, – так назывался персидский чиновник, возглавлявший ведомство по сбору налогов. 903 Нихоракан – Деншапух армянских историографов (см.: Г. Алишан. Памятники страны Армянской, гл. 24, с. 277). Был назначен правителем, или марзпаном, Армении в 548 г. и оставался в этой должности четыре года, до 552 г., затем был отозван персидским царем и назначен командующим персидским войском в войне с византийцами в Лазике. 904 Нахапет – согласно мученичеству, стал марзпаном Армении после Нихоракана и оставался в этой должности три года. Согласно армянским историографам после Деншапуха в 552 г. Хосров назначил марзпаном Армении Вшнаса Ваграма. 905 Иезидбузид, или Издбизит, – от персид. имени Yazidbözid (по пехл. – Yazdbözd), на сирийском Yazdbözed; означает «богом спасенный». (Р. Ачарян. Словарь собственных имен, т. III. Ереван, 1946, с. 527).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

– Ударьте меня и убейте, ибо я слуга Христов. И неверные, видя стойкость святого мученика, оставили его, отправились к кадию и говорят: – Лжец тот не перестает исповедовать Бога Христа. И он говорит: – Почему не убьете его? Они говорят: – Мы его убили, но он ожил. И кадий повелел пойти и побить его камнями. Они пошли и ласково советовали исполнить волю судьи. А он говорит: – Пойдем к судье. Они, обрадовавшись, повели его к кадию. А отважный воин Христа и мужественный единоборец, позабыв о своей боли, пришел на место, где оседлал коня отречения. И крикнул находившимся вблизи христианам: – Здесь я оседлал черного коня, здесь и умру во имя Христа. И неверные, увидев его истинную веру, камнями и палками раздробили все его тело. Так отдал он душу свою Богу, в руки ангелов. Неверные, взяв тело блаженного отрока, сожгли его. В ту ночь ослепительный свет озарил [его мощи], и неверные были посрамлены и унижены. Через три дня эмир повелел взять и похоронить его останки. А христиане, которые от страха перед неверными бежали, вместе с благочестивыми родителями пришли на место [мученичества]. Родители сняли с себя траурное одеяние и облачились в белое и с горячим благословением вознесли хвалу Богу, говоря: – Радуйтесь сегодня с нами все, ибо свадьба ликования сегодня у нашего сына, веселитесь, священники и народ весь, ибо сын наш испил духовную чашу, мы же выпьем [чашу] вещественного [вина] и возрадуемся. Они осуждали плачущих и жалевших [его]. Взяв мощи [святого], пречестный епископ Степанос со всем собранием священников и народа благословили Бога, давшего в зимнее время расцвести благоухающей розе. И с псалмами и благословениями во славу Творца понесли положили в церкви под алтарем в указанном им самим месте. Святой мученик Христов преставился на 22-й день месяца февраля, в праздник ста пятидесяти патриархов. Мученичество Степаноса Исповедника «Мученичество Степаноса Исповедника» относится к концу XV в., ко времени господства в Армении туркменских племен. Сохранилось оно лишь в одной рукописи четий-миней от 1713 г. 1207 По всей вероятности, автор данного мученичества был современником описываемых событий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Казнен же был Давид востиканом Абдаллой «после того, как сарацины овладели страной Армянской», т. е. в 700 г., когда армянских наместников или правителей впервые сменили арабские востиканы. Это был канун трагических событий, связанных с новой политикой арабского халифата, поставившего перед собой цель окончательного завоевания Армении. Исторические и побочные источники позволяют установить лишь приблизительное время возникновения мученичества. Самое раннее упоминание о нем встречается у Ованеса Драсханакертци 919 . Свидетельством существования «Мученичества Давида Двинеци» ранее X века является также грузинский перевод 920 . Сообщение Ованеса Драсханакертци не расходится с текстом мученичества, а является его кратким пересказом: «Давид, происходивший из персидского племени и рода царского, придя сюда к великому князю Григору просил его дать ему Христово крещение. И так как он сначала именовался Сурханом, то великий князь, став восприемником его от воды святой купели, назвал его именем своего отца Давида и пожаловал ему во владение селение Дзаг Котайкской области. По прошествии лет он принял в городе Двине мученический венец» 921 . И несколько ниже: «После Махмета в Армению был послан и другой востикан, по имени Абдаллай, муж немилосердный, бесчинный, развратный и злонравный, который был начинен лицемерием, как змеиным ядом. Он истязал нахараров и азатов страны Армянской оковами узников, грабил имущество и имения многих. Затем и великого Саака, заковав в цепи, отправил в Дамаск, а с ним и князя армянского Смбата, сына Смбата. Он ограбил все убранство церквей Христовых, вызывая потоки слез, стенания и погружая в горе и печаль стариков и юношей. Сей Абдаллай, схватив вышеупомянутого нами новообращенного Давида, истязал его страшными побоями, оковами и тюрьмой за веру в Христа, пытаясь ввергнуть в свою гибельную пропасть. Но не покорившийся и мужественно устоявший святой старик был распят на кресте и, пронзенный стрелой, отдал душу Богу. [Тело] его взяли епископы и священники и похоронили в мартирии святого Иезидбузида 922 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Толпа же направилась к вардапету, чтобы камнями побить его. И камни сыпались на него, подобно дождю, до тех пор, пока над ним не образовался холм из камней. В таких мучениях отдал Богу душу св. вардапет Григор. Палачи отрубили ему голову и повесили ее на крепостной стене у ворот города. С наступлением субботнего утра показалось чудесное видение. С неба засиял ослепительный свет, [озарив] место, где замучены были их тела. Первым это увидел главный муэдзин, который звал народ на молитву, поднимаясь по утрам на минарет. Увидев необычайный свет над телом вардапета Григора, он с возвышения стал кричать жителям города: «Идите, вы ходите, армяне и мусульмане, взгляните на нур, снизошедший на махраси! Горе вам, замучившим невинного и чистого! Бог почтил и прославил своего любимца, а вас посрамил и осудил». Услышав голос муэдзина, они устремились в сторону видения и были ошеломлены порицавшим их сиянием. Тогда христиане со священниками пришли на это место, ибо до того часа, страшась насильников, они прятались. Увидев свет, они обрадовались, взяли тело и голову святого и с псалмопением и благословениями понесли и похоронили вместе [с телами] Киракоса и Симеона за городом, в монастыре православных сирийцев яковитов, который называется св. Парсамеем. Каждому [вырыли] отдельную могилу. Монахи монастыря присматривают за ними. Святые могилы их и земля с могил исцеляют от всех болезней во славу Христа, Бога нашего, который благословен во веки веков. Это случилось в 739 г. нашего летосчисления, 4-го [числа] месяца хори 1139 и 10-го февраля, в субботу, в празднование дня св. Саргиса [Сергия], в царствование Хетума 1140 , в патриаршество владыки Степаноса 1141 , при владычестве народа стрелков, [в правление] Аргун-хана 1142 в Тавризе. Мученичество Григора Карнеци Небольшое по объему «Мученичество Григора Карнеци» содержит весьма ценные сведения о том периоде монгольского владычества, когда в результате принятия мусульманства резко изменялась политика монгольских правителей в отношении христианских народов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Мученичество Иезидбузида», насколько нам известно, является единственным сочинением, в котором упоминаются в качестве преемников Деншапуха-Нихоракана до Вшнаса Ваграма еще два человека: «Через некоторое время Нихоракана сменил [человек] по имени Нахапет»... «По истечении еще трех лет Нахапету наследовал [другой], которого звали Кнарик». «Мученичество Иезидбузида» представляет интерес и в плане ознакомления с общей картиной развития армянской агиографии и наряду с мученичествами Давида Двинеци, Амазаспа и Саака дает представление о мартириях VI-X вв. и тенденциях развития жанра. Персонажи этих мученичеств – общемартирологические абстрактные герои, лишенные каких-либо индивидуальных черт. Основное внимание в них сосредоточено на самой истории мученичества, допросе и казни. В духовном перевоплощении героев большую роль играют чудеса и видения, которые в отличие от более поздних памятников как бы оторваны от жизни, носят несколько сказочный характер. Прибыв в Армению, Махож становится очевидцем пыток мученика Григориса. Пораженный смелостью мученика и той непоколебимой верой, с какой тот принял смерть, он усомнился в истинности «своего Бога» и впервые «в сердце своем» обратился к «христианскому Богу», моля открыть и ему «врата милости своей» и сподобить его «царствия небесного». Тайная молитва Махожа была услышана. Событием, толкнувшим Махожа на окончательный разрыв с огнепоклонством, явилось чудо, которое призвано было доказать превосходство христианской веры. Зимой, когда маги «по своему обыкновению приносили грязную жертву огню», вдруг поднявшееся от жира пламя достигло потолка и охватило весь дом. Не в силах справиться с огнем и потушить пожар, бедствующие, «в трудную минуту поневоле уверовав», устремились в церковь и уговаривали служителей с крестами явиться на место происшествия. Как только «святой крест» оказался напротив дворца, пламя тут же погасло. «Блаженный Махож, узрев такое чудо», открыто объявляет о своей вере в Христа. Нередко, стремясь усилить назидательное звучание, агиограф прибегает к прямому заимствованию евангельских сюжетов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Св. мученик Христа преставился в Арране, в столице Гандзак в 616 г. г.], на третий день месяца арац 1046 , в начале поста Преображения Господня, в царствование греческого императора Кир-Мануила, в правление армянского князя Тороса 1047 , которого греческий император и грузинский царь Георгий 1048 почтили княжеским титулом, в княжение Гасана 1049 , сына Вахтанга из Хачена, и в патриаршество [духовных] владык Великой Армении родных братьев Григориса и Нерсеса 1050 , при духовном владыке страны Агванк Степаносе и владыке Иоанне, епископе Гандзака, при правителе восточных [стран] Ильдегизе 1051 , в царствование Асланшаха 1052 , государя эламитов и персов, у нас же в царствование Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобают слава, власть и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь. Мученичество Иосепа Двинеци «Мученичество Иосепа Двинеци» 1053 сохранилось в том же «Чарынтире», что и «Мученичество Хосрова Гандзакеци». Время написания «Чарынтира» отделено от описываемых событий всего на 17 лет. Смерть Иосепа имела место в 1170 г. Следовательно, мартиролог этот также написан современником. Г. Тер-Мкртчян, опираясь на один неопределенный намек, имеющийся в панегирике Иосепу Двинеци, предполагает, что автором «Мученичества Иосепа Двинеци» является священник Давид, написавший «Похвальное слово» Иосепу 1054 . Заметим, что Я. Манандян и Р. Ачарян пишут, что Г. Тер-Мкртчян автором памятника считает Мхитара Гоша 1055 , в то время как Г. Тер-Мкртчян упоминает имя Мхитара Гоша лишь в связи с панегириком Иосепу Двинеци, который был написан по просьбе Мхитара Гоша. Г. Тер-Мкртчян говорит следующее: «Автор Мученичества неизвестен, однако сохранился Панегирик мученику Иосепу, написанный автором XII века Давидом. Из одного неопределенного выражения Панегирика можно заключить, что автором этого Мученичества является тот же Давид» 1056 . Г. Алишан в примечании к панегирику Иосепу Двинеци как будто склоняется к мысли, что автором его, а следовательно, и мученичества является земляк и современник Мхитара Гоша ученый Давид Алакаворди 1057 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

На следующий день, а это был понедельник, он пришел в церковь . Встретив [здесь] одного из святых священников, [Габриэл] исповедался в своих грехах и причастился драгоценного тела и крови сына Божьего. В том же христианском уборе он отправился на турецкий рынок. Неверные], увидев его, сказали: – Что за вид ты принял? Не тот ли ты воин, который столько времени был среди нас? И он, окрепнув от Духа святого, сказал: – Да, это я. Я не нашел прока в вашей вере, столько времени пребывая в ней. Истинная вера – христианство, которое я исповедовал, и ныне я верую в Христа Бога и сына Божьего. Неверные, услышав это, рассвирепели, заскрежетали зубами и, схватив его, повели к судье, которому и рассказали о случившемся. Спросил его судья: – Как ты осмелился пренебречь верой Магомета и отказался от славы, которую имел прежде? И он ответил: – Да сгинет вместе с тобой твоя вера. Мне не нужна твоя преходящая слава. Я нашел нетленную и вечную славу. Рассердившись на это, судья приказал выбить ему зубы и отвести к везиру. И он, представ пред [везиром], смело признал, что исповедует Христа Бога. Услышав, как он мужественно признает свою веру, [везир] сказал: – Ты сошел с ума. И распорядился]: – Заприте его сегодня в тюрьме. Может быть, он отрезвеет от своей глупости. И в тот день бросили его в тюрьму. Когда на следующий день его вновь повели на судилище, он [вновь] бесстрашно и непоколебимо признал прежнее, сказав: – Я христианин и слуга Христа. И не безумец, подобно вам и вашему наставнику, которого я не признаю. При этих [словах] паша страшно рассвирепел и вынес ему смертный приговор, велев увести его и повесить на улице города. И его приказ был немедленно приведен в исполнение. По дороге к лобному месту он учил верующих оставаться твердыми в вере Христовой и сам не переставал прославлять Бога Христа. И неверные за публичное и смелое осуждение [мучеников] паши поспешно привели в исполнение его приказ. Два дня [тело его] оставалось на виселице. За это время румянец с его лица не сошел. И эти два дня он казался спящим, что свидетельствовало о его невиновности. Неверные, видя, что верующие стекаются [на лобное место], дабы лицезреть картину его мученичества, сняли тело с виселицы и бросили в море.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

И пока святой возносил эту молитву Богу, на него гурьбой набросились служители беззакония и, схватив, повели на место казни, к древу смерти, установленному ими на многолюдной площади для казни воров и разбойников, где с разных мест собрались, мужчины и женщины, верующие и неверные, подобно мелкому песку, занесенному из разных мест спокойным воздухом, для обозрения мученичества святого. Ликовал и радовался на этом ристалище избранник верхних сил, состязающийся душой юный отрок и возлюбленный сонма святых и ангелов. И вот служители, грубо погоняя, привели Христаобретшего мученика и прикрутили его к древу с ног до плеч. А неверный палач, стоявший около святого, говорит: – Скажи что-нибудь ругательное [о вашей вере] – и избавишься от смерти, а потом иди и делай что хочешь по своему желанию. А прославитель правды святой мученик Христов, наполнив рот слюной, плюнул в лицо нечестивца, а тот и после этого бесстыдно продолжал говорить то же самое: – Клянусь жизнью царя, если не последуешь моему совету, тут же лишу тебя жизни. Святой сказал ему: – Пусть впадешь в немилость перед царем, если сейчас же не исполнишь своей злой воли. Тогда в ту же секунду трижды проклятый и несчастный палач сильным ударом топора раскроил череп святому до уха. А кто-то другой ударил камнем по его глазу, и глаз его вытек. А великий мученик Христов святой Теодорос обратился к ним со словами: – Подождите немного. И они послушались его, думая, что он, может быть, от ужасных ударов раскаялся. Святой сказал: – Заклинаю вас жизнью вашего царя, сохраните мне второй глаз, дабы я мог видеть, как терзают и калечат мое тело и, возликовавши, возрадоваться моему спасению, дарованному мне Господом Богом. А нечестивые палачи пренебрегли [просьбой] святого и сказали: – Мы думали, что ты раскаялся и решил более не упрямиться, потому и выслушали тебя. И палач, подняв обнаженный меч, ударил им по лбу блаженного и снес верхнюю часть его головы, а святой мученик завопил громко: – Господь и Бог мой Иисус Христос , прими меня, умирающего за имя твое.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Война с переменным успехом продолжалась одиннадцать лет. Вступивший на персидский престол в 1587 г. шах Аббас, стараясь выиграть время и дать передышку обессиленной Персии, в 1590 г. заключил с Турцией мир. По этому мирному договору вся Армения отошла Турции. Через несколько лет (в 1603 г.) сам шах Аббас возобновил войну. Во время этих войн разрушались города, предавалось мечу и угонялось в плен мирное население. Так, турецкий главнокомандующий Мустафа Лала-паша, по свидетельству Закарии Канакерци, на втором году царствования Худабанды, т. е. в 1579 г., «разрушил Ереван и взял в плен 60 000 христиан и мусульман» 1228 . О бесчинствах турецких войск пишет также Симеон: «Одних предали мечу, многих мужчин и женщин, старых и малых, девочек и невинных отроков из христиан пленили и много иных преступлений совершили. Никто не смог бы пером описать или рассказать о горьком и трудном времени. И это преступление совершалось не один раз, а три-четыре года в такой беде находилась наша страна». Ценой крови и труда коренного населения возводились оборонительные укрепления. В 1579 г. были сооружены крепостные укрепления в Карсе, о чем сообщает и Симеон. Чтобы построить эти сооружения, разрушались древние архитектурные памятники. Преемник Мустафы Лала-паши турецкий главнокомандующий Фахрат-паша в 1584 г. построил Ереванскую крепость и, чтобы облегчить свое дело, разрушил многие церкви города Еревана и использовал камни для строительства крепости. Лишь церковь , именуемая «Ерку ерес», по просьбе католикоса Аракела была пощажена 1229 . Не лучше обстояло дело и с правовым положением христианского населения, национальное достоинство которого попиралось и ущемлялось на каждом шагу. «Ко всему этому, – пишет с горечью Симеон, – царь-хондкар прибавил и то, что ожесточил свое сердце в отношении христиан епархии, которая находилась под его властью. В сей год он отдал приказ в зимнее время христианскому [духовенству] снять головной убор, т. е. клобук, и на головы христиан надели черные колпаки, которые носит латинский народ; и многим другим испытаниям... [подвергли] их, много злодеяний совершили... И сей приказ распространился не на один город или область – от Византии до Тигранакерта, с его обширными землями и областью христиане были погружены в траур в его царствование. У турок по головному убору узнавали, какой религии придерживался и какое положение в обществе занимал человек и, следовательно, кого можно безнаказанно обидеть или над кем учинить расправу 1230 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010