Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План монастыря [арм. ], монастырский комплекс, расположенный к юго-востоку от г. Ван (обл. Рштуник, пров. Васпуракан, ныне на территории Турции). Состоит из Верхнего В. (на высоком юж. склоне горы Вараг) и Нижнего В. (у ее зап. подножия). основан в 653 г. отшельниками, жившими на горе Вараг, после обретения части Св. Креста, к-рую, согласно преданию, прмц. Рипсимия спрятала в пещере горы. Обретение сопровождалось появлением 12 световых колонн, к месту чуда поспешили наряду с др. паломниками католикос Нерсес III (Строитель) (641-661/62) и воевода Вард Рштуни, на месте явления они возвели ц. Сурб Ншан (Св. Знамения). Св. Кресту посвятили праздник Варага Сурб Хач (Явление (или Обретение) Св. Креста на горе Вараг), отмечаемый Армянской Апостольской Церковью между 25 сент. и 1 окт.; в его честь Нерсес III сочинил шаракан (церковное песнопение). После аннексии Васпуракана Византией в 1021 г. царь Сенекерим Арцруни перевез Св. Крест из В. в Севастию (совр. Сивас), где его сын Атом основал мон-рь Сурб Ншан. После смерти в 1025 г. царя Сенекерима его тело было перенесено и погребено в В., туда же была возвращена и святыня. 2-й раз, опасаясь набега султана Хорасана Джалаледдина Мангуберти в 1231 г., Св. Крест перевезли в царство Кюрикидов (сев. часть совр. Армении), где возник мон-рь Нов. В. Развитие В., почитавшегося в Васпуракане больше Ахтамара , было связано с царским покровительством, об этом свидетельствует т. н. Евангелие Млке (IX в.), подаренное мон-рю царицей Млке, женой Гагика Арцруни, о чем сказано в колофоне рукописи 922 г. В 946 г. игумен В. был избран католикосом армян (Анания I Мокаци). Мон-рь процветал в XIII в. После монг. нашествия был восстановлен в 20-50-х гг. XIV в. В XVII в. В. перестраивался после землетрясения 1648 г. и к главной церкви был пристроен 4-столпный гавит (притвор) с 2 церквами по сторонам и 3-арочным портиком. В 1857 г. главой обители стал Хримян Айрик (католикос Мкртич I Ванеци в 1892-1907), он добился прямого подчинения В. К-польскому арм. патриарху и развернул активную культурно-просветительскую деятельность. Им была основана школа с европ. нормами обучения, где преподавал и арм. писатель-романист Раффи (1835-1888); в 1880 г. на базе школы открылось сельскохозяйственное училище, куда были приглашены преподаватели из Европы, мон-рь приобрел новые угодья для учебной практики. В. неоднократно подвергался разбойным нападениям, особенно в 1896 г., в 1915 г. был покинут. Ныне пребывает в руинах.

http://pravenc.ru/text/154069.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ МОКАЦИ [арм. ] († 965), Армянский католикос (с 946). Род. в сел. Фас, обл. (наханг) Мокк. Был настоятелем мон-ря Вараг. Во время католикосата А. М. католикосы Албании Кавказской Саак и Гагик, а также митр. Сюникский Акоб попытались вывести свои епархии из-под юрисдикции монофизитской Армянской Церкви, но А. М. удалось пресечь эти попытки, сохранив конфессиональное и церковное единство, ради чего он перенес свою резиденцию из Ахтамара в Аргину. Перу А. М. принадлежат 4 послания. По свидетельству Степаноса Сюнеци , он составил сб. «Послание веры». Эпистолярное наследие А. М. свидетельствует о широком распространении Православия в совр. ему Армении. Он писал, что увеличилось число приверженцев Всел. IV Собора , участились браки с православными (халкидонитами) и «не было крова супружеского, где один не был бы армянином, а другой ивиром, в соответствии с этим и дети были разделены надвое». А. М. жаловался на митр. Сюникского, к-рый «подстрекал халкидонитов поносить наших католикосов». Отправившись в Сюник и Алуанк (Албанию), он привел обе эти епархии к покорности Армянской Церкви, но после возвращения в Ширак узнал, что в этих областях вновь произошло «отрешение от божественного Собора». А. М. даже обратился к арм. царю Абасу с требованием запретить браки с халкидонитами, чтобы приостановить распространение Православия. По свидетельству Асолика, «ученые вардапеты по приказу владыки Анании после глубокого исследования божественных книг и на их основании постановили вторичное крещение для последователей Халкидонского Собора». Ист.: Всеобщая история Степаноса Таронеци-Асолика/Изд. Ст. Малхасянц. СПб., 1885. С. 178 (на др.-арм.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984 [Коммент., библиогр.: с. 217-227]. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ВАЗГЕН I (в миру Левон-Карапет Палчян (Балджян)) (1908 - 1994), Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян

http://pravenc.ru/text/114754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ НАРЕКАЦИ [арм. ] († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов. Был настоятелем Нарекского мон-ря , основанного при католикосе Анании Мокаци . Открыл при мон-ре школу, где поощрялись занятия лит-рой и музыкой и где учились такие известные арм. деятели, как историк еп. Ухтанес и поэт Григор Нарекаци . А. Н. был толкователем Свящ. Писания, автором неск. речей - «О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах», а также «Духовного поучения» об отрешении от земной жизни - и «Книги вероисповеданий», направленной против ересей. Часть его сочинения против секты тондракитов вошла в исторический труд Иованнеса Ерзнкаци. По велению католикоса Анании Мокаци А. Н. написал антихалкидонитский трактат «Корень веры». Сохранился также небольшой трактат о церковном осмогласии под названием «О знании гласов» ( - Матенадаран. 6031. Л. 183-184 об.), в к-ром А. Н., подобно авторам визант. Пападики и арабо-персид. музыкальным теоретикам, возводил появление гласов (ладов) к персонажам священной истории: 1-го главного - к праотцу Адаму, 1-го побочного - к прор. Моисею, 2, 3 и 4-го главных - соответственно к ангелам, возвестившим о Воскресении Христовом, прор. Давиду, Ездре и т. д. (см. Армения , разд. «Церковное пение»; Автентический лад , Плагальный лад ). Лит.: (?) (?). (?) (?)· (?). 1. , 1947. 151; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. С. 294-298; Тагмизян Н. К. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977. С. 87. В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф

http://pravenc.ru/text/114756.html

не скончались через 3 года. В период царствования Багратидов (885/6-1045) церковное, общественное и политическое значение К. усилилось (в частности, появилась новая, более объемная редакция канона рукоположения К.). Этот процесс вызвал противодействие части духовенства, пытавшегося предотвратить централизацию церковной власти. В 954 г. еп. Хосров Андзеваци, отец Григора Нарекаци , выступил против К. Анании Мокаци (946-968) и стремился доказать, что по сути епископ и К. равны, поскольку примат власти К. основан на параллели с небесной иерархией, а в ней ангелы и архангелы равны по благодати. Анания Мокаци со своей стороны утверждал, что разница в названиях иерархов предполагает и разницу в чинах. На довод Хосрова Андзеваци, что епископ не ниже К., т. к. участвует в его рукоположении, Анания Мокаци возражал: св. Иоанн Креститель хотя и возложил руку на Христа, но никоим образом не равен Ему; К. также может рукоположить епископа, а епископ не вправе рукополагать др. епископа (см.: Анания Мокаци. 1998). С XI в., когда была надолго утеряна арм. государственность в Закавказье, К. воспринимается как национальный лидер армян (что, впрочем, характерно и для др. духовных глав в вост. структуре власти); он становится политическим представителем народа при ведении переговоров с властями разных стран. В эпоху османского и персид. владычества (XV - нач. XIX в.) арм. К. старались сохранить свои полномочия предстоятеля Церкви. Тем не менее в XVII в. тур. и персид. власти начинают играть определенную роль в деле утверждения арм. К. С кон. XVIII в. интерес к его выборам проявляет и Россия, влияние которой в Закавказье растет. В 1828-1829 гг. к России была присоединена Вост. Армения и престол К. в Эчмиадзине. 11 марта 1836 г. российский имп. Николай I подписал «Положение» («Свод законов Армянской Церкви»), согласно к-рому К. должен избираться на всенародном собрании светскими и духовными делегатами, а имена 2 кандидатов, получивших наибольшее число голосов, должны представлять императору на утверждение одного из них.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

245 Впервые Г. Воскян пришел к заключению, что автором «Жития Григора Нарекаци» является Нерсес Ламбронаци, несмотря на то, что под рукой он имел не собственно протограф жития, а одну из редакций. Автограф Нерсеса Ламбронаци установлен последними издателями «Книги...», что само по себе опровергает мнение предыдущих исследователей (Г. Овсепяна, Н. Акиняна), считающих, что Нерсес Ламбронаци является всего лишь редактором жития, а не автором. См. об этом подробнее: П. Хачатрян. Средневековые редакции «Жития Григора Нарекаци». – Андэс амсореа, 1987, с. 505–512. 248 М. Абегян. История древнеармянской литературы. Перевод с древнеармянского К. А. Мелик-Оганджаняна и М. О. Дарбинян. Ереван, 1975, с. 296. 249 См.: Г. Тер-Мкртчян. Анания Мокаци (приложение к журналу «Арарат», 1897, с. 91–96), а также: Григор Нарекаци, с. 171. 251 Всеобщая история Степаноса Таронского, Асохика по прозванию, – писателя XI столетия. Пер. с арм. и объяс. Н. Эминым. М., 1864, с. 123. 255 Г. Воскян. Житие Григора Нарекаци, написанное Нерсесом Ламбронаци. – Андэс амсореа, 1940, с. 214; Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 141. 256 См.: А. Ганаланян. Армянские предания. Ереван, 1969, с. 50. 71. 84, 115, 116, 255, 306–320, 390. 257 См.: Г. Тер-Мкртчян. Анания Мокаци, с. 97; М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 298. 258 Нарекская обитель (монастырь) находилась в Рштунике, на юге Ванского озера. Была построена при католикосе Анании Мокаци (941–965). 259 Васпуракан – одна из самых больших провинций Великой Армении. Согласно «Ашхарацуйцу», как территориальное понятие возникло при втором разделе Армении в 591 г. (См.: С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу». Ереван, 1963, (на арм. яз.). В 908 г. Гагик Арцруни отделил Васпуракан от Багратидского царства и провозгласил самостоятельным царством. 262 Синекерим (Сенекерим) – один из трех сыновей царя Васпуракана Абусахла Арцруни, основавших после смерти отца в Васпуракане три самостоятельных царства. После смерти братьев Сенекерим стал единовластным царем всего Васпуракана (1003–1025).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Григор Нарекаци и заказчик Симеон. Миниатюра из " Книги скорбных песнопений " Григора Нарекаци. Мастер Церун. 1391 г. Васпуракан (Матен. 1874. Л. 1 об.) Католикос Закария (854-876), при к-ром произошло значительное сближение с православными (халкидонитами), был автором мн. неопубликованных произведений экзегетического характера. Хамам (Х в.) считается автором толкований на Книгу Иова, на Притчи Соломоновы и на Книги пророков. Католикос Анания Мокаци (946-965) написал многочисленные послания на различные церковные темы. Еп. Хосров Андзеваци Великий (ок. 900-965) составил литургические изъяснения (Комментарий на Божественную литургию и Истолкование Служебника), пользовавшиеся в последующие века большим авторитетом. Вершиной церковной поэзии считается творчество его сына Григора Нарекаци (945-1010), автора знаменитой «Книги рыданий» (или «Книги скорбных песнопений»), к-рый подвизался также в экзегетическом жанре (Толкования на Песнь Песней и Книгу Иова). Заслуживает упоминания и его учитель Анания Нарекаци , написавший для католикоса Хачика I (973-992) трактат «Корень веры» в защиту традиц. монофизитства, а также автор сочинений против секты тондракитов . Еп. Атом Андзеваци в Х в. создал переработку «Айсмвурка» (Синаксаря). Григор Магистр Пахлавуни был автором многочисленных стихотворений и писем, комментария к «Грамматике» Дионисия Фракийского, а также переводов диалогов Платона. Писателем был и его сын, католикос-пустынник Григор Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105), собравший множество мартирологов и писавший на догматические темы. Вардан Анеци (X-XI вв.) был автором поэтического толкования на видение прор. Иезекииля. Значительное наследие в области экзегетического, догматического, литургического и апологетического жанров оставил известный католикос Нерсес IV Шнорали (1166-1173), происходивший из армян, проживших в Сирии (Чёрная гора). Он значительно обогатил арм. стихосложение, сочинив классическую поэму «Слово о вере», переложение евангельской истории, элегическую песнь «Иисус Сын Единородный», посвященную как библейским событиям, так и житиям праведных мужей, а также знаменитую «Элегию на взятие Эдессы». В своем «Соборном послании» Нерсес обличает обмирщение монашества. Католикос Григор IV Тла (Отрок) был автором неск. посланий и «Плача на взятие Иерусалима». Ученик Шнорали Нерсес Ламбронаци (1153-1198), живший в киликийской Ромкле, резиденции католикосов, был автором различных экзегетических и богословских произведений. Ему принадлежат вероучительная речь, произнесенная на Соборе в Тарсе в 1197 г., а также панегирики на праздники Вознесения и Сошествия Св. Духа, жития, поэтические произведения (шараканы), многочисленные переводы. Вардапет Мхитар Гош († 1213) - ученый, автор фундаментального канонического собрания (Судебника) и сборника притч. Поэтику притч совместил с искусством проповеди знаменитый Вардан Айгекци. Поэтическое творчество армян в период татар. владычества отражает «Плач соборной церкви Валаршапата» Степаноса Орбеляна.

http://pravenc.ru/text/76104.html

В.М. Лурье; под ред. А.Л. Берлинского. СПб., 1995). Затем он уехал в Рим, откуда вернулся в Двин с множеством книг и посвятил себя литературе: написал ответ на послание патриарха Германа, «истолковал также множество книг: книги Бытия, Иова, Иезекииля и много других... написал также речи». Он был рукоположен во епископа Сюника, но в 735 г. «в ущелье Елегик (Дара Алагяз), в селе Мозан», был убит рукой некоей блудницы, которую обличал за разврат. 1076 В «Айсмавурке» (армянском синаксаре) говорится: «Так как он с большим усердием старался исправить расстроенный церковный чин, то несколько завистников оклеветали его перед епископом и князьями, и этого вардапета истины прозвали еретиком и маловером». 1077 Есть другие датировки; см.: Тер–Мкртчян Г. Анания Мокаци/Арарат. 1897. С. 93 (на арм. яз.); Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 296. Григор Нарекаци был похоронен в Нарекском монастыре рядом с церковью Св. девы Сандухт, где до сер. 20 в. сохранялась его могила, почитаемая как святыня. 1078 Известно, что отец его, епископ Хосров Андзеваци, был одним из выдающихся людей своего времени, знатоком церковных книг, автором «Толкования церковной службы» и «Толкования таинства св. литургии». В мемориальной записи к последней Григор писал о своем отце: «Милостью Божьей было написано толкование этой книги рукою епископа Хосрова Андзеваци, строгого последователя Божьих заповедей; не пристало нам хвалить его, дабы не впали вы в соблазн, так как он мой телесный отец; не достоин я называться сыном его, ни же поденщиком по Писанию... Но весьма стыжусь и нахожусь в отдалении я, Григор, должник заповедей Св. Писания. Итак, первый список этой св. книги был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги, в 399 г. армянского летосчисления (950 г.)». Григор рос в Нарекском монастыре, «святостью и мудростью воспитываясь и обучаясь при вардапете Анании, настоятеле Нарекского монастыря в Рштунике» [Айсмавурк. Константинополь, 1834. С. 99 (грабар)]. Из этих свидетельств ясно видно, что отец его, приняв сан епископа, передал своего малолетнего сына Анании Нарекаци, который был братом деда Григора по материнской линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отличие от многих памятников настоящего сборника «Мученичество Теодороса (Тороса)» относится к мартирологам панегирического характера. В книгу его включаем для иллюстрации многообразия памятников этого жанра, среди которых встречаются кардинально противоположные по своему характеру и тенденциям развития мартирологи, как, например, риторическое «Мученичество Теодороса Кесараци» и документальные записи простых писцов. Предлагаемый в русском переводе памятник был издан дважды: в 1874 г. в «Избранных житиях и мученичествах» 1089 (здесь текст был неполным, не хватало конца) и в «Новых армянских мучениках». Я. Манандян и Р. Ачарян опубликовали текст с первого издания и добавили концовку по М. Чамчяну, поскольку «М. Авгерян и М. Чамчян, несомненно, располагали полным и точным списком мученичества, так как оба почти в одних и тех же словах кратко излагают мученичество до конца» 1090 . Более того, М. Авгерян указывает номер Сборника речей, откуда он извлек мученичество 1091 . А М. Чамчян кратко излагает настоящее мученичество «соответственно пространному риторическому повествованию одного очевидца – вардапета, находившегося в том городе, о чем свидетельствует и написанный уставом древний Сборник речей (Чарынтир) того века» 1092 . Таким образом, мученичество написано в начале XIII века. Утверждение М. Чамчяна о том, что оно принадлежит перу очевидца вардапета, не лишено оснований. В пользу этого говорят знание автором обстоятельств дела Теодороса, некоторые подробности относительно католикоса Анании, в частности сведения о его пребывании в Кесарии. Отдаленный местом и временем от этих событий человек мог не знать об этом, ибо католикос Анания находился в Кесарии всего один месяц. О принадлежности памятника перу автора, жившего в XII-XIII вв., говорит также пышный риторический стиль мученичества, близкий стилю похвальных речей и ораторского церковного слова, который в XI-XIII вв. в литературной среде получает большое развитие. Автор мартиролога – образованный средневековый книжник, возможно, один из известных литературных деятелей XII-XIII вв. Во всяком случае он воспитан на традициях монастырских школ, заложенных Григором Мартирофилом и его преемниками 1093 . Он обнаруживает знакомство с древними мученичествами, называет имена двух мучеников – Гордия и Меркурия. Судя по тексту мученичества, он хорошо знаком и с литературным наследием Григория Назианзина , Василия Кесарийского, Иоанна Златоуста и др., в частности, с их похвальными речами, по образцу которых написана вступительная часть мученичества. Здесь встречаются и мысли, идентичные похвальным речам упомянутых раннехристианских авторов. Например, мысль о том, что Кесария дала «много солнцеравных [мужей], множество святых мучеников», которые являются ее украшением, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Представляете, сколько сокровищ христианской письменности тогда уничтожили?! И только из-за того, что авторы и владельцы этих книг учили и верили, что во Христе две природы, две воли, два действия. Сретение Господне. Армянская средневековая миниатюра Отец Георгий: Стоит вкратце рассказать о том, почему учение об одной природе Христа Церковь обозначила как заблуждение, ересь и почему учит о двух природах во Христе. Само учение о воплощении означает, что Бог Слово принял человеческую природу. И, если мы говорим, что после воплощения природа у Него все равно одна, а не две – Божественная и человеческая, – то тогда у нас лишь три варианта: либо эта одна природа только Божественная и вочеловечение было призрачным; либо эта одна природа – человеческая и Христос тогда не был Богом; либо же, как и говорят монофизиты, во Христе была одна сложная, составная природа, состоящая из Божества и человечества. Но в таком случае это означает, что Христос больше не единосущен, то есть не имеет одну природу с Отцом, потому что природа Бога Отца – это Божественная природа, а не сложная божественно-человеческая. И Христос не единосущен и Своей Матери Деве Марии и нам тоже по человечеству, потому что и мы не имеем эту сложную божественно-человеческую природу, но имеем просто человеческую природу. Таким образом, Христос оказывается одинаково чуждым и Отцу, и нам, людям. Это идет вразрез с изначальной верой Церкви, и в частности с Символом веры, принятым на I Вселенском Соборе, в котором сказано, что Христос единосущен Отцу. И вот за эту веру православные армяне, как вы упомянули, подвергались гонениям. Аркадий Рамазян: И это не единичный пример. В Х веке католикос Анания Мокаци тоже устроил тяжелые гонения на православных армян. Даже были такие меры, что их заставляли перекрещиваться, потому что считалось, что халкидонское учение – это ересь, о чем открыто во многих местах говорили и соборно осуждали. Отец Георгий: Причем многократно. На II Двинском соборе 555 года Армянской церковью был предан анафеме Халкидонский Собор и его сторонники.

http://pravoslavie.ru/88621.html

Среди них самым крупным и значительным произведением Нарекаци, принесшим ему бессмертную славу, была «Книга скорбных песнопений». Скудные данные жития о Григоре Нарекаци отчасти дополняются его памятными записями, а также «Книгой скорбных песнопений», в которой он порой обращается к своей биографии. Точная дата рождения Григора Нарекаци неизвестна. Но, судя по вышеназванным источникам, он, видимо, родился «в 940-х годах, скорее всего во втором пятилетии сороковых годов X столетия» 248 . В формировании личности Григора Нарекаци, несомненно, огромную роль сыграло его окружение, прежде всего его родные – отец Хосров Андзеваци и брат деда по матери Анания Нарекаци, просвещеннейшие люди своего времени. Епископ Хосров Андзеваци был автором нескольких церковных книг. Нерсес Ламбронаци в житии о нем ничего не пишет, возможно потому, что тот был отлучен от церкви католикосом Ананией Мокаци (941–965 гг.) 249 . Однако сам Григор Нарекаци в своей памятной записи к «Толкованию таинства св. литургии» Хосрова Андзеваци высоко отзывается о нем, считая себя «недостойным называться ни его сыном, ни же поденщиком по писанию...» 250 . Точная дата смерти Григора Нарекаци также неизвестна. Согласно Прологу, «он не прошел [всего] своего пути в этой жизни, а скончался в молодом возрасте, в 452 г. нашего летосчисления г.], когда завершился девятый юбилей нашего летосчисления, мы вступили в десятый (450–451) и прошло еще два года. В этот самый год преставился изумительный и чудесный муж Божий св. Григор». Судя по «Книге...», он был человеком средних лет, когда писал ее. В 83-й Песне он говорит: «Вот надвинулись, накопились круги годов жизни моей суетной...», а в 87-й Песне: «Если я, достойный смерти, руководимый тобой доживу до старости...» Закончил Нарекаци «Книгу...» в 1002 г. Полагают, что он умер в 53–62-летнем возрасте 254 . На основе жития – памятной записи Нерсеса Ламбронаци были составлены проложныс редакции жития Григора Нарекаци. Как показал А. Воскян в списке Пролога, составляющем содержание рукописи 43 Венской библиотеки мхитаристов, сохранилось заглавие с указанием на авторство Нерсеса Ламбронаци – «История св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010