«Мученичество Габриэла Галатаци» подтверждает существование бесчеловечного института девширмэ и во второй половине XVII века. История нового мученика Христова святого Габриэла 1252 Муж] сей, армянин и верой христианин, [подвизавшийся] во времена турецкого владычества, [в царствование] Мухаммеда 1253 , был сыном благочестивых родителей. Отца его звали... 1254 , а мать – Кулистан 1255 . Он был родом из Тиврикского края 1256 , из селения Хурнавил, родился и вырос в стольном городе Галатии, что насупротив Константинополя. И вот какой-то человек, который в детстве был отуречен и зачислен в отряды воинов, именуемых янычарами, заприметил его. И когда он со своим братом гулял, турки, по наущению дьявола, схватили его, подвергли обрезанию и зачислили в отряд, в котором был и его брат. И он несколько раз с турецкими войсками участвовал в войне на Крите. Но, воспламененный в сердце своем любовью к Христу, он не принял этой веры и через некоторое время бежал оттуда, отправился в страну франков, чтобы в чистоте сохранить свою христианскую веру. Он посетил там все святые места, был на могиле св. Якова, брата Господа, совершил паломничество к [церкви] св. Богородицы, именуемой Езр, а также к [церкви] святых апостолов Петра и Павла. И так двенадцать лет в великой скорби и страданиях жил он странником на земле франков, надеясь на прощение за совершенные грехи. Но сердцу его этого утешения было мало, и он говорил: «Я обрету свою святую и чистую веру там, где ее потерял». Сев на судно, он возвратился в Константинополь к своим родителям, которые были еще живы. И, пробыв в доме своего отца пятнадцать дней, он сказал: – Я вернулся для того, чтобы открыто исповедовать среди язычников Христа Бога. А они с состраданием, [свойственным] родителям, сказали: – Ты не перенесешь мучений, сынок. Возвращайся вновь в страну христиан и там пребывай в благочестии. Но он не послушался их, и в день праздника Воздвижения св. Креста, когда на армянских кладбищах по обычаю предков благословляются могилы, он, надев христианский головной убор, отправился туда. В этот день ему никто ничего не сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Он же счел [этот] совет небогоугодным, размышляя над тем, что нехорошо уклоняться от сражения. Не видя выхода для завершения начатого дела, он пал на колени пред [образом ] Бога, моля его. Эту молитву мы нашли записанной, вот она: «Единородный Сын Божий, нареченный быть пастырем заблудшего стада, найдя его, ты возложил его бремя на свои плечи, распростерши длани, ты собрал вокруг себя всю вселенную; не оставляй же меня, странника, без помощи, смой с меня грех своею кровью и живоносным телом своим, ты манна бессмертная, сошедшая к нам с небес и даровавшая нам хлеб. Мой Иисусе, спаситель мира, по воле Отца твоего и св. Духа, а также твоей ставший в руках наших жертвой и путеводителем на жизненном пути нашем. Святой Отец и Сын святой и святой Дух, которых мы исповедуем как единое Божество в единосущной Троице в трех лицах, далекое от всех и близкое ко всем, и ему слава во веки веков. Аминь!». После благодарственной молитвы пошел он к некоему палачу по имени Кабш, который был правителем Хима 985 . Оповещенный, тот пожелал выслушать его историю. И вот повели его к тирану. Когда тот прочел его послание, удивился красивому письму и правильному слогу. Он приказал привести его к себе и, взглянув на него, ласково заговорил: «Почему, Ваап, ты в таком нищенском одеянии после той славы, [которую имел]? Значит страна Армянская довела тебя до такого состояния». Святой же сказал ему в ответ: «Если Господь мой, уничтожая себя, в образе слуги дошел до нищеты ради нас и покорился смерти на кресте, если все это он вынес ради меня, от него я не отрекусь». Тиран сказал «Злые бесы холодных армянских гор, обольстив, навели на тебя безумие говорить бессмысленно». Мученик возразил: «То, что раньше было во мне по вашим законам, я изгнал из себя, и подобно тому, как тьма изгоняется светом, так ваша [вера] была изгнана из меня». Судья же продолжал: «Мудрецы вашей лживой веры говорят, что вместо низвергнутых появились другие злые духи. И в самом деле так: ибо для вас есть злые духи здесь и там, куда вы надеетесь уйти. Ты, благоненавидящий муж, как бесноватый отказываешься от своей жизни во славе».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

– Согласись вернуться, и ты вновь удостоишься прежнего положения и возляжешь на втором месте после царя, – продолжает военачальник. Однако блаженный отвечает: – Я слуга Господа моего, и наступило время получить мне вознаграждение. – Это твой Господь, которому ты принадлежишь? – говорит [на это] военачальник. – Да, это мой Господь 813 , – отвечает блаженный. Тогда военачальник говорит: – Отрекся ты от свободы, дабы обрести рабство? И отвечает блаженный: – Если бы ты знал Господа моего, и ты принял бы рабство, дабы обрести нетленную жизнь. И безбожный военачальник, презрев слова его, стал осыпать его угрозами. Поняв, что от смиренных, речей нет пользы, блаженный созвал братию свою и сказал ей: «Идите, братья мои, ибо настал час преставления и [час] вознаграждения». Блаженные мужи обрадовались великой радостью и стали прославлять Бога за то, что он приблизил час их кончины и получения Христова венца, к которому они стремились. Начальник отряда, видя их вместе, долго упрашивал согласиться вернуться в свою страну, обещая вознаградить их за это. Но блаженные мужи сказали ему в ответ: – Вознаградитель наш – Бог, дарующий в награду бессмертие; он освободил нас от сатаны и козней его. Да будут тебе на погибель награды твои, которые ты обещаешь дать нам от [имени] царя. Соучастники дел сатаны и спутники его и ты, и твой царь. Мы уповаем на дары Христа, ибо он надежда наша. Насильник спрашивает: – Где же ваш вознаградитель? Блаженные отвечают: – Вознаградитель наш – Бог, создавший небо и землю и тварей. Он наш Господь и царь, имеющий власть над жизнью и смертью всего живого; от которого небеса сотрясаются и земля дрожит; дает приказ морю и осушает его; повелевает рекам, и они поворачивают вспять и не прибывают более, дабы не покрыть землю 814 . Запретит тебе и единомышленнику твоему сатане, и не будет власти твоей над рабами Божьими. Услышав это, насильник пришел в ярость и стал помышлять о том, какой смерти их предать. Узнав, что настал час почить им во Христе, блаженные сказали тирану:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Он покинул этот край, пустился в путь и пришел в маленький городок на границе Греции, который на безошибочном армянском языке называется Шноравор, а на грубом языке исмаильском – Хиршаар. Там он остановился и обосновался, тайно исповедуя чистую веру предков в Христа. Пребывая в великом раскаянии, искупал он [свои грехи], но по наущению лукавого и злокозненным враждебным действием дьявола, постоянно воюющим с сыновьями человеческими, на него обрушилась беда. Некий муж из города Кесария, из племени неверных, побывал в вышеназванном городе том и случайно встретил того великого и желанного мужа Божьего. Узнав, он схватил всесчастливого мученика Христова и стал говорить ему: – Не тот ли ты [человек], который отрекся от Христа своего, отказался от его правды, стал отступником и служителем нашей веры? А теперь я вижу тебя исповедующим прежнюю веру и христианскую религию, и ты охотно поклоняешься ей, отрекшись от нашей религии и презирая ранее [исповедуемую тобой] веру. Ибо они слышали об обращении святого, но не знали, где он, чтобы схватить и убить его. А непобедимый мученик Христов с бесстрашной смелостью рассказал правду, а не отрекся от нее. Он открыто заявил: – Да, это я, с помощью обмана побежденный дьяволом и совершивший преступление перед Господом моим Иисусом Христом, творцом неба и земли, видимого и невидимого. Лишь он, обитающий в неизреченном свете, бессмертен. Как же я могу отречься от того, которого знал уже в утробе матери моей! Лишь ему служу и ему с детства моего поклонялся. И вот я, раскаявшись, [вновь] пришел к разумению правды и вновь обратился к вере в него. И муж тот преисполнился гнева и ярости, не захотел его отпустить, а, схватив, с руганью повел к военачальнику города, по царскому приказу правившего городом, и все рассказал ему. Градоначальник сей, услышав об этом, разгневался и приказал осрамить его, с презрением и поруганием водить по улицам города напоказ простому люду. А святой мученик Христов, считая это для себя славой и почестями, все стойко переносил. И тиран, рассердившись, велел бросить его на несколько дней в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

1206 По расчетам Я. Манандяна и Р. Ачаряна смерть Ованеса имела место в субботу 22-го февраля 1438 г. (см.: Новые армянские мученики, с. 291–292). 1210 Татевский монастырь – известный архитектурный комплекс в Зангезуре. Главные памятники – соборы Павла и Петра были построены в 895–906 гг., остальные части отстраивались вплоть до XVIII в. 1216 О нем мы узнали из «Памятных записей армянских рукописей» Л . Хачикяна (см. ч. II. Предисловие, с. XXXVIII; ч. III, с. 82, примеч.). 1228 3акарий Канакерци. Хроника. Перевод с армянского, предисловие и комментарий М. О. Дарбинян-Меликян. М., 1969, с. 42. 1230 См.: А. Анасян. Освободительные движения в Западной Армении в XVII веке. Ереван, 1961, с. 32 (на арм. яз). 1234 Хондкар – по-турецки xünkyar – султан, соответствует персидскому padiash – падишах (см.: Новые армянские мученики, словарь иноязычных слов, с. 786, 794). 1238 Ширвантун – Ширванское царство. Находилось на востоке Закавказья, простиралось от среднего течения Куры до Каспийского моря, вплоть до Дербента. 1239 Город Пайтакаран – центр Пайтакарана, одиннадцатой провинции Великой Армении. Эта провинция в греко-римских источниках известна под именами Kaspianae, Patri Caspia Согласно C. Еремяну, из армянских источников лишь «Ашхарацуйц» и Гевонд употребляют «Пайтакаран». В других источниках этот край называется Каспк, Ашхарн Каспиц, Парск и т. д., затем Баласакан. С 338 г. Пайтакаран становится временным центром Албанского царства. Находился близ современного Орен-Кала в равнине Мили (см.: Ашхарацуйц, с. 88). 1244 Осхо – в мученичестве употреблены также формы Тчсис, Восит. Я. Манандян и Р. Ачарян пишут относительно этой местности: «К сожалению, мы не смогли с помощью имеющихся под рукой пособий найти правильную форму этого названия. В большом Атласе Kieperm-a и W eiland-a (Thubingen, 1873) в этих пределах не отмечена такая местность. 1248 Об этом см.: М. 3улалян. «Девширмэ» в Османской империи по данным турецких и армянских источников. – Историко-филологический журнал. Ереван, 1959, 2–3, с. 247–256.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Сведения о времени создания данного мученичества сохранились в памятной записи самого Мовсеса: «Умер старейшина Мирак в 1486 г.; в этот, 935 год нашего летосчисления я, писец Мовсес, начал переписывание сей книги и, обстоятельно ознакомившись с его историей, написал [о нем,] дабы и нам было воздано за его мученичество» 1221 . История и мученичество блаженного страстотерпца Мирака Тавризеци Блаженный старейшина Мирак из великого города и знаменитой столицы Тавриза, по происхождению армянин, по вере христианин, был сыном добрых родителей. Благочестивый и богобоязненный, [он отличался] простосердечием и человеколюбием, навещал сирот и вдов, давал приют чужестранцам и приезжим, одевал нищих и кормил голодных, любил священнослужителей и чтил [церковные] праздники. Он был великим защитником армян при дворе мусульманских царей. С помощью золота и серебра он выкупал у неверных множество пленных из народа грузинского – мужчин и женщин, стариков и детей – и, освободив, отпускал их восвояси. Он сделал [также] много полезных дел для церквей и монастырей. Тавризскую церковь , разрушенную иноземцами при Джааншахе, он восстановил руками самих разрушителей посредством щедрых даров, которыми осыпал правителей и господ. И впоследствии муллы много раз стремились разрушить [ее], однако он, не жалея, осыпал драгоценностями царский двор и не давал осуществить эти преступные намерения. Посему нечестивый народ персидский ненавидел [его] и жаждал его крови. В правление тавризского падишаха Ягуба, сына Узун Гасана, при дворе был некий муж, по имени Мехти, который имел указ от падишаха делать все, что он захочет – разорять, обирать, избивать. И никому не дано было прекословить ему; и что бы он ни совершил, дела его не подлежали суду. Воспользовавшись этим, нечестивый народ персидский подстрекал его убить старейшину Мирака. Великий же Мирак, наряду с добрыми делами и праведной верой, также своею смертью уподобился Господу своему, ибо в страстную субботу он претерпел мучения Христа и смертью своей причастился его смерти. В страстную среду неверные замыслили убить его, как Иуда с евреями [Христа]. В страстной же четверг он ревностно исповедавшись [Христу], отведал живоносного тела и крови, подобно апостолам на тайной вечере. А в страстную пятницу, которая приходилась на 24-е марта, в шесть часов, когда на кресте был распят Господь, в этот самый час Мехти, вскочив на коня и захватив с собой меч, прискакал на рынок. Пришпорив [коня] у лавки Мирака, он сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Срджаан] страшно разгневался и, уподобившись хищному зверю, жестоко избил его дубинкой, надел на ноги колодки, на шею – железную цепь и бросил в темницу. Блаженный же мученик укреплял себя молитвами и постом и не притрагивался к еде в их доме. В то же время он многими словами обличал их вместе с наставниками, называя их веру легендой. В злобе своей они продырявили ему нос в двух местах и, проведя через него узду, водили его в тех же оковах перед двором своим, подобно верблюду. Он же славил Господа и стойко все переносил. Уже два месяца он находился в этой тюрьме, когда пришла некая верующая женщина и принесла ему хлеба. Половину [хлеба] он поел, а другую вернул ей, говоря: «Раздай это нищим». И так в великих страданиях проводил он свои дни. Между тем великий халиф, которого называли Атабаком 1075 , прибыл в великий армянский востан, город Двин, в сопровождении большой свиты и челяди и поселился недалеко от Двина, в месте, именуемом Хору. Тогда Срджаан сообщил великому халифу об [Иосепе]. Тот приказал привести [его] к нему. Иосепа положили на воз – он очень ослабел от перенесенных истязаний. Когда его доставили к [халифу], он стал петь псалмы: «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» 1076 . «Но к тебе, Господи, Господи, очи мои, на тебя уповаю» 1077 . Все войско собралось на том месте смотреть кончину святого. Великий халиф обратился к нему: – Отец и мать твои персы и служители нашего пророка. Кто тебя принудил исповедовать эту веру и принять это обличье? Повинуйся мне и не противься моим приказам. Он ничего не отвечал, а лишь неустанно осенял лицо свое знамением Господним. – [Видимо], он страшится моего присутствия, – сказал великий халиф. А Срджаан, охранявший его, отвечал халифу: – Он не страшится, а не считает достойным отвечать [тебе]. Ибо много дней он содержится при мне в темнице, в мучениях» однако я не слышал от него жалоб. Прикажи убить его. И этот повелел воротить его и привести к нему. Халиф вновь обратился к нему: – Не упрямься и понапрасну не умирай; повинуйся мне, и я отдам тебе твое родное село в наследственное владение. – [С этими словами] он положил перед ним груду золота.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

– Мы утомились и удручились, истязая тебя и видя немилосердное сожжение твоего тела. Почему ты сам не сжалишься над собой? Скажи нам что-нибудь и, освободившись от нас, иди к себе домой и исповедуй веру свою. – Это не случится, пока я дышу, – сказал святой. Изумился Софи-Халил, диву дался и говорит: – Неужто он тверд как скала? И, позвав своего муллу, он сказал ему: – Иди, данишман 1213 , поведай нам из писаний об изощренных мучениях, изобретенных первыми царями. Мулла приказал побрить святому голову и помазать медом. Принесли «нстаклоров», то есть черных жуков, и в семи местах приложили их к его голове. Затем обложили его голову скорлупой от ореха и закрепили. Каждый из жуков просверлив череп, проник внутрь. От этого святой страшно ослаб, ибо пытка сия была наиболее тяжелой и жестокой. Наконец он потерял сознание и упал на землю, не проявляя признаков жизни. И многие подумали, что он умер. Однако через некоторое время он пришел в сознание и ожил. И вот сестра святого побежала к матери падишаха, с горькими стенаниями и мольбой пала ей в ноги и говорит: – Невиновен брат мой, почему же он истязает его всевозможными пытками как виновного? Если он опасен и провинился, прошу тебя, прикажи во имя жизни и благоденствия падишаха поскорее убить его, чтобы он избавился от невыносимых мучений. С негодованием послала Бакум управляющего домом своим к Софи-Халилу сказать: «Сколько проклятий нарекаешь на нас и сыновей наших и [какое] утешение [может быть] для нашей веры [от его] истязаний! Отпусти невиновного мужа. Какая польза проливать его кровь?». – Не могу отпустить из-за данной мной клятвы. Ты пришли [людей] и силой вырви его из рук моих, дабы не стать мне клятвопреступником, – отвечал он. Она так и сделала, освободила святого из их рук и отослала в монастырь. Однако он сильно опечалился и осуждал сестру свою, помешавшую ему сподобиться мученической смерти. По истечении года он отправился в желанный Иерусалим и поклонился священным местам. Затем возвратился на свой престол в Татев. Проведя остаток жизни в благочестии и добродетельных трудах, он переселился в страну живых, в верхний Иерусалим, и был причислен к сонму мучеников и первосвященников.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

А блаженный мученик сказал судье: – Выслушал я твои слова, непригодные и бесполезные для меня, они преходящи и скоро исчезнут. Разве ты не слышал, как позавчера пред тобой и всем судилищем я поклялся именем Бога моего не отрекаться от твердой надежды моей в Христа, которую я имею с детства. Но если ты забыл, я могу сказать второй, третий раз, и сделаю это добровольно, не спеша и в полной памяти, ибо вера моя и надежда на Господа моего незыблемы и тверды. Легче сдвинуть с места находящиеся против нас высокие горы, чем изменить мое намерение или отречься мне от веры и надежды в Христа. Спеши исполнить свой приказ, как пожелаешь. И тут же славный и чудесный мученик Христов во всеуслышание громким голосом воззвал: – Христос, сын Божий, снизшедший с отцовского лона к роду людскому, приявший плоть от святой Девы, родившийся неизреченно и нетленно. Ты агнец Божий, искупляющий грехи человечества, по предвидению пророка пришедший на Иордан, которого в тот же час узрел великий Предтеча твой. Дух Божий, явившийся в небе и сошедший на соравного славе твоей, ты все взвалил на себя ради нас, кроме грехов, и крестом и кровью освободил нас от служения грехам. Исповедую тебя, совершенный Бог, в единой Троице, единосущного и соравного славе, почести и власти Отца и Духа святого. Свидетельствуй обо мне, Господи, перед Отцом твоим и святыми ангелами, как обещал. Не презри моего ничтожества, но смилуйся надо мной и не пренебрегай рабом своим. Помоги свершить мне мой путь по милосердной воле твоей, ибо ты один достоин славы и чести. И тебе вечная слава. Аминь. А нечестивый судья, еще больше воспылавший гневом и яростью, напустил на святого служителей беззакония. И они невыносимыми пытками истязали всесчастливого мученика Христова, пока многие не решили, что он умер. И, схватив его за волосы, потащили на середину улицы, поволокли и бросили в темницу, где он оставался три дня. Блаженный мученик [просил] вызвать некоего священника, правдивого мужа и законоведа по имени Георгиос, честно несшего свою службу и преисполненного страха Божьего. Узнав об этом, [священник] охотно пришел к нему. И святой сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Сославшись на слова Павла: «Кого он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына своего» и Иоанна: «Верующий в Меня, дела, которые творю я, сотворит, и больше них сотворит», он, стараясь сохранить заданную программу, полностью копирует сцену казни Иезидбузида с евангельского описания распятия Христа. Приведя Иезидбузида на судилище, сорвали с него одежду («Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды его разделили на четыре части, каждому воину по части и хитон». – Ин.19:23 ). Агиограф не удерживается от того, чтобы не вложить в уста Иезидбузида слова, говорящие о сходной с распятием Христа ситуацией: «Воистину должно быть так, ибо во время своего добровольного распятия сын моего Господа Единородный спаситель нагим был распят на кресте». Дальнейшее описание казни ведется в полном соответствии с Евангелием. Среди многолюдного судилища было установлено три креста. На одном из них распяли Иезидбузида: «Он был пригвожден к кресту на многолюдном судилище и стрелами пронзали ему бока». А рядом с ним распяли еще двух приговоренных к смерти, одного по правую сторону, другого по левую («И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону», – Лк.23:33 ). Один из осужденных, когда подвели его к кресту, «стал целовать ноги святого мученика и, взяв земли, смешанной с кровью, которая стекала с него, положил себе за пазуху» Его тут же убили, метнув в него стрелу. А другой, левосторонний, стал молить судей: «Не предавайте меня смерти, я согласен принять магию». (Один из повешенных злодеев злословил его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда сам осужден на то же?... и сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое». – Лк.23:39–43 ). И, как тело Христа, оставили тело Иезидбузида на кресте. А верующие, споспешествуемые Богом, взяли тело святого, обвили плащаницей и с большими почестями опустили в могилу (Иосиф из Аримафеи «купил плащаницу и, сняв Его, обвил плащаницей и положил его во гробе».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010