О Вардане и войне Армянской/Пер.: И. А. Орбели. Ереван, 1971; Смбат Спарапет. Судебник Смбата Спарапета Гундстабля 1265 г./Пер.: А. Г. Сукиасян. Ереван, 1971; Маттеос Урхаеци. Хроника/Пер., предисл.: Г. М. Бартикян. Ереван, 1973 (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер.: Л. А. Ханларян. М., 1976; Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер.: Ш. В. Смбатян. Ереван, 1984; Ованнес Драсханакертци. История Армении/Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986; Степанос Орбелян. История Сюника. Ереван, 1986 (на арм. яз.); Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер.: Г. Саркисян. Ереван, 1990; Книга посланий. Иерусалим, 1994 (на арм. яз.); Анания Мокаци. Письма//Арменоведческие исследования/Ред.: П. Акобян. Эчмиадзин, 1998. Кн. 2. С. 92–152 (на арм. яз.); Lament on Edessa by Nerses Šnorhali/Transl., annot. by Theo M. Van Lint//East and West in the Crusader States: Context-Contacts-Confrontations, II: Acta of Congress held at Hernen Castle in May 1997/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven, 1999. P. 49–105. (OLA; 92); Анания Сананеци/Подгот. к изд.: А. Кеосеян. Эчмиадзин, 2000. (Теолог. тексты и исслед.; 1) (на арм. яз.); груз.: Церковные док-ты Зап. Грузии/Ред.: С. Какабадзе. Тифлис, 1921. 2 т. (на груз. яз.); Исторические док-ты Имеретинского царства и Гурийско-Одишского княжества, 1466–1700 гг. Тбилиси, 1958. Т. 1/Ред.: Ш. Бурджанадзе (на груз. яз.); Ефрем Мцире. Сведения об обращении грузин — о том, в каких книгах об этом упоминается/Ред.: Т. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 74–137; араб.: Abu Nar Yahy ibn Harr al-Takrt. The Thirty-first Chapter of the Book Entitled the Lamp that Guides to Salvation/Ed. W. Cureton. L., 1865; Zayat H., é d. Vie du patriarche melkite d’Antioche Christophore († 967) par le protospathaire Ibrahm b. Yuhanna: Document inédit du X siècle//Proche-Orient Chrétien. Jérusalem, 1952. T. 2. Р. 11–38, 333–366; Ibn at -Tiyib. Fiqh an-Nas rnya=Das Recht der Christenheit/Hrsg., übers.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Оттуда же явствует, что Григор (Бдящий) – его крестное имя и что из-за частых ночных бдений его звали также «неусыпающим», что он был вардапетом и т.д. Однако, видимо, у Нарекаци были также и недоброжелатели. В «Айсмавурке» приводится притча о Нарекаци, сохранившаяся в армянском фольклоре по сей день. Суть ее такова. Князья и епископы собрались, решили предать Нарекаци суду и отправили за святым специальных посланцев. Он кротко и ласково принял их, перед уходом пригласил к столу и подал двух жареных голубей. Это было в пятницу – постный день. Посланцы напомнили Нарекаци об этом. Святой, извиняясь перед ними, заявил, что забыл, и попросил гостей приказать, чтобы голуби воскресли и улетели. Гости, конечно, не смогли ничего сделать; тогда Нарекаци приказал, и голуби воскресли, оперились и улетели. Посланцы пришли в смятение, увидев своими глазами святость Нарекаци, и обвинение против него само собой отпало. О том, что у Нарекаци были недруги, говорит и сам поэт. В 83–й песне «Книги скорбных песнопений» он сначала упоминает своих врагов, и только потом – друзей. Выяснить из его «Книги» и иных источников причины вражды невозможно. В «Айсмавурке» сохранилось упоминание, что его обвиняли в ереси. Известно также, что католикос Анания Мокаци, рукоположивший отца Григора, Хосрова Андзеваци, в сан епископа, анафематствовал последнего за ересь. Кроме того, учитель Григора, Анания Нарекаци, как видно из его же «Книги исповеди», «пред смертью, не по доброй воле своей, а исполняя повеление католикоса, проклял тондракийцев», по всей вероятности, потому, что во время распри между епископом Хосровом и католикосом «могли бы возникнуть сомнения и насчет ортодоксальности Анании Нарекаци, так как он и епископ Хосров были связаны узами кумовства, а сын Хосрова, юноша Григор, учился у Анании Нарекаци» [ Орманян М. Азгапатум. Константинополь, 1912 (на арм. яз.). С. 1144]. Весьма вероятно, что такое же подозрение пало и на Григора Нарекаци, поскольку он тоже написал послание против тондракийцев (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1119 Анания – армянский католикос Себастийского престола, одного из четырех армянских патриарших престолов, существовавших в то время (см.: М. Орманян. Азгапатум, с. 1563). 1125 Балу – город в области Балаовит провинции Четвертая Армения. Ныне селение с тем же названием недалеко от Диарбекира (в Турции). 1127 Харберд – в древности неприступная крепость в Четвертой Армении. Страбон упоминает под названием Каркатиакерт, византийцы – Хармутэ, арабы – Харберд, сирийцы – Корберд. Ныне главный город области Мамурат юл-азиз в Турции. 1139 Хори – второй месяц по армянскому календарю, соответствующий сентябрю. «...в 739 г. нашего летосчисления, 4-го [числа] месяца хори и 10-го февраля». – Здесь дано по подвижному календарю. 1-е навасарда 739 г. совпадает с 8-ым января 1290 г., а 4-е хори соответствует 10-му февраля (Новые армянские мученики, с. 118). Издатели «Новых армянских мучеников» по этому поводу пишут: «10-го февраля 1290 г. была пятница, а в тексте говорится в субботу». Однако из истории мученичества явствует, что смерть их на самом деле имела место в пятницу, поскольку в мученичестве говорится: «С наступлением субботнего утра показалось чудесное видение». Следовательно, – заключают они, – смерть имела место в пятницу 10-го февраля, а 11-го февраля, в субботу, на месте их мученичества воссиял свет» (там же). 1146 Диоклетиан – римский император (284–305), разделивший империю на четыре части. Себе он оставил восточную часть империи. Известен своими жестокими гонениями на христиан. Согласно «Мученичеству Рипсимянских дев», от него бежали в Армению Рипсимэ и Гаянэ. 1147 Татаро-монгольские захватчики, обосновавшиеся в Иране и Закавказье, приняли мусульманство при Газан-хане (1295–1304). 1149 В «Новых армянских мучениках»: должно быть – «звали его Дамур Ташем». Тимур-таш (Дамур-Таш армянских авторов) был монгольским правителем Малой Азии. В армянских памятных записях упоминаются его набеги и походы на Армению в 1315, 1324, 1327, 1336, 1338 гг. 1156 См. там же, с. 182. Н. Акинян автором и этого произведения считает Григора Хлатеци (см.: Н. Акинян. Хронология католикосов Ахтамара. Вена, 1920, с. 67–70, (на арм. яз.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

1184 Мелик Махмут, или Мелик Махмат, сын Амир-Ездина, (см. сноску к «Мученичеству Тамар Мокаци») – наместник Вана и Востана. В 1423 г. был убит Искандаром (см.: Памятные записи армянских рукописей, ч. I, с. 375). В памятных записях первое упоминание о нем относится к 1412 г. (см.: Памятные записи армянских рукописей, ч. I, с. 738, примечание Мелик-Махмат). В «Мученичестве священника Ованеса» сообщаются о нем дополнительные сведения: выясняется, что уже в 1403 г. при жизни Амир-Ездина он был эмиром г. Чмшкадзага и близлежащих земель. 1187 В рукописях памятник заглавия не имеет. Он начинается, как многие проложные мученичества, словами: «В сей день мученичество Химар Ванеци» (См.: Новые армянские мученики, с. 228). 1188 Употребление архаичных географических понятий применительно к новым – широко распространенное явление в древней и средневековой литературе. 1191 Маку – город в области Артаз провинции Васпуракан Великой Армении, южнее Малого Масиса. Согласно преданию, недалеко от Маку принял мученическую смерть апостол Фаддей, в честь которого позднее на этом месте была построена церковь св. апостола Фаддея. В XIII-XV вв. крепость города Маку с цитаделью была резиденцией Артазского армянского княжества. Ныне город с тем же названием в пределах Ирана. 1192 Об Аракеле Багишеци и его месте в армянской литературе см.: А. Казинян. Аракел Багишеци. Ереван, 1972. Переводы отдельных произведений Аракела Багишеци на русский язык см.: В. Брюсов. Поэзия Армении. Ереван, 1973: Песня о розе и соловье. Пер. В. Брюсова; А. С. Анасян. Армянские источники о падении Византии. Ереван, 1957, с. 129–141: Плач о столице Стимболе. Пер. С. С. Аревшатяна. 1198 Здесь и в нижеприводимых датах, касающихся биографии Аракела Багишеци, следуем А. Казиняну (см. указ. соч., с. 14–24). 1201 Так озаглавлено мученичество в большей части рукописей. См. Новые армянские мученики, с. 243. 1202 Шамс-ад-дин – в тексте Шамшатин. В рукописях встречаются разные формы этого имени – Шмыздин, Шамаштин и т. д. (см.: Новые армянские мученики, с. 234, сноска). Был видным эмиром, предводителем курдского племени ражик. От Кара Юсуфа на правах союргала получил районы Багеша, Хлата, Муша и Хнуса. В 1424 г. был убит в Хлате Искандаром (см.: Памятные записи армянских рукописей, ч. I, с. XXI).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

1157 Товма Мецопеци. История Тамерлана и его преемников, с. 71. В «Новых армянских мучениках» вместо Мецопеци ошибочно напечатано Товма Арцруни (с. 180). 1160 Закария – Закария II, католикос Ахтамара, согласно одним данным вступил на престол в 1378 г., другим – в 1369 г. Во время нашествия Тамерлана и резни в Ване попал в плен, но сумел освободиться в 1387 г. (см.: Н.Акинян. Хронология католикосов Ахтамара, с. 67–70; М. Орманян. Азгапатум, с. 1993–1994; Р. Ачарян. Словарь собственных имен, т. II, с. 188). 1161 Имя судьи в изданном Р. Ачаряном и А. Манандяном тексте мученичества не упомянуто. Однако во втором и третьем изданиях Пролога, а также у М. Чамчяна – перс Джафар (см.: Новые армянские мученики, с. 183). 1164 См. Христианские чтения, т. II, 1893, с. 127–129; 1899, 6, с. 257. Армянский сборник житий святых в последней литургической редакции Григора Церенца. См. также: Н. Марр. Деяния святых близнецов мучеников по двум рукописям Х-го века. СПб, 1906; В. Н. Бенешевич . Армянский Пролог о св. Борисе и Глебе. СПб, 1909 и др. 1173 Так начинается мученичество Тамар Мокаци во всех рукописях (см.: Новые арм. мученики, с. 196), за исключением одной, в которой текст озаглавен «Мученичество Гоар Мелик» (см. там же). 1177 Шамирам – согласно Мовсесу Хоренаци, сладострастная ассирийская царица Шамирам (Семирамида) безуспешно пыталась обольстить армянского царя Ара. 1180 В рукописи Матенадарана 2711 имеется следующее продолжение: «А проклятая Хатун-паша, у которой потом рот покрылся язвами, умерла, и трое ее сыновей были преданы мечу тюрками, захватившими замки и города, предавшими огню и их кости, которые будут гореть в будущей жизни в геенне неугасимой, где [поедающий] их огонь не угаснет» (рук. 2711, с. 501). 1181 Товма Мецопеци. История Тамерлана и его преемников, с. 112–113. Новые армянские мученики, с. 184. 1182 Чмшкадзаг – древний Иерополь, на берегу реки Евфрат. Главный культурный центр Софены. В XIV-XV вв. известен своим рукописным центром в. монастыре Еркайн-Ынкузеац. Ныне Чимишкэзэк в пределах Турции.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Один из них был из племени хужик 915 . Когда его подвели к кресту, он стал целовать ноги святому мученику и, взяв земли, смешанной с кровью, которая стекала с него, положил себе за пазуху. Палач ударил его по голове и тут же, пригвоздив его к древу справа от мученика, метнул в него стрелу, и он испустил дух. А другой [осужденный] был еврей. Когда его подвели к древу, он стал молить судей: «Не предавайте меня смерти, я согласен принять огнепоклонство». А они, не обращая внимания на его слова, пригвоздили его ко древу слева от святого. И блаженный был на возвышении под палящими лучами солнца между двумя осужденными на смерть и на виду у всего народа. В этом был удивительный смысл, и Господние слова об истинном исповедании [веры] применительны к нему: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» 916 . И апостол говорит: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего» 917 . Так неустрашимо принял мученическую смерть святой Иезидбузид на 23-м году [правления] царя Хосрова 918 , второго числа месяца калоц, в воскресный день, в третьем часу. [Судья] приказал оставить тело блаженного на древе. А верующие с Божьей помощью взяли тело святого, завернули его в дорогие полотна и с большими почестями опустили в могилу, с великой радостью отметив праздник, в который воссиял и возрадовал души истинно верующих сей свет. За что всеспасителю Иисусу Христу, Господу нашему, вместе с Отцом вседержителем и Духом святым подобают слава, честь ныне и присно. Мученичество Давида Двинеци «Мученичество Давида Двинеци» является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Оно было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. – Ованесу Драсханакертци, Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Время, описанное в нем, – вторая половина VII века. Сурхан-Давид появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Теодороса Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658–661).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Знакомство с обоими мученичествами Мирака Тавризеци убеждает в том, что на самом деле речь идет о Мирате, или Морате. Григор Арчишеци пишет, что «благодаря богоданной мудрости своей он во все времена был почитаем царями, сменявшими друг друга в городе Тавризе: сперва Искандаром, после него султаном Джааншахом, братом Искандара... Вслед за этим Джааншахом на престоле воцарился Узун-Гасан. Он тоже, как и вышеназванные цари, почитал св. Мирака 1219 . Свое влияние при царском дворе Мирак ставит на службу своему и другим христианским народам. «Он был великим защитником армян при дворе мусульманских царей, – пишет Мовсес... «С помощью золота и серебра он выкупал у неверных множество пленных из народа грузинского». Мирак восстанавливает Тавризскую церковь «руками самих разрушителей». Григор Арчишеци говорит об обстоятельствах, позволивших Мираку так возвыситься. Когда ему было двадцать лет, принял магометанство его отец. Уже тогда мусульмане попытались обратить в свою веру и его. Однако ни побои, ни уговоры не сломили Мирака, и они оставили его в покое, «устав от столь великого терпения». «И после всего этого, благодаря обращению в мусульманство отца и своей победе, – пишет Гр. Арчишеци, – св. Мирак чрезвычайно возвысился [не только] добром, но и именем и благими делами, более, чем его предки» 1220 . Чрезвычайно интересные события разворачиваются в связи с убийством Мирака в Тавризе. Убив его, Мехти водрузил голову Мирака на острие своего меча и пронеся по всему рынку, бросил затем перед дворцом матери падишаха. Персы воспряли духом и двинулись толпой на церковь , чтобы разрушить ее. Однако падишах, узнав об этом, послал войско, которое разогнало озверевшую толпу. Мехти поймали, доставили во дворец падишаха, который собственноручно убил его и послал его голову сыну Мирака, затем велел повесить ее на рыночной площади, а тело бросить на съедение псам. Однако возвысившийся еще при падишахе Узун-Гасане зевиадар Хесум был уязвлен этим. Он собрал двадцать тысяч мужчин, и они понесли торжественно хоронить тело «шехита». Против них Ягуб послал регулярное войско, беспощадно расправившееся с мятежниками. Жестокость, с какой Ягуб расправился с зевиадаром и его людьми, свидетельствует о том, что ему необходимо было убрать их с дороги. О том, что не христианолюбием Ягуба была вызвана расправа с убийцами Мирака, свидетельствуют многие современные армянские писцы, которые говорят о Ягубе как о ненавистнике христиан. Следовательно, действия Ягуба объясняются не благосклонным отношением к армянам, а внутренней неустойчивостью его государства. По первому зову зевиадара Хесума собралось двадцать тысяч мужчин. Пойманного зевиадара падишах называет «главарем злодеев», посмевшим пойти против его воли. Эти внутренние смуты и центробежные устремления крупных феодалов привели сначала к безвластию, а затем к воцарению династии Сефевидов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Об отличительных знаках, введенных Олджейту, унижающих человеческое достоинство христианского населения, сообщают также другие памятные записи: «И угнетает [народ стрелков] всех христиан, [заставляя] обратиться в их лживую веру, одних притесняют, других терзают, третьих убивают, у иных отбирают добро. Не удовлетворившись этим, обложили они всех христиан налогом и [отметили] позорной накладкой из черной материи на плечах, чтобы по этому знаку отличать христиан и осыпать бранью. Всеми средствами хотят они искоренить христианство с лица земли» 1144 . Автор и время написания «Мученичества Григора Карнеци» неизвестны. Это сочинение сохранилось лишь в одной из рукописей четьих-миней, начало и конец которой дефектны. Переписана она после 1567 г. 1145 . По всей видимости, автор данного Мученичества был современником описываемых событий и жил в первой половине XIV в. Мученичество владыки Григориса, св. епископа Феодосиополя, иначе города Карина, или Эрзерума Во времена владычества народа стрелков усилившееся вновь племя исмаильтян начало гонения на всех христиан, особенно же на страну Армянскую. Злосчастные ветры агарийские подули, как во времена нечестивых царей Деция, Диоклетиана 1146 и Юлиана Отступника. Ибо народ стрелков принял веру исмаильтян 1147 и согласился подвергнуть себя обрезанию ради плотоугодной религии их пророка. Поклоняясь ей, он совершил множество злодеяний в отношении христианских церквей и стремился отколоть служителей Бога от святых церквей Божьих. Во многих местах они грабили и разрушали церкви. Однако Господь Иисус силой [св.] Духа воспрепятствовал этому и [в дальнейшем] пресекал безбожников. Они подвергали христиан жестоким мучениям и истязаниям, заставляя их отречься от христианской веры, от веры в Отца и Сына и всесвятого Духа. Н о вновь отступили и обложили христиан налогом – с каждой души ежегодно брали семь-восемь дахеканов, требуя либо отречься от Христа, либо внести дахекан. Этот налог они называли хараджем. Однако твердые в вере и отважные не признали лживой ереси их и согласились ежегодно платить дахеканы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Имена их вписаны в Книгу вечной жизни. И св. Маначир Рштуни со святыми соратниками, вступив в пределы своих владений, умерли в местности, именуемой Вочхарацванк, где и были подобраны мощи святых. Кости их покоятся в церкви, стоящей на холме. Так, пренебрегши своею жизнью во имя Господа нашего Иисуса Христа, приняли мученическую смерть отважные и храбрые исповедники в годы [царствования] нечестивого персидского царя Йездигерда. Так посрамили они надменного царя с его советчиком сатаной, укрепленные Богом – Отцом нашим и Господом нашим Иисусом Христом и св. Духом, которым слава вечная. Мученичество Шушаник Мученичество св. Шушаник является жемчужиной древнеармянской агиографии. Будучи создано во второй половине V в., в годы упорной борьбы армян, грузин и агван (кавказских албанцев) против персидских завоевателей, оно ярко отразило духовный мир людей – современников этой эпохи и вошло в ряд лучших памятников художественной литературы раннего средневековья. Написано оно талантливейшим мастером, очевидцем кровавой драмы, разыгравшейся в семье гугаркского бдешха между вероотступником Вазгеном (Васгеном) и его женой Шушаник – дочерью великого армянского полководца Вардана Мамиконяна. Исторической основой мученичества являются реальные события, происходившие во второй половине V в. Сасанидские цари, желавшие окончательно поглотить Восточную Армению, Иверию и Агванк (Албанию Кавказскую), прибегли к политике ассимиляции, мощным оружием которой являлась религия. Армяне, грузины и агваны сплоченно ответили войной. Решающая схватка произошла на Аварайрском поле (451 г.), где пало много армянских нахараров. Среди них геройской смертью погибли отец Шушаник спарапет Вардан Мамиконян и брат его Амаяк, Аршавир Камсаракан и другие. В результате коварной политики сасанидских царей между армянскими нахарарами и грузинскими князьями начались распри. Некоторые из них ради сохранения своего положения, предав интересы родины, отреклись от христианства и стали проводниками политики сасанидских царей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Однако открытое отречение от мусульманства может иметь тяжкие последствия как для него самого, так и для его родных. И тем не менее Ваан не может поступиться своими убеждениями. В нем начинается борьба между чувством долга по отношению к родным и желанием свободно придерживаться своих взглядов. Верх одерживает последнее, он покидает жену, отчий дом, чтоб никому не причинить вреда и свободно исповедовать христианство. Все христианское население сторонится его, боясь общения с человеком, который совершил тяжкий в глазах захватчиков грех – отрекся от мусульманства. После долгих мытарств покинутый всеми Ваан решает отправиться в Арабский халифат либо получить разрешение от халифа исповедовать христианство, либо умереть за веру. Последним его пристанищем в Армении становится монастырь Ерашхаворк, настоятель которого Артавазд, будущий автор мученичества, любовно приютил его, а затем проводил, снабдив всем необходимым. Наконец, после длительного изнурительного пути Ваан предстает перед халифом и просит у него разрешения на исповедание христианской веры. Его стараются отговорить, обещают богатство и власть, но он отказывается и принимает смерть. М. Абегян, говоря о «Мученичестве Ваана Гохтнаци», сравнивает его с народным эпосом, где «все выясняется весьма просто сюжетом и действием, которое развертывается перед нами» 951 . На самом деле жизнь Ваана, повествуемая со всеми мартирологическими и эпическими подробностями, представлена на фоне религиозной нетерпимости арабов, национального гнета и преследований христианского населения. Несколько слов об авторе произведения. В мученичестве говорится о том, что «через семь лет игумен Артавазд» с несколькими членами братии отправился в Сирию и нашел могилу святого. От местного епископа Теофила он получил историю мученичества, написанную на греческом языке, затем в городе Урхе (Эдессе) дал перевести на армянский. Артавазд написал свое произведение, опираясь на этот источник. «И вот я принялся излагать, откуда надлежало, присовокупив к нему Мученичество Ваана».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010