Подобные памятники интересны для изучения социальной жизни и нравов духовенства. В сей день память священника Ованеса Св. священник Ованес, уроженец города Иерополя, ныне именуемого Чмшкадзаг 1182 , был сыном достославных родителей, [украшенных] богобоязненностью, кротких, миролюбивых, смиренных, терпеливых, благоразумных, молитволюбивых, рачительных, нищелюбивых, милосердных к неимущим и сиротам и покровительствовавших вдовам. Он был женат по мирскому обычаю. Но в мире был подобен ангелу во плоти, согласно слову апостола: «Имеющие жен должны быть, как не имеющие, ибо проходит образ мира сего 1183 ». Ибо он пребывал в такой телесной чистоте и целомудрии, о которых всечасно и неустанно проповедовал Христос. По наущению лукавого его возненавидели другие священники города и долгое время преследовали [Ованеса] и его людей. Выведенный из терпения, святой забрал своих людей и поселился за стенами [города], на месте, именуемом Кармир Сарук. Он заложил основы большой великолепной церкви и, получив разрешение эмира, которого звали Мелик Махмут 1184 , построил ее, но деревянную. Однако остальные священники завидовали его делам. Они отправились и оклеветали его перед Махмутом и Сайти-беком, которые пребывали в крепости Ушпак, что насупротив города. В тот день те были пьяны от выпитого вина. Эмир Мелик Махмут и его соправитель Сайти-бек, [услышав слова] священников, отдали своим войскам приказ пойти разрушить церковь . Собравшись, они пошли и поступили согласно приказу насильника: подожгли [ церковь ], а святого священника Ованеса бросили в огонь, связав ему ноги и руки. Так он в огне и отдал душу Богу. Ни один волос на его голове и бороде не сгорел. Отрезав его святую руку, они понесли в крепость эмиру. И ночью, когда несли его святую руку, все пять пальцев по милости Божьей как свечи горели. А эмир, увидев святую руку, раскаялся и прослезился. На заре яркий свет снизошел с небес на святое тело его. Видевшие это мужчины и женщины, армяне и мусульмане ликуя воздали хвалу Богу. И на следующий день христиане, получив разрешение эмира, взяли святое тело вместе с рукой и с великими почестями похоронили в городе – в церкви св. Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Между тем рассвирепевший главный палач говорит ему: – Ты не пожелал прислушаться к моим словам, и ныне я совершу над тобой то, что приказано мне. Святой отвечает ему: – Вы, видимо, привыкли пренебрегать приказом вашего начальника, я же не могу преступить заповеди моего небесного царя. И главный палач ударил его и, как ему повелели во дворце, сверкая обнаженным мечом [для устрашения], стал наносить ему легкие раны, из которых пошла кровь. Однако он не дрогнул. И вновь обращается к нему палач: – Что бы ты желал? А святой отвечает: – Свершай, что задумал. И ни слова более. А убийца говорит вновь: – О несчастный, наступил горестный для тебя день, но ты будешь жить, если пожелаешь. Почему же ты не избрал жизнь, а возлюбил смерть? Святой ответил: – Я предпочитаю смерть за Христа преходящей жизни. Тогда палач повелел ему подставить шею и, подняв меч, отрубил ему голову и тут же ушел. Умер святой мученик Христа, блаженный и великий Ваан в 17-й день марта, в постный понедельник предпасхальной недели, в девять часов, в 27-й день месяца марери 990 . VIII. Были там приближенные двора, слышавшие и видевшие все – как кровь, текущая с мученика Христова, собиралась в одно место. И видевшие эти чудеса в момент его смерти рассказывали, что лицо его излучало величие и было озарено чудесным сиянием. Христиане, дожидавшиеся, чтобы немедля взять мощи святого, от страха не могли приблизиться. Упавшее святое тело [палач] положил туда, куда бросали [тела] казненных. И обычно к тому месту подбирались собаки. Как только наступила ночь, они окружили тело. Выждав некоторое время, они неожиданно начали драть друг друга клыками и разбежались. На следующий день, не знаю, ночное ли видение или что иное навело ужас на [арабов], главный евнух вышел со двора и позвал: «Есть ли здесь кто из христиан? Пусть пойдет возьмет тело и похоронит согласно своим обычаям». Подошедшие же христиане боялись [взять]. «Я не лукавлю, берите с миром », – [сказал он]. И, когда [эта] весть распространилась, стеклась толпа христиан, собрала достохвальную кровь победителя, мученика Христова, и вырыла яму. Любовь [христиан] была настолько сильна, что вызвала в толпе ссору. Тут находились и греки, и яковиты, и много мужчин и женщин несториан. Взяв кровь и кусочки одежды [святого], они умиротворились. И пришли к соглашению относительно мощей святого, говоря: похороним пока мученика на кладбище чужеземцев, а мученик впоследствии воздаст достойному. Они понесли, положили его туда, сверху поставили тесанный с четырех сторон камень и разошлись восвояси. Но затем стали опасаться, как бы кто не похитил славное тело.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

По истечении нескольких дней он отдал блаженного на истязание палачам. А после пыток приказал в оковах, подвергая тяжким испытаниям, погнать в Кесарию и [представить] пред очи великого царя. Придя в город, они тут же бросили блаженного в темницу. А на следующий день с восходом солнца отправились к царю и рассказали о делах святого мученика. Услышав, он приказал немедленно доставить [Теодороса] к нему. Когда святой вошел, царь взглянул на него с великим гневом и сказал ему: – Слушай, муж, верно ли говорят о тебе, что ты был мусульманином, а теперь, отворотившись, исповедуешь веру и ересь христиан? Почитаешь религию Назаретянина, поклоняешься какому-то богу, по имени Иисус, который, будучи замучен и распят, умер смертью преступника. И ты отворотился от нашей веры, пренебрегши ею и презревши ее. Я повелеваю тебе без лишних объяснений исповедовать нашу религию и оставить ложную и суетную веру христиан. Тогда непобедимый мученик Христов с великой смелостью раскрыл свои благодатные уста и сказал: – О государь, я христианин, и раб Христов, и сын христиан, и никогда не слышал, чтобы в моем роду было такое, о чем ты говоришь, и я никогда не стану таким. Лишь в одного Бога, моего Иисуса Христа, умершего за нас и смертью своей спасшего род человеческий, мы уверовали и ныне [веруем]; из рода в род он наш спаситель и хранитель. Должно лишь ему служить и ему быть покорным. Не быть тому, чтобы я отрекся от Господа моего и истинного Бога, владыки жизни и смерти. Царь повторил ему еще раз и сказал святому: – Не упорствуй и не противься моему повелению, иначе я прикажу побить тебя камнями и лишить сладкой жизни. Святой [муж] Божий сказал в ответ: – Знай отныне, о царь, что я не устрашусь твоих угроз. Я не имею намерения и желания отрекаться от Христа моего и стать служителем лживой и обманной религии вашей, но готов добровольно пойти на мучения и быть подвергнутым пыткам во имя Господа нашего Иисуса Христа, за меня принявшего мучения на кресте и смерть. И ныне не медли, а делай скорее то, что собираешься делать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Узнав, что настал час, святые стали на коленях молиться и говорили: «Господи Боже, силой своей ты удостоил нас пройти путь наш в чистоте во славу всесвятой Троицы. Услышь, Господи, молитвы наши и укрепи нас [св.] Духом своим в час смерти, содержи нас в бесстрашии перед дьявольским обманом и гневом тирана. Сподобь нас всех умереть в истинном исповедании, принять венец и наслаждаться вечной жизнью. Услышь, Господи, молитву нашу и смилуйся над страной Арменией, чтобы обратилась она к поклонению и прославлению Троицы, ибо тебе принадлежат все создания и тебе подобает поклонение и слава их, Господи Боже наш. Услышь, Господи, молитву рабов твоих, уповающих на тебя, – пусть земля, на которую прольется кровь мученичества нашего, станет целебной для всех хворых и пусть [из этой] земли бьют источники для исцеления больных; и, если кто придет во имя наше с верой, а также [томимый] болезнью или мучимый лихорадкой, одержимый ли бесом этих нечестивцев или страдающих многими недугами, и станет молить тебя, Господи Боже наш, на месте нашего заклания, услышь их, и смилуйся над ними, и спаси от всех бед, исцели от всех напастей души и тела, ибо ты всемогущ и тебе подобает слава во веки веков, Аминь», Тогда глас был к ним с небес: «О чем однажды попросили вы, даю вам – да будет место мученичества вашего источником целебных вод и земля эта целебной от многих недугов. Вам же, возлюбленные мои, за многие труды, достигнутые через великие лишения, [дарую] покой и радость, ныне и присно». Святые, укрепившись небесной силой, перекрестились и пошли к тирану на смерть. Те изрубили их своими мечами. И они испустили дух на руках ангелов в добром исповедании Отцу и Сыну и Духу св., день же был 17-й месяца навасард. Вот имена блаженных: св. Сукиас, Лункианос, Полоктэс, Кодратос, Идиксикирос, Мемнас, Фокас, Сергис, Дуетиос, Андраниос, Зосимос, Бектос, Талкеса, Иорданэс, Анастас, Теодорос, Акопос, Феодосиос. Так блаженные оставались на горе Сукавет 44 года, питаясь не хлебом, а силой и милостью Господа их. Так восприняли они мученическую смерть и получили от Бога Христа венец победы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Толпа двинулась на него с мечами, палками и камнями и предала его мученической смерти. И отдал блаженный Вардан чистую душу свою Богу, во славу Христа, Отца нашего, Христиане взяли его [тело] и с почестями – с псалмами, благословениями и духовными песнопениями – понесли опустили в могилу. Преставился св. мученик Вардан в 870 г. армянского летосчисления 4-го января, в постную [неделю накануне] Рождества, в субботу, в одиннадцать часов; и мощи святого приносят исцеление от многих недугов. Мученичество Ованеса Холу «Мученичество отрока Ованеса Холу, или Ованеса Хлатеци», относится к малораспространенным мартирологам. Оно сохранилось лишь в четырех списках. Причем три списка (из коих один относится к 1651 г., второй – 1704, время создания третьего неизвестно) представляют собой одну редакцию, а четвертый (1681 г.) – несколько отличную от остальных. Последняя редакция написана более просторечным языком, с использованием турецких слов, бывших в употреблении среди армянского населения. Память отрока Ованеса отмечается также в рукописи 1717 г.: «В сей день память и мученичество нового страстотерпца Христова некоего отрока по имени Ованес, по прозвищу Холу, который от руки неверных погиб во славу Христа» 1205 . Время возникновения мартиролога и автор неизвестны. Однако памятник носит, черты, характерные для поздних мученичеств. Его герой – гусан и уличный певец, ставший жертвой произвола иноземных правителей. В повествование вкраплены отдельные описания быта, нравов иноземных правителей, сценки из современной автору жизни. Такой сценой из жизни восточного города является рассказ о времяпрепровождении хлатского эмира Сефедина, который во время пиров и отдыха любил устраивать состязания танцоров и народных певцов – слагателей песен – гусанов. Он держит постоянно при себе гусана Ованеса, певицу и танцовщицу-мусульманку. Интересно отметить, что противоборство христиан и мусульман агиограф представляет посредством известного с древних времен в Армении состязания гусанов, а также певицы и танцовщицы-мусульманки и гусана-христианина. Цель этого состязания не просто выявить сильнейшего в искусстве слагать и исполнять песни, а показать превосходство христианской веры над мусульманской. В этом состязании победителем мог оказаться только христианин, ибо он пел песни «Слава в горних» [Слава вознесению] и иные сладкозвучные шараканы и всех очаровывал». Дальнейшее повествование идет в традиционном стиле мученичеств. Превосходство Ованеса и его победа становятся причиной навета маров, которые подстрекают эмира убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Посему и мы обязаны умереть ради него, особенно же ради нас сам их. И если праведник умер за нас, неправедных, то мы [тем более] обязаны следовать примеру его смерти. Не почтем за стыд смертью нашей стать мучениками за него, Бога, ибо и Христос не посрамит нас, когда придет во славе Отца своего и святых ангелов, как и речено. Многими иными примерами увещаний они подбадривали друг друга оставаться твердыми в вере Христовой, [предпочитая] лучше умереть за смерть его, чем временно жить в изобилии и лишиться славы небожителя и щедрот святой Троицы. За ними двинулись тиран с армянскими нахарарами и многолюдная толпа из города, желавшие стать очевидцами мученичества святых. И вот тиран, возвысив голос, обратился к ним: – К чему вам всуе умирать? Отчего б не прислушаться к моим добрым советам и не извлечь из них урок? Перестаньте упорствовать в знании суетного и живите среди нас. Святые же отвечали: – Мы вняли животворящему, благовествующему учению Христа и ему на службу поставили наш слух, с помощью него мы очистились от первородного греха, совершенного [по наущению] искусителя. Не дай Бог прислушаться к губительному и вредоносному голосу твоему, несущему нам безвозвратную гибель. Да останутся тебе и подобным тебе дары твои и наслаждения! Но нам, достигшим истины, познавшим ее из наставлений св. Духа, дабы отличить добро от зла, они не нужны! Исполняй волю твоего повелителя и нашедшего у него прибежище дьявола и предай нас какой угодно смерти. Мы готовы умереть подобно овцам, как распятый на древе ради нас бессмертный агнец, который искупит грехи мира. И, дойдя до места мученичества, палачи по повелению тирана вооружились мечами, а стоявшие поодаль, напротив толпы, святые опустились на колени и, исторгая потоки слез, возносили молитвы Христу, дабы ниспослал он им помощь и укрепил их в неустрашимой мысли приблизиться к месту заклания разумной жертвы. С мечом [в руках] подошел один из прислужников дьявола, дабы по приказу тирана возглавить казнь святых. Тогда старший [брат] Амазасп обратился к блаженному Сааку: – Ты, по плоти оказавшийся мне братом, моложе меня; считавшийся меньшим при моем княжении, теперь ты станешь первым мучеником и воссядешь на первый престол, приняв мученичество первым. И, насладившись первой чашей, мы возвеселимся за столом телесным пиром. Ныне ты первый испей чашу спасения Христова, и да будет прославлено имя Господа мученичеством твоим. И святой Саак, как по указу наставляющего учителя, подошел к мечу и, осенив себя крестным знамением, склонил шею пред мечом. Палач занес меч и отсек главу блаженному.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В ту ночь ужас объял войско от [прогремевшего] грома и [прокатившегося] грохота. И те, кто жил недалеко [от места кончины святого], всю ночь не могли сомкнуть глаз от охватившего их трепета. Человеколюбивый Бог прославлял прославившего его [мужа] – разверзлась твердь и дугообразный свет снизошел на мученика во славу его и в посрамление неверных. Увидев это, они от изумления осмелели, пришли к судье своему и наставнику и спрашивают: – Что означает этот нур 1082 , т. е. свет, снизошедший на него? И [судья] говорит им: – Это [наш] Бог чтит камни и кости мертвых, которыми вы осыпали его, посему и [снизошел] свет. Сколь же паче [чтит он] вас, убивших его. Иные же говорили: – Он был мельхедом 1083 , свет Божий сжигает его. Умер св. Иосеп в доброй вере в Отца и Сына и св. Духа в двадцатый день месяца ахки 1084 , в субботу, в девятом часу, в месте, называемом Миджоц, на берегу великой реки Ерасх 1085 у подножья великой горы Масис 1086 , насупротив города Арташата 1087 и замка-крепости, где находится великий вирап 1088 , место мучений св. Григория. О христолюбивые братья, мученическая смерть его изумительна! Множество мучеников было прежде, особенно среди армян. Страна Армянская цвела и была украшена их кровью. Ибо для них примером и доказательством [милости Божьей] служили другие мученики. Одних они видели удостоившимися венца, других – одаренными дугообразным светом, иных – прославляемыми Богом и людьми. И все это поощряло их [на подвиг]. Но сей [св.] не воспитывался в доме Божьем, не пил из Св. писания и не узрел других [в качестве примера] для совершения такого мученичества. Этим он и изумил вышние силы. Страна наша Армянская давно иссушилась и жаждала росинки крови мучеников. Теперь она утолила жажду свою, напоившись кровью его. И ныне все, кто с горячим сочувствием, великой надеждой, любовным желанием и истинной верой чтит праздник мучеников Божьих, те, не испытав мучений, приобщаются к сонму мучеников и, избежав меча, удостаиваются их венца. Уповающие на Господа, по заступничеству [святых мучеников] просите у Христа отпущения грехов наших, и Христос помилует вас и нас. Аминь. Мученичество Теодороса Кесараци

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Мученичество Иосепа Двинеци» представляет интерес также своими географическими сведениями. По ходу действия Иосеп скрывается в различных районах Армении, к географическим названиям которых автор даст свои комментарии, вносящие коррективы в местоположение некоторых армянских областей 1059 . История жизни и подвижничества нового мученика Иосепа В нынешнее скудное время, во дни, когда народ наш лишен власти, в 619 г. армянского летосчисления г.], в патриаршество боголепного и преисполненного духовной благости армянского первосвященника владыки Нерсеса, в правление грузинского царя Георгия ожесточился гнет скифов 1060 . Христианские народы испытывают великие притеснения и страдания от всевозможных беззаконий, чинимых безбожным и неверным народом турок 1061 . Особенно сейчас, [в правление] грозного и побеждающего в войнах великого халифа Ильдегиза, искусного знатока хитрокозненных вымыслов безбожного пророка их, [благодаря чему] он весьма почитаем и известен в народе своем. Он покорил многие страны, [однако] отличается добрым нравом и миролюбием. В годы его правления во многих странах царил мир. А непокорных он стремился подчинить своей власти. В следствие этого многие были замучены и умерли во имя любви к Христу. В числе них был и истинный мученик Слова Божия, о котором и пойдет рассказ. Однако сначала нам следует сказать о том, откуда он родом и из каких краев он пришел в нашу страну, [прежде чем] претерпеть мученическую [смерть]. Некий муж, по имени Севуш, родом перс, отделившись от народа своего, жил в селении Норашенк, что в Турбарской долине, близ реки Гурастан 1062 . [Село это] подчиняется городу Хосровакерту, ныне именуемому Двин. Когда один из сыновей его, по имени Бупакр, пребывавший в неведении [о Слове Божьем], достиг совершеннолетия, он отдал его в школу для обучения их вероучению. Тот, оставаясь там долгое время, стал свидетелем их мерзких и уродливых дел. И, почувствовав к ним омерзение, бежал оттуда к себе домой. С той поры он усомнился в вере своих отцов и духовную пищу получал среди христиан. Он учился не как дитя, любящее лицедейство или пьяные пляски, нет, он бежал от них прочь, зная, что все это суетные, лживые, сатанинские песни. С наступлением зрелости, по благости свыше, движимый Духом св., день ото дня преисполняясь благочестия, он возымел великую мечту и страстное желание принять христианство. В то же время он внимал наставлениям, поучениям христолюбивых мужей, знакомился через них с христианским учением. Особенно же многому [он обучился] у некоего благочестивого мужа по имени Саргис, который служил у них дома. Ибо он стал причиной обращения его [к истинной вере] и жизни. Подобно земле, растящей брошенное в нее семя, [Иосеп] покорно и смиренно вбирал все, что тот говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

И вот однажды, когда она, выйдя из церкви, шла домой, ей повстречались имам и с ним два мусульманина. И обратились к ней с угрозой: – Откуда идешь? – Из церкви, – отвечает Химар. – Почему ходишь в церковь ? – спрашивают они, движимые еще большим гневом. – Хожу в церковь , чтобы теми тремя камнями, что я метнула в сторону церкви, бить себя по голове. Тогда имам ударил ее по голове, а она побежала в сторону востока со словами: – Идите за мной и на видном месте побейте меня камнями. Имам тот позвал людей, стоявших неподалеку от каменного рва, и они бросились за ней, и женщину ту Химар побили там на месте камнями. И так в добром исповедании почила во Христе женщина Химар, ибо так ее звали. Случилось это в 867 г. армянского летосчисления. Мученичество Вардана Багишеци Среди мартирологов позднего средневековья особый интерес представляют мученичества, написанные Аракелом Багишеци, видным армянским поэтом и литературным деятелем конца XIV – первой половины XV века. Известный своими поэтическими произведениями – стихами, духовными гимнами (посвященными Сааку Партеву, Месропу Маштоцу, Григору Лусаворичу, Георгию Победоносцу, Теодору Воителю, девам Варваре и Фекле и др.), стихотворными переработками апокрифических сказаний, историческими поэмами и элегиями, иносказательной поэмой о розе и соловье и пр. 1192 , Аракел Багишеци вошел в армянскую литературу и как автор целого ряда агиографических сочинений – панегириков, мученичеств. Его перу принадлежат семь похвал, три (по другим данным – четыре), мученичества 1193 : Вардана Багишеци 1194 ; Вардапета Степаноса и священника Петроса, уроженцев города Хизана, и история подвижничества Степаноса Сорбеци 1195 ; Амирзы Спаркертци 1196 . Некоторые ученые приписывают ему также «Мученичество Григора Хлатеци» 1197 . Место, уделяемое Багишеци в своем творчестве агиографическим произведениям, свидетельствует об определенном предпочтении, отдаваемом им этому жанру, и роднит его с другим крупным литературным деятелем XIV-XV вв. Григором Хлатеци.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

– Отвратился ли ты от своего заблуждения [и обратился ли] к правде, которую почерпнул из нашей [веры] в детстве благодаря искусным наставлениям, или продолжаешь упорствовать? Но он возразил: – Нельзя называть правдой все, и свет [нельзя называть] тьмой, а тьму – светом. Поступай со мной как желаешь. Халиф продолжал: – С предельной беспристрастностью изучив твое дело, мы не увидели лжи ни в тебе, ни в твоих соплеменниках, ибо они мудры. И если им приходится служить у народа иной веры, они не изменяют своей вере. Но ты стал дурным примером для нас, ибо, глядя на тебя, и другие поддаются тому же [соблазну]. И поэтому не стоит делать тебе добро, ибо, во всеуслышание выразив свои мысли, ты выставил нашу веру в глазах всех ложной. Мудрость твоя исходит не от вашей, а от нашей веры, а дерзость твоя – моей снисходительности. Тогда все сидевшие перед ним, кипя злобой, в один голос стали кричать, требуя немедленно лишить его жизни. Халиф переменился в лице и повелел увести его и казнить. А он смиренно вышел, с безмятежным лицом распевая псалмы и говоря: «К тебе, Господи, возносится око души моей. Как очи рабов обращены на руку господ своих..., так очи моего разума смотрят на тебя» 987 , и следующий за этим псалом, и так до места плахи... «И слабость моя избежала их западни». А халиф вы звал главного палача Шама: – Иди, – говорит, – выведи его из города и постарайся уговорить; может, он отступится. Если же нет, угрожай ему мечом, занося его над ним и приговаривая: «Не умирай безвременно». За ними на расстоянии шла огромная толпа христиан, обливаясь слезами и сострадательно оплакивая его. А он, дойдя до места казни, с ликованием простер руки к небу, возглашая: – Славлю тебя, [Господи], ибо ты внял моим постоянным стенаниям и исполняешь мое желание, и, благоволя к святым своим мученикам, вознаграждаешь их смертью, и меня ты сподобил смерти за имя твое великое. Ныне помяни нас, Господи, ибо «за Тебя умерщвляют нас всякий день» 988 , устыди кичащихся земной низменной жизнью, скотодумов, умствующих, похотливых, метящих в левую сторону 989 , а отроков твоей святой церкви сохрани в чистоте как неколебимый камень твоей веры и в следующее свое пришествие сподобь их чрез входы пренебесные предстать пред тобой, Сыном света, в твоем небесном чертоге, дабы прославить Отца и Сына и св. Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь!».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010