6 июня. «Ищите прежде Царствия Божия». Эти слова вы слышали из Евангелия, читанного нынче за литургией, и принадлежат они Господу нашему Иисусу Христу. Спаситель сказал, что люди заботятся о пище, об одежде, о других разных предметах существования, а между тем что всего главнее и необходимее, о том они и не думают, не заботятся они о Царствии Божием. Но что такое Царствие Божие и как нам искать его? Вы, вероятно, и не вдумывались в это. Евангелист Иоанн Богослов за свою любовь и преданность Богу был осужден на изгнание на остров Патмос, и там он уразумел, что такое Царствие Божие, и он оставил нам книгу, из которой и мы можем познать, что такое Царствие Божие. Чтобы лучше уяснить это, представьте себе, что Царствие Божие – это такой город, в котором живет Бог и народ. В этом городе ни скорбят, ни ропщут, а если и плачут, то Сам Господь стирает слезы с глаз их; в нем нет ни воплей, ни стенаний, ни отчаяния; люди все спокойны, все радостны, все светлы, все чисты, так как там никакая нечистота не может быть; в этом городе нет ни солнца, ни звезд, а между тем все светло, все блистает, все лучезарно, потому что в нем присутствие Самого Бога; в нем люди всех званий, всех возрастов, всех поколений, в нем и старцы, и юноши, и младенцы, в нем нет порочных чувств, похотливых желаний, нет пола ни мужеского, ни женского. Итак, мы видим, что Царствие Божие – такое место, куда бы, кажется, только и должен стремиться человек, а между тем человек и не ищет его, и оно улетает от него, подобно тому как легкое облачко плывет наверху и исчезает в лучезарных небесах. Но как же можно попасть в Царствие Божие и кто попадает туда? Запомните хорошенько мои слова: по свидетельству святых отцев, в Царствии Божием могут быть все и никто; это такой город, куда нельзя войти через все ворота, и только Один Спаситель указал нам путь в него, дал нам ключи от него. Кто следует за Христом, кто идет по Его пути, тот попадет и в Царствие Божие. А как следовать за Христом, это всякий из вас знает. Сам Спаситель сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вас; наследуйте царство, уготованное вам от создания мира». Как Он болел и страдал, так и мы должны, как Он был всемилостивым, так и мы не должны быть жадными, но быть милостивыми, и войдем мы тогда в Царствие Божие. Но что там делают, в Царствии Божием? Там вечное блаженство. Это такое пресветлое место, где ангелы славословят Господа, где непрестанно слышится херувимский восторг, где нет ни болезней, ни смерти; это такое счастье, выше которого и нет ничего; попасть туда трудно, но уже кто попал туда, тот вечно там будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   Мы смиренно молимся, чтобы эта книга, издаваемая Ватопедским монастырем, способствовала духовному преуспеянию народа Божиего к славе Святой Его Церкви, которая всегда порождала праведников и святых.    Написал 25 марта 1995 года в праздник Благовещения Госпожи нашей Богородицы архимандрит Ефрем и со мною во Христе братия в пребывающей под покровом Богородицы Святой великой Ватопедской обители. Введение    «Пустынным живот блажен есть божественным рачением воскриляющимся». Насколько подходят эти слаще меда слова тем, кто желает взять на себя Крест Господа нашего! А также и другие: «Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс.83:2—3).    Сладчайший наш , поскольку Он и «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), не только «во время оно», но и сегодня призывает Своих подвижников свидетельствовать о Его постоянном, живом и действенном присутствии, подтверждающем истинность Его обетовании: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).    Благочестивый обычай боголюбцев удаляться на безмолвие для того, чтобы, не отвлекаясь ни на что, служить Богу и всецело с Ним пребывать, существовал с самого начала как в период Закона, так и в последующий период благодати. Однако подобная практика приобрела организованный характер и достигла своего расцвета только после III века, благодаря тем благоприятным условиям, которые были свойственны пропитанной в весьма значительной степени христианским духом Византии.    Но все-таки основным мотивом того, что христиане, и особенно после прекращения гонений, предавались безмолвной жизни, являлась ревность по Богу. Именно она, эта ревность в предыдущую эпоху подвигала верных самим являться на мучение, выражая тем самым их совершенную любовь к Богу, и запечатлевать это свидетельство своей кровью. Эти пламенеющие, уязвленные стрелами божественной любви сердца, не зная, как проявить свое упорное стремление к Богу, обращались теперь уже к безкровному исповеданию, к добровольному мученичеству. Зная слова апостола Павла, что «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), они перенесли место подвигов с арен амфитеатров в пустыни: «...скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:37—38). Одни в одиночестве, «только с Богом», другие по двое или по трое, третьи — группами, имея все в общем пользовании, союзом любви, которая есть «совокупность совершенства», соединенные (Кол.3:14), «сподобились обетовании», потому как всеми силами и средствами «творили правду» (Евр.11:33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А другой проповедник, обратившись к слушателям с кафедры в храме, архиерейскими устами произнес: «Общественная молитва изображает собою светлые воды безбрежного моря с крутыми плодоносными берегами, на которых живет и веселится всякое Божие создание. А неблагоговейно молящиеся в храме, священнослужители и миряне, изображают собою гнилое болото, в котором мутная вода способствует произрастанию трав и мха, негодных ни для человека, ни для животных, ни для птиц. Это обитание для зловещих сов, плотоядных коршунов, пресмыкающихся лягушек, мышей, крыс и разных нечистоплотных насекомых. Известно, что голос совы, крик хищных птиц, болтливое, бездушное щебетание и утомляющий визг сорок, гнусливый крик лягушек возбуждает в каждом из нас отвращение». Будем же наблюдать за собою, чтобы наша молитва напоминала собою блаженный Эдем, а не трущобу, из которой исходят вредоносные для душевной жизни миазмы и испарения. В этот же светоносный день ученики Господа нашего Иисуса Христа услышали из Его уст незабвенные слова, переданные евангелистами для исполнения всем православно верующим во Христа и Его Церковь . Вот эти слова: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ( Мк.11:25–26 ).» Высокую истину Своего Божественного изречения Он, Богочеловек, подтвердил Своим примером, умирая, распинаемый иудеями на Кресте. Он молился за Своих врагов, взывая во всеуслышание присутствовавших при Его казни: Отче, – говорил Он, – прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Такое всепрощение, дарованное устами Христа, служит примером истинного человеколюбия. Подражая Ему, молящиеся обнаруживают тайны своего любящего сердца. Это Божии дети. Они стоят в благоговейной кроткой беседе со своим Утешителем-Отцом. Это люди, обладающие чистым сердцем. В часы своей молитвы они зрят Бога, согласно слову Благостнейшего Законодателя: Чистые сердцем Бога узрят ( Мф.5:8 ). И понятно, потому что, по выражению св.Иоанна Богослова, Бог есть любовь ( 1Ин.4:8 ). Беседа с Богом, то есть молитва , употребляя выражение святителя Тихона, Задонского чудотворца, есть «одно из самых существенных отличий разумного существа от неразумных животных и немой, бездушной природы».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Бедный человек испугался, пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе . Страждущий под тяжестью бедности и мщения, он падает к ногам равного себе, просит отсрочки времени для уплаты долга. Он надеется, что его товарищ отнесется к нему не с мечом римского языческого судьи, но по закону Божию. Закон Божий говорит, что ближний наш, т.е. всякий человек, есть брат наш; что его должно жалеть, любить, как самого себя. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга ( Мф.18:30 ). Таким образом, неимущий человек оказался, говоря словом Спасителя, произнесенным в другой раз к смиренным, бездомным, беззащитным Своим ученикам, «овцой посреди волков» ( Лк.10:3 ). Слишком опасно положение овцы в присутствии волка. Слабость и беззащитность овцы противопоставляется силе, дерзости и алчности волка, и потому жизнь овцы ежеминутно в опасности. Жестокосердый и сребролюбивый человек заточил товарища в темницу. Так человек делается суровым и жестоким, когда забывает о прощении, полученном от Бога. Забвение собственной виновности делает его в отношении к другим безжалостным, взыскательным, иногда свирепым. Человек, не сознающий своего греха, расположен с такой же крайней строгостью судить других, сколько бывает снисходителен и потворствует самому себе. Тяжело, больно сердцу слушать, когда люди, общественным положением поставленные на более или менее высокую ступень, сами рабы похотей, истязуют товарищей, равных им по происхождению, по воспитанию, а может быть, и образованию и превосходящих их в смиренной доле нравственностью. Увы! Эти надменные люди в отношении им подчиненных поступают совершенно противоположно наставлениям святого ап.Павла, который внушал своему сотруднику в деле служения Церкви щадить им пасомых, никогда не забывая о том, что мы сами некогда были несмыслены, упрямы в заблуждении, были рабами похотей и различных страстей ( Тит.3:1–3 ). У евангелиста Матфея в 1 главе читаем о добром деятельном бедном Иосифе такие слова: «Иосиф, муж Марии, будучи праведен, и не желал огласить Ее» ( Мф.1:19 ). Вот скромный, великодушный человек; проще сказать: «Это – человек!

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Беседа первая. На Евангелие от Марка, 2–7 § I При слушании и чтении священной истории земной жизни Господа нашего Иисуса Христа невольно является недоумевающий вопрос: «Как могло статься, что иудеи не уверовали в Спасителя после всех неисчетных и безмерных чудес, совершенных посреди их и над ними?» При чтении жизнеописаний страстотерпцев и истинных подвижников веры и благочестия, учителей, благодетелей, называемых великими людьми, не надивишься, почему их современники могли оставаться холодными, бесчувственными и часто жестокими к ним, которым, когда уже смерть порвет труженически страдальческую жизнь, начинал воздавать и честь, и поклонение весь мир. Краткий, но назидательный ответ на все сие представляет евангельское повествование о расслабленном, которому Господь восстановил и телесные, и духовные силы. В этой простой, как всегда должна быть истина, евангельской истории слышится объяснение того, как страсти порабощают людей, влекут умы к нелепостям, волю к упорству, совесть к бесстыдству. По сказанию Евангелия, Иисус Христос проповедовал в Капернауме Свое учение с такой увлекательной приятностью, что к Нему собрались многие, так что уже и у дверей не было места ( Мк.2:2 ). В это же время исцелил Он расслабленного, принесенного к Нему четырьмя сострадательными людьми. Но тогда как весь народ удивлялся и славил Бога, говоря: никогда такого мы не видали ( Мк.2:12 ), – некоторые из книжников ( Мк.2:6 ), назирая за всеми делами Господа Иисуса Христа и прислушиваясь к каждому слову Его, хотели привязаться к выражениям Его, сказанным расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои ( Мк.2:5 ). Они помышляли в сердцах своих: что Он (Иисус Христос) так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога ( Мк.2:6–7 ). Господь, знающий все тайные помышления человеческие, немедленно заметил им, говоря: Для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли разслабленному: прощаются тебе грехи, или сказать: встань, возьми постель твою и ходи? ( Мк.2:8–9 ). Очевидно, на этот вопрос книжники не могли дать ответа, потому что не могли ни грехов отпускать, ни восстановлять силы расслабленным, а потому и не могли судить о большей или меньшей удобности того и другого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

В древней хр. церкви установлен был братский и церковный суд над согрешившими членами общества. Такой суд заповедан и Спасителем. " Если, – говорит Он, – согрешит против тебя брат твой; пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного, или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:15–17 ). Св. апостолы также установляли между христианами общий братский и церковный суд над тяжкими грешниками. Они заповедовали даже не входить с ними ни в какие связи, общение. «Я писал вам, – говорит св. Павел коринфянам, – не сообщаться с тем, кто, называясь братом, – т.е. христианином, – есть блудник, или сребролюбец, или идолослужитель, или злоречив, или пьяница, или хищник; с таковым даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 ). Нашелся тогда между коринфянами один страшный грешник. По этому случаю св. Павел писал коринфянам: «Я положил, чтобы вы в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, властию Господа нашего Иисуса Христа, предали его сатане» ( 1Кор.5:4–5 ), т.е. отлучению от церкви. Потом, когда грешник этот покаялся, то любвеобильный и обрадованный апостол писал к коринфянам: «Довольно для него понесенного наказания; вам уже надобно простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною скорбию, и потому прошу вас принять его в любовь» ( 2Кор.2:6–8 ). Церковный суд соединился в древности с открытою исповедию, т.е. с сокрушенным сознанием своих грехов пред всем собранием христиан в церкви и с прошением у всех прощения грехов. Исповедь эта казалась тяжкою, некоторые из ложного стыда уклонялись от нее. По этому случаю один церк. писатель 3-го в. говорил: «Многие или избегают или откладывают со дня на день свое открытое исповедание; но между братьями и сослужителями, где общая надежда, страх, радость, печаль, страдание, ибо общий Дух в общем Господе и Отце, зачем ты признаешь их иными, нежели себя? Зачем убегаешь, как насмешников, людей, одинаковых с тобою по обстоятельствам? Тело не может радоваться о повреждении одного члена, оно необходимо вместе с ним болезнует и печется об исцелении».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В законе Моисеевом «не просто повелевается умерщвлять сына, оскорбившего родителей, не так, чтобы палачи, взявши его из судилища, выводили через площадь и за городом отсекали ему голову; нет, сам отец ведет его на середину города (сам выступает обвинителем) и признается заслуживающим доверия без всякого доказательства: и это вполне справедливо. Кто готов тратить для сына и деньги, и жизнь (и здоровье), и все, что ни есть, тот никогда не может сделаться обвинителем его, если не будет слишком большого оскорбления. Итак, отец ведет его на средину города, потом созывает весь народ и произносит обвинение, а все слышащие, взяв каждый по камню, бросают в оскорбителя родителей. Законодатель хочет, чтобы они были не только зрителями, но и деятелями, чтобы каждый, взглянувши на правую руку свою, которою и он бросил камень на голову непочтительного сына, получил чрез это достаточное побуждение к исправлению. Впрочем, законодатель внушает нам здесь не только это, но и другое, а именно – то, что оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям. Поэтому к участию в наказании он приглашает всех; так как все оскорблены, созывает весь народ и весь город, внушая этим, чтобы и те, у кого нет ничего общего с обиженными, негодовали на оскорбляющего родителей, так как оскорбление наносится общей человеческой природе, и чтобы такого человека, как некоторую язву и общую болезнь, изгоняли не только из города, но и с самого света. В самом деле, такой человек – общий неприятель и враг всех – и Бога, и природы, и законов, и всей вообще нашей жизни. Поэтому повелевает всем участвовать в поражении, совершая как бы очищение города» 656 . 3. Примеры почитания и доброго послушания родителям и случаи тяжких наказаний и грозных вразумлений Божиих непочтительным детям Святитель Иоанн Златоуст . Святитель Григорий Богослов . Преподобный Сергий Радонежский. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) . Блаженный Августин . Непочтительные дети теряют и Божие благословение. Библия представляет нам много примеров почтительных детей в лице ветхозаветных патриархов Сима и Иафета (сыновей Ноя), Исаака, Иакова и Иосифа; царя Соломона и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В истории Православной Русской Церкви описаны случаи сокращения жизни по послушанию и молитвам святых и праведников. Так умерла любимая духовная дочь прп. Серафима Саровского Елена Васильевна Мантурова. Вот как описывается ее смерть в «Летописи Дивеевского монастыря»: «Призвав Елену Васильевну, преподобный сказал ей: " Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание… Исполнишь ли его, матушка? " На согласие Елены Васильевны преподобный сказал: " Вот видишь ли, матушка, Михаил Васильевич, братец-то твой, болен, и пришло время ему умирать, а он мне еще нужен для обители-то нашей… Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича " . " Благословите, батюшка " , — смиренно отвечала Елена Васильевна. С того же дня она захворала и вскоре умерла». Такие же случаи умирания за других по молитвам московского протоиерея Валентина Амфитеатрова описываются и в жизнеописании этого великого пастыря и светильника благочестия наших дней (Изд. 1912 г.). Таинственна воля Божия, от которой зависит день кончины человека. Однако в описанных выше случаях смерти за других можно видеть очевидную целесообразность в исполнении подобных просьб духовных пастырей. Те, кто умирал, были вполне уже готовы к смерти. Добровольная же и преждевременная кончина лишь увеличивала их венцы, по заповеди Господней: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»  (Ин. 15, 13). Те же, кому по молитвам пастырей продлевалась жизнь, очевидно, также духовно много выигрывали, имея возможность еще более приложить к своим трудам новые труды ради Господа и тем более очистить свою душу от греха. Велики и радостны обетования Христа для тех, кто последовал за Ним: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Эти сокровища не временные, а вечные. И каждый может приобрести их. Для этого христианин должен жить так, чтобы дерзновенно сказать с ап. Павлом: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение»  (Флп. 1, 21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В немногие годы он совершает сушею и морем три великих странствия, проходит многие земли, острова, города. Везде он проповедует сперва иудеям, а когда они не слушали его, обращается к язычникам. Язычники эти были греки и римляне, считавшиеся тогда наиболее образованными народами на свете. Павел в своей проповеди хотел быть всем вся, т.е. учить каждого так, как приходилось кого учить. Говоря с иудеями, он подобно св. Петру ссылался на древних пророков, возвестивших о Христе. Говоря с язычниками, хвалившимися своею мудростию, он ссылался также и на собственный разум их, на их учителей. Поклоняясь ложным богам или идолам, лучшие язычники сохранили, однако ж, смутную мысль о каком-то неведомом, забытом ими Боге, от которого произошел свет, произошли и все люди. «Сего-то неведомого Бога я вам проповедую» – сказал однажды Павел в собрании языческих судей-мудрецов в славном городе греческом Афинах. «Сей Бог сотворил мир и все, что в нем. Он Господь неба и земли. Он от одной крови произвел всех людей, он разселил народы по всему лицу земли, определив для жительства каждого из них свои времена и места, дабы они искали Бога: не ощутят ли и не найдут ли Его, хотя, впрочем, он не далеко от каждого из нас; ибо мы Им живем и движемся и есмы: так как некоторые из ваших мудрецов, говорили: «Мы Его и род». Итак мы, будучи род Божий, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, обделанному художеством и вымыслом человеческим. Теперь, прощая людям прежнее неведение их, он всем им повсюду повелевает покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им мужа, о чем Он дал свидетельство всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян.17:23–31 ). И под именем мужа, апостол, разумел здесь, братие, Богочеловека Иисуса Христа. Видите, как, начав проповедь учением о Боге – Творце и Промыслителе, мудрый апостол пришел к учению о Сыне Божием – искупителе мира и, указал здесь на то величайшее чудо из чудес, чудо воскрессния Его, которое свидетельствовало о божестве воскресшего Искупителя и божественности Его учения. Никогда ничего подобного не слышали еще язычники, и некоторые из них так увлеклись проповедию Павла, что сказали ему: «Об этом еще послушаем тебя» ( Деян.17:32 ), а нашлись и такие, что сразу пристали к нему и уверовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В подобном безутешном состоянии находился Иов Многострадальный. Он в тоске изрекал вопли души в таких словах: «О, если бы верно взвешены были вопли мои и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно, верно бы, перетянуло песок морей! Оттого слова мои неистовы. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня ( Иов.6:2–4 ).» Угадаете ли причину, почему Всеблагий Человеколюбец, наш Спаситель поступил так строго с верующей душой? Ответ на этот вопрос дают нам благоугодные Господу Св.Отцы и учители Церкви. Божия премудрость находит нужным подвергать людей такой строгости, чтобы смирить их сердца, открыть пятна в их нраве и характере. Сердце человеческое справедливо называют океан-морем. Человек добрый, внимательный глядит в свое сердце как в зеркало, а рассеянный, легкомысленный не усматривает бездны своего повреждения и личной распущенности. Поэтому Бог Своими упреками и обличениями открывает ему то, что он носит сам в себе. Когда всматривается человек в себя, то он смиряется, делается благодарным, благородным и правдивым. В бедной хижине часто мы видим чудное явление: семья полуголодная, полураздетая одиноко молится, слезы льет, а потом спокойно исполняет назначенный долею житейский труд. Ни молчание, ни упреки Иисуса не заставили хананеянку удалиться от Него. Она признала свое недостоинство, не огорчилась сравнением с псом, но охотно подтвердила приговор, дополнив просьбой: Так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их ( Мф.15:27 ). Когда хананейская женщина бодро выдержала испытание, которому Господь счел нужным ее подвергнуть, тогда вера ее, по учению св.Златоуста, сделалась чистейшей золота, седмерицей очищенного в горниле, так что своим блеском удивила Самого Спасителя, Который сказал: О, женщина, велика твоя вера; да будет тебе по желанию твоему ( Мф.15:28 ). Вот как торжествует в истинно честных душах живая вера и неуклонная молитва , смирение и кротость! Хананеянка вернулась в свое жилище. Она нашла, что дочь ее более не бесновалась и совершенно выздоровела.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010