В то время Калужской епархией управлял Преосвященный Филарет (Амфитеатров), архипастырь, отличавшийся особенным монахолюбием и личным аскетическим житием. Возымев желание устроить скит при Оптиной пустыни для того, чтобы по временам удаляться в него, Преосвященный Филарет пригласил для этого дела отца Моисея, который был представлен ему в 1820 году во время случайного своего посещения монастыря. Будучи привлекаем архипастырской любовью владыки, а также благосклонностью и вниманием игумена монастыря отца Даниила, преподобный Моисей принял их предложение, и в 1821 году отцы Моисей и Антоний с двумя преданными им монахами, отцом Иларием и отцом Савватием, отправились в Оптину пустынь. Место для скита было выбрано в 170 саженях от обители с восточной стороны, в густом лесу. Отец Антоний самоотверженно трудился наравне с наемными рабочими над расчисткой места для постройки, выкорчевывая пни вековых сосен. В 1823 году он был посвящен в сан иеродиакона. Первым скитоначальником был назначен отец Моисей, а в 1825 году — отец Антоний, который пробыл в этой должности 14 лет. В 1827 году его рукоположили в сан иеромонаха. Привлекаемые славою мудрого и кроткого оптинского настоятеля отца Моисея, в обитель стали стекаться со всех концов мудрые и духовные отцы-подвижники. Сам же преподобный Антоний до конца жизни преподобного Моисея сохранял полное и безропотное послушание своему брату-наставнику. Из-за малочисленности братии начальник скита сам исполнял многие послушания. Жизнь в скиту была строгая; при великих трудах — пища самая скудная. Самовар во всем скиту был только у начальника, к которому всего лишь дважды в неделю все братство собиралось пить чай. Служа для всех примером трудолюбия и неся внешние подвиги, преподобный Антоний в то же время усердно заботился о стяжании духовных добродетелей — смирения, любви, отсечения своей воли и разума. К добровольным подвигам монашеского жития преподобный Антоний присовокупил и невольный крест тяжелой болезни ног. Более полугода старец не мог выходить из келлии. Но Господу было угодно возложить на преподобного еще один крест.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Литературные органы, удостоившие ее (повесть «На краю света») внимания…— Перечень шести современных Лескову рецензий см. в изд.: С. А. Венгеров, Источники словаря русских писателей, т. 4, Пг., 1917, стр. 44–45. 32 Стр. То же самое высказано мне и многими редстокистами. — О Редстоке и редстокистах см. примечание к рассказу «Шерамур» на стр. 648 наст. тома. 33 Блаженный Августин (354–439) — один из виднейших христианских богословов. 34 Стр. …достойному лицу В. А. К-ву. — Имя В. А. Кокорева раскрыто в книге А. Лескова «Жизнь Николая Лескова», М., Гослитиздат, 1954, стр. 306. Там же, стр. 303–305,— об отношениях Лескова с этим лицом. 35 Стр. А. К. Ключарев (1797–1867) — умер в Киеве в чине тайного советника. 36 Брики — бричка, дрожки. 37 Стр. «… плач в Раме»: Рахиль громко рыдала о детях своих…— Плач Рахили о своих детях в Раме (город в Палестине) описан в библии, в Книге пророка Иеремии, XXXI, 15. 38 …супруга тогдашнего юго-западного генерал-губернатора, княгиня Екатерина Алексеевна Васильчикова (рожденная кн. Щербатова) (1818–1869). — Ее муж — И. И. Васильчиков (1805–1862) был киевским генерал-губернатором в 1853–1862 годах. 39 Кагал — до 1867 года — группа еврейских старшин, решавшая всевозможные мирские вопросы; Лесков употребляет в переносном значении — шумная, крикливая толпа. 40 Брафман, Я. Л. (ок. 1825–1879) — еврей, принявший православие, видный деятель антисемитского движения 1860-1870-х годов, сотрудник различных юдофобских изданий. 41 Егова — одно из древнееврейских имен бога. 42 «Привычка — чудовище» — цитата из «Гамлета» Шекспира (д. 3, сц. 4). 43 Филарет Амфитеатров (1779–1857) — митрополит киевский в 1837–1857 годах. 44 …глядела Бедность в каждую прореху, И из очей глядела бедность — цитата из поэмы Гейне «Атта Тролль». В современном переводе В. Левина (см. Генрих Гейне, Собр. соч., т. 2, Гослитиздат, 1957, стр. 206) это место звучит так: Нищета гнездилась в дырах, Нищета из глаз глядела. 45 …«духом возмутился, — зачем читать учился»…— неполная цитата из «Автоэпиграммы» В. В. Капниста (1756–1823). 46

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

10 . За день до того, как мы должны были сразиться со зверями, я увидела в видении следующее 754 : к воротам тюрьмы пришел диакон Помпоний и громко стучал в них. 2. И я вышла к нему и открыла; он был в белой одежде без пояса и сложно зашнурованных сандалиях (multiplices galliculas) 755 . 3. И он сказал мне: «Перпетуя, мы ждем тебя, приди». И взял меня за руку, и мы пошли через угрюмую и труднопроходимую местность. 4. Наконец, с трудом, тяжело дыша, мы дошли до амфитеатра, и он вывел меня на середину арены и сказал мне: «Не бойся. Я здесь и помогаю тебе». И ушел. 5. И вот я вижу много удивленных людей, и так как я знаю, что приговорена к растерзанию зверями, то удивляюсь, почему на меня не выпускают животных. 6. И выходит против меня некий египтянин страшного вида со своими подручными, чтобы сражаться со мной 756 . Идут и ко мне прекрасные юноши, мои помощники и сторонники. 7. А я оказалась обнаженнной и превратилась в мужчину; и мои помощники начинают натирать меня маслом, как обычно это делается на состязаниях. И я вижу, как этот египтянин катается в пыли (in afa) 757 . 8. И выходит некий муж такого удивительного роста, что он возвышается даже над вершиной амфитеатра, в пурпурном одеянии без пояса, с двумя полосами через середину груди и в украшенных сандалиях 758 , сделанных из золота и серебра, и держит он жезл как наставник гладиаторов, и зеленую ветвь, на которой золотые яблоки 759 . 9. И он потребовал молчания и сказал: «Если победит этот египтянин, то он убьет ее мечом; если же она его победит, получит эту ветвь». 10. И ушел. А мы подошли друг к другу и начали обмениваться ударами. Египтянин хотел схватить мои ноги; я же его била пятками по лицу 760 . 11. И он поднял меня в воздух, а я начала его бить по лицу, хотя и не могла стоять на земле. И когда я почувствовала паузу, то соединила руки, пропустив пальцы между пальцами, и ударила его по голове; и он упал лицом вниз, а я наступила ему на голову. 12. И начал народ кричать, и помощники мои запели псалмы. И я подошла к наставнику гладиаторов и получила ветвь. 13. И он меня поцеловал и сказал: «Дочь, мир тебе». И я торжественно отправилась к воротам Жизни (ad portam Sanauiuariam) 761 . И я проснулась. 14. И я поняла, что буду биться не со зверями, а против дьявола, но одержу победу. 15. Это то, что я делала вплоть до дня перед играми; о том же, что произойдет на играх, пусть напишет тот, кто захочет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12, 15 ). Самые лукавые фарисеи не могли не признать истинными слов Иисуса Христа, что не здоровые имеют нужду во враче, а больные. И кто бы не отдал справедливости тому человеколюбивому врачу, который видя одержимых смертельными болезнями без всякой мзды, и даже без приглашения со стороны больных, по единому чувству сострадания, сам приходит к ним? Для удобнейшего уврачевания болезней их, обращается с ними, снося смрад, происходящий от ран их? Находя их совершенно бедными, употребляет собственные для уврачевания их лекарства, и избавляет их от неминуемой смерти? Таковому благодетельному врачу уподобляет себя премилосердый Врач душ наших, Господь Иисус Христос. Движим будучи единым милосердием своим, видя души человеков грешников покрытые смертельными ранами беззаконий, сам приходит с неба для уврачевания их. Приняв на себя плоть человеческую, кроме греха, не гнушается обращаться с грешниками, дабы сообщить им силу, исцеляющую их от греховных язв их. И тако избавляет их от вечной смерти своею божественною, неоцененною кровию. Воистинну Той недуги наша прият, и болезни наши понесе ( Мф. 8:17 ). Но сего-то прямо божественного милосердия Его в обращении с мытарями и грешниками не могли видеть ослепленные фарисеи: – почему Иисус Христос обличая их в неведении Бога и Спасителя мира, отсылает их научиться, что значат слова Писания, сказанные Богом чрез Пророка Осию: милости хощу, а не жертвы ( Ос. 6:6 ). Фарисеи поставляли всю праведность свою в одних только наружных жертвоприношениях, и ими одними думали благоугождать Богу, имея сердце немилосердое к собратии своей. А сим самым показывали, что они не знают Бога, ни силы закона Его; не знают того, что Бог любовь есть, и что елико есть величество Его, толика и милость Его и по сему свойству любви и милости требует и от человеков милосердия к собратии своей, паче всех жертв. Милости хощу, а не жертвы, глаголет Господь. По сему же свойству божественного милосердия и единородный Сын Божий, Господь и Спаситель наш, говорит о себе, что Он пришел на землю не праведников, но грешников призвать на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

(16) На это Иегова Бог отвечает так: Вот Я положил на Сионе в основание камень, Камень надежный, краеугольный, Драгоценный, крепко утвержденный: Кто опрется на него, будет непоколебим. (17) Я поставил суд мерилом И правду – отвесом, Буря с градом разрушит пристанище лжи, И убежище ее потопят воды. (18) И расторгнется союз ваш со смертью , И дружба с преисподнею не устоит; Когда разразится сокрушительный бич, Вы будете им попраны. (19) Всякий раз, вторгаясь, он не даст вам покоя; Ходить же будет от утра до утра, Днём и ночью; Один слух о нём будет ужасен. (20) Тогда коротко будет ложе, чтобы выпрямиться, И узок покров, чтобы свободно окутаться. (21) Тогда Иегова поднимется, как на горе Фарасине 154 , Воспылает гневом, как в долине Гаваона, Чтоб исполнить свое дело, дивное Дело, Чтобы совершить судьбы свои, Страшные судьбы свои. (22) Итак не подмывайтесь более, Чтобы не отягощались ваши узы, Ибо я слышу конец и разрушение От Господа Иеговы воинств на всю землю. (23) Напрягите слух и прислушайтесь к гласу моему, С вниманием выслушайте речь мою: (24) Во всякое ли время пашет пахарь для посева, Режет и боронит землю свою? (25) Не так ли, что, когда выровняет ее поверхность, Сеет он чернушку, или рассыпает тмин, Разбрасывает по борозде пшеницу, Также ячмень в особом месте, И полбу с краю его? (26) И такому порядку научил его Бог его, Он наставил его. (27) Ибо не молотят чернушки железным шестом, И колесо молотильни не катают по тмину, Но чернушку выбивают деревянным цепом, А тмин – палкою 155 . (28) Зерновой хлеб вымолачивают, Но не вытирают; Водят по нему колеса молотильни со конями ее, Но так чтобы не растереть его. (29) И это происходит от Иеговы воинств: Дивна премудрость Его, Велико могущество Его! XXII 156 150 Картина, поставленная здесь пророком, изображает внешней вид Самарии, главного города царства Ефремлян. Вот как описывают путешественники вид этого города: «он построен был на горе возвышенной и круглой, как яйцо, и цепь плодородных холмов, амфитеатром возвышающихся вокруг него, действительно представляет издали великолепный венок, охватывающей город» (Mandreii. Sammlung von Reisen in den orient, herausgeg. Von Paulus. p.I p.). К объяснению картины, представленной пророком, нужно еще иметь в виду и общий обычай древних народов, не безъизвестный и евреям ( Npeм. II, 7 8), во время праздничных увеселений украшать головы живыми венками; а при постоянно роскошной жизни ефремлян, венки никогда не сходили с их головы. Посему пророк под одним и тем же образом мог разуметь и местность и жителей Самарии. Что касается до пьянства, то неизвестно, чтобы оно было распространённым здесь пороком; вероятно пророк разумел вообще разврат, уклонение от истинной религии, как это он яснее показывает в следующей главе, 9-м стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,  2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Свернуть Комментирует священник Стефан (Домусчи) День памяти святых Священномученик Пионий, пресвитер Смирнский, и иже с ним (250) Рассказ о священнике города Смирны (ныне Измир), который готовился к мученической кончине постом и молитвой, слушайте на радио «Вера» . Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский (639) Краткое житие соавтора книги «Луг духовный» слушайте на радио «Вера» . Преподобный Софроний, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII) Он жил в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и всегда носил на себе власяницу и железный пояс. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, чудотворец (1458) Слушайте рассказ о епископе-аскете на радио «Вера» . Преподобный Алексий Голосеевский, Киевский, иеромонах (14 апреля 1840 — 24 марта 1917) Преподобный Алексий Голосеевский родился в первый день Пасхи, в многодетной дворянской семье Шепелевых, которой покровительствовал Киевский митрополит Филарет Амфитеатров. До 13 лет мальчик был немым. На Пасху 1853 года владыка Филарет благословил матери прийти с сыном на вечернюю службу в его домовую церковь. На третье приветствие митрополита «Христос воскресе!» мальчик ответил: «Воистину воскресе!» Читать житие После исцеления его отдали на воспитание в Киево-Печерскую лавру. Когда мальчик остался сиротой, заботы о его воспитании владыка Филарет взял на себя. После обучения в Киево-Печерской лавре, в 19 лет послушник принял монашеский постриг с именем Алексий, был рукоположен в сан диакона, а затем священника. В Киево-Печерской лавре отец Алексий прожил более 38 лет, в ее скиту, Голосеевой пустыни, — более 20 лет. Господь удостоил его дара прозорливости. Среди духовных чад старца были митрополиты и наместники монастырей, монашествующие и миряне, дворяне и интеллигенты, студенты и крестьяне.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

27 января. Призыв к покаянию уже начался с праздника Крещения Господня, а перед этим праздником Иоанн Креститель призывал к покаянию: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное!» Говорю и я всем: «Покайтесь». Как каяться? Господь укажет. Зачем крестился Иисус Христос? Чтобы показать всем Свое смирение. Господь принял крещение, и каждый человек должен быть крещен. Вот третья неделя по Просвещении. Евангелие на литургии передает нам о том, что однажды Иисус Христос вошел в город Иерихон; в этом городе был начальник мытарей Закхей; он был богат, ему хотелось видеть Иисуса, но так как за Иисусом Христом ходило много народа, то Закхей влез на смоковницу, чтобы увидеть Его. Когда же Иисус Христос пришел к нему в дом, то он сказал: «Половину имения моего раздам нищим, а если кого чем обидел, заплачу вчетверо». Вот нам великий пример для подражания; о, если бы и через наши сердца не проходило корыстолюбие и счеты! Еще следующая неделя по Просвещении. Воскресное Евангелие этой недели передает нам, что два человека вошли в храм помолиться. Один был гордый, надменный, богатый, он хвалился, что живет не так, как другие, что он и постится, и дает милостыню не так, как вошедший с ним мытарь. Но он и Бога обманывал, и себя обманывал. Другой же был грешник, но он проливал слезы и выказывал искреннее раскаяние. И что же! Лукавый богомолец был осужден, грешник же оправдан. Затем идет следующая неделя. Читается Евангелие о том, как недостойный сын не захотел жить с отцом и матерью, взял свою часть наследства, прожил в чужой стране, вернулся назад к отцу и просился быть хотя одним из его наемников. Это был блудный сын. Может быть, и вы блудные дети, а может быть, и я был такой же блудный сын, но да не помянет Господь старое. А там неделя мясопустная, покойников поминают, чтобы мы постоянно помнили, что мы земля и прах; а там сыропустная неделя и святая Четыредесятница. А после будем приготовляться и к великому празднику, но об этом, Бог даст, после поговорим. Аминь. 30 января. В прошлый раз я вам изложил краткое содержание каждой из последующих недель до святой Четыредесятницы, нынче же вы услышите проповедь о наступающем дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

—420— подогревалась, главным образом, их привязанностью к букве закона, к преданиям старцев, – нужно, наконец, припомнить, какую борьбу пришлось вынести св. апостолу Павлу с неразумными ревнителями ветхозаветного обрядового закона, чтобы отстоять свободу христианской религии. С какой адской настойчивостью эти неразумные служители ветхозаветной буквы нападали на новорожденное христианство, чтобы покорить его обрядовому закону и сделать из этой религии духа простую иудейскую секту, и с какой вышечеловеческой твердостью ап. Павел противодействовал этому сильнейшему и опаснейшему врагу христианства. Как высоко этот апостол ценил христианскую свободу и с каким усердием предостерегал христиан от старых уз рабства! Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы, братия! Только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу ( Гал.5:1, 13 ). Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся, – (что все истлевает от употребления) по заповедям и учению человеческому? ( Кол.2:20–22 и др.). Как духовное, как дарующее человеку истину и свободу, учение Господа Иисуса Христа дает ему жизнь ( Ин.5:24 и др.). Под рабством греху, немощным стихиям мира, преданиям старцев – жизнь духа гаснет. Учение же Господа Иисуса Христа вызывает дух к жизни и потому призывает человека к действительной вечной жизни. Кто исполняет учение Его, тот действительно живет. Мы знаем, пишет апостол, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев ( 1Ин.3:14 ). Поэтому учение Господа Иисуса Христа поистине животворно и питательно. «Оно, по прекрасным словам проф. Амфитеатрова (II, 62, 63), насыщает душу точно так же, как обыкновенный хлеб насыщает тело. Поэтому в Св. Писании Слово Божие сравнивается то с медом и сотом, то с твердой пищей, с пивом и брашном. Слово проповедническое есть живая отрасль Слова Божия; поэтому и в нем есть сила питания; оно из семени своего не только возрождает душу и дает жизнь внутреннему человеку

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

46. Православный молитвослов и Псалтирь. М., Издание Московской Патриархии, 1988. С.84 (стихи Симеона Метафраста). 47. Там же. С.86. 48. Там же. С.87. 49. Служебник. М., 1977. С.584. 50. Там же. С.584. 51. Там же. С.583. 52. Николай Кавасила. Цит. соч. С.76-77. 53. Ср.: " Господи, избави мя окамененнаго нечувствия " (молитва 7-я св. Иоанна Златоустого на сон грядущим//Православный Молитвослов и Псалтирь. М., Издание Московской Патриархии, 1988. С.18). 54. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. Опыт к усовершенствованию перевода на русский язык священных книг Новаго Завета. СПб., 1906. С.467. 55. Рим.8:23. 56. Так в славянском переводе; в русской Библии имя помощника Веселеила переведено как Аголиав. 57. Стихира на Господи воззвах//Триодь цветная. М., 1975. Л.237. 58. Стихира на Хвалитех//Там же. Л.246 об.-247. 59. Амфитеатров Я.К. Беседы об отношении Церкви к христианам. СПб., 1885. С.57-59. 60. Архиепископ Иннокентий Херсонский. Жизнь св. Священномученика Киприана//Сочинения. Т.9. СПб.-М., 1872. С.490.  Письмо семнадцатое Крещение Господне. 1926 г. На этот раз я начинаю беседу с вами, мои дорогие, спустя лишь несколько дней по окончаний предыдущей. Да благословит ее Господь Дух Святый! Прошу вас припомнить сказанное мною в прошлом письме, а особенно в конце его, и тогда вам понятно будет начало настоящей беседы. " Если любите Меня, - сказал Сын Божий Своим ученикам в прощальном слове Своем к ним, - соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (Ин.14:15-17,26). " При наступлении дня Пятидесятницы, - читаем мы в Деяниях (2:1 и след.), - все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(4) Траян сказал: – Лейте на его раны уксус с солью.1477 Игнатий сказал: – Все переносимое мной ради исповедания Бога предвозвещает награду, потому что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется» ( Рим.8:18 ). (5) Траян сказал: – Пощади себя наконец, человече, и покорись приказанному тебе, поскольку я использую против тебя худшие мучения. Игнатий сказал: – «Что отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни жизнь, ни смерть» ( Рим.8:35.38 ) не в силах заставить меня, полагающегося на силу Христову, отступить от благочестия. (6) Траян сказал: – Ты думаешь победить меня терпеливостью? Ведь человек – существо честолюбивое.1478 Игнатий сказал: – Я не думаю, а уверен, что победил и буду побеждать, чтобы ты узнал, сколь велика [разница] между благочестием и нечестием. (7) Траян сказал: – Возьмите его и, наложив на него железные [оковы], забив ноги его в колоду, ввергните его во внутреннюю темницу (ср. Деян.16:24 ), и пусть абсолютно никто не видит его в темнице, а он да не вкусит хлеба три дня и три ночи и не пьет воды, чтобы после трех суток был он брошен [на растерзание] зверям, распрощавшись таким образом с жизнью. (8) Сенат сказал: – И мы согласны с приговором ему, поскольку он оскорбил всех нас с самодержцем, не согласившись принести жертву богам, но утверждал, что он христианин. (9) Игнатий сказал: – «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Пет.1:3 ), Который по великой Своей благости удостоил меня стать общинном страстей Христовых и свидетелем (μρτυρα) Божества Его истинным и верным. 10, (1). На третий день Траян, позвав сенат и эпарха1479, направляется в амфитеатр при стечении римского народа, прослышавшего, что епископу Сирии1480 надлежит сражаться со зверями, и повелевает ввести святого Игнатия. (2) Увидев его, он сказал: – Я удивлен, что ты жив после стольких пыток и такого [продолжительного] голода. Но хоть теперь повинуйся мне, чтобы избавиться от предстоящего зла, и будешь нам другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010