1058 «Нет! – писал молодой Иннокентий, – есть ли человеку суждено на сей земле не видеть истины – такой, которая могла бы успокоить его ум, то я всегда лучше соглашусь с Шеллингом теряться в бесконечном, нежели с Кантом и ему подобными быть запертым, подобно птице, в клетке категорий и других форм» (Письмо к А. И. Белюгову от 10 июня 1825 г.//Киевская Старина. 1882. С. 518). 1059 «Воскресное чтение». 4.1. С. 360–365. Без подписи (Перепечатка в «Маяке». 1844. Т. XVII. Кн.ЗЗ. Раздел «Новые книги». С. 22–28). Вопреки свидетельству «Маяка» Аскоченский приписывает эту статью Амфитеатрову. См. биографию последнего, написанную Аскоченским (Киев, 1857. С. 151). 1065 В статье Авсенева «Поучение дня и ночи в природе» (Воскресные Чтения. Ч. III. 1839/40. 21. С. 207–208. Без подписи) читаем: «Нощь не погружается в совершенную бесчувственность – мертвенный сон. Она спит, но сердце ея, можно сказать, бдит. Она в тайне поучается премудрости – разуму дня, втайне слагает в сердце своем глаголы дня; поучаясь, умудряется, и извещает премудрость и разум другой ночи». В «Поучении ночи в природе» (Там же. Ч. XVII. 1853/54. 19. С. 183) слышим о ночи – «глубокотаинственном, многодетельном и многопоучительном времени». 1066 VI. С. 277. И в этом – родство Иннокентия с Авсеневым. «Всем памятные лекции его о болезнях, о сне, о лунатизме, о смерти повергали весь класс в самое глубокое раздумье», – говорится в некрологе Авсенева (ЖМНПр. 1853 г. LXXVII, отд 7. С. 104). В статье [Авсенева] «Предъизображение бессмертия в состоянии сна» (Воскресное Чтение. Ч. II. 1838/39. 3. С. 21–23) речь и о сне, и о сновидениях, и о сомнамбулизме. В другой статье «Как должно отходить ко сну?» (Там же. Ч. III. 1839/40. 30. С. 285–288) читаем: «Время сна должно быть важно для христианина, как время особенной близости и нередкого общения души с мiροм духовным... Душа становится тогда ближе Mipy безтелесному, удобнее подчиняется наитию сил горних и приемлет от них высшие внушения» (С. 287). В этой статье находим аналогию спящего человека и растения. Mip сновидений и Mip растительный таинственно переплелись. В статье «Поучение ночи в природе» (Там же. Ч. XVII. 1853/54. 19. С. 182) читаем о таинстве сна, о сне как жизни будущей в ея зачатках. Ср. еще «Сон» (Воскресное Чтение. Ч. V. 1841/42. С. 220–224) с упоминанием о «совершающейся еженощно, в каждом из нас, по замечанию медиков, лихорадке» (Там же. С. 221). В особенности см. о приближении во сне к Mipy духовному (Там же. С. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

610 Азартные игры запрещаются более строго VI всел. собором (пр. 50) и Майнскимсобороми. 813 г. Игры запрещены в кодексе Юстиниана (VI в.). 612 Обычай этот языческий, римский. Отказ от тоста почитался признаком нерасположения к императору. «Videtur non ашаге imperatorem, qui pro eus salute nou biberit». Св. Амвросий Медиоланский очень осуждал этот языческий обычай. 628 Исаак сир. Слово о любви к Богу. Хр. Чт. 1822, VII, 126 –127. Но и молитва помогает истовому чтению. Ефрем Сирин пишет: «Когда садишься читать или слушать, помолись прежде Богу. Всегда моли Бога, чтобы Он просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих, потому что многие, понадеявшись на разумение свое и не уразумевши написанного, впали в хулы и погибли. Посему, если во время чтения встретишь неудобопонятное, припиши это своему несмыслию». 630 Феона Алекс. в.) в письме к Лукиану (Хр. Чт. 1825 г. XII, стр. 178–179). «В воспитательном отношении особенно полезны жития святых. В них изображаются «высокие образцы духовного совершенства, изображаются деяния древних христиан, дабы смирить гордый дух века в нашей природе. Эти сказания по местам обширны, дабы насыщать душу, в которой раскрылся вкус к духовному; по местам кратки, дабы не обременить души ленивой; по местам разноображены краткими словами нравоучительными, дабы деяние находило свою основу в отвлечённом правиле и истине, а истина отвлеченная тотчас же подтверждалась деянием и примером; в некоторых местах удивительно как простодушны, потому что люди, в них изображенные были дети не света, а царствия Божия, упростившие природу свою до невинной природы младенческой. Светский вкус, конечно, не найдёт в них того огня, той живости и занимательности, какие любит находить в повествованиях мирских; но зато они не учат тому тонкому нечестию и благовидному разврату, которыми часто дышит плотская и страстная повесть света». (Чтения о церковной словесности или гомилетике. Проф. Я. Амфитеатров, ч. I, стр. 263). 633 Некоторые чтители Слова Божия жалуются на забывчивость свою: многократно они прочли Библию, а помнят мало. В утешение таковым припомним одно отеческое сказание. Инок жаловался старцу на забывчивость. У старца стояли два пустые кувшина. Старец сказал иноку: поди возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд кверху дном поставь на свое место. Инок проделал это по повелению старца трижды. Тогда старец спросил: который из двух сосудов чище? Инок отвечал: тот, в который я наливал воду и который мыл. Старец на это заметил: так и та душа, которая часто слышит Слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается нежели та, которая никогда не вопрошает и не слышит Слова Божия». (Прот. Модестовна «Путь веры и благоч.» М. 1898. Стр. 17-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Митрополит Филарет любил семейство своего брата Гавриила, но особенно был привязан к своему младшему племяннику Якову и уделял ему много внимания. Вспоминая свое нелегкое служение в Уфе, митрополит Филарет прилагал к приезду Якова слова Священного Писания : «Из Египта воззвах сына моего первенца». Преосвященный Филарет, монах глубоко искреннего, благочестивого, аскетического настроения, сразу заметил в своем племяннике явные задатки того же духа. Это выражалось в любви мальчика к храму Божию, к церковным службам и молитве. С 6 лет владыка Филарет назначил маленького Якова посошником на своих службах. Владыка Филарет старался сам обучать Якова. Во время пребывания святителя Филарета в городе Калуге Яков жил при нем, став с этого времени его духовным сыном. Отеческое руководство преосвященного Филарета развило в юноше стремление к аскетическим подвигам. Когда он видел, что его дядя совершает ночную молитву, Яков тоже вставал и молился, пока его не одолевал сон. Преосвященный Антоний вспоминал: «Прежде, чем начал я учиться от самого владыки Филарета читать, я заучил твердо на память житие святого преподобного Сергия Радонежского из неоднократных назидательных рассказов самого же дяди Филарета. Заинтересовало же меня главнее всего то, как мальчик Варфоломей ходил в поле за лошадьми и встретил там под деревом молившегося старца и получил от него благословение, а чрез это благословение открылись в нем особенные дарования к учению. Если бы я обучался не в Киевской академии, а в Московской, в которой и предполагал, я непременно пожелал бы себе монашеского имени в честь святого преподобного Сергия». С юных лет Яков любил заниматься благоустройством своего домашнего садика, разводил цветы, которые всегда имелись у него в его комнате. Еще в детстве он научился от отца играть на гуслях и в дальнейшем не забывал про них. С любовью относился будущий архиерей и к стройному музыкальному пению и, хотя имел слабый голос, пел на клиросе. С детства он отличался любовью к святым иконам. В 1825 году епископ Филарет был переведен в Рязань, в 1826 году в Казань, в 1836 году в Ярославль и, наконец, в 1837 году стал митрополитом Киевским. В 1830 году Гавриил Амфитеатров умер. Преосвященный Филарет неоднократно помогал осиротевшей семье. Духовное образование

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Вонифатий , в 1775–78. Нектарий Чернявский , в 1778, из законоучителей кадетского корпуса; в 1789 перев. в Саввин Сторожевский. Евгений Романов 25 апр. 1789 перев. из Московского Златоустова, а в дек. – в Владимирский Цареконстантинов мнтрь. Евгений Резанцов в 1794; † и погребён в Новоспасском митре. Виктор Прокопович-Антонский произведён в 1794; 14 авг. 1799 перев. в Дубенский Мгарский мнтрь. Иустин Вишневский произведён 14 авг. 1799, а 19 дек. перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Вениамин Жуков 15 мар. 1800 перев. из Кириллова, под Новгородом, монастыря, а 22 апр.– в Петергофскую Троицкую Сергиеву пустынь. Ираклий Евреинов в мае 1800 перев. из Московского Златоустова; 14 апр. 1804 – в Московский Богоявленский мнтрь. Евграф Музалевский-Платонов , ректор Троицкой семинарии, произведён 25 апр. 1804; 30 окт. 1808 перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Геннадий Челноков в 1808 перев. из Казанского Кизического (?); † 1810... Иона Васильевский в 1810 перев. из Лютикова монастыря; 29 мар. 1812 хирот. в еписк. Тамбовского. Леонид Зарецкий , бакалавр С.-Петербургской духовной акад., произведён 27 мар. 1812; † 24 нояб. 1813. Филарет Амфитеатров 2 дек. 1813 перев. из Тобольского Знаменского монастыря; 20 июля 1817 – в Новый Иерусалим. Григорий Постников , ректор С.-Петербургской духовной акад., определён 29 июля 1817; 7 мая 1822 хирот. в викария С.-Петербургской епархии (еписк. Ревельского). Геннадий Баранович в 1822 перев. из Московского Даниилова монастыря; 1 мар. 1825 – в Новгородский Северский Спасский. Гавриил Игнатьев 18 мар. 1825 перев. из Московского Знаменского монастыря; † в мар. 1839. Агапит в 1839 перев. из Можайского Лужецкого; в авг. 1852 – в Новоспасский мнтрь. Гедеон в окт. 1852 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря, до ныне (1869). 14 Голутвин Богоявленский, близ Коломны, на устье Москвы реки, основан будто бы Григорием, учеником св. Сергия Радонежского, около 1385 г. 45 По указу 16 окт. 1799 перев. в Коломну, в бывший архиерейский дом 46 . Ныне именуется Новоголутвин Троицкий, второклассный. [III, 738; V, 339.] С 1871 общежительный. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИТЕАТРОВ Яков Космич (23.10.1802, с. Высокое Кромского у. Орловской губ.- 8.07.1848, Киев), проф. гомилетики и всеобщей словесности КДА. Род. в семье причетника (позднее свящ.) К. И. Красина. В 1814 г. поступил в Севскую ДС, в 1817-1824 гг. учился в Орловском ДУ и Орловской ДС, где принял фамилию своего дяди по матери - митр. Филарета (Амфитеатрова) . В 1825 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1829 г. со степенью магистра богословия и был оставлен бакалавром при кафедре рус. словесности и гомилетики. С 1835 г. экстраординарный профессор, с 1837 г. ординарный профессор КДА; читал курсы церковного красноречия и всеобщей словесности. В 1837 г. совместно с ректором КДА архим. Иннокентием (Борисовым) (впосл. архиеп. Херсонский и Таврический), проф. И. М. Скворцовым и др. издавал ж. «Воскресное чтение» ; с 1840 г. активно сотрудничал в киевском ж. «Маяк», писал публицистические статьи, художественную прозу, переводил письма свт. Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде (К., 1853). «Заметки по всеобщей словесности» А., опубликованные в книге В. И. Аскоченского (С. 42-86), представляют собой конспект курса словесности и содержат во многом оригинальную философию языка, хотя и не без сильного влияния распространенных в то время идей Ф. В. Й. Шеллинга , Ф. Шлейермахера , В. Гумбольдта и совр. А. теории словесности. «Заметки» начинаются с перечисления категорий грамматики, к-рые рассматриваются как результат стремления человека подчинить себе данный ему от Бога язык. Значение слова не как простого средства общения, но как главного орудия мышления человека свидетельствует о Божественном происхождении языка. «Человек стал говорить оттого, что с ним говорил Бог» (С. 49), поэтому слово человеческое первоначально было одно со словом Божиим, истинное употребление слова была беседа с Богом, молитва. У язычников первоначальным словом является поэзия, к-рая, по мысли А., есть «выражение отношений человеческого духа» к Богу. Возникновение письма принесло накопление и систематизацию произведений слова и развитие видов словесности: оратории, философии, истории, юриспруденции, изящной словесности. Курс словесности А. ограничивался, судя по материалам конспекта, поэзией (персид., инд., древнеевр., античной в сравнении с новой европ.) и не затрагивал прозаические произведения, чем отличался от полных курсов теории словесности, преподававшихся в гимназиях.

http://pravenc.ru/text/114656.html

Предметом постоянных забот еп. Филарета была Калужская семинария. В решении консисторских вопросов он зарекомендовал себя как любвеобильный и добрый пастырь. Преосвящ. Филарет занимался и делом просвещения раскольников. В 1820 г. в России начала проводиться работа по переводу Св. Писания на русский язык. Преосвященный Филарет выступил против этого начинания. “Русское наречие, – писал он, – не может передать священного писания со всею силою и верностию, каким отличается перевод славянский, в котором доступно понятию все то, что только нужно для назидания верных к вечному их спасению… Надобность состоит не в переводе Библии на русский язык, а в прилежном изучении славянского языка во всех наших духовных и светских училищах и в повседневном прилежном чтении на нем Священного Писания”. Филарет выдвинул 7 тезисов против “русской Библии ”. В Ветхом Завете, хотя язык еврейского народа неизбежно менялся, книжники оставили священный текст без изменений, ограничиваясь его истолкованием для народа. Ввиду возможных повреждений еврейского текста Промысл Божий сохранил его в форме греч. перевода (Септуагинты), который был сделан “под несомненным руководством Духа Божия”. Восточная Греческая Церковь , приняв Септуагинту, не переводила ее на новогреческий язык, а толковала народу Библию по старому переводу. Перевод Российского Библейского общества “сделан не только не с благословения иерархов греческих, а решительно без их ведома и вопреки их воле”. Слав. перевод, осуществленный свв. Кириллом и Мефодием, основан на Септуагинте. Славянские Церкви не делают переводов на свои народные языки. Мысль о рус. переводе родилась не в среде иерархии и не в народе, а пришла из Англии, “гнездилища всех ересей, сект и революций”. Эти тезисы были опровергнуты митр. Филаретом Московским, мнение которого о необходимости русского перевода Библии было принято Свящ. Синодом, санкционировавшим новый перевод Писания. Владыка Филарет (Амфитеатров) остался при своем мнении до конца дней своих. 12 января 1825 г. указом Св. Синода еп. Филарет был переведен в Рязанскую епархию. Впоследствии он дважды посетил Калужскую епархию. Особенно памятным для калужан было его посещение в 1842 г., когда по его молитвам во время литургии и молебна пролился на землю обильный, благотворный дождь и оросил почерневшие от долговременной засухи поля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

268 О надписи на памятнике сыну. В. Новоспасском монастыре, где был погребен В. Новосильцев, на памятнике, в частности, было написано, что мать полагает «единственное утешение только в молитве о нем и в надежде, на непоколебимой вере основанной». – Прим. сост. 304 Головня – заболевание злаковых, при которых они превращаются в черную пыль или твердый черный нарост. – Прим. сост. 313 Евгений (А. Е. Казанцев, 1778–1871), архиепископ Тобольский и Сибирский, впоследствии архиепископ Ярославский. В 1825 году, по личному прошению, был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение о переводе в Сибирь вызвано трехкратным сновидением, в которых сначала его мать, затем отец и, наконец, митрополит Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. Состоял в переписке с митрополитом Филаретом, мнение которого высоко ценил. – Прим. сост. 315 И. Каподистрия (1776–1831), граф, греческий государственный деятель. В 1809–1827 гг. на русской государственной службе. В апреле 1827 года избран президентом Греции. Пал жертвой заговора. – Прим. сост. 333 Написано 24 ноября/7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Е. В. Новосильцевой. – Прим. сост. 348 Речь идет о тяжко болевшей В. Н. Паниной, племяннице Е. В. Новосильцевой. См. о ней также в письме на с. 306. – Прим. сост. 366 А. А. Орлова-Чесменская (1785–1848), графиня, духовная дочь архимандрита Фотия и благотворительница Юрьевского монастыря. – Прим. сост. 367 Евгений (Е. А. Болховитинов, 1767–1837), митрополит Киевский и Галицкий, ученый иерарх, отличавшийся трудолюбием. Архиепископ Казанский – Филарет (Ф. Г. Амфитеатров, 1779–1857), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, выдающийся подвижник и иерарх. – Прим. сост. 386 Екатерина Петровна Ростопчина, ур. Протасова (1775–1858), графиня, супруга главнокомандующего в Москве графа Ростопчина, перешедшая в 1806 г. под влиянием иезуитов в католичество. По воспоминаниям М. М. Евреинова (письма к нему см. на с. 90–93), однажды, в 1825 г., он услышал ее рассуждения о книге митрополита Филарета «Разговор между Испытующим и Уверенным». По утверждению графини, в Париже на эту книгу составлено опровержение в несколько книг и что она «желала бы знать, что скажет теперь ваш Филарет». Зная, что Евреинов часто посещает владыку, граф А. П. Протасов, хозяин салона и родственник графини, предложил передать этот разговор митрополиту. Не имея много времени на опровержение всех книг, митрополит Филарет на другой день получил вопрос и через час дал на него ответ. Так завязалась переписка. Ответы для графини писали аббаты, и она, не имея что возразить на суждения митрополита, начинала все новые и новые споры. Владыке это наскучило, он сказал, что не желает более вести споры, которые ни к чему не ведут. Эта переписка хранилась у М. М. Евреинова и была издана в 1865 г. без указания имени автора. Записки с вопросами сохранились не все. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

21. Амвросий Рождественский (Вещезеров) 28 окт. 1822 перев. из Вятки; † 14 февр. 1825. Погребён в Софийском соборе. 22. Евгений Казанцев 30 сент. 1825 перев. из Пскова, а 7 авг. 1831 – в Рязань. 23. Павел Павлов (Морев) 7 авг. 1831 перев. из Могилева; † 18 дек. 1831. 24. Афанасий Протопопов 24 янв. 1832 перев. из Нижнего-Новгорода; † 21 сент. 1842. Погребён в Софийском соборе. 25. Владимир Алаудин , еписк., 14 нояб. 1842 перев. из Кострома; † 20 мая 1845. 26. Георгий Ящуржинский 30 июня 1845 перев. из Архангельска; † 1 апр. 1852. 27. Евлампий Пятницкий 16 июня 1852 перев. из Вологды; 30 июля 1850, по прошению, уволен; † 12 мар. 1862, в Свияжском мнтре. 28. Феогност Лебедев , еписк., 31 июля 1856 перев. из Вологды; 8 апр. 1862 пожалован архиепископом, а 27 сент. перев. в Псков. 29. Варлаам Успенский , архиеп., 7 окт. 1862 перев. из Пензы; уволен, за старостью, 12 апр. 1872. Ныне (1875?) в Москве, в Златоустовом мнтре. 30. Ефрем Рязанов , еписк., 25 мар. 1874 возведён из викариев. Указом 25 февр. 1871 учреждено викариатство, местопребывание в Тобольском Знаменском мнтре. Епископ Березовский Ефрем Рязанов , из архим., членов С.-Петербургского духовного цензурного комитета, хирот. 7 мар. 1871. 25 мар. 1874 сделан Тобольским епархиальным. Монастыри 1 Знаменский, в Тобольске, до 1623 Успенский; ныне второклассный. [IV, 207; Вивл. III, 124, 141.] Архимандриты Мефодий , 1610–23, послан в Мангары. Тарасий , 1623–25. Герасим , 1626 и 27. Варлаам , 1641 и 42. Иосиф , 1651–62. Герасим , 1675–78 Матфей , 1685. Моисей , 6 янв. 1688. Феофан Леонтович в 169… перев. из Духова Виленского. Игнатий , в окт. 1700. Филарет , 1702. Порфирии , 1744–57. Михаил Миткевич (перев. из Тюменского?) 1758–72, 2 авг. хирот. в еписк. Иркутского. Илия Шумилевич , 1773–84. Геннадий , 1786–94, уволен на покой; († 1815). Вениамин Жуков производен 7 окт. 1794, а 10 авг. 1799 перев. в Кириллов под Новгородом. Михаил Бурдуков , 1799–1810, 18 окт. перев. в Калязин. Филарет Амфитеатров перев. из Уфимского Успенского 18 окт. 1810, а 2 дек. 1813 перев. в Иосифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богоявленский собор Киево-Братского мон-ря. 1693–1696 гг. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Богоявленский собор Киево-Братского мон-ря. 1693–1696 гг. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Богоявленский храм относился к типу т. н. гетманских соборов и стал одним из главных памятников укр. барокко. Его ближайшим аналогом в Киеве был Никольский собор Слупского Пустынно-Николаевского мон-ря, который также построен Старцевым по заказу гетмана Мазепы. Богоявленский собор представлял собой 3-нефный храм с 5 куполами. Изначально в соборе было 2 придела: в честь Богоявления и в честь Благовещения. В 1740 г. Благовещенский престол был перенесен в новую конгрегационную церковь (освящена митр. Рафаилом 1 нояб. 1740 с вост. стороны 3-этажного учебного корпуса), а в Богоявленском соборе устроен придел во имя св. Иоанна Предтечи. В 1848 г. на хорах был освящен придел свт. Димитрия Ростовского. Колокольня собора возводилась с 1756 г. по проекту лаврского архит. С. Д. Ковнира. Центральная часть иконостаса Богоявленского собора. Фотография. 1935 г. Центральная часть иконостаса Богоявленского собора. Фотография. 1935 г. Собор пострадал во время пожара 1811 г., сгорели «крыша и главы, железом крытые, окна и двери с иконостасом» ( Гончарова. 2013. С. 8). Восстановительными работами руководил архит. А. И. Меленский, к-рый разработал 2 проекта реконструкции. Первый предполагал радикальную перестройку собора в стиле классицизма. Из 5-купольного собор должен был стать 3-купольным и практически полностью утратить характерные черты укр. барокко. Однако был реализован 2-й проект. Он предполагал сохранение всех 5 куполов, на к-рых барочные окончания заменены на более простые шлемовидные. Все основные характеристики храма были сохранены. Восстановление собора в целом было завершено к 1820 г. В 1825 г. в соборе был устроен новый иконостас, украшенный 12 большими и 13 малыми иконами работы киевского худож. И. Квятковского. В новом одноярусном иконостасе находилось несколько икон XVII в., уцелевших при пожаре. В 40-х гг. XIX в. по инициативе архим. Димитрия (Муретова) в иконостасе были надстроены 3 яруса и добавлено 47 новых икон работы худож. И. Кривошляпина. В 1891 г. надстроенные ярусы были сняты и иконостасу возвращена композиция 1825 г. Интерьеры собора были расписаны Дж. Б. Скотти. В 1831 г. по инициативе свт. Иннокентия (Борисова) купола собора были украшены золотыми звездами, а в 1853 г., при настоятеле архим. Антонии (Амфитеатрове), купола были полностью позолочены. В 1878 г. в соборе были установлены голл. печи, после чего стало возможным совершать богослужения и в зимний период.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

В 1805 г. на русском языке издано Толкование воскресных Евангелий Никифора Феотоки, бывшего архиепископа астраханского, написанные им на греческом языке еще в 1796 г., а в 1809 г. переведены и изданы его же толкования на воскресные Апостолы. В 1807 г. Сильвестр Лебединский архангельский напечатал Приточник евангельский в 2 частях. Преемник его по кафедре Парфений Петров составил Симфонию на Пятокнижие (М. 1823); под его же смотрением вероятно составлены Симфонии на Иова, творения Соломона и И. Сирахова и на пророков (изд. уже в 1825–1826 гг.). В 1806 г. явилось руководство к герменевтике, более удобное для школ, чем руководство Рамбахия, Compendium Hermenevticae sacrae, составленное тобольским, потом ярославским епископом Антонием Знаменским. Труды новых ученых, явившиеся после преобразования дух. школ и под влиянием сильно возбужденного библейского движения, подвинули изучение св. Писания значительно вперед. Таковы были известные труды ректора петербургской академии Филарета Толкование на 67 псалом (1814 г.) и Записки на кн. Бытия (1816), читанные им первому курсу академии, и бакалавра той же академии Григория Постникова Commentatio de prophetis in genere, доставившее автору в 1817 г. степень доктора. В московской академии герменевтическими трудами славились ректоры Филарет Амфитеатров , после которого осталась рукопись толкования на прор. Исаию, и Кирилл Богословский Платонов, получивший в 1822 г. степень доктора за толкование на послание к евреям (рукопись). В том же году ту же степень за преподавание св. Писания получил ректор киевской академии Моисей Платонов. В 1825 г. на степень доктора возведен ректор петербургской семинарии Иоанн Доброзраков (из студентов II курса петербургской академии) за свои Institutiones Hermenevticae sacrae (изд. в 1828 г.), сделавшиеся потом учебной книгой для семинарий по герменевтике. Известно кроме того, какое живое участие академические ученые принимали в русском переводе книг св. Писания, который имел особенно важное значение для распространения знакомства с св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010