В краткой архивной записи приводится следующая характеристика калужского периода жизни преосвященного Филарета: «...по благочестию своему, благости отеческой, кротости и смиренномудрию, благоразумию и дальновидности, по сердолюбию и искреннему участию к бедным и по всему вообще архипастырскому служению был незабвенным для Калужской епархии святитель». 12 января 1825 года владыка Филарет был переведён в Рязань. Калужане устроили любимому архипастырю торжественные проводы. В прощальном слове преосвященный Филарет говорил: «Вы, служители алтаря Господня, воссылайте день и ночь тёплые молитвы к Отцу милосердия и щедрот, с ревностью поучайте стадо Христово разумению слова Божия, утверждайте слабых, с кротостью и долготерпением обличайте противящихся истине, будьте примером для всех в благочестивой и добродетельной жизни. Судии людей! храните правосудие, которое есть твёрдая основа тишины и благоденствия народа. Мужие и жены! сохраняйте в чистоте и святыне честное и великое таинство брака, да рождаете чад света, сынов Царствия Божия. Все православные чада Христовой Церкви! Сохраните таинство веры в чистоте совести вашей!» Впоследствии владыка Филарет дважды посетил Калужскую епархию. Особенно памятным было для калужан его посещение в 1842 году, когда по его молитвам во время литургии и молебна на землю пролился обильный, благотворный дождь и оросил почерневшие от долговременной засухи поля. 1 марта 1825 года преосвященный Филарет прибыл в Рязань. Служение его на Рязанской кафедре было непродолжительным – всего три года, причём из этого времени он больше года находился в Санкт-Петербурге, присутствуя в Святейшем Синоде. Как и в Калуге, он заботился о нравственном состоянии духовенства, заботился о благолепии храмов, был милостив к вдовам и сиротам. Но и за этот короткий период рязанская паства успела полюбить своего архипастыря. 22 августа 1826 года епископ Филарет был возведён в сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ. В дни своей молодости Филарет полностью одобрял принципы реформы духовного просвещения 1808–1814 годов, но спустя десятилетие относился к ним скептически. Политика обер-прокурора графа Н.А. Протасова резко обострила недовольство состоянием духовного просвещения и системой воспитания в духовных учебных заведениях. «На духовные училища смотрю я как на прекрасное растение, которое, благодатию Божией и милостию монаршею, было согреваемо и поливаемо, начинало только расцветать и обещало обильный плод, но вдруг – засуха. Бог весть, откуда повеял засушительный ветр, и когда он перестанет, и что будет с сим растением», – писал он с грустью митрополиту Филарету (Дроздову) . Около двадцати пяти лет это «прекрасное растение», насаждённое и опекавшееся Комиссией духовных училищ, медленно умирая, сопротивлялось этому «засуши тельному ветру».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Внешняя история Оптиной подобна истории многих других малых обителей Древней Руси. Основанная в XV в., в Смутное время она была совершенно разрушена польскими отрядами. На основании старых синодиков можно предполагать, что до своего разрушения монастырь этот был «мужеско-женским», а мужским стал лишь после своего возобновления, вскоре после Смуты. В 1717 г. при Петре Великом пустынь была на несколько лет закрыта, возобновили ее в 1726 г., но на протяжении XVIII в. она оставалась маленькой обителью, число иноков в которой не достигало десяти. Митрополит Московский Платон Левшин (1775–1812), который, подобно митрополиту Гавриилу Петрову, возобновил и привел в порядок множество монастырей в своей епархии , обратил внимание и на эту пустынь, живописно расположенную на берегу реки. Он поручил архимандриту Макарию (Брюшкову), настоятелю Песношского монастыря (1788–1811), привести монастырь в порядок . Этот Макарий был связан со школой старца Паисия Величковского, с которым он состоял в переписке. Макарий направил в пустынь монаха Авраамия, впоследствии ставшего настоятелем Оптиной, Авраамий в основном занимался внешним устройством пустыни. Главная заслуга в устроении внутренней жизни обители принадлежит настоятелю Моисею Путилову († 1862). Раньше он спасался в рославльских лесах, где был настоятелем одной из пустынь. Когда в 1820 г. епископ Калужский Филарет (Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский) основал скит около Оптиной, Моисей поселился там, а в 1825 г. епископ назначил его настоятелем скита. Моисей пригласил еще нескольких пустынножителей (Антония, Илария, Савватия), все они были приверженцами строгого общежительного устава в духе наставлений Паисия и неукоснительно соблюдали его. Время настоятельства Моисея (1825–1862) было самым важным периодом в формировании особого духа Оптиной, особого строя ее внутренней жизни . Старчество введено было здесь отцом Леонидом Наголкиным (1768–1841) [ 1317] . Лев Наголкин вырос в мещанской семье, около 10 лет служил он у одного купца, но потом оставил это место и в 1794 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436690/

Иоанниты — секта, по направлению близкая к хлыстовству, образованная безумными почитательницами св. прав. Иоанна Кронштадского, боготворившими о. Иоанна и отождествлявшими его с Самим Спасителем. Оптинский Иоанно-Предтеченский скит — был основан в 1821 г. по благословению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова). Владыка Филарет пригласил для основания скита прп. Моисея (см. примеч. 151) и его младшего брата прп. Антония (в миру Александр Иванович Путилов, 1795-1865), до этого подвизавшихся в рославльских лесах. О. Моисей и малочисленная братия вместе с рабочими трудились над расчисткой территории будущего скита от леса, возводили первые кельи и скитский храм. В 1825 г. о. Моисей был назначен настоятелем и духовником Оптиной пустыни, а скитоначальником стал его брат (с 1825 по 1839 гг.). См. подробнее: Концевич ИМ. Оптина Пустынь и ее время. М., 1995 (репринт изд.: Jordanville, 1970). Неизвестная Оптина. СПб, 1998. Имеются в виду схиигумена Сергия (в миру Екатерина Борисовна Мансурова, ум. в 1926 г.) и игумения Иоанна (в миру Наталия Борисовна Мансурова, ум. в 1935 г.). Переехав в Ригу в 1886 г., они открыли приют для девочек (1891), к которому вскоре была присоединена богадельня для престарелых, где читалась неусыпающая Псалтирь. В 1892 г. была учреждена Троицкая Рижская общественная молитвенно-трудовая община; учредительницы приняли монашество (рясофор) и взяли на себя обязательство по управлению общиной. В 1901 г. они были пострижены в мантию. В 1902 г. община была преобразована в Рижский Троице-Сергиев общежительный женский монастырь, а м. Сергия возведена в сан игумений. Иеросхимонах Алексий Зосимовский (в миру Феодор Алексеевич Соловьев-Михайлов, 1846-1928) — родился в Москве, в семье священника. Окончил Московскую Духовную семинарию, в 1867 г. женился и принял сан диакона, служил в храме св. Николая в Толмачах. Имел сына Михаила, в 1872 г. овдовел. В 1895 г. был рукоположен во иерея и назначен духовником причта Большого Успенского Собора в Московском Кремле. В октябре 1898 г. поступил в Зосимову пустынь, в ноябре того же года принял постриг с именем Алексия. Вскоре стал известным старцем, в 1916 г. ушел в затвор. Именно ему в 1917 г. было доверено вынуть по жребию из ковчежца записку с именем Патриарха всея России -святителя Тихона. В 1919 г. принял схиму (с тем же именем), скончался в Сергиевом Посаде уже после закрытия монастыря. См. о нем: Прот. Илья Четверухин, Е. Четверухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустая [Сергиев Посад,] 1995.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

И хотя и я сам скуден здоровьем, но с Вами страстотерпице Христова, поделился бы последним, если бы можно было сообщить от одного другому так же, как мы переливаем целительный бальзам из одного сосуда в другой. Но это не в нашей воле, а в Божией, Который глубиною мудрости Своей человеколюбиво все строит и полезное всем подает. Итак, возлюбленное чадо мое, не огорчитесь Вы на меня за то, что я одною рукою поглаживаю Вас по головке за все доброе, а другою – деру за ушко за все недоброе. Житие преподобного Оптинского старца Антония Преподобный Антоний (в миру Александр Путилов) родился 9 марта 1795 года в г. Тутаеве (бывший г. Романов) Ярославской губернии. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в ранней юности, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и сильно пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в Рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей – будущий игумен Оптиной Пустыни преподобный Моисей. В 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ и наречен Антонием. Вскоре, сполняя волю епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) , преподобные Моисей и Антоний отправляются в Оптину Пустынь для основания при обители уединенного скита. Очистив от леса место, пустынники построили небольшую келлию и соорудили церковь во имя святого Иоанна Предтечи Господня, а затем стали строить и братские корпуса. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной Пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. За четырнадцать лет его начальствования скит получил прочное основание как во внешнем, так и в духовном отношении, сюда стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах старцы. В 1839 году игумен Антоний был назначен настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря и тринадцать лет нес это тяжелое для него бремя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 10.05.1868, г. Муром Владимирской губ.), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права. Архим. Гавриил (Воскресенский). Литография, 30-е гг. XIX в. Архим. Гавриил (Воскресенский). Литография, 30-е гг. XIX в. Сын дьячка, учился в Московской Славяно-греко-латинской академии и Вифанской духовной семинарии (1804-1816), по окончании к-рой поступил на 2-й курс МДА. Во время ревизии академии Тверским архиеп. свт. Филаретом (Дроздовым) (впосл. митрополит Московский) был отмечен как лучший студент за сочинение «экспромтом» на 2 Кор 3. 18. По окончании академии оставлен бакалавром философских наук. В 1821 г. в ТСЛ принял монашеский постриг, в том же году архиеп. Филаретом посвящен в иеромонаха и назначен бакалавром Свящ. Писания и герменевтики; удостоен степени магистра (1822). В кон. 1824 г. был переведен в СПбДА бакалавром богословских наук и назначен инспектором академии; 31 мая 1825 г. возведен в сан архимандрита, в том же году назначен ректором и профессором богословских наук Орловской ДС, к-рая переживала трудные времена в связи с внутренними нестроениями. Возлагаемые на него надежды Г. не оправдал: ему не удалось наладить дисциплину и порядок в семинарии, к тому же на него была подана жалоба и до начала ревизии комиссией духовных уч-щ он был переведен ректором в Могилёвскую ДС. 25 мая 1829 г. комиссия постановила рекомендовать Святейшему Синоду уволить Г. от ректорства. 15 авг. 1829 г. по определению Святейшего Синода Г. был назначен настоятелем в казанский Успенский Зилантов мон-рь. С переездом в Казань начинается наиболее важный период в пастырской, миссионерской, лит. и общественной деятельности Г. Жителям Казани он запомнился как замечательный оратор и пастырь, разделивший с ними страшные испытания во время голода, эпидемии холеры в 1830 и 1847-1848 гг. и пожара в 1842 г. По сведениям А. Ф. Можаровского, историка КазДС, Г. принимал участие в миссионерской работе, развернутой в крае архиеп. Казанским Филаретом (Амфитеатровым) (впосл. митрополит Киевский). В течение мн. лет пребывания в Казани Г. оставался настоятелем Успенского Зилантова мон-ря, описанию к-рого он посвятил книгу; его ревностью и старанием мон-рь стал 2-классным.

http://pravenc.ru/text/161289.html

«Много было у меня друзей и знакомых, в V, VI, VII и VIII курсах Московской Академии, – пишет Граф. Не могу пересчитать здесь имена всех их, особенно не могу говорить о живых, потому что и всякое доброе слово о живом человеке может казаться лестью. Но припоминая теперь тихое утро моей жизни, могу засвидетельствовать по чистой совести, что ни от одного из студентов Академии я не видел соблазна, не слыхал гнилого слова, а напротив, каждый из этих молодых людей, благомыслящих и благонравных, мог подать мне собой добрый пример, а от всех их я неприметно перенимал трудолюбие и любовь к наукам» 254 . В другом месте этот же автор воспоминаний, говоря в частности о некоторых лицах, пишет между прочим: «Греческому языку я учился сначала у Ф.А. Голубинского, а затем стал посещать лекции молодого Бакалавра Сергиевского. С Александром Родионовичем Сергиевским познакомился я, когда он был ещё студентом. Когда же он кончил курс и сделан был Бакалавром Академии, я ходил к нему почти каждый день. Благонравие, скромность, ласковость, приятность в обращении, всегдашняя ровность характера были отличительными качествами прекрасной души Александра Родионовича. Кроме пособия в изучении Греческого языка я много обязан ему за доброе дружеское расположение, (несмотря на неравенство наших лет) и за добрые примеры в жизни» 255 . Эти воспоминания относятся по времени к 1825–1830 годам: следовательно, протекло 10–11 лет после выбытия ректора Филарета. Но кто не признает в представленных достоинствах студентов прямых наследственных плодов воспитательного влияния Филарета. Что же касается в отдельности А.Р. Сергиевского, то здесь влияние Филарета было самое непосредственное. А.Р. Сергиевский был родственник – племянник Митрополита Московского Филарета. Во время ректорства Филарета в Академии, А.Р. и другой родной брат его обучались ещё в Вифанской Семинарии, но были под его ближайшим смотрением и руководством: они представляли ему свои и сочинения и отметки об успехах, обращались к нему в своих нуждах и в свободное время подолгу живали при нём. Такое участие в них принял на себя Филарет по желанию и личной просьбе их дяди Филарета 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Августин (Сахаров, 1768–1841) — епископ уфимский в 1806–1857 годах. 366 Филарет Амфитеатров (1779–1857) — митрополит киевский в 1837–1857 годах. 367 …одна из именуемых петровским регламентом «несытых архиерейских скотин»…— см. примечание на стр. 671. 368 Усменный — кожаный. 369 …но вышло, что я ошибся. — Цитируемые Лесковым слова содержатся в «Московских письмах» назв. Лесковым газеты (подп. криптонимом «А. Дм.») 370 Григорий (Постников, 1784–1860) — был епископом в Калуге в 1825–1829 годах. 371 Филарет Филаретов (1824–1882) — епископ уманский в Киеве и второй викарий киевский в 1874–1877 годах; затем до смерти — епископ рижский. 372 …духа времени, который… по прекрасному выражению И. С. Тургенева, оказывает на всех неодолимое давление, побуждая всякое величие опрощаться. — Лесков очень неточно цитирует слова Тургенева в предисловии к собранию романов в издании 1880 года: «я стремился, насколько хватало сил и уменья, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет the body and pressure of time ». — И. С. Тургенев. Сочинения, т. XII, 1933, стр. 296. 373 «Жизнь, по выражению поэта (И. С. Никитина), изнывает в заботе о хлебе» — неточная цитата из стихотворения «Детство веселое, детские грезы…» (1858). 374 …«одной с ними жизнью дышать и внимать их сердец трепетанью» — неточная цитата из стихотворения Е. А. Баратынского «На смерть Гете»: С природой одною он жизнью дышал, Ручья разумел лепетанье. 375 Мой родной брат…— брат Лескова — Алексей Семенович, известный киевский врач (1837–1909). 376 Порфирий Успенский (1804–1885) — епископ Чигиринский в 1865–1878 годы, жил (как и все Чигиринские епископы) в Киеве. 377 Макарий литовский (Булгаков, 1816–1882) — историк церкви, московский митрополит с 1879 года и до смерти. 378 …как живший в Задонске Тихон…— см. примечание на стр. 661. 379 …со слов… Гудовского…— И. В. Гудовский с 1849 года имел звание неклассного художника по исторической и портретной живописи. 380 Арсений — см. стр. 674. 381

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Посему не будет ли признано за благо принять выражения, означенные в протоколе карандашом? Филарет М. Московский Янв. 3, 1838 г. Дело Арх. Св. Синода. 1837 г. 1134. А Августин (Сахаров) епископ Оренбургский, † 1842 г. Подносит труды свои Императору Николаю I-мy. Агапит (Вознесенский) епископ Томский, а впоследствии член Московской Синодальной конторы, † 1854 г. Просит об увольнении его от управления Воскресенским монастырем в Москве от должности члена Московской Синодальной конторы. Агафангел (Соловьев) епископ Ревельский, впоследствии архиеп. Волынский, † 1876 г. Избирается М. Филаретом начальником Абхазской миссии в 1843 г. Александр I Павлович , Император всероссийский, † 19 ноября 1825 г. Повелевает составить секретную инструкцию архиереям о присоединении униатов. Александр IIHukoлaebuч , Государь Император, † 1881 г. Поздравляет М. Филарета с праздником Св. Пасхи в 1864 г.; ответ владыки Его Величеству. Алексий (Ржаницын) архиепископ Тверской, † 1877 г. М. Филарет предпочитает ему архимандрита Филолея (Успенского), как викария Дмитровского в 1849 г. Анна Павловна , королева Нидерландская, † 1865 г. Изъявляет желание посетить Архангельский собор. Антоний (Амфитеатров) епископ Чигиринский, а впоследствии Казанский † 1879 г. Письма М. Филарета к нему: о неудобности выражения, что Св. Лука посвятил свою книгу Феофилу; выражает скорбь но поводу кончины Киевского митрополита Филарета; замечание святителя о переводе Библии на русский язык; о периодических изданиях и о речи преосвящ. Антония при его наречении; поздравляет преосвященного Антония с праздником Св. Пасхи и назначением в Смоленскую епархию; святитель выражает скорбь о скудости училищ в Смоленской епархии и о неправильном расходовании свечного капитала; высказывает мнение об охранении древних икон; письмо о браке Криштофовича со свояченицею; поздравляет с праздником Рождества Христова и Св. Пасхи в 1863 г.; тоже в 1866 г.; высказывает желание об устроении частых свиданий архиереев и удивляется распоряжению одного архиерея поручившего секретарю консистории рассмотреть программу педагогики и предостав. ему кафедру оной в семинарии; поздравляет с Новым годом в 1867 г. и критикует циркуляр духовенству Смоленской епархии, данный преосвященным Антонием; письмо владыки о публичности суда над священником, об обращении православных церквей в единоверческие и о присоединении единоверцев к православию и о перстосложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Степанов Александр; ранее 1771, Москва - 31.12.1844, Свенский мон-рь), иеросхим., Рославльский, Младший. Сын диакона. В 25 лет поступил в Пешношский мон-рь Московской губ. В 1796 г. настоятелем мон-ря иером. Макарием был послан в числе 12 братий для восстановления запустелой Оптиной пуст. , там был пострижен в монашество с именем А. (1796), рукоположен во иеродиакона (1797), во иеромонаха (1802) и назначен духовником обители. желая безмолвной жизни, А. собирался на Афон , но не попал туда и поступил в Белобережскую пуст. , откуда без благословения ушел в Рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), через 4 года вернулся и был определен в Свенский мон-рь с запрещением священнослужения за самовольную отлучку. Однако А. не пошел в мон-рь, а в апр. 1807 г. удалился в Якимовичские леса (неподалеку от сельца Якимовского). Поселившись в Свенском мон-ре лишь в 1816 г., инок оставил его 13 июля 1817 г. ради пустынножительства в Якимовичских лесах. А. пользовался большим уважением среди отшельников, под его духовным руководством находились новоначальные иноки братья преподобные Моисей (1811-1821) и Антоний (1816-1820) (Путиловы, впосл. оптинские старцы). В 1821 г. Калужский еп. Филарет (Амфитеатров) пригласил рославльских подвижников устроить скит при Оптиной пуст., большая часть пустынников приняла предложение (в т. ч. братья Путиловы), но А. не согласился на переселение. В 1825 г. начались гонения на рославльских пустынножителей со стороны властей. По указу Рославльского земского суда А. был заключен в острог, отправлен по этапу в Свенский мон-рь, куда прибыл в февр. 1826 г. Послушанием А. в мон-ре была продажа свечей. Орловский еп. Гавриил (Розанов) разрешил ему священнослужение, но по смирению А. священнодействовал только ради принятия Св. таин. А. имел дар умной молитвы, отличался кротостью, смирением и незлобием. В свободное время А. с учениками переписывал переводы творений святых отцов, сделанные прп. Паисием (Величковским) . Лит.: Брянский Свенский мон-рь. М., 1866. С. 93; Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870. С. 10-14, 20, 22; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея. М., 1882. С. 17-20, 26-30, 38-43, 249-250; ЖПодв. Март. С. 139-143; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне

http://pravenc.ru/text/76928.html

От него остался полный устав общежития и несколько аскетических сочинений: Взаимные должности общего монашеского жития (1816 г.), Душевное врачество (1817), Напоминание иноку в начале его подвигов (1822). Рассуждение о видениях (1823) и службы Арсению коневскому, Сергию и Герману валаамским и коневской Б. Матери. Его коневский общежительный устав игуменом Даниилом введен был в 1824 г. в Оптину пустынь калужской епархии, недавно устроенную после долгого запустения трудами строителя Аврамия, старца весьма уважаемого в калужской епархии. Из местных калужских архиереев особенно деятельное участие в устроении монастырской жизни принимал епископ Филарет Амфитеатров , покровительствовавший Оптиной пустыни более других монастырей; как любитель безмолвной пустынной жизни, в 1821 г. в восполнение к ее общежитию, он устроил при ней еще пустынный скит для желающих скитского жительства на месте уединенных подвигов схимника Иоанникия, умершего в 1815 г., и вызвал в этот скит дружину отшельников из рославльских лесов смоленской епархии. – В Глинской пустыни курской епархии был введен строгий общежительный устав игуменом Филаретом, старцем духовной жизни; устав этот был применен к правилам Афонской горы и был утвержден св. Синодом. После того Филарет составил еще три устава для женских обителей. – В орловской епархии строгостью жизни и монастырских порядков была известна Площанская пустынь при строителе Серафиме; здесь между прочим подвизался тогда в схимничестве старец Афанасий, один из учеников Паисия величковского . Между иноками разных монастырей было много истинных подвижников, жизнь которых напоминает древние времена подвижничества св. мужей, прославляемых церковью. Так, в Задонском монастыре таким же почти благоговением в народе, как старец Серафим Саровский , пользовался Георгий Машурин (из военных), проведший 16 лет в суровом затворе, в посте и молитвах († 1836 г.). В Кирилловом монастыре сохраняется благоговейная память о подвижнической жизни уволенного сюда на покой (в 1825 г.) пензенского епископа Амвросия Орнатского , знаменитого автора Истории Российской иерархии: два года он жил здесь в тесной келлии в совершенном уединении, питаясь одной только просфорою, невидимый никем, – только по ночам некоторые видали его издали стоящим на церковной паперти с воздетыми к небу руками († 1827 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010