Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Во время настоятельства отца Авраамия значительно увеличились доходы Оптиной пустыни, были расширены ее имения, развернулось строительство. Построены новая каменная колокольня со святыми вратами, два братских корпуса, возведена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, больничная церковь в честь Владимирской иконы. В 1809 году по ходатайству игумена число братии было увеличено до 30 человек. По смерти игумена Авраамия на должность строителя монастыря был избран помощник его, иеромонах Маркелл. Более 20 лет прожил он в обители, но управлял Оптиной только два года и был освобожден от сего послушания согласно его желанию. В 1819–1825 годах настоятелем был игумен Даниил . Он ввел в Оптиной устав Коневского монастыря. Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита Своим духовным возвышением Оптина пустынь особенно обязана святителю Филарету, митрополиту Киевскому и Галицкому (Амфитеатрову; †21 декабря 1857/3 января 1858). В бытность свою Калужским епископом (1819–1825), в 1821 году, в настоятельство оптинского игумена Даниила, святитель Филарет основал Иоанно-Предтеченский скит (1820–1821) и положил начало старчеству в Оптиной пустыни, для чего привлечены были туда братья-подвижники — преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), подвизавшиеся до того в рославльских лесах. Святитель Филарет сам лично имел беседу с отцом Моисеем, в которой и пригласил его в Оптину для строительства скита, а 17 июня 1821 года лично же утвердил план строительства скита, представленный ему отцом Моисеем и игуменом Даниилом, после чего и началось возведение первой келлии и постройка домовой церкви для архиерейского приезда во имя Собора святого Иоанна Предтечи Господня. Скит был устроен в 360 метрах к востоку от обители. Традиции старчества и умной молитвы были положены в основание духовной жизни скита, а потом и всей обители. Освящение храма в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни святитель Филарет совершил 3 июня 1822 года и в том же году возвел монаха Моисея в сан иеродиакона и иеромонаха, назначив его духовником обители. В дальнейшем перед началом Великого поста в понедельник сырной недели Преосвященный каждый год уезжал из Калуги в Оптину пустынь, в устроенный им же самим скит, и возвращался оттуда в субботу вечером. Как известно, святитель Филарет вел строго подвижническую жизнь и, несмотря на свои архипастырские труды, до конца своих дней оставался истинным монахом. Когда в Оптинском скиту ему пытались оказывать архиерейские почести, он возражал: " Митрополит там — в другом месте, а здесь, в ските, я просто инок " . Во время посещений владыкой " своего скита " настоятель скита отец Моисей заменял ему келейника, считая за честь послужить своему архипастырю в его невзыскательных и несложных нуждах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Никольский собор Черноостровского мон-ря. 1825–1839 гг. Никольский собор Черноостровского мон-ря. 1825–1839 гг. После изгнания неприятеля из пределов Калужской губ. в благодарность за спасение Калуги 12 окт. было установлено ежегодное празднование Калужской иконе Божией Матери, в тот же день совершался крестный ход вокруг города с образом и с хоругвью Калужского ополчения. Кроме того, с чудотворной иконой крестный ход вокруг Калуги совершался 2 сент. в память об избавлении от чумы в 1771 г. и 18 июля в память о спасении от холеры в 1892-1894 гг. В Троицкий собор в Калуге были переданы для хранения 11 знамен Калужского ополчения, а также знамя Азовского пехотного полка, спасенное во время Аустерлицкого сражения 1805 г. калужанином унтер-офицером С. А. Старичковым. Из др. епархий присылались богослужебные книги и утварь для пострадавших храмов. Святейший Синод выделил средства на восстановление Боровского и Малоярославецкого мон-рей, были пожертвования от имп. Александра I, от нек-рых участников Отечественной войны и др. В Малоярославецком монастыре в память о войне был возведен 5-главый Никольский собор (освящен в день годовщины Бородинской битвы - 26 авг. 1843). При еп. св. Филарете (Амфитеатрове ; 1819-1825) в К. и Б. е. было построено 25 каменных храмов, в Калуге сооружен под надзором архиерея и освящен тюремный храм во имя свт. Николая. Известный проповедник и ревнитель монашества, еп. Филарет обращал особое внимание на устройство мон-рей. При Оптиной пуст. его стараниями был основан Иоанна Предтечи скит , для устройства которого святитель в 1820 г. пригласил отшельников из Рославльских лесов (см. Рославльские подвижники ), среди них были преподобные Моисей и Антоний (Путиловы). Еп. Филарет утвердил в Оптиной пуст. общежительный устав Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря . Были приняты также строгие правила для монашествующих Калужского архиерейского дома. В 1823 г. в Калуге был построен единоверческий храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Особое покровительство единоверию оказывал Калужский еп. Григорий (Постников ; 1826-1828), учредивший в епархии благочиние для сторонников единоверия - одно из первых в России.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

    Иеромонах Варсонофий (Светозаров; †?), из студентов Тамбовской Духовной Семинарии, друг Александра Гренкова (впоследствии — преподобного Амвросия Оптинского). В Оптинском скиту подвизался с 1843 года, а в 1851-м был переведен в Малоярославецкий Николаевский монастырь Калужской епархии.     Схиархимандрит Венедикт (Дьяконов; †6/19 мая 1915). Был священником, овдовел, служил в селе Чеботово Дорогобужского уезда Смоленской губернии. В 1884 году определен в Оптину пустынь, в 1887 году пострижен в монашество. В 1903 году назначен настоятелем Боровского Пафнутиева монастыря с возведением в сан архимандрита и благочинным монастырей Калужской епархии.     Иеросхимонах Гавриил (Спасский; †2/15 января 1871) — оптинский насельник (с 1842) и постриженик (1844). В 1849—1851 годах был казначеем в Малоярославецком Николаевском монастыре, но по болезни вернулся в Оптину пустынь и выбыл на покой. В 1869 году устроил женскую общину (впоследствии — Казанский Белокопытовский монастырь в Калужской епархии), которой руководил до своей смерти.     Игумен Геронтий (Васильев; †6/19 июля 1857) — иеромонах Оптиной пустыни и близкий ученик преподобного Льва. Когда отца Геронтия назначили настоятелем Тихоновой пустыни Калужской епархии (1837), старец Лев сам часто приезжал туда, усердно заботясь о возрождении этого монастыря.     Архимандрит Даниил (†2/15 июня 1835) — в Оптину пустынь поступил в 1819 году из экономов Калужского Архиерейского дома. В его настоятельство (1819—1825) в Оптиной пустыни был введен устав Коневской обители; святителем Филаретом (Амфитеатровым) был основан Иоанно-Предтеченский скит и приглашены первые великие старцы. В 1825 году отец Даниил произведен в архимандрита Покровского Добринского монастыря, а из него в Трубчевский Чолнский, где и скончался.     Игумен Иларий (в схиме Илия; †9/21 июля 1863) — подвизался в нескольких монастырях, в Оптину пустынь поступил, будучи уже иеромонахом, и стал преданным учеником преподобного старца Леонида. Впоследствии был назначен настоятелем Николо-Угрешского монастыря Московской епархии (1834—1853).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Император Александр I в последние годы своего царствования обрел истинную веру, стал смиренным сыном Православной Церкви. Он любил беседы с иноками-старцами. Большую радость доставило ему посещение Валаамской обители. Покидая 1 сентября 1825 г. навсегда столицу, он виделся в это раннее утро в Александро-Невской Лавре с почитаемым старцем Алексием. Царствование императора Николая I (1825-1855) Глубоко верующим и церковным был император Николай I, вступивший в 1825 г. на престол, вследствие отказа от прав на таковой старшего брата, великого князя Константина Павловича, морганатическая супруга которого была полька католичка. Вере Государя чужды были колебания, искания, умствования; во всем он полагался на волю Божию. В подписанном им 30 апр. 1835 г. завещании своему наследнику, Цесаревичу Александру он писал: " Соблюдай строго все, что нашей Церковью предписывается " . Император Николай I с большим уважением отнесся к архиепископу московскому Филарету, который, согласно его воле, возведен был в сан митрополита в день венчания государя на царство (1826 г.). До 1842 г. владыка Филарет постоянно лично деятельно участвовал в делах Синода. Постоянными членами Синода были, наряду с первоприсутствующим митр. Серафимом, и киевские митрополиты: Евгений, после же его кончины в 1837 г., Филарет, один из достойнейших иерархов Русской Церкви. Владыка Филарет (Амфитеатров), род. в 1779 г., четвертый сын многосемейного священника Орловской епархии, в раннем детстве почти " слепенький " , рос под неусыпным уходом дедушки иерея, учившего его грамоте и любви к храму. Службу свою он начал с учительства в родной севской семинарии, потом был ректором нескольких семинарий, сначала претерпев много тяжелого от своих епархиальных архиереев. Потом, будучи очень близок с митр. Филаретом, когда он еще и не занимал высокого положения, он был недолго инспектором преобразованной петербургской академии, где в 1814 г. удостоен степени доктора богословия, затем ректором московской академии. В 1819 г. он был рукоположен епископом калужским, потом святительствуя в епархиях рязанской, казанской, ярославской и киевской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Напряжение, с каким работала преобразованная академия в течение первого своего курса, продолжалось в последующие курсы, которые тоже выставили из своей среды много людей известных в истории нашей иерархии и духовной литературы. На степень доктора возведены были: Григории Постников (1817 года), Г. Павский (1821), Моисеи Платонов, Кирилл Платонов, Поликарп Гайтанников (1822), И. Кочетов (1823) и Иоанн Доброзраков (1825). С 1821 г. академия начала издавать свой академический журнал – Христианское Чтение. В 1814 г., по окончании первого курса петербургской академии, преступлено было к преобразованию московской академии с ее округом, к которому на время, до открытия казанской академии, присоединен был и казанский учебный округ, при этом преобразовании московская академия с прежнего своего места, из Заиконоспасского монастыря, переведена была в лавру на место Троицкой семинарии, а последняя в Перервинский монастырь. Из петербургской академии в московскую определено бакалаврами 8 студентов первого курса. Ректорами, после короткого управления прежнего ректора Симеона Крылова и Филарета Амфитеатрова , с 1819 г. были тоже воспитанники того же курса петербургской академии, Кирилл Платонов и Поликарп Гайтанников. Первый курс вновь преобразованной московской академии дал ей знаменитых потом преподавателей П. Делицина по математике и Ф. Голубинского по философии. Затем она постепенно стала наполняться другими преподавателями из своих воспитанников. Особого литературного органа, академического журнала, московская академия у себя не завела, но с 1818 г. издавала сборники разных трудов своих воспитанников, по одному сборнику через 2 года, за каждый новый академический курс. – В 1819 г. очередь преобразования дошла до киевского округа. Киевская академия при своем преобразовании получила от петербургской 7 преподавателей, затем в следующий курс еще 4. Ректором был назначен в нее Моисеи Платонов, за ним следовали другие из петербургских же воспитанников, Мелетий Леонтович, Смарагд Крыжановский, Иеремия Соловьев . – Преобразование казанского округа было отложено на неопределенное время. Сама старая казанская академия в 1818 г. была обращена в преобразованную семинарию, в каковом положении и осталась навсегда. При образовании казанского учебного округа, последовавшем в 1842 г., была основана уже новая казанская академия. Духовная литература и наука при Александре значительно оживилась, особенно после преобразования дух. школ, успевших в короткое время выпустить из своих стен несколько замечательных деятелей на поприще духовной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Настоятель обители должен душу свою полагать за братию, быть не отцом, а матерью для нее. " Братия у меня, Божиею милостью, крайне смирная; а я стараюсь с ними быть как можно милосерднее и помнить оное Евангельское слово: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить (Мф. 20; 28) " ,— писал иером. Игнатий (Брянчанинов) из Лопотова монастыря. " Вы знаете,— пишет он позже из Сергиевой пустыни,— как я живу в монастыре: не как начальник, а как глава семейства " . Обители, в которых настоятельствовал архимандрит (будущий епископ) Игнатий (Брянчанинов) были примером истинной духовной семьи. Об обстановке в Сергиевой пустыни жизнеописатели святителя свидетельствуют: " Двери кельи о. архимандрита были открыты, к нему входили свободно от престарелых монахов-священнослужителей до юных послушников, вследствие чего все братство стало составлять одну великую семью, управляемую одним отцом, связанную союзом согласия и духовного единения, одушевляемую и руководимую высоким учением отца-наставника " . " Архимандрит Игнатий соединял в себе и мудрость духовную, и внешнюю власть, а потому жительство под его руководством и в его обители было драгоценным приобретением для искавших монашествовать разумно " . 97 Так, собственно, и было в древних монастырях и до них — в первых христианских общинах, хранителями духа которых и явились монастыри. Все было едино: единая душа, единое сердце, все были вместе. Образцом самой первой христианской общины были апостолы Христовы с их Божественным Учителем во главе. Для того, чтобы в обители была возможна монашеская жизнь во всей полноте, необходимо три условия: духоносный старец-руководитель; игумен, воспитанный в святоотеческих традициях, сам прошедший школу послушания и глубоко понимающий творения Святых Отцов; и чтобы при том епархией управлял бы близкий им по духу архипастырь, понимающий нужды современного монашества. Примером такого монастыря может служить Оптина пустынь при старцах. Настоятелем монастыря был преп. Моисей, настоятелем скита — преп. Антоний, старцами являлись преподобные Лев и Макарий, позднее — Амвросий и другие. Епархией управляли митрополит Филарет (Амфитеатров) (1819-1825 гг.), ныне прославленный как местночтимый святой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата; затем — Преосвященный Григорий (Постников) (1825-1828), впоследствии митр. Санкт-Петербургский; позже — архиеп. Григорий (Митькевич) (1851-1881 гг.), замечательный архипастырь-подвижник 98 . При этих архиереях Оптина пустынь расцвела, окрепла и получила известность. В ней воспиталась духоносная братия, так что впоследствии враги старчества уже ничем не могли повредить обители, хотя и пытались это сделать. Если не хватает одного из вышеперечисленных условий для нормальной духовной жизни в монастыре, братия будет неизбежно испытывать скорби.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

262 Вопреки сомнениям Антонина, митрополит Филарет не только внимательно читал его донесение от 18 октября 1865 г., но и прислал в Св. Синод подробный раздраженный разбор с замечаниями и оргвыводами. См. выше документ от 10 декабря 1865 г. 263 Под «высокопоставленным лицом», как отмечалось выше, митрополит Филарет имел в виду посланника в Константинополе Н.П. Игнатьева, а не консула в Иерусалиме А.Н. Карцова. 264 Филарет (Амфитеатров; 1779–1857), митрополит – выдающийся церковный деятель. Окончил Севскую ДС (1797); принял монашеский постриг (1798); рукоположен во иеромонаха (1799); возведен в сан архимандрита (1804). Ректор Тобольской ДС (1810). Инспектор СПбДА, доктор богословия (1813); при открытии МДА (1.10.1814) назначен инспектором, а с марта 1816 г. ректором МДА. Епископ Калужский и Боровский (1819), епископ Рязанский (1825), архиепископ Казанский (1828), Ярославский и член Св. Синода (1836), митрополит Киевский (1837–1857). В России, говорили, было тогда одновременно «три Филарета – мудрый (Дроздов; Московский), ученый (Гумилевский; Черниговский) и благоговейный (Амфитеатров; Киевский)». 265 Архимандрит Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах (18501860) и затем в Константинополе (1860–1865). Позже, в 1865–1869 гг., назначенный и.д. начальника РДМ в Иерусалиме, он официально оставался на том же посту. 267 В период обострения отношений Русской Церкви с Иерусалимской петербургское начальство, светское и церковное, пыталось использовать для давления на Патриарха Кирилла II личные дружественные контакты А.Н. Муравьева и А.С. Норова , которые обратились к Блаженнейшему Кириллу с «вразумительными» письмами. Эти письма, естественно, не вызвали с иерусалимской стороны ничего кроме раздражения. 268 У императрицы Марии Александровны была собственная концепция женского Благотворительного комитета, который занимался бы сбором средств для нуждающихся православных Востока – сербов, болгар, греков, арабов. Формально поддержав инициативу вел. кн. Константина Николаевича по созданию Палестинского комитета, императрица не отказалась и от своего замысла – Благотворительного комитета – и до самой своей смерти, на протяжении двух десятилетий, постоянно оказывала из своих источников помощь Русской Духовной Миссии, для финансирования которой при канцелярии императрицы была учреждена так называемая Иерусалимская касса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Калужская Основана 16.10.1799. До учреждения епархии большая часть территории находилась в подчинении епархии Крутицкой и некоторых других. «...Кроме верховной зависимости от митрополитов Всероссийских, которые, после краткого пребывания во Владимире (1309–1325), перенесли свою кафедру в Москву, надобно полагать, что города северо-восточной части нынешней Калужской губернии зависели по духовному управлению от епархии Владимирско-Суздальской; а на южные уделы имели влияние епископы Черниговские, которые... назывались Черниговским и Рязанскими, до учреждения Рязанской епархии в XIV столетии...» ( Леонид (Кавелин) , иеромон. История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии. Калуга, 1876. С. 27). Архиепископия с 25.12.1803. С 1809 г. замещалась епископами. Калужская и Боровская. Викарные кафедры: Боровская, Мосальская, Малоярославецкая, Козельская, Людиновская. 16.10.1799 21.10.1799 30.10.1799 05.03.1809 Феофилакт Русанов 16.04.1809 22.05.1813 19.07.1813 07.02.1816 Евгений Болховитинов 07.02.1816 15.03.1819 Антоний Соколов I 01.06.1819 12.01.1825 Св. Филарет (в сх. Феодосий) Амфитеатров 04.01.1826 03.03.1828 Григорий Постников 20.05.1828 26.08.1831 09.09.1831 05.09.1834 Никанор Клементьевский 02.10.1834 17.09.1851 05.10.1851 09.12.1851 09.12.1851 13.04.1881 14.05.1881 21.05.1888 Владимир Никольский 21.05.1888 03.06.1890 Анастасий Добрадин 03.06.1890 15.09.1892 30.06.1892 29.09.1892 29.09.1892 29.01.1894 29.01.1894 08.10.1895 22.10.1895 10.07.1901 10.07.1901 31.12.1910 Вениамин Муратовский 31.12.1910 25.06.1912 25.06.1912 13.05.1913 Сщмч. Тихон Никаноров 13.05.1913 06.07.1916 Георгий Ярошевский 06.07.1916 03(16)09.1927 22.08(04.09) 1923 22.09(05.10)1923 22.09(05.10)1923 03(16)09.1927 14(27)07.1928 30.07(12.08)1928 29.11(12.12)1928 Павел Введенский 16(29)09.1931 19.11(02.12)1930 17(30)09.1931 17(30)09.1931 03(16)06.1933 Сщмч. Павлин Крошечкин 03(16)06.1933 10(23)03.1934 27.03(09.04)1934 07(20)09.1937 01.1942 Питирим Свиридов 11(24)07.1943 05.1944 09.1945 09(22)03.1960

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сестра В. Д. Урусовой, посетительница Оптиной пустыни. – 69. Зять В. Д. Урусовой, посетитель Оптиной пустыни. – 69. Ушинский Александр Дмитриевич, член хозяйственного управления при Св. Синоде; брат К. Д. Ушинского . Автор брошюры «Современные идеи и Православие». Почитатель Оптинских старцев. – 133, 139. Ушинский Константин Дмитриевич (19.02.1824 – 22.12.1870), педагог, основоположник научной педагогики в России. С 1854 по 1859 преподавал русскую словесность в Гатчинском сиротском институте. В 1859 вступил в должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Почитатель Оптинских старцев. – 139. Феврония, преподобная (в иночестве Ефросинья), святая 13 в. – 139, 148. Феоктист, священник, проживал в Козельске. – 117. Феофан (Говоров) Затворник (10.01.1815 – 06.01.1894), святитель, богослов. С 13.06.1857 в сане архимандрита – ректор СПбДА. 01.06.1859 хиротонисан во епископа Тамбовского. С 22.07.1863 епископ Владимирский. 17.07.1866 вышел на покой, подвизался в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. В 1872 ушел в затвор. В 1988 на Поместном Соборе Русской Православной Церкви прославлен в лике святых. – 139, 140, 194. Ферапонтов Андрей Николаевич (1806–1888), московский купец, издатель и книготорговец. – 124, 197. Филарет (Амфитеатров) (17.04.1779 – 21.12.1857), святитель, митрополит Киевский и Галицкий. 01.06.1819 хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 12.01.1825 епископ Рязанский. 22.06.1826 возведен в сан архиепископа. 25.02.1828 архиепископ Казанский и Симбирский. С 1836 архиепископ Ярославский и Ростовский, член Св. Синода. С 18.04.1837 митрополит Киевский и Галицкий. 08.12.2005 причислен к лику общероссийских святых. – 70, 73. Филарет (Дроздов) (26.12.1782 – 19.11.1867), святитель, митрополит Московский и Коломенский, крупнейший богослов Русской Православной Церкви. 05.08.1817 хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1819 архиепископ Тверской и Кашинский, член Св. Синода. 03.07.1821 назначен на московскую кафедру. С 22.08.1826 митрополит Московский и Коломенский. В 1994 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых. – 54, 55, 57, 60–62, 64, 67, 68, 72, 80, 95– 97, 101, 102, 105–108, 115, 123, 132, 153, 161, 181, 183, 184, 189, 194, 200, 203.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010