VI в. V. Монашество и мон-ри Стремление к молитвенному уединению с особенной силой проявилось в первые века христианства именно в Египте. О тех, кто предпочел «отдать себя всецело жизни по добродетели», говорил уже Ориген (In Rom. I 2. 9-14). Коптский синаксарь упоминает молодого александрийца Павла Фивейского , избравшего в сер. III в. уединенный образ жизни в пустыне (Vita S. Pauli//PL. 23. Col. 17-28); в юности его посещал там основатель монашества прп. Антоний Великий (251-355/6). Наиболее известными обителями были Нитрия и Скит , начало к-рому положил прп. Макарий Египетский . Наряду с анахоретами (отшельниками) и еремитами (пустынниками), последователями прп. Антония, вскоре появились и киновии - очаги общежительного монашества, отцом к-рого является прп. Пахомий . Его Тавеннисийский мон-рь в Фиваиде (основан ок. 315-320) стал образцом для множества подобных обителей. Всего Пахомий основал 9 муж. и один жен. мон-рь. После его смерти др. обители основывались во всех частях Египта и в Эфиопии. Из Египта (где к нач. V в. насчитывалось ок. 7 тыс. монахов) монашество распространилось в Палестине, Сирии, М. Азии и на Западе. Можно уверенно утверждать, что монашество стало величайшим даром Александрийского Патриархата христианству. Окрестности Александрии Окрестности Александрии Александрия находилась в постоянном общении как с отдельными подвижниками, так и с мон-рями. Прп. Антоний, познакомившийся в пустыне с Афанасием Великим, посещал столицу Египта, чтобы укрепить верующих в гонение Максимина и во время арианских волнений (Житие св. Антония. 46. 1, 69-72). Один из его учеников, св. Иларион , выходец из Палестины, учился в Александрии, где и принял крещение; он вновь посетил город в 362 г., остановившись в мон-ре Брухий. Прп. Пахомий был весьма привязан к свт. Афанасию, живо интересуясь жизнью в Александрии; незадолго до своей смерти он послал в город Феодора Освященного поздравить святителя с возвращением на Александрийский престол. Для прибывавших к нему в Фиваиду жителей Александрии и др. мест, где не говорили по-коптски, прп. Пахомий учредил особую общину во главе с Феодором , бывш. чтецом АПЦ Александрийцем, избравшим монашескую стезю под влиянием свт. Афанасия, был Аммон , буд. епископ. Прп. Макарий Градский, получивший прозвание по своему происхождению (Городской, т. е. уроженец Александрии), монашествовал в разных обителях, в т. ч. Нитрийской и Скитской. Фиваидские монахи посещали Александрию и с хозяйственными целями (продажа избытков урожая и того, что производилось в мон-рях), и для оказания милостыни, напр. раздачи зерна бедным и заключенным города. Монахи прибывали в Александрию поодиночке и группами, когда считали, что верующим грозила к.-л. опасность,- так поступал прп. Антоний, так случалось и много позже, во времена мон. Евагрия . Нек-рые мон-ри находились и в самом городе: напр., Брухий, мон-рь аввы Палладия на зап. окраине Александрии, в месте, называемом Литазомен, или мон-рь «близ моста св. Петра».

http://pravenc.ru/text/82070.html

И святая мученица Анастасия Римляныня (Память 29 октября.) тоже жила в монастыре с другими инокинями и с блаженной Софией-игуменией, и все носили одеяние иноческого образа. И жили они также во времена царя Декия. Но царь Декий жил спустя несколько лет после святых апостолов, что засвидетельствовано в житии святой мученицы Ориозилы: крестил ее святой апостол Андрей Первозванный, а мучений за Христа она сподобилась во времена царя Декия. О том же свидетельствует и мучение семи святых отроков, что в Ефесе (Память 4 августа.): ибо от первого года царствования Декия, когда святые отроки заснули, до тридцать восьмого года царствования Феодосия Младшего, когда святые отроки проснулись, прошло триста семьдесят два года. И если кто-нибудь подсчитает, то увидит из сего истинного свидетельства, что от вознесения Христова до Декиева царствования — восемьдесят лет, от того времени до царствования великого Константина — двести двадцать лет, а от того времени до тридцать восьмого года царствования Феодосия Младшего — сто пятьдесят лет. Также и святая мученица Евгения (Память 24 декабря.) постриглась в мужском монастыре в Египте, назвавшись евнухом, и много лет жила она иноческой жизнью, пострадала же Христа ради в царствование Коммода, которое было за много лет до Константина Великого. И в житии святой мученицы Христовой Февронии (Память 25 июня.) написано, что она постриглась в монастыре блаженной Вриенны и Фомаиды и жила в монастыре около двадцати пяти лет, не видев мирского. Когда кто-нибудь из мирян желал с нею побеседовать, то беседовал в иноческом образе, ибо монахини не хотели видеть ничего мирского. Также и преподобный Харитон Исповедник (Память 28 сентября.) создал три монастыря и собрал множество иноков, и было это во времена царя Аврелиана. И Антоний Великий (Память 17 января.), намереваясь вести иноческую жизнь, нашел тех, кто до него постился и уже состарился, живя так много лет; у них он учился и подражал житию их: постничеству одного, молчанию и терпению другого. И были у него спостники, подобные ему возрастом и годами: Аммон Нитрийский, Феодор и Паламон, наставник Пахомия Великого, — и еще было у него множество учеников, живущих по разным местам в монастырях и пустынях. И был монастырь, где жил он сам, как указано в житии Илариона Великого (Память 21 октября.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

С полною же любовью принимали иноки приходящих к ним. Подле церкви, пишет Палладий, есть странноприимный дом, в котором содержат странника во все время пребывания его на горе, хотя бы оно продолжалось два или три года, пока он не захочет оставить гору. Ему дозволяют жить без дела только одну неделю, а в следующие дни дают ему дело или в саду, или в пекарне, или на поварне; если же странник человек знатный, то ему дают читать книги, но беседовать с ним никому не дозволяют до шестого часа дня. Руфин так описывает прием, какой ему сделали иноки нитрийские. Лишь только мы приблизились, где могли увидеть нас иноки, как тотчас же они вышли из келлий и поспешили к нам навстречу, многие из них несли мехи с водою и хлебы. Встретив, они ввели нас с псалмопением в церковь , омыли нам ноги и отерли своими мантиями, будто облегчая тяжесть пути, но на самом деле таинственными наставлениями омывая скорби земные. Что скажу о их приветливости, услугах и любви, когда они все наперерыв спешили принять в свои келлии? Не только они предлагали с радостью то, чего требовал долг гостеприимства, но старались поделиться с нами сокровищем, каким сами владели, уча нас смирению кротости и другим добродетелям, какие сами имели. Никогда не видел я, чтобы с такою любовью, с таким горячим участием исполняемо было дело гостеприимства. Когда Иероним с Павлою, в 383 г., посещали Нитрийскую гору, называемую Иеронимом градом Божиим, все иноки вышли навстречу путникам. «В чью келлию, пишет Иероним о Павле 24 , она ни входила, к чьим ногам ни припадала, в каждом монахе она верила видеть Христа, и то, что принесла с собою для них, верила, что принесла для Самого Бога. Забывая пол и слабость, она хотела бы поселиться навсегда между иноками». Изложив вообще образ жизни нитрийских подвижников, познакомимся с некоторыми из более замечательных, каковы Пиор, Памво, о которых Аммон говорит, что они особенно сияли добродетелями вместе с Аммоном Нитрийским, Ор и Афре ученик его. Пиор, уроженец египетский, ещё в юных летах оставил дом своих родителей и показал такую твердую решимость проводить иноческую жизнь, что тогда же дал обет убегать случаев к свиданию с родителями на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

С самого начала монахам, имевшим опыт киновийной жизни в Нитрии, была свойственна тенденция удаляться в Келлий и вести там отшельническую жизнь. Тенденция эта видимо противоречила идеалам Пахомия или Василия, считавших киновию пожизненным призванием. Это своего рода приготовление к тому, что мы видим в Палеетине в следующем столетии. Подобным духом исполнен и рассказ о разговоре Аммона и Антония, который представляется скорее не историческим эпизодом, но изъявлением названного столкновения идеалов. «Я несу большее бремя трудов, нежели ты, сказал Аммон. – Почему же твое имя меж людьми пользуется большею славой?» Антоний отвечал: «Потому что я больше люблю Бога». 229 В Келлиях также была своя церковь и свой пресвитер, который, возможно, являлся членом нитрийского братетва. Однако мы не знаем, когда именно он там появился. Когда в «Послании Аммона» вскоре после 370 года говорится о «Исидоре, пресвитере отшельников Нитрийской горы», вполне возможно, что под ним разумеется пресвитер Келлий. 230 Мы определенно знаем только то, что именно так (пресвитер Келлий) именовался Макарий Александрийский . 231 Макарий почил в 393 году в возрасте около ста лет. 232 Он принадлежал к самому первому поколению монашествующих, опыт которых отрезвлял их более молодых преемников. В миру, в бытность свою в Александрии, Макарий был торговцем лакомствами [τραγματα πιπρσκων]. 233 Обратившись в христианство в возрасте сорока лет, 234 он превосходил всех остальных своими аскетическими подвигами. Узнав, что тавеннисиоты не едят в четыредесятницу вареного, он семь лет не вкушал приготовленной на огне пищи. 235 Желая одолеть сон, он бодрствовал в течение двадцати дней, после чего уступил ему как требованию природы. 236 Както Макарий раздавил укусившего его комара и, раскаявшись в овладевших им мстительных чувствах, шесть месяцев провел нагим на скитском болоте, «где жили комары величиною с ос, которые прокусывали кожу даже у вепрей». Он вернулся в свою келью таким опухшим и изъеденным, что братия смогла узнать его только по голосу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕЛЛИИ [греч. τ Κελλα; копт. niri ; лат. Cellia, Cellae; Эль-Муна - араб.  ,  ], один из крупнейших монашеских центров в Н. Египте наряду с Нитрией и со Скитом (Вади-эн-Натрун), известный по источникам c IV по XI в. Руины К. расположены примерно в 60 км к юго-востоку от Александрии и занимают более 100 кв. км. Топоним К. возник вследствие перехода в имя собственное греч. имени нарицательного τ κελλα (кельи) и соответствующего ему копт. niri . Возможно, в копт. языке к К. прилагалось и другое, синонимичное название - nimonh (от греч. μον), к которому можно возвести арабское наименование К.- Эль-Муна ( Evelyn-White. 1932. P. 26). Древние письменные источники помещают К. между Нитрией к северу и Скитом к югу, причем по-разному оценивают расстояние между Нитрией и К. После верной идентификации Нитрии Х. Дж. Эвелин-Уайтом стала возможной и правильная локализация К., предложенная в качестве гипотезы Э. Ф. Ч. де Коссоном в 1937 г. и подтвержденная в ходе раскопок под рук. А. Гийомона в 1964 г. Сведения о жизни в К. в IV-V вв. основаны гл. обр. на письменных источниках, в VI-VIII вв.- на археологических данных. История К. были основаны прп. Аммоном Нитрийским поблизости от учрежденного им же сообщества монахов в Нитрийской пустыне и предназначались для иноков, к-рые желали более строгого уединения. Согласно одной из апофтегм алфавитной коллекции сб. Apophthegmata Patrum, , прп. Антоний Великий однажды посетил авву Аммона в Нитрийской пустыне и тот, сославшись на увеличение числа братии, сообщил прп. Антонию о желании некоторых из них «построить келлии вдалеке, чтобы безмолвствовать» (οκοδομσαι κελλα μακρν να συχσωσι). Авва Аммон попросил прп. Антония выбрать место для новых монашеских поселений. Пройдя за день большое расстояние, на закате они достигли места, где прп. Антоний предложил поставить крест в знак того, что именно здесь будут выстроены новые жилища для нитрийских монахов. Важным обстоятельством, принятым во внимание прп. Антонием, была возможность для иноков Нитрии и нового поселения общаться друг с другом без серьезных затруднений (Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 85-88). Основание К. исследователи обычно относят к 338 г., связывая его с путешествием прп. Антония в Александрию ( Читти. 2007. С. 60-61).

http://pravenc.ru/text/1684151.html

Феофилакт, архиепископ г. Ахриды в Болгарии, известен своим толкованием на четвероевангелие, в котором он следует во многом св. Иоанну Златоусту. Скончался около 1085 г. римский Домициан царствовал с 81 г. по 96 г. Каллист — греческий историк 14 века, оставивший нам «Историю Церкви». Авгарю, по преданию, Иисус Христос послал Свой нерукотворенный образ. Едесса — город в Месопотамии. сего св. Апостола Фаддея — 21 августа, а также и 4 января. ап. Иуда скончался около 80 г. по Р. Хр. — По месяцеслову имп. Василия ап. Иуда был в Месопотамии в Едессе, где уврачевал Авгаря, а после в городе Арате на кресте пронзен стрелою; по славянскому прологу ап. Иуда пострадал на Арадском острове. Есть город и остров Арад, но в Финикии, а не в Месопотамии. По армянскому преданию ап. Иуда прибыл в Армению около 60 года и встретился здесь с апостолом Варфоломеем в г. Арташате на Араксе; многих он просветил, и пригвожден ко кресту в 72 г. в Ормии в Великой Армении, — ныне Урмия. В таком случае Арат следует искать около гор Араратских. (Месяц. арх. Сергия, т. 2-й, зам. под 19-м июня). Житие преподобного отца нашего Паисия Великого написатель сего жития — Иоанн Колов; Иоанн, прозванный Колов, т. е. малорослый, — подвизался в Египте. Преставился около 430 года в пустынной келлии близ города Кольцума (ныне Суэца). — Память его 9 ноября. его 16 января. пробуждение 7 отроков совершилось в царствование Феодосия Младшего (408–450 гг.), — когда появились еретики, отвергавшие воскресение мертвых. Во время этого-то смущения в Церкви и проявилось наглядное свидетельство истины будущего восстания усопших. Память 7 отроков — 4 августа. северной части Египта, в Нильской дельте. монашеству в Нитрийской пустыне положено было св. Аммоном, современником св. Антония. В самой Нитрии св. Аммон основал монастырь, а Антоний положил начало устройству скитов. В конце IV b. тут было до 50 монастырей, устроенных по уставу св. Пахомия. К югу от Нитрии была Скитская пустыня, где обитало много иноков. Страдание святого мученика Зосимы воина

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Макарий 325 Старший ввел отшельничество в ужасной Скитской пустыне, а Амун или Аммон 326 – на Нитрийской горе. Последний был женат, но убедил свою невесту, сразу после свадьбы, жить вместе с ним в строжайшем воздержании. К концу IV века только в Нитрии, по свидетельству Созомена , было пять тысяч монахов, которые в основном жили в отдельных кельях и разговаривали друг с другом только по субботам и воскресеньям, когда они собирались для совместного богослужения. Из Египта отшельничество распространилось на соседние страны. Иларион , жизнь которого ярко и подробно описывает Иероним 327 , учредил монашество в пустыне Газа, в Палестине и Сирии. Этот святой был для отшельников IV века второй по величине фигурой после Антония. Он родился у родителей–язычников и рос «как роза среди терниев». Он учился в Александрии, усердно посещал церковь , избегал цирка, гладиаторских боев и театра. Позже он прожил два месяца со святым Антонием и стал самым известным его учеником. После смерти родителей он раздал наследство своим братьям и бедным, ничего не оставив себе, так как боялся стать похожим на Ананию и Сапфиру и помнил слова Христа: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» 328 . Потом он удалился в пустыню Газа, где жили только разбойники и убийцы, сражался, как и Антоний, с греховными мечтами и прочими дьявольскими искушениями и довел свое тело – «осла», которого следовало кормить соломой, а не овсом, – до такого изнеможения, что, будучи еще молодым двадцатилетним человеком, был похож на скелет. Он никогда не ел до захода солнца. Молитвы, пение псалмов, чтение стихов Библии и плетение корзин были его занятиями. Его келья была высотой всего 5 футов (1,5 м), ниже его собственного роста, и больше была похожа на гробницу, чем на жилище. Он спал на земле. Волосы он подстригал только раз в год, на Пасху. Слава о его святости постепенно привлекла к нему массу поклонников (однажды – десять тысяч), так что ему несколько раз приходилось менять место жительства, и он удалился на Сицилию, потом в Далмацию, и наконец на остров Кипр, где умер в 371 г. на восьмидесятом году жизни. Свое наследство, сборник евангелий и грубый плащ, он завещал другу Есихию, который отвез его тело обратно в Палестину и похоронил в Маюмском монастыре. Жители Кипра, оплакивавшие эту потерю, утешали себя тем, что у них остается дух покойного святого. Иероним приписывает ему разнообразные видения и чудесные исцеления. §37. Святой Симеон и столпники

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

23. Осмелившись описать все сие по приказанию твоего преподобия, я опустил здесь много других дел св. Феодора, которые я сам видел, но которых не мог бы снести слух многих людей. Я опасался, чтобы письму моему не случилось быть в руках людей малоопытных и младенчествующих в вере Христовой. Когда блаженный Папа Афанасий пришел в Великую (Соборную) церковь , то в моем присутствии и в присутствии других церковнослужителей александрийских сказал несколько слов о Феодоре Аммонию, блаженныя памяти епископу Елеархии, и Гермону, епископу Вуватскопу. Я думаю, что и твое преподобие слышало тогда слова Афанасия, но я почитаю нужным написать здесь оныя, чтобы напомнить твоему благочестию, что говорил Афанасий. Упомянутые епископы удивлялись тогда блаженному Антонию, с которым Афанасий часто имел свидание. Афанасий сказал им: «Видел я великих рабов Божиих, Феодора Освященного, начальника Тавеннских монахов и авву Паммона, начальника монахов Антинойских. Когда гнал меня Юлиан я непрестанно находился в опасности, чтобы он не взял меня (о сем намерении Юлиана сказали мне искренние друзья мои); тогда Феодор и Паммон пришли ко мне в один день в Антиной. Решившись скрыться у Феодора, я вошел в судно его, совершенно покрытое. Авва Паммон провожал нас. Вовремя плавания подул противный ветер, и я, чувствуя скорбь в сердце, молился. Монахи, бывшие с Феодором вышли из судна и тянули оное по реке. Авва Паммон начал утешать меня в печали, и я ему сказал: «Поверь мне, что сердце мое не так спокойно бывает во время церковного мира, как во время гонений. В гонениях я укрепляюсь тем, что страдаю за Христа, и что милосердие Его не оставляет меня, так что, хотя бы я и взят был врагами моими, получил бы большую милость от Христа». Когда я говорил сие Паммону, Феодор, посмотревши на него, улыбнулся, и авва Паммон почти засмеялся. Я сказал им: «Что вы смеетесь моим словам? Узнали ли вы причину моего страха?» Феодор сказал авве Паммону: «Скажи ему, почему мы улыбнулись». Авва Паммон отвечал ему: «Сказать должен ты». После сего Феодор сказал: «Сейчас умерщвлен Юлиан в Персии. Бог предсказал о нем: «Презорливый и обидливый муж и величавый ничесоже скончает» ( Авв.2:5 ). Теперь будет императором христианин, который, хотя и славен будет, но скоро умрет. Итак, не нужно тебе удаляться в Фиваиду и подвергаться беспокойствам, но ты должен тайно отправиться в то место, где объявлен будет новый император. Он встретит тебя на пути, примет благосклонно и возвратит тебя твоей Церкви. После сего вскоре Бог окончит жизнь императора». Так и случилось 15 . Итак, я верю, что между монахами много есть людей богоугодных, но неизвестных нам, потому что и Феодор и Паммон были также мало известны, как и блаженный Амун и св. Феодор Нитрийский, и почтенный по старости своей раб Божий Памвон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

«Видел я в те времена великих людей Божиих: Феодора Освященного, стоящего во главе тавеннисийских иноков, и одного монаха, [подвизающегося] в окрестностях Антинои, по имени аппа Паммон, который недавно почил [в Бозе] 150 . Когда я был изгнан Юлианом и ожидал, что буду убит (об этом известили меня искренние друзья мои) 151 , то оба этих мужа в один день пришли ко мне в Антиною. Решив скрыться у Феодора, я вступил на его судно, закрытое со всех сторон. Аппа Паммон сопровождал нас. И когда ветер стал неблагоприятным, я почувствовал тревогу в сердце и начал молиться. Монашествующие, бывшие с Феодором, сошли [на берег] и стали тащить судно [веревкой]. Аппе Паммону, утешающему меня, пребывающего в тревоге, я сказал: «Поверь моим словам: никогда во время мира сердце мое не было так уверенным, как во времена гонений 152 . Ибо я уверен, что даже если я погибну, страдая за Христа и укрепляемый Его милостью, то обрету у Него еще большую милость». Когда я говорил это, то Феодор, глядя на аппу Паммона, улыбался, а аппа Паммон был почти готов рассмеяться. Тогда я сказал: «Почему вы смеетесь над моими словами 153 ? Или вы презираете мое малодушие?» 154 . И Феодор обратился к аппе Паммону со следующими словами: «Скажи ему, почему мы улыбались». Аппа Паммон же отвечал ему: «Ты должен сказать». Тогда Феодор изрек: «В сей час Юлиан убит в Персии 155 . О нем Бог предсказал: «Презорливый и обидливый муж и величавый ничесоже скончает» ( Авв.2:5 ). На смену ему придет царь-христианин: [царствование его] будет блестящим, но кратковременным 156 . Поэтому тебе не следует, изнуряя себя, уходить в Фиваиду, но ты должен скрытно оказаться при [императорском] дворе; и когда ты встретишь царя на пути, то будешь радушно принят им и возвращен к [своей] Церкви 157 . А вскоре после этого царь будет радушно встречен Богом [на небесах]». Так это и произошло. Поэтому я верую, что особенно между монашествующими скрывается множество богоугодных [мужей]. Они остаются неизвестны [людям] – такие, как блаженный Амун и святой Феодор, [подвизающиеся] на горе Нитрийской, а также раб Божий, счастливый старостью Памво» 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie...

В. есть матерь целомудрия ( Basil. Magn. Asc. fus. 18). «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фес 4. 3). Целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда, плотских удовольствий, но чтобы быть свободным и от др. страстей. Один пленяется жен. красотой, другой - деньгами, последний, считает прп. Ефрем Сирин , в большей степени нецеломудрен, ибо у него нет природного побуждения ( Ephraem Syr. Serm. paraen. ad monachos aegipti. 122). «Нигде не читаем мы, что брак запрещен, ибо он сам по себе - благо. Только апостол нас учит тому, что лучше брака. Позволяя его, он предпочитает ему воздержание. Он позволяет брак по причине ухищрений искусителя, но предпочитает воздержание ввиду скорого конца света» ( Tertull. Ad uxor. I 3). Девство, согласно прп. Исидору Пелусиоту, дается тем, кто «препобедили невоздержание» и сохраняют его, постами и бдением призывая содействие свыше ( Isid. Pel. Ep. III 67). Но и в браке, согласно свт. Кириллу Иерусалимскому, люди могут быть воздержными, зная время для В., посвящая это время молитве, и если они вступили в брак не по любострастию, но для деторождения ( Суг. Hieros. Catech. IV 25). Особый вид подвижничества - В. в брачной жизни, обычай, встречающийся с первых веков христианства. Так, прп. Аммон (пам. 4 окт.), первый подвизавшийся в Нитрийской пустыне, вынужден был по настоянию родителей вступить в брак, но в брачную же ночь он говорил своей супруге о целомудрии и о хранении девства. По согласию взаимным молчанием охраняли супруги тайну целомудрия ( Rufin. Hist. mon. 30). Однако вступившие в брак должны оставлять друг друга ради В. только по взаимному согласию, ибо, когда один супруг оставляет другого для В., вместо В. может последовать тяжкий грех прелюбодеяния - и тот, кто оставил, будет повинен в грехе оставленного. Кроме того, согласие должно быть на определенное время, «пока искусят себя, могут ли сие бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают тако. Когда не могут, да сходятся паки во едино; не всем бо все дано» ( Тихон Задонский, свт. Т. 5. С. 174). Ибо и ап. Павел учит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7. 5). Апостол добавляет, что сказанное им не повеление, а позволение, так как он предпочитает безбрачие. «Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг другу,- говорит свт. Игнатий (Брянчанинов).- Чистота дев и вдовиц уневестившихся Христу состоит в верности к Христу» (Т. 1. С. 334). Тертуллиан отмечал, что «в воздержании вдовы больше заслуги, потому что она знает, чего лишается. Девственница счастливее, но вдова едва ли не достойнее: первая никогда не совращалась с пути, а другая вновь на него вступает; та венчается благодатью, а эта мужеством и доблестью» ( Tertull. Ad uxor. I 8). Пост

http://pravenc.ru/text/155090.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010