22. Когда ариане умножали бедствия Церкви, пришли в Нитрийскую гору от Феодора четыре монаха с письмом к монахам Нитрийским. По приказанию Феодора, они нашли меня, и отдали мне письмо его. Это было вечером в субботу. В следующий день, в воскресенье, я прочитал оное сперва только некоторым пресвитерам, а потом, по совету их, и всем монахам. Оно было следующее: «Возлюбленным братиям, находящимся на горе Нитрийской, пресвитерам, диаконам и монахам Феодор желает здравия от Господа. Я вознамерился уведомить вас, что гордость ариан дошла до Бога. Бог , видя, что народ Его терпит многие бедствия, сжалившись над ним, положил помиловать Церковь Свою и избавить ее от сих бедствий. Итак, будет время, когда Церковь освободится от сего гонения. Следующие слова, сказанные Богом, относятся к арианам: «И посещу на Вила в Вавилон, и извергу то, еже поглоти, от уст его» ( Иер.51:44 ). А о Церкви Своей Бог сказал: «Кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней? Зане велия будет слава храма сего последняя, паче первыя» ( Агг.2:3,9 ). Итак, братия, зная сие, утешайте тех, которые в вашей стране терпят гонение от ариан, чтобы не ослабела вера их. Ибо грехи ариан еще не достигли полноты своей. Приветствуют вас братия, живущие со мною. Возлюбленные братия, да сохранит вас Бог в здравии». Когда я прочитал письмо, то все прославили Бога. Один пресвитер, по имени Агиос, сказал мне, улыбаясь: «Теперь мы верим сему, но прежде твоим словам еще не верили». Письмо Феодора, но приказанию пресвитера Гераклида, взял у меня Исаак Хрисогон, который был тогда монахом на горе Нитрийской, но после от святейшего епископа Исидора поставлен диаконом в малом Гермополе. Он послал оное к святейшему епископу Драконтию, находившемуся тогда в заточении. Я думаю, что боголюбезнейший брат наш и сослужитель Диоскор, преемник святого Исидора, может найти оное. В шестой год после того, как Папа Афанасий изгнан был из Александрии, в девятый месяц сего года, сделался императором идолопоклонник Юлиан. Он послал Папу Афанасия на заточение в Фиваиду, хотел сделать много худого христианам, но не мог привести в исполнение своих враждебных намерений против христиан; потому что неожиданно умер в Персии. Поскольку мы о сих происшествиях слышали прежде предсказание Феодора, то, видя, что оно по прошествии многих лет исполнилось, прославляли Бога, и несомненно верили, что и гонение, воздвигнутое арианами, прекратится. И теперь видим, что оно по прошествии столь многих лет действительно окончилось. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

24. Когда епископ Аммоний удивлялся блаженному Пиору, Елуриону, Аммонию, Исидору, который был старший из всех пустынников, и св. Макарию, которых всех твое преподобие видело на горе Нитрийской, то св. Афанасий спросил меня, видел ли я святых отшельников, живущих, в Скефе, Паисия и братьев его Павла и Псоия, так же Исаию, Писира, Исаака и Павла и на конец Феодора Фивского? Я отечал ему, что с Феодором жил я три года. Потом я рассказал ему некоторые дела Феодора из тех, которые здесь мною описаны. Я изложил их кратко святому Папе. Он, удивившись, отвечал мне: «Я верю всему этому, потому что я сам хорошо знаю сего человека». 25. Написавши преподобию твоему и то, что я слышал о Феодоре от блаженного Папы Афанасия, прошу тебя молить всегда обо мне Бога, чтобы Он никогда не лишал меня милости Своей; приветствуй братий, находящихся с тобою. Братия, находящиеся при мне, приветствуют тебя. Всесвятый Бог для Славы Своей и для блага Церквей да сохранит тебя, Владыка и святейший брат мой, многия лета в здравии, и да укрепит тебя в молитвах твоих обо мне. 1 Письмо сие издано на реческом и латинском языках продолжателями Болландова собрания жизнеописании святых, Геншением и Папеброхием, в третьем томе жизнеописаний, относящихся к месяцу маю. Оно найдено ими в рукописях библиотек ватиканской, миланской св.Амвросия и Флорентинской Медицисов. О сочинителе его, епископе Аммоне, известно только то, что он сам о себе рассказывает в нем. Кирилл Александрийский в книге «О православной вере» (Орег. eius tom. V. par. 11. pag. 50. edit. Paris. 1538.) упоминает о сочинении епископа Аммона под названием: «О Боге Слове». Есть также Письмо Феофила Александрийского к епископу Аммону, содержащее правила, о тех, которые присоединились к apuahaм.(Balsamon. Pandect. canon, tom. 11.) Но того ли Аммона должно разуметь у Кирилла и Фиофила, который написал письмо о св. Пахомии и Феодоре, неизвестно, потому что в четвертом и пятом столетии по Р. X. многие епископы назывались сим именем. Писатель настоящего письма родился в 335 году (снес. § 1. письма с § 4.), умер не прежде 385 года. Сие последнее видно из того, что Феофил, к которому писано письмо, вступил на Александрийский Патриаршеский престол в 385 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

О нитрийских пустынниках 1 Публикуется по: История египетских монахов. М., 2001. Гл. 11. С. 71–74. (Авторство этого сочинения конца IV века до сих пор не установлено. «История...» описывает паломничество елеонских монахов по монастырям Египетской пустыни, жития и подвиги отцов аскетизма. Это сочинение несомненно легло в основу «Жизни пустынных отцов» Руфина, «Лавсаика» Палладия и житийных творений блаженного Иеронима , а само оно, как и многие ему подобные, написано под впечатлением «Жития преподобного Антония».) Блаженный Иероним назвал Нитрию «градом Божиим» за ангелоподобное житие ее пустынников. Нитрией называлась обширная пустыня, расположенная за Мареотийским озером, которое находится южнее Александрии. Нитрия граничила со Скитской пустыней, с Ливией, с землей мазиков и простиралась до Эфиопии. Свое название Нитрия получила от соседней горы, в озерах которой было много селитры (нитры). Как образно пишет об этом Руфин, «воистину по Божиему смотрению устроилось так: здесь, подобно нечистотам, отмываются и истребляются грехи людские» (гл. 21). Основателем пустынного монашеского жития в Нитрии считается преподобный Аммон, сподвижник Антония Великого и ученик, хотя некоторые источники свидетельствуют, что здесь уже во II веке жили отшельники (см.: Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. М., 2000. Т. 2. С. 8). Нитрийские иноки пользовались духовными советами Антония Великого . Современники называли их столпами монашества. Руфин утверждает: «Нигде мы не встречали такой искренней любви, такого горячего милосердия, такого рвения к гостеприимству. Нигде не видели также такой любви к изучению Писаний, к богомыслию, к духовной мудрости, так что мы чувствовали себя как бы среди витий Божественной мудрости». По кончине преподобного Аммона главными старцами Нитрии и Скита – епископом Серапионом, преподобными Макарием Нитрийским (келейником Антония Великого , похоронившим его), Макарием Великим и Пафнутием – были установлены иноческие правила. К концу IV века в Нитрии подвизались около пяти тысяч иноков в 50 монастырях, общежительных и отшельнических (подробнее см.: Казанский П. С. Указ. соч. Т. 2. С. 7–55).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Видел преподобный Исидор Скитский, присутствовавший при кончине юного подвижника Захарии, отверзшимися врата небесные для умирающего, и воскликнул: «Радуйся, сын мой Захария: для тебя отворились небесные врата!» 385 Видел, как уже выше сказано, преподобный Иоанн Колов лучезарный путь от земли до неба, по которому Ангелы возносили душу почившей Таисии 386 . Увидела, при отверзении душевных очей, отверзшееся небо и сошедшего оттуда молниеносного Ангела мать старца Паисия Нямецкого, неутешно скорбевшая об отшествии ее сына в монашество 387 . Когда начинают действовать чувства, уже несвязанные падением, действие их необыкновенно изощряется, самый круг действия принимает обширные размеры – пространство для них сокращается. Вышеупомянутые видения святых служат тому достаточным доказательством: но для большей ясности не останавливаемся представить и другие духовные опыты. Святой Антоний Великий, обитавший в одной из пустынь Египта, недалеко от Чермнаго моря, увидел возносимую на небо Ангелами душу преподобного Аммона, подвизавшегося на другой оконечности Египта, в Нитрийской пустыне. Ученики Великого заметили день и час видения, – потом узнали от братий, пришедших из Нитрии, что преподобный Аммон скончался именно в тот день и час, в которые видел вознесение души его преподобный Антоний Великий. Расстояние между пустынями требовало тридцати дней путешествия для пешехода 388 . Очевидно, что зрение христианина, обновленного Святым Духом и достигшего высокой степени совершенства, простирается далеко за пределы зрения человеческого в его обыкновенном состоянии; подобно обновленному зрению действует и слух обновленный. Нетрудно было духоносным ученикам Макария Великого видеть шествие его души по воздуху и слышать слова, произнесенные ею на воздухе и при входе во врата небесные. Когда к этому Великому Макарию привели женщину, которой вид изменился по наваждению нечистого духа, и некоторые из учеников его не могли заметить действия диавольского, очевидного для Великого, то он сказал им, что причина такого невидения их – плотское состояние их чувств, неспособных для зрения духов и действий их 389 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

35. В то время, как епископ Аммоний удивлялся блаженному Пиору, Елуриону, Аммонию, Исидору – пресвитеру отшельников 159 и святому Макарию 160 , которых Твоя Святость видела на Нитрийской горе, [Афанасий] спрашивал меня о святых подвижниках в Скиту: о Паисии и братьях его – Павле и Псоие, об Исаии, Писире, Исааке и Павле, а также о том, видел ли я Феодора Фиваидского 161 . Когда я сказал, что прожил с Феодором три года, он повелел мне рассказать все, что я видел за это время. Когда же я изложил ему кое-что из того, что написано выше (ибо я сократил свое повествование для Его Святейшества), папа, удивившись, изрек: «Я верю, что все обстояло именно так, поскольку изведал этого мужа». 36. Написав Твоей Святости и то, что я слышал от блаженного папы Афанасия, обращаюсь с просьбой удостоить меня твоих всегдашних молитв, непрестанно моля Бога, чтобы Он был [постоянно] милостив ко мне. Приветствуй братий, которые с тобою. Братия, пребывающие со мной, приветствуют Твое Преподобие. Пусть всесвятой Бог всяческих для славы Своей сохранит тебя, Святейший Владыко и брат, молящийся обо мне, на многие лета в добром здравии для [блага многих] церквей. 37. Ответ архиепископа Феофила 162 . Возлюбленному господину, брату и сослужителю Аммону Феофил желает радоваться в Господе. Зная благую ревность твоего благочестия, благодарю тебя за воспоминание о святых [мужах]. Ты порадовал нас тем, что прислал записанными повествования, которые мы часто слышали из уст твоих. Да удостоимся мы все и ты иметь [один и тот же] удел и общение [в Царстве Небесном] с блаженным Феодором. Ты, возлюбленнейший и дражайший [брат], принес нам [великую] пользу, не оставив без внимания просьбы нашей. Приветствуй братство 163 , которое с тобою. Наше братство приветствует тебя в Господе. Желаю тебе, возлюбленнейший и дражайший брат, здравия в Господе. 1 Название послания вторично по отношению к тексту. В основной рукописи (из трех), на которую и опирается критическое издание этого сочинения, адресат послания не указан, но в другой рукописи стоит довольно неопределенная фраза: προς τνα Θεοφιλ, которую можно понять и как обращение к некоему «боголюбцу». Однако совокупность свидетельств довольно ясно говорит в пользу того, что послание адресовалось архиепископу Феофилу Александрийскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie...

Пища была весьма скудная: состояла она из хлеба, сыра и овощей, и давалась только один раз в сутки. Только в субботу и воскресение полагалась еще вторая – вечерняя трапеза. В виду такой строгости жизни каждый желавший поступить в монастырь подвергался предварительному годичному испытанию. Но несмотря на это ревность к монашеской жизни тогда была столь велика, что еще при жизни преп. Пахомия общее число монахов в его монастырях достигло 7000 человек, а через 100 лет после него – 50000 человек! После преп. Антония и Пахомия монашество начало быстро разрастаться на Востоке. Количество монастырей и иноков все увеличивалось и увеличивалось. Один из учеников преп. Антония Аммон основал новое поселение для иноков недалеко от Александрии на горе Нитрийской. К концу IV века здесь уже было около 50 монастырей и 5000 иноков. Монахи поселились и за этой горой в Ливийской пустыне. Еще далее находился скит, где положил начало иноческой жизни преп. Макарий Египетский . Сюда находить путь можно было только по звездам, ибо не было даже тропинки. Один из учеников преп. Антония Иларион перенес иночество на свою родину в Палестину, где основал монастырь близ г. Газы. Отсюда монашество быстро распространилось по всей Сирии и Палестине. Св. Василий Великий , который по окончании своего образования, посетил обители в Палестине и Египте, насадил монашество в Каппадокии. Им составлен был особый строгий устав. Этот устав св. Василия Великого получил самое широкое распространение и сделался всеобщим обязательным уставом для всего восточного монашества. Каждый последующий век давал своих замечательных столпов и руководителей иноческой жизни. В V-oм веке прославился Савва Освященный, названный так потому, что со званием инока он соединял сан священника. Он учредил иноческую обитель на потоке Кедронском близ Иерусалима. Обитель эта славилась своим богослужебным уставом, который получил широкое распространение на Востоке. В VI-oм веке замечателен преп. Иоанн Лествичник , игумен Синайской Горы. Он составил известное руководство духовной жизни под названием «Лествица Духовная», от которой и сам получил свое прозвище.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1, 21). Киновия управлялась аввою (что в переводе с сирийского значит – отец), и безусловное послушание ему было обязанностью каждого обитателя киновии. Время, свободное от богослужения и молитвы, иноки проводили в труде: занимались земледелием, плетением корзин и веревок и т. п. Третий вид иночества – это лавры. Основателями этого вида иноческой жизни были Макарий Старший, живший в Скитской пустыне близ границы Египта с Ливией, и Аммон, поселившийся на Нитрийской горе. В лаврах мы видим как бы соединение отшельничества с общежитием. Каждый подвизался отдельно, в особой келье. Кельи, разбросанные вокруг холма или жилища аввы, находились на известном расстоянии одна от другой и располагались в виде переулков в городе, откуда и самое название – лавра (λαυρα – дорога, переулок). Отшельники в первый и последний дни недели собирались вместе для богослужения. В остальные дни хранили безмолвие. Если кто-либо не приходил на общие собрания, заключали, что он болен, и некоторые из братии посылались для его посещения. Жизнь в лаврах была много труднее, чем в киновиях, и к подвигу безмолвия уже приступали не иначе, как подготовившись к нему в киновиях. «Вступившие в монашество, – говорит Кирилл Скифопольский, – жили сначала в монастыре и исполняли в нем обязанности иноческие, а те, которые уже достигли некоторого совершенства в подвижнической жизни, помещались в кельях». Так, Египет был рассадником иночества. Нигде, по словам Евсевия, слова евангельского учения ни над кем не явили столько своей силы, как в Египте. Недаром, видно, древний Египет издревле глубоко задумывался над вопросами о бессмертии и вечности… «Меланхолический и торжественный вид природы Египта, – говорит русский путешественник, – вечно ясное небо, строгий характер пирамидального зодчества, ужасное разрушение зданий гигантских, превышающих силы человека, столько великого, столько славного в прахе и, наконец, куда ни взглянем, везде поразительное исполнение пророчеств – все это невольно приводит к жизни созерцательной человека мыслительного». («Путеш. по Египту». Норов, II, с. 350.) «Радуйся, Египет верный! – поет Св. Церковь. – Радуйся, Ливия преподобная! Радуйся, Фиваида избранная!» В скором времени иночество распространилось и за пределы Египта. В Палестине основателями иночества были св. Харитон Исповедник, пострадавший при императоре Аврелиане (270–275) и основавший в Палестине знаменитую лавру Фаранскую, лавру близ Иерихона – в пещерах Сорокадневной горы и лавру Сукка, и св. Иларион, ученик и подражатель св. Антония Великого, подвизавшийся около 50 лет в пустыне близ г. Газы. Здесь основаны были обители, из которых в VI веке славились: киновия аввы Серида, близ которой жили знаменитые отшельники в своих одиноких кельях: свв. Варсануфий и Иоанн, и киновия аввы Дорофея в окрестностях Газы и Маиума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вставали иноки задолго до рассвета. Пища была самая простая, один раз в сутки, обычно в полдень. Это были хлеб, маслины, сыр, овощи и плоды. В субботу и воскресенье была вечерняя трапеза. Ели все вместе в молчании, опустив на лицо покрывала, так что не могли видеть, как и что кто ест. Пахомий, предлагая братии все необходимое для поддержания жизни, предоставлял каждому по своей воле умерщвлять свое тело, но в то же время он осуждал тех, кто принимал пищу с жадностью. Одним из главных иноческих обетов в своих правилах Пахомий считал совершенную нестяжательность. Вступающему в общину монахов не позволялось приносить в монастырь никакого имущества; даже мирская одежда вновь прибывшего раздавалась неимущим мирянам. Монахи не должны были иметь ничего собственного. Работа, выполненная тем или другим братом, принадлежала не ему, а всей общине. Считалось важным преступлением, если кто-то из братии хранил у себя в келии деньги, хотя бы самую мелкую монету. Все необходимое для жизни – пищу, одежду, – иноки получали из общих средств монастыря. Экономы занимались снабжением братии пищей и одеждой из материалов, заготовленных в монастыре или купленных ими на стороне на деньги, вырученные от продажи иноческих изделий. Чтобы все эти строгие правила неизменно выполнялись иноками, Пахомий установил, чтобы вступающие в его общину принимались не раньше, чем через год, в течение которого опытные старцы испытывали их готовность вести жизнь согласно этим правилам. При жизни преподобного Пахомия основанное им на таких началах общество монахов возросло до 7000, а через сто лет после его кончины, – до 50 000. Преподобный Пахомий за свою святую жизнь был удостоен от Господа дара прозорливости и чудотворения. И отшельническое, и общежительное монашество вскоре распространилось по всему Египту и даже в другие страны. Так, Аммон основал общество пустынножителей на Нитрийской горе с прилегающей к ней пустыней, Макарий Египетский – в так называемой Скитской пустыне, где было много замечательных подвижников, Иларион, любимый ученик Ангония, перенес монашество на свою родину, в Палестину, где около Газы основал монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

По поводу писем, полученных от императора, преподобный сказал несколько слов и своим ученикам. Из этих слов видно, как мало трогали Антония мирские почести. — Цари земные, — говорил он им, — писали нам, но какое значение имеет это для христианина? Хотя их достоинство и возвышает их над прочими людьми, но рождение и смерть делают их равными всем. Мы должны гораздо более проникаться удивлением, нежной любовью к Богу по поводу того, что Божественный Учитель послал нам письмена законов, равных для всех людей, и вступил в сношения с нами через Своего Сына. Вот какие письмена должны нас радовать! Поведение преподобного Антония и в прочих отношениях показывало его полное пренебрежение к почестям этого мира. Богу угодно было прославлять его бесчисленными чудесами. Все — великие и малые земли, ученые и простолюдины — искали его, удивлялись и благоговели перед ним. Самые знаменитые личности его времени — святитель Афанасий Великий , Пахомий, св. Аммон Нитрийский, св. Иларион и столько же других — были или его учениками, или соединены с ним чувствами самой теплой приязни. Но он среди таких выражений чрезвычайного отличия никогда не возносился в сердце своем ложным тщеславием. Он никогда не искал в людях и становился все более кротким, приветливым, милосердным и в особенности смиренным. Он оказывал величайшее уважение лицам духовного сана, включительно до самых низших клириков. Перед епископами и священниками он смиренно преклонял голову и испрашивал у них благословения. Если кто-нибудь из них посещал его по какому-либо делу, то, удовлетворив его, он просил наставить его в духовных предметах, не стыдясь поучаться у посетителя и утверждая, что эти наставления весьма полезны и ему самому. Его терпение было неиссякаемо. Мир его души выражался на его лице светлой кротостью и каким-то чудным отблеском, так что те, которые его никогда не видали, узнавали его с первого раза и легко бы узнали его среди прочей братии. Были три пустынника, которые ежегодно навещали его. Двое из них спрашивали у него совета для спасения своей души, третий не говорил никуда ни слова. Святой заметил это и спросил у него причины. «С меня, отец, довольно видеть тебя», — отвечал этот инок.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

Перевод и примечания (кроме специально оговоренных случаев) выполнены святителем Феофаном Затворником . Публикуется по: Добротолюбие. Т. 1. С. 80–101. В т. 40 «Patrologiae graecae» Migne на с. 1065 помещены Praecepta Antonii в 80-ти пунктах. За ними стоят его же: «Spiritualia documenta rugulis adjuncta» и «Admonitiones et documenta varia» – то и другое, очевидно, как дополнение к предыдущему правилу. Так как все изречения, содержащиеся под этими заглавиями, одного рода и по содержанию, и по образу речи, то они сведены здесь воедино и размещаются под особыми рубриками, следуя естественному ходу отшельнической жизни, под заглавием «Устав отшельнической жизни». В конце каждого правила указывается, где найти его в подлиннике. Первые цифры означают: 1 – правило в 80-ти пунктах; 2 – первое прибавление (spiritualia documenta); 3 – второе прибавление (admonitiones). Цифры вторые указывают пункты каждого собрания правил. Эти вторые в подлиннике есть только в первой статье 80-ти правил; нумерация пунктов для двух прибавлений делается по своему счету, что и всякий может сделать, ибо все изречения идут особыми пунктами. Их в первом прибавлении 100, а во втором 73. Конец на с. 1082. 1 Цифры в скобках указывают, где найти данное правило в подлиннике. Подробнее см. с. 677. 2 У древних часы дня считались от восхождения солнца, часы ночи – от захождения. В странах, лежащих близ тропиков, где приращение и уменьшение дня или ночи во все продолжение года невелико, счисление часов не могло чувствительно изменяться от времен года. (Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, примечания взяты из изданий, по которым приводится русский текст. См. комментарии.) 4 В монастыре Святого Саввы за час до утрени дают колокол, и все по келлиям кладут положенные поклоны: 1500 поясных и 150 земных с молитвою Иисусовою. 6 Это не в келлии, а на общих трапезах. Вино обычно виноградное, домашнего изделия, небольшой крепости. 9 Уединенники жили каждый особо от других, но все их раздробленное селение было нечто единое и имело одного главу, как, например, оба Макария (Великий и Александрийский), Аммон (Нитрийский) – соответственно, в Скиту, Келлиях и в Нитрии. Гора Нитрия располагается к югу от Александрии, за Мареотийским озером. Основание пустынножительства в Нитрийской пустыне было положено преподобным Аммоном, который еще по благословению и указанию Антония Великого устроил иноческое житие с более строгим уставом в Келлиях. Отсюда иноки, желающие пребывать в полном уединении и безмолвии, уходили в пустыню Скит, отстоящую от Нитрии на расстояние 24 часов пути. Среди таких подвижников были: устроитель скитского подвижничества Макарий Великий , а также Макарий Александрийский , авва Памво, авва Серапион и другие (подробнее см. раздел «Приложения»). – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010