30 . Некоторые говорили об авве Антонии, что он был прозорливец, но избегая молвы людской, не хотел разглашать об этом; ибо говорили, что он открывал и настоящие и будущие события мира. 31 . Однажды авва Антоний получил от императора Констанция письменное приглашение, чтобы он пришел в Константинополь. Авва Антоний рассуждал, что ему делать. Потом говорит авве Павлу, ученику своему: «Должно ли мне идти?» Тот отвечал ему: «Если пойдешь, – будешь Антоний, а если не пойдешь, – будешь авва Антоний». 32 . Авва Антоний говорил: «Я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо любовь изгоняет страх ( 1Ин.4:18 )». 33 . Он же говорил: «Всегда имей страх Божий перед глазами; помни Того, Кто мертвит и живит» ( 1Цар.2:6 ). Возненавидьте мир и всё, что в нём; возненавидьте всякое плотское успокоение; отрекитесь этой жизни, дабы жить для Бога; помните то, что вы обещали Богу; ибо Он взыщет это от вас в день суда. Алкайте, жаждайте, наготуйте, бодрствуйте, плачьте, рыдайте, воздыхайте в сердце своем; испытывайте себя, достойны ли вы Бога; презирайте плоть, чтобы спасти вам души свои!» 34 . Авва Антоний пришел однажды к авве Аммону в гору Нитрийскую и, когда они увиделись друг с другом, авва Аммон говорит: «Молитвами твоими умножились братия и некоторые из них желают построить себе кельи в отдалении, чтобы пребывать в безмолвии; на каком расстоянии отсюда велишь ты построить кельи?» Авва Антоний отвечал: «Вкусим пищи в девятый час, и пойдем, походим по пустыне и посмотрим место!» Они шли по пустыне до самого захождения солнца. Тогда авва Антоний говорит: «Сотворим молитву и поставим здесь крест, чтобы здесь строили желающие строить. Тамошние, если захотят посетить здешних, пусть приходят сюда, съевши свой малый кусок в девятый час, а здешние пусть то же делают, уходя туда; и они не будут развлекаться при взаимном посещении». Расстояние же было на двенадцать верст. 35 . Авва Антоний говорил: «Кузнец, взяв кусок железа, наперед смотрит, что ему делать: косу, меч или топор. Так и мы наперед должны помышлять, к какой нам приступить добродетели, чтобы не напрасно трудиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Аммон Нитрийский Профессиональные интересы: Богословие, Практика Краткая биографическая справка: Аммон или Аммун Нитрийский, Аммон Египетский (ум. ок.350) [греч] –преподобный (память 4 октября), предавшийся монашеской жизни в египетской пустыне.  Один из духовных друзей Антония Великого. Имел многих последователей и учеников. Творения А. дошли до нас в двух версиях – греческой и сирийской. Среди сохранившихся на греческом языке сочинений – " Увещевательные главы " , " Наставления " , " Послания " .   Имя Аммон было распространено среди египетских христиан того времени, поэтому относительно А.Н. в историко–церковной науке существуют затруднения. Достоверно неизвестно, тождественен ли преп. Аммон – ученик аввы Антония Аммону, упоминаемому как основатель пустынножительства в Нитрии. Но ясно, что А.Н. и Аммон–епископ, автор послания к св. Феофилу Александрийскому, – разные лица.  Правда, в ряде изданий изречения А.Н. и Аммона–епископа перемешаны.  Библиография работ о персоне: Житие преподобного отца нашего Аммона//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 2. – Месяц октябрь. Апофтегмы (повествования) об авве Аммоне//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. – Сергиев Посад, 1993. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн.  IV, гл. 23. Кн.  VII, гл. 14). Руфин. Жизнь пустынных отцов/Пер. с лат. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1991. (Репринт 1898 г.).  Гл. 3, 30. Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. – Клин: Фонд " Христианская жизнь " , 2001.  Гл. 8. Сидоров А.И., О.В.Лосева, Луковникова Е.А. Аммон Нитрийский//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. II.

http://bogoslov.ru/person/2565142

Однажды, на одной из городских улиц, Аммон познакомился с фиваидским монахом, увлекся его разговорами и едва не склонил себя к мысли пойти вслед за ним. Между тем, проявив должное благоразумие, он поведал об этом желании священнику Павлу, служившему в церкви «Пиерия». Однако священник вместо благословения выразил предостережение: раскрыл Аммону глаза, поведав, что уловивший его монах — еретик. Убедив Аммона не доверяться еретику, отец Павел благословил его отправиться в один из расположенных в Фиваиде Пахомиевских монастырей — Вау (Пабау, Певоу), к блаженному Феодору. При этом он поручил его двум сопровождающим, Феофилу и Копру, прибывшим от святого Феодора с посланиями к святителю Афанасию и возвращавшимися назад. Когда они прибыли на место, к обители, где подвизался святой Феодор, тот удостоил Аммона личной беседы, предложил переодеться в надлежащую одежду и ввел его в монастырь. Это событие датируется 351-м годом. Попав в обитель, Аммон стал свидетелем душеполезного диалога блаженного с монахами. Из этого краткого эпизода Аммон понял, насколько мудрым подвижником является Феодор. Братия приняли Аммона с радушием. Святой Феодор отдал его под наставничество двум подвижникам, Феодору Александрийцу и Авсонию. Под их руководством Аммон совершал в монастыре свои первые шаги, изучал Священное Писание, учился азам аскетического делания. Он не раз становился свидетелем чудес, совершаемых по молитве блаженного Феодора. Это способствовало укреплению его веры. Постепенно, в трудах и молитвах, Аммон набирался мудрости и духовного опыта. Дальнейшая жизнь В приютившей его обители Аммон подвизался на протяжении трех лет (впоследствии он отзывался о ней в самых тёплых, сердечных выражениях). Но Промыслом Божьим ему суждено было оставить этот монастырь. После того как Аммон покинул обитель, чтобы отправиться в Александрию с визитом к родителям, он, с благословения Феодора, отправился в Нитрию. Что послужило первопричиной этого шага, неизвестно. Ясно, что выбор на Нитрию пал неслучайно: в те времена среди нитрийских монахов было немало святых, духоносных отцов; жизнь нитрийских подвижников отличалась строгой аскезой. Предаваясь там суровым аскетическим подвигам, Аммон украсился добродетелями, удостоился звания епископа и достиг преподобия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/

3. Преп. Аммон . Родом египтянин, занимался виноградарством. Его сродники, помимо воли Аммона, женили его, но он не захотел жить с женой. С первого дня назвал он ее сестрой и уговорил вместе с ним хранить свое девство ради высших благ на небесах. Так пребывал он с женой целых 18 лет. Затем, по обоюдному согласию, супруга основала женский монастырь в их доме, а Аммон ушел в Нитрийскую пустыню, где предался подвигу отшельничества. За чистоту своего сердца принял он от Бога великие дары прозорливости и чудотворения. Некие муж и жена привели к нему своего одержимого сына, чтобы святой Аммон исцелил его молитвой. Но Аммон никак не хотел. Однако после долгих уговоров со стороны родителей Аммон сказал [им]: «В ваших руках болезнь и здоровье вашего дитяти. Верните той вдовице (и он назвал ее имя) украденного вола, и ваш сын выздоровеет». Родители, ужаснувшись такой прозорливости Преподобного, сознались в своем грехе и пообещали возвратить украденного вола, как только вернутся домой. Тогда святой Аммон помолится Богу – и ребенок стал здоровым. Аммон был близким другом преподобного Антония Великого . Скончался святой Аммон в Нитрии около 350 года. Преподобный Антоний узрел из своей кельи душу Аммона и сказал братии: «Ныне преставился авва Аммон. Вот я вижу его святую душу, носимую Ангелами на небо». Аммона преподобного раз некто вопросил: «Как мне спасаться в сем, доколе хватит сил?» Святой [ему] ответил в простоте, без лишних слов: «Будь словно узник, знающий, что суд ему готов; Укорени в себе страх перед Вышним Судией, Считай часы и дни и каждый миг напрасный свой. Так узник в подземелье ловит голоса снаружи, Душой терзаясь, думая, что будет еще хуже, Когда его судья суровым гласом позовет! Где сила человеческая, слава и почет? О пище скудной он ничуть не помышляет, Но с трепетом гнетущей совести внимает; Он знает: суд ему грядет нелицемерный, Ведь на престоле – Судья праведный и верный! Так мыслить мы должны, доколе в теле обитаем, Трудами и скорбями получить спасенье чаем».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

§1. Жизнеописание Преп. Аммон (Аммун) родился в конце III века в знатной египетской семье. После смерти родителей он остался на попечении родственников. Когда ему исполнилось двадцать два года, он, по принуждению родных, женился. В день брака он убедил супругу дать Богу обет девства и жил с нею, как брат с сестрою, 18-ть лет. День они проводили за работой и молитвой, ночи посвящали псалмопению. Уже в это время преп. Аммон был строгим постником, он питался только растительной пищей. Наконец, благочестивая супруга предложила преп. Аммону подвизаться по отдельности. Он возблагодарил Бога за эти внушенные жене мысли и предоставил ей дом, где она со временем устроила общину девственниц. Сам же преп. Аммон нашел пустынное место на берегу Мареотского озера, так называемую, Нитрийскую гору (в 80-ти милях от Александрии), и предался там отшельническим подвигам. Именно преп. Аммон является основателем монашеской жизни в Нитрийской пустыне, на рубеже 320-х–330-х годов. Недолго он оставался неизвестным, скоро стали к нему собираться ученики. Преп. Аммон и ученики вели отшельнический образ жизни, каждый отдельно и по своему правилу, но под общим духовным единоначалием аввы. Сам преп. Аммон духовно окормлялся у преп. Антония Великого . Он часто ходил к отцу монашества на совет. Сохранилось известие и об одном посещении преп. Аммона в Нитрийской пустыне преп. Антонием Великим . ««Вот, молитвами твоими, – сказал авва Аммон авве Антонию, – умножилась братия, и некоторые из них желают построить себе келлии». Антоний сказал: «Вкусим пищи в час 9-й и пойдем, походим по пустыне и посмотрим место». Они шли по пустыне, пока не зашло солнце. Тогда Антоний сказал: «Сотворим молитву и поставим крест, чтобы желающие жить особо построили здесь келлии». Это место было более чем в десяти тысячах шагов от монастыря. «Тамошние, – сказал Антоний, – если захотят посетить здешних, пусть приходят сюда, съевши свой хлеб в 9-й час, и здешние пусть то же делают, отходя туда. Тогда они не будут развлекаться взаимными посещениями»» (Цит. по «Конспекту патрологии», ч. II, Джорданвилль, 1993 г., стр. 10). Так, благословением преп. Антония образовалась пустыня Келлий. Монахи пустыни Келлий, как и нитрийцы, подвизались отшельнически, с постепенным тяготением к скитскому и общежительному образам жизни (о которых речь будет ниже), так что уже к концу IV века в Нитрийской пустыне насчитывалось около 50-ти монашеских обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

13; Пелагий. Кн. 18. Гл. 20; Руфин. Гл. 31. Преподобный Павел Препростый – один из самых близких и любимых учеников Антония Великого , с которым сам учитель советовался о духовных вопросах и к кому отсылал страждущих для отгнания бесов. Скончался преподобный около 340 года. Память его 7/20 марта и 4/17 октября. 2 Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 31. С. 108–111. 3 Публикуется по: Скитский патерик. М., 2001. С. 45–48. Аммон Нитрийский Публикуется по: Руфин. Жизнь пустынных отцов. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1898. Гл. 30. С. 106–108. Преподобный Аммон (Аммоний, Амун) Нитрийский (кон. III – 340/345) – основатель монашеского жития на Нитрийской горе (см.: Сократ Схоластик . Кн. 4. Гл. 23); Палладий (гл. 42) и др. Аммон Нитрийский не только сам посещал Антония Великого , но и удостоился его посещения и особого благословения на основание обителей в пустыне Келлий для окормляемых им в Нитрии иноков. Провел в пустыне 22 года. Среди его учеников были такие известные отцы, как Феодор, Елурион, Орсисий, Агиос, Путувист, среди сподвижников: Пиор, Памво, Ориген , Кроний и др. Память преподобного Аммона Нитрийского 4/17 сентября. – Прим. ред. Епископ Аммон Публикуется по: Повествования об авве Аммоне//Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 21–24. Преподобный Аммон, будущий епископ (вероятно, Оксиринха) – продолжатель дела Антония Великого , один из самых любимых его учеников, который часто возглавлял монастырь на «внешней горе», в Писпере, во время отсутствия преподобного Антония, а затем стал там настоятелем. Родился в конце III или начале IV века, прожил долгую подвижническую жизнь и отошел ко Господу в сане епископа в конце IV века. Оставил после себя духовные сочинения по аскезе (см. указ. изд.). О нем сохранились поучительные повествования, вошедшие в «Древний патерик». Это именно тот авва Аммон, которому Антоний Великий велел бить камень и о котором сказал, что он преуспеет в кротости и в страхе Божием. Святой Аммон был удостоен слышать в пустыне голос пророка Моисея, объясняющего Антонию Великому по его просьбе речения из Книги Левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Для этого «необходима душевная преданность светлому будущему, со всецелым убеждением, что оно несомненно последует и станет моим в полном объеме. Такова и есть вера христианская, которая дает исповедникам спокойное самообладание при всех внешних поражениях и радостную надежду на совершенную реализацию их блаженных упований... Это есть отличительное достоинство святых и безусловный завет для всех других собратий» 538 . Подобная пасхальная радость и незыблемое упование, вместе со спокойным самообладанием, пронизывает всю жизнь и все мироощущение преп. Антония, полагающего в основу христианского бытия «благочестивую веру во Христа». Ибо он твердо знал, что Христос оправдал весь род человеческий и освободил людей от власти диавола. Такую благочестивую веру в Господа, оправдавшего и освободившего род людской, разделяемую всеми отцами Церкви 539 , преподобный завещал и своим непосредственным ученикам, и всем последующим поколениям христиан. Одним из таких непосредственных учеников «отца монашества», принявших и сохранивших его завет, был св. Аммон. 2. Св. Аммон: личность и творения Имя Аммон, в различных своих вариациях (Амон, Амун, Аммонас, Аммоний, Пиаммон и др.) было широко распространенным среди египетских иноков IV века. Известный знаток истории восточного христианства аббат Ф. Но называет по крайней мере девять известных подвижников, носящих это имя в IV веке: 1) преп. Аммон Нитрийский – основатель монашеского поселения в Нитрии, вознесение души которого по его кончине видел преп. Антоний; 2) Аммон (или Аммонас) – ученик преп. Антония; Амун – «укротитель змей (драконов)», о котором повествует Руфин в своей «Жизни пустынных отцов» (гл. 8); Амун – настоятель («отец») трех тысяч тавеннских иноков (там же, гл. 3); 5) Аммоний Нитрийский Младший; 6) Аммоний – ученик аввы Памво, прозванный Одноухим, ибо отсек себе ухо, чтобы не быть епископом; 7) Аммон, подвизавшийся сначала в Фиваиде, затем в Нитрии, а впоследствии ставший епископом Антинойским (автор известного послания о преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Аммон не только сам посещал Антония, но удостоился посещения и этого великого образца пустынножителей и по его благословению основал в Нитрийской пустыне кельи для иноков, которые прежде того жили скитски, каждый отдельно и по своему правилу. Слава монастыря Аммонова привлекала к нему учеников из далёких стран, между ними – Милета, епископа Сузского (прославленного впоследствии мученическою смертью , память его 10 ноября), – и к концу IV века было уже до 50 обителей на Нитрийской горе, на которой Аммон был первым отшельником. Известный своей строгой жизнью, Аммон ещё при жизни прославлен был даром чудотворений. Однажды привели к нему отрока, укушенного бешеной собакой, чтобы он исцелил его своей молитвой. – Чего вы просите у меня? – сказал Аммон родителям больного, – от вас самих зависит, чтобы сын ваш был здоров: возвратите бедной вдове вола, которого вы у неё украли, и сын ваш выздоровеет... Обличённые чудным прозорливцем с клятвой обещали возвратить похищенного ими вола, и тогда св. Аммон, помолясь, исцелил их сына. Преп. Аммон скончался около 350 г., «не позже 350 г., т. е. кончины преп. Антония, который, в самую минуту преставления преп. Аммона, видел душу его, возносимую ангелами» 70 . О жене Аммона Нитрийского, неизвестной по имени, передаётся, что она, «после удаления своего мужа в пустыню, в своём доме собрала до 70-ти девственниц, и в посте и молитве подвизалась с ними. Два раза в год она посещала своего мужа, чтобы пользоваться его советами и наставлениями» 71 . 54 Собр. лет. I, 67. III, 2. 121. V, 134, Супрасльск. лет. 13. В нов. лет. освящение отнесено к 6560 г. Но по другим оно было сент. 14 6558 г. Собр. лет. V, 138. VII, 332. 56 Исследование о переводе пророчеств, вошедших в список священника Упира – в описании Синод. рукоп. I, 112–120. Обзор толкований – в опис. Синод. рукоп. 2, 113–117. 57 Собр. лет. I, 69. III, 2. 121. 212. V, 138. В Новгородском синодике супруга кн. Владимира кн. Александра, а мать – христолюбивая княгиня Анна. Опис. Рум. муз. 571. Описание Новг. Соф. соб., стр. 103. 104.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сознавая, что одного усердия и ревности не всегда достаточно для безопасного прохождения добродетельной жизни, Аммон искал наставлений для себя у людей, более его опытных в духовной жизни. «Иной человек, говорил Аммон, всю жизнь свою ходит с секирою и не может срубить дерева, а другой искусный в рубке и немногими ударами сваливает дерево». Секирою он называл разсудительность. «Иной человек, говорил он ещё, сто лет живет в келлии, а не может научиться, как жить в келлии». Поэтому-то он искал наставлений у отца иноков, Великого Антония. Он часто ходил к великому пустыннику. Сохранилось сведение и об одном посещении Антонием горы Нитрийской. «Вот молитвами твоими, сказал Аммон Антонию, умножилась братия и некоторые из них желают построить себе келлии в отдалении. В каком разстоянии отселе велишь ты построить келлии?» Антоний сказал: «Вкусим пищи в час девятый и пойдем, походим по пустыне и посмотрим место». Они шли по пустыне, пока не зашло солнце. Тогда Антоний сказал: «Сотворим молитву и поставим здесь крест, чтобы желающие жить особо здесь строили келлии». Это место было более, чем в десяти тысячах шагах от монастыря. «Тамошние, сказал Антоний, если захотят посетить здешних, пусть приходят сюда, съевши свой хлеб в девятый час, и здешние пусть то же делают, отходя туда. Тогда они не будут развлекаться взаимными посещениями». Так, благословением Антония Великого образовалась пустыня Келлий. Не сохранилось нам сведений о том, как управлял иноками Аммон, но дух его управления можно усматривать в том наставлении, которое дошло до нас под его именем. Дух смирения, терпения, страха Божия, преданности воли Божией, кротости дышит в его наставлениях. «Помышляй, возлюбленный, так пишет Аммон, что Господь наш Иисус Христос , и имея неизреченную славу и величие, образ дал нам, да последуем стопам Его. Приняв зрак раба, Он терпел всякие скорби, переносил оскорбления и уничижение, яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзал уст Своих ( Пс. 53, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

«Не бери того, о чем не знаешь, Бог ли дает тебе это. Принимай то, что есть плод правды и исходит с любовью и миром. А что дается ссорою, коварством, то брось от себя, ибо лучше малая часть со страхом, нежели стяжание многое с неправдою ( Притч. 15, 29 )». «Как великое сокровище храни всегдашнее молчание. Если бы нужно было тебе что-нибудь сказать, прежде разсуди с собою, требует ли того необходимость, или воля Божия, и тогда только говори; ибо в это время лучше говорить, чем молчать, потому что исполняешь волю Божию. Отверзай уста свои для слова Божия и с знатным ли, или с бедным говоришь – говори со всяким смирением и кротостью. С речью скромной и степенной и взор и мысль твоя должны быть скромны. Если встретишься с кем, приветствуй с любовью одним или двумя словами и потом замолчи. Если нужно тебе предложить вопрос, выслушай ответ и ни слова более 9 ». Преподобный Аммон украшен был даром чудотворений и прозорливости. Но древние пустынножители любили лучше подражать добродетелям святых, нежели описывать чудеса, и потому о немногих чудесах Аммона сохранилась память. Сам Аммон любил скрывать свои духовные дарования. Несмотря на славу, которою он пользовался за свои подвиги и чудеса, св. Афанасий поставляет его в числе тех, заслуги коих более сияли пред Богом, нежели известны были людям. Желая дать понятие о скромности и чудодейственной силе Аммона, Афанасий рассказывает следующее событие. Однажды Аммону нужно было переправиться чрез реку Ликон 10 ; он велел бывшему с ним ученику Феодору немного отойти, чтобы тот не видал, как он будет раздеваться. Феодор отошел и в другом месте переправился на ту сторону, где нашел уже Аммона, невидимою силою перенесенного на другой берег, вследствие его желания не видеть себя обнаженного. Аммон скончался шестидесяти двух лет, из коих сорок провел в мире, а двадцать два года в пустыне. В самый час его смерти св. Антоний видел, как его душа восходила на небо. Антоний сидел на своей горе, пишет св. Афанасий, и, подняв вдруг взоры к небу, увидел, что некто восходит в воздухе и множество Ангелов сретает его с великою радостью. Антоний вопросил Господа, что это за видение? В то же время он услышал глас, что это душа Аммона, пустынножителя Нитрийского. И Антоний возвестил бывшим с ним, что Аммон почил в мире. Чрез тридцать дней братия пришли из пустыни, и от них узнали, что Аммон скончался именно в тот день и час, когда видел Антоний его душу восходящею на небо 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010