Не исключено, что монашеский путь святого начинался в Нитрии под руководством преп. Аммона Нитрийского, около 315 года основавшего здесь иноческое поселение. Однако достоверность подобного предположения несколько колеблется из-за отсутствия прямых указаний в творениях св. Аммона на имя этого подвижника, поэтому с такой же долей вероятности можно предположить и то, что в молодости св. Аммон окормлялся и у какого-то другого старца. Если монашеский путь его начинался в Нитрии, то очень вероятно, что он, следуя довольно распространенной среди тамошних иноков практике, ушел впоследствии в Келлии, а затем поселился на длительное время в Скиту. В таком случае св. Аммон должен был прибыть сюда почти одновременно с преп. Макарием Египетским , поселившимся в Скиту ок. 330 года 554 ; этим, быть может, частично объясняется тот факт, что одно послание Аммона попало в рукописную традицию в качестве «Беседы» преп. Макария. Так как великие скитские подвижники (сам преп. Макарий, аввы Памво, Пимен и др.) поддерживали постоянную личную связь с преп. Антонием 555 , то и св. Аммон, по всей видимости, иногда посещал «отца монашества», чтобы получить от него духовное назидание. Видимо, в одно из таких посещений он, по благословению своего старца, остался у него в Писпере. Произошло это, вероятнее всего, тогда, когда св. Аммон достиг меры духовного и телесного возмужания (предположительно – в 40-х годах IV века). Преп. Антоний, наверное, временами брал с собой св. Аммона во «внутреннюю гору», где он обычно подвизался в одиночестве, но, достигнув весьма преклонных лет, стал брать туда и одного или двух «келлейников». Видя святость жизни и неусыпное трудничество своего ученика, благодаря которым он стяжал обильные харизмы, «отец монашества» стал поручать ему настоятельство в Писпере на время своего отсутствия. После кончины преподобного св. Аммон стал общепризнанным главой иноческого поселения здесь. Ф. Но высказывает не лишенную вероятности догадку, что св. Афанасий, скрывавшийся несколько лет в пустыне от преследования ариан 556 , встречался со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Писатель жития препод. Павла такими словами заключает свой рассказ о нём: – «пожил же праведный в святой простоте своей лет довольно и, много чудес сотворив, отошёл ко Господу. Иже прост на земле бе, ныне премудрейший есть на небеси, паче всех любомудрцев мира сего, и с мудрыми херувимами зрит Христа, Божию силу и Божию премудрость; то бо есть мудрость правая, еже боятися Бога и Ему в простоте духа и незлобии сердца работающи благоугождати. Молитвами, Господи, угодника Твоего, Препростаго Павла, умудри нас в делании заповедей Твоих; даждь нам начало премудрости – страх Твой имети, да страхом Твоим уклонившись от зла, сотворим благое пред Тобою и обрящем милость Твою во веки». Обретение мощей свв. Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского (См. жизнь св. Гурия – 4 декабря, а жизнь св. Варсонофия – 11 апреля). Свв. святителей Новгородских: Иоакима, Луки. Германа, Аркадия, Григория, Мартирия, Антония, Василия и Симеона (См. о них 10 февраля). Преподобного Аммона (Аммуна) Аммон, родившийся в III стол. в Египте от богатых и благородных родителей, по желанию их, несмотря на то, что сам предпочитал безбрачную жизнь, вступил в супружество. Встретив же в жене своей согласную во всём с его понятиями подругу, он после 18-ти лет девственной жизни под одним кровом с нею, предоставив ей отдельную жизнь, с согласия её удалился в пустыню и, найдя уединённое место на южной стороне Мареотского озера за так-называемой Нитрийской горой (в нижнем Египте, в 70-ти милях от Александрии), поселился здесь и 22 года провёл в строжайшем подвижничестве. Когда, в начале избранной им жизни, Аммон посетил Антония, подвизавшегося в это же время, то великий подвижник сказал ему: «ты успеешь в страхе Божием», – потом вывел его из кельи и, указав ему камень, сказал: «брани этот камень и бей его». – Что, камень ничего тебе не сказал? – спросил Антоний, когда Аммон исполнил сказанное ему. – Ничего, – отвечал Аммон. – В эту меру придёшь и ты, – прозорливо сказал Антоний. – И действительно, Аммон отличался всегда особенной снисходительностью к немощам ближнего 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Основателем Н. (исключая подвизавшегося здесь, по преданию, во II в. подвижника Фронтона , пам. зап. 14 апр.) считается прп. Аммон Нитрийский , поселившийся здесь ок. 330 г. или немногим позднее. Вычисление времени этого события основано на том, что прп. Аммон провел в пустыне 22 года, а прп. Антоний Великий ( ок. 356), по преданию, видел его душу восходящей в день смерти на небо. Единственным прямым учеником прп. Аммона, известным из источников, был Феодор, к-рый пережил своего наставника приблизительно на 10 лет и о к-ром как о добродетельном, но малоизвестном подвижнике упоминал свт. Афанасий I Великий ( Athanas. Alex. Narratio ad Ammonium episcopum et alios de fugo suo sub Juliano augusto//PG. 26. Col. 981). Др. знаменитыми нитрийскими подвижниками, непосредственными или младшими современниками прп. Аммона, были Памво (см. Памва ), Ор , Пиор , Афре , Вениамин, Нафанаил , Аполлоний Нитрийский . Уже к 338 г. число братии увеличилось настолько, что прп. Аммон вместе с прп. Антонием выбрали место для нового поселения, в котором могли бы жить подвижники, ищущие большего уединения, и которое получило известность под названием «Келлии». Можно даже говорить о том, что сложилась традиция, согласно к-рой избравшие монашескую жизнь осваивали ее азы в Н. и лишь потом уходили в глубь пустыни. Напр., Евагрий Понтийский , прежде чем обосноваться в Келлиях, провел в Н. 2 года, а его ученик - Палладий (впосл. еп. Еленопольский) - год. Также знаменитые отшельники, т. н. Долгие, или Длинные, братья ( Диоскор , еп. Гермопольский, Аммоний Долгий , Евсевий и Евфимий), вначале были учениками одного из первых нитрийских подвижников - прп. Памво. С Н. начинали знакомство с устоями монашеской жизни именитые лат. паломники Руфин Аквилейский , Мелания Старшая , блж. Иероним Стридонский , Павла , а также еп. Палладий Еленопольский, благодаря рассказам к-рых егип. мон-ри приобрели широкую известность на Западе. Возникновение Скита не связано напрямую с деятельностью прп. Аммона, но значимость Н. и авторитет ее основателя у скитских монахов подтверждаются их визитами к нему за советами. На литургии, к-рые совершал прп. Памво, из Скита приходил прп. Макарий Великий , несмотря на дальность пути и отсутствие проторенных дорог. Известны посещения Н. и насельниками Пахомиевых мон-рей (см. ст. Пахомий Великий ).

http://pravenc.ru/text/2577699.html

Основаниями этого устава были: целомудрие, смирение, отречение от всего земного и беспрекословное подчинение авве. Монахи жили по трое в каждой келлии, вместе занимались рукоделием и вкушали пищу. У всех была одинаковая одежда (нижняя льняная – хитон без рукавов, верхняя кожаная, на голове волосяная шапочка – кукуль, на ногах сандалии). По нескольку раз в сутки днем и ночью, по звуку трубы или била, монахи безмолвно стекались в церковь . Здесь читали Священное Писание , слушали наставление старца, молились, пели псалмы. В воскресенье из соседнего селения являлся пресвитер, совершал литургию и причащал иноков 54 . На работу выходили все, в порядке и молчании, вместе со своим настоятелем. Без благословения старшего никто не смел ни начать новой работы, ни перейти с одного места на другое. Работа, исполненная тем или другим братом, принадлежала не ему, а всей общине. Пища принималась один раз – именно в полдень и состояла из хлеба, овощей, плодов; в воскресенье полагалась вечерняя трапеза. Для того, чтобы все эти правила неизменно выполнялись иноками, преподобный Пахомий положил не прежде принимать желающих поступить в монастырь, как по годичном испытании. Основанное на таких началах общество монахов еще при жизни святого Пахомия возросло до 7 000, а через сто лет после него до 50 000 человек. Около того времени, когда Антоний удалился к пустынным берегам Чермного моря, а Пахомий основал Тавенийское общежитие, один из учеников Антония, Аммон, основал новое убежище для иноков невдалеке от Александрии, на горе Нитрийской 55 . К концу IV века здесь считалось до 50 монастырей и до 5 000 иноков. За горою начиналась обширная Ливийская пустыня. Когда и уединение горы Нитрийской оказалось недостаточным, Аммон, по благословению преподобного Антония, перенес келлии и в эту пустыню, и с той поры пустыня сия стала именоваться келлиями. Еще далее от Нитрийской горы отстоял скит 56 , где положил начало иноческому житию преподобный Макарий Египетский . Сюда не было и тропинки. Отыскивали путь к инокам по звездам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

В своих монастырях он ввел устав, обязательный для всех. В основу этого устава легли: целомудрие, смирение, отречение от всего земного и беспрекословное подчинение авве. Монахи жили по трое в каждой келье, вместе занимались рукоделием и вкушали пищу. Все носили одинаковую одежду (нижнюю льняную – без рукавов, верхнюю кожаную, на голове волосяную шапочку – куколь, на ногах сандалии). Несколько раз в сутки по звуку трубы или била, монахи безмолвно стекались в церковь . Здесь читали Священное Писание, слушали наставления старца, молились, пели псалмы. В воскресение из соседнего селения являлся пресвитер, совершал литургию и причащал иноков. Святой Пахомий не принимал священства и других не допускал к принятию сана, из опасения духа любоначалия и гордости. На работы выходили все, в порядке и молчании, вместе со своим настоятелем. Без благословения старшего никто не смел ни начать новой работы, ни перейти с одного места на другое. Работа, исполненная тем или другим братом, принадлежала не ему, а всей общине. Пища принималась один раз – в полдень и состояла из хлеба, овощей, плодов; в воскресение полагалась вечерняя трапеза. Для того, чтобы все эти правила неизменно выполнялись иноками, преподобный Пахомий положил принимать желающих поступить в монастырь не прежде, как после годичного испытания. Основанное на таких началах, общество монахов еще при жизни преподобного Пахомия возросло до 7000, а через 100 лет после него до 50000 человек. Дальнейшее распространение монашества. В то время, когда преподобный Пахомий основывал Тавенийское общежитие, один из учеников Антония, Аммон, основал новое убежище для иноков невдалеке от Александрии, на Нитрийской горе (название горы произошло от обилия нитры или селитры). К концу 4-го века здесь считалось до 50 монастырей и до 5000 иноков. За горой начиналась обширная Ливийская пустыня. Когда на Нитрийской горе стало тесно, Аммон по благословению преподобного Антония перенес кельи и в Ливийскую пустыню, и с той поры эта пустыня стала именоваться Кельями. Еще далее от Нитрийской горы отстоял скит (скит – название местности, означающее длинную и сухую долину), где положил начало иноческому житию преподобный Макарий Египетский . Сюда не существовало и тропинки. Отыскивали путь к инокам по звездам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОН (30-е гг. IV - нач. V в.), прп. (пам. в субботу сырную — в Соборе всех преподобных), еп. Антинойский (?). Автор «Послания об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора», из к-рого известно, что он род. в Александрии, в языческой семье; в 17 лет обратился в христианство и, услышав однажды прославлявшую монашеское житие проповедь свт. Афанасия Великого , решил стать иноком. Примерно в 351 г. А. отправился в Пбоу , одну из пахомиевских обителей, где и пробыл 3 года, окормляясь у прп. Феодора Освященного . Затем он стал нитрийским монахом и епископом неизвестного города (по одной из гипотез, Антинои Египетской). В самом кон. IV в. А. описал по просьбе Патриарха Феофила Александрийского жизнь пахомиевских иноков, запечатлев в «Послании» свои юношеские воспоминания. «Послание» А., обнаруживающее несомненный лит. талант автора, принадлежит к числу агиологических произведений, являясь в то же время и похвалой ( энкомием ) монашескому житию. Строгость правосл. убеждений А. проявляется в его непримиримой оппозиции ко всякого рода ересям, прежде всего к арианству . В центре его повествования - благодатная личность прп. Феодора, чудесам, прозрениям и поучениям к-рого и посвящается основная часть «Послания». Это сочинение наряду с др. письменными источниками позволяет реконструировать образ жизни и миросозерцания как всего древнеегип. монашества, так и пахомиевского иночества в частности. Соч.: BHG, N 1397; CPG, N 2378; Письмо епископа Аммона к Феофилу, папе Александрийскому, о жизни и делах Пахомия и Феодора//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 3-65; Halkin F. Sancti Pachomii Vitae graecae. Brux., 1932. P. 97-121; The Letter of Ammon and Pachomian Monasticism/Ed. J. Goehring. B.; N. Y., 1986. (Patristische Texte und Studien; Bd. 27); Послание об образе жития/Пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 4. С. 79-103. Лит.: Троицкий И. Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Серг. П., 1906. С. 51-58. А. И. Сидоров Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/114498.html

Пустынножительство в горе Нитрийской Тогда как Антоний, собрав среди Египта, на берегу Нила, сонмы иноков, сам удалился на восток к пустынным берегам Чермного моря, а Пахомий основал общежитие Тавенское в верхнем Египте, на западном краю среднего Египта, начиная с горы Нитрийской до отдаленных пустынь Скита, учреждался новый приют для пустыннолюбивых иноков. Почти в одно время Аммон стал собирать иноков в горе Нитрийской, основывать пустыню Келлий, а Макарий Египетский привлекать ревнующих о высшей жизни в пустыню Скита. Гора, или пустыня Нитрийская, которую блаженный Иероним называет градом Божиим 1 , по святости пустынножителей, обитавших в ней, была обширная пустыня 2 , на юг от озера Мареотского, граничившая к востоку с пустынею Скитскою, с другой стороны с Ливиею и землею мазиков, и простиралась до Ефиопии. Она получила название от соседней горы, где в озерах было большое количество селитры (нитра). Это подало повод Иерониму и Руфину сказать, что там грехи людей часто омывались селитрою добродетелей 3 . Еще во времена Филона на берегу Мареотского озера искали себе уединенного убежища Иудеи. Сократ 4 и Палладий 5 говорят, что еще до прихода Аммона в гору Нитрийскую жили уже здесь подвижники. По некоторым сказаниям, еще во втором веке положено начало отшельнической жизни на горе Нитрийской 6 . Но писатель жизни Св. Пахомий говорит, что Аммон первый обитал в пустыне Нитрийской 7 . Руфин и Евагрий также называют Аммона основателем иноческой жизни в горе Нитрийской. Аммон был родом египтянин, сын благородных и богатых родителей 8 . На двадцать втором году от рождения он лишился отца и матери, будучи, по словам св. Афанасия, с малолетства посвящен Богу ревностью по благочестию. Но, не желая оскорбить родных, а особенно дядю, принуждавших его вступить в брак, он решился обвенчаться, положив твердое намерение хранить девство и после брака. Удалясь с молодою женою после брачного пира в особую комнату, он сказал молодой супруге своей: «Я хочу побеседовать с тобой, сестра моя! В браке нашем нет ничего особенно хорошего.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

К названной житийной традиции тесно примыкает и «Послание епископа Аммона об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора» . Написано оно на греческом языке бывшим язычником, который в молодости принял святое крещение и, вдохновившись одной из проповедей св. Афанасия Великого, посвященной подвижничеству, отправился в пахомиевский монастырь Bay (или Певоу), где провел три года (в 50–х гг. IV в.), окормляясь у преп. Феодора Освященного. Позднее Аммон, по благословению этого аввы, стал нитрийским иноком, а впоследствии — и епископом (хотя какого города, остается неизвестным). В конце IV в. он, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления от пребывания в пахомиевской обители по просьбе Феофила Александрийского в особом сочинении. Хотя оно и именуется «посланием», но, по сути дела, является (в плане жанра) чем–то средним между житием, похвалой («энкоми–ем») и «монашеской историей», сближаясь во многом с «Житием преподобного Антония» (с ним Аммон, скорее всего, был знаком) и «Лавсаиком». Как писатель, Аммон, будучи несомненно высокообразованным человеком, обладал и ярко выраженным литературным талантом  . Поэтому его сочинение можно признать одним из шедевров древнемонашеской письменности. Сам преп. Пахомий также оставил после себя литературное наследие  . В первую очередь следует назвать его «Послания»; сборник их (11 писем) был переведен на латинский язык в начале V в. блаж. Иеронимом, а в новое время открыты еще коптский оригинал этих посланий и перевод их на греческий язык (и тот, и другой сохранились в неполном виде) . Однако использование особой тайнописи в данных письмах , расшифровать которую в настоящее время не сумел ни один исследователь, очень затрудняет понимание их. Если исходить из доступной для понимания части этих сочинений, то они создают впечатление и пастырских увещаний, и чисто деловых писем, посвященных конкретным вопросам иноческого жития. Кроме того, от преп. Пахомия дошло еще два «Наставления» на коптском языке и несколько–фрагментов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

4-е число . Мученик Иерофей был епископом в Афинах. Он, как и св. Дионисий (3-го окт.), был одним из членов ареопага, тоже был обращен ко Христу и поставлен во епископа ап. Павлом. Вместе с Дионисием присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы. Умер св. Иерофей мученической смертью. Обретение мощей св. Гурия, архиепископа Казанского, и Варсанофия, епископа Тверского. Св. Гурий происходил из боярского рода города Родонежа, родины св. преподобного Сергия, и служил у князя Пенькова. Был очень скромен и благочестив, за что князь и княгиня любили его. Товарищи по зависти оклеветали его в преступной связи с женой князя. Князь заключил его в подземную темницу. Но, находясь в заключении, святой славил Бога, говоря: «Без наказания душа моя могла остаться неисцеленной», и писал маленькие книжечки для детей. Чрез два года Сам Господь освободил его, и он удалился в Волоколамской монастырь, где сделался настоятелем. Царь Иоанн Грозный уважал Гурия и в 1555 г. назначил его в архиепископа только что завоеванного царства Казанского. Здесь св. Гурий епископствовал 9 лет и обратил ко Христу множество магометан и язычников. За 2 года до смерти, по расстроенному от темничной жизни здоровью, удалился на покой и принял схиму. Св. Варсонофий. Родился в Серпухове, был сыном священника. Во время нашествия татар на Серпухов, 17-тилетвим юношей взяли его в плен; где пробыл он три года и изучил татарский язык. Воротившись из плена, св. Варсонофий поступил в Андроников монастырь, в Москве. При отправлении св. Гурия в Казань, он был послан туда вместе с ним, как знающий татарский язык, и много помогал ему в распространении христианства. В 1567 году св. Варсонофий был вызван Грозным на святительскую кафедру в Тверь. Но за старостью недолго правил епархией. Удалившись на покой и приняв схиму, жил в Казани в основанном им Преображенском монастыре, где был погребен рядом с св. Гурием. Скончался в 1576 г. 11 апр. Чрез 20 лет после смерти св. Варсонофия, 4-го октября, были открыты мощи их обоих. Преподобный Аммон происходил из Египта. Получил благочестивое воспитание. Со вступлением в брак с богобоязненной девицей, он убедил жену остаться девственницей и жить им как брату с сестрой. Так прожили они 20 лет, пребывая в посте, молитве и трудах. Затем разошлись, чтобы подвизаться каждому отдельно. Аммон поселился в Нитрийской пустыне, где прожил 22 года. Тут собралось вокруг него много отшельников. Супруга же Аммона, оставшись в своем доме, основала у себя обитель, где была игуменьей. Св. Аммон написал 19 глав о подвижнической жизни. Скончался около 350 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Преп. Аммон скончался, примерно, в первой половине 350-х годов в возрасте около 62-х лет, причем, около 22-х лет он подвизался в пустыне. 4 В момент его кончины преп. Антоний видел, как ангелы с торжественными песнопениями возносили на небо его душу. Память преп. Аммона празднуется 4/17 октября. §2. Сочинения Будучи аввой Нитрийской пустыни, преп. Аммон пользовался авторитетом учителя монашествующих и, соответственно положению, в своих сочинениях наставлял братию. Жанр сочинений преп. Аммона типичен для монашеской литературы, одним из основоположников коей он и являлся. Преподобный пишет послания, главы, поучения и самостоятельные произведения. Характер его сочинений – нравственно-аскетический. К сочинениям преп. Аммона, сохранившимся в двух основных версиях – на греческом и сирийском языках, относятся: послания (от 7-ми до 14-ти), «Наставления», куда входит четыре поучения, «Увещательные главы», числом 19-ть, «Слово аввы Аммона к желающим безмолвствовать» и сочинение «О радости души того, кто начал служить Богу». Кроме того, наставления преп. Аммона содержатся в патериковых повествованиях о нем (апофтегмах), коих насчитывается от 15-ти до 25-ти. Четырнадцать посланий (писем) преп. Аммона были впервые переведены на русский язык и опубликованы в журнале Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, «Церковная жизнь», в 1992–1993 годах («Церковная жизнь», Нью Йорк, 1992 г. 1993 г.). Отдельные фрагменты сочинений преп. Аммона идентичны с фрагментами сочинений преп. Макария Великого , преп. Исаии Отшельника и Евагрия Понтийского , так что первоначальное авторство данных фрагментов определить затруднительно. §3. Учение 1.      Центром аскетического учения преп. Аммона является вдохновенный призыв к приобретению и хранению подвижниками даров Духа Святого. 2. Преп. Аммон объясняет, что мир нуждается в людях, обретших духовные дары, ибо их молитвы спасают заблудших в житейской суете и пороках. В связи с этим, преподобный подчеркивает, что необходимо просить дар Духа Святого, ибо без помощи Божией невозможно победить в себе зло. Всякому, просящему этот высший дар, Господь подает просимое, и тогда жизнь человека исполняется истинной радостью и любовью. Условием стяжания даров Духа Святого является, по преп. Аммону, полная отдача всего себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010