Диоскор, ученик аввы Памво, был одним из четырех «длинных братьев» — известных нитрийских подвижников, славящихся в свое время святостью жизни, а в конце IV в. обвиненных в оригенизме. Архиепископ Феофил, до возникновения оригенистских споров весьма благоволивший к «длинным братьям» и высоко ценивший их, рукоположил Диоскора во епископа Малого Гермополя в 394 г. См. Guillaumont A. «Les «Kephalaia gnostica» d " Evagre le Ponique et l " histoire de l " origenisme chez les Grecs et chez les Syriens». Paris, 1962. P.62. После изгнания монахов-оригенистов из Египта Диоскор, по свидетельству Созомена, вместе с братом Аммонием и еще 80 скитскими и нитрийскими иноками поселился (ок. 400 г.) в Палестине в г. Скифополе. См.: «Церковная история Эрмия Созомена Саламинского». С.572. Диоскор умер до 403 г. 144 Изгнание святителя Афанасия произошло в феврале 356 г. при императоре Констанции. Когда этот император скончался, то новым василевсом был провозглашен в ноябре 361 г. Юлиан. Его указом «все, изгнанные в предшествующие царствования, епископы возвращались в свои города и провинции». В октябре 362 г. святитель Афанасий был вновь изгнан. Подробно см. Горский А.В. «Жизнь святого Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского». Сергиев Посад, 1902. С.99,106. 145 См. 1 Кор.3:1. Аммон этой фразой (μικρν και τι νηπιαζντων εν Χριστ) обозначает, возможно, новоначальных иноков. 146 Данное выражение (εν τη μεγλη κκλησα) подразумевает, скорее всего, главный собор в Александрии. 147 Об этих двух архиереях ничего неизвестно. 148 В рукописной традиции имеется разночтение: «ибо Афанасий часто встречался с ним». 149 Об этом подвижнике, носящем весьма распространенное в Египте имя (разновидность имени Аммон), почти ничего не известно. 150 Правитель Александрии, по повелению Юлиана, решил схватить Святителя. «Посему Афанасий опять обратился в бегство, сказав своим приближенным: «Удалимся, друзья, на короткое время; это только облачко, оно скоро пройдет» [...] Те, кому хотелось схватить его, гнались за ним. Но когда преследовавшие были уже недалеко, и спутники советовали Афанасию бежать опять в пустыню, он избавился от преследователей искусной выдумкой [...] он, избавившись от опасности, тайно прибыл в Александрию и жил там в неизвестности до тех пор, пока не прекратилось гонение». — Сократ Схоластик. «Церковная история». М., 1998. С.149. Правда, сам Афанасий в «Послании Аммона» свидетельствует, что он скрывался в Антинойе, то есть в Фиваиде, а не в Александрии. 151

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Житие прп. Антония, написанное свт. Афанасием Великим , послужило наставлением для его многочисленных последователей как в Восточной, так и в Западной Церкви. Это сочинение оказало значительное влияние на всю позднейшую агиографическую литературу, став своего рода образцом жития преподобного. А почитание прп. Антония, начавшееся еще при его жизни, задало образец для почитания монашествующих подвижников как отдельного лика святых. Ученики прп. Антония, рассеиваясь по разным областям Египта и соседних стран, всюду разносили высокие монашеские идеалы и создавали новые центры иноческого жития. Но и в тех случаях, когда монашеские поселения возникали независимо, великий старец был огромным авторитетом для них: между ними и прп. Антонием устанавливалась глубокая духовная связь. Это видно на примере монашества Нижнего Египта (к западу от дельты Нила), в пустынях Нитрийской, Келии и Скиту. Из этих трех общин наиболее жизнеспособной и процветающей оказался Скит, иноческая жизнь которого не затухает и поныне. Основателем монашеского жития в этой местности был прп. Амон (Аммон, Амун). Он прожил с женой в девственной чистоте около 18 лет, затем ушел на Нитрийскую гору (около 310–320 гг.). Авву Амона считают первым из Нитрийских монахов. Спустя немного времени там подвизалось уже около 5000 человек. Это многочисленное братство, возникшее независимо от прп. Антония, «в своих духовных подвигах особенно воодушевлялось примером и наставлениями Великого Антония. Как Аммон, основатель иноческого жития здесь, пользовался советами и руководством Антония, так и сподвижники его, первые жители пустыни, были ученики Антония. Таковы были Пиор, Памво, Ориген , ученик его, который так живо повествовал об Антонии, что как бы представлял его живым. Видели прп. Антония Иераск, Иаков Беотийский, Кроний. Кроний служил переводчиком у Антония, любил повествовать о добродетелях его и много лет был пресвитером в горе Нитрийской» 498 . Нитрийское монашество было полуобшежительным, имело черты и общежития, и отшельничества. На расстоянии нескольких километров от Нитрийской горы в глубь пустыни находились Келии. Иноки пустыни Келий в своем управлении были соединены с Нитрийскими иноками. В Келии обычно уединялись Нитрийские подвижники, преуспевшие в иноческом житии и стремившиеся к безмолвию. Чтобы его не нарушать, было установлено правило не ходить по келиям друг друга. Только по субботам и воскресеньям братия собирались в храм на богослужение. Из «келиотов» наиболее известен прп. Макарий Александрийский , называемый также Городским 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Диоскор, ученик аввы Памво, был одним из четырех “длинных братьев” — известных нитрийских подвижников, славящихся в свое время святостью жизни, а в конце IV в. обвиненных в оригенизме. Архиепископ Феофил, до возникновения оригенистских споров весьма благоволивший к “длинным братьям” и высоко ценивший их, рукоположил Диоскора во епископа Малого Гермополя в 394 г. См. Guillaumont A. Les “ gnostica” d’Évagre le Pontique et l’histoire de chez les Grecs et chez les Syriens. Paris, 1962. P. 62. После изгнания монахов-оригенистов из Египта Диоскор, по свидетельству Созомена, вместе с братом Аммонием и еще 80 скитскими и нитрийскими иноками поселился (ок. 400 г.) в Палестине в г. Скифополе. См.: Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. С. 572. Диоскор умер до 403 г. Изгнание святителя Афанасия произошло в феврале 356 г. при императоре Констанции. Когда этот император скончался, то новым василевсом был провозглашен в ноябре 361 г. Юлиан. Его указом “все, изгнанные в предшествующие царствования, епископы возвращались в свои города и провинции”. В октябре 362 г. святитель Афанасий был вновь изгнан. Подробно см. Горский А. В . Жизнь святого Афанасия Великого, Архиепископа Александрийского. Сергиев Посад, 1902. С. 99, 106. См. 1 Кор 3:1. Аммон этой фразой ( mikron kaˆ œti nhpiazÒntwn ™n Cristù) обозначает, возможно, новоначальных иноков. Данное выражение (™ n tÍ meg£lV ™kklhs…v) подразумевает, скорее всего, главный собор в Александрии. Об этих двух архиереях ничего неизвестно. В рукописной традиции имеется разночтение: “ибо Афанасий часто встречался с ним”. Об этом подвижнике, носящем весьма распространенное в Египте имя (разновидность имени Аммон ), почти ничего не известно. Правитель Александрии, по повелению Юлиана, решил схватить Святителя. «Посему Афанасий опять обратился в бегство, сказав своим приближенным: “Удалимся, друзья, на короткое время; это только облачко, оно скоро пройдет” Те, кому хотелось схватить его, гнались за ним. Но когда преследовавшие были уже недалеко, и спутники советовали Афанасию бежать опять в пустыню, он избавился от преследователей искусной выдумкой он, избавившись от опасности, тайно прибыл в Александрию и жил там в неизвестности до тех пор, пока не прекратилось гонение». — Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1998. С. 149. Правда, сам Афанасий в “Послании Аммона” свидетельствует, что он скрывался в Антинойе, то есть в Фиваиде, а не в Александрии.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

А ея греховные помыслы и страсти, равно как и средства к очищению их, были известны им лучше, нежели как знали их философы. Мало дождей пролилось на ту жаждущую пустыню, но за то обильно оросили её слезы. И какие слёзы, Боже мой! То были перлы, достойные зрения ангелов. Вера и молитва тамошних угодников Божиих извлекла из лона Божества струи жизни для мертвых, искры света для слепых, и новые силы для недужных. Эти угодники говорили умам и сердцам о вечном спасении. А добродетели их были осуществленные псалтирь и евангелие. Почти каждый из них был живой стих из этих двух богодухновенных книг. Преподобный Аммон не видал своего ложа, как Христос не имел, где подклонить главы своей. Преподобный Иоанн Малорослый кротостью своею, отвечавшею на все обиды молчанием, напоминал всем слова Господа: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. Святый Памва в течение двадцати лет учился исполнять заданный ему старцем его первый урок – рек: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим ( Пс.38:1 ) – и умирая поведал братиям, что он никогда не раскаивался ни в одном слове своём. Не даром приходили к ним христиане из многих стран. Они учились у них жить и умирать для Бога. Та гора была место соборное. Лишь одни предки наши не посещали ея; но я, один, за всю Русь оттопчу хотя малый край ея. – Пятнадцать веков пронеслось над нею с той поры, когда там поселился пустынник Аммон. Она – таже и теперь. Но уже нет на ней святых. Однако они опять явятся тут в тот единственный день, когда воскреснут все мертвые. Какой лучезарный сонм тогда будет восхищен там на облака для сретения Судии живых и мёртвых»! Еду. Солнце впереди меня закатывается. Вся пустыня озарена прощальным светом его. Нигде нет черных теней, кроме тех, кои струятся от нас. Оне весьма длинны. 45 мин. 6 часа. Небесное светило погрузилось как бы в землю; и на самом месте заката его показалась золотистая заря. Скоро исчезла и она. Её заменило бледнорадужное сияние, и узким венцом легло на далёкие окраины темнеющей пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Возлюбленному сыну Феодору Антоний желает здравствовать в Господе. Я знал, что «не сотворит Господь Бог дела, аще не открыет наказания Своего к рабом Своим пророком» ( Ам.3:7 ) 128 . Я считал, что нет необходимости сообщать тебе то, что Бог давно открыл мне. Но когда я увидел братий твоих с Феофилом и Копром, то [Бог] повелел мне написать тебе, сообщив, что многие из тех, которые во всем мире истинно поклоняются Христу, согрешили после крещения. Однако поскольку они оплакивали [грехи свои] и сокрушались [о них], то Бог принял их плач и сокрушение. Он прощал грехи всех свершающих жизненный путь таким образом и [прощает] их до того дня, в который это письмо передано тебе. Поэтому прочитай его братиям твоим, чтобы и они, услышав [об этом], возрадовались. Приветствуй братий. [Мои] братия приветствуют тебя. Молюсь Господу, чтобы [Он даровал] тебе здравие» 129 . Когда все мы, присутствующие, услышали это и пали ниц лицом пред Богом, то плакали так, что после окончания молитвы бывшего здесь же пресвитера Феодор сказал: «Поверьте моим словам: всякая разумная тварь на небе возрадовалась о вашем плаче. Ибо Бог, приняв ваше моление, отпустил грехи некоторых из монахов, присутствующих здесь, которые только что так горько рыдали. Заранее ведая о них, Он изрек об этом так, как сказал я и как написал Антоний». Все мы преисполнились великой радостью, а Феодор сказал мне: «Аммон, сказанное здесь между своими 130 , а также все другое, что ты видел и что услышал от нас, ты расскажешь открыто и всенародно». 30. Когда я пробыл три года в монастыре, друг моего отца [случайно] увидел меня у ворот обители [стоящим] вместе с рабом Божиим Виссарионом, бывшим в то время монастырским привратником 131 . Он окликнул меня и рассказал, что с того дня, как я оставил родных, мать моя пребывает в [великой] скорби, а отец, обойдя все монастыри в Египте и в Августамнике 132 и нигде не найдя меня, оплакивает меня как мертвого. Услышав об этом, я стал просить человека Божия Феодора отпустить со мною двух монахов, чтобы мне посетить мать мою и, утешив ее, вернуться назад с этими же монахами 133 . Он же сказал мне: «Мать твоя стала христианкой, и ты можешь поселиться в тех краях. Поэтому я советую тебе поселиться на Нитрийской горе, ибо в том месте особенно много святых мужей, благоугождающих Богу». Феодор назвал Феодора, бывшего со святым Амуном (который тогда еще обитал в теле), Елуриона и Аммония, которые вскоре скончались, святого Памво и раба Божиего Пиора, получивших от Господа дары исцелений, а также [других] святых мужей, имена которых я обойду молчанием, чтобы не сделать слишком многословным [это] послание 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie...

Окрестности Мемфиса и Вавилона также наполнены были бесчисленным множеством иноков 54 ; вблизи Александрии Палладий видел их до двух тысяч, живя между ними около трех лет 55 . Около того же времени, когда Антоний удалился к пустынным берегам Черного моря, а Пахомий основывал общежитие Тавеннийское, пр. Аммон открыл новое убежище для пустыннолюбивых иноков не вдалеке от Александрии 56 , в горе нитрийской. Семнадцать лет прожив с своею супругою в девстве, он решился наконец, по взаимному согласно, разлучиться с нею, и в уединении безраздельно посвятить себя Богу. Вскоре и эта гора стала наполняться кельями иноков, так что к концу ΙV столетия считалось здесь до пятидесяти монастырей, и жило до пяти тысяч человек – по одному, по двое, и многие – вместе 57 . За горою начиналась обширная пустыня ливийская; когда и уединение горы нитрийской для некоторых не казалось достаточным, – Аммон, с благословения Антония, посетившего местопребывание своего друга, перенес келлии и в сию пустыню 58 , и с этой поры пустыня стала именоваться келлиями 59 . Еще далее от нитрийской горы отстоял скит 60 , где положил основание иноческому жительству пр. Макарий египетский 61 . Сюда не было и проложенной дороги, или тропы; отыскивали путь к отшельникам по звездам; но это страшное место, как называли его посетители, более, нежели другие обиталища иноков, богато было мудрыми и совершенными подвижниками; ибо, – говорить один из таких посетителей, – в это место и селились только наиболее твердые мужи 62 . Макарий удалился сюда еще задолго до кончины пр. Антония 63 , и юный подвижник приходил к многолетнему старцу учиться отшельническим добродетелям 64 , и в свою очередь сам был наставником для множества переселившихся к нему. Так гора нитрийская, келлии, скит, пустыни в разных местах Египта, лишенные всех удобств для жизни земной, наполнились взыскующими града грядущего, воспитали для Церкви многих духоносных мужей, которых чудеса привлекали к ним страждущих, а мудрые правила и писания остались навсегда руководством к жизни духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Иноки пустыни Нитрийской в своих духовных подвигах особенно воодушевлялись примером и наставлениями Великого Антония. Как основатель иноческого здесь жития Аммон пользовался советами и руководством Антония, так и сподвижники его, первые жители пустыни, были ученики Антония. Таковы были: Пиор, Памво, Ориген ученик его, который так живо повествовал об Антонии, что как бы представлял его живым. Видели св. Антония Иераск, Иаков Беотийский, Кроний. Кроний служил переводчиком у Антония, любил повествовать о добродетелях его и много лет был пресвитером в горе Нитрийской. Были знаменитые иноки, образовавшиеся и под руководством самого св. Аммона, как то известны были: Феодор, Елурион, Агиос, Путувист, Орсисий. Современные писатели именуют их столпами монашества, святыми, обладавшими даром чудотворения. Феодор Освященный, настоятель Тавенский, посылая Аммона в гору Нитрийскую, сказал ему: «Там много святых и благоугодных мужей». Св. Феодор, замечает Аммон, разумел Феодора, жившего с Амуном, Елуриона и Аммония, которые спустя несколько времени скончались, также Пиора и Памво, которые получили от Бога дар исцелений, и других мужей 12 . Видно, что вскоре после смерти Аммона возникла необходимость установить некоторые правила иноческой жизни для монахов, обитавших в горе и ее окрестностях. Главные старцы горы Нитрийской и Скита, Серапион, двое Макариев – нитрийский и скитский и Пафнутий, собрались вместе для установления правил иноческой жизни. Свое разсуждение начали они, как начинали и всякое дело, усердной молитвой к Богу, дабы Дух Святый вразумил их. Серапион, указав на умножение иноков, на опасность пребывания для них в пустыне отдельно и на то, что Писание говорит: се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе ( Пс. 132, 1 ), и что Бог вселяет единомысленные в дом, для утверждения этого единения между братиями почитает нужным принять следующие правила: Один да будет начальник у всей братии; от его совета и повеления никто да не уклоняется, но с радостью да повинуется ему как Самому Богу, по слову Писания: повинуйтеся наставником вашим: тии бо бдят о душах ваших ( Евр. 13, 17 ), и ещё: послушания хощу, лучше жертвы ( Мф. 9, 13 ). Помыслите, что чрез послушание Авраам угодил Богу, и друг Божий наречеся ( Иак. 2, 23 ). Чрез послушание сами Апостолы удостоились быть свидетелями Божиими между племенами и народами. Сам Господь наш с горних сходя к дольним говорит: не приидох творити волю Мою, но волю пославшего Мя ( Ин. 6, 33 ). При таких примерах и побуждениях да хранится более всего послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Прп. Аммон Нитрийский. Роспись ц. Креста Господня в мон-ре прп. Неофита в Пафосе, Кипр. Кон. XII в. В нач. IV в., вероятно под влиянием примера прп. Антония, появились первые монашеские поселения в Н. Египте, к юго-западу от Александрии: Нитрия, Келлии и Скит (в Нитрийской пустыне, совр. Вади-Хабиб, или Вади-эн-Натрун), к-рые обычно связываются с именами преподобных Аммона Нитрийского и Макария Египетского. Прп. Аммон поселился в Нитрийской пустыне ок. 330 г. и вскоре собрал вокруг себя множество учеников, что вынудило его основать еще одно монашеское поселение на юг от Нитрии - Келлии. Еще дальше на юг прп. Макарий Египетский основал Скит. Как традиция прп. Антония, так и традиция Нитрийской пустыни представляют полуотшельническую форму М., в к-рой заметен нек-рый элемент общинности ( Gould. 1993). В ранний период существования поселений в длительном полном уединении пребывали лишь духовные руководители монашеских групп. Время от времени они посещали для духовного руководства своих учеников, к-рые, хотя и не составляли общежития, большую часть времени жили в одной местности в нек-ром удалении друг от друга в отдельных кельях или малыми группами по 2-3 человека, самостоятельно заботясь о своем пропитании и имея индивидуальное молитвенное правило. Возможно, в нек-рых из таких монашеских групп имели место общие литургические собрания по воскресеньям и праздникам, сопровождаемые совместной трапезой ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 7. 2-5). Однако вопрос о времени проникновения элементов общинности в полуотшельнические группы остается открытым. Первые ученики знаменитых подвижников, вероятно, еще не составляли общины. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Нитрия быстро пришла в упадок, монахи покинули ее, по-видимому, уже к нач. VII в. из-за того, что поселение находилось слишком близко к области обрабатываемых земель ( Guillaumont.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

первый патриарх Всероссийский с 1589 г. По распоряжению Лжедимитрия, в 1605 г. Иов был лишен патриаршества; умер в 1607 году. почивали св. мощи Гурия и Варсонофия в приделе новой церкви, устроенном в честь этих святителей, пока митрополит Матфей не перенес их в 1630 году из обители Преображенской в кафедральный собор Благовещения. Перенесение совершено было торжественно в 20 день месяца июня. Впоследствии св. мощи были переложены из деревянной раки в серебряную. Святым Гурию и Варсонофию есть служба: написана она (см. Минею Служебную под 4 октября) св. Димитрием Ростовским. Житие преподобного отца Аммона гора находится в нижнем Египте, в 70-ти милях от г. Александрии. Великого Антония», описанная св. Афанасием Александрийским, — одно из самых назидательных сочинений его. Святой Иоанн Златоуст советует читать жизнь Антония каждому, какого бы кто состояния ни был. часто встречающееся название для быстрых рек. из Нитрийской пустыни, где подвизался св. Аммон. кончина прп. Аммона последовала около 350 года. — Прп. Аммон написал 19 «увещательных глав», исполненных опытной духовной мудрости. Житие преподобного отца нашего Павла Препростого Антоний Великий, первый учредитель монашеского жития, родом египтянин, подвизался на восточном берегу реки Нила, около Фиваиды. Там, нося власяницу, питаясь только травами и кореньями, он, в постоянных трудах и молитве, прожил 20 лет в неизвестности, поборая, благодатию Божиею, духа соблазнителя, тревожившего его искушениями и страхом. Наконец, святость жизни и чудеса привлекли к Антонию в пустыню многих подвижников; они поселились близ него и приняли за образец жизни правила, данные Антонием, что и было началом монашеского жития. Преставился св. Антоний 105-ти лет, в 356 году. Память его празднуется 17 января. или локоть — мера длины, равная 10,5 вершкам (полметра примерно). на таком расстоянии от своей келлии, на какое можно камнем перебросить четыре раза. или, так называемое, Красное море, представляет собою длинный, узкий пролив Индийского океана, отделяющий Аравийский полуостров от Египта и Азию от Африки. Через это море евреи переходили при Моисее на пути из Египта в Обетованную землю, т. е. Палестину (Исх. 14 гл.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

74). 184 В Четьях-Минеях житие преподобного Серапиона заимствовано из «Лавсаика» Палладия, как на это указывается и в начале «жития», но сказания о Домнике (гл. 71) и о римской девице (гл. 72) в них нет, равно как нет и того, что в «Достопамятных сказаниях» говорится о сем подвижнике. В Прологе несколько сокращеннее, чем в Чет.-Мин., а о путешествии его в Рим совсем не упоминается. 187 Пелузий, Pelusium, в Египте, при устье восточного рукава Нила. (См.: Месяцеслов протоиерея Вершинского, с. 359). 188 Пролог, под 23 мая, в слове от Патерика: «Виссарион идох в Скит»; в Чет,-Мин.: «в некое пусто место»… Пустыня Скит или Скеф (Zκθoσ) находилась недалеко от Александрии. Здесь иноки вели особенно уединенную жизнь. Обыкновенно каждый старец жил в совершенно уединенной келье, имея при себе одного или двух учеников (См. Чтение в обществе любителей Духовного Просвещения, 1893, июль – август, с. 40). Тогда как Антоний Великий , собрав среди Египта, на берегу Нила, сонмы иноков, сам удалился на восток к пустынным берегам Черного моря, а Пахомий основал общежитие Тавенское в верхнем Египте, на западном краю среднего Египта, начиная с горы Нитрийской до отдаленных пустынь Скита, утверждался новый приют для пустынножителей. Почти в одно время Аммон стал собирать иноков в горе Нитрийской, основывать пустыню Келлий, а Макарий Египетский – привлекать ревнующих о высшей жизни в пустыню Скита. См.: Казанский П.С. История православного монашества на Востоке, ч. 2, с. 1. Преосвященный Сергий в своем «Полном месяцеслове Востока» (ч. 2, с. 210) говорит: в «Деяниях святых» (acta Sanctorum Болландистов Jul. 1, 129 – 169) после исторического исследования полное житие его, которое сокращено в славянской Минее. Оно принадлежит Леонтию, епископу Неаполя Кипрского, который говорит, что житие Симеона написано со слов друга Симеонова, диакона емесского Иоанна, и призывает Бога во свидетеля, что он не только не прибавил к своему повествованию, но еще многое с течением времени забыл. На VII Вселенском Соборе наместники папы Адриана сказали: «Мы имеем книгу блаженного Леонтия епископа Неаполя Кипрского, и просим почитать из нее» (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010