Арнон (2 Цар 24. 5). В это время Д. находился в сфере влияния Израиля, однако, возможно, Моав смог вернуть под свой контроль территорию к северу от Арнона после смерти царя Соломона. Израильский царь Амврий, согласно сообщению стелы Меши, вел успешные боевые действия против Моава на севере от Арнона, овладел «всеми землями Медевы» и наложил на них суровую дань (4-5-я строки). После смерти царя Ахава Моав вновь обретает самостоятельность. Иорам, внук Амврия, Иосафат из Иудеи и его вассал, царь Эдома, начали совместную военную кампанию против Меши, однако действия их союзников не привели к завоеванию Моава. При Меши Д. становится столицей его царства; на юж. оконечности города, согласно надписи, появляется новый квартал (в тексте:  ; вероятное чтение - Кархо): «Я построил святилище Кемошу в Кархо» (строка 3); «Я построил Кархо, сады и стены акрополя. Я построил ворота, я построил башни, я построил дворец, я построил подпорные стены резервуара внутри города» (строки 21-24). Сама стела, по-видимому, была помещена в святилище Кемоша в Кархо. В кон. IX в. арамейский царь Азаил захватил территории Израиля к востоку от Иордана вплоть до Арнона (4 Цар 10. 32-33), и Моав потерял часть своих земель. Упоминания в книгах пророков Д. (Ис 15. 2; Иер 48. 18) говорят о том, что к этому времени город еще оставался столицей царства. В проклятиях в адрес Моава (Ис 15-16; 25. 10-12; Иер 48; Иез 25. 8-11) есть название не только Д., но и др. городов к северу от Арнона. В период экспансии Ассирии и Вавилона в Сирию, Палестину и Заиорданье Моав присоединился к широкому восстанию против Вавилона и потерял независимость (вероятно, ок. 582). Больше Моав и Д. не занимали ведущих позиций в истории. Снова Д. возникает в письменных источниках как «большой город рядом с Арноном» только в IV в. по Р. Х. ( Euseb. Onomast. 76. 18). Самое позднее упоминание встречается у араб. географа Якута (1-я пол. XIII в.), который писал о дер. Дибан. Раскопки города, необходимость к-рых определяла находка стелы Меши, провели Американские школы исследований Востока в 1950-1951 гг.

http://pravenc.ru/text/171963.html

В то же время, XX век за рубежом стал временем расцвета библейской археологии, как отдельной науки. Век этот стал временем работы таких известных ученых как Ролан де Во, Вильям Олбрайт, Кетлин Кеньон, Нельсон Глюк, Йигаэль Ядин, Йона Ахарони, Авигад Нахман и других. Сложились особые школы библейской археологии - европейская, американская и израильская. Кроме таких фундаментальных трудов по Библейской Археологии как Encyclopedia of Archaeology in the Holy Land, New Encyclopedia of Archaeology in the Near East, New International Dictionary of Biblical Archaeology и Oxford Encyclopedia in the Near East, для публикации текущих исследований возникли такие периодические издания как Annual of the American Schools of Oriental Researches, Bulletin of the American Schools of Oriental Researches, Israel Exploration Journal, Journal of the American Oriental Society, The Journal of Near Eastern Studies, Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, Quarterly of the Department of Antiquities of Palestine и многие другие. Отечественное же востоковедение атеистического периода было настолько идеологически ангажировано, что работа советских авторов могла служить лишь дополнительным источником информации для интересующихся проблемами библейской археологии. Ярким подтверждением этому являются труды таких отечественных кумрановедов, как И.Д. Амусин, А.С. Варшавский, К.Б. Елизарова, Н.С. Кацнельсон, С.И. Ковалев, М.М. Кубланов, Г.М. Лифшиц, К.Б. Старкова, Г.М. Штоль. Для православных же учебных заведений оставалась лишь систематизаторская деятельность в изолированных областях библейской археологии, представленная такими именами как еп. Михаил (Чуб), проф. прот. Глеб Каледа, прот. Н. Диваков, прот. П. Русак, прот. А. Шокало, диаконы Г. Дзичковский и А. Покладов. Незамеченными в отечественной богословской науке остались и дискуссии 1960 - 1980 годов о так называемом " крахе библейской археологии " , или правильнее говоря, завершении того периода в ее развитии, который был начат еще в XVII - XVIII веках. Как известно, результатом этих дискуссий стала трансформация в 1980 - 1990 годах зарубежной библейской археологии в " археологию Ближнего Востока " , базирующуюся на концепции региональной археологии.

http://bogoslov.ru/article/293744

В посл. трети XX в. исследования ASOR имеют комплексный и многосторонний характер и направлены на изучение древневост. об-ва в контексте природной среды, хозяйства, политики и пр. Отказ от историко-археологического подхода повлек изменение названия популярного журнала, издаваемого ASOR (см. ниже) и заглавия последней выпущенной ими энциклопедии (The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. 1997. 4 vol.). ASOR выпускают ряд периодических изданий: с 1919 г.- ж. «Bulletin of the ASOR» (BASOR), из информационного листка Иерусалимской школы превратившийся в ежеквартальный научный журнал (статьи по археологии, истории, антропологии, филологии, эпиграфике, предварительные отчеты о раскопках, финансируемых ASOR, информация о текущих исследованиях, обзоры книг); с 1948 г.- ж. «ASOR Newsletter» (короткие обзоры работ, проводимых под эгидой ASOR, отчеты о деятельности зарубежных центров и ежегодном собрании ASOR, о семинарах, конференциях и пр.; 4 номера в год); с 1938 г.- научно-популярный ж. по археологии Ближ. Востока «Biblical Archaeologist», основанный Дж. Э. Райтом и переименованный в «New Eastern Archaeology» в 1998 г.(4 номера в год). Подробные отчеты экспедиций ASOR издаются в серии «The Annual of the ASOR» (основана в 1920; в 1997 вышел 54-й том). С 1947 г. издается ежегодник по исследованию клинописных текстов (Journal of Cuneiform Studies), имеющий особое значение для изучения истории культур древней Месопотамии и Анатолии. Лит.: Wright G. Е. The Phenomenon of American Archaeology in the Near East//Near Eastern Archaeology in the Twentieth Century. Garden City (N. Y.), 1970. P. 3-40; King P. J. Sharing the Results of Scholarly Research//The Word of the Lord Shall Go Forth. Winona Lake, 1983. P. 1-12. (ASOR ser.; Spec. vol. 1); idem. American Archaeology in the Mideast. Phil., 1983. В. В. Писляков, Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ПАНВАВИЛОНИЗМ Панвавилонизм, теория в нем. востоковедении кон. XIX - нач. XX в., согласно к-рой все древние культуры сформировались из культуры Месопотамии

http://pravenc.ru/text/114452.html

149-150 150-151 151-152 АМВРОСИЙ (Серебренников Авраам Никитич; 1745-1792), архиеп. Екатеринославский и Херсонес-Таврический 152-153 153-154 АМВРОСИЙ (Юрасов Александр Игнатьевич; 1938 - 2020), архим., духовник Ивановского Введенского монастыря 154-155 155-156 156-157 157-158 158-160 160-161 161-162 АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока, возникла в 1900 г 162-163 163-164 164-165 165-166 166-168 168-169 169-170 170-171 171-172 АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) 172-173 173-174 АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий], (2-я пол. IV в. - ок . 403), один из егип. братьев-отшельников , прп. (пам. 10 янв.) 174-175 АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 175-176 176-177 АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) 177-178 АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту 178-179 АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий 179-181 181-182 АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте 182-183 183-187 АМОС Иванов († 1919), прот., сщмч. (пам. 15 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Дальнейшая история оставшихся рукописей оказалась еще более запутанной. Еще в февр. 1948 г. митр. Афанасий показал купленные свитки амер. исследователю Дж. Треверу из Американской школы исследования Востока , располагавшейся в Вост. Иерусалиме. Тот при содействии У. Браунли сфотографировал 3 из 4 свитков (из-за хрупкости ркп. «Апокрифа на Книгу Бытия» отснять ее было невозможно). Тревер убедил митрополита переправить свитки из соображений безопасности за границу. В кон. марта 1948 г. митр. Афанасий вывез в США копию «Большого свитка Книги прор. Исаии» (1QIsa), «Комментарий на Книгу прор. Аввакума», «Устав общины» и «Апокриф на Книгу Бытия». Здесь он в течение неск. лет пытался продать свитки (процесс затянулся из-за неясности юридического статуса рукописей, а также из-за нежелания владельца продавать их евреям, т. к. как минимум один член ассир. общины погиб при бомбежке Старого города во время Войны за независимость). 1 июня 1954 г. митр. Афанасий опубликовал объявление о продаже свитков в «Уолл-стрит джорнел», и сын Сукеника И. Ядин анонимно через амер. посредника выкупил оставшиеся 4 свитка за 250 тыс. долл. Все рукописи, обнаруженные бедуинами в 1947 г. в пещере 1Q, оказались, т. о., собственностью государства Израиль (где вскоре был построен «Храм Книги» в Музее Израиля для хранения и демонстрации этих 7 свитков). Археологическое исследование района Хирбет-Кумран началось лишь после окончания войны, в ходе которой западный берег р. Иордан, где расположены развалины Кумрана и близлежащие пещеры, перешел под контроль Иордании. В 1949 г. солдат иорданской армии (по др. версии, бельгийский солдат из контингента войск ООН) сумел идентифицировать пещеру 1Q, после чего Иорданское управление древностями и иерусалимская Французская школа библеистики и археологии организовали раскопки (при содействии Американской школы исследований Востока). В ходе работ помимо дополнительных фрагментов 7 рукописей, найденных еще бедуинами, в пещере 1Q были обнаружены фрагменты 70 документов. После открытия в Хирбет-Кумране керамики, идентичной той, к-рая была обнаружена в пещере 1Q, археологи во главе с директором Французской школы библеистики и археологии доминиканцем Р. де Во начали раскопки (см. в ст. Кумран ). Работы (так же как и исследование купленных позже у бедуинов рукописей) производились под эгидой Иорданского управления древностями, возглавляемого в то время британцем Дж. Л. Хардингом.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. В Ниневии были найдены глиняная призма с анналами Ашшурбанипала и 4 цилиндра с описанием походов Синаххериба, в т. ч. вторжения в Иудею и осады Иерусалима. Последовали и открытия более древних памятников Шумера, систематическое исследование Вавилона Р. Кольдевеем (1899-1917), воссоздавшим структуру укреплений, жилых кварталов, дворцов и храмов города, открытие Ч. Л. Вулли г. Алалаха за р. Оронт. В нач. XX в. появилась хеттология: в 1906 г. нем. ученый Г. Винклер приступил к работам в Сидоне и Богазкёе, но тексты из Богазкёя, написанные на хеттском языке, расшифровал лишь через 10 лет чеш. ученый Ф. Грозный. С 80-х гг. XIX в. начался новый расцвет археологии в Египте. В 1887 г. были случайно открыты в руинах Телль-эль-Амарны первые таблички с амарнскими письмами , содержащими новые сведения о жизни и политике Египта и древнего Ханаана до его заселения древними евреями. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. В Сиро-Палестинском регионе период разведок надолго затянулся. Хотя в 70-80-х гг. XX в. здесь возникли Американское Палестинское исследовательское об-во, лютеран. Германский Палестинский союз (1877), рус. Православное Палестинское об-во (1882), доминиканская Французская школа библейских и археологических исследований (1894), францисканская Библейская школа, а позже «школы» в Иерусалиме (Германский евангелический ин-т изучения древностей Св. земли, Американские школы исследований Востока (1900), Британская археологическая школа в Иерусалиме (1919)), они не смогли организовать на научной основе долговременные раскопки на крупных объектах. Тем не менее проведенные ими разведывательные работы позволили продолжить традиц. реконструкцию исторической географии Палестины, что привело к созданию классического труда Дж. Смита (The Historical Geography of the Holy Land. N. Y., 18973).

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Одним из важнейших открытий Библейской археологии ХХ века является обнаружение так называемых рукописей Мертвого моря, изучение которых переросло в самостоятельную дисциплину - кумранистику, или кумрановедение. К послевоенному времени относятся замечательные открытия К. Кеньон, которая раскапывала Иерихон в 1957 и 1979 годах, и нашла остатки совершенно неизвестной цивилизации, создавшей древнейший в мире город, что во многом переменило научные теории о путях сложения цивилизаций библейского мира, значительно приблизив эти теории к библейским представлениям. Для библейской археологии важным является открытие итальянской экспедицией Матье в районе Алеппо (северо-западная Сирия) города-государства Эбла, существовавшего во второй половине III тыс. до Р.Х. и сильно повлиявшего на всю историю библейских стран. К 1950-1980 годам относятся наиболее результативные раскопки Иерусалима, Хацора (Асора), Лакиша (Лахиса), Арада, Мегиддо, Гезера, Гая, Сихема. К этому же времени относится начало планомерных раскопок в Иордании, сделавших известными памятники библейских народов Заиорданья - аммонитян, моавитян, идумеев и набатеев. Отдельные школы зарубежной библейской археологии. Время между двумя мировыми войнами можно считать периодом оформления особых школ библейской археологии - европейской, американской и израильской. Для европейской школы библейской археологии чрезвычайно важными и результативными были работы британских археологов, в том числе Кетлин Кеньон, раскапывавшей легендарный Иерихон и Иерусалим. Раскопки Кеньон в Иерусалиме, которые велись с 1961 по 1967 годы на холме Офел, были переворотом в исследовании Святого Города: ею было определено местонахождение Иевуса, а также найдена городская стена времени Давида. Существенное участие приняли британские ученые и в изучении рукописей Мертвого моря, выдвинув немало оригинальных теорий, некоторые из которых, сообразно печально известному " панвавилонизму " , оппоненты называли " панкумранизмом " . Важным было участие британских ученых в дебатах о судьбах библейской археологии, и о ее соотношении со светской археологией Ближнего Востока.

http://bogoslov.ru/article/293744

Библейская археология как аналитическая дисциплина С середины XIX века, когда начались систематические археологические исследования в Палестине и библейских странах Ближнего Востока, перед библейской археологией стояли две задачи: во-первых, полевые экспедиции и раскопки для открытия новых артефактов ; во-вторых, осмысление найденных артефактов в связи с повествованием Священного Писания . Русские исследователи имели возможность вести полевые исследования только до революции 1917г., причем раскопки проводились в основном на «русском участке» в Иерусалиме – архимандритом Антонином (Капустиным) и сотрудниками Русского археологического института в Константинополе. Нередко русские ученые ограничивались археологическими разведками: места раскопок, проводимых западными экспедициями в Палестине, Заиорданье и Сирии, посещали профессора А.А.Олесницкий 1 , М.Д.Муретов 2 , сотрудники Императорского православного палестинского общества 3 и Русского археологического института в Константинополе. 4 Основная заслуга русской дореволюционной школы библейской археологии заключалась не в раскопках, а в решении второй научной задачи – в аналитическом осмыслении открытых западными исследователями артефактов в свете библейского текста и древних письменных источников. Именно такой методологии придерживались в своих работах профессора духовных академий А.А.Олесницкий 5 , В.П.Рыбинский 6 , И.Г.Троицкий 7 , А.П.Лопухин 8 . После 1917 года в России исследования, связанные с библейской археологией, прекратились. Светская археология в СССР вплоть до окончания Второй мировой войны уделяла мало внимания археологии стран библейского ареала. В западной науке, напротив, первая половина XX века характерна блестящей деятельностью отдельных исследователей, финансировавшихся религиозными организациями и при этом всегда стремившиеся проанализировать свои находки в соотнесении с библейским повествованием. Большое количество раскопок в Палестине и других библейских странах на счету американского ученого Уильяма Фоксвелла Олбрайта (William Foxwell Albright, 1891–1971) и его последователей – Эрнеста Райта (Ernest Wright), Нельсона Глюка (Nelson Glueck) и др. Руководствуясь текстом Священного Писания , как компасом, Н. Глюк открыл более 1000 объектов в Прииорданье и еще 500 – в пустыне Негев, 9 подтвердив тем самым точность библейского описания множества событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА [англ. American Schools of Oriental Research - ASOR], орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока. Возникла в 1900 г. как Американская школа изучения и исследования Востока (American School for Oriental Study and Research), в 1921 г. переименована в ASOR по инициативе президента Об-ва библейской лит-ры и экзегетики (Society of Biblical Literature and Exegesis) Дж. Г. Тейера, Американского об-ва востоковедения (American Oriental Society) и Американского археологического ин-та (Archaeological Institute of America). Задачи орг-ции - поощрять исследования ближневост. древностей, поддерживать археологические раскопки, стимулировать изучение языков и культурных традиций Ближ. Востока, распространять и популяризировать результаты этих работ. На базе ASOR сформировалась «американская версия» библейской археологии , к-рую разрабатывал возглавлявший Иерусалимскую школу У. Ф. Олбрайт (1920-1929; 1933-1936). Руководя обширными разведками и рядом раскопок (особенно в Телль-Бейт-Мирсиме, Телль-эль-Фуле (см. Гива (Гивеа)), он создал общую периодизацию археологических памятников Палестины, соотнеся ее с библейской хронологией. Его деятельность продолжил Дж. Э. Райт . Хорошо организованные и масштабные экспедиции ASOR, изучавшие сиро-палестинский регион, работали в Телль-эн-Насве (библ. Мицпа ), Джераше (библ. Гераса ), Беф-Цуре , Беф-Шемеше ; в Заиорданье и пустыне Негев , а позже - в Диване (библ. Дивон ), Сихеме , Эль-Джибе (библ. Гаваон ), Гезере и др. В кон. XX в. одновременно осуществлялись уже более 20 археологических проектов (среди важнейших - раскопки Телль-Микне, отождествляемого с упомянутым в Библии филистимским г. Екроном ). На Ближ. Востоке ASOR основано неск. исследовательских центров: Иерусалимская школа, с 1970 г. Институт археологических исследований им. У. Ф. Олбрайта (Albright Institute of Archeological Research) под руководством амер. археолога Ч. Торри; Багдадская школа, основанная в 1923 г., проводила в 1925-1931 гг. раскопки в Иорган-Тепе (древнем Нузи ), где был открыт архив клинописных табличек XV в. до Р. X., в 1926-1927 гг. организовала экспедиции в Телль-Биллу и Тепе-Гавру (юго-восток древней Ассирии ), всю 3-ю четв. XX в. велись раскопки в Ниппуре . В 1968 г. для работы в Иордании, разорвавшей дипломатические отношения с Израилем, создали особую школу в Аммане - Американский центр исследований Востока (American Center of Oriental Research), к-рый осуществил раскопки в Баб-эд-Дре и Телль-Хесбане, участвовал в открытии визант. рукописей в Петре Аравийской (1992). После разрыва дипломатических отношений США с Ираком Багдадская школа фактически прекратила существование. В 1978 г. был создан Американский ин-т археологических исследований на Кипре (Cyprus American Archaeological Research Institute).

http://pravenc.ru/text/114452.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010