Список источников и литературы:   ГАИО. Ф. р-2953. Оп. 4. Д. 12. Л. 38. «…Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). Иваново, 2017. С. 40-41. Архив Костромского епархиального управления (АКЕУ). Отчет за 1965 год. С. 7. АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией с 1946 по 1953 год. Доклад в ХОЗу Православной Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 32. АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией с 1946 по 1953 год. Доклад в ХОЗу Православной Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 33. АКЕУ. Переписка с Московской Патриархией с 1946 по 1953 год. Резолюция Патриарха Алексия на доклад епископа Антония (Кротевича) от 9 апреля 1946 года 303. С. 8. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Собрание благочинных. С. 253. Архив Костромского Епархиального управления (далее АКЕУ). Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 13 марта 1951 года С. 231. АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией. Доклад в ХОЗу Православной Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 41. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 14 августа 1948 г. 744. С. 73. Амвросий // Православная энциклопедия . М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2001. Т. II. С. 153. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. На собрании 10-го октября 1949 года. С. 114. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Заключение канцелярии Костромского епископа. На собрании 10-го октября 1949 года. С. 217. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Заключение канцелярии Костромского епископа. На собрании 10-го октября 1949 года. С. 217. Румянцев В. Из воспоминаний//Костромская земля. Краеведческий альманах. Приложение к серии «Костромская библиотека». Вып. 6. Кострома. С. 333-334. АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией. Доклад в ХОЗу Православной Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 22. Румянцев В.В. Из воспоминаний. С. 332. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг.

http://bogoslov.ru/article/6170542

А. И. Грибовский в дневниках, которые вёл с 1825 по 1833 годы, оставил несколько любопытных штрихов истории села и храма того времени. В ноябре 1826 года помещик приказал обвенчать в Троицкой церкви Щурова крестьянку из числа местных сектантов с православным вдовцом. Эта крестьянка принадлежала к семье молокан, и женитьбой на вдовце православного исповедания помещик хотел " предохранить семейство от неминуемого расстройства " . Грибовский дал описание этой редкой русской секты, с которой столкнулся в своём имении: " Молоканы не крестятся, угодников и образов не почитают, священников не признают таковыми, в церковь не ходят, не исповедываются и не приобщаются, собравшись, поют псалмы, а иные кругом вертятся на ковре или на рогоже и потом сами друг другу поклоняются, впрочем, живут трезво " . Во второй половине XIX века в истории Щурова произошли важные перемены. В 1864 году вблизи села прошла Рязанская железная дорога и появилась одноимённая станция. Спустя шесть лет, в 1870 году возле месторождения известняка в Щурове Товариществом " Эмиль Липгарт и Ко " был построен крупный цементный завод. Фирму основали трое прибалтийских немцев: братья Эмиль и Эдуард Липгарты и их компаньон Эмиль Рингель. Товарищество Липгартов занималось производством цемента, извести и алебастра. Почти одновременно с предприятием в Щурово Липгарты выкупили механический завод в Москве и стали выпускать сельскохозяйственные машины. В 1883 году щуровские прихожане во главе с батюшкой, священником Фёдором Соколовым, начали хлопотать о постройке новой церкви поближе к рязанскому тракту (к тому времени деревянная церковь обветшала, и оказалась отделена от села железной дорогой). Старая церковь не соответствовала статусу уже разросшегося посёлка, и все - и местные жители и руководство " Товарищества Липгарт и Ко " , которое владело цементынм заводом в Щурово, понимали, что новый храм необходим. Подано было прошение В Рязанскую Духовную консисторию. Местные купцы, Матвей Савинов и Павел Шарапов, а также фабрикант Иван Давыдович Морозов выступили спонсорами строительства вместительного храма. Не осталось в стороне и руководство крупного предприятия. После того, как было получено одобрение и благословение из Рязани, в 1892 году началось сооружение нового храма. Поскольку щуровский цементный завод возглавил Эмиль Рингель, он взял на себя основные финансовые и организационные труды по постройке православного храма. Интересно, что Рингель был не только немцем по национальности, но и оставался по вере лютеранином. К примеру, его дети были крещены в Щурове, но не в православной церкви, а специально приезжавшим из Москвы немецким пастором. Вероятно, Эмиль Рингель сам нашёл для нового храма архитектора. Им стал также немец по национальности Максим Карлович Геппенер. Церквей он до этого почти не строил, зато спроектировал немало технических сооружений, в частности для Мытищинского водопровода, питавшего долгое время водой Москву.

http://sobory.ru/article/?object=00035

В Медном очаг культуры активно посещали. Вход в Дом культуры прорубили в центральном алтаре, здесь же были гардероб и касса. В холодном храме – собственно танцы, в приделах – зрительный зал. Для киномеханика пристроили отдельное помещение. В 1974 г. здание Казанской церкви в с. Медном было признано памятником архитектуры. Его обследовали и провели фрагментарную реставрацию по проекту архитектора Т. В. Родионовой. Была восстановлена главка храма, раскрыты окна, расчищены зондажи с первоначальным декором. Храма в селе не было, но люди верующие были. При любой возможности они посещали ближайшие храмы – чаще всего это была церковь в д. Марьино Торжокского района. В начале 90-х некто Вера Васильевна Щурова с группой женщин написали письмо Патриарху Алексию II с просьбой о помощи в возвращении храма верующим. Письмо подписали 82 человека. Дина Николаевна Емелина отвезла это письмо в Москву. С Патриархом её встреча не состоялась, но письмо не осталось без ответа. Здание Казанской церкви тогда ещё не было передано Тверской епархии, но уже в 1991 г. в храме изредка проходили первые церковные службы после времени безбожия. Верующие собирались еще до назначения в приход священника, читали акафисты, совершали крестные ходы вокруг храма. 16 августа 1997 г. приехал молодой священник Петр Гайдук. 5 октября отслужили первый молебен. Народу пришло много, но всех смущало то, что проведение молебнов нужно было подстраивать под расписание работы Дома культуры. В этом же году начали проводить службы в небольшой сторожке рядом с храмом. Отец Петр, молодой, энергичный, много сил потратил на переписку с различными инстанциями по поводу возвращения здания храма верующим, но служить в храме ему не пришлось. Из Медного его перевели, и село опять осталось без священника. Ирина Ивановна Рассказова пришла работать директором Дома культуры с. Медное в 1998 г. До этого сама прибегала сюда в кино и на танцы. Именно она была главным помощником о. Петру в деле возвращения храма верующим. В 2002 г., когда в Медное по назначению приехал священник Игорь Седов, клуб еще работал в храме, но уже собирался выезжать.

http://sobory.ru/article/?object=02297

Впервые село Щурово на Оке упоминается в 1595 году, тогда им владели рязанские дворяне Кикины. В XVIII веке здесь была усадьба Александра Васильевича Кикина - одного из близких людей Петра I. Где именно была та усадьба, сегодня неизвестно. Известно, что эта усадьба была у Кикина конфискована в марте 1718 года после его казни и была пожалована Александру Ивановичу Румянцеву - одному из главных участников в деле возвращения царевича Алексея Петровича в Россию. Другой владелец села Адриан Моисеевич Грибовский (1767-1834) был по жизни секретарём; служил под началом Г. Р. Державина, потом в канцелярии Г. А. Потёмкина, потом в канцелярии Платона Зубова, и наконец, с 1795 года секретарём Екатерины II " у принятия прошений " . Жил широко, где-то в начале XIX века построил в Щурове 2-х этажный каменный дом, разбил сад и каждое лето приезжал сюда отдыхать. Дом этот располагался на берегу Оки с видом на Голутвин монастырь, классический портик был обращён к реке, перед домом была видовая площадка, от которой каменные ступени спускались в сад. Стоит сказать, что в древности реки играли роль главных путей, а места впадения одной водной артерии в другую были воротами в далёкие земли. В устьях рек нередко ставили монастыри и церкви, потому что эти места воспринимались как священные. В Коломне, у впадения реки Москвы в Оку преподобный Сергий Радонежский основал Старо-Голутвин монастырь. А спустя годы на другом берегу Оки был возведён величественный Троицкий храм в бывшем селе Щурове, дошедший до сегодяшнего дня. Первоначальная деревянная церковь в Щурове известна по документам ещё с XVII века. В 1775 году Наталья Александровна Голицына, владелица Щуровской усадьбы, обновила деревянный храм, а в 1815 году следующий владелец Щурова Адриан Моисеевич Грибовский, о котором было упомянуто ранее, отремонтировал его и пристроил придел мучеников Адриана и Наталии. Эти древние святые были небесными покровителями супругов Грибовских - Адриана Моисеевича и Натальи Акимовны. Церковь эта простояла до начала 1920-х годов, после чего была разобрана и перевезена в одну из деревень Луховицкого района. Есть версия, что она, возможно, сгорела. Старожилы утверждают, что в 1926 году деревянной Троицкой церкви уже не было.

http://sobory.ru/article/?object=00035

В 1901 г. помещица К. Н. Левашова пожертвовала А.-Н. м. хутор площадью 29 дес. 292 сажени, в т. ч. 3 дес. молодого соснового леса, 5 дес. для пашни и огорода, остальное - для дровяного леса и сенокоса. В июне 1911 г. мон-рь получил от казны 50 дес. дровяного леса. Все хозяйственные послушания, в т. ч. на конном и скотном дворах, исполнялись насельницами. В мон-ре имелся неприкосновенный капитал в процентных бумагах на 750 р., поценты с к-рого использовались на ремонт зданий и содержание сестер. В свободное от богослужений и послушаний время сестры занимались рукоделием: золотили, чеканили и писали иконы, вышивали шелками и шерстью, ткали шерстяные ковры, красили шерсть. Деньги от продажи рукоделий поступали в казну обители. В А.-Н. м. имелась богатая б-ка, к 2000 г. полностью утраченная. Обитель окормляли 2 штатных священника. Богослужения совершались ежедневно: в 16 ч. вечерня, затем монашеское правило. Утреня начиналась в 4 ч. 30 мин. и переходила в литургию (в будние дни служилась одна литургия, а в праздничные и воскресные дни две: в 5 ч. 30 мин., поздняя в 9 ч.). Всенощное бдение под праздники всегда совершалось «без поспешности, исправно и аккуратно». В рапорте Рязанскому епархиальному совету от 30 окт. 1919 г. игум. Ангелина докладывала, что существенных изменений в религиозно-нравственном и материальном отношениях по сравнению с 1918 г. не произошло, за исключением того, что при обители был утвержден приход жителей сельца Щурова и деревень Верёвкино и Сафоново. Однако спустя месяц, 26 нояб. 1919 г., мон-рь был закрыт Ряжской уездной комиссией по ликвидации мон-рей, все насельницы в 3 дня изгнаны. Игум. Ангелина с благочинной Евпраксией и 3 послушницами поселились в с. Зимарове Раненбургского у. при ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери, часть сестер осталась в Щурове, часть поступила в ряжскую богадельню при Сергиевском Мещеряковском мон-ре Рязанской губ., остальные разъехались. Прихожане приняли Александро-Невский храм на свое попечение. Настоятелем храма был оставлен свящ.

http://pravenc.ru/text/64498.html

8. Новая Романовка. От Волхова простиралась по левую сторону Яковлевской и Пантелеймоновской церкви до Яковлевой улицы. 9. Дослава. От Волхова простиралась к церквам Св. Великомучен. Димитрия, Мины и Виктора. 10. Корельская. От Волхова между Дославною и Романовкою, простирались к нынешней большой Дмитриевской улице. 11. Воронья. 12. Водяной переулок. 13. Щурова. От Волхова простирались к Дмитриевской церкви, а нынешней большой Дмитриевской улице.   14. Чедерская. 15. Черковская. 16. Щеркова. 17. Янева. От Кремлевского северо-западного бастиона, лежащего на Петербургскую дорогу к нынешней Лучанской улице. На ней была церковь Св. Константина и Елены, недалеко от церкви Иоанна Предтечи. 18. Росткина. От нынешней церкви Св. флора и Лавра через Лучанскую нынешнюю улицу, к церкви Св. Мины и Виктора. 19. Фрековской переулок. От церкви Св. Иоанна Предтечи до нынешней Легощенской улицы. 20. Легоща По левую сторону церкви Флора и Лавра, на том месте, где и нынешняя Легошинская. Улица сия разделяла Концы Неровский от Загородского. IV. Загородской конец 1. Митрополичь остров. Был между Легощею и Чудинцовою улицею, от церкви Св. Флора и Лавра к Кремлю. 2. Чудинцова. От земляного большого валу простиралась к Кремлевскому западному бастиону, что противу Покровский башни. 3. Прусская. Простиралась от большого земляного вала, по правую сторону церкви Михайловской и Вознесенской, близь самых оных церквей к вышеупомянутому же бастиону. Она разделяла Концы Загородской и Гончарской. V. Гончарской конец 1. Добрынина. Простиралась от большого Земляного валу и Вознесенской церкви, по левую сторону бывшего Яковлевского Монастыря, прямо к юго-западному бастиону Кремлевскому. 2. Волосова. Простиралась от церкви Св. Власия к Десятинскому монастырю. 3. Черницына. Была между Волосовой и Новинкою улицами, близь нынешней Власьевской большой улицы. 4. Новинка. Где был Варварейский монастырь, до нынешней Варварейской улицы. 5. Рядетина. От Десятина Монастыря, близь нынешней Воздвиженской улицы, мимо левой стороны церкви Св. Троицы к Волхову.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, были арестованы игум. Агния и казначея Серафима (Щурова). В донесении прот. Александра Светловского в Череповецкое епархиальное управление (ЧЕУ) от 1 апр. 1923 г. сообщалось, что «игумения и казначея выбыли... Ключи от казенки находятся у настоятельницы, содержащейся в Череповце под арестом. В ее покоях, где хранились приходо-расходные книги, был обыск, часть бумаг увезена в Череповец, другие покои опечатаны» (ГАВО. Ф. 1010. Оп. 3. Л. 14). В 1923 г. игум. Агния была приговорена к высылке за пределы губернии и фактическое управление общиной Л. м. перешло казначее Серафиме. 2 марта 1923 г. территория Череповецкой губ., на которой располагался Л. м., решением обновленческого ВЦУ была отнесена к утвержденной им самостоятельной Череповецкой обновленческой епархии. Но в ведении обновленцев Л. м. оставался, по-видимому, недолго, т. к. в списке обновленческих монастырей, составленном ЧЕУ в 1928 г., он уже не упоминается. В 1923 г. Леушинская сельхозартель была переименована в совхоз «Леушино», к-рый возглавил светский человек, притеснявший инокинь. Власти неоднократно предпринимали попытки найти замену монахиням. С этой целью в мае 1924 г. было произведено объединение совхоза «Леушино» и детской школы-коммуны (колонии) «Новая жизнь». Но эта реорганизация поставленных целей не достигла и впоследствии была отменена. Постепенно в распоряжение светских властей перешли постройки Л. м. В 20-х гг. XX в. в домовой Спасской ц. устроили клуб, в сев. корпусе с надвратной колокольней и домовой Скорбященской ц.- профтехшколу, в сев.-вост. корпусе - детскую колонию «Новая жизнь». В 1928 г. под давлением властей сестры отказались от Иоанно-Предтеченской ц. В окт. того же года было принято решение об их выселении с территории обители. В распоряжении инокинь были оставлены только Троицкий и Похвальский соборы, оба скита с домовыми храмами, небольшой корпус в вост. ограде, отведенный под богадельню, и неск. домиков за пределами мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2463615.html

Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1374. Ссылки:     Адрес: Россия, Московская область, Коломенский район, г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11 Координаты: 55.079731, 38.832162 Проезд: Из Москвы можно доехать электропоездом с Казанского вокзала или от станций метро «Выхино» и «Авиамоторная», станция назначения — Голутвин. Нужно выбирать электропоезд, следующий до Голутвина (большинство) или до Рязани. От станции Голутвин можно пройти пешком по ходу электрички около 2 км по шоссе ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы можно доехать электропоездом с Казанского вокзала или от станций метро «Выхино» и «Авиамоторная», станция назначения — Голутвин. Нужно выбирать электропоезд, следующий до Голутвина (большинство) или до Рязани. От станции Голутвин можно пройти пешком по ходу электрички около 2 км по шоссе справа от железной дороги. Либо проехать 2 остановки на автобусах, отправляющихся в сторону Щурова (район Коломны) до остановки «Бочманово». Автобусы отходят от автовокзала. Выйдя на остановке «Бочманово», перед мостом через Оку следует повернуть налево и пройти несколько сот метров до монастыря. Автомобилем добираться из Москвы по Новорязанскому шоссе около 100 км. Коломну не объезжать, а ехать по городу. Перед мостом через Оку повернуть налево. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старо-Голутвин монастырь основан около 1374г. выдающимся церковным и политическим деятелем Сергием Радонежским по заказу Дмитрия Донского. Существующий архитектурный ансамбль создан в XVIII - первой половине XIXb. Он включает: Богоявленский собор первой половины XVIIIb., Церковь Сергия (XVb., перестроена в 1828-1832гг.), Колокольню над Святыми воротами (конец XVIIIb.), Настоятельский корпус (начало XIXb.), Келейный корпус (начало XIXb.) и кирпичную ограду с псевдоготическим башнями (1778г., XIXb.). В 1929г. монастырь был закрыт, вновь стал действовать с 1994г. Ведутся восстановительные работы, но довольно медленными темпами, что видно на фотографиях.

http://sobory.ru/article/?object=01135

Конечно, я принимаю Ваши цитаты из св. Григория Нисского ; я находил у святых Отцов и другие, подобные им. Конечно, не стану отрицать, что наша природа (природа человека – прим. ред.) является отчасти животной, и что мы связаны со всем творением, и это единство поистине чудное. Но все это не имеет никакого отношения к эволюционному учению, тому учению, которое определяется во всех учебниках как учащее о происхождении всех существующих ныне тварей от одной или более примитивных через процесс преобразования одной разновидности в другую. Далее, Вам следует уяснить (а теперь я начинаю подходить к важным поучениям святых Отцов по этому предмету), что сам св. Григорий Нисский , вполне очевидно, не верил во что-либо, похожее на современное эволюционное учение, ибо он учит, что первый человек, Адам, был создан Богом непосредственно, а не порожден, как другие люди. В своей книге «Против Евномия» он пишет: Первый человек и происшедший от него получили бытие, каждый различно, – один от сочетавшихся родителей, другой от создавшего Христа, – и по отношению к сущности двоими признаем их, и не делим друг от друга, ...понятие человечества в рассуждении Адама и Авеля от различия в рождении не различается, так как ни порядок, ни образ осуществления не производят никакого различия в естестве» (Опровержение Евномия, т. 3, часть 5). И еще: «Тот, кто разумеет, и кто смертен, и способен к думанью и знанию, назван «человеком» равно в случае Адама и Авеля, и это название их природы не изменяется ни тем, что Авель явился в бытие через порождение, ни тем, что Адам это сделал без порождения» (Ответ Евномию, кн. 11, с. 299 в английском издании Эрдмана – пер. на русск. яз. диакона Виктора Щурова). Я, конечно, согласен с учением св. Афанасия, которого вы цитируете, о том, что «первозданный человек был создан из праха, как и все другие, и рука, творившая Адама, и ныне творит и всегда будет творить идущих за ним». Как можно отрицать эту очевидную истину непрекращающейся Божией творческой активности? Но эта общая истина вовсе не противоречит той конкретной истине, что первый человек был создан иным путем, чем все другие люди, о чем ясно учат и другие Отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

С XVI века Щурово было во владении рязанских дворян Кикиных. Возведение современного каменного храма относится к концу XIX - началу ХХ века. Его прочно связывают с именем Эмили Липгарта, владельца цементного завода. Возникновение цементного производства в этом месте не случайно: в Щурове издавна были карьеры, где добывали известняк и песок. Многие богатые купцы и промышленники того времени жертвовали немалые средства на строительство храмов; не стали исключением и владельцы Щуровского завода. В 1892 году Эмиль Липгарт начинает строить рядом с обветшавшей деревянной церковью Святой Живоначальной Троицы новый каменный храм. Помогают ему соучредитель завода и соотечественник Эмиль Фёдорович Рингель, а также купцы: Матвей Савинов, Павел Шарапов и Иван Морозов. В 1893 году Матвея Савинова назначают церковным старостой. Позднее, за труды в деле строительства храма, Священный Синод наградит его золотыми медалями " За усердие ко храму " и " По построении храма " . Любуясь с высокого берега Оки величавым силуэтом Троицкого храма, мы и сегодня не устаём удивляться чуду, которое возвели храмоздатели. Они могли бы в соответствии с провинциальным положением Щурова поставить скромную церковь, но промышленники приступили к строительству с истинно немецким усердием и русским размахом. Из Москвы был приглашён известный архитектор Максим Карлович Геппенер, прославившийся своими оригинальными и изящными постройками по всей России. За основу проекта Троицкого храма талантливый зодчий взял легендарный храм Святой Софии в Константинополе. Обращение к восточной традиции в архитектуре было характерным для эпохи Александра III: русские перестали " взирать на Запад " , у них появилась потребность осмыслить свои духовные корни, вспомнить, наконец, что мы - " третий Рим " . Всё же постройки в византийском стиле были типичны для столичных, а не провинциальных городов. Технический контроль над ходом работ осуществлял рязанский губернский архитектор Е. Ф. Саблер. Это также свидетельствует о том, что власти губернии придавали проекту большое значение. Главным распорядителем строительства был назначен инженер Иосиф Матвеевич Витшас. Строительный материал для храма использовался исключительно местный: песок и известняк добывали в Щурове, цемент и известь производили на местном же цементном заводе, а кирпич (очень хорошего качества) покупали в Коломне у Модеста Лозовского - известного в городе врача. Помимо основного своего занятия, доктор содержал небольшой завод, на котором выпускался кирпич с именным клеймом хозяина. Завершение Троицкого храма завершилось спустя девять лет после начала работ.

http://sobory.ru/article/?object=00035

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010