К концу 1997 года в Ивановской епархии имелось 4 монастыря, 8 монашеских общины и свыше 160 приходов. В 1998 году число монастырей возросло до 10, за счет реорганизации монашеских общин . В 1992 году в Ивановской епархии была издана первая книга по благословению архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия – брошюра о жизни и деятельности преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца . В определенной степени это было началом издательской деятельности Ивановской епархии. Первая в епархии православная газета «Николо-Шартомский благовестник» вышла в свет в 1993 году. Однако было выпущено лишь три ее номера, и затем выпуск был прерван и возобновлен лишь спустя определенное время . Начало активной издательской деятельности Ивановской епархии следует отнести к 1994 году. Оно было связано с деятельностью Свято-Введенского женского монастыря г. Иваново и Макариев-Решемской монастырской общины поселка Решма Кинешемского района. Свято-Введенским монастырем начала издаваться православная газета «Яко с нами Бог», а затем «Слово утешения» , причем вторая издавалась до конца 1998 года как ежемесячное приложение к областному периодическому общественно-политическому изданию «Ивановская газета». С января 1999 года газета «Слово утешения» стала издаваться как самостоятельное издание. Газета «Яко с нами Бог» просуществовала недолго: было выпущено менее 7 номеров. Ее издание прекратилось вскоре после выхода в свет первых номеров «Слова утешение», так как в силу экономических и других объективных причин было трудно одному монастырю иметь два регулярно выходящих православных периодических издания. Макариев-Решемской монашеской общиной (с 1998 года – мужским монастырем) примерно тогда же был начат выпуск достаточно регулярно выходящего православного альманаха «Свет Православия» , который впоследствии стал издаваться в виде отдельных брошюр православных авторов. В 1998 году был начат выпуск периодических епархиальных изданий: ежемесячной газеты «Ивановский епархиальный вестник», ежеквартального «Журнала Ивановской епархии», ежегодного «Богословского сборника Ивановской епархии». Если в отношении журнала и сборника можно отметить, что в свет вышли только по несколько их номеров, то газета «Ивановский епархиальный вестник» выходила достаточно регулярно свыше пяти лет, имела свидетельство о регистрации как СМИ, тираж достигал до 30 тысяч экземпляров.

http://bogoslov.ru/article/5137614

5. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день интронизации в Богоявленском патриаршем соборе 10 июня 1990 года. – 1994, 2, 52. 6. 65 лет Святейшему Патриарху Алексию II. – 1994, 3, 2. 3448. ПЯТАЯ годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – 1995, 6–8, 21. 3449. АЛЕКСИЙ II, патр. О миссии Русской Православной Церкви в современном мире. (Доклад на торжественном акте по случаю присвоения ему ученой степени доктора богословия “гонорис кауза” Тбилисской Духовной академии). – 1996, 8, 15. 3450. О.К. Тезоименитство Святейшего Патриарха Алексия. – 1998, 4, 24. 3451. ЮБИЛЕЙ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: 1. Кирьянова О. Церковное празднование юбилея Предстоятеля Русской Православной Церкви. – 1999, 3, 12. 2. В.С. Выставка в Московском Кремле. – 1999, 3, 18. 3. Геннадьева О. Поздравление Президента Российской Федерации. – 1999, 3, 20. 4. Сафонов В. Юбилейный вечер в Большом театре. – 1999, 3, 21. 5. Святейший Патриарх благодарит всех поздравивших его с юбилеем. –1999, 3, 23. 3452. КИРЬЯНОВА О. Тезоименитство Святейшего Патриарха. –2000, 4, 30. 3453. ЖИЛКИНА М. Десятилетие интронизации Святейшего Патриарха Алексия. –2000, 7, 51. -------- 3454. ГАВРИИЛ, архим. Памяти Святейшего Патриарха Алексия (Симанского). – 1988, 4, 56. 3455. СМИРНОВ В., прот. Памяти Святейшего Патриарха Алексия. –1990, 6, 10. 3456. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 марта 2000 года: Об информации о занесении в листы Памяти “Золотой книги Санкт-Петербурга” имени Святейшего Патриарха Алексия I за огромные заслуги в деле защиты Ленинграда от вражеского порабощения. – 2000, 4, 13. -------- 3457. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Алексия (Фролова) во епископа Орехово-Зуевского. – 1995, 11, 7. -------- 3458. ФЕДОТОВ А. Юбилей архипастыря. (Рассказ о жизни архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова). – 2000, 5, 26. -------- 3459. ЗЕЛЕНСКАЯ Г. Земной путь епископа Амфилохия (Казанского) (1818–1893). – 1993, 9, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Амвросия (Щурова) , занимавшего кафедру в 1977-2006 гг. Летом 1988 г. верующим был передан 21-главый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Фурманове, в течение неск. десятилетий занимаемый местным молокозаводом, в 1989 г. епархии было возвращено 9 храмов, в т. ч. Никольский собор в Приволжске, в 1990 г. возвращены Введенский и Ильинский храмы в Иванове, Воскресенский собор в Шуе. В 1991 г. зарегистрированы 37 новых приходов, в т. ч. при Владимирском, Казанском и Успенском храмах в Иванове, при Троицком соборе в Кинешме, при 6 храмах в Плёсе, при Крестовоздвиженской ц. в Палехе и др. В 1991 г. в епархии действовала 91 церковь, в 1995 г.- 140, в 1998 г.- 160 церквей. Процесс возвращения храмов в Ивановской обл. шел непросто. До кон. 80-х гг. в обл. центре, где жили свыше 480 тыс. чел., действовал небольшой Преображенский храм. 21 марта 1989 г. в Иванове началась 16-дневная голодовка 4 женщин, требовавших передачи православной общине Введенской ц. («Красного храма»). Голодовка была прекращена, после того как власти согласились на требование верующих. В нач. 90-х гг. в епархии приступили к строительству новых церквей. Первый каменный храм был возведен в 1993-1996 гг. в Родниках, освящен во имя блгв. кн. Александра Невского. В 2000-2006 гг. в пос. Моста (Южский р-н) построен Никольский храм в стиле рус. деревянного зодчества XVII в. Возрождена традиция строительства храмов и часовен в местах заключения. 26 марта 1993 г. в пос. Талицы (Южский р-н) в муж. исправительной колонии состоялось освящение деревянного храма во имя Новомучеников и исповедников Российских. Церкви Введенская (1828) и Троицкая (1808) в Плёсе. Фотография. 1990 г. Церкви Введенская (1828) и Троицкая (1808) в Плёсе. Фотография. 1990 г. Одновременно в епархии шел процесс воссоздания монастырской жизни: возрождались старые обители, учреждались новые. Первые мон-ри открылись в 1990-1991 гг.: Шартомский во имя свт. Николая Чудотворца в с. Введенье Шуйского р-на, ивановский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Иванове, дуниловский в честь Успения Пресвятой Богородицы в с.

http://pravenc.ru/text/200499.html

В 1993 году началась работа по формированию еще одного (четвертого) монастыря Ивановской епархии на месте, где ранее располагалась Свято-Николо-Тихонова пустынь, основанная преподобным Тихоном Лухским. В Ивановской епархии примерно в это же время, кроме монастырей при некоторых приходах, стали появляться такие монашеские общины, которые, не имея статуса монастыря, успешно решали проблемы реставрации храмов, строительства жилья для монашествующих, занимались возделыванием земли, производством пищевых продуктов. В 1993 году такие общины успешно функционировали при Свято-Никольском храме села Чихачево Верхнеландеховского района, при храмах Воскресения Словущего и Николая Чудотворца села Толпыгино Приволжского района, при храме Воскресения Словущего села Ермолино Фурмановского района, при Свято-Никольском храме села Решмы Кинешемского района . 1993 год ознаменовался для Ивановской епархии посещением Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.   Приезд Святейшего сопровождался большим духовным подъемом среди верующего населения области, а для многих неверующих стал событием, которое дало им повод переосмыслить свою жизнь и начать путь к Богу. Очень доброжелательно и почтительно был встречен Патриарх областной администрацией. Приезд Первосвятителя пришелся на праздник Преображения Господня, в который Святейший служил Божественную Литургию в Преображенском соборе г. Иваново, а накануне совершил всенощное бдение в Свято-Введенском женском монастыре. За четыре дня пребывания в Ивановской епархии Святейший Патриарх Алексий посетил Николо-Шартомский и Свято-Успенский монастыри, Воскресенский собор города Шуи, женскую колонию, перинатальный центр, встретился с администрацией, духовенством и общественностью. Приезд Первосвятителя оказал огромное влияние на дальнейшее успешное налаживание отношений между Церковью и государственной властью на территории Ивановской области . По причине происходящего в стране экономического кризиса, примерно с 1994 года все большую роль в жизни Ивановской епархии стали играть монашествующие. В 1994 году монашествующими были уже свыше 30% священнослужителей епархии. К 1998 году процентное соотношение монашествующих ко всему духовенству епархии составило уже свыше 60%. Сам архиепископ Амвросий говорил об этом так: «Монашествующему нужно меньше, чем семейному человеку, а отдача от него несравненно большая. Часто на заброшенных приходах молодые монахи, в исключительно суровых условиях, налаживают уже давно прекратившуюся церковную жизнь, помогают сформировавшимся в атеистический период людям найти дорогу к храму» .

http://bogoslov.ru/article/5137614

В авг.-сент. 1935 г. в Кинешме и Маврине были арестованы 7 сестер во главе с мон. Арсенией (Дрочковой), обвинены в участии в контрреволюционной группе «Сестры Макарьевской обители» и приговорены к 3 годам лишения свободы. Летом 1937 г. в Кинешме и Кинешемском р-не группу верующих (более 10 чел.) приговорили к 10 годам заключения в Акмолинском лагере жен изменников родины в Казахстане. 2 окт. 1937 г. в Решме в ходе расследования деятельности т. н. церковно-монашеской контрреволюционной группы во главе с настоятелем Воскресенской ц. с. Нагорного свящ. Димитрием Никольским были арестованы 2 насельницы мон-ря: Анна Константиновна Корыгина (род. в 1905) и Ульяна Герасимовна Куляшова (Куляшёва) (род. в 1894). 8 окт. Тройка УНКВД по Ивановской обл. приговорила Корыгину к расстрелу (приговор привели в исполнение 9 окт.), а Куляшову - к 10 годам заключения в лагере. 18 апр. 1951 г. в г. Владимире была арестована Наталья Ивановна Давыдова (1898 - после 1951), уже подвергавшаяся аресту в 1938 г. и отбывавшая 5 лет в лагере. 16 июня 1951 г. ее приговорили к 5 годам ссылки в Карагандинскую обл. Казахстана. По-видимому, Давыдова стала последней насельницей М. Р. м., арестованной в советское время. В 30-х, 40-х и нач. 50-х гг. XX в. неск. десятков насельниц М. Р. м. были арестованы (некоторые неоднократно), сосланы, заключены в лагеря, расстреляны. 2 насельницы мон-ря причислены к лику святых. Прп. Анимаиса (Смертина Мария Михайловна; 1875-1963) поступила в обитель ок. 1900 г., вероятно, в 20-х гг. ХХ в. приняла монашеский постриг, некоторое время проживала в Маврине, затем - в сторожке при Троицком храме в с. Острецове Родниковского р-на Ивановской обл. В 1940 г. церковь была закрыта. Несмотря на угрозы, прп. Анимаиса не отдала представителям властей ключи от храма. В 1945 г. Троицкая ц. была возвращена верующим. В янв. 1946 г. в Острецово приехал свящ. Иоанн Клевцовский, которому прп. Анимаиса вручила ключи от храма. Прп. Анимаиса была похоронена в Острецове у стен церкви. 18 сент. 1997 г. по благословению архиеп. Ивановского и Кинешемского Амвросия (Щурова) мощи Анимаисы были обретены и торжественно перенесены из Острецова в ц. во имя св. кн. Александра Невского в Родниках.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Документальная база государственно-церковных отношений советского периода свидетельствует, что только наивные люди могли и в настоящее время могут считать, что власть тогда прислушивалась к мнению архиереев или верующих. О позиции советской власти по отношению к Церкви и духовенству ярко свидетельствует доклад заместителя председателя СДР В. Фурова в 1974 году . Его одтверждает мнение архиепископа Амвросия (Щурова), управлявшего Ивановской епархией на протяжении 29 лет — с 1977 по 2006 годы. «Излишняя активность архиерея могла в то время только озлобить советские властные структуры, и, например, в ответ на ходатайство об открытии в г. Иванове второго храма могло последовать закрытие и единственного кафедрального собора, — писал он о жизни церковных структур и епархиальных архиереев в советское время. — Необходимо было ждать, терпеливо ждать свыше 10 лет, когда изменятся государственные отношения в стране и станет возможным возрождение Церкви» . Советская власть даже при провозглашении курса на лояльность Церкви в послевоенный период не давала повода упрекнуть себя в снисходительном отношении к духовенству. С 1947 по 1948 годы по надуманному обвинению в «контрреволюционной деятельности» было арестовано 679 церковников, среди них митрополит Харбинский и Маньчжурский Патриарший экзарх Нестор (Анисимов), архиепископ Чкаловский Мануил (Лемешевский), в 1949 году арестован профессор архимандрит Вениамин (Милов) и другие священнослужители. Почти весь состав правящих архиереев в 1940-1950-х годах состоял из бывших сидельцев (заключенных), четко выполнявших предписания властей и Патриархии . Обратим внимание на аргумент обличителей митр. Антония в потворстве властям в виде финансовых отчислений в Фонд мира. Заметим, что игнорировать такие отчисления не осмеливался в советский период ни один архиерей, в том числе и восхваляемый «правдолюбцами» в лице прот. Г. Эдельштейна Ермоген (Голубев). Перед архиереями не стоял выбор — платить или не платить в Фонд мира, требовать от духовенства приобретения госзаймов или не требовать. Указания об отчислениях не были личной инициативой архиереев, их давало Управделами Московской Патриархии .

http://bogoslov.ru/article/6170542

С момента открытия училища в 1999 году велись переговоры о том, чтобы его председателем стал губернатор Ивановской области. Но Губернатор, в то время В. Н. Тихомиров, ответил отказом на эту просьбу епархии, предложив, чтобы областную администрацию в совете представлял один из его заместителей. В 2000 году согласие возглавить попечительский совет дал председатель правительства Ивановской области А. П. Головков. Он провёл два заседания совета, которые были очень важны для того, чтобы многие уважаемые в области люди осознали необходимость поддержки училища, привыкли собираться в его стенах. Были решены некоторые практические вопросы существования училища. В конце 2000 года в Ивановской области прошли выборы в региональные органы власти, в результате которых губернатором стал В. И. Тихонов, а главой города Иваново А. В. Грошев. В. И. Тихоновым было дано согласие стать председателем попечительского совета духовного училища, А.В. Грошевым – заместителем председателя. 17 июля 2002 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Иваново-Вознесенской Духовной семинарии. Необходимо было пройти лицензирование в Министерстве образования России, организовать учебный процесс уже на новом уровне, активизировать научную и издательскую работу, строить новые помещения, на порядок увеличить количество книг в библиотеке. Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий дал благословение семинарии быть названной в честь Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. 5-6 декабря 2003 года в Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии прошла III Международная научная конференция «Церковь, государство и общество в истории России XX века». В ней приняли участие ученые, священнослужители аспиранты и студенты из разных городов России, а также из Германии, Швейцарии, Англии, США. В вышедшем ко дню открытия конференции сборнике материалов были опубликованы выступления 125 участников. Открывая конференцию, сопредседатель оргкомитета, доктор исторических наук, профессор Корников А.А.

http://bogoslov.ru/article/5137614

Box 2667, El Cajon, CA 92021. Заказы по телефону: 800–628 – 7640. www.icr.org Институт Исследования Сотворения Мира, Общество Ис­следования Сотворения Мира и Ответов по книге Бытия пред­лагают бесплатные иллюстрированные каталоги. Выпускаемые ими бюллетени называются: Acts and Facts, Creation Matters и Answers Update (в соответствующем порядке очередности). Возлюбленные читатели! Помяните в своих молитвах о здравии тех, кто потрудился над этой книгой: Составитель и редактор иеромонах Дамаскин (Христенсен) Перевод с английского Сергей Ярлыков, Дмитрий Токарев, Екатерина Марченко Редактор русского текста Вячеслав Марченко Консультант Ричард (Фома) Бэттс Верстка Дмитрий Родионов 160 Ответ Евномию, кн. 11, с. 299 в английском издании Эрдмана – пер. на русск. яз. диакона Виктора Щурова 161 Недавно доктор Джонафан Уэллс, молекулярный биолог, разъясняя учение свят. Василия о Шести Днях Творения, послужил опровержению тех, кто неоднократно пытался сблизить это учение с эволюционизмом. Цитируя Беседы на Шестоднев свят. Василия, доктор Уэллс пишет: «В Шестодневе в целом предельно ясно выра­жена мысль, что за первым мгновением [творения] последовали несколько особых творческих деяний. Когда было создано небо, оно было «безвидно», так как «не были еще сотворены» солнце, луна и звезды. Они были сотворены позднее, деянием самого Бога: «В начале сотворил Бог небо и землю; затем сотворил Он свет, а затем сотворил твердь». Первоначально воды «были разлиты повсюду», и собрались вмес­те только после того, как Бог сказал: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место». А земля оставалась «пустой» после ее сотворения, так как ей не хватало «всякого рода растительности», до того как Бог не повелел земле «произрастить зелень» и «дерево плодовитое». (Jonathan Wells, «Abusing Theology,» Origins & Design, том 19, 1).-Ред. 162 Свят. Амвросий, который был знаком с Шестодневом свят. Василия, преподал то же учение в своем собственном Шестодневе. Так, о Первом Дне Творения свят. Амвросий писал: «В заметной манере в Писании сказано: «день», а не «первый день».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

отметил, что она стала определенным результатом четырехлетнего сотрудничества Ивановского государственного университета с Иваново-Вознесенской духовной семинарией (до 2002 года – духовным училищем). За это время были совместно проведены еще две региональные и две общероссийские конференции, местом проведения которых неизменно была семинария. Опубликованы материалы всех этих конференций, а также ряд научных сборников, учебно-методические пособия по историографии, источниковедению, русской истории, новейшей отечественной истории. Заметно выросло количество участников конференций – с 13 на первой до 125. Расширилась география участников – из региональной она стала международной. Это стало возможно благодаря активной работе действующего при семинарии Научного центра по проблемам церковной истории и церковного осмысления России. Центр организовывал научное сотрудничество семинарии не только с Ивановским государственным университетом, но и с Ивановской государственной архитектурно-исторической академией (ИГАСА), Ивановской государственной медицинской академией (ИГМА). С ИГАСА проведено три совместные научно-практические конференции – две региональные и одна международная. С ИвГМА были проведены совместно две региональные конференции и круглый стол с участием студентов – медиков и семинаристов. Центром ведется и плановая научно-исследовательская работа по целому ряду направлений. Это статистические данные по российским монастырям XIX – начала XX века, история Русской Православной Церкви во второй половине XX века, мемуары церковных деятелей как исторический источник, творчество русских религиозных писателей и философов. В числе участников работы научного центра стало уже 9 докторов и 3 кандидата наук. Необходимо отметить также, что семинария в 2003 году получила государственную федеральную лицензию на деятельность в сфере высшего профессионального религиозного образования, подписанную Министром образования РФ Филипповым В.М. и таким образом стала новым высшим православным учебным заведением.

http://bogoslov.ru/article/5137614

Собственное учреждение профессионального религиозного образования, а именно Ивановские епархиальные пастырско-богословские курсы, предназначенные для не имеющих специального духовного образования священнослужителей, а также кандидатов в священный сан, появились в Ивановской епархии в 1996 году .   На курсах изучались лишь 6 дисциплин, срок обучения был весьма краток – всего 3 месяца. За время своего существования пастырско-богословские курсы сделали 5 выпусков своих учащихся, всего их закончили свыше 80 человек. Даже в такой форме курсы в значительной мере способствовали повышению религиозного образовательного уровня духовенства епархии. При курсах имелась библиотека с фондом около 1200 книг по различным отраслям богословских знаний . Духовное училище в Ивановской епархии удалось полностью открыть лишь в 1999 году. Были набраны первые 20 студентов, собран профессорско-преподавательский состав высокого уровня, что позволило училищу уже с первого года своего существования приступить к выпуску авторских курсов лекций, монографий и книг. Быстрыми темпами формировалась библиотека училища. Быстрое развитие научно-методической базы Ивановского духовного училища позволяло делать благоприятные прогнозы о реорганизации его в семинарию в ближайшем будущем . В 2000 году архиепископ Амвросий впервые обратился к Святейшему Патриарху Алексию II и председателю Учебного Комитета архиепископу Верейскому Евгению с просьбой об открытии на базе училища духовной семинарии. Но 2001 году Священный Синод принял решение оставить училище в прежнем статусе. В 2001 году на территории училища был заложен храм в честь Собора Ивановских святых, начались переговоры о надстройке над зданием училища третьего этажа. Решались вопросы текущего и перспективного финансирования, что при отсутствии всякого централизованного финансирования было крайне непросто. Отлаживался учебный процесс. В 2001 году состоялся первый выпуск занимавшихся по двухлетнему курсу обучения. Он был невелик – всего лишь 6 человек. Одновременно нужно было отладить учебный процесс уже по новым пятилетним учебным планам. Перспективы открытия семинарии требовали немалое внимание уделить организации научной работы.

http://bogoslov.ru/article/5137614

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010