Биографический очерк об архиепископе Амвросии был уже ранее написан ; в этой статье хотелось бы обозначить некоторые из вех его архипастырского служения, происходившего в прямом смысле этого слова во время двух эпох церковной жизни в России, ознаменованных принципиально разными парадигмами церковно-государственных отношений – тотальный государственный контроль советского времени сменился практически «вседозволенностью» 1990-х, далеко не сразу после 1997   и даже 2000  вошедшей в системные рамки. И в этих новых условиях фактического безвременья личности тех, кто трудился «на местах», играли исключительно важную роль; от их позиции, прилагаемых ими усилий зависело, будет ли открыто в епархии 50 новых храмов, или 100; будут ли открываться новые монастыри и сколько; будет ли открыта духовная семинария; будет ли развиваться издательская деятельность и насколько активно. И важнейшее значение имела личность архиерея, с именем которого и связывались все достижения или неудачи. Служение архиепископа Амвросия в качестве управляющего Ивановской (затем Иваново-Вознесенской) епархией продолжалось с 1977 по 2006 год. Его можно разделить на два периода: до 1988 года и после. Первый период – с 1977 по 1988 год – время служения под контролем уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР и других органов, второй период – с 1088 по 2006 годы   – время церковного возрождения в России, который внутри имеет, безусловно, свою периодизацию (1988-1990, 1990-1997, 1997-2006). Первый период архипастырского служения в то время епископа Амвросия не был ярок с внешней стороны, он не ознаменовался какими-то яркими событиями. После празднования Тысячелетия Крещения Руси началось открытие храмов. В Ивановской епархии в 1988 году был  открыт Скорбященский храм в г. Фурманове. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий впоследствии так вспоминал об этом первом из открытых за время его управления Ивановской епархией храме: «Помню, как трудно передавали дивный храм – двадцать два купола – в Фурманове. Он принадлежал молокозаводу и был обречен на гибель. В подвале была устроена сливная яма, летом там полоскали белье, зимой мальчишки катались на коньках, как на катке. Сколько обуви стоптали люди, которые ходили по инстанциям, чтобы добиться передачи храма. Сколько трудов было положено на его восстановление. Слава Богу, сейчас храм восстановлен, в нем идут богослужения» . Тогда же были зарегистрированы еще две новые православные религиозные общины: в г. Иваново и в г. Комсомольске, но храмовые здания не были предоставлены верующим, так как были заняты: в Комсомольске под мебельный склад, а в Иванове под областной архив .

http://bogoslov.ru/article/5137614

Надеюсь, что в предстоящем служении мне поможет опыт, приобретенный за годы жизни в обители в качестве благочинного монастыря, руководителя монастырской школы-интерната, первого проректора богословского института. Данный опыт было бы мне невозможно приобрести без пастырского окормления священноархимандрита обители — епископа Шуйского и Тейковского Никона , с которым нас связывают без малого 19 лет совместного служения. Сердечно благодарю архиепископа Амвросия (Щурова) , в котором я увидел первый пример архипастырского служения, а также других преосвященных, которые не по долгу, но по любви наставляли и вразумляли меня. Низко кланяюсь и выражаю признательность духоносным отцам и преподавателям Троице-Сергиевой Лавры и Академии , в особенности моему научному руководителю Константину Ефимовичу Скурату, который ввел меня в соприкосновение с классической русской богословской школой. Не могу не вспомнить воспитавших во мне трудолюбие и явивших образец любви к детям деда и бабушку, привившего усердие к учебе отца и горячо молившуюся за меня покойную маму, многих близких мне братьев и сестер во Христе. В сей час испрашиваю у Вас, Ваше Святейшество, ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, святых о мне молитв, «чтобы Бог отверз мне дверь для слова, возвещать тайну Христову, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать» (Кол. 4:3-4). Желаю от всего сердца произнести перед верующими Воркутинской епархии дивные слова святого апостола Павла: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Фес. 1:1). Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/4439194.ht...

Образ архипастыря для меня во многом сложился на примере архиепископа Амвросия (Щурова), бывшего правящим архиереем в Ивановской епархии. Владыка Амвросий был настоящим духовным отцом для пастырей вверенной ему епархии. Немного приходилось встречать на своем пути людей, столь смиренно и щедро отдающих себя служению ближним. Искренне благодарен Богу, что сподобился исполнять свои послушания, находясь под омофором этого доброго архипастыря. Не могу не выразить признательности митрополиту Иваново-Вознесенскому и Вичугскому Иосифу, который оказывал мне высокое доверие в несении епархиальных послушаний. Пребывая в клире Иваново-Вознесенской, а затем Шуйской епархии, я видел во владыке Иосифе пример непрестанного попечения о благе Церкви, образец общественной активности, мудрости при принятии решений в сложных ситуациях. Приложу старание, чтобы так же взвешенно и разумно подходить к решению епархиальных вопросов в моей предстоящей деятельности. Ваше Святейшество! Я преисполнен сыновней благодарности Вам за напутственные слова, за архипастырскую заботу и попечение о моем будущем служении. Уповая на предстательство Царицы Небесной и молитвы святых угодников Божиих, надеюсь достойно понести возлагаемое на меня бремя архипастырства и с пользой послужить Матери-Церкви. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/5094600.ht...

С юности я шел путем Христовым, призываемый гласом Божиим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Мои первые шаги в Церкви начинались с низших степеней служения. Так мною были постигнуты в деталях алтарные труды на далеком приходе, а впоследствии и различные монастырские послушания в обители. В Ивановской епархии шло мое становление. На протяжении девятнадцати лет постепенно возрастая в меру возраста, я принял монашеский постриг, диаконское и пресвитерское достоинство от мудрого архипастыря — архиепископа Амвросия (Щурова). Он личным примером сформировал во мне образ «пастыря доброго», сам всегда полагая всю свою душу и все свое время на окормление вверенной ему паствы. Вы, Ваше Святейшество, часто вспоминаете слова Евангелия: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37), и призываете пастырей подъять и усугубить труды на ниве Христовой. Ваше Святейшество! Пример жертвенного служения Первосвятителя Церкви Русской вдохновляет пастырей и всевает ревность о спасении вручаемого Христом словесного стада. Благодарю Господа, что на моем жизненном пути я встретил истинных пастырей, общение с которыми обогатили меня драгоценным духовным опытом. Благодарю всемерно епископа Иваново-Вознесенского Иосифа, мудрого архипастыря, в котором обрел я назидательнейший пример рассудительности и пастырской ответственности, сподобившего меня, по милости Божией, потрудиться над восстановлением древней монашеской обители, Золотниковской пустыни, в которой вновь смогла затеплиться лампада, зазвучать молитва иноков и совершаться Бескровная Жертва. Благодарю братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры, архимандрита Никона (Фомина), наместника Николо-Шартомского мужского монастыря с братией обители, протоиерея Валериана Кречетова, духовника Московской епархии, поддерживающих и утешающих меня в трудных обстоятельствах жизни. Невольно восходя мысленно чуть более, чем на три столетия назад, представляю, как из Золотниковской пустыни был призван на святительское служение святитель Митрофан Воронежский. К святителю Митрофану в эту минуту обращаюсь я, ища и его святой помощи в моем укреплении, при низведении на меня дара епископской благодати.

http://patriarchia.ru/db/text/2287291.ht...

После многочисленных обращений архиепископа Амвросия в подкомитет по свободе совести, вероисповедания и благотворительности ВС РСФСР по вопросу передачи епархии отнятого в шестидесятые годы Троицкого кафедрального собора г. Кинешмы из Верховного Совета была назначена депутатская комиссия под руководством депутата Федорова В.Я., председателя подкомитета по собственности. Благодаря рекомендациям этой комиссии и личному вниманию к проблемам Церкви главы администрации Ивановской области А.Ф. Лаптева, епархии был передан Троицкий кафедральный собор г. Кинешмы. После этого на второй архиерейской кафедре в г. Кинешме стала проходить служба в двух соборах   – Успенском и Троицком (летнем и зимнем), которые находятся в одной церковной ограде. Облисполком решил большую часть вопросов и материально-технического снабжения епархии: горюче-смазочными материалами, запчастями к автотранспортной технике, продуктами питания для монастырей и воскресных школ и для официальных приемов, мукой, стройматериалами, бензином и материалами для реставрационных работ на первое полугодие 1992 года. Были решены и другие важные для епархии вопросы. Для принятия всех этих решений облисполкомом была создана специальная комиссия, в которую по благословению архиепископа Амвросия вошли два сотрудника епархиального управления: секретарь и референт . Большим достижением в жизни епархии явилось решение 97 от 08.07.1992 года Ивановского малого областного Совета народных депутатов, согласно которому были приняты предложения архиепископа Амвросия, поддержанные областной администрацией, о передаче в собственность Ивановской епархии церковных зданий, сопутствующих им сооружений, церковной утвари и земельных участков. Порядок и сроки передачи в собственность этого имущества были определены в постановлении главы администрации Ивановской области 223 от 13.08.1993 года . В городе Иваново в 1992 году состоялся первый за все послереволюционные годы общегородской крестный ход по центральным улицам города в связи с празднованием 600-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского. В праздновании приняли участие городские и областные власти .

http://bogoslov.ru/article/5137614

Жизненный путь архиепископа Амвросия 28.03.1930 В крестьянской семье Щуровых в деревне Киселево Кашинского района Калининской (Тверской) области родился сын Анатолий Анатолий Щуров поступил в Московскую духовную семинарию Окончание Московской духовной семинарии 23.06.1952 архиепископом Ярославским Димитрием (Градусовым) Анатолий Щуров рукоположен в сан диакона 29.06.1952 архиепископом Ивановским Венедиктом (Поляковым) рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Воскресенского храма с. Толпыгино Ивановской и Кинешемской епархии 17.12.1954 архиепископом Ивановским Венедиктом пострижен в монашество с именем Амвросий и определен настоятелем Крестовой церкви при епархиальном управлении 31.12.1954 назначен настоятелем Воскресенского храма с. Толпыгино 24.09.1961 назначен настоятелем Благовещенской церкви с. Воронцово Пучежского р-на Ивановской области 11.05. 1962 вновь переведен настоятелем Воскресенской церкви с. Толпыгино 26.07. 1965 назначен священником Преображенского кафедрального собора г. Иваново 4.12.1966 назначен настоятелем Преображенского кафедрального собора г. Иваново возведен в сан архимандрита 18.10. 1977 хиротонисан во епископа Ивановского и Кинешемского в Ивановской и Кинешемской епархии 44 прихода 25.02. 1991 возведен с сан архиепископа открытие первых монастырей в Ивановской и Кинешемской епархии; всего за время управления епархией архиепископом Амвросием их открыто 12 23.12.1997 присвоено звание почетного профессора Шуйского государственного педагогического университета издание книги архиепископа Амвросия (Щурова) «Слово архипастыря» 30.06.1998 награжден орденом «Почета» 27.06.2000 присвоено звание «Почетный гражданин города Иванова» 13.03.2002 архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский 17.06.2002 открытие Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии издание книги «Архипастырь» к 25-летию архиерейской хиротонии архиепископа Амвросия и 50-летию его служения в священном сане 24.03.2005 награжден орденом «Дружбы» 19.07.2006

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

Уже к 1993 году было сделано много новых достижений в развитии епархиальной жизни. Значительно изменился облик Свято-Введенского монастыря г. Иваново, где близилось к концу строительство келейных корпусов и надвратной колокольни. На конец 1993 года в монастыре проживали 76 насельниц. У монастыря уже имелись два подворья в сельской местности: в селе Доронино Тейковского района и местечке Златоуст Лежневского района. В Свято-Успенском женском монастыре села Дунилово в это время проживало 47 насельниц, в Николо-Шартомском мужском монастыре села Введенье Шуйского района – 50 насельников. В 1993 году, с одной стороны, наблюдался приток в храмы все большего количества людей, с другой – жизнь епархии в материальном плане становилась все тяжелее. В своем отчете в Патриархию в 1993 году архиепископ Амвросий отмечал: «Особенно осложняется процесс реставрации храмов из-за политики правительства, проводимой в отношении текстильных предприятий области. Не имея средств, текстильные предприятия области не в состоянии больше помогать храмам, а рабочий народ, трудящийся на предприятиях и помогавший своими пожертвованиями восстановлению храмов, оставлен без средств к существованию. Однако хотелось бы отметить, что, несмотря на весь трагизм ситуации, народ от Церкви не отходит, а местные власти пока изыскивают возможности как-то контролировать ситуацию и помогать обездоленным» . Необходимо отметить, что с 1990 по 1993 год наблюдался резкий рост количества людей, желающих креститься, венчаться, отпевать своих усопших родственников. В 1989 году в храмах епархии было совершено: 25394 крещения, 505 венчаний, 12298 отпеваний (из них очных 4120, заочных 8278); в 1990 году 36354 крещений, 1208 венчаний, 12003 отпевания (из них очных 2496, заочных 9507); в 1991 году 34188 крещений, 902 венчания и 16390 отпеваний (из них очных 2558, заочных 13832). Для сравнения: в 1968 году в Ивановской епархии было совершено крещений 6453, венчаний 58, отпеваний надгробных 1611, отпеваний заочных 8578 . Такое резкое возрастание числа людей, желающих креститься и венчаться, объясняется тем, что после 1988 года и даже несколько раньше в общественном сознании начали происходить значительные перемены во взгляде на Церковь, религию, верующих. Верующих перестали считать неполноценными людьми, они получили возможность открыто исповедовать свои убеждения, не опасаясь того, что последствием этого будет ущемление их гражданских прав и свобод. Большая часть жителей Ивановской области, которые боялись креститься во время гонений на Церковь, крестились в период с 1989 по 1992 год. Уже в 1993 году наблюдается некоторый спад в количестве совершаемых в храмах Иванова крещений – 18695, при сохранении числа венчаний (1409) и отпеваний (14056) . Этот спад объясняется как раз тем, что большинство ранее некрещеных уже крестились к этому времени, а также где-то с 1993 года начали отходить от Церкви те, кто шел в нее не по велению сердца, а отдавая дань моде.

http://bogoslov.ru/article/5137614

Инструкция. 1952 г. С. 254, 255, 256. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009. С. 100, 139. АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией с 1946 по 1953 гг. Доклад в Хозуправление Московской Патриархии Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 33. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 24 июня 1948 г. С. 67. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 5 марта 1948 г. С. 61. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 5 марта 1948 г. С. 61. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 5 марта 1948 г. С. 102; Инструкция для духовенства кафедрального собора. С. 276. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Циркулярное письмо от 5 июня 1952 года. 383. С. 271. «…Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). Иваново, 2017. С. 40-41. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. На собрании 19-го октября 1949 года. С. 114. Цыпин В., прот., Кравец С.Л. Патриарх Алексий II (Ридигер)//Православная энциклопедия, Т. 1. С. 698-720. «…Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). Иваново, 2017. С. 42. АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией с 1946 по 1953 гг. Доклад в Хозуправление Московской Патриархии Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 33. Фуров В. Из отчета Совета по делам религии члена Центрального Комитета КПСС. Нью-Йорк – Монреаль, 1991. С. 14-19. «…Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). Иваново, 2017. С. 50. Русская Православная Церковь. ХХ век/Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 408, 415. АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией с 1946 по 1953 гг. Доклад в Хозуправление Московской Патриархии Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 206. Фуров В. Из отчета Совета по делам религии члена Центрального Комитета КПСС.

http://bogoslov.ru/article/6170542

Всего Ивановским духовным училищем и Иваново-Вознесенской семинарией выпущено 50 книг и брошюр научного и научно-популярного характера. Когда в 1977 году епископ Амвросий был назначен на Ивановскую кафедру, в епархии было только 44 прихода. На момент, когда в 2006 году архиепископ Амвросий ушел на покой, в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии были Духовная семинария, 12 монастырей, 188 приходов и монастырских подворий, 4 общеобразовательные православные школы, 3 монастырских детских приюта, один православный детский сад. Издавалась церковная литература церковно-исторической и духовно-просветительской тематики. В епархии проходили своё служение свыше 400 священников и 100 диаконов. Налажены взаимоотношения с органами государственной и муниципальной власти . Показательна оценка служения архиепископа Амвросия в словах соболезнования губернатора Ивановской области П.А. Конькова: «Будучи человеком талантливым и деятельным, он внес огромный вклад в просвещение граждан, укрепление межконфессиональных отношений, духовное развитие в регионе. Всю свою жизнь он проповедовал высокие ценности любви, милосердия, патриотизма, отзывчивости, помощи ближнему. При его непосредственном участии в Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии происходили события, имевшие огромное значение не только для истории православной культуры, но и истории региона в целом. В Ивановской области возрождались и строились храмы, было открыто свыше ста новых приходов, более десяти монастырей, появились семинария, православные школы, шла активная издательская деятельность. Владыка Амвросий приехал в Ивановскую область в молодые годы и всю свою долгую, многотрудную жизнь посвятил пастырскому служению в одной епархии. Кончина архиепископа Амвросия – большая утрата для всех православных верующих Ивановской области. Мы скорбим о великой потере. Сегодня ушел человек, сочетавший в себе качества архиерея и черты истинного патриота, радеющего за благополучие Родины. Владыка Амвросий навсегда останется в нашей памяти» .

http://bogoslov.ru/article/5137614

почислен на покой решением Священного Синода в связи с достижением 75-летнего возраста. В Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии свыше 160 приходов, 12 монастырей, духовная семинария 08.08.2006 присвоено звание «Почетный гражданин Ивановской области» 8.11.2016 завершение пути земной жизни архиепископа Амвросия издание книги «Я возжелал заповедей Твоих. Памяти архиепископа Амвросия (Щурова) 1. Священник Анатолий Щуров 2. Посещение Ивановской епархии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 1993 3. С губернатором Ивановской области В.Н. Тихомировым. 1999 год 4.С Менем М.А. и Пахомовым С. А. в Иваново-Вознесенской духовной семинарии 5.С паствой. 1995 г. 6. Инаугурация Тихонова В.И. 7. На могиле архиепископа Амвросия. В ограде кладбищенского храма св. ап. Петра и Павла. М. Балино г. Иваново Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010