Скальский (1867, с. Ярославичи Дубенского у. Волынской губ., ныне Млиновский р-н Ровенской обл.- 20.01.1933, г. Алма-Ата (ныне - Алматы), сщмч. (пам. 4 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), прот. ц. во имя свт. Николая г. Верного (Алма-Аты). Род. в семье священника. Служение в священническом сане начал в 1886 г., в 1900 г. назначен настоятелем Александро-Мариинской приютской ц., в кон. 1908 г. переведен настоятелем в новопостроенный храм во имя свт. Николая в Кучугурском р-не Верного, освященный 14 дек. 1908 г. А. отличался милосердием, вниманием к пастве и потому пользовался любовью прихожан и уважением местного духовенства. В 1911 г. награжден наперсным крестом. После Октябрьской революции 1917 г., когда в городе стали насильственно закрываться монашеские обители, А. поселил при церкви насельниц верненского Иверско-Серафимова жен. мон-ря. После занятия Туркестанской кафедры обновленческим еп. Николаем (Колобовым) А. стал склоняться к мысли о возможности общения с обновленцами, но был остановлен паствой и собратьями-священнослужителями, остававшимися верными Патриаршей (тихоновской) Церкви. После закрытия и передачи обновленцам почти всех храмов в Алма-Аты в 30-х гг. Никольский храм оставался единственным в городе правосл. приходом. Несмотря на угрозы со стороны властей, А. благословил принимать в храме многочисленных архиереев и священников, сосланных в Казахстан и добиравшихся до мест назначения через Алма-Ату. 10 дек. 1932 г. клир Никольского храма во главе с А. был арестован. А., а также священномучеников Стефана Константиновича Пономарёва и Филиппа Михайловича Григорьева в течение месяца допрашивали в алма-атинском ГПУ, затем перевели в городскую тюрьму, где все трое заболели сыпным тифом. Их перевезли в тифозные бараки. Первым, 17 янв., умер свящ. Филипп, на следующий день - свящ. Стефан, 20 янв. преставился А. Всех троих похоронили в одной могиле. Память о священномучениках Николо-Кучугурских свято хранилась паствой, на их могиле была положена надгробная плита. В 60-х гг. при застройке города могила священномучеников была уничтожена, местонахождение их св. мощей неизвестно. Весной 1995 г. во дворе Никольского храма, над склепом с останками жертв репрессий 30-х гг. был устроен памятный гранитный постамент с крестом. Священномученики А., Стефан и Филипп были канонизированы к местному почитанию 14 февр. 1999 г., Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислены к лику общероссийских святых.

http://pravenc.ru/text/64152.html

Алматы. Собор Александра Невского. Карта и ближайшие объекты 10.11.2015 в Жетысуском районе Алма-Аты, вблизи действующей Параскевинской церкви, было положено начало строительства храма во имя благоверного великого князя Александра Невского – митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил чин освящения закладного камня в его основание. Идея создания храма появилась ещё в 1994 году. В Алма-Ату приехал духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Наум (Байбородин, +2017) и благословил создать храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы. После объезда города и его окрестностей соответствующее место под будущий храм было найдено и определено отцом Наумом как единственно правильное, а церковь, по его словам, должна быть воздвигнута больших размеров. Масштабный храм, в силу ряда причин, строить не решились. Позже архимандрит Наум отметил, что именно на этом месте суждено быть величественному храму, а церковь будет стоять «как на табуретке». Смысл слов старца тогда был не понятен и раскрылся лишь спустя много лет, когда рядом с действующим храмом великомученицы Параскевы началось строительство храма благоверного князя Александра. При извлечении грунта под фундамент стала очевидной близость грунтовых вод. Специалисты приняли решение о бурении 500 скважин – глубиной по 3 метра каждая. Затем эти скважины под давлением наполнили цементом, а сверху, по всей площади фундамента была залита 50-сантиметровая «подушка». В итоге действительно получилась та самая «табуретка», о которой в своё время говорил старец. К возведению храма приступили в сентябре 2017 года. Все работы, включая внутреннюю отделку, планируется завершить к празднованию 800-летия со дня рождения святого князя Александра Невского, которое будет отмечаться в 2021 году. «Храмы Казахстана. XXI век». Издательство Казахстанского Митрополичьего округа. - Алма-Ата, 2019 г. 10 ноября 2015 г., в день памяти святой великомученицы Параскевы Пятницы, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил чин освящения креста и закладного камня в основание строительства храма во имя благоверного великого князя Александра Невского на территории прихода в честь великомученицы Параскевы города Алма-Аты.

http://sobory.ru/article/?object=56099

В Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря (Алма-Ата) 7 октября 2013 г. 14:30 Животворящему Древу в Казахстане уже поклонились полторы сотни тысяч православных Продолжается поклонение одной из самых крупных в мире частиц Честного и Животворящего Креста, принесенного по благословению Святейшего Патриарха Кирилла с ходатайства митрополита Астанайского и Казахстанского Александра из афонского Преображенского монастыря Кутлумуш в Митрополичий округ в Республике Казахстан . В Алма-Ате святыне поклонилось около сотни тысяч человек, в двух других казахстанских мегаполисах — Павлодаре и Усть-Каменогорске — еще пятьдесят тысяч. Сегодня Крест прибыл в Костанай. Великая святыня православного мира, подаренная афонитам византйским императором Алексеем I Комнином (+1117), прибыла в Алма-Ату в канун праздника Воздвижения. По этому случаю глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр специально обратился к пастве, заметив: «Прибытие Животворящего Древа в Казахстан – явление знаменательное, поскольку доступ к этой величайшей святыне, хранящейся на Горе Афон, ограничен. Древо Креста Христова хранится в ризнице монастыря Кутлумуш и износится для поклонения паломникам лишь четырежды в год - в праздники Воздвижения Креста, Богоявления, Преображения Господня и церковное Новолетие. Настоятель обители архимандрит Христодулос с разрешения священного Кинота Горы Афон предоставил православным верующим Казахстана уникальную возможность поклониться Животворящему Кресту Христову». До конца сентября под непрерывные молебны с акафистами алма-атинские верующие поклонялись Честному Кресту в Вознесенском кафедральном соборе и в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря. В первый октябрьский день ковчег с частицей Креста был перенесен в Павлодар, а затем в Усть-Каменогорск. С сегодняшнего дня святыне поклоняются верующие Костанайской епархии (беспрерывный доступ к Кресту до позднего вечера 8 октября организован в Константино-Еленинском соборе). Дальнейший график пребывания частицы Креста в Казахстане включает с учетом Костаная пять крупнейших казахстанских городов, в том числе столичую Астану.

http://e-vestnik.ru/church/krest_v_kazah...

Частица Креста Господня принесена с Афона в Казахстан Алма-Ата, 27 сентября 2013 г. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 26 сентября, в день воспоминания обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), предпразднство Воздвижения Креста Господня, святыня была доставлена в Вознесенский кафедральный собор г. Алма-Аты. Божественную литургию совершил глава Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Литургия завершилась славлением перед ковчегом с частью Креста Господня, после которого митрополит Александр поблагодарил монашескую делегацию обители Кутлумуш во главе с иеромонахом Филофеем за труды по принесению в Казахстан великой святыни Православия и обратился к собравшимся с проповедью. Владыка просил передать слова благодарности Священному Киноту Святой Горы Афон и настоятелю монастыря Кутлумуш архимандриту Христодулосу за возможность православным христианам Казахстана поклониться Живоносному Крестному Древу, сообщает Патриархия.ru . В тот же день вечером, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, митрополит Александр возглавил в Вознесенском соборе всенощное бдение. Полиелей, пение величания и чтение Евангелия совершалось перед ковчегом с Животворящим Древом Креста Господня. В завершение великого славословия Крестное Древо при пении Трисвятого было обнесено крестным ходом внутри храма, после чего митрополит Александр совершил чин воздвижения Креста. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил в Вознесенском соборе Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили управляющий делами Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий, благочинный храмов Алма-Аты протоиерей Валерий Захаров, насельник монастыря Кутлумуш иеромонах Филофей, игумен Феодосий (Белобородов), духовник Алма-Атинской епархии иеромонах Иоанн (Сазонов), клирики собора. Песнопения Литургии исполняли хор Митрополичьего округа под руководством заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич.

http://pravoslavie.ru/64444.html

В Алма-Ате впервые праздновали Собор всех святых новомучеников земли Казахстанской Алма-Ата, 20 сентября 2004 г. В воскресенье 19 сентября по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия было впервые совершено празднование Собора всех святых новомучеников и исповедников земли Казахстанской, сообщается на сайте «Митрополичий округ Казахстана». Митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий в этот день в сослужении духовенства Алматинских храмов совершил Божественную литургию в Вознесенском Кафедральном соборе, накануне совершив Всенощное бдение. По завершении литургии было совершено молебное пение ко все святым новомученикам земли Казахстанской, после чего Митрополит Мефодий обратился к своей пастве со словами поздравления: «Сегодняшнее воскресенье – особый день для нашей земли, для нашей Святой Церкви. После тщательных трудов, которые на протяжении нескольких лет предпринимались комиссией по канонизации святых, действующей при Алматинском Епархиальном управлении, с участием духовенства и верующих, был собран немалый материал, отражающий подвиги новомучеников и исповедников, пострадавших на земле Казахстана. В годы репрессий в пределах Казахстана томились в лагерях и ссылках и приняли мученическую смерть за Христа верные чада Русской Православной Церкви, среди которых были архиереи, священники, монахи и миряне, здесь служившие или сосланные в Казахстан из различных епархий бывшего Советского Союза. И вот пришло то время, когда Господь благословил нам, ныне живущим, озаботиться и потрудиться над тем, чтобы Святая Церковь вспомнила и огласила имена тех, кто своей жизнью, своей молитвой, своей кровью, засвидетельствовал об истине Православной веры, о верности своей Христу Спасителю, засвидетельствовал всему миру, что Истина непобедима и вечно жива. Ибо эта Истина – во Христе Иисусе Господе нашем. В течение прошедших лет постепенно составлялся список тех, кто отдал свою жизнь, свидетельствуя об Истине, и постепенно этот список представлялся в комиссию по канонизации святых Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/11141.html

Представители Православной Церкви Казахстана приняли участие в праздновании Дня духовного единства 19 октября 2017 г. 15:04 18 октября 2017 года в Доме дружбы в городе Алма-Ата состоялся торжественный прием, посвященный отмечаемому в Казахстане народному празднованию — Дню духовного согласия. В мероприятии, организованном акиматом южной столицы Казахстана, приняли участие представители городской администрации и религиозных объединений, сотрудники Управления по делам религий города Алма-Аты, руководители этнокультурных и общественных организаций, представители научной, творческой интеллигенции и СМИ, религиоведы.  По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра прием посетили руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов и клирик главного храма города диакон Виталий Быструшкин. С приветственным словом к собравшимся обратился руководитель Управления по делам религий А.Р. Есенбеков. Айдар Рахимжанович поздравил присутствующих с Днем духовного согласия народа Республики Казахстан и призвал всячески способствовать реализации различных государственных проектов, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия в стране. Работа в данном направлении, по словам главы департамента, является залогом благополучия общего будущего Казахстана. Далее участники приема обсудили актуальные вопросы взаимодействия государства и религиозных объединений, сохранения духовного единства и благотворительной деятельности. Протоиерею Александру Суворову и диакону Виталию Быструшкину, в числе прочих, были вручены благодарственные грамоты акимата южной столицы. По окончании официальной части праздника состоялся концерт. Накануне, 17 октября, во Дворце мира и согласия в Астане прошла международная научно-практическая конференция «Духовный ренессанс — процветание и путь», приуроченная ко Дню духовного согласия. Организаторами форума выступили городской акимат, департамент по делам религий и международная ассоциация «Через культуру».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863, Черниговская губ.- 10.06. 1937, с. Сазановка, ныне с. Ананьево Иссык-Кульской обл., Киргизия), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. Поступил послушником в Свято-Троицкий Иссык-Кульский мон-рь. 25 марта 1905 г. пострижен в монашество с наречением имени Ириней. Исполнял обязанности звонаря и помощника эконома. В 1914 г. вышел из мон-ря и нек-рое время нес послушание в г. Верном (ныне Алма-Ата, Казахстан) на архиерейской даче, после чего вернулся в мон-рь, где был пострижен в схиму с именем Ираклий. После того как летом 1916 г., во время восстания казахов, Свято-Троицкий монастырь был разгромлен. И. стал подвизаться в скиту в горном урочище Медео (см. Серафимо-Феогностовская Аксайская муж. пуст. ) близ г. Верного. В 1921 г. скит был разорен красноармейцами, И. перешел в ст-цу Талгар близ Алма-Аты, где жил в келье в саду церковного старосты И. Д. Дмитриева. Часто уходил в горы для молитвы. После ареста Дмитриева в 1928 г. И. некоторое время жил в горах на побережье оз. Иссык-Куль. С зимы 1928/29 г. жил в с. Сазановка в сарае у М. Дубинина. И. непрестанно молился, выходил из своей кельи только на службу в храм. К нему приходили верующие просить совета и молитвенной помощи. В 1929 г., когда семья Дубинина была раскулачена, И. перешел к его двоюродному брату Андрею. После того как тот был арестован, И. стал жить в холодной пристройке дома, принадлежащего семье Бочарниковых. И. часто вел душеполезные разговоры, рассказывая Бочарниковым о вере и церковных праздниках. И. было открыто, что он умрет в день праздника Вознесения Господня. К этому времени И. попросил хозяйку сшить ему новую одежду, в которой завещал его похоронить. В июне 1937 г. И. тяжело заболел. Скончался в полном сознании, крестообразно сложив руки на груди и закрыв глаза. Погребен на кладбище с. Сазановка; на его похороны съехалось множество людей. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/673841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ Петрович Красивский (25.01.1859, Томск - 1919, г. Верный Семиреченской обл. Туркестанской АССР (ныне Алма-Ата, Казахстан)), сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ., брат сщмч. Василия Красивского . Из семьи диакона. В 1866 г. семья переселилась в ст-цу Урджар Семиреченской обл. (ныне Восточно-Казахстанской обл., Казахстан). Обучался в Урджарской казачьей школе. 1 янв. 1876 г. Туркестанским и Ташкентским еп. Софонией (Сокольским) определен на должность пономаря к кафедральному собору Верного во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, 17 сент. 1876 г. посвящен в стихарь, 25 авг. 1878 г. зачислен псаломщиком в клир собора. С 20 апр. 1879 г. служил в Софийской ц. ст-цы Больше-Алматинской (ныне в черте Алма-Аты). 18 нояб. 1880 г. причислен к храму во имя вмч. Димитрия Солунского в с. Зайцевском Верненского у. (ныне Шелек Енбекшиказахского р-на Алматинской обл., Казахстан). 1 февр. 1882 г. по собственному прошению переведен в Троицкую ц. Каракола Семиреченской обл. (ныне Иссык-Кульской обл., Киргизия). С 7 июня 1904 г. служил псаломщиком в Казанской ц. с. Ивановского Семиреченской обл. (ныне Маканчи Урджарского р-на Восточно-Казахстанской обл.). 15 авг. 1904 г. рукоположен во диакона, 18 авг. определен служить в Троицкой ц. Верного. 9 февр. 1902 г. переведен в Казанский собор Верного и назначен законоучителем церковноприходской школы. 12 марта 1911 г. рукоположен во иерея. В 1919 г. сожжен красными партизанами отряда Д. Кихтенко у левой паперти Казанского собора Верного. На месте его гибели до закрытия в 1936 г. Казанского собора стоял памятный крест. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 13-16 августа 2000 г. Лит.: Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 124-126. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2579073.html

Алматы. Домовая церковь Кирилла и Мефодия при бывшей Верненской мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Кирилла и Мефодия Год постройки:1895. Архитектор:П.В. Гурдэ Адрес: Республика Казахстан, г. Алматы (Алма-Ата), ул. Казыбек би, д. 28 Координаты: 43.256863, 76.953891 Проезд:станция метро " Жибек Жолы " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Появлением в городе Верном мужской гимназии, носившей название прогимназии до 1 июля 1881 года, Семиречье обязано первому генерал-губернатору Туркестанского края Константину Петровичу Кауфману, который ходатайствовал перед правительством об учреждении в г.Верном общеобразовательного среднего учебного заведения. Был арендован двухэтажный дом Верненского купца Алимова за 850 рублей в год. Прогимназия начала свою деятельность 7 сентября 1876 года. С 1 июля 1879 года четырехклассная прогимназия была преобразована в шестиклассную, а с 1 июля 1881 года - в полную классическую гимназию. В 1882 году гимназия получила прекрасное двухэтажное здание для своего помещения, которое состояло из трех каменных корпусов, соединенных между собой галереями. Строили здание и сдавали в эксплуатацию постепенно, корпусами. Эти корпуса были воздвигнуты по проекту Ташкентской гимназии, а именно по проекту военного инженера Янчевского и стоили областному бюджету около 190 тысяч рублей. Профессор архитектуры В.А. Нильсен отмечал, что «…архитектура их отличается от Ташкентского оригинала применением оштукатуренных фасадов с более тонким рисунком деталей, осуществленных под руководством городского архитектора Гурдэ». Здание было полностью разрушено землетрясением 1887 года. После землетрясения гимназия оказалась в весьма критическом состоянии, так как вынуждена была ютиться в наемных деревянных домах Больше-Алматинской станицы. После землетрясения никто не помог гимназии в возведении нового помещения. По счастливой случайности ей удалось получить 15 тысяч рублей из благотворительного капитала, собранного по всей империи в пользу пострадавших от землетрясения. На эти средства и остатков от специальных средств гимназии П.В. Гурдэ были построены два каменных (из сырцового кирпича) каркасных флигеля. 14 ноября 1889 года они были освящены.

http://sobory.ru/article/?object=36750

Алматы. Кафедральный собор Вознесения Господня (старый). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1884. Год утраты:1887 (разрушен землетрясением) Адрес: Республика Казахстан, г. Алматы (Алма-Ата), ул. Гоголя, в парке 28 Гвардейцев-Панфиловцев Координаты: 43.258978, 76.955766 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня над местом Св. престола Туркестестанского кафедрального собора, разрушенного землетрясением 28 мая 1887 г. Снесена, находилась в городском парке, ныне восточная часть 28-ми гвардейцев-панфиловцев. История Собора коротка и печальна. Храмоздание было поставлено в 1884 г. и три года спустя погибло в природной катастрофе. Местная газета писала по этому поводу:«постройка Собора начата еще в 1868 г. Возведение его поручено Комитету по устройству города. К этому собору проведена в 1869 г. от Алматинской станицы улица, обсаженная деревьями. На месте назначенного для губернаторского дома начато разведение сада. Выбрано и обнесено рвом и валом место для кладбища и построена на нем часовня из камня» (речь идет об освоении Парка 28-ми гвардейцев–панфиловцев). Благоустройство Соборной площади дало толчок развитию Нового города на юго-запад от станицы. В 1869-74 гг. проведен бульвар (с 1879 г. ул. Соборная, затем проспект ген. Колпаковского, с 1919 г. пр. Ленина, ныне Достык). В 1912 г. восточный участок парка, названный в народе Церковным, или Гефсиманским садом, благоустроили, руины фундамента храма засадили белой акацией, установили беседки и скамейки, поставили памятник - бюст императору Александру-Освободителю. В 1899 г. западную часть городского парка, раннее занятого станичным кладбищем, стала именовать Пушкинский садом. Здесь был заложен и в 1907 г. воздвигнут новый Туркестанскимй собор. Описание часовни находим в похоронном церемониале первых большиков Семиречья К. Овчарова и А. Березовского. В апреле 1919 г. городской парк получил в связи с этим событием название «Парк борцов, павших за Свободу». Газета отмечает, что устроители, предварительно проломив лаз в фундаменте часовни, поместили внутрь помещения гробы героев. После селя 1921 г. место часовни расчистили и организовали коммунистический пантеон, где предавали земле партийно-советскую элиту города. После войны на этом месте разбили Мемориал Славы с зажжением Вечного огня.

http://sobory.ru/article/?object=55277

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010