Курган. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественский собор. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 30-е гг. XIX века в Кургане было принято решение выстроить собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство храма с тремя престолами (во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила и Святого Алексия, человека Божия) началось в 1834 г. на Троицкой улице. Попечителями были местный исправник А.И. Дуранов и купец А.Д. Кузнецов. Наиболее подробно в краеведческой литературе строительство и функционирование собора описано в книге А.М. Васильевой «Забытый Курган». По ее данным, план и фасад церкви с приделами был разработан ссыльным поляком Францем Чернецким и утвержден архиепископом Тобольским и Сибирским Афанасием. В мае 1835 года началась выделка кирпича определенного размера, за которую платили деньгами, пожертвованными курганским купечеством. В то же время было куплено место под строительство храма у мещанки Дарьи Афанасьевны Осокиной за 115 рублей. В 1836 году произошла закладка храма, был организован Богородице-Рождственский придел и причт. Деньги на храм собирались с большим трудом, в 1842 году попечитель А.И. Дуранов был даже вынужден обратиться в курганское хозяйственное управление. К этому времени общие строительные работы уже были завершены и должна была начаться внутренняя отделка храма с установкой центрального иконостаса и придела Св.Алексея (за него отвечал иконописец Дворников). В 1845 году выстроили и освятили только летнюю, неотапливаемую часть храма в византийском стиле. Храм по углам был украшен четырьмя небольшими круглыми башенками, одна из которых служила колокольней. Между ними возвышался большой купол, диаметр которого был 11,75 м. Для завершения строительства вновь необходимы были деньги, за сбор которых отвечал избранный церковным старостой купец Семен Иванович Березин. Однако даже ему удалось собрать средства только к 1861 году. Епископ Тобольский Феогност обратился в Св.Синод за разрешением пристройки теплого храма с двумя приделами и о поощрении церковного старосты (С.И. Березин получил от императора серебряную медаль на Станиславской ленте). Проект был утвержден в мае 1864 года. Строительство теплой части с одноярусной колокольней и приделами Симеона Богоприимца и во имя Святителя и Чудотворца Николая завершилось к 1868 году.

http://sobory.ru/article/?object=35688

Липецк. Церковь Евдокии. Евдокиевская церковь Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1817—1818 годах «тщанием коллежского советника Ивана Фёдоровича Лобкова» во имя святой преподобномученицы Евдокии на погосте, возникшем в начале девятнадцатого века как кладбище Христорождественского собора. Сегодня это — Евдокиевское кладбище. После длительного перерыва была построена трапезная церковь, а колокольня ещё долгое время оставалась отдельно стоящей. В 1876 году впервые упоминаются два придела, устроенные в трапезной церкви Евдокиевского храма — во имя святой великомученицы Варвары и святого Алексия, человека Божия. Так в течение почти всего XIX века складывался комплекс Евдокиевского храма. Сама церковь была построена в классическом стиле в виде четырёхлепестковой ротонды. В 1918 году здание церкви было национализировано и стало использоваться под зерносклад, а позже — в качестве конторы ОРСа «Липецкстроя». Официальное закрытие храма было оформлено тридцатого августа 1935 года. Комиссия по вопросам культа при Воронежском облисполкоме собрала под ходатайством о закрытии 1191 подпись и приняла решение: “Ввиду того, что здание Евдокиевской церкви, а это видно из акта технической комиссии, пришло в ветхость и по прямому назначению использовано быть не может церковь закрыть.” К квадратному в плане миниатюрному основному объему храма, перекрытому полусферическим куполом, обогащенному равновеликими полуциркульными в плане объемами с северо-востока и юга, примыкает прямоугольная в плане обширная трапезная, соединенная притвором с трехъярусной колокольней. Северный, восточный и южный фасады церкви фланкированы трехчетвертными колонами тосканского ордера. Северный и южный фасады трапезной и притвора обработаны пилястрами тосканского ордера (по фасаду трапезной - сдвоенными). Оконные проемы прямоугольные. Верхняя часть фасадов церкви трапезной и притвора декорирована прямоугольными филенками. Фасады основного объема церкви завершены треугольными фронтонами. Колокольня – квадратная в плане, со срезанными углами. Первый и третий ярусы обработаны по углам рустом, второй ярус Церковь построена в традициях русской архитектуры конца XVIII - начала XIX веков в стиле классицизма. Композиция колокольни и самого храма, а равно и обработка фасадов оригинальны и не имеют прямых аналогий.

http://sobory.ru/article/?object=11634

Ломинцево. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты В приходе: с. Ламиносово, д. Большая Кожуховка, д. Малая Кожуховка, д. Понарьино, д. Усть-Колпна, д. Щекино. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1750 г. на средства помещицы Анны Васильевны Хрущевой. Два престола: главный - во имя вмч. Георгия Победоносца, в приделе - во имя прп. Алексия, человека Божия. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула , с. 487 ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 733, л. 303 Приходский храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Ломинцево построен в 1750 году на средства бывшей помещицы Анны Хрущовой. Среди местных старожилов бытует легенда, что эта помещица тяжело заболела и, чтобы выздороветь, дала обет построить новый храм, каменный вместо деревянного, но во время строительства умерла. Храм достроили без неё. Новый храм построен в стиле петровского барокко, с большим влиянием русского барокко 17 века, о чём говорит декор окон и световое отверстие в куполе. Ломинцевский церковный комплекс состоит из следующих архитектурных элементов: двусветный основной объём, к которому примыкает апсида, ориен¬тированная на восток, трапезная, колокольня и тёплая пристройка (ныне разрушенная). По-видимому, вначале был построен квадрат основного объёма с апсидой, которая потом надстраивалась (вид¬но по кладке). Здание трапезной сложено тем же кирпичом местного производства, но пристроено позже, о чём свидетельст¬вует большой ярусный проём в западной сфере основного объё¬ма и металлические стяжки, скрепляющие стены трапезной и глав¬ного храма. Завершение трапезной также потом было подвергнуто перестройке другим кирпичом. Украшением церковного ансамбля Ломинцево является колокольня в три яруса, украшенная белокаменными карнизами и колонками. Построена она уже в 19 веке, а более точно указать время постройки пока не представляется возможным - для этого требуются дальнейшие исследования. Один тульский искусствовед высказал мнение, что колокольня выдержа¬на в стиле эклектики, то есть вторая половина 19-ого века, что очень сомнительно. Через колокольню осуществлялся вход в храм, но при постройке церкви входы были предусмотрены с севера и с юга, со стороны села. Так как колокольня построена позже, види¬мо, существовала звонница.

http://sobory.ru/article/?object=14535

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Евфимий (Лапин), еп. Барнаульский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Лапин Евгений Николаевич; 14.02.1873, с. Суерское Ялуторовского окр. Тобольской губ.- после 1929 (?)), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Из семьи священника. Окончил Тобольскую ДС (1894) и МДА (1898) действительным студентом; в февр. 1899 г. утвержден в степени кандидата богословия. Преподаватель арифметики и геометрии Тобольского епархиального жен. уч-ща (с 1899), основного, догматического и нравственного богословия в Тобольской ДС (с 1902). Овдовел. 12 июля 1908 г. принял монашеский постриг с именем Евфимий. 21 июля рукоположен во диакона, 6 авг.- во иерея. Указом от 10-15 янв. 1909 г. назначен ректором Томской ДС, 15 февр. возведен в сан архимандрита. 23 февр. 1912 г. наречен епископом Барнаульским, 2-м викарием Томской епархии. Хиротонию, состоявшуюся 18 марта в Троицком кафедральном соборе Томска, возглавил Томский и Алтайский архиеп. Макарий (Невский) . Местопребыванием Е. был определен томский во имя Алексия, человека Божия, мужской монастырь , где он был настоятелем. Занимал должности председателя Томского епархиального училищного совета, товарища председателя Томского братства св. Димитрия Ростовского. С 26 янв. 1916 г. епископ Якутский и Вилюйский; прибыл в Якутск 29 марта 1916 г. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1911) и св. Владимира 3-й степени (1916). Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. На Соборе отказался участвовать в избрании кандидатов в Патриархи, т. к. его не устраивал порядок избрания. Выступал с критикой проекта положения о ЕУ за его недоработанность. Из-за гражданской войны оказался отрезан от своей епархии. Пребывал в Москве, находясь в крайне стесненных условиях. В дек. 1918 г. обратился в ВЦС с просьбой о выдаче к.-л. части содержания, следуемого за 1918 г. по должности епархиального архиерея, поскольку он испытывал острую нужду в деньгах для выплаты возложенного на него повышенного налога. По некоторым данным, в февр. 1919 г. был назначен временным управляющим Уфимской епархией, а в декабре того же года - Курской епархией, но, очевидно, к исполнению обязанностей не приступил, поскольку из Москвы не выезжал.

http://pravenc.ru/text/187708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ (Попов Илья Константинович; 13.07.1875, с. Дуброво Угличского у. Ярославской губ.- 14.02.1938, Пенза), еп. Пензенский. Из семьи священника. В 1897 г. окончил Ярославскую ДС. В 1903 г. поступил послушником в скит Параклита (Св. Духа Утешителя) при Троице-Сергиевой лавре. В 1904 г. принял монашеский постриг с именем Ираклий. 12 февр. 1905 г. рукоположен во диакона, 5 сент. 1910 г.- во иерея. Заведовал в ТСЛ церковноприходскими школами и типографией. С 1919 г. насельник томского во имя прп. Алексия, человека Божия, муж. мон-ря . В 1922 г. возведен в сан архимандрита, стал настоятелем Алексиевского мон-ря. Был ближайшим помощником управляющего Томской епархией Барнаульского еп. Виктора (Богоявленского) , которому его рекомендовал Патриарх свт. Тихон . В июле того же года, во время кампании по изъятию церковных ценностей , арестован вместе с еп. Виктором и большой группой духовенства. Обвинялся в сокрытии икон и серебряных риз. Содержался в Томске в доме лишения свободы, затем в изоляторе специального назначения. 20 июля 1922 г. вместе с еп. Виктором и еще 6 обвиняемыми приговорен Томским губ. революционным трибуналом к расстрелу. 6 окт. смертный приговор был отменен по кассации. 4 нояб. 1922 г. на выездной сессии судебной коллегии Сибирского отделения Верховного трибунала РСФСР вместе с др. обвиняемыми был вновь приговорен к расстрелу без права обжалования, однако в тот же день секретарь ВЦИК А. С. Енукидзе телеграммой запретил приводить приговор в исполнение и дал указание о направлении дела на доследование в Москву. 2 марта 1923 г. Президиум ВЦИК заменил высшую меру наказания 10 годами лишения свободы, вскоре срок заключения был снижен до 3 лет строгой изоляции. После досрочного освобождения служил с июля 1924 г. настоятелем храма в г. Канске Енисейской губ., был благочинным церквей Канского окр. (по др. данным, освободившись из тюрьмы, некоторое время проживал в Иркутске, после чего переехал в Канск). 27 сент. 1925 г. хиротонисан в Москве во епископа Киренского. Стал викарием Иркутской епархии. В окт. того же года пребывавшим в Москве Иркутским архиеп. Гурием (Степановым ; с нояб. 1925 в заключении) назначен временно управляющим Иркутской епархией. В Иркутске представители власти требовали от него отказаться от прав на управление епархией, однако И. продолжал архиерейское служение. Организовал оказание помощи репрессированным священнослужителям. В храмах устраивались тарелочные и кружечные сборы в пользу находившегося в Иркутске ссыльного духовенства. Когда через Иркутск проводили этап, в к-ром следовал в Якутскую ссылку архиеп. Гурий, в городских храмах звонили во все колокола.

http://pravenc.ru/text/673853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г. Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г. (Заборовский Михаил Васильевич; 7.07.1868, с. Гилевское Тюменского у. Тобольской губ.- 6.04.1946, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из семьи священника. В 1889 г. окончил Тобольскую ДС по 2-му разряду. 8 окт. того же года рукоположен во иерея к Петропавловской ц. с. Битюковского Ялуторовского у. Тобольской губ. 9 апр. 1891 г. переведен священником к Троицкому храму Тавдинской слободы Тюменского у. (ныне с. Н. Тавда Тюменской обл.). В том же году овдовел. В 1894 г. сдал экзамены в Тобольской ДС на звание студента и в 1895 г. поступил в КазДА. Во время учебы, в 1898 г., был пострижен ректором академии Чебоксарским еп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) в монашество с именем Мелетий. Согласно нек-рым сведениям, студентом во время проводимых у родных каникул случайно встретился с Г. Е. Распутиным, по словам к-рого беседа с ним М. серьезно повлияла на его духовное состояние. Впосл. Распутин ссылался на давнее знакомство и землячество с М., чтобы поднять свой авторитет среди сибир. духовенства. В 1899 г. М. окончил КазДА, был удостоен звания кандидата богословских наук за соч. «О подвижничестве: по произведениям еп. Игнатия (Брянчанинова)». Получил назначение помощником смотрителя Сарапульского ДУ. В 1900 г. переведен заведующим Бийским катехизаторским уч-щем Алтайской духовной миссии . В 1904 г. возведен в сан архимандрита. В 1906 г. назначен ректором Томской ДС. В связи с учреждением 17 окт. 1908 г. Барнаульской викарной кафедры М. был назначен епископом Барнаульским, викарием Томской епархии. Архиерейскую хиротонию М. 21 нояб. 1908 г. в Томске возглавил Томский архиеп. свт. Макарий ( Невский ; впосл. митрополит). Пребывал в томском во имя Алексия, человека Божия, мужском монастыре . 23 февр. 1912 г. назначен правящим епископом Якутской и Вилюйской епархии.

http://pravenc.ru/text/2562836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МХИТАР АЙРИВАНЕЦИ [Ереванци; арм. ] (между 1222 и 1235, Ереван - 1297/1300, мон-рь Гегард (Айриванк или Гегардаванк)), деятель арм. христ. духовной культуры, педагог, ученый, историк, церковный поэт, композитор. Уже современные М. А. источники характеризуют его как весьма влиятельного вардапета в Армении. Сведения о рождении и детстве М. А. скудны, однако зрелые годы освещены довольно полно. В 1265-1275 гг. М. А. преподавал в школе при мон-ре Хор-Вирап, одновременно вел педагогическую и церковную деятельность во владениях княжеского рода Орбелян. В 1278 г. (или чуть позже) М. А. стал настоятелем мон-ря Гегард (Айриванк; отсюда и когномен Айриванеци). В 1279 г. он возглавил монастырскую школу, одновременно курируя религиозно-культурные центры княжеского рода Прошян-Хахбакян (Танаат, Скхуник и др.). В 1289 г. М. А. становится отшельником в одной из высокогорных пещер близ Айриванка. Надпись, оставленная в 1290 г. на стене его обители, гласит, что М. А. жил здесь в строгом соответствии с правилами отшельничества. Часть богатого лит. наследия М. А. связана с его церковно-просветительской деятельностью. В частности, он отредактировал литургические книги армянского обряда и существенно расширил свод канонов. Доступным для современников языком М. А. изложил Житие прп. Алексия, человека Божия , а также Житие св. Степаноса Сюнеци, почитаемого в арм. традиции. Одним из наиболее значимых трудов М. А. является сборник, получивший название «Чарэнтир» (Избранные речи), над переписыванием которого он трудился в Айриванке между 1271 и 1285 гг. Сохранилась авторская рукопись, находящаяся ныне в собрании Матенадарана имени Месропа Маштоца (описание состава рукописи см. в изд. Генеральный каталог рукописей Матенадарана им. Маштоца/Сост.: О. Еганян. Ер., 2008. Т. 4. 1500 (на арм. яз.)). Она представляет собой большой фолиант, 2-й по величине среди арм. рукописей после Мушского гомилиария (Матен. 7729, 1201-1202 гг.; см. в ст. Армения ), с к-рым он во многом сходен по составу. Рукопись «Чарэнтир» содержит 1189 листов, несколько из них утрачено (в начале и в конце сборника). Текст написан аккуратным красивым почерком, мелкими, близко расположенными буквами. «Чарэнтир» открывает письмо Евсевия , еп. Кесарийского († 339/40), Карпиану, к-рое предваряет его «Евангельские каноны», содержащие указание параллельных мест канонических Евангелий (CPG, N 3465). Этот труд Евсевия встречается во мн. арм. рукописях, содержащих евангельский текст. Затем следуют книги НЗ: Евангелие от Иоанна, синоптические Евангелия, Деяния св. апостолов, соборные послания и Послания ап. Павла. Далее помещены краткие версии неск. литургических книг, за к-рыми следует ВЗ. Примечательно, что библейский текст выверен по неск. рукописям, разночтения отмечены на полях. Перикопы сопровождаются лекционарным аппаратом . В сборник также включены ветхозаветные и новозаветные апокрифы.

http://pravenc.ru/text/2564510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и др. мученики Египетские [греч. Ιουλιανς, Κλσιος, Αντνιος, Αναστσιος, Βασλισσα, Μαριονλλα κα ο σν ατος μρτυρες] († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.). В греч. и рус. календарях эти святые объединены в дружину мучеников, хотя по типу кончины В. следует отнести к лику преподобных, И.- преподобномучеников, а пресв. Анастасия - священномучеников ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 239-256; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 44; 19984. Τ. 5. Σ. 260; ПЦК, 2011. С. 30). Источники Греч. пространное Мученичество, автор к-рого называет себя очевидцем описываемых событий, сохранилось в неск. редакциях. Наиболее близкая к оригиналу версия содержится в рукописи Vat. gr. 1667 (Х в.). Версия, представленная в списке Patr. Hieros. 6 (Х в.), является переработкой предыдущей. Еще одна редакция встречается в рукописях Ath. Vatop. 84 (кон. IX - нач. Х в.) и Ath. Dionys. 143 (1633 г.), каждая из к-рых содержит половину повествования: 1-я - Житие И. и В., 2-я - Мученичество Египетских мучеников. В списке Vat. gr. 1667 вместо Антинои местом мученичества ошибочно названа Антиохия. Греч. Мученичество было создано ранее VI в., поскольку в это время оно уже было переведено на лат. язык (BHL, N 4529). М. Дель Кольяно доказал, что с лат. версией Мученичества был знаком анонимный автор монашеского устава «Regula magistri» (Правила учителя), написанного в 1-й четв. VI в. в окрестностях Рима и ставшего одним из источников Устава прп. Венедикта Нурсийского († 547). Лат. перевод Мученичества пользовался большой популярностью: он был включен в Люксёйский лекционарий (ок. 700) и впосл. неоднократно перерабатывался (BHL, N 4533-4536). Ф. Алькен считал И. и В. реально существовавшими Антинойскими мучениками, но их Мученичество называл романом, не имеющим исторической ценности ( Halkin. 1980. Р. 242). Предполагают, что одним из источников этого Мученичества послужило Житие мч. Иулиана из Аназарва в Киликии, память к-рого в визант. Синаксарях также отмечалась 21 июня ( Lackner. 1973. Р. 55). Оба святых в 18 лет начали свой христианский подвиг (первый публично исповедал Христа, второй вступил в девственный брак), и оба претерпели муки от правителя по имени Маркиан (по источникам известен Эмилий Маркиан, префект пров. Киликия в нач. IV в., тогда как сведения об одноименном наместнике пров. Фиваида отсутствуют). Б. де Геффье отметил несомненное сходство некоторых деталей в рассказе о женитьбе И. и В. с аналогичным эпизодом греческого Жития прп. Алексия, человека Божия.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Мониторинг СМИ " Не ударом посоха, а любовью формировал он единство Святой Руси " Страна простилась с Патриархом Алексием II 10.12.2008 16:22 Во вторник в Богоявленском соборе Москвы состоялось погребение Патриарха Алексия II. До этого в храме Христа Спасителя после утренней литургии прошло отпевание. Проститься с пятнадцатым Предстоятелем Русской православной церкви приехали главы нескольких государств и более 200 архиереев со всего мира. Алексий II стал Патриархом 7 июня 1990 года, а теперь завершился его земной путь. Храм Христа Спасителя. 9 часов утра. Доступ тем, кто хотел проститься, закрыли час назад, но храм плотно заполнен. Это либо священнослужители, либо небогато одетые миряне - те, кто остался здесь с ночи или пришел по приглашениям. Некоторые провели здесь ночь с детьми. У многих в руках - розы и гвоздики. Завершается последняя заупокойная литургия. Ее ведет местоблюститель патриаршего престола митрополит Кирилл. И еще 170 архиереев Русской православной церкви и представители других православных поместных церквей  мира. Под конец хором читают " Отче наш " , поют " Аллилуя " . - Весь наш народ осиротел. Но мы верим, что жизнь человека не заканчивается смертью тела, что Господь принял душу его в Свои руки для Царствия Божия, - как бы подводит черту отец Дмитрий Смирнов. Небольшая пауза - время осмотреться. Гроб с телом Патриарха на аналое. Лицо покрыто воздухом (легким платком - так положено по иерейскому чину погребения). Рядом - символы патриаршей власти: крест и посох. На отдельном столике - куколь - головной убор усопшего. Чуть поодаль уже символ храма - икона Рождества Христова. - Все символы патриаршей власти Алексию II достались от предшественника - Патриарха Пимена, - разъясняет журналистам отец Александр (Волков) из пресс-службы Московской Патриархии. До 10.30 на той стороне, где должны разместиться светские руководители, одиноко стоял представитель президента в Госдуме Александр Косопкин. Вот появляются полпред президента Георгий Полтавченко и глава Мосгордумы Владимир Платонов. К ним подтягиваются Илья Клебанов, Юрий Чайка, Егор Строев, Валентина Матвиенко, Сергей Иванов. А к гробу с цветами по одному подходят Сергей Степашин, Александр Жуков, Виктор Иванов, Сергей Шойгу. Дальше - цепочка министров, чиновников, губернаторов. Кладут цветы, крестятся, припадают к усопшему, целуют митру с изображением Христа и Евангелие. Некоторые, впрочем, чуть замедлив движение, бросают взгляды на фото и телекамеры, что напротив. В этих взглядах - земное... Из-под купола на все это смотрит Создатель. Алексей Кудрин кладет цветы, не крестится, несколько секунд растерянно смотрит куда-то вдаль и уходит.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Москва. Церковь Георгия Победоносца на Большой Дмитровке. Церковь Георгия Победоносца в бывшем Георгиевском монастыре /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Точная дата постройки Георгиевской церкви неизвестна, первые упоминания о храме датированы 1462 и 1493 гг. Он находился между Тверской и Большой Дмитровкой, рядом с домом боярина Ф.А. Кошки, прародителя династии Захарьиных-Юрьевых-Романовых, поэтому не исключено, что она являлась родовым храмом Романовых. Существует мнение, что после кончины боярина Кошки его вдова основала эту церковь. По другой версии Георгия монастырь появился в I пол. XVI в. в то время, когда родовым имением владел Ю.З. Кошкин-Захарьин, восстановив церковь после пожара, которая сгорела дотла. При правлении царя Федора обветшавшая церковь была восстановлена, а во время крестных ходах царь приказывал носить из храма икону св. Феодора Стратилата. Церковь Георгия Победоносца на Большой Дмитровке отличалась многочисленными захоронениями знатных людей, правителей и царей. В середине XVII в. боярин Р.М. Стрешнев построил в монастыре церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Алексия человека Божия. По воле Петра и благословению Стефана Яворского Георгиевская церковь была заново выстроена (пятиглавый храм с шатровой колокольней), а монастырские врата украшены церковью Спаса Нерукотворного. В 1750 г. княгиня Прасковья Шаховская приказала построить церковь святых Захария и Елисаветы в Георгиевской обители в честь императрицы Елизаветы Петровны. Позже о монастыре очень пеклась первая русская царица Анастасия Романовна, часто посещала его, а также делала щедрые пожертвования на его процветание и устроение в память тетки-воспитательницы и отчего дома. Через некоторое время с повеления Анастасии рядом храмом выстроена церковь во имя св. Анастасии Узорешительницы. В 1812 г. церковь была разорена войском Наполеона, ее пришлось упразднить. Через год церкви Георгиевская и Казанская все же восстановили, но были обращены в приходские. Здесь же построен дом для священников кремлевских Архангельского и Благовещенского соборов.

http://sobory.ru/article/?object=34972

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010