Скачать epub pdf Детство. 17 марта 1863 года, в день преподобнаго Алексия, человека Божия, в дворянской усадьбе, в с. Ватагино Крестицкаго уезда, Новгородской губернии, в семье Храповицких, принадлежавшей к старинному русскому роду, родился третий сын – Алексий, наш будущий Владыка – Блаженнейший Антоний, Митрополит Киевский и Галицкий, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Отец Владыки, Павел Павлович Храповицкий, прошел курс физико-математическаго факультета Петербургскаго университета и посвятил себя деятельности на пользу народа во вновь открытых земских учреждениях. Он был умеренный либерал и не сошелся во взглядах со своими сослуживцами, делившимися на революционеров и крепостников. Поэтому он вскоре оставил земскую службу и поступил сначала в Волжско-Камский Банк а затем по открытии правительством Дворянскаго и Крестьянскаго Банка, предназначеннаго к благоустройству дворянства и крестьянства, незадолго до этого освобожденнаго от крепостной зависимости, перешел на службу в этот банк. Здесь он не жалел своих сил и здоровья и скончался 58 лет от роду, оставив по себе память человека, славившаго своей честностью и благородством. Мать Владыки – Наталия Петровна, урожд. Веригина – дочь малороссийскаго Харьковскаго помещика. Она получила широкое образование с французским влиянием и пользовалась в обществе исключительным уважением за свою чистоту и благочестие. Она любила посещать церкви и монастыри, много молилась Богу дома по большому молитвослову Киевской печати, 17 века и читала своим четырем сыновьям вслух Евангелие. Скончалась она 70 лет, в своем поместьи Ватагино. Когда мальчику Алексею исполнилось 7 лет, его отец получил должность секретаря губернской земской управы в г. Новгороде и вся семья переехала в этот город, сняв большую квартиру в двух шагах от Софийскаго Собора. Новгородский Софийский Собор X века – один из самых знаменитых исторических храмов в России. В нем, среди других святынь, почивали св. мощи великаго учителя Церкви святителя Кирилла Александрийскаго , утвердившаго учение о двух естествах Спасителя. Храм этот был средоточием русской жизни при Александре Невском во время покорения Руси татарами. Из него вышли – вдохновитель русской государственности и воспитатель перваго Московскаго Царя Иоанна Васильевича Грознаго – Московский Митрополит Макарий и Всероссийский Патриарх великий Никон и он явился главным источником религиознаго вдохновения нашего современнаго Святителя Блаженнейшаго Владыки Митрополита Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Скачать epub pdf Содержание Хорошие ботинки «Я лег позже» Заповедь о нестяжательстве Справедливость     Посетительница случайно посмотрела на ноги патриарха и пришла в ужас при виде его обуви – это были старые, некогда порванные, а затем заштопанные ботинки. Женщина подумала: “Какой позор для нас, сербов, что нашему патриарху приходится ходить в таком рванье!” Патриарх тут же с радостью сказал: “Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашел возле урны, когда шел в патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил – и вот, они еще долго смогут послужить” Я никогда не видел лично патриарха Павла, хотя наслышан о нем давно. Впервые я попал в Сербию осенью 2006 года. Я очень хотел увидеть Святейшего, тем более, что, насколько я знаю, обычно он был вполне доступен. Не то чтобы я рассчитывал на аудиенцию, просто хотелось посмотреть своими глазами на святого человека наших дней и подойти к нему под благословение, и уже это было бы счастьем. Но не вышло. Как раз тогда, осенью 2006-го здоровье его ухудшилось, а в последующие разы становилось все хуже. Видимо, я оказался недостоин того, чтобы увидеть Святейшего Павла. Но зато, будучи в Сербии, я услышал множество примечательных историй о нем от заслуживающих доверия людей, и хотел бы ими поделиться. Святейший патриарх Павел – это явление уникальное для нашего времени и потому, конечно, бессмысленно пытаться делать его опыт планкой для других патриархов, точно так же, как, например, опыт святого Филарета Милостивого или святого Алексия, Человека Божия делать планкой для большинства современных мирян. У каждого своя мера и свой образ подвига. Мне кажется, можно просто порадоваться, что при нашей жизни был и есть такой человек в Православной Церкви. Известно, что Сербский патриарх и будучи наделен столь высоким саном, продолжал аскетические подвиги, и старался держаться очень скромно, причем это у него выходило очень естественно, без какого-либо нарочито показаного оттенка. Он ходил по городу пешком или ездил на обычнычном транспорте, среди людской давки, был нестяжательным, и питался так мало, как древние отцы-пустынники, – просто потому, что он был таков. На первом фото, к слову, фотограф как раз запечатлел его на обычной белградской улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  13 декабря 2011 г. 01:00 Служение Патриарха Кирилла с 27 ноября по 6 декабря 27 ноября Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы. За богослужением Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Порубая) во епископа Касимовского и Сасовского. По окончании Литургии Святейшего Патриарха от лица насельниц обители приветствовала настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа), которая преподнесла Патриарху икону преподобного Алексия, человека Божия. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с первосвятительским словом о значении принесения в Россию пояса Пресвятой Богородицы. «Тяжелейшие испытания XX века лишили нас многого из того, что было силой и славой нашего народа. Ослабел дух, деградировали многие стороны нашей общественной жизни, не так ярко стал проявляться талант русского человека, и многим показалось, что не выйти нам из этого оцепенения, порожденного страшными трагедиями XX века. Однако принесение пояса Пресвятой Богородицы вдруг дало возможность увидеть, может быть, самое сильное и великое, что сохраняется в жизни народа, — горячую, искреннюю веру людей. И пока жива эта вера, врата ада не одолеют нас», — отметил Святейший Патриарх. После богослужения Святейший Патриарх освятил памятник святителю Алексию, установленный у святых врат обители, и обратился к присутствующим с кратким словом о жизни и подвиге московского святителя. 28 ноября в аэропорту «Внуково» Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед ковчегом с поясом Пресвятой Богородицы перед отправкой святыни на Святую гору Афон. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с кратким словом. Предстоятель Русской Церкви поблагодарил всех, кто обеспечивал «правопорядок, питание, безопасность, медицинское обслуживание для сотен тысяч паломников, пришедших в Храм Христа Спасителя», а также Священный кинот Святой горы Афон, Фонд Андрея Первозванного, власти России и Москвы за принесение пояса Пресвятой Богородицы.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Алексий, человек Божий Фреска из Успенского Собора Московского Кремля 17 марта (30 марта по новому стилю) Православная Церковь отмечает память преподобного Алексия, человека Божия - святого, особенно любимого русским народом. Вот рассказ о его удивительной жизни, написанный современным автором. Вот уж и ночь опустилась на город, но в доме Евфимиана, освещенном тысячей светильников этого не замечали. Там было шумно, играли музыканты, всюду раздавался добрый смех, множество слуг в шелковых одеждах прислуживали гостям. Все были очень сыты, пьяны, не столько от вина, сколько от радости. Казалось, весь Рим собрался сюда, к этому доброму вельможе, наперебой поздравляли хозяина, желали многолетия, внуков и всего, чего желают счастливым отцам. Давно не было у нас такого пира, - говорили нищие, - впрочем, Евфимиан всегда так милостив, что и живы то мы только благодаря ему и Богу. Он не то, что другие богачи, которые тратят все на себя. Евфимиан собирает всех вдов, сирот, больных и бедных и каждый день кормит их, а сам ест только вечером со странствующими иноками. Да и жена его, столь счастливая сегодня, такая щедрая, всегда одарит монеткой. Воистину заслужили они такую радость, да продлит Господь благоденствие их. Порадуемся же с ними за сына, что венчался ныне с девицей из царского рода. Говорят, она красавица и умница, какую не сыщешь на свете. Правда и сам жених, чего таить, прекрасен и лицом, и нравом. Все его любят. Мог ли кто подумать, что такой образованный и богатый юноша поступит так странно. Алексий вошел в комнату жены. Она сидела в кресле и, увидев его, слегка покраснела, опустив прекрасные глаза. Алексий подошел, опустился перед ней на колени и снял свой перстень, потом пояс, завернул это в порфиру и отдал ей. Она подняла глаза, в них было столько нежности, что он смутился, но потом сказал так решительно: " Сохрани свой дар. И пусть Господь содействует нам в иных дарах, в новой жизни христианской " . Она кивнула, но не понимая того, что он решил, просто поверила своему мужу, такие хорошие слова. И вдруг какая-то тревога закралась в сердце. А он встал и ушел, не оборачиваясь, так быстро и твердо.

http://pravoslavie.ru/1451.html

Астрахань. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Появление этого храма связано с одним знаменательным событием в истории Астрахани. В 1670 году город был захвачен мятежной казачьей вольницей во главе со Степаном Разиным. Почти два года хозяйничали в Астрахани разинцы, на совести которых было немалое число казнённых астраханцев, а 11 мая 1671 года ими, после страшных мучений, был убит астраханский митрополит Иосиф. В ноябре 1671 года к городу подошла царская рать во главе с воеводой боярином Иваном Богдановичем Милославским. Начались долгие переговоры и, наконец, астраханцы, утомлённые от долговременной смуты, согласились мирно сдать город. Произошло это 27 ноября в день празднования иконы Божией Матери «Знамение». По случаю этого радостного события по инициативе астраханского воеводы боярина Ивана Милославского и была построена деревянная Знаменская церковь. Точную дату строительства назвать очень трудно, но вполне вероятно, что храм начали начали строить сразу же после происшедших событий. В 1672 году он мог быть уже закончен и освящён прибывшим в Астрахань новым митрополитом Парфением. Храм находился внутри Белого города на южной его окраине, у самых стен. Около храма располагалось кладбище и, по некоторым предположениям, женский монастырь. Мысль о том, что обитель находилась при Знаменском храме, можно считать ошибочною, так как в 1671 году, ещё до построения самой церкви, в Астрахани уже существовал Благовещенский женский монастырь. Обитель просто располагалась долгое время около Знаменского храма, который был приходским. В 1710 году древний Знаменский храм ещё упоминается в делах Консистории. Новый каменный храм был построен заботой и трудами архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Мефодия (будущего епископа) и освящён 3 ноября 1751 года епископом Иларионом. В 1804 году на средства астраханского, 1-й гильдии купца Василия Петровича Токмачёва к храму были пристроены два придела. Северный придел в честь Алексия, человека Божия, был освящён 31 июля 1807 года архиепископом Сильвестром (Лебединским), а южный в честь иконы Божией Матери Боголюбской освящён 1 августа 1807 года кафедральным протоиерем Василием Памфиловым и ключарём Кириллом Васильевым.

http://sobory.ru/article/?object=37983

Ахтырка. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Воскресения Христова , Рождества Христова , Алексия, человека Божия Год постройки:Между 1728 и 1738. Год утраты:приблизительно 1932 (разобрана; колокольня разобрана в 1970 г.) Адрес: Украина, Сумская область, город Ахтырка. Успенская площадь (бывш. пл. Ленина). Координаты: 50.308504, 34.893561 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вторым храмом в Ахтырке ныне считается Успенский, бывший до построения каменного Покровского соборным. «Лета 7174 (1666) года Августа 29 дня по Государеву Цареву и вел. Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца указу окольничий и воевода князь Юрий Никитич Борятинский с товарищами дали выпись Ахтырского города соборной церкви протопопу Самуилу Федоровичу с отказных книг». Содержание выписки состоит в том, что Ахтырской соборной церкви по указу Царя отведено пахотной земли 5 десятин и сенокос возле Гусинца. Таким образом, Успенский храм в Ахтырке существовал еще в 1666 году и без сомнения был современен основанию самого города Ахтырки. Упоминаемый в грамоте протоиерей Самуил Федоров известен еще по актам 1681 и 1685 годов, в последнем упоминается «Ахтырская протопопица вдова Пелагея, Самойловская жена, и сын ее Успенский поп Иван Самойлов», по акту 1700 года поповский староста. С 1691 года известен «пречестный в Бозе отец Назарий Яковлевич протопоп Ахтырский». Каменный Успенский храм, которого освящение было в 1738 г., построен ахтырским полковником и бригадиром Алексеем Леонтиевичем Лесевицким. Высокие своды храма, опирающиеся на столбах, придают много величия сему храму. В нем три престола в ряд: главный в честь Успения Богоматери, южный в честь Воскресения Христова, северный в честь Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=45164

Бронницы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В настоящее время храм Успения Божьей Матери расположен вблизи городского парка. В семнадцатом столетии на этом месте было городское кладбище с деревянной церковью Ильи пророка. В середине 19-го века деревянная кладбищенская церковь крайне обветшала, и поэтому было принято решение разобрать её и воздвигнуть каменный храм. Главным благодетелем и строителем нового храма стал благочестивый купец 1-ой гильдии и почетный гражданин города Бронницы Алексей Кононович Кононов. Центральный предел был посвящен Успению Богородицы, а два боковых придела, первый - во имя Ильи пророка, а второй – во имя Алексия Человека Божия (в честь небесного покровителя Алексея Кононова). В 1869 году главный придел был построен и освящен. Освящение совершали два священника – Александр и Алексий, по благословению митрополита Московского Филарета, на службе присутствовал и Алексий Кононов. Об этом событии свидетельствует сохранившаяся закладная плита в главном алтаре. Два другие придела достраивали и освящали в 1871 и в 1872 годах. Купец Алексей Кононов в это время уже умер. Строительство продолжал его сын Иван Алексеевич Кононов. В 1936 году храм был закрыт. В последствии и кладбище было тоже закрыто и разорено: все надгробья были куда-то увезены, а земля выровнена бульдозерами. Вероятно, слишком много было дворянских и купеческих захоронений. Остались лишь две могилы. Одна Александра Александровича Пушкина - внука великого поэта А.С. Пушкина, который был губернатором города Бронницы. Другая – братская могила солдат, погибших в первую мировую войну, датированная 1916-м годом (в Бронницах был военный госпиталь, и тех, кто умирал от ран, хоронили на этом кладбище). В советское время в храме располагался хозяйственный магазин, в котором несколько раз был сильный пожар. Уничтожена уникальная лепнина, дубовый иконостас и всё внутреннее убранство. В 2003 году храм наконец-то был передан общине верующих. В настоящее время ведутся реставрационные работы. 

http://sobory.ru/article/?object=01150

В.Березин, В.Добронравов Безприходные гор. Шуи церкви Александро-Невская, что при Духовном Училище Церковь во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, зданием каменная, построена при Духовном Училище в 1884 году тщанием и иждивением шуйского потом. поч. гражданина Василия Киприановича Рубачева. При церкви колокольня каменная же, построена в 1895 году шуйским купцом Ф. И. Гундориным. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из священных предметов изяществом работы и ценностию отличаются: 1. Богослужебные сосуды, сребропозлащенные, весом 5 фун. 24 зол. Цена 299 руб. 25 коп. 2. Пятиглавый ковчег, сребропозлащенный, чеканной работы; весу в нем 4 фун. 89 зол.; цена ему 280 руб. 85 коп. 3. Евангелие в лист в сребропозлащенном окладе. 4. Плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому бархату; цена – 240 рублей. При церкви состоит один священник, который за отправление церковных служб получает от уездного духовенства 100 руб. в год. Опись церковного имущества составлена в 1885 году, – хранится в церкви. Алексиевская церковь, что при Богоугодных заведениях Церковь в честь Св. Алексия человека Божия, зданием каменная с таковою же колокольнею, первоначально построена в 1887 году усердием г. Иваново-Вознесенска 1-й гильдии купца Авксентия Никаноровича Новикова. Престол в церкви один. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Копии метрических книг с 1887 года и исповедные росписи с 1888 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 году и также хранится в церкви. При церкви находится один священник, который живет в земском доме; жалованья от земства получает 180 руб., столовых 120 руб. и дохода от служб и требоисправлений до 160 рублей в год. Никольская, что при Тюремном замке, церковь Церковь Святителя и Чудотворца Николая, зданием каменная, сооружена и освящена в 1872 году. Устроена на средства доброхотных дателей, благодаря стараниям шуйского купца Ильи Сергеевича Гундобина. В 1887 году при церкви построена каменная же колокольня, вместо бывшей деревянной.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В храме вместе с многочисленными паломниками и прихожанами молились настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Макарьевского Свято-Троицкого Желтоводского монастыря игумения Михаила (Орлова), настоятельница Покровской Свято-Введенской Островной пустыни игумения Феврония (Маратканова), настоятельница монастыря в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы г. Калининграда игумения Елисавета (Кольцова), настоятельница Выксунского Иверского монастыря игумения Антония (Миронова), настоятельница Николаевского Георгиевского Абабковского монастыря игумения Никона (Желякова), настоятельница Дальне-Давыдовского монастыря игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Арзамасского Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Крестовоздвиженского монастыря в дер. Быдреевке игумения Иулиания (Петрова), настоятельница Спасского монастыря Симбирской епархии игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Свято-Троицкого Островоезерского монастыря г. Ворсмы монахиня Серафима (Беляева), настоятельница архиерейского подворья Арзамасского Новодевичьего Алексия, человека Божия, монастыря монахиня Феогноста (Гончарова), настоятельница архиерейского подворья Мало-Пицкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» инокиня Филарета (Андрейко), настоятельница Нижегородского архиерейского подворья храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия инокиня Алипия (Андрейко). На богослужении присутствовали исполняющий обязанности министра образования Нижегородской области Сергей Наумов, глава администрации Дивеевского района Дмитрий Дрейбанд, мэр г. Арзамаса Михаил Мухин, председатель Городской думы г. Арзамаса Игорь Плотичкин, президент благотворительного фонда святых равноапостольных Константина и Елены Анастасия Оситис, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) Валентин Костюков, заместитель директора РФЯЦ-НИИЭФ Юрий Якимов, народный артист РФ Андрис Лиепа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5132036...

Воздвиженское. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Воздвиженская церковь сооружена из кирпича по заказу А.И. Мухановой в 1838, окончательно отделана в 1847 г. По ясности замысла и совершенству пропорций она может быть причислена к выдающимся произведениям московского ампира. Принципиально близка разработкам А, Г. Григорьева для Троицкой церкви в Ершове близ Звенигорода. Строительство велось под наблюдением Д.Ф. Борисова по проекту 1834г. Центрическое здание, в плане близкое к квадрату, имеет исключительно редкую для своего времени композицию храма " под звоном " . Массивный куб церкви с широко расставленными четырьмя столбами увенчан барабаном-звонницей и со всех сторон обработан небольшими портиками греко-дорического ордера. Портики восстановлены И.И. Вороновым в1970 г. Для размещения придела церковь внутри имеет хоры с точеной балюстрадой, расположенные по периметру стен. Центральная часть храма перекрыта плоским куполом, хоры и барабан - ложными, выполненными в дереве сводами. Благодаря хорам интерьер церкви получил светский характер зала с плоским потолком и прорывом в центре к парящему куполу. От внутреннего убранства остался главный резной иконостас конца XIX в. Орнаментальные росписи стен 1900-х гг. забелены. Пол из каменных плит. Текст о Воздвиженской церкви в каталоге, взятый из книги " Памятники архитектуры Московской области " , вып. 2, неточен. На момент передачи церкви оскверненного храма оставался только каркас иконостаса. Никакой резьбы там не было в помине. В храме хранили зерно, в подвале - картошку. Резьбу выполнил прихожанин - Павел Васильевич - на добровольных началах, как и многие жертвователи и благоукрасители. Настоятель храма протоиерей о. Андрей (Крашенинников) много потрудился для восстановления храма. Теперь его стараниями восстановлен и освящен придел Алексия Человека Божия, расположенный на хорах (довольно редкий приём в архитектуре). Батюшка собрал большой исторический материал. Село Воздвиженское известно с XIV-XV вв. Здесь останавливался св. кн. Димитрий Донской на пути из обители Преподобного Сергия на Куликово Поле. Воздвиженское было последним " станом " , остановкой царских поездов во время " Богомольных походов к Троице " . Здесь Михаил Фёдорович Романов построил новый путевой дворец.

http://sobory.ru/article/?object=00046

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010