III. Краткие сведения из внешней истории Московского Алексеевсквго монастыря до 1871 г. – Деятельность игуменьи Антонии по внешнему устройству Алексеевского монастыря; награды, полученные ею за особые труды по устройству Алексеевского монастыря 18 Московский Алексеевский девичий монастырь основан был около 1360 г. близ Москвы-реки, на Остоженке, Святителем Московским Митрополитом Алексием в честь святого Алексия человека Божия по желанию благочестивых сестер святого митрополита Алексия – Евпраксии и Иулиании. После большого Московского пожара, истребившего в 1547 г. большую часть Москвы, в том числе и все строения Алексеевского монастыря вместе с храмом святого Алексия человека,Алексеевский монастырь повелением царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного был перенесен на новое место ближе к Кремлю, на черту белого города. Но после того как Высочайшим повелением Государя Императора Николая I место занимаемое Алексеевским монастырем было избрано для возведения на нем храма во имя Христа Спасителя в благодарение Богу за избавление России от нашествия иноплеменников в 1812 г., Алексеевский монастырь был перенесен на третье место, на котором находится в настоящее время, в местность, носящую название «Красное село». Торжественное перемещение, монашествующих в построенные в течение полугода здания при Крестовоздвиженской красносельской церкви совершилось 17 октября 1837 г. при участии митрополита Московского Филарета. Переселенные из центра Москвы на далекую окраину, занятую главным образом лесом и огородами, – городские строения доходили в то время только до Красных ворот, – сестры Алексеевского монастыря с великими трудами и очень неспешными шагами благоустрояли обитель на новом месте. Будучи расположен вне Москвы, монастырь посещался главным образом крестьянами ближних сел – Алексеевского, Измайловского, Мытищ, – в большинстве случаев, конечно, небогатыми. Монахиням, обязанным содержать себя на свои средства и в то же время заботиться о привлечении средств и на поддержание обители, приходилось, как для приискания себе работы, так и для посещения лиц, расположенных к монастырю и заботящихся о нем, совершать нелегкие странствования из Красного села в город. И вряд ли могла быть приведена на надлежащее состояние эта обитель, если бы не пришел к ней своевременно на помощь мудрый архипастырь Филарет. В 1840 г. его заботами было разрешено открыть в Алексеевском монастыре кладбище с тем, чтобы доходы с него шли на содержание монастыря. С этого времени и начинается процветание Алексеевского монастыря. Уже в 1841 году в этой обители расширен был Крестовоздиженский храм, прибавлением к нему придела; в 1853 г. сооружена новая каменная теплая церковь во имя святого Алексия человека Божия, а в 1857 г. Крестовоздвиженский храм были перестроен и распространен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Территория детства. Свято-Алексиевская пустынь стала родным домом для трехсот детей Источник: «Благовест», Самара Ребята лихо подруливали на велосипедах к старому зданию гимназии, ставили их возле входа и спешили на занятия. Один малец все крутил педали и явно не желал слезать со своего двухколесного друга. – Ванечка, – говорил пожилой мужчина, – пошли, пошли, родной мой. Заниматься надо, накатался уже… Еще два мальчугана прикатывают на роликах, при полной защите на руках и ногах и шлеме на голове, деловито говорят что-то между собой о занятиях на аккордеоне и скрываются в здании гимназии. Судя по звукам различных мелодий, которые стали доноситься из окон, ребятня пришла на музыкальные занятия. Ко мне вышла учительница информатики Лиза Файрузова, которая оказалась не так занята, как другие преподаватели в это время, и любезно согласилась провести небольшой экскурс по территории с населением в триста детишек, старинным храмом, несколькими музеями, гимназией, кадетским корпусом, мини-зоопарком, коровником, конюшней, полями и парниками. И все это обжитое пространство и очень живое хозяйство находится далеко от городов и деревень, в поле у окраины леса и зовется как древний монастырь – Свято-Алексиевская пустынь Ярославской епархии. Знамение Господа Настоятель Алексиевской пустыни иеромонах Петр в те времена был еще протоиереем Алексием Василенко, и в 1991 году его назначили служить под Переславлем Ярославской области в селе Новое. С пятью детишками и матушкой Людмилой скитался по углам, жилья в селе не было, на какое-то время снимал небольшой домик. Потом кто-то показал красивое место с заброшенным старым храмом. Батюшка решил по возможности начать эту церковь восстанавливать. И как-то постепенно всем семейством и перебрались из Нового сюда, за деревню Слободка. Посадили огород, отстроили дом и стали восстанавливать развалины, как выяснилось, монастырского скита. А потом стали одолевать отца Алексия сомнения: как ни старается он, а все не выходит отремонтировать храм, и хотел уже отказаться от задуманного, как вдруг… В день рождения – а он у отца Алексия совпадает с именинами, 30 марта, в день памяти Алексия, человека Божия, – пришли местные бабушки и принесли сверток. Со словами, мол, батюшка любит разную старину собирать, подарили свернутое жестяное полотно. Батюшка раскрыл, а там – икона Алексия, человека Божия. Он выглядел на иконе будто живой. Практически в полный рост, в разорванной рубашке, руки, сложенные на груди, и с невероятно чистым взглядом добрых глаз. Батюшка сразу понял, что не случайно он попал к этому разрушенному храму, не простое это совпадение, что в день его именин приносят икону святого, в честь которого сам он и назван. Господь указывал на необходимость, как бы ни было трудно, из запустения и руин восстанавливать храм.

http://pravoslavie.ru/36894.html

Хотьково. Церковь Алексия, человека Божия. Алексеевская церковь Карта и ближайшие объекты В бывшем селе Горбуново, что близ Хотькова монастыря (сейчас ул. Горбуновская в городе Хотьково) перед революцией действовала единственная в окрестностях Сергиева Посада церковь во имя святителя Алексия митрополита Московского. Первая деревянная Алексиевская церковь в селе была построена в 1848 году «тщанием Господина и Кавалера Алексея Гавриловича Попова», владельца села Горбуново, развернувшего в селе производство фарфора. Сведения о деревянной церкви неизвестны. Существует предположение, что до нее в селе стояла церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1863 году дети А.Г. Попова на месте деревянной завершили строительство новой каменной Алексиевской церкви, основной объем которой сохранился до настоящего времени, кроме колокольни и двух малых куполов, утраченных в 50-х годах прошлого столетия. Главные сведения о каменной Алексиевской церкви содержатся в церковной метрике 1886 года и в клировой ведомости церкви 1899 года. Оба документа составлены горбуновским священником А.М. Доброхотовым. Согласно документам, план здания церкви имел вид разностороннего четырехконечного креста. Сама церковь занимала верхний ярус здания, в нижнем находились усыпальницы со склепами и входная зона. В конце XIX века церковь имела три престола: главный – во имя святителя и чудотворца Алексия, митрополита Московского, на правой стороне трапезной – в честь Успения Пресвятой Богородицы, на левой – во имя святой мученицы царицы Александры. Внутри стены церкви были расписаны живописным письмом с иконными изображениями. Деревянный иконостас с колоннами был украшен золотой резьбой. Таковы сведения архивных документов о внутреннем устройстве и убранстве церкви. Наружный облик Алексиевской церкви строился, главным образом, на контрасте красной неоштукатуренной кирпичной кладки стен с белым цветом многочисленных штукатурных и белокаменных, декоративных деталей, включая и белокаменные колонны. Силуэт церкви определяли три главы: одна над четвериком храма и две над престолами трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=00087

Закрыть itemscope itemtype="" > «О Троице идите говорить к Леше» Памяти архиепископа Алексия (Фролова) 30.03.2021 664 Время на чтение 14 минут У архиепископа Алексия (Фролова) сегодня, на память преподобного Алексия, человека Божия, тезоименитство. Часто наставляя о том, что мы ничего в церковной жизни не должны менять, ни единой черточки, пока на то не будет явлено свидетельство свыше, владыка напоминал: иначе как мы посмотрим в глаза преподобному Сергию Радонежскому, нашим новомученикам и исповедникам Церкви Русской – всем тем, кто сохранил для нас веру? Здесь свидетельства тех и о тех, кто помнит владыку и, возможно, уже встретился с ним – глаза в глаза. Человек особой отзывчивости Митрополит Феофан (Ашурков ; † 20.11.2020): Митрополит Феофан (Ашурков) – Владыка Алексий – это совершенно удивительная личность. Я помню его еще мальчишкой. Он помоложе меня, учился у меня в семинарии. После этого он долгое время был диаконом, потом протодиаконом, то есть главным диаконом в Московской духовной академии. Разносторонне одаренный, имел прекрасный голос. Знаток искусства. Замечательный экскурсовод, научный работник нашего академического музея – ЦАКа (Церковно-археологического кабинета). Но это не самое главное. Это человек особой отзывчивости. С ним, когда общаешься, помню, ощущаешь в нем какой-то внутренний свет, он светился. Он всегда был весел, сколько помню его, улыбался. Анатолий Фролов у преподобного митрополита Зиновия (Мажуги) У меня такое ощущение, что все мы, люди, имеем к одним привязанность, к другим не очень доброе отношение, а мне видится, владыка Алексий ко всем относился очень мягко. С большой любовью. Это та черта, которую он перенял, я бы даже сказал немножко дерзко, находясь в его Большой келье – у самого преподобного Сергия. Оттуда он вынес этот внутренний мир и теплоту. Эту любовь к людям и внутреннюю теплоту он перенял у преподобного Сергия Затем, когда по воле священноначалия он был как бы изъят из обители преподобного Сергия, он пошел по пути, который проложил преподобный Сергий. Когда было видение множества птиц, и иноки пошли по всей Руси времен преподобного Сергия, чтобы нести свет веры в самые различные ее уголки окрест. Точно так же Господь поставил отца Алексия в возрождающуюся обитель Новоспасского монастыря. В столице. Это было очень важно. Здесь нужен был именно отец Алексий (Фролов), который обладал, как я выше уже сказал, удивительным тактом, имел богатые таланты. Это ведь столица. Здесь народ непростой. Тут во многом формируется, хотя кому-то будет это обидно слышать, мировоззрение всей страны. Именно столицы генерируют и распространяют мировоззрение на всю страну.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/30/o_troi...

Слово в день Алексия, человека Божия 39 Сия есть воля Божия, святость ваша ( 1Сол. 4:3 ). Когда св. Апостол Павел возвещает волю Божию, то возвещает ее людям не особого какого звания и чина, но вообще всем верным. Святость есть призвание христианское. Каждый из нас призван к житию святому и непорочному, и каждый обязан по примеру Святаго, призвавшего нас, быть святым во всех своих действиях. Святи будите, яко Аз свят есмь, говорит Господь Бог ( Лев. 11:44 ). Но начав беседовать с вами, благочестивые обитательницы сего святого места, я должен сказать вам преимущественно пред другими, что воля Божия есть святость ваша. Вступая в звание христианское, мы дали обет чистоты и святости; а вступая в звание монашеское, мы повторили обет, данный нами при купели крещения. Кто же прежде всех обязан выслушать волю Божию и исполнить оную, как не мы, которые всецело посвятили самих себя Единому Богу? И кто паче всех должен быть чист и свят по душе, как не мы, которые приняли на себя Ангельский образ? Итак, исследуем в честь празднуемого ныне Угодника, сохранившего чистоту и святость до конца жизни, – Алексия, Божия человека, – исследуем, в чем состоять должна святость, которую заповедует нам Господь, которой требует от нас достоинство звания и которую ищет в нас самый мир, нами оставленный. Христианская святость состоит в возрождении в новую, духовную жизнь. Человек, совлекаясь греховного тела, плоти, и обновляясь в духе, освящается Божественною кровию Спасителя и становится храмом Духа Святого. Чтобы сохранить чистоту и святость, дарованную ему в купели крещения, он обязывается избегать не только явных пороков, кои Апостол запретил даже именовать между христианами ( Еф. 5:3 ), но и тайных преступлений, которые не менее явных оскверняют храм Божий, обязывается не только не растлевать тела постыдными делами, но и не осквернять духа гнусными мыслями и не заражать сердца низкими желаниями, обязывается, по слову Апостола, жить по духу ( Гал. 5:16 ) и представлять свое тело в жертву живую, святую, угодную Богу ( Рим. 12:1 ). Вот обязанность общая для всех верующих. Здесь нет никакого изъятия. Владыка и раб, сильный и немощный, богатый и бедный, дева, посвятившая себя Господу, и жена, вступившая в супружество – все имеют одно призвание – святость. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость, говорит Апостол ( 1Сол. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Москва. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском ( " на Церковной горке " ). Карта и ближайшие объекты С XVII века ведёт свою историю храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Первоначально село Алексеевское называлось Копытово(по речке Копытово). В 1621 г. оно было пожаловано князю Д.Т. Трубецкому. Когда царь Алексей Михайлович построил здесь деревянный " путевой дворец " , для кратковременного отдыха во время традиционных паломнических походов в Троице-Сергиеву Лавру, вдова князя возвела близ дворца каменную церковь во имя небесного покровителя царя-Алексия, человека Божия, и село стало называться Алексеевское. После смерти вдовы село перешло в царскую собственность. И по указу царя Алексея Михайловича началось строительство новой церкви - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Торжественно, с крестным ходом из кремля, в присутствии царя церковь была освящена в начале 80-х годов XVII века. В день освящения царь Федор Алексеевич преподнёс храму образ Тихвинской иконы Божией Матери. Русские цари почитали храм и любили здесь молиться. До сих пор сохранились особые царские комнаты-молельни - царя (справа) и царицы (слева). С XVII века стоят в храме невероятной красоты деревянные подсвечники и печь, украшенная великолепными цветными изразцами. Время не пощадило царский путевой дворец, был разобран и храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, а его престол перенесли в храм, который в народе стали называть просто и ласково - Тихвинский, а место, где он стоит - Церковной горкой. После Отечественной войны 1812 г. храм был в упадке, затем был обновлён по распоряжению Александра I в 1824 г. В этом же году была выстроена колокольня, а стены внутри храма впервые покрыли живописью - сюжетами из Ветхого и Нового Завета, жития преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. В середине XIX - начале XX века к престолу во имя преподобного Алексия, человека Божия, добавилось ещё три: во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца; святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; мученика Трифона, чудотворца. Намоленные святыни храма - Тихвинская икона Божией Матери византийского письма в окладе и расположенный в Трифоновском приделе " Истинный образ и мера Святого гроба Господня, что в сятом граде Иерусалиме " . Недавно в храме сделали большой мощевик, в котором хранятся мощевеки с частицами Древа Креста Господня, частицей Ризы Пресвятой Богородице, частицей камня Святого Гроба Господня, частицей жезла святого пророка Моисея, частицами мощей святых угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=03623

Псков. Церковь Алексия, человека Божия, с Поля. Карта и ближайшие объекты Церковь Алексия, человека Божия, с поля. 17–18 вв. Церковь поставлена за пределами старого города, в «Поле», слегка теряясь среди построек Советской улицы, - она рассчитана на иное, одноэтажно-деревянное окружение древней Алексевской слободы. Известна с 16 века как храм Алексеевского девичьего монастыря. Во время осады Пскова в 1581 г. здесь располагался съезжий двор короля Стефана Батория. В 18 веке монастырь упразднили, церковь стала приходской, приписанной к храму Сергия с Залужья, а затем - к Старо-Вознесенскому монастырю. В 1938 г. храм был закрыт, в нем разместился склад; во время фашистской оккупации открыт, после войны - отремонтирован, - и вновь закрыт. С 1994 г. - храм действующий, настоятель - отец Владимир. Нынешняя каменная церковь датируется 17 веком. Это одноглавый (с глухим барабаном), одноапсидный четверик, бесстолпный в интерьере, с приделом Рождества Богородицы и двухъярусной колокольней 18 века над главным входом. Фасады четверика членятся лопатками; апсида украшена бегунцом и поребриком; над порталом входа - новая фреска с изображением Спаса Нерукотворного (иконописец - о. Андрей). Храм с древним кладбищем отгорожен от шумных улиц каменной оградой 19 века. «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко. Первоначально на месте существующей каменной церкви в 16 веке располагалось деревянное здание храма Алексеевского женского монастыря. В 1б88 году монастырь и Алексеевская церковь сгорели полностью. На месте сгоревшего деревянного здания был построен каменный храм, который стал приходским. Церковь была приписана к Сергиевской церкви, затем к Старо-Вознесенскому монастырю. В 1854 году Алексеевский храм снова стал самостоятельным. При церкви располагалось кладбище, на котором хоронили местных жителей слободы, монахинь монастыря и священнослужителей. В 1920 году церковь передали религиозному обществу. В 1927 году было принято решение о закрытии кладбища, которое окончательно закрыли в 1948 году. В 1938 году храм закрыли, здание передали местной власти для хозяйственных нужд. В помещении церкви располагалось зернохранилище.

http://sobory.ru/article/?object=01974

Путь созидания Христорождественский монастырь. Фото начала XX в. Вот уже более 1000 лет, с 988 года, Русская земля освящена православной верой. И издревле центрами духовности, школами благочестия, средоточием подвижничества были монастыри. Много монастырей и на древней Тверской земле. Один из них – Христорождественский женский. Монастырь был основан на рубеже XIV–XV веков по благословению святителя Арсения, епископа Тверского. Обитель расположена в двух километрах от центра г. Твери, на берегу реки Тьмаки. О том, как текла жизнь в обители в XV веке, сведений не сохранилось, но известно, что к 1513 году она уже вполне благоустроена. К сожалению, первоначальный свой облик монастырь утратил: в Смутное время обитель была разграблена и предана огню. Но Всемилостивый Господь не оставляет чад Своих, и жизнь в монастыре постепенно возродилась. В 1614 году был восстановлен деревянный храм в честь Рождества Христова, в 1646 году построена деревянная церковь с двумя престолами – во имя Алексия, человека Божия, и во имя святителя и чудотворца Николая. В 1763 году стараниями игумении Маргариты было получено благословение и начато строительство уже каменного собора в честь Рождества Христова с приделами во имя Алексия, человека Божия, и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а также с колокольней. Главный престол был освящен в 1775 году, боковые – в 1779 году. Монастырь процветал, и строительство продолжалось. В 1805 году освящена надвратная церковь во имя Спаса Нерукотворного, а в 1810 году было решено перестроить главный собор монастыря, так как он уже не вмещал всех богомольцев. Строительство шло успешно, и храм был уже закончен, как вдруг 19 сентября 1811 года неожиданно рухнул. Нелегко было из развалин прежней строить новую церковь, но все же в 1820 году строительство было завершено, и собор в стиле зрелого классицизма по проекту К.И. Росси, ставший центром монастырского ансамбля, освящен. В нем три придела: главный в честь Рождества Христова, правый – в честь Тихвинской иконы Божией Матери и левый – во имя Алексия, человека Божия.

http://pravoslavie.ru/4342.html

Санкт-Петербург. Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1906 году на Гесслеровском (ныне Чкаловском) проспекте в Петербурге началось возведение отделения Дома милосердия с церковью св. Алексия Человека Божьего. Автором проекта был один из талантливейших мастеров русского стиля архитектор Герман Давидович Гримм (1865–1942). Денег на строительство не хватало, и потому к 1911 г. был отделан только верхний храм. К сожалению, в 1930–1932 этот интереснейший по соей архитектуре храм был капитальным образом перестроен по проекту Д.Г. Фомичёва и приспособлен под один из цехов завода " Измеритель " . Храм был одним из лучших образцов неорусского стиля. Церковь была заложена в 1906 г. по пректу арх. Г. Д. Гримма. Из-за недостатка средств церковь строилась очень медленно - к 1911 г. была отделана только верхняя церковь, нижняя так и осталась без украшения. В 1930-1932 гг. здание было капитально перестроено в цех завода " Измеритель " . В 1833 г. в СПб по инициативе Сарры Бюлер было открыто частное Магдалинское убедище с целью " возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда " . В 1844 г. это убежище стало Отделением кающихся и вошло в состав Свято-Троицкой общины сестер милосерждия. В 1864 г. оно было приобразовано в Дом милосердия и поступило под покровительство великой кн. Марии Николаевны. Взрослое отделение Дома переехало на Петербургскую сторону. Здесь было решено построить церковь. Деревянный, на высоком фундаменте храм был заложен 9 апреля 1872 г. по проекту П. П. Михальцева, архитектора Дома. 20 января 1873 г. епископ Ладожский Тихон освятил храм. Первоначально предполагалось посвятить его св. Марии Магдалине, небесной покровительнице великой княгини, которая подарила храму убранство своей домовой церкви, но средства на постройку выделил московский купец Алексей Николаевич Дьячков, и храм посвятили его святому. Дьячков же пожертвовал церкви золоченую серебряную утварь изготовленную на фабрике Ф. А. Постникова. Образа для храма написал Ф. А. Соколов. Деревянный храм был приписан к церкви св. Матфея.

http://sobory.ru/article/?object=19739

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_70957.html 07 декабря 2009 Памяти Патриарха Алексия II Источник:  и мир Епископ Саратовский и Вольский Лонгин Для каждого из нас, верующих, православных людей кончина Святейшего стала большой личной потерей. Не случайно в потоке публикаций, воспоминаний о Патриархе рефреном звучали слова: " Мы осиротели " . Но в то же время нет никакого сомнения, что смерть Патриарха стала одним из самых заметных, самых значимых событий за последние годы в жизни всей нашей страны – страны, в которой, как известно, Церковь отделена от государства и атеизм, несколько завуалированный и видоизменённый, остаётся основной идеологией. Почему так произошло? Можно без малейшего преувеличения говорить об исторических заслугах Патриарха Алексия. Всё это – подлинная правда, подтверждённая объективными данными, впечатляющей статистикой: количество открытых за 18 лет храмов, монастырей, духовных школ... Но есть и ещё одна причина – самая важная. Она не вписывается в рамки отчётов, её никогда не признают светские публицисты, аналитики, историки... Истина заключается в том, что мы видели действие Духа Божия, духовных законов: в жизни конкретного человека – нашего Патриарха – и всей нашей Церкви. Главным в его жизни было его служение и молитва, внутренняя, сокровенная жизнь, которую мир не понимает и не замечает. А видимый итог этой жизни – всё то, о чём говорили по кончине Святейшего Патриарха. За два десятилетия огромное количество политических деятелей ушло в тень, порой – в небытиё. И не было ни одного человека, который сохранил бы своё лидерство все эти годы (до распада великой державы, и во время этого распада, и после). Не было за этот период ни одного лидера, деятельность которого оценивалась бы как благо без всяких оговорок, с какой позиции её ни рассматривай. Не было человека, который бы оставил по себе столь же добрую память и попрощаться с которым стремилось бы столь же большое количество наших соотечественников.

http://religare.ru/2_70957_1_21.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010