Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Даев Сергей Константинович; 21.06.1888; с. Петровское Богородского у. Московской губ. (ныне Щёлковского р-на Московской обл.) - 13.01.1960, Москва), архиеп. Можайский. Из семьи священника. В 1911 г. окончил Вифанскую ДС. В том же году начал преподавать в церковноприходских школах Богородского у. В апр. 1912 г. рукоположен во иерея и назначен настоятелем Троицкого храма в с. Троицкое (Сельцы) Московского у., где ранее настоятельствовал и его отец; преподавал Закон Божий в земских школах в соседних деревнях Сухарево и Горки. В 1916 г. поступил на юридический фак-т Московского университета, но не смог посещать занятия и вернулся к пастырскому служению. Был возведен в сан протоиерея. В 1930 г. назначен настоятелем храма в честь иконы Владимирской Божией Матери в г. Мытищи Московской обл. Оставался настоятелем этого храма до его передачи обновленцам в 1935 г., затем был настоятелем Покровского храма в с. Игумнове Раменского р-на Московской обл. С 1937 г. служил священником в Москве. Стал сотрудником канцелярии патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , с сент. 1943 - патриарх Московский и всея Руси), являлся секретарем Московского епархиального управления. Овдовел. С 1941 г. настоятель московского Ризоположенского храма на Донской ул. Во время эвакуации Московской Патриархии 13 окт. 1941 г. указом митр. Сергия назначен помощником Волоколамского еп. Алексия (Палицина) , временно управлявшего Московской епархией. С февр. 1942 г. являлся помощником назначенного управляющим Московской епархией Киевского и Галицкого митр. Николая (Ярушевича ; с янв. 1944 митрополит Крутицкий и Коломенский). Сделал крупное денежное пожертвование во время сбора средств на подарки бойцам Красной Армии. Принял участие в издании летом 1942 г. сб. «Правда о религии в России». 2 мая 1944 г. принял монашеский постриг с именем Макарий. 14 мая того же года хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в московском Ризоположенском храме возглавил патриарх Сергий; это была его последняя церковная служба, на следующий день патриарх скончался. М. стал викарием Московской епархии, его кафедральным храмом была ц. Ризоположения, где он оставался настоятелем. Впоследствии также являлся настоятелем возвращенного Церкви в качестве приходского храма малого собора закрытого в то время Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря . 20 июня 1946 г. назначен председателем созданного при Синоде Хозяйственного управления, возглавлял Пенсионный комитет. С 1948 г. занимался в Патриархии приемом посетителей по делам Московской епархии. 25 февр. 1951 г. возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/2561382.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никон (Васин), митр. Липецкий и Задонский. Фотография. 2017 г. (Васин Николай Иванович; род. 1.01.1942, Липецк), схимитрополит бывш. Липецкий и Задонский. Из семьи рабочего. Во время Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в Сибирь. В 1957 г. окончил 8-летнюю школу 32 в Липецке. С 1959 по 1961 г. был рабочим на Липецком металлургическом заводе «Свободный сокол». В 1961-1964 гг. проходил срочную военную службу. В 1965 г. продолжил работу на заводе, одновременно учился в вечерней школе 4 Липецка, к-рую окончил в 1967 г. Первой духовной наставницей Николая Васина стала схим. Антония (Овечкина; 1902-1972), проживавшая в то время в с. Мордове Тамбовской обл. Под ее влиянием он отправился в паломничество по святым местам: посетил Троице-Сергиеву лавру, Пюхтицкий и Псково-Печерский мон-ри, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, где подвизался трудником. В Вознесенском храме с. Бурдина Липецкой обл. Николай Васин познакомился с воспитанником Глинской пуст. схиархим. Виталием (Сидоренко; 1928-1992), общение с к-рым утвердило его в выборе служения Богу в монашеском звании. В 1973 г. поступил на 2-й курс Одесской ДС, к-рую окончил с отличием в 1976 г. В том же году оставил работу на заводе. 9 сент. 1976 г. Воронежский и Липецкий еп. Ювеналий (Тарасов ; впосл. схимитрополит) рукоположил Николая Васина целибатом во диакона, на следующий день - во иерея. Свящ. Николай Васин был назначен настоятелем Покровской церкви в с. Павловка Добринского р-на Липецкой обл. Служа в Павловке, он практически каждый месяц ездил к схиархим. Виталию в Тбилиси, где подвизался на приходе Александро-Невского храма. Там состоялось его знакомство с митр. Серафимом (впосл. схимитр. св. Зиновий (Мажуга) ; канонизирован в Соборе преподобных отцов Глинской пуст.). Все свободное время свящ. Николай отдавал на восстановление приходского храма: писал иконы, перекрывал кровлю, чинил полы, сделал резной иконостас и расписал стены храма. Павловский Покровский храм оставался одним из немногих действующих в области. В 1978 г. свящ. Николай Васин поступил заочно в МДА, к-рую окончил в 1983 г., защитив дипломную работу «Сущность покаяния по учению святого Иоанна Лествичника». 21 марта 1980 г. еп. Ювеналием (Тарасовым) он был пострижен в монашество с именем в честь прп. Никона Киево-Печерского. В 1982 г. Н. возведен в сан игумена, в 1990 г.- архимандрита. 31 окт. того же года переведен в Воронеж и назначен духовником вновь открытого Акатова во имя святителя Алексия женского монастыря . Одновременно был духовником Воронежской епархии, преподавал нравственное богословие в Воронежской ДС. Являлся членом епархиального совета Воронежской епархии (до 7 мая 2003). 1 июля 1991 г. по благословению Воронежского и Липецкого митр. Мефодия (Немцова) Н. был назначен наместником Задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . 26 авг. 1991 г. в обитель были возвращены мощи свт. Тихона Задонского.

http://pravenc.ru/text/2577543.html

Сведения о 1-м патриаршестве М. скудны, поскольку важнейший источник по церковной истории XIV в. Регистр актов К-польского Патриархата не содержит записей за этот период: 1-й том Регистра (Vindob. Hist. gr. 47) завершается июнем 1372 г., 2-й (Ibid. 48) открывается сент. 1379 г. Акты, изданные М. в период 1-го патриаршества, известны благодаря пересказам и ссылкам в более поздних документах, созданных патриархами Нилом Керамевсом и Антонием IV , а также самим М. в годы 2-го патриаршества. М. занял патриаршую кафедру как ставленник Андроника IV Палеолога , сместившего при поддержке генуэзцев летом 1376 г. своего отца Иоанна V Палеолога и низложившего патриарха Филофея Коккина . М. прекратил поминовение Филофея (Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 96; RegPatr, N 2683) и короновал Андроника 18 окт. 1377 г. Яркий портрет М. дошел в Житии свт. Петра , митр. Киевского, написанном свт. Киприаном , митр. Киевским и всея Руси. Назначение М. представлено в Житии как незаконное, основанное только на воле императора, а сам М. назван «безумным и всякого разума лишенным» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 330-331). Причина негативной характеристики кроется в том, что положение Киприана, принадлежавшего к кругу Филофея Коккина, с вступлением М. на К-польскую кафедру существенно ухудшилось. После кончины митрополита всея Руси свт. Алексия в февр. 1378 г. М. собирался поставить митрополитом не Киприана, как это задумал его предшественник Филофей, а Михаила (Митяя) , ставленника вел. кн. св. блгв. Димитрия Иоанновича Донского (RegPatr, N 2690-2691; Miklosich, M ü ller. Vol. 2. P. 120-121). Киприан прибыл в К-поль, чтобы оспорить это решение (RegPatr, N 2693), и провел там неск. месяцев. Вскоре, однако, политическая обстановка изменилась. 1 июля 1379 г. в столицу вновь вошел Иоанн V, а Андроник бежал. Однако М. отказался прекратить поминовение Андроника во время богослужений, был обвинен в ереси, смещен и заключен в тюрьму (RegPatr, N 2694). В низложении М. принял участие и митр. Киприан ( Tinnefeld. 1974. S. 375-376).

http://pravenc.ru/text/2561364.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Троицкий собор (бывш. Покрова Богородицы) Александровского Успенского мон-ря. 1513 г. Троицкий собор (бывш. Покрова Богородицы) Александровского Успенского мон-ря. 1513 г. Голгофо-Распятская церковь-колокольня (бывш. свт. Алексия, митр. Московского) Александровского Успенского мон-ря. 10-е гг. XVI в., перестроена в 70-х гг. XVI в. Голгофо-Распятская церковь-колокольня (бывш. свт. Алексия, митр. Московского) Александровского Успенского мон-ря. 10-е гг. XVI в., перестроена в 70-х гг. XVI в. (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл., основан в 1649 г. игум. Лукиановой муж. пуст. Рождества Богородицы прп. Лукианом на территории государева двора - Александровской слободы , первоначально необщежительный. С 1651 г. мон-рь относился непосредственно к Патриаршему приказу . В том же году указом царя Алексея Михайловича обители была передана Успенская ц. слободы, в 1654 г. освященная по благословению Патриарха Никона (Минова), и часть слободской земли для строительства келий. Первой настоятельницей со званием наместницы стала вдова из Александровской слободы Екатерина, в постриге Евпраксия. В 1650 г. прп. Лукиан постриг первых 2 вдов, жительниц слободы, к 1654 г. в мон-ре насчитывалось 7 инокинь. Расширение мон-ря началось с приходом в него в 1662 г. нового духовника, прп. Корнилия Александровского († 1681). При нем в 1664 г. А. У. м. стал ружным. К нач. 80-х гг. XVII в. в мон-ре проживало 200 сестер. Рост обители сопровождался активным строительством. Во 2-й пол.- кон. XVII в. были частично перестроены Успенская и Троицкая церкви, сооружены каменные сестринские кельи. При царе Феодоре Алексеевиче (1676-1682) построены Сретенская ц. при больничном корпусе, каменная ограда мон-ря со Св. вратами и надвратной ц. вмч. Феодора Стратилата. Вид на Александровский Успенский мон-рь с моста через р. Серую. Фотография: Сер. XIX в.

http://pravenc.ru/text/82367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Орловский Владимир Александрович; род. 26 дек. 1949, Москва), игум. В 1979 г. окончил Литературный институт им. А. М. Горького при Союзе писателей СССР. Работал в учебно-методическом кабинете при Мин-ве приборостроения СССР. С 1983 по 1986 г. служил чтецом в Успенской ц. с. Жилина Московской обл. 7 апр. 1988 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иванова пострижен в мантию с именем Дамаскин в честь прп. Иоанна Дамаскина. 28 дек. 1988 г. епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположен во диакона, 29 дек. того же года - во иерея. Направлен служить в Воскресенский храм с. Толпыгино Приволжского р-на Ивановской обл. В 1991 г. включен в состав синодальной Комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян, пострадавших в советский период; в 1996 г.- в состав синодальной Комиссии по канонизации святых. 9 апр. 1996 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен в клир храма Покрова Пресв. Богородицы на Лыщиковой горе. 9 янв. 2000 г. возведен в сан игумена. С 1980 г. Д. ведет систематический сбор материалов, касающихся подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ в. До 1990 г. исследования проводились в основном путем получения свидетельских показаний и выявления всех имеющихся опубликованных источников. С 1991 г. Д. приступил к изучению архивно-следственных дел в ЦА КГБ при Совете министров СССР (ныне ФСБ РФ). В дальнейшем также проводилось изучение материалов Архива Президента РФ, ГАРФ, РГИА, архивов УФСБ по Москве и Московской обл. и прокуратуры Тверской обл. В результате был исследован более чем 100-тысячный комплекс судебно-следственных дел за период 1917 - 50-е гг. XX в. Собранные Д. материалы о жизни и подвиге новомучеников были представлены в синодальную Комиссию по канонизации святых и послужили основанием для их прославления в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В результате исследований, касающихся изучения мест, где производились репрессии, и мест погребения мучеников и подвижников благочестия были, в частности, обретены мощи священномучеников Петра (Зверева) , архиеп. Воронежского, Фаддея (Успенского) , архиеп. Тверского, прот. Константина Голубева , священников Александра Смирнова и Федора Ремизова , священноисповедников Агафангела (Преображенского) , митр. Ярославского, Виктора (Островидова) , еп. Глазовского, Романа Медведя , св. прав. Алексия (Гнеушева), прписп. Александра (Орудова) , прп. Иисуса Анзерского , мч. Алексия Ворошина , мучениц Евдокии Шейковой , Дарии Тимагиной , Дарии Улыбиной и Марии , мч. Нижегородской.

http://pravenc.ru/text/168716.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Макарий (Моржов). Фотография. Ок. 1930 г. (Моржов Михаил Степанович; 16.05.1872, дер. Пахомовская Вельского у. Вологодской губ.- 10.06.1931, Москва), прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. Учился в церковноприходской школе. В 1893 г. призван на военную службу. С 1897 г., после демобилизации,- рабочий на одной из московских фабрик. В 1899 г. поступил в Смоленской иконы Божией Матери Зосимову мужскую пустынь в Александровском у. Владимирской губ., в к-рой проходил послушания бельевщика и трапезника. В 1900 г. настоятель мон-ря иером. Герман (Гомзин) назначил его келейником духовника обители иером. Алексия (Соловьёва), впосл. известного старца. 22 февр. 1903 г. Михаил был пострижен в монашество с именем Макарий. После этого он продолжал исполнять послушание келейника старца Алексия, к-рый в 1908 г. ушел в затвор и принимал братию и народ уже только в церкви, а с 1916 г., приняв схиму, ушел в полный затвор. В мае 1923 г. пустынь была закрыта. Иеросхим. Алексий с келейником поселились в Сергиеве (ныне Сергиев Посад), жили на пожертвования духовных детей. М. был верным и заботливым помощником старца. 7 окт. 1928 г., вскоре после кончины иеросхим. Алексия, М. был рукоположен в Боголюбской ц. бывш. Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского мужском монастыре во диакона, а на следующий день - во иерея. Проживал в Сергиеве, зарабатывал на жизнь очисткой дворов, колол дрова. Служил в сергиевском храме Петра и Павла, исповедовал. 5 апр. 1931 г. М. был арестован, после первых допросов его перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. Ему были предъявлены обвинения в «антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной церковной организации». Отказался назвать следствию к.-л. имена, заявив: «Уж лучше буду терпеть один и не приносить неприятностей своим знакомым». Не скрывал на допросах убеждений, говорил: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти». 6 июня 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ к расстрелу. Казнен, погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. 26 дек. 2001 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя М. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2561344.html

Обретение мощей преподобного Максима Грека 24 июня 1996 г., после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Археологические раскопки и антропологическая экспертиза проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3 февраля, 2007 24 июня 1996 г., после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Археологические раскопки и антропологическая экспертиза проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Справка: Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника. Он был погребен в Троицкой Лавре у северо-западной стены церкви Сошествия Св. Духа. Возможно, еще в конце XVI-ro века над могилой была установлена первая часовенка («палатка»), которая впоследствии неоднократно перестраивалась и расширялась (напр., при митр. Платоне (Левшине), затем в 1847 г.). В перестроенном виде она сохранялась до конца 1930-х годов. Затем часовня была разрушена. К моменту общецерковного прославления в 1988 г., над могилой преподобного не оставалось никаких видимых следов. 24 июня 1996 г., после молебна преподобному Максиму, были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Археологические раскопки и антропологическая экспертиза проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 3 июля 1996 г. честные мощи преподобного были обретены и положены во временную раку, перенесенную затем в Свято-Духовскую церковь Лавры. Фотографии обретения мощей преподобного Максима Грека сделаны Константином Мишуровским, куратором музея колоколов, экспертом Общества церковных звонарей, координатором сайта www.zvon.ru  и публикуются впервые.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/obretenie-moshhej-prep...

Сельцо за Воржею. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь, Свято-Никольский храм /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Сельцо (оно же - Сельцо за Воржею, Никольское за Воржею) впервые упоминается в 1594 году, когда Царь Фёдор Иванович пожаловал " сельцо Никольское на реке на Ворже " Ипатиевскому монастырю. Никольская церковь впервые упоминается в 1657 году. В начале 18 века в селе стояли две деревянные Никольские церкви: новая " клинчатая об одной главе " и при ней - " старая " церковь. В начале 19 века взамен деревянных был возведён каменный пятиглавый храм с четырёхярусной колокольней,освящённый в 1806 году. В храме имелось три престола, вероятно, перенесённые из деревянных церквей: 1) в холодном четверике - во имя свт. Николы Чудотворца, в тёплой трапезной 2) правый - во имя св.вмч. Никиты Константинопольского, 3) левый - во имя свт. Алексия, митр.Московского (наличие престола во имя свт. Алексия позволяет предположить, что до 90-х гг. 16 в. Сельцо, вероятно, принадлежало Чудову монастырю). Главной святыней храма являлся местночтимый древний образ свт. Николы. В 1919-1924 гг. настоятелем церкви служил священник Николай Николаевич Виноградов (1876-1938 гг.) - выдающийся костромской историк-краевед, позднее - заключённый Соловецкого лагеря особого назначения, расстрелянный в 1938 году. Храм был закрыт решением Костромского облисполкома от 10 июля 1950 года. Пытаясь вернуть свою церковь, в начале 50-х гг. община безуспешно обращалась во все инстанции вплоть до Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.М.Шверника. Впрочем, храм всё равно был обречён. Хотя Сельцо и не попадало в зону затопления Костромского водохранилища, в 1955 г. после выселения жителей его снесли вместе со всем селением. Образ свт. Николы, перенесённый после закрытия храма в Никольскую церковь села Саметь, позднее был похищен. Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " Николаевская церковь с. Сельца за Воржею каменная, с каменной колокольней. Построена в 1806 году на средства прихожан. Теплый храм переустроен в 1908 г. тоже на средства прихожан. Церковь обнесена каменной оградой, внутри которой приходское кладбище, без особой церкви. Престолов три: в холодной – во имя св. Николая, в теплой правый – во имя вмч. Никиты, а левый во имя св. Алексия, митрополита Московского.

http://sobory.ru/article/?object=23702

16. Четверг. Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфимии всехвальной. Перенесение мощей прав. Алексия Московского . Свт. Киприана, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Фотия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (тропарь и кондак зри 27 мая и 2 июля) . Служба вмц. Евфимии шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и великомученицы, глас тот же – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Процветшая добродетельми...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Четвероконечный мир…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – великомученицы, глас 8-й: «Всяк язык…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Егоже древле Моисей…». По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На отпусте: «…силою Честнаго и Животворящаго Креста…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученицы, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученицы на 6. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (великомученицы). По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален великомученицы, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Посреде Едема...». По 6-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученицы (дважды) . «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Светозарными сиянии...». «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры великомученицы, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Одесную Спаса предста…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь происходит…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-09-29/

Адрианов Пошехонский мон-рь. Литография Белоусова по рис. Н. Лазарева. 1848 г. (ГИМ) (Ярославской и Ростовской епархии), находится в Пошехонском р-не Ярославской обл. Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. Адриана Пошехонского , написанному в 70-х гг. XVI в. (РНБ. Погод. 861. Л. 969-981об.), к-рое является важнейшим источником сведений о мон-ре, в 1539 г. постриженики Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря преподобные Адриан и Леонид Пошехонские по благословению игумена мон-ря прп. Лаврентия Комельского ушли в пошехонские леса ради создания новой общежительной пуст. во имя Божией Матери. Место для нее на р. Вотха (Ветха), между селами Белым, Пострабольским, Шельшедомским, Кештомским и Ухорским, было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить отшельников в «пустыню непроходимую». Божественное покровительство избранному месту проявилось в чуде явления на дереве иконы Успения Богоматери (по др. сведениям, иноки принесли икону с собой и, выбрав место для мон-ря, поставили ее на дубе) (см. Успения Адриановская икона Божией Матери ). После 3 лет отшельнической жизни преподобные Адриан и Леонид решили основать муж. мон-рь, для чего отправились в Москву, где получили благословение свт. Макария , митр. Московского, на устроение мон-ря и строительство храма в честь Успения Богородицы и собрали пожертвования; тогда же прп. Адриан был возведен в сан игумена обители. В мон-ре был введен строгий общежительный устав, по образцу устава Корнилиева Комельского мон-ря. 31 мая 1543 г. была заложена «малая церковь с трапезою». С 1543 г. до кон. XVII в. все монастырские постройки: храмы, трапезная, кельи, звонница и ограда - были деревянными. Помимо Успенской соборной ц., имевшей 2 придела - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Михаила Малеина, построенных, судя по посвящениям, в годы царствования Михаила Феодоровича (1613-1645), в мон-ре находилась еще надвратная ц. во имя мучеников Адриана и Наталии с приделом прп. Михаила Малеина. В 1659 г. при Успенской ц. значились 2 придела - свт. Николая Чудотворца и прп. Адриана Пошехонского. В 1699 г. мон-рь сгорел до основания. В нач. XVIII в. по благословению Ростовского митр. Иоасафа (Лазаревича), а затем свт. Ростовского Димитрия (Туптало) на месте сгоревших храмов были выстроены новые. Успенский собор, освященный в 1718 г., был возведен в камне. В 1719 г. в возобновленный придел собора во имя прп. Адриана Пошехонского были помещены мощи святого.

http://pravenc.ru/text/82180.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010