Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской и Молдавской митрополии), находится в Кишинёве (Республика Молдова). Открыт 17 июля 2002 г. Основан по инициативе жен. общины, сформировавшейся при ц. во имя вмч. Феодора Тирона (Кишинёв) и окормляемой настоятелем прот. Феодором Рошкой. К февр. 2002 г. в состав общины входили схимонахиня, 2 монахини, 5 инокинь и 6 послушниц. 11 июля 2002 г. митр. Кишинёвский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) обратился с рапортом на имя патриарха Московского и всея Руси Алексия II , в к-ром просил благословить преобразование кишинёвского кафедрального собора во имя вмч. Феодора Тирона в жен. мон-рь и утвердить старшей сестрой мон. Сосипатру (Пашу). 17 июля 2002 г. Свящ. Синод РПЦ благословил преобразование бывш. кафедрального собора в жен. мон-рь. На тот момент в Кишинёве не было ни одного монастыря. Новосозданная обитель получила статус ставропигиального мон-ря Православной Церкви Молдовы. Духовником-администратором был назначен прот. Феодор Рошка. 8 авг. 2002 г. К. м. был зарегистрирован в гос. службе по проблемам культов при Правительстве Республики Молдова. На март 2003 г. в К. м. подвизалось 10 насельниц: схимонахиня, 4 монахини, инокиня, 4 послушницы, а также 6 священнослужителей - духовник-администратор монастыря прот. Феодор Рошка, прот. Георгий Ноур, прот. Григорий Родницкий, иерей Виталий Мустяцэ, диаконы Иоанн Кэлин и Вячеслав Дымбу. Главным храмом обители является собор во имя вмч. Феодора Тирона (1854-1858), возведенный на средства купцов Анастасия и Феодора Чуфлей и освященный 6 июля 1858 г. Проект церкви был разработан городским архит. Л. К. Заушкевичем, он же выбрал место для строительства. В 1870 г. из-за увеличившегося количества прихожан храм был расширен и перестроен. Благотворители братья Чуфли похоронены в крипте храма. В церковной ограде установлен мраморный памятник с изображением А. Чуфли. В память о первых ктиторах церковь и мон-рь называют также Чуфлинскими.

http://pravenc.ru/text/1841181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ОСТАНКИ обнаруженные под г. Екатеринбургом останки предположительно имп. мч. Николая II Александровича и членов его семьи. В ночь на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге произошло убийство сотрудниками Уральской ЧК мучеников страстотерпцев имп. Николая II, имп. Александры Феодоровны , их детей - великих княжон Ольги , Татианы , Марии , Анастасии и вел. кн. Алексия , а также находившихся вместе с царской семьей лейб-медика Е. С. Боткина , горничной А. С. Демидовой, повара И. М. Харитонова и слуги А. Е. Труппа. Исполнители казни во главе с Я. М. Юровским приняли особые меры, для того чтобы уничтожить тела казненных или же сделать невозможным их обнаружение. Следователь Н. А. Соколов, проводивший расследование убийства царской семьи по поручению правительства адмирала А. В. Колчака и в дальнейшем по собственной инициативе в эмиграции, не смог определить местонахождение останков и пришел к выводу о почти полном их уничтожении (фрагменты тел погибших, найденные Соколовым, были вывезены из России и впосл. переданы в ц. прав. Иова Многострадального РПЦЗ в Брюсселе). В 1979 г. неформальная группа, возглавляемая кинодраматургом Г. Т. Рябовым и историком-краеведом А. Н. Авдониным, руководствуясь в поисках прежде всего материалами Юровского, после неск. лет исследований обнаружила в районе дороги из Свердловска (ныне Екатеринбург) к дер. Коптяки захоронение, принятое исследователями за могилу царской семьи. Весной 1991 г. Авдонин поставил в известность о своей находке администрацию Свердловской обл. 11-13 июля 1991 г. прокуратурой Свердловской обл. было произведено вскрытие захоронения, в к-ром были обнаружены останки 9 чел. 19 авг. 1993 г. Генеральной прокуратурой РФ было возбуждено дело по расследованию убийства царской семьи. Дело велось старшим прокурором-криминалистом Генеральной прокуратуры В. Н. Соловьёвым. 23 окт. того же года Правительством РФ была создана Гос. комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков имп. Николая II и членов его семьи. В состав комиссии, возглавленной зам. председателя Правительства РФ Ю. Ф. Яровым, вошел митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) .

http://pravenc.ru/text/189621.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛПИДИФОР (Бенедиктов Алексей Иванович; 1804, с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ.- 31.05.1860, С.-Петербург), архиеп. Таврический и Симферопольский. Род. в семье священника. В «Завещании» местом своего рождения указал с. Новосёлка Мологского у. Ярославской губ., однако в лит-ре и некрологах XIX в. называлось с. Григорово Пошехонского у. той же губ. Первоначальное образование получил дома. В 1821 г. окончил Ярославскую ДС, в 1825 г.- СПбДА со званием кандидата богословия, «с правом на получение степени магистра по выслуге двух лет». 1 сент. 1825 г. назначен преподавателем греч. и франц. языков в Архангельскую ДС. 10 сент. 1827 г. утвержден в степени магистра богословия. 1 окт. 1829 г. переведен в Новгородскую ДС на должность инспектора семинарии и профессора философии. 28 нояб. в Новгороде принял монашеский постриг с именем Елпидифор. 1 дек. рукоположен во диакона, 6 дек.- во иерея. С 30 янв. 1830 г. Е.- соборный иеромонах Александро-Невской лавры . С марта по май 1831 г. исполнял обязанности ректора и профессора Новгородской ДС. 11 (по др. сведениям, 14) апр. 1832 г. Е. переведен в Курск на должность ректора семинарии и профессора богословия. В 1831-1837 гг. в Курской ДС учился буд. митр. Московский Макарий (Булгаков) , на к-рого Е. оказал большое влияние своим «аскетическим подвигом и чистотой» и к-рого познакомил с трудами ректора КДА архим. Иннокентия (Борисова ; впосл. святитель). 22 мая 1832 г. Е. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Николая Чудотворца мужского монастыря Суджанского у. Курской губ. С 15 июля 1832 г. служил присутствующим в Курской духовной консистории, с 1 авг.- благочинным епархиальных мон-рей и цензором проповедей духовенства. 29 нояб. 1833 г. назначен настоятелем Святой Троицы мужского монастыря Белгородской епархии. В 1835 г., при Е., в обители была построена и освящена каменная теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». 30 апр. 1837 г. Е. назначен ректором Воронежской ДС, 21 мая того же года - настоятелем Акатова во имя святителя Алексия монастыря . Одновременно в Воронежской епархии служил присутствующим в духовной консистории, благочинным епархиальных мон-рей, цензором проповедей духовенства. По предложению обер-прокурора гр. Н. А. Протасова Е. составил учебник по герменевтике для семинарского курса (не изд.).

http://pravenc.ru/text/189913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАДОНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Липецкой и Елецкой епархии, названо по г. Задонску (уездный центр Воронежской губ., ныне районный центр Липецкой обл., образованной в 1954). Учреждено в 1922 г. в составе Воронежской епархии (при этом Воронежские архипастыри до 1943 титуловались как «Воронежские и Задонские»). По приводимым митр. Сергием (Петровым) воспоминаниям свящ. Алексия Пояркова (не подтверждаются др. источниками), первым Задонским епископом в 1922 г. непродолжительное время был Митрофан (Симашкевич) , председатель Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России , «переведенный из Донской епархии, но вскоре перебравшийся в Москву» ( Сергий (Петров) . История Воронежской епархии. Ч. 4. С. 722). С 11 апр. 1922 г. упоминается еп. Задонский и Землянский Иоанн (Болховитинов), из вдовых сельских священников, после принятия монашества хиротонисанный в Благовещенском соборе Митрофанова воронежского мон-ря Воронежским архиеп. Тихоном (Василевским) (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 26. Л. 65). В нач. 20-х гг. З. в. обладало большой самостоятельностью: при еп. Иоанне было создано ЕУ, в которое вошли епископ и 3 священника; в документах 1922 г. Успенский собор Задонска называется кафедральным (Там же. Л. 25-26). В вопросе об изъятии церковных ценностей еп. Иоанн был вынужден пойти на компромисс с властями. На одном из заседаний уездной комиссии по оказанию помощи голодающим Поволжья еп. Иоанн, «высказывая солидарность с мнением (о необходимости изъятия.- и. М.)», обещал воздействовать «на духовенство и верующих с целью оказания просимой для голодающих помощи» (Там же. Л. 10-11). Такая позиция архиерея позволила властям вместо декларируемого частичного изъятия осуществить за короткий срок грабеж имущества мон-рей и храмов З. в., когда среди прочих ценностей были конфискованы 2 серебряные раки для мощей свт. Тихона Задонского в летнем и зимнем соборах задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря и оклад чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/182475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТЬЕВ Николай Павлович (17.01.1832, С.-Петербург - 20.06.1908, имение Круподеринцы (Круподерницы) Бердичевского у. Киевской губ., ныне Погребищенского р-на Винницкой обл., Украина), граф, гос. деятель, дипломат. Принадлежал к дворянскому роду, происходившему от черниговского боярина Федора Бяконта, отца свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси. В 1849 г. окончил Пажеский корпус 1-м по выпуску, в 1851 г.- имп. Военную академию с серебряной медалью. С 28 нояб. 1852 г. состоял при штабе главнокомандующего Гвардейским и Гренадерским корпусами, в февр. 1854 г. был командирован в Эстляндию. В начале Крымской войны находился в войсках, охранявших побережье Балтийского м. В крепости Динамюнде попал под бомбардировку англ. флота. С марта 1855 г. обер-квартирмейстер Балтийского корпуса. 7 июня 1856 г. назначен военным агентом в Лондоне. Участвуя в работе Парижской конференции (31 дек. 1856 - 6 янв. 1857), настоял на том, чтобы за Россией сохранили ряд территорий в Бессарабии, дающих ей доступ к Дунаю и Пруту. 16 окт. 1857 г. И. назначен главой дипломатической миссии в Хиве и Бухаре. Деятельность И. в Хиве не принесла ожидаемых результатов, а в Бухаре он в авг. 1858 г. заключил с местным эмиром соглашение об установлении дипломатических и торговых отношений на выгодных для России условиях. 25 дек. 1858 г. И. получил чин генерал-майора. Еще более успешной была его поездка в 1859 г. в Китай, где шла Вторая опиумная война. Умело посредничая между Китаем, Англией и Францией, И. добился от кит. правительства заключения Пекинского договора (2 нояб. 1860), закрепившего за Россией Уссурийский край и левый берег р. Амур. 8 дек. 1860 г. получил придворное звание генерал-адъютанта. 21 авг. 1861 г. И. стал директором Азиатского департамента МИД, деятельность которого распространялась на территории Османской империи, стран Центр. Азии и Дальн. Востока. И. сформулировал свой план решения восточного вопроса, его основной идеей было установление контроля России над черноморскими проливами путем разрушения Османской империи и образования на Балканах блока слав.

http://pravenc.ru/text/293513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г. Мелетий (Заборовский), еп. Якутский и Вилюйский. Фотография. Ок. 1912 г. (Заборовский Михаил Васильевич; 7.07.1868, с. Гилевское Тюменского у. Тобольской губ.- 6.04.1946, Харбин, Китай), митр. Харбинский и Маньчжурский. Из семьи священника. В 1889 г. окончил Тобольскую ДС по 2-му разряду. 8 окт. того же года рукоположен во иерея к Петропавловской ц. с. Битюковского Ялуторовского у. Тобольской губ. 9 апр. 1891 г. переведен священником к Троицкому храму Тавдинской слободы Тюменского у. (ныне с. Н. Тавда Тюменской обл.). В том же году овдовел. В 1894 г. сдал экзамены в Тобольской ДС на звание студента и в 1895 г. поступил в КазДА. Во время учебы, в 1898 г., был пострижен ректором академии Чебоксарским еп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) в монашество с именем Мелетий. Согласно нек-рым сведениям, студентом во время проводимых у родных каникул случайно встретился с Г. Е. Распутиным, по словам к-рого беседа с ним М. серьезно повлияла на его духовное состояние. Впосл. Распутин ссылался на давнее знакомство и землячество с М., чтобы поднять свой авторитет среди сибир. духовенства. В 1899 г. М. окончил КазДА, был удостоен звания кандидата богословских наук за соч. «О подвижничестве: по произведениям еп. Игнатия (Брянчанинова)». Получил назначение помощником смотрителя Сарапульского ДУ. В 1900 г. переведен заведующим Бийским катехизаторским уч-щем Алтайской духовной миссии . В 1904 г. возведен в сан архимандрита. В 1906 г. назначен ректором Томской ДС. В связи с учреждением 17 окт. 1908 г. Барнаульской викарной кафедры М. был назначен епископом Барнаульским, викарием Томской епархии. Архиерейскую хиротонию М. 21 нояб. 1908 г. в Томске возглавил Томский архиеп. свт. Макарий ( Невский ; впосл. митрополит). Пребывал в томском во имя Алексия, человека Божия, мужском монастыре . 23 февр. 1912 г. назначен правящим епископом Якутской и Вилюйской епархии.

http://pravenc.ru/text/2562836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ ВЫСОКИЙ († 1.01.1383, Н. Новгород), древнерусский книжник, инок нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря . Основные сведения о П. В. содержатся в нижегородско-суздальских материалах, сохранившихся в составе древнерусских летописей XV-XVI вв. лаврентьевско-троицкой группы. Происхождение, а также время и место рождения П. В. неизвестны (предложенное А. Л. Хорошкевич отождествление П. В. с прп. Павлом , Киево-Печерским, Послушливым, почивающим в Ближних или Дальних пещерах Киево-Печерского мон-ря ( Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерус. наследие и истор. судьбы вост. славянства. М., 1982. С. 145), представляется безосновательным). Биографию П. В. можно восстановить на основе косвенных данных. Войти в состав братии Вознесенского Печерского общежительного мон-ря он мог не ранее кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIV в., когда в правление Нижегородско-Суздальского вел. кн. Константина Васильевича (1341-1355) эта обитель была основана свт. Дионисием (буд. Суздальским и Нижегородским архиепископом) ( Булычев А. А. Из истории русско-греческих церк. и культурных взаимоотношений 2-й пол. XIV ст.: (Судьба свт. Дионисия Суздальского)//ВЦИ. 2006. 4. С. 88-91). Вполне возможно, что в кон. 1370 г. П. В. вместе с архим. Дионисием присутствовал на торжественной встрече в Н. Новгороде Киевского митр. свт. Алексия , к-рый прибыл туда, чтобы крестить кн. Ивана Борисовича, сына городецкого кн. Бориса Константиновича (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 295; Т. 6. Вып. 1. Стб. 439; Т. 16. Стб. 94). По мнению А. Н. Насонова, авторитетный книжник П. В. мог быть наставником мон. Лаврентия, переписавшего в период с 1376 по 20 марта 1377 г. по заказу бывшего Владимирского вел. кн. Димитрия (Фомы) Константиновича т. н. Лаврентьевскую летопись ( Насонов. 1969. С. 176-177) (см. Летописание ). Согласно Рогожскому летописцу сер. 40-х гг. XV в., П. В. был «книжнии, грамотныи, чюдный старець», к-рый «пожив добрым житием святым».

http://pravenc.ru/text/2578547.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 15.12.1800, г. Елец Орловской губ.- 26.05.1857, Одесса), свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых), архиеп. Херсонский и Таврический, богослов, историк Церкви. Биография Род. в семье свящ. Алексия Борисова. Первоначально обучался дома под рук. отца, а также свящ. Василия Климентова, оказавшего на мальчика большое влияние. В янв. 1810 г. был принят во 2-й класс Воронежского ДУ, в сент. переведен в 3-й, в янв. 1811 г.- в 4-й класс. С нояб. 1811 г. учился в Орловской ДС, находившейся в Севске. Его товарищ по семинарии И. И. Соловьёв (впосл. Нижегородский еп. Иеремия ), ставший одним из самых близких к И. людей, вспоминал, что он «так высоко стоял пред своими соучениками, что между им всегда первым и между вторым по нем в списках, казалось, оставался пробел для десяти и более» ( Иеремия (Соловьёв). 1885. С. 13). Сочинение Борисова «Притча о блудном сыне» в списках ходило по семинарии. Он собирался продолжать обучение в ун-те, но в 1819 г. в числе 6 лучших учеников был направлен в открытую тогда же КДА. Его ораторский талант проявился уже на студенческой скамье, когда он знакомил своих товарищей с новейшей герм. философией, зап. богословием. В сб. «Некоторые опыты упражнений воспитанников Киевской Духовной Академии, изданных по окончании первого учебного курса 1823 г.» (К., 1824) были опубликованы 4 слова и 2 студенческих сочинения Борисова: «О признаках повреждения человеческого в самой природе человека», «Особенно замечательные черты путешествия израильтян в землю обетованную» (др. его студенческие работы опубл.: Из неизданных рукописей архиеп. Иннокентия Борисова//ТКДА. 1883. 4. С. 652-685). На последнем публичном экзамене прочитал часть курсового соч. «О нравственном характере Господа нашего Иисуса Христа», которое заслужило одобрение Киевского митр. Евгения (Болховитинова) . Окончил академию первым магистром (диплом от 18 дек. 1823).

http://pravenc.ru/text/389617.html

Москва. Домовая церковь Татианы при Московском университете. Татианы при новом университете Карта и ближайшие объекты Храм находится в бывшем театральном флигеле городской усадьбы конца XVIII в., принадлежавшей роду Пашковых. В нач. 1830-х гг. усадьба была приобретена университетом и перестроена (архит. Е.Д. Тюрин). Храм был освящен в 1837 г. свт. Филаретом, митр. Московским. Интерьер храма украшали скульптуры работы И.П. Витали. В июле 1919 г. храм был закрыт, вскоре появляется приказ ликвидировать интерьер церкви. В помещении храма устраивается читальный зал юрфака, на фронтоне вместо прежней надписи «Свет Христов просвещает всех» выбивается лозунг «Наука — трудящимся»; правда, потом и его снимут. В 1922 г., в пятую годовщину октябрьской революции, в университетской церкви открывают клуб. 6 мая 1958 года в здании бывшего храма открывается Студенческий театр МГУ. 25 января 1991 г. в храмовых стенах, но все еще в помещении Студенческого театра, впервые после долгих десятилетий тотального атеизма отслужил молебен святой Татиане Святейший Патриарх Алексий. В 1992 г., выступая в МГУ в присутствии ректора В.А. Садовничего и мэра Москвы Ю.М. Лужкова Святейший Патриарх выразил пожелание возродить университетский храм. В 1993 г. группа профессоров обратилась к ректору МГУ с предложением восстановить домовый университетский храм на его историческом месте. Ученый совет МГУ одобрил инициативу профессорско-преподавательского состава и 20 декабря 1993 г. постановил: «Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник — здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета…». Студенческому театру приказом ректора МГУ В.А. Садовничего от 17 марта 1994 г. выделялись другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой. 27 апреля 1994 гг. по согласованию с ректором МГУ указом Патриарха Алексия II в бывшем храме святой мученицы Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма назначается священник Максим Козлов, выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ, доцент Московской духовной академии. За 10 лет существования храма восстанавливается прежний облик церкви — воссозданы надпись и крест на фронтоне храма, воссозданы хоры и центральный вход в верхний храм, ведется восстановление росписей и лепнины.

http://sobory.ru/article/?object=02389

Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца (утраченная). Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1707. Год утраты:1930 (разобран основной объём, колокольня снесена в конце 1940-х) Адрес: Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино Изменить описание объекта Фотографий пока нет Официально Николо-Одрин монастырь утвержден в 1697 году, по благословению Святейшего Патриарха Адриана. До революции 1917 года в обители были собор святителя Николая с пятью куполами и пятью приделами: во имя святителя Николая, во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных», во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», во имя Воздвижения Креста Господня, во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707), на которой в 1898 году был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Главным храмом обители являлся Николаевский собор. В 1703 г. было получено разрешение на его строительство, к 1710 г. оно было завершено, в дек. состоялось освящение главного престола, в преддверии которого, 1 дек., иером. Харалампий получил антиминс для него (Холмогоров. 2010. С. 381). С XVIII в. в соборе существовал придел во имя митр. Московского свт. Алексия. 20 июня 1755 г. собор пострадал от сильного пожара (РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 427. Л. 1), но вскоре был восстановлен. В 1765 г. в трапезную собора был перенесен из надвратной ц. во имя мч. Иоанна Воина престол во имя прп. Сергия Радонежского (Пясецкий. 1894. 24. С. 764), в кон. XVIII в. там же устроен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Во 2-й пол. XVIII или нач. XIX в. к трапезной собора была пристроена 2-ярусная колокольня. В 1815 г. собор был расписан на средства Рогозиной (Кизимова, Зубова. 1999. С. 125). В 1852 г. престол во имя прп. Сергия Радонежского был перенесен во вновь построенную приходскую ц. свт. Николая Чудотворца в с. Одрине. К 60-м гг. XIX в. трапезная собора обветшала и была перестроена в 1867-1868 гг. Еп. Макарием в 1868 г. были освящены 2 престола: в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (11 сент.) и в честь иконы Божией Матери «Знамение» (12 сент.; престол перенесен из церкви, располагавшейся под колокольней) (Орловские ЕВ. 1868. 20. Отд неофиц. С. 1559-1567). Одновременно с перестройкой трапезной было принято решение о перестройке и расширении самого собора, при этом в проекте была несколько изменена его ориентация (Гурьянов. 2005. С. 13). Работы начались с закладки стен нового собора 25 июля 1874 г. (Слово и Речь. 1874. С. 1104-1106). Ставший 5-главым собор по своему облику приблизился к «типовым» проектам К. А. Тона. Перестроенный собор был освящен в 1879 г. еп. Орловским Ювеналием (Карюковым) и имел 3 престола: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» и в честь Воздвижения Честного Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=57120

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010