Первые правосл. приходы в США (греч. в Нов. Орлеане и 2 рус. в Сан-Франциско и Нью-Йорке) появились почти одновременно и независимо друг от друга в кон. 60-х гг. XIX в. и окормляли представителей дипломатического корпуса и правосл. иммигрантов рус. и др. национальностей, оказавшихся в Нов. Свете. В 1872 г. кафедра из Ситки была перенесена в Сан-Франциско (кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского; приход существовал с 1868 г.). При еп. Несторе (Зассе), управлявшем епархией со 2 дек. 1878 г., Святейший Синод официально подтвердил перевод епископской кафедры и епархиальной консистории в Сан-Франциско. С 30 июня 1882 по 20 дек. 1887 г. епархией временно управлял митр. Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) . 12 дек. 1887 г. на Алеутскую и Аляскинскую кафедру был назначен Владимир (Соколовский) . Его хиротония во епископа Алеутского и Аляскинского состоялась 20 дек. В 1891 г. еп. Владимир воссоединил с РПЦ униатского свящ. Алексия Товта и его прихожан в Миннеаполисе (шт. Миннесота), что вызвало массовое возвращение униатов в Православие. Росту епархии способствовало также увеличение с кон. XIX в. притока правосл. иммигрантов: греков, русских, арабов, албанцев, румын. С 8 июня по 7 сент. 1891 г. епархией управлял еп. Николай (Адоратский) . Многое было сделано для утверждения Православия в США при еп. Николае (Зиорове), занимавшем кафедру с 29 сент. 1891 по 14 сент. 1898 г. С 1892 г. стали возникать серб. приходы в США. В 1895 г. состоялся первый епархиальный съезд духовенства в Уилкс-Барре (шт. Пенсильвания). В том же году начали возникать араб. приходы в США. С 1896 г. регулярно издавался " Американский православный вестник " и было положено начало переводу богослужебных текстов на англ. язык. С участием церковных деятелей появлялись печатные издания на рус. языке, возникали братства, сестричества, об-ва взаимопомощи. Напр., Русское объединенное об-во взаимопомощи (РОВА) с главным представительством в Нью-Йорке и правосл. газ. «Cbim» существуют до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/115924.html

Церковь арх. Михаила. 1180–1194 гг. памятник смоленского церковного зодчества XII в. Построена в период правления кн. Давида Ростиславича (1180-1197) в его загородной резиденции на зап. окраине Смоленска, на левом берегу Днепра близ впадения Смядыни (совр. адрес: Парковая ул., д. 2а). В Ипатьевской летописи под 1197 г. в похвальном слове усопшему князю говорится, что он «по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златомь и серебромь и жемчугомь и камениемь драгим украшены, и всею благодатью исполнены» (ПСРЛ. Т. 2. С. 703-704). Сведения о том, что к моменту смерти кн. Давида храм был не только возведен, но и роскошно украшен, позволили исследователям уточнить датировку строительства 1180-1194 гг. ( Воронин, Рапопорт. 1979. С. 372). С кон. XV в. при церкви существовал мон-рь ( Трофимовский. 1864. С. 214), в документах 1609 г., освещающих период осады Смоленска польским кор. Сигизмундом III, он упоминается среди обителей, где остановились вражеские войска (АИ. 1841. Т. 2. С. 318. 266). На гравюре В. Гондиуса 1634-1636 гг. церковь изображена без главы, ее барабан покрыт растительностью. В документах кон. XVIII в. упоминается устроенный в диаконнике придел во имя прп. Алексия, человека Божия, святого покровителя царя Алексея Михайловича, т. о., вероятно, церковь была возобновлена и перестроена в период его правления, после взятия рус. войсками Смоленска в 1564 г., однако мон-рь при этом возобновлен не был. Известно, что в кон. XIX в. существовал антиминс, выданный в нояб. 1713 г. Смоленским митр. Сильвестром для освящения ц. в честь чуда архистратига Михаила; освящение состоялось после завершения масштабных ремонтных работ. В 1733 г. на месте жертвенника был устроен придел во имя прп. Александра Свирского, благодаря чему сама церковь получила название Свирской. В 1833 г. к церкви с запада был пристроен придел во имя князей Бориса и Глеба. Во время Отечественной войны 1812 г. близ церкви располагалась франц. батарея, здание пострадало от артиллерийского огня и было разграблено. После восстановления церкви Александро-Свирский придел был переосвящен во имя блгв. кн. Александра Невского - святого покровителя имп. Александра I. В 30-х гг. XX в. богослужения были прекращены. В 1990 г. церковь была передана Смоленской епархии, освящена в 1994 г.

http://pravenc.ru/text/2563802.html

Вопрос распределения компетенции при проведении церковной политики на Востоке с самого начала не получил достаточной ясности. В этой сфере существовала определенная, временами довольно жесткая конкуренция. Приказом Гитлера о полицейской безопасности новых занятых восточных территорий от 17 июля 1941 г. рейхсфюреру СС и шефу германской полиции Г. Гиммлеру было поручено ведение ими в своей области. Таким образом, РСХА и входивший в его состав «церковный» реферат развернули свою деятельность на территории СССР. Если представители этого ведомства и делали при своей явной враждебности очень редкие и малозначительные уступки s пользу Русской Церкви, то только в крайнем случае, под давлением международного, пропагандистского или военного факторов. Самый ранний циркуляр о религиозной политике на Востоке после начала агрессии относится ко 2 июля 1941 г. Он исходил от шефа РСХА Гейдриха и еще не содержал личных директив Гитлера. Указ был принят в самом начале войны с СССР, и РСХА представлялось необходимым, используя различные методы, закрепиться на занятых территориях. Поэтому внешне он вполне лоялен к православию, хотя уже в этом документе говорится о необходимости содействия раздроблению Церкви. 16 августа Гейдрих издал новый обширный приказ на основе июльских директив Гитлера. В нем уже категорически запрещалось какое-либо содействие религиозной жизни и говорилось об особо осторожной позиции к Московской Патриархии, вплоть до ареста ее главы митр, Сергия. Новый подобный приказ от 15 октября запрещал открытие богословских факультетов и семинарий и подчеркивал необходимость предотвращать оживление церковной жизни. Массовое стихийное возрождение Русской Церкви начало вызывать тревогу у части германского руководства, и постепенно в РСХА приступили к разработке более долгосрочных планов религиозной политики на Востоке, предполагавших замену православия «новой религией» в нацистском духе. Об этом, в частности, говорится в публикуемом секретном приказе от 31 октября 1941 г. Из указаний шефа полиции и СД Р. Гейдриха старшим полицай фюрерам о сфере их деятельности на оккупированной территории СССР

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО одно из крупнейших религиозно-философских об-в в России (РФО) в нач. ХХ в., пришедших на смену Религиозно-философским собраниям (1901-1903) С.-Петербурга. Действовало в Киеве с 1908 по 1919 г.; воссоздано в 2003 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) . Создание и организационная структура Возникновение религиозно-философских об-в как офиц. структур стало возможным благодаря указу от 4 марта 1906 г. «О временных правилах, об обществах и союзах». В окт. 1906 г. было зарегистрировано Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва (Московское РФО), летом 1907 г.- С.-Петербургское РФО. Но Киевскому РФО в дек. 1907 г. было отказано в регистрации из-за отсутствия в его уставе информации о местонахождении правления и о наличии в составе лиц, к-рые не могут быть членами об-ва. 23 янв. 1908 г., после внесения соответствующих изменений в устав, Киевское РФО было зарегистрировано. Учредителями об-ва выступили профессор КДА В. З. Завитневич , профессор Нежинского историко-филологического ин-та и Высших коммерческих курсов П. В. Тихомиров , исполняющий должность доцента КДА П. П. Кудрявцев и приват-доцент Киевского ун-та св. Владимира А. Ф. Одарченко . Если уставы Московского и С.-Петербургского РФО в значительной мере дублировали друг друга, то устав Киевского РФО был прописан подробнее и имел ряд отличий. В частности, в нем было указано, что членами об-ва могут быть также и лица, не проживавшие в Киеве. При этом перечислялись те категории лиц, которые не могут быть членами Киевского РФО, оговаривалось участие в собраниях представителей печати, объяснялись принципы организации работы совета и проведения общих собраний. Об-ву разрешалось начать свою деятельность 6 марта 1908 г. Заседания проходили преимущественно в Киевском общественном собрании (сначала в Музыкальном переулке, 1, а затем по ул. Владимирской, 45), в 1909 г. неск. заседаний прошли в Украинском клубе (ул. Владимирская, 42), в янв. 1917 г.- в помещении Педагогического музея имени Его Имп. Высочества наследника Цесаревича Алексия (ул. Владимирская, 57), в марте того же года - в Киевском ун-те св. Владимира, в апр. и июне - в Коммерческом ин-те; в мае и окт. 1918 г.- в гимназии А. В. Жекулиной (ул. Львовская, 27).

http://pravenc.ru/text/1684577.html

Овдовев, принял монашество с именем Макарий. 10 окт. 1935 г. хиротонисан во епископа Бостонского. Стал викарием главы Североамериканской митрополии Сан-Францисского митр. Феофила (Пашковского) . 13 окт. 1935 г. назначен митр. Феофилом викарным епископом Бруклинским, ему была поручена организация в Нью-Йорке семинарии. Стал деканом Свято-Владимирской семинарии Православной Церкви в Америке , открывшейся 3 окт. 1938 г. По нек-рым сведениям, в 1944 г. выражал намерения перейти в подчинение патриаршего экзарха Алеутского и Североамериканского митр. Вениамина (Федченкова) (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 24. Л. 59 об.). 26 янв. 1946 г. М. через прибывшего в США для переговоров с митр. Феофилом Ярославского архиеп. Алексия (Сергеева) передал прошение патриарху Московскому и всея Руси Алексию I о принятии его в общение с РПЦ. 28 февр. того же года отстранен митр. Феофилом от управления Бруклинским вик-ством и от руководства Свято-Владимирской ДС, исключен из списка архиереев Североамериканской митрополии. После отъезда из США в марте того же года архиеп. Алексия возглавлял учрежденную им «комиссию по делам примирения», однако не смог убедить иерархию Североамериканской митрополии перейти под юрисдикцию Московского Патриархата. У М. также возникли разногласия по вопросам управления приходами РПЦ с экзархом митр. Вениамином, протестовавшим против возникшего в экзархате «двоевластия». 15 мая 1946 г. был возведен патриархом Алексием I в сан архиепископа с титулом «Нью-Йоркский». В авг. 1947 г. в связи с переводом митр. Вениамина на Рижскую кафедру назначен по инициативе находившегося в США Ленинградского митр. Григория (Чукова) исполняющим обязанности экзарха Московской Патриархии по Сев. и Юж. Америке (официально приказ о назначении датируется 31 окт. того же года). С 12 дек. 1947 г. архиепископ Алеутский и Североамериканский, патриарший экзарх в Сев. и Юж. Америке. Под управлением М. находилось ок. 50 приходов в США и Канаде. 29 марта 1948 г. награжден правом ношения креста на клобуке. В июле того же года был участником Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в Москве и церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. 31 июля 1952 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2561386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Малинин), архиеп. Саратовский (Малинин Александр Антонович; 1.03.1884 - 27.05.1939), архиеп. Саратовский и Петровский. В 1904 г. окончил Пермскую ДС, в 1908 г.- КазДА, оставлен при академии профессорским стипендиатом, в 1908-1909 гг. находился в научной командировке в С.-Петербурге. 21 окт. 1909 г. пострижен в монашество с именем А., 25 окт. рукоположен во иеродиакона, 28 окт. архиеп. Волынским Антонием (Храповицким) - во иеромонаха. 28 мая 1910 г. избран и 16 авг. утвержден преподавателем КазДА по кафедре пастырского богословия, в июле 1913 г. перемещен на кафедру церковнослав. и рус. языков. Составлял описание рукописей Соловецкого мон-ря в б-ке КазДА. 23 апр. 1916 г. назначен настоятелем казанского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря с возведением в сан архимандрита. Определением Святейшего Синода от 21 февр. 1917 г. А. был командирован в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства для проповеднической деятельности в воинских частях с сохранением за ним должности до 1917/18 учебного года. Постановлением свт. Тихона Белавина) , Святейшего Патриарха Московского и всея России, и Свящ. Синода 21 февр. (6 марта) А. был уволен, согласно прошению по болезни, от должности настоятеля Предтеченского мон-ря. 21 нояб. 1920 г. викариями Казанской епархии еп. Чистопольским сщмч. Анатолием (Грисюком) и еп. Мамадышским сщмч. Иоасафом (Удаловым) А. был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, однако, встретив в Чебоксарах противодействие местных властей и националистически настроенного духовенства, желавшего назначения архиерея из чувашей, вернулся в Казань. Летом 1922 г. в Казани было организовано временное епархиальное управление, в состав к-рого вошел и А., с 12 янв. 1923 г. он являлся председателем епархиальной предсоборной комиссии, готовившей предложения к предполагавшемуся Собору РПЦ. Как не признавший обновленчества и обновленческого архиеп. Алексия (Баженова) , назначенного на место сосланного Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова) , А. в апр. 1923 г. обновленческим епархиальным управлением был уволен за штат. 3 сент. 1923 г. по согласованию с митр. Кириллом назначен на Спасское вик-ство Казанской епархии, в апр. 1926 г.- вновь на Чебоксарское. С весны 1924 г. был временно управляющим Казанской епархией. В мае 1929 г. А. получил письмо Казанского митр. Кирилла (Смирнова), содержавшее критику деятельности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и обоснование прекращения митр. Кириллом молитвенного общения с митр. Сергием. А. не порывал церковного общения с митр. Сергием. 24 апр. 1929 г. А. был возведен в сан архиепископа, с 7 мая 1930 г. архиепископ Казанский и Свияжский, с 23 марта 1933 г. архиепископ Ташкентский, с 24 авг. 1933 по 30 авг. 1935 г. архиепископ Саратовский. Уволен на покой, затем арестован и сослан, скончался в ссылке.

http://pravenc.ru/text/76910.html

[греч. Αλξιος - отражающий, защищающий] († 3.02.1390), свт., местночтимый (пам. местн. 3 февр.), архиеп. Новгородский (12.07.1360 - апр. 1388). Был монахом, ключником (экономом) Софийского архиерейского дома в Новгороде и ближайшим сподвижником Новгородского архиеп. свт. Моисея . После удаления последнего на покой избран жребием на кафедру 15 сент. 1359 г. Зимой 1359/60 г. Тверским свт. Феодором (Добрым) рукоположен во диакона, затем во священника, 12 июля 1360 г. во Владимире хиротонисан во епископа свт. митр. Московским Алексием . 30-летнее святительство А. ознаменовано конфликтом Новгорода с митрополией. Причиной его поначалу было самовольное усвоение А. себе крещатых риз (полиставрия), являвшихся отличием высших церковных иерархов (Патриархов и митрополитов), лишь в виде исключения по особым церковно-политическим соображениям пожалованных предшественникам А.- святителям Моисею и Василию Калике . В ответ на обращение митр. Алексия К-польский Патриарх в июне 1370 г. направил А. весьма резкое послание с требованием сложить кресты с фелони и подчиниться митрополиту. Из письма ясно, что дело вряд ли ограничивалось внешним отличием, по-видимому, предпринимались попытки придать Новгородской архиепископии ту или иную степень независимости от митрополии. О последствиях Патриаршего послания ничего не известно, но, видимо, конфликт продолжился, и с ним было связано добровольное удаление А. в Деревяницкий Воскресенский мон-рь в кон. 1375 г. По усиленным просьбам новгородцев, к-рые особым посольством даже испросили на то благословение митр. Алексия, А. 9 марта 1376 г. вернулся на кафедру, а в августе отправился в Москву, где примирился с митрополитом и вел. князем. Характерно, что сразу же вслед за этим в Новгороде, сославшись на Москву, отказались принять грамоты новопоставленного митр. Киприана . В 1380 г., когда на Москве не было митрополита, А. во главе новгородской делегации заключил со св. блгв. вел. кн. Димитрием Донским договор «на всей старине новгородчкой» (НПЛ. С. 376), а в 1385 г., при митр. Пимене , конфликт с митрополией обострился снова из-за решения новгородцев отказать митрополиту в «позывном» (апелляционном) суде (см. Митрополичий суд ) и судиться только у своего архиепископа, к-рому были бы приданы светские заседатели, что не только подрывало единство Русской Церкви, но и существенно задевало фискальные интересы митрополии. В 1386 г. А. вновь, на этот раз неудачно, выступил посредником при заключении с Москвой «мира по всей старине», заключенный договор не имел церковного аспекта, и конфликт из-за позывного суда был улажен только при митр. Киприане. А. к тому времени уже не было в живых: в апр. 1388 г. он удалился в Деревяницкий мон-рь, «изволив молчанное житие», где и скончался, погребен там же.

http://pravenc.ru/text/64558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЕВЦЫ последователи еп. Алексия (Буя) - наиболее радикально настроенные иосифляне . термин введен сотрудниками следственных органов ОГПУ в 1928-1929 гг., самоназвание движения в кон. 20-х -30-х гг.- «истинно православные», реже «алексеевцы». Движение возникло в кон. 1927 г., вскоре после публикации «Декларации» 1927 г. митр. Сергия (Страгородского). В Воронежской епархии, к-рой временно управлял Козловский еп. Алексий (Буй), стали активно распространяться документы с резкой критикой «Декларации» и указа митр. Сергия от 21 окт. 1927 г. о богослужебном поминовении гос. власти. Тогда же начались первые аресты протестующих: 25 окт. 1927 г. в Воронеже был арестован прот. Петр Новосельцев, 28 нояб.- прот. Илия Пироженко и др. Окончательно движение оформилось после отделения еп. Алексия от митр. Сергия 22 янв. 1928 г. Движение охватило ок. 40 районов Центральночернозёмной обл., в основном Воронежскую и Тамбовскую епархии, центрами его являлись Акатов во имя свт. Алексия муж. и воронежский в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ри. Общее число «буевского» духовенства составляло более 400 чел.- меньше половины священнослужителей на соответствующей территории. После ареста еп. Алексия (7 марта 1929) до июня 1929 Б. окормлял Серпуховской еп. Максим (Жижиленко) , с авг. 1929 г. по янв. 1931 г.- Бахмутский и Донецкий еп. Иоасаф (Попов). Движение было разгромлено в 30-х гг., в основном в ходе арестов по 2 делам «Церковно-монархической организации «буевцев»». Следствие по 1-му делу продолжалось с февр. по июль 1930 г., были арестованы 134 чел. (не все они принадлежали к Б.), 11 были приговорены к расстрелу (на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г. 10 из них были причислены к лику святых: прот. Иоанн Стеблин-Каминский , иером. Косма (Вязников) , архим. Тихон (Кречков) , свящ. Сергий Гортинский, свящ. Феодор Яковлев, прот. Александр Архангельский , свящ. Георгий Никитин, иером. Георгий (Пожаров), миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников). Следствие по 2-му делу проходило с окт. 1932 по март 1933 г. В ходе него было арестовано 202 чел., большую часть приговорили к заключению в лагерь и ссылке. В сент. 1937 г. по делу «контрреволюционной террористической подпольной организации на территории Воронежской обл.» было арестовано и осуждено 102 Б. Алексий (Буй) был казнен 3 нояб. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/153587.html

Послание Святейшего Патриарха Алексия митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, клиру и пастве епархии по случаю 50-летия со дня кончины митр. Григория (Чукова) 7 ноября 2005 г. 12:15 Приветствие Святейшего Патриарха Алексия ко дню 50-летия кончины митрополита Григория (Чукова) Исполнилось 50 лет со дня кончины митрополита Ленинградского Григория (Чукова). Святейший Патриарх Алексий обратился по этому случаю к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, клиру и пастве епархии с приветствием. ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ВЛАДИМИРУ, МИТРОПОЛИТУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМУ И ЛАДОЖСКОМУ; КЛИРУ И ПАСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Митрополит! Всечестные отцы, начальствующие, учащие и учащиеся Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии, дорогие братья и сестры! Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Этими словами св. ап. Павла обращаюсь ныне ко всем вам, дабы вместе с вами молитвенно почтить память митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), мирно отошедшего ко Господу 50 лет тому назад. Исповедническое служение покойного Владыки митрополита является вдохновляющим примером служения Церкви Христовой в XX веке. Из 85-ти лет жизни, он более 60-ти отдал служению Святой Церкви. В историю Русской Православной Церкви митрополит Григорий вошел как активный деятель духовного образования дореволюционного периода, мудрый устроитель богословского просвещения в 1919-1928 гг., исполнитель планов Святейших Патриархов Московских и всея Руси Сергия и Алексия I по возрождению духовных школ в послевоенное время, на посту первого председателя Учебного комитета с 1946 по 1955 годы. Неоценимы заслуги Владыки митрополита Григория по сохранению преемственности богословского образования. Он принимал живое участие в подготовке кадров священнослужителей Духовной семинарии в Петрозаводске (1911-1918 гг.), Богословском институте (1920-1922 гг.) и в высших богословских курсах (1925-1928 гг.) в Петрограде. В возрожденные духовные Академию и Семинарию в послевоенные годы он сумел привлечь кандидатов и магистров богословия дореволюционной духовной школы, которых знал и с которыми работал на ниве богословского образования и тем обеспечил преемство богословского образования в Русской Православной Церкви. Разработанная им система богословского образования выдержала испытание временем и позволила подготовить большое количество священно- и церковнослужителей.

http://patriarchia.ru/db/text/56688.html

3 апр. 1905 г. хиротонисан во епископа Бийского Томским еп. св. Макарием (Невским ; впосл. митрополит) в Троицком кафедральном соборе Томска. Возглавил Бийское вик-во Томской епархии и Алтайскую духовную миссию. Большую часть жизни провел как миссионер среди коренного населения Алтая. За годы служения им было окрещено 535 человек. 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. участвовал во Всесибир. соборном церковном совещании в Томске, образовавшем Высшее временное церковное управление Сибири . 19 июня 1919 г. в связи с преобразованием Бийского вик-ва в Бийскую и Алтайскую епархию духовенство и миряне Бийска на общем собрании избрали И. главой ЕУ. Был возведен в сан архиепископа. В окт. 1920 г. получил от Патриарха св. Тихона распоряжение поминать митр. Макария (Невского) как митрополита Алтайского в связи с присвоением ему этого титула. Боролся с обновленчеством , стал жертвой доносов обновленцев в органы гос. власти. В 1922 г. был арестован и 9 месяцев находился в тюрьме Бийска. В янв. 1923 г. вновь арестован. Проходил по одному следственному делу с архим. Владимиром (Юденичем ; впосл. епископ). Арест И. и архим. Владимира «как вдохновителей реакционного духовенства в борьбе с группой прогрессивного духовенства» вызвал возмущение верующих, в связи с чем в февр. арестованные были переведены в тюрьму г. Новониколаевска (ныне Новосибирск), а затем в Бутырскую тюрьму в Москву. 20 апр. 1923 г. решением Коллегии ОГПУ освобожден от наказания «по старческой дряхлости» с запретом выезда из Москвы. Проживал вместе с пребывавшим на покое Алтайским митр. Макарием (Невским) в Угрешском во имя свт. Николая Чудотворца муж. монастыре, а после его закрытия в 1925 г.- в с. Котельники (ныне г. Котельники Московской обл.). 4 марта 1926 г. возглавил чин отпевания митр. Макария. В 1927 г. уволен на покой. Проживал в пос. Немчиновка у сына - свящ. Алексия Соколова. Сослужил сыну и диак. сщмч. Елисею Штольдеру в немчиновском храме во имя Рождества Христова, а после его закрытия в 1934 г.- в храме во имя свт. Николая с. Ромашкова (ныне Одинцовского р-на Московской обл.). Скончался вскоре после ареста диак. Елисея, за несколько дней до ареста сына (оба расстреляны). Отпевал И. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский ; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), погребен с юго-восточной стороны Никольского храма.

http://pravenc.ru/text/468757.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010