Корнилий (Якобс), митр. Таллинский и всей Эстонии. Фотография. 2015 г. (Якобс Вячеслав Васильевич; 19 июня 1924, Таллин - 19 апр. 2018, Таллин), митр. Таллинский и всея Эстонии. Отец до революции 1917 г. был офицером, участвовал в гражданской войне в армии ген. Н. Н. Юденича. Мать происходила из старинного рус. ревельского купеческого рода. С детства прислуживал в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1943 г. окончил рус. гимназию в Таллине. В том же году начал служить псаломщиком в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы. С 1944 г. исполнял послушание иподиакона временно управлявшего Таллинской епархией РПЦ Нарвского и Изборского архиеп. Павла (Дмитровского ; с марта 1945 архиепископ Таллинский и Эстонский). 19 авг. 1945 г. рукоположен архиеп. Павлом во диакона к таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. 8 февр. 1948 г. Таллинским и Эстонским еп. Исидором (Богоявленским) рукоположен во иерея к эстонско-рус. приходу св. Марии Магдалины в г. Хаапсалу. Одновременно окормлял приходы в с. Вяйке-Ляхтру, на мызе Мяэмыйза близ с. Синалепа и на о-ве Вормси. Одним из его духовников был свящ. (впосл. протоиерей) Михаил Ридигер, отец буд. патриарха Алексия II . В 1951 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. В том же году из-за болезни супруги, к-рой было необходимо переменить климат, подал прошение о переводе в Вологодскую епархию. Служил в Вологде в кафедральной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В его доме собиралась верующая интеллигенция, в т. ч. молодежь. 27 февр. 1957 г. был арестован УКГБ по Вологодской обл. по обвинению в «антисоветской агитации» (т. о. следствием было представлено хранение правосл. лит-ры и беседы с верующими на религ. темы). Постановлением Судебной коллегии Вологодского областного суда от 15/16 мая того же года приговорен к 10 годам лишения свободы; заключение отбывал в исправительно-трудовых колониях в пос. Сосновка, затем в пос. Явас Зубово-Полянского р-на Мордовской АССР («Дубравлаг»). Постановлением Президиума Верховного суда от 8 июня 1960 г. срок заключения свящ. В. Якобсу был сокращен до 5 лет, 12 сент. того же года он был условно-досрочно освобожден. Реабилитирован 14 окт. 1988 г.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 МАЯ 1971 Г. Состоялось в Успенском храме Новодевичьего московского мон-ря под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) . После кончины 17 апр. 1970 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви» началась подготовка к созыву Поместного Собора для избрания нового Патриарха (см. Поместный Собор РПЦ 1971 г. ). 15 мая 1970 г. Свящ. Синод РПЦ установил годовой траур по почившему Патриарху, 25 июня на расширенном заседании Синода было принято решение о созыве Поместного Собора для избрания нового Патриарха по истечении срока траура - с 30 мая по 2 июня 1971 г. Решение Синода противоречило 14-й статье 1-го разд. Положения, согласно к-рому выборы нового Патриарха должны были состояться не позднее 6 месяцев после кончины Предстоятеля. Отсрочка выборов была связана с тем, что Поместному Собору предстояло помимо избрания нового Главы Церкви утвердить постановление Архиерейского Собора РПЦ 1961 г. о внесении изменений в 4-й разд. «Положения об управлении Русской Православной Церкви» - о приходском управлении, принятое под жестким давлением властей. КГБ опасался возможных выступлений архиереев на Поместном Соборе против постановления 1961 г. и потому вынудил Синод отсрочить созыв Собора, чтобы гос. органы имели время для проведения предварительной работы по организации соборных решений. В том, чтобы архиереи единодушно выступили по всем вопросам на Поместном Соборе, был также весьма заинтересован Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Пимен, об этом он говорил с заместителем председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуровым 5 апр. 1971 г., накануне А. п. с. (ГАРФ. Ф. 6891. Оп. 6. Д. 441. Л. 31). На А. п. с. обсуждалась повестка дня буд. Поместного Собора, кандидатура Патриарха, порядок его избрания, а также содержание решений, к-рые предстояло принять Собору.

http://pravenc.ru/text/76526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кипран (Зёрнов), еп.Дмитровский. Фотография. Ок. 1961 г. (Зёрнов Михаил Викентьевич; 25.01.1911, Москва - 5.04.1987, там же), архиеп. бывш. Берлинский и Среднеевропейский. Семья происходила из обедневшего купеческого рода. С 11 лет прислуживал в московском храме в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Барашах у Покровских ворот. Исполнял должности звонаря, пономаря, ризничего. В 15 лет лишился отца и стал единственным кормильцем семьи. В 1928 г. окончил среднюю школу и поступил с благословения духовника в театр-студию под рук. Р. Н. Симонова. Позднее был помощником режиссера на киностудии, работал заведующим костюмерным цехом в театре В. Э. Мейерхольда, актером в Театре сатиры. До 1938 г. одновременно с работой в светских учреждениях продолжал прислуживать в церкви, самостоятельно изучал курс духовной семинарии. Осенью 1943 г. подал прошение патриарху Сергию с просьбой о принятии в клир Московской епархии. К прошению было приложено сочинение «Как я верую», о к-ром дал положительный отзыв Саратовский и Сталинградский архиеп. Григорий (Чуков ; впосл. митрополит). Начал сотрудничать с «Журналом Московской Патриархии», где в дальнейшем многократно публиковался. После сдачи экзамена на священнический чин 10 авг. 1944 г. был рукоположен Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) целибатом во диакона, а 12 авг. того же года - во иерея. Получил назначение священником в храм во имя Св. Троицы в пос. Наташино (ныне в черте г. Люберцы Московской обл.). Одновременно являлся внештатным секретарем митр. Николая (Ярушевича). В мае-июне 1945 г. был членом церковной делегации, сопровождавшей патриарха Алексия I во время визита на Св. землю, написал о патриаршем паломничестве статью для «Журнала Московской Патриархии». 20 июля 1945 г. назначен настоятелем Троицкого храма в Наташине. 27 дек. 1945 г. переведен в Москву на должность настоятеля храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в Черкизове. 12 мая 1948 г. назначен настоятелем московского храма в честь Преображения Господня на ул. Б. Ордынка (также известен по приделу в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» как Скорбященский храм), был возведен в сан протоиерея. Скорбященская ц. до того более 10 лет была закрыта и использовалась как складское помещение, однако ее внутреннее убранство сохранилось, что позволило в скором времени начать богослужения. Уцелела и святыня храма - икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С июня 1950 г. прот. М. Зёрнов являлся секретарем по приему посетителей в Управлении делами МП. Исполнял поручения в области межцерковных связей; неоднократно входил в состав делегаций РПЦ в зарубежных поездках, участвовал в приеме иностранных делегаций.

http://pravenc.ru/text/1684752.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 4.12.1505, московский Чудов мон-рь), свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), архиеп. бывш. Новгородский и Псковский. Г. принял монашество, очевидно, в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре , где его духовным отцом был прп. Савватий Соловецкий. Об этом Г. рассказал в кон. XV в. буд. соловецкому игум. Досифею : «Саватие, началник вашь, старець ми был, аз у него в послушании бых немало время и вем достойна житием старца велика и свята» ( Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия Соловецких. С. 280). Несмотря на то что исследователи часто датируют уход прп. Савватия с Валаама на Соловецкие о-ва 1426 г. (Там же. С. 226), ранняя редакция Жития прп. Савватия, автором к-рой был Спиридон (Савва) , дает основание считать эту дату временем поселения прп. Савватия в Валаамском мон-ре (дата помещена в начале жития, где повествуется о переходе прп. Савватия из Кирилловой Белозерской обители на Валаам). В таком случае Г. мог подвизаться в Валаамской обители под духовным руководством прп. Савватия в кон. 20-х или даже в 30-х гг. XV в., тем более что общепринятая в лит-ре дата кончины прп. Савватия (1435) в первоначальной редакции его жития отсутствует. Между 1471 и 1477 гг. Г. стал архимандритом московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря (предшественниками Г. были архим. Феодосий, в дек. 1471 хиротонисанный во епископа Рязанского, а также, возможно, Никандр, упоминаемый единственный раз в грамоте Г. (недатированной) периода архимандритства последнего - АСЭИ. Т. 3. 44. С. 64-65). Первое упоминание Г. в летописи связано с пожаром в Кремле 16 февр. 1477 г., когда «в 7 час нощи у Михаилова Чюда згоре трапеза да архимандритова кельа Генадиева» (ПСРЛ. Т. 25. С. 309; ср.: Т. 12. С. 169). Впрочем, возможно, Г. назван уже в заголовке послания митр. Филиппа I нареченному Новгородскому архиеп. Феофилу 22 марта 1471 г.: «Грамота другая ходила с Генадом» (РИБ. Т. 6. 102. Стб. 721). Если признать, что это первое упоминание Г., то он принадлежал к окружению митр. Филиппа и уже в нач. 70-х гг. XV в. был причастен к новгородским делам. В 1483 г. Г. заложил в Чудовом мон-ре каменную ц. во имя свт. Алексия с трапезной (после назначения на Новгородскую кафедру Г. поручил окончить строительство братьям Юрию и Дмитрию Мануиловичам Траханиотам). В качестве архимандрита Чудова мон-ря Г. упоминается в 2 сохранившихся в подлинниках актах, касающихся землевладения Чудова мон-ря на Яузском мытище. Грамоты не имеют четкой датировки, время их составления определяется периодом архимандритства Г. (АСЭИ. Т. 3. 43. С. 64; 44. С. 64-65).

http://pravenc.ru/text/162054.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 29 сентября 2024 года 16. Неделя 14я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 5й. Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфимии всехвальной. Перенесение мощей прав. Алексия Московского . Свт. Киприана, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Фотия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (тропарь и кондак зри 27 мая и 2 июля) . Служба вмц. Евфимии шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения и воскресной службой Октоиха (по Марковой главе Типикона под 15 сентября: «Подобает ведати, аще случится попразднство Воздвижения Честнаго Креста в Неделю, а святый поется на 4, или на 6, или емуже и полиелей») . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5й – 3, праздника, глас 4й – 3 (см. в Минее 16 сентября, на «Господи воззвах»), и великомученицы, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – великомученицы, глас 6й: «Процветшая добродетельми…» , «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 6й (см. в Минее 16 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов). «Слава» – великомученицы, глас 1й: «Днесь лицы отцев…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь яко воистину…» (см. в Минее 16 сентября, на стиховне утрени). Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихиры праздника, глас 6й (см. в Минее 16 сентября, на стиховне вечерни, без стиховных припевов), стихиры праздника, глас 2й (см. в Минее 16 сентября, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава» – великомученицы, глас 1й: «Днесь лицы отцев…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь яко воистину…» (см. в Минее 16 сентября, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 5й. «Слава» – великомученицы, глас 8й: «Всяк язык…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Егоже древле Моисей…» (см. в Минее 16 сентября, на стиховне вечера).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Скачать epub pdf Н. Р. Бобров († 1970 г.) Открытое письмо православным русским людям [по поводу «автокефалии» Американской митрополии]. «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» ( 1Иоан. 2, 19 ). Итак, порочный круг, наконец, сомкнулся. Многолетния блуждания, многократныя колебания, клятвы в верности, обман – в предательстве, ложь, клевета и инсинуации – завершились естественным концом – «духовной смертью», наглядным превращением «американской митрополии» в «церковный труп». «Затея с получением «автокефалии» имееть, т.-ск., – свою «историческую давность». Ее пытался осуществить, правда кустарным способом, еще митрополит Платон. «2-го февраля 1927 года митр. Платон собрал «священный синод» из подведомственных ему епископов. Председателем его назначил сиро-араба Евфимия, еп. Бруклинского, которому предложено было составить конституцию «святой восточной православной кафолической и апостольской церкви в Северной Америке». Через 6 месяцев, 14 сентября, созванный Собор епископов ее одобрил и принял в составе митр. Платона и пяти епископов: Евфимия, Феофила, Амфилохия, Арсения, и Алексия. Затем она утверждена была гражданским путем по законам штата Массачузеттса и 1 декабря объявлена. 19 декабря 1927 года от имени «Святейшего Синода Американской Православной Кафолической Церкви» разослано было всем главам Поместных Церквей уведомление об основании в Америке нового и юнейшего члена семьи Православной Кафолической церкви, – независимой, автономной и автокефальной Американской церкви. Учредители этой «автокефалии» решили объединить все национальныя православныя группы в Америке и организовать их под своим главенством. Чтобы легче и скорее достигнуть этого, новая американская церковь , с одной стороны, лишает национальных названий всех объединяемых ею православных церквей, а, с другой стороны, вводит в богослужение английский язык, как могучее средство для такого объединения. Для безпристрастия и доказательства интернационального характера новой церкви, Церковь делается «чисто Православной», не русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В трактате, посвященном 5 Патриархатам, которые составляли систему пентархии, Н. Д. вслед за патриархом Антиохийским Петром III (1052-1056) и своим старшим современником богословом Никитой Сеидом уподобляет Церковь человеческому организму, глава к-рого - Христос, а 5 чувств - это 5 Патриархатов ( Siciliano. 1979. P. 170-171; Gahbauer. 1993. S. 198). Кратко описав историю Патриархатов, определив их географические границы, Н. Д. обратился к экклезиологической проблематике и последовательно опроверг идею примата Римского престола по отношению к К-полю, Александрии, Антиохии и Иерусалиму. Более того, он привел обоснование первенства К-польского Патриаршего престола в рамках пентархии. Ссылаясь на каноны Вселенских Соборов (II Всел. 3; IV Всел. 28; Трул. 36), Н. Д. доказывал, что «предпочтение Рима апостолом Петром» не является достаточным основанием для утверждения примата Римской кафедры по отношению к другим Патриархатам. Ни в одном из канонов, говорящих о первенстве Рима, не упоминается ап. Петр, а основанием первенства считается лишь статус Рима как столичного города. После того как Рим перешел «под власть варваров» и утратил столичный статус, церковное первенство папы Римского также было потеряно. К-поль, к-рый остался единственной столицей Римской империи, напротив, с полным основанием может претендовать на церковное первенство и даже «судить остальных трех патриархов» (Notitia patriarchatuum. 1866. P. 292; ср.: Gahbauer. 1993. S. 198). Как указывает Дж. Сицилиано, приведенный тезис, фактически разрушающий теорию пентархии, не встречается у современников Н. Д., т. е. визант. канонистов XII в.: Алексия Аристина , Иоанна Зонары , патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона , архиеп. Фессалоникийского Василия Охридского и Никиты , митр. Никомидийского ( Siciliano. 1979. P. 174-175). Тем не менее, несмотря на Великую схизму 1054 г. (см. ст. Разделение Церквей ), Н. Д., как и его визант. современники, не подвергал сомнению незыблемость пентархии, считая ее богоустановленным институтом ( Gahbauer. 1993. S. 199). Трактат Н. Д. не только был направлен против идеологии Римской курии, но и содержал полемику со взглядами нек-рых греч. богословов, живших в Юж. Италии, к-рые (как, напр., знаток античности проповедник Филагат из Черами) отстаивали папский примат ( Siciliano. 1979. P. 176). Незадолго до написания трактата Н. Д. составил его краткое изложение (эпитому) ( Laurent. 1937. P. 18-23).

http://pravenc.ru/text/2577637.html

Д.Д. Черепанов Скачать epub pdf Введение Феномен потаенных церковных собраний и общин – один из наиболее интересных в истории Русской Православной Церкви ХХ века как с научной, так и с духовной точек зрения. В частности, С.И. Фудель прямо или косвенно соприкасался с жизнью духовных чад святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых , с окружением архимандрита Серафима (Битюгова) и тайным монастырем схиигумении Марии, а также с кругом святителя Афанасия (Сахарова , 1887–1962), архиепископа Ковровского, канонизированного в 2000 г. определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который был одним из самых видных епископов находящейся в «подполье» церкви 2 . Именно значимостью духовного опыта таких общин обусловлена и напряженная дискуссия о «катакомбной церкви» как в научной литературе, так и в церковной публицистике. Понятие «катакомбная церковь » может иметь несколько значений, в том числе идеологически окрашенных; в центре внимания исследователей, пользовавшихся этим понятием, как правило оказывались оппозиционные центральной церковной власти общины 3 . Поэтому для нейтрального обозначения нелегальной (по советским законам) церковной общины – вне зависимости от ее церковно-канонического положения и особенностей – представляется удобным вслед за А.Л. Бегловым пользоваться понятием «церковное подполье». Однако особенно важным кажется понятие «потаенной церкви», которым А.П. Арцыбушев пользуется, чтобы отличать те церковные общины, которые отошли от митрополита Сергия (Страгородского) «по несогласию», признавая при этом благодатность таинств возглавляемой им части Русской Православной Церкви 4 . Кажется, что выражение «потаенная церковь » позволяет точно выразить то видение Церкви, которым святитель Афанасий (Сахаров) руководствовался в своей практической деятельности. Чтобы определить место свт. Афанасия и его окружения в церковном подполье, необходимо выяснить: причины, по которым еп. Афанасий и его окружение оказались в подполье; позицию еп. Афанасия по отношению к митр. Сергию (Страгородскому) и зависящей от него части церкви;

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова... доколе все придем в единство веры». ( Ефес.4:7, 13 ) «Православному христианину, по духу любви, свойственно и вне пределов Православной Церкви с радостью находить в некоторых отношениях сохранение благодати, равно как с печалью примечать ее оскудение». (Митр. Филарет. О непрерывности епископского рукоположения в Английской Церкви). Русская Православная Церковь , у которой с давних пор установились сердечные, дружественные взаимоотношения с Церковью Англиканской, всегда с чувством глубокой симпатии относилась к тем деятелям англиканства, которые ставили своей целью сближение с Православной Восточной Церковью. Она всегда охотно и с готовностью участвовала и теперь участвует в попытках углубить дружбу между церквами и найти путь к еще более тесному сближению, основанному на тщательном и беспристрастном взаимном ознакомлении и обсуждении имеющихся разногласий в духе искренности и истинно-христианского миролюбия. Вожделенное единство Церквей составляет предмет усердных молитв и высоких упований Святой Православной Церкви, но она отдает, конечно, себе ясный отчет в том, что на пути к этому единству лежит не мало пока еще трудно преодолимых препятствии. Послужить в какой-то мере благословенному делу сближения Церквей хотел и автор настоящей работы, принимаясь за труд изучения и освещения ряда важных и актуальных вопросов, затрагивающих самые основы междуцерковных отношений, и, в частности, вопроса о взгляде Русской Церкви и русских богословов на англиканское священство. Основная цель данной статьи состоит в том, чтобы показать, каких результатов достигла viribus unitis русская православная богословская наука в вопросе о природе и характере священства Англиканской Епископальной Церкви, а также о действительности англиканских хиротоний на протяжении 100 лет – от приснопамятного митрополита московского Филарета до ныне здравствующего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, – и как, в свете лучших достижений этой науки, должно смотреть на духовных лиц дружественной нам Англиканской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Николаевич (30.07. 1904, Петергоф - 17.07.1918, Екатеринбург), мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, единственный сын св. мучеников имп. Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны . О рождении долгожданного наследника царственные супруги особо молились во время торжеств прославления прп. Серафима Саровского в Сарове 17-19 июля 1903 г., появление на свет А. предсказала блж. Параскева Саровская . 11 авг. 1904 г. цесаревич был крещен с именем в честь свт. Алексия, митр. Московского . Таинство Крещения совершил в церкви Большого Петергофского дворца протопр. Иоанн Янышев , духовник имп. семьи. При Крещении наследник по традиции, существовавшей для вел. князей, получил ордена св. ап. Андрея Первозванного, св. Александра Невского, Белого орла, св. Анны и св. Станислава 1-й степени. С лицами царствующего дома в России традиционно связывали разнообразные благотворительные начинания, что проявилось и в связи с рождением наследника. В период русско-япон. войны, в окт. 1904 г., императрица Александра Феодоровна организовала военно-санитарный поезд им. наследника-цесаревича, к-рый после Мукденского сражения перевез 12500 раненых. 16 июня 1905 г. был учрежден Алексеевский комитет, в задачи к-рого входила помощь детям, потерявшим отцов в русско-япон. войну. Наследник был болен гемофилией (несвертываемостью крови) - наследственной болезнью потомков королевы Виктории, бабушки Александры Феодоровны. Природная живость ребенка усугубляла опасность болезни. За здоровьем А. наблюдали лейб-медик государя Е. С. Боткин , почетный лейб-медик С. А. Острогорский, почетный лейб-хирург В. Н. Деревенко, почетный лейб-хирург С. П. Фёдоров. Постоянное беспокойство за жизнь А. стало одной из причин появления при имп. дворе Г. Е. Распутина . По мнению врачей, состоявших при наследнике, Распутин обладал способностью останавливать кровотечение, поэтому порой он становился последней надеждой на спасение ребенка, однако, по словам П. А. Жильяра, при этом не имел никакого влияния на наследника (Жильяр. Император Николай II и его семья. С. 52).

http://pravenc.ru/text/64616.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010