Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Еще древние мудрецы замечали, что нет на свете общества без религии и без политики. Благочестивое устремление человека к Небу отражается и на общении с себе подобными. В свою очередь, политические отношения, понимаемые как искусство совместного бытия, не могут не учитывать религиозные нормы. Однако помрачение человека грехом, нарушая Божественный замысел, неизбежно привносит в жизнь людей порок и неправду, делая весь мир лежащим во зле (1 Ин. 5. 19). Политика обыкновенно строится вокруг власти. Мы знаем, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13. 1). Власть одних и подчинение этой власти других присутствуют в замысловатой ткани мироустройства. Но любое ли распоряжение властей предержащих соответствует Божественной воле? Всегда ли власть правильно устрояет жизнь на земле и помогает, или по крайней мере не мешает, людям идти к жизни вечной? Апостол, продолжая начатую мысль, замечает, что «противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13. 2-4). Итак, чтобы исполнять свое предназначение власть должна служить Богу и делать добро. В некоторых культурных традициях светская и духовная власть отождествляются. Такое понимание нераздельности власти, а иногда – даже ее обожествление имело место и в Древнем мире. Египетские фараоны и правители Спарты, афинские магистраты и римские императоры исполняли жреческие функции. Пришедшего в мир Христа Спасителя многие из людей также желали видеть земным царем. Но Он сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18. 36). Поэтому Церковь Христова не берет на себя мирских властных полномочий. Власть государства призвана творить добро, защищать и поддерживать его, но сама доброта созревает в сердцах людей, и взращивать это сокровище стремится Церковь.

http://pravoslavie.ru/1228.html

Фото: miloserdie.ru А теперь попробуй помолиться сам. Вдруг без молитвослова ты никто? Акафисты и молитвы по соглашению — что с ними не так? 25 марта, 2023 Акафисты и молитвы по соглашению — что с ними не так? Фото: miloserdie.ru «Если ты вдруг стоишь перед Богом и тебе нечего сказать, то углубись в себя. И скажи, например, такие слова: “Господи, мне нечего Тебе сказать, я не умею с Тобой разговаривать, что мне делать?”» «Правмир» публикует фрагмент презентации книги протоиерея Алексия Уминского « Книга о молитве. Тяжесть правила или разговор с Отцом? », которая вышла в издательстве «Никея». Молитвы по соглашению — это магизм и ересь Мы привыкли использовать молитву для своих нужд. То есть она нам нужна, чтобы мы при ее помощи решали свои житейские вопросы. В словах Христа: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» речь идет о Церкви, о церковном собрании прежде всего, где мы все вместе во Христе едины и как единое тело Христово.   Речь не идет о таких специальных способах, чтобы взять и Бога заставить исполнить то, что нам в этот момент нужно: «Раз написал, будь любезен, исполни, теперь отвечай за Свои слова, которые написаны в Евангелии». И тогда собираются какие-то кружки по интересам, читают бесконечные акафисты о том, чтобы кто-то замуж вышел или чтобы в институт поступил, или вообще о чем-то другом. И все это называется молитвой по соглашению.   Это чистой воды магизм и совершенная ересь. Никакая это не молитва. Потому что так не молятся. Богу не надо, чтобы молились каким-то особым, усиленным способом.  Молитва до Бога достигает совсем иначе. Не надо напрягаться, не надо собираться в какие-то группы населения, чтобы обязательно в одно и то же время одна и та же молитва звучала ото всех, как будто это само по себе начнет действовать. Вы за кого Бога принимаете? Я вот и говорю, мы принимаем Бога за того, за кого бы нам хотелось. С какой стати?

http://pravmir.ru/molitvy-po-soglasheniy...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Евангелие, которое мы слышим на утрени в день памяти преподобного Сергия, — одно из самых прекрасных и драгоценных во всем Священном Писании. Господь открывает глубину Своего сердца и показывает, что волнует Его. Перед этим Христос сетует на недостаток веры иудеев, которые видели столько знамений и чудес и не веровали в Него. Хотя эта неблагодарность ранит Его, Он находит также причины для радости. И это то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие. То, что так редко встречается в нем. Возвысив голос, Христос начинает молиться в присутствии всех. Эти слова исполнены радости и благодарения. Они открывают источник Его силы — то, что вдохновляет Его и питает Его жизнь. «Отче, — молится Он, — Господи неба и земли». «Славлю Тебя, Отче» — только Он может так произнести эти слова. В них слышится радость Самого Бога. Никто не знал эту радость так, как Христос. Потому что никто никогда не был в таком единении с Богом как Он. Он один мог сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос — мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. Все предано Ему Отцом Его, и «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Христианам дано знать, что Христос — Сын Божий, истинный Бог и истинный человек. Все это представляется невероятным для «мудрых и разумных», как говорит Господь. Но сердцам младенцев — простых людей, «малых сих», ничего не значащих для мира, — открывается истина, когда они встречают Христа. Тайна притягательной силы Господа постигается нами через Его святых — таких, как преподобный Сергий, игумен Радонежский. Он научился у Христа и узнал, что такое кротость и смирение сердца. Мы помним из жития преподобного Сергия, как будучи игуменом, он за кусок заплесневелого хлеба трудился целый день, строя крыльцо кельи для своего брата. Как смиренно отринул он предложение епископского служения от святителя Алексия и дар золотого креста. С земным поклоном умолял он избавить его от этой высокой награды, говоря: «Никогда я не был золотоносцем». Для него было естественно служить литургию в деревянных сосудах и в облачении из простого холста. Как будто даже через это он хотел прикоснуться жизни Спасителя, Который в юные годы занимался ремеслом древодела. Все служение этого святого неразрывно связано с судьбами нашей Церкви и нашего Отечества. Навсегда останется в памяти России благословение преподобным Сергием святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, и участие в этой битве схимонахов Осляби и Пересвета.

http://moral.ru/igo/

На прошедшей неделе (2 января) 14.01.2013 23:55:15 Сергей Львович Худиев  На последней неделе уходящего года мне бы хотелось отметить два события. Первое — это выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго относительно «пензенских сектантов». Патриарх отметил, что прятаться от конца света в пещерах, как это делают сектанты, бессмысленно " Как будто, если будет конец света, то он не затронет эти пещеры, где спрятались люди " – заявил Алексий Второй, отвечая на вопрос РИА Новости. При этом он подчеркнул, что никому из людей не дано знать, когда наступит конец света. " Да, мы должны все готовиться к ответу за свою жизнь, но когда придет конец света, никто из нас не знает и знать не может " , – сказал патриарх. В самом деле, думать, что от соблазна и погибели можно спрятаться в землянке значит выказывать не больше мудрости, чем страус, который при опасности прячет голову в песок. Господь создал для нас укрытие от зла, от растления, от соблазна и тонких духовных обманов, которые подстерегают нас в этом мире; Господь дал непреложное обетование, что врата ада не одолеют его. В самом деле, Евангелие не говорит «вырою вам землянку, и врата ада не одолеют ее». Евангелие не говорит «пошлю вам старца, или гуру, или еще какого-нибудь одинокого вождя, и врата ада не одолеют его». Господь говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18)». Можно вспомнить и то, что христианам не заповедано «прячьтесь». Христианам заповедано «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)» В этой связи особенно отрадно слышать об открытии новых монастырей. Согласно решению Священного Синода, заседание которого прошло накануне в Москве, мужской монастырь во имя преподобного Серафима Саровского будет основан близ села Новомакарово Воронежской области, в столице Татарстана откроется Казанский Богородицкий мужской монастырь.

http://radonezh.ru/analytics/na-prosheds...

Скачать epub pdf (Начало) 1924 года, сентября 22 дня в Воскресенье мною проведена беседа с сектантами в храме с[ела] Ардабиева. Выступил Алексий из Лощинина и местные сектанты. Беседа об Иконах. По пропении молитвы “Отче наш” я сказал вступительное слово, приблизительно такого содержания: – Кто верит в Бога, тот должен быть в своей вере последователен. Веря в Бога, должен верить в Его слова, данные нам в Его Божественном Откровении и в особенности в Его словах о том, что истины, сообщенные Им, не оставлены на произвол судьбы, а вверены охранению особого общества людей, именуещегося Церковью . “Я создам Церковь Мою, сказал Спаситель, и врата ада не одолеют ея; и дам тебе ключи Царства Небесного”,– сказал Он апостолу Петру, а в его лице и всем Его [л. 1 об.] преемникам – епископам и пресвитерам, “и что свяжете на земле, то будет связано на небесах, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16. 28, 19 ). “Слушающий вас – Меня слушает, и отвергающийся вас – Меня отвергается; а отвергающийся Меня – отвергается Пославшего Меня ( Лк. 10, 16 ). “Если кто не послушает Церкви, то да будет он тебе как язычник и мытарь” ( Мф. 18, 17 ). “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны” ( Евр. 13, 17 ). Где же эта Церковь , которой Господь так решительно повелел повиноваться? Эта Церковь , основанная самим Христом и имеющая Его своей Главою, по сошествии Святаго Духа на Апостолов, стала распространяться во Святом граде Иерусалиме. Так в самый день Сошествия Святаго Духа “присоединилось душ около трех [Л.2.] тысяч” ( Деян. 2, 41 ), а потом “Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” ( Деян. 2, 47 ). Из Иерусалима Церковь стала распространяться по другим городам и весям. Так явилась она в Карфагене, Александрии, Антиохии, Риме, Константинополе, – а отсюда Греции, Сербии, Болгарии и к нам в землю Русскую. Действительно ли Церковь отвечает словам Спасителя? – Да, отвечает. Она так же создана Самим Господом нашим Иисусом Христом, и свое главное устройство получила от святых Апостолов, каковое поддерживалось и поддерживается преемниками Апостолов – епископами и пресвитерами, получившими дар священства преемственно от самих Апостолов. И наша Православная Русская Церковь , управляемая Свят[ейшим] Патр[иархом] Тихоном, есть та же Святая, Апостольская Церковь , сохранившая в неповрежденной чистоте учение Господа и Его [Л. 2 об.] святых Апостолов несмотря на то, что в жизни своей на протяжении многих веков она видела много всяких бурь и невзгод.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Первое действие Спасителя Что означает для нас крещенская вода 19 января, 2017 Что означает для нас крещенская вода «Но не отнял у них сердца лукавого, чтобы закон Твой принес в них плод. С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд. 3, 20-22). Поиск праведности приведет к поражению Протоиерей Алексий Иродов Крещение Господне находится в плотном окружении других торжественных праздников, это событие окружено водосвятием, связанными с ним купанием, кроплением святой водой и прочими любимыми нами обрядами. Несомненно, праздник этот радостный, но величественный смысл и значение как-то отступили в тень из-за его расположения в календаре. Кому-то может показаться, что Спаситель уговаривает крестить Его, только чтобы соблюсти простую радостную формальность. В обществе укоренилось легкомысленно торжественное отношение и к крещению каждого человека. Как выглядит ситуация в головах современных людей? Я хочу переделать известную сказку о том, как отец, умирая, раздал своим сыновьям по одному прутику и приказал их сломать. Прутики сломались. Потом отец сказал сложить их вместе и… В нашей сказке отцовский веник обязательно ломается, сколько бы ни увеличивали его толщину. Это всех и озадачило, при этом гордость не дает понять, что именно сломанный нами веник и есть правильный результат. Только проходя мучительный путь осознания своей неспособности, человечество и человек обретает себя для Бога. Ветхий Завет приносит в мир Закон, благодаря Закону мы приобретаем самое важное в нашей жизни знание. Оно, при правильном употреблении нами Закона, состоит в том, что мы сами ни к чему не способны. Апостол Павел говорит нам: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Любые поиски личной праведности в Законе обязательно должны привести нас к поражению. Поражение – и есть правильный результат, только после этого для нас начинается Новый Завет.

http://pravmir.ru/pervoe-deystvie-spasit...

Скачать epub pdf Спасение Все мировые катаклизмы, человеческие беды, нестроения и сама смерть – это не случайность, не результат несовершенства материи и плохого мироустройства, а следствие грехопадения. Быть с Богом, жить Богом Адам не захотел. Но жизнь – только в Боге и от Бога. Без Бога – бывание, прозябание, смерть, в конечном счёте абсолютное ничто. По причине разобщённости человека с Богом человеческая природа стала смертной; в силу же неразрывной связи человека с космосом тление и смерть вошли и в мироздание. Дар свободы, который призван был осуществлять богоуподобление, привёл к последствиям, граничащим с небытиём... Однако и в грехопадении мироздание не погибло, человеку оставлена надежда на спасение. Творение было переведено в более глубинный экзистенциальный план бытия, именуемый спасением. Человеческая свобода осталась включённой в него. Спасение, или искупление – тайна от вечности сокрытая в Боге (см. Еф 3:9 ). Однако тайна эта просвечивала в мироздании: Откровение упоминает Агнца, «закланного от создания мира» ( Откр 13:8 ), чем свидетельствуется Его Божественная сущность. Задолго до свершения искупления оно раскрывалось перед человечеством в символах; вспомним хотя бы медного змия в пустыне, спасающего от укусов. Здесь сокровенная спасительная Премудрость Божия указывала на Себя прообразом; будучи же вознесённой на шесте, приуготовляла Израиль к приятию грядущего вознесения Своего на Голгофский Крест. Христос открывает Израилю путь, который надлежит Ему пройти: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин 3:14 ). Другой символ – жертвенное животное, без пролития крови которого не могло быть очищения. Нам, согласно апостолу Павлу, ясно, что «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (см. Евр 10:4 ). Если же такое совершалось, значит, вся суть в грядущей Жертве, ознаменованием Которой и служили животные. Так что и здесь перед нами символическое соответствие Агнца, закланного от создания мира, и исполнения этого прообраза на Голгофском Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Скачать epub pdf Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнешь, Да за пояс не заткнешь. А. Пушкин В современном мире, в значительной степени оторванном и от церковной, и вообще от патриархальной традиции, очень дорожившей крепостью семьи, сформировалось стойкое представление о браке как о союзе мужчины и женщины, может быть, и долгом, но отнюдь не вечном, чаще всего подразумевающем некоторый комфорт и удовольствие, но отнюдь не повседневную заботу и труд во благо другого. И, наверное, лишь Церковь до сих пор и до конца последовательно продолжает утверждать, что такое понимание неверно, что оно не соответствует истинному человеческому предназначению, которое мы называем замыслом Божиим о человеке. За такую непримиримую позицию Церковь обвиняют в консерватизме, в ограниченности и т. п., ибо все обоснование такого подхода видится лишь в слепом следовании традиции. Однако принцип строгого единобрачия зиждется прежде всего на христианской антропологии, основанной на библейском положении о том, что человек создан по образу Божию (см. Быт 1:26–27 ). Сам Спаситель, говоря о Своем отношении к разводам, ссылается на онтологическое единство мужчины и женщины, утверждая незыблемость брачных уз: «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их... посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:4–6 ). Именно здесь следует искать истоки отношения Православия к браку и тайну такого феномена, как супружеская любовь. Если человек создан по образу Божию, а «образ» по-гречес­ки – икона, то мы с неизбежностью должны прийти к выводу, что каждый из нас является Христовой иконой, великим сокровищем. В этом – не наша заслуга, это – дар Божий. Всматриваясь в окружающие нас лица, да и в свое собственное отражение в зеркале, мы не всегда способны опознать эту икону, но в какой-то момент одно из лиц нас вдруг настолько поражает, что мы начинаем в него вглядываться с особым трепетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Какой удивительно наглядный прообраз той реки божественной жизни, которая вытекает из подножия Голгоского Креста, которая должна покрыть всю землю и поглотить в своих волнах самое смерть! После того, как первые люди пали и грех стал господствовать в мире, поток божественной жизни на земле начал постепенно высыхать. И это вполне естественно, так как люди удалились от Бога, Источника чистой, святой и праведной жизни. То, в чем люди стали после этого полагать смысл жизни: власть, богатства, науки, искуства и проч., – подобно было, говоря образным языком пророка Иеремии (2, 13), потрескавшимся, дырявым водохранилищам, которыя не могли удержать «воды», и которыя горько обманывали тех, кто, умирая от жажды, приходил к ним напиться... Только Крест Христов снова открыл нам доступ к Источнику божественной жизни: он возвратил нам любовь Отца Небесного и снова привел нас в общение с Ним. Подобно скале в пустыне Син, по которой Моисей ударил жезлом, и откуда потекла чистая и в большом изобилии вода, спасшая сынов Израиля от смерти, Господь наш Иисус Христос , пригвожденный за нас ко Кресту, есть неисчерпаемый Источник божественной жизни, Который спасает нас от вечной смерти. Кто жаждет, говорит Христос, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Иоан. 7, 37–38 ). Всякий пиющий воду сию возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Иоан. 4, 13–14 ). Но какую же жизнь подает нам Иисус Христос с высоты Своего Голгоского Креста? Это Его собственная жизнь, та жизнь, которую Он, как добрый Пастырь, положил за Своих овец ( Иоан. 10, 15 ). Он, Единородный Сын Божий воплотился, страдал, умер и воскрес, чтобы дать нам эту жизнь. Первый Адам истощил источник божественной жизни на земле: он, по своему самолюбию и гордости, хотел один быть обладателем ея, чтобы одному наслаждаться ею: он хотел быть богом; Второй Адам, Господь наш Иисус Христос , Которого ап. Павел называет духом животворящим ( 1Кор. 15. 45 ), снова открыл нам источник божественной жизни и по Своей безконечной любви к людям, желает, чтобы все приобщились этой жизни, чтобы и сама природа прониклась ею. И куда войдет этот поток все будет там живо. Это – жизнь чуждая самолюбия и гордости, чистая и святая; жизнь богатая духовными дарами и делами христианской любви; жизнь, в которой дух человека находит всю полноту своего бытия, в которой человеческое существо со всеми его силами достигает своего высшего совершенства. И залог этой жизни здесь на земле есть Пречистое Тело и Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которыя подаются нам в Святом Таинстве Евхаристии... Братие, приступите-же со страхом Божиим и верою к этому источнику божественной жизни. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Обличение ближнего необходимо как воздух Когда не смеешь другому ничего сказать, но и молчать нельзя 16 июня, 2022 Когда не смеешь другому ничего сказать, но и молчать нельзя В ночь на 16 июня 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни скончалась автор «Правмира» Марина Богданова. В память о ней публикуем материал 2016 года: интервью с протоиереем Алексием Иродовым из Винницы, который умер от коронавируса в 2020 году. Есть ли разница между осуждением и обличением и как поступать, если видишь, что человек ошибается? Марина Богданова За неосуждением скрывается страх — Можем ли мы сказать ближним «живи как хочешь»? — Господь говорит пророку Иезекиилю (Иез. 3, 18): «Когда Я скажу беззаконнику: “смертью умрешь!”, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих». Таким образом мы видим, что мы не свободны  от наших ближних. Мы не можем сказать им: «Живи как хочешь. Я тебя не осуждаю». Какая разница грешнику, если мы простим ему даже те согрешения, которые были совершены по отношению к нам. Это будет иметь значение только для нас. Господь обязательно взыщет даже то, что мы простили. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам» — говорит Господь. — Получается, что мы обязаны оценивать не только свои поступки, но и наших ближних? Мало того, эту оценку нужно как-то показать? — Так уж устроил Господь, что любой человек, будь то грешник или праведник, живет верою. Но для того, чтобы правильно веровать, нужны правильные знания, а не мнения прекраснодушной интуиции. Очень плохо, когда такая серьезная задача, как вера в Бога, складывается в легкомысленной атмосфере. Я думаю, что только легкомысленность может запутать человека так, что он перестает различать свой внутренний мир и мир, в котором происходят дела человеческие. Мир человеческих дел неисправим. Все явления в нем непрозрачны и динамичны. Любое дело имеет как минимум две стороны. Если мы попытаемся расставить в нашей жизни все точки над «е», то у нас ничего не получится.

http://pravmir.ru/oblichenie-blizhnego-n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010