Протоиерей Алексий Уминский: Настоящая любовь немыслима без свободы Что значит – свободны, как рабы Божии? 7 октября, 2017 Что значит – свободны, как рабы Божии? Человек и без законов знает, как ему правильно поступить – не по шпаргалке, а по любви. «Правмир» предлагает вам фрагмент из книги «Подросток в семье и Церкви. Преодоление зон недоверия» протоиерея Алексия Уминского, вышедшей недавно в издательстве «Никея» . Христиане часто называют себя рабами. «Причащается раб Божий такой-то», — слышим мы, подходя к причастию. «Помяни, Господи, рабов Твоих», — говорит священник на богослужении. О каком рабстве идет речь? И как это сочетается со словами апостола Павла: «Господь есть Дух. А где Дух Господень, там свобода»? (2 Кор. 3:17) Вообще Павел очень часто призывает христиан именно к свободе. Он говорит: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). И еще: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» (Рим. 8:15). А вот слова апостола Петра: «Такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2:15–17). Свободны, как рабы Божии, — что это значит? Можно ли быть свободным и одновременно рабом? На самом деле нельзя. Есть такое слово «оксюморон» — сочетание несочетаемого. Да, раб не может быть свободным, тем не менее в этом высказывании заложен определенный смысл. Человек часто обретает свободу через подчинение какой-то руководящей им идее и чувству. Скажем, люди, которые сильно любят друг друга, они свободны? Да. Они сильно зависят друг от друга? Они подчинены друг другу? Тоже да. Мы, конечно, не можем сказать, что они в рабстве друг у друга. Но это уже вопрос словоупотребления. Давайте разберемся, почему нам так не нравится слово «раб»?

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возсиял ecu, Христе, от Девы, разумное Солнце Правды, и звезда Тя показа, в вертепе вмещающася невместимаго. Волхвы наставил ecu на поклонение Твое, с ними же Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе! Из последования великой вечерни праздника Рождества Христова Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, честное пресвитерство, во Христе диаконство, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне – верные чада Русской Православной Церкви! В сей святой и всерадостный день с отеческой любовью поздравляю всех вас с великим и светлым праздником Рождества Христова! Снова святые рождественские дни обращают ко Господу наши умы и сердца, служат нашему духовному назиданию, обновляют в нас переживание единства с Богом и друг с другом в Церкви Христовой, созданной и возглавляемой Вочеловечившимся Сыном Божиим. Пребывая в молитвенном созерцании у Вифлеемских яслей, мы вновь и вновь испытываем себя: как отвечаем мы на любовь Господа, пославшего Сына Своего Единородного, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16)? Что делаем для того, чтобы невечерний свет Вифлеемской звезды сиял не только для нас, но и для наших ближних? С кем мы в эту святую ночь – с пастухами ли? С волхвами ли? Или весть о чуде Боговоплощения повергает нас в смущение и смятение? Простые люди -пастухи первыми почтили родившегося Богомладенца. Волхвы, доселе не знавшие Истинного Бога, принесли Ему драгоценные дары. Те же, кто мнили себя духовно зрячими, не смогли уразуметь дня посещения Господня. Если ваши сердца озаряет в эти святые дни простая, безыскусная радость вифлеемских пастухов, если ваши ум и знания ведут вас вслед за Рождественской звездой – радуюсь и благодарю за вас Всемилостивого Господа. Если же привязанность к земным радостям и боязнь их потерять побуждают вас гнать из своего сердца Христа, не верьте лукавым наветам извечного лжеца и человекоубийцы диавола. Ибо нет в мире такой радости, какую дает людям Родившийся сегодня, – как говорит Апостол, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2, 9).

http://pravoslavie.ru/15845.html

Патриарх Алексий поздравил читателей газеты «Известия» с праздниками Москва, 30 декабря 2005 г . «Дорогие читатели! Приближается Новый год и праздник Рождества Христова. В такие дни принято обращаться друг к другу с поздравлениями и благими пожеланиями. Следуя доброй традиции, пишу эти строки. Для всего христианского мира Рождество Христово – переломный момент развития. С рождением, а точнее – воплощением Сын Божий, став Сыном Человеческим, вступает в историю нашего мира. Вступает для того, чтобы восстановить единство человека с Богом, устранив воздвигнутую грехом преграду между Творцом и Его творением. Сын Божий воспринял нашу плоть, став во всем подобным нам, «кроме греха» (Евр. 4. 15). Бог во смирении сходит на землю ради человека. А что же человек? Мир, занятый своими житейскими заботами и суетой, оказался равнодушным к пришествию Спасителя. Настолько равнодушным, что, как повествует евангелист Лука, местом Его рождения стал загон для скота, а колыбелью – ясли, или, попросту, выстланная сеном кормушка, потому что Святому Семейству «не было места в гостинице» (Лк. 3. 7). И лишь немногим – тем, «кто может вместить» (Мф. 19. 12), была открыта «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3. 16). Как бы хотелось сказать, что спустя две тысячи лет после описанного в Евангелии события все изменилось! Но… Западный мир, еще совсем недавно называвший себя христианским, сегодня словно стыдится своего прошлого. Праздник Рождества превратился там в выгодное коммерческое предприятие, да и само его название вытесняется из обихода. Вновь Христос не находит для Себя места среди людей, и вновь Его приходу радуются лишь немногие, способные понять и принять содержащуюся в Рождестве великую тайну любви Божией, которая «открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4. 9). Но любовь Божия к нам требует ответа. В чем же он должен состоять? Конечно же, в ответной любви: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6. 5). Любовь же к Богу в этой жизни проявляется прежде всего в любви к людям: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4. 20). Любить же людей означает оказать им милость: голодного – напитать, жаждущего – напоить, страждущего – приютить. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, – говорит Спаситель, – то сделали и Мне» (Мф. 25. 40).

http://pravoslavie.ru/15786.html

Церковь Все рубрики Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/cerkov/doroga...

Проходящий в Москве Архиерейский собор утвердил «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Православные не первый раз обращаются к правозащитной тематике. Она затрагивалась и в «Основах социальной концепции» РПЦ, и в решениях Всемирного русского народного собора, в выступлениях архиереев, а также в речи Патриарха Алексия II в Совете Европы. Проходящий в Москве Архиерейский собор утвердил «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Православные не первый раз обращаются к правозащитной тематике. Она затрагивалась и в «Основах социальной концепции» РПЦ, и в решениях Всемирного русского народного собора, в выступлениях архиереев, а также в речи Патриарха Алексия II в Совете Европы. Комментируя документ, представитель Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил: «С одной стороны, в нем нет ничего принципиально нового по сравнению с тем, что было сказано. Он еще раз объясняет и дает христианскую оценку политико-правовой системы. С другой стороны, он отличается глубокой богословской формой».   Действительно, «Основы» в изобилии снабжены цитатами из Священного Писания и отцов Церкви, касающимися греха и свободы. Именно грех, по мнению Церкви, разрушает подлинную свободу. Соответственно законы должны быть направлены на защиту нравственности. А в качестве нарушителей прав человека могут выступать художники, писатели и журналисты, прочие деятели, оскорбляющие религиозные святыни и попирающие традиционную мораль.   В этом просматривается принципиальное расхождение между православным подходом к борьбе за соблюдение прав человека и либеральным. Либералы рассматривают в качестве нарушителя прав человека исключительно государство. Православные к власти относятся иначе. В «Основах» об этом сказано так: «В истории народов, окормляемых Русской православной церковью, сложилось плодотворное представление о необходимости соработничества властии общества». И хотя один из принципов правозащитной деятельности Церкви сформулирован как «охрана личности от произвола лиц, облеченных властью»,его не стали подкреплять ссылками на Библию. А там о произволе властей говорил и Екклезиаст: «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда». И пророк Исайя: «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».

http://pravmir.ru/cerkov-rastolkovala-ch...

Патриаршее поздравление и.о. наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандриту Мефодию по случаю престольного праздника обители 19 серпня 2008 р. 14:20 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил братию и паломников Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря с праздником Преображения Господня. Текст послания приводится ниже. Его Высокопреподобию архимандриту Мефодию, и.о. наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Дорогой отец Архимандрит Мефодий, братия и паломники Соловецкой обители! Сердечно поздравляю всех вас с праздником Преображения Господня — праздником Соловецкой обители. Праздник Преображения Господня напоминает, что каждому из нас надо обновлять, преображать свою жизнь благодатью Божией, горячей молитвой ко Господу, укреплением братства, взаимопонимания и христианской любви друг ко другу. Нося высокое звание православного христианина, мы должны быть последователями Господа нашего Иисуса Христа не только по имени, но и по жизни. Благочестивая жизнь святых, в том числе и тех, кто подвизался на Соловках, дает нам назидательные примеры того, как нужно проходить земное поприще, чтобы наследовать жизнь вечную. Пребывая в любви, терпении и смирении мы призваны к исполнению апостольской заповеди: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу… И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2). Помнить об этом следует всем нам, живущим в XXI столетии, в эпоху, когда исполняются предостережения апостола: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны… и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат… своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17). Ныне мой взор обращен к Соловкам. Молитва, для которой нет ни границ, ни расстояний, связывает нас крепкими узами любви во Христе. Разделяя с вами радость великого праздника Преображения, призываю Божие благословение на всех вас, собравшихся ныне на общую церковную молитву под сводами этого величественного храма. Да пребывает с вами милость и благодатная помощь Божия на всех путях жизни вашей. С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208209...

Патриаршее приветствие участникам конференции «Утверждение трезвости в современном обществе» 21 грудня 2006 р. 16:43 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие организаторам и участникам II научно-практической конференции «Утверждение трезвости в современном обществе». Организаторам и участникам II научно-практической конференции «Утверждение трезвости в современном обществе» Ваше Высокопреосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры! Искренне рад приветствовать всех Вас, собравшихся на II научно-практической конференции «Утверждение трезвости в современном обществе». Наркомания, алкоголизм, игромания являются проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, культ материального преуспевания, бездуховность и утрату подлинных идеалов. Не отрицая необходимости медицинской помощи, Церковь с пастырским состраданием относится к жертвам различных пагубных зависимостей и предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. При этом особое внимание уделяется профилактике и реабилитации, которые становятся наиболее эффективными при участии страждущих в евхаристической и общинной жизни церковных приходов. В то же время, очевидно, работа по утверждению трезвости в современном обществе должна проводиться системно. Для этого в нынешних условиях необходимо объединение усилий церковных институтов, государственных структур, средств массовой информации, бизнеса, общественных организаций. Сегодня каждый человек должен задуматься о своем будущем и о будущем своих детей, своей страны и цивилизации. Пророк Моисей, обращаясь к своему народу, сказал: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле» (Втор. 30:19-20). Сегодня эти слова пророка могут быть обращены к российскому обществу, стоящему лицом к лицу перед проблемой противодействия порокам современности. Желаю всем участникам конференции благословенных успехов в трудах и помощи Божией в достижении поставленных целей. +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204189...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на хиротонии епископа Уссурийского Сергия Москва 15 февраля 2007 г. Фото - Ю. Клиценко, Седмица.Ru Преосвященный епископ Сергий! Дивным промыслом Божиим, избранием Нашим и Священного Синода, призван ты на великое святительское служение. Приветствую тебя, вместе со всем сонмом архиереев Русской Православной Церкви, твоих рукоположителей, с высоким новым званием и молитвенно желаю: да укрепит силы твои, да утвердит немощный дух твой Утешитель Дух Святой в том ответственном апостольском делании, которое ты принял пред лицем всей Церкви. Пастырским твоим служением, по свидетельству о тебе Преосвященного архиепископа Владивостокского Вениамина, ты показал, что можешь пасти Божие стадо «охотно и богоугодно». Пребывая в послушании у правящего архипастыря Приморского края, помни, что вручаемая тебе паства - не твоя, а Божия, и ты призван не господствовать над ней, а показывать ей пример истинного благочестия, веры, молитвенного подвига и руководствоваться указаниями Владыки Вениамина. В эти мгновения церковного торжества, обращу мысль твою на чин наречения, который был преддверием твоего рукоположения во епископа и на само таинство хиротонии. Святая Церковь наполнила эти два неразрывных чина песнопениями и молитвами дня Святой Пятидесятницы. Мы как бы переносимся в Сионскую горницу, в которой в этот день собраны были святые апостолы. В бурном дыхании явились им «разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2,3-4). Так и ты, новый епископ, преемник апостолов исполнился сегодня «Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением» (Исх. 31,3). Ты призываешься принести себя всецело в жертву служения устроению Церкви Божией на земле. У апостолов не было личной жизни. Труды, раны, темницы, физическая боль, опасности изнурение, голод, жажда, стужа, душевные страдании забыты, забыты ими и все успехи жизни, ради святой цели. «Для меня жизнь - Христос, - говорит апостол, а смерть - приобретение» (Флп. 1, 21).

http://pravoslavie.ru/20900.html

Патриаршее приветствие участникам V Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России» 11 мая 2008 г. 11:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам V Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России». Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! От души приветствую организаторов и участников юбилейного V Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России», проходящего в древних и исконно русских городах Костроме и Галиче.  «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них» (Сир. 3:8), говорится в Священном Писании. Вопросы утверждения традиционных семейных ценностей, защиты материнства и детства являются на сегодняшний день одними из самых актуальных для жизни нашей страны. Для всякого человека, способного к осмыслению ситуации в области семейной жизни и демографии, очевиден кризис, поразивший наше общество и явившийся следствием утраты многовековых традиций духовного и нравственного воспитания, присущих всей многовековой культурно-исторической традиции России. В настоящее время для решения этих насущных проблем, для возрождения былого духовного и государственного величия нашего народа необходимо объединение усилий власти, общественных институтов и Русской Православной Церкви. Добрый пример такого соработничества, выражающий «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), дает проводимый в эти дни кинофестиваль «Семья России», ставший уже традиционным и занявший достойное место среди духовно-просветительских мероприятий, проводимых на Костромской земле. Искренне убежден, что ваш труд принесет добрый плод и явится значительным вкладом в возрождение духовно-нравственных ценностей в нашем обществе, основа которого — российская семья. Призываю Божие благословение на труды участников и устроителей кинофестиваля. «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (Ин. 1:3). +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/407565.htm...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января 2007 г. 15:30 Простре земля плещи своя, и приемлет приемлющаго Зиждителя, славу от ангел, от небес же звезду; от пастырей хваление, от волхвов же дары, и от всего мира познание. Тропарь 3-й песни канона на повечерии предпразднства Рождества Христова Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, боголюбивые пресвитеры и диаконы, честные иноки и инокини, подвигом добрым подвизающиеся (2 Тим. 4:7), и все в ограде церковной пребывающие православные христиане! «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Пет. 1:2). С сердечной радостью поздравляю всех вас с великим праздником — Рождеством по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! В эти святые дни мы вновь молитвенно переживаем величайшее событие человеческой истории. В великом смирении Своем Господь пожелал прийти на землю в образе человеческом, и родился Он не в богатом дворце, не в жилище сильных мира сего, но в убогом вертепе посреди пустыни. Первыми узнали о Рождестве Христовом не цари и вельможи, но простые пастухи, которые пасли стада неподалеку от Вифлеемской пещеры. Именно к ним, простецам, были обращены ангельские слова, возвестившие миру о начале новой, христианской эры: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). Дорогие мои! Вслушаемся в ангельское благовестие: «Я возвещаю вам великую радость!». Мы часто забываем об этой вечной, нетленной радости, ибо живем в мире, пораженном грехом и смертью, в котором мы страдаем от болезней и немощей, подчас переживаем разлуку и горе, сталкиваемся с насилием и жестокостью. Но вера наша научает нас даже посреди житейской скорби хранить в сердцах своих и возвещать всем людям ту радость, которая пришла к нам Свыше и о которой в Евангелии сказано, что никто ее не отнимет у нас (Ин. 16:22). Бог, пришедший к нам в образе младенца, желает, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, где Он почивает, а в душе вечно раздавалось ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Чудо и сила христианской веры в том, что эта «радость великая» даруется нам сегодня во всей своей полноте, так же, как и две тысячи лет тому назад. Мы не вспоминаем — мы празднуем Рождество Христово, потому что оно, совершившись однажды, вечно наполняет людей миром и радостью!

http://patriarchia.ru/db/text/170915.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010