У кого в Новомосковске приклонил я отягченную дремотою голову, о том я писал оттуда же к вам, Андрей Степанович, но не знаю, получили ли вы то письмо мое. 33 Оно могло показаться для кого-нибудь странным, и я на сей случай должен признаться перед вами, в каком состоянии духа писал его. Помните ли мое последнее Votum при последнем целовании? Лукавый разум скоро подвернулся ко мне, и представлял, якобы, слишком много сказано было, якобы сего излишества нельзя было и вам не ощутить, якобы, я приложил к Божию слову свое, и поступил беззаконно. Но с другой стороны, представлялись мысли противные сим, и таким образом происходила в духе моем, беспокоившая немощную совесть мою, борьба, и он не мог иначе выпутаться из сих сетей, в коих увяз, как поднявшись сколько-нибудь над областью разума, и притом кое-как, подобно голубю, который, освобождаясь от бедственного силка, забывает описывать в воздухе круги свои, как он то делает, когда рука охотника, питающая его пшеницею, выпускает его погулять по поднебесью, а летит без памяти, куда глаза глядят, опасаясь того, чтоб избавившись от одной беды не попасть в другую горшую, а именно, в когти ястребу. Знаю и исповедаю, что сия попытка быть буем для того, чтоб образумиться, была ребяческая. Но подобные явления возбуждают в наших друзьях, Ангелах добрых, не смех над нами, но сожаление Ангельское, и рвение к усердному вспомоществованию нам в сей нужде, посему и на мое бессильное усилие призрел Господь, и простер маловерию моему руку помощи. По приезде в Кострому, читая третью книжку Христианского чтения, первую в Костроме, нашел я на текст, бывший предметом сомнения, (см. Лк.12:37 ) следующее примечание: «Что Господь славы во время своего уничижения сделал ученикам своим, когда он, вставши с вечери, снял верхнюю одежду свою, взял полотенце, и препоясался... то же самое он сделает в другой раз тогда, когда возвратятся с брака к рабам своим... Что мы скажем при сем обетовании? Слова мрут на губах, при сем, у всех любящих Господа, мысли и разум их теряются, дух в изумлении возвышается к небу, тело повергается на землю, сердце исчезает в молитве, только тихие слезы его взывают: Господь мой и Бог мой!». Хотя со мной, по прочтении, не случилось ничего подобного сему, однако сомнения рассеялись, как туман, и ныне, со дерзновением, возобновляю и на всех вас, возлюбленные, распространяю в душе моей желание: «Да послужит вам некогда сам Господь наш, после того, как послужили вы мне, извергу человечества».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Как часто, внимая их песням разгульным, Один я меж всеми молчу, Как часто, внимая словам богохульным, Тихонько молиться хочу. Характерно, что через полвека Афанасий Фет вспомнил именно эти строки молодого Карелина, оставшиеся в его памяти на всю жизнь. Первый сборничек стихов Карелина «Весенние мечты» вышел в Москве в 1838 году, еще до университета, он дебютировал пятнадцатилетним поэтом. Вполне вероятно, что в это время он входил в юношеский кружок братьев Майковых, в рукописном журнале которых «Подснежник» есть несколько стихотворений за подписью И. Карелин. В 1842 году его стихи под легко угадываемым криптонимом «И-я К.» появляются в довольно известном московском альманахе «Подземные Ключи», издатели которого поставили перед собой задачу показать именно подземные, еще невидимые ключи поэзии 40-х годов. Рецензируя альманах в «Москвитянине» (1843, 1), все тот же Студитский особо выделял подборку Карелина, предрекая ему блестящее будущее, но Н. Некрасов в «Отечественных Записках» (1843, 2) увидел в них лишь предмет для пародии. Второй поэтический сборник Карелина «Летние ночи» вышел в Москве в 1852 году и остался почти незамеченным. В 1852–1853 годах на московских и петербургских сценах ставились и пользовались определенным успехом его комедии «Провинциальная гостиница» и «Дядюшка Федор Иванович Русаков». Другие сведения о его жизни и творчестве не выявлены. Оклеветанный Подражание псалму Пусть надо мной гремят проклятья! Так! пусть клянут меня они, Мои озлобленные братья, Лишь Ты, Господь, не прокляни! Я слаб; они меня сильнее, Они толпой ко мне идут, И, лютой злобой пламенея, Во прах главу мою сотрут. Как устоять мне с правотою? Моих губителей семья, Увы, связала клеветою, Как сетью адовой, меня! Перед вождями, пред народом Я опозорен, наречен Лукавцем, буем, сумасбродом; И за меня молчит Сион! Им не во что мое смиренье; Они – счастливцы, и для них Забава, смех – мое мученье! Их торжество – в слезах моих! Но Ты, о благостью обильный, Уста злодеев загради И волею своей всесильной

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

«Над мертвым плачися, исчезе бо свет: и над буим плачися, исчезе бо разум. Сладчае плачися над мертвым, яко почил есть: буяго же лучше смерть, неже живот зол. Сетование о мертвеце седмь дний: о буем же и нечестивем вся дни живота его» ( Сир. 22:9–12 ). Сколько поэтому представляется нам побуждений любить мудрость и заниматься изучением ее со всем расположением души, с полным участием сердца! Мудрость сама по себе есть благо ни с чем несравненное и все в себе содержащее. По одному этому мы должны ценить и уважать ее так, как ценил и уважал ее премудрый. «Предсудих ю, говорит он, паче скиптров и престолов, и богатство ничтоже вмених к сравнению тоя, ниже уподобих ея каменю драгоценному, яко все злато пред нею песок малый, и яко брение вменится пред нею сребро: паче здравия и красоты возлюбих ю и предизбрах ю вместо света имети, яко неугасаемо есть блистание ея. Приидоша же мне благая вся вкупе с нею и бесчислено богатство рукама ея: и возвеселихся о всех, яко ими обладает премудрость» ( Прем. 7:8–12 ). Затем любить мудрость должны мы по страху и опасению тех последствий, которым подвергаются оставляющие ее. Кто оставляет мудрость, тот оставляет самого Бога, отпадает от Его любви и навлекает на себя Его осуждение и гнев. Сколько вожделенно быть в любви Божией, столько же ужасно лишиться ее и отпасть от не! Потому-то говорит премудрость: «согрешающии же в мя нечествуют на своя души, и ненавидящии мя, любят смерть» ( Прит. 8:36 )! Определенны и ясны слова премудрости, и для тех, которые внутренно расположены пребывать в ней, они не требуют никаких изъяснений, или толкований. Что думают при этом нечествующие против этой мудрости? Они, по своему обыкновению, или представляются непонимающими ее смысла, или же в духе своего неверия не хотят признать за нею принадлежащего ей свойства – происхождения божественного, так, чтобы в словах ее видеть слова Господа; почему с дерзостию вопрошают: «где есть слово Господне; да приидет» ( Иер.17:15 )? Отрицая обетования и угрозы вечных судов Божиих, они небоязненно выступают против них, и хотят убедиться в их истинности не прежде, как с самым их исполнением; почему с отважностью говорят: «скоро да приближатся, яже сотворит, да видим, и да приидет совет Святаго Израилева, да разумеем» ( Ис. 5:19 )! Итак, вот чего недостает этим людям для убеждения их в верности слов Господа – самого совершения их на деле! Это значит, что они хотят сперва дождаться своей смерти и на опыте дознать свою гибель, чем угрожает им глагол Господень, а потом они согласны признать за истину то, что возвещает им этот глагол! Как верно, поэтому, сказано о них, что они нечествуют на свои души и любят свою смерть!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Таким образом, классический марксизм построен не только на разоблачениях лицемерия капитализма, но и на мессианской мечте о Золотом веке, перенесенном из прошлого в будущее, — на вере в грядущую мировую гармонию. Но путь к этой грядущей гармонии ведет через социальные революции и насилия. Насилие, говорит Энгельс, есть «повивальная бабка истории». Здесь налицо атеистическая, мессианская псевдорелигия, в которой Маркс развил идеи Фейербахаив которой заключается главная одушевляющая идея марксизма. Таково учение самого Маркса. Об учении его ближайшего единомышленника Энгельса говорить отдельно не буем. Ибо главное философское значение Энгельса заключается в систематизации мыслей Маркса и, особенно, в разработке системы  диалектического материализма, только намеченного Марксом. Эта система диалектического материализма послужила прообразом «диамата» в его советской редакции, о котором у нас будет речь далее. Не будем также говорить о путях развития марксизма от смерти Энгельса и до появления на философской сцене Ленина. Отметим лишь, что в последней четверти прошлого века немецкие марксисты Бернштейн и Каутский, каждый по-своему, произвели  ревизию прикладного марксизма в направлении замены революционного пути путем эволюционным, вплоть до рекомендаций отстаивания интересов рабочего класса легальным, в том числе парламентским, путем.   Отметим к тому же, что русскому марксисту Плеханову удалось литературно стройнее изложить общую теорию марксизма, чем Энгельсу, и применить ведущие идеи марксизма к полемике с инакомыслящими, главным образом, с русскими народниками (Михайловским и Лавровым). Ничего существенно нового к марксизму  Плеханов, собственно, не прибавил, но стройность изложения и выдержанная в академических тонах полемика против недругов и «извратителей» марксизма подкупали его многочисленных читателей. По словам самого Ленина, на трудах Плеханова воспиталось целое поколение русских марксистов, в том числе и сам Ленин в молодости (в то время как Плеханов постепенно «скатился в болото» ревизионизма).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

IV. Vita patrum – житие отцов или книга о жизни некоторых святых святителя Григория Турского Пролог святителя Григория Имел я намерение написать только о том, что промыслом Божиим совершалось на могилах святых мучеников и исповедников, но, поскольку узнал недавно нечто о людях, которых достоблаженное их пребывание здесь, внизу, вознесло на небеса и поскольку, думаю, что образ жизни их, известный по некоторым рассказам, будет поучителен для Церкви, я не желаю, раз предоставляется такая возможность, откладывать рассказ о них по той причине, что житие этих святых не только показывает их решимость, но и воспламеняет души узнавших о них желанием им подражать. Есть люди, которые спрашивают, буем ли мы говорить о жизни святых или об их жизнях. Агеллий 55 и некоторые другие философы хотели говорить о жизнях. Но автор Плиний 56 в третьей книге своего “Искусства грамматики” выражается так: “Древние говорили о жизнях всех нас, но филологи полагают, что слово “жизнь” не имеет множественного числа”. Поэтому определенно лучше говорить “Житие Отцов”, чем “Жития Отцов”, потому что, хотя они и отличаются между собой разными добродетелями и достоинствами, тем не менее, жизнь в этом мире у них одинаковая. В книге своей об исповедниках я, конечно, кратко написал о том, что совершили, находясь в своей телесной оболочке, некоторые, хотя совершенные по воле Божией великие деяния кажутся малыми при описании их. Сейчас, в этой книге, которую мы называем “Vita Patrum” – “Житие Отцов”, намереваемся, несмотря на неопытность свою и невежество, рассказать об этих деяниях подробнее, моля Господа о том, чтобы Он, часто отверзавший уста немых, дабы заговорили они, дал бы и нашим устам способность сказать читателям и слушателям нечто, достойное святых Отцов. И пусть то, что Он вдохновит нас написать о святых, воспримет Сам как похвалу в Его честь. Преп. Роман и Преп. Лупикин Юрские. 1. Преподобные Роман и Лупикин, отшельники Юрских гор 28 февраля/12 марта († 460) и 21 марта/3 апреля († 480) В тексте евангельском говорится, что таланты, полученные нами от щедрости Господней и употребленные в дело, если даст Бог , принесут большие таланты, и нет пользы оставлять их без дела, зарывая в землю. Разумно приобретенные новые таланты служат обретению вечной жизни, так что когда Господь спросит о данных Им талантах и увидит, что они умножились вдвое, то скажет: “Добре, рабе благий и верный! о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа твоего” (см.: Мф. 25, 21 ). И правда, лишь избранникам дано исполнить подобное с помощью Божией; лишь тем, кто с колыбели (как мы о многих из них читали) удостоился узнать Господа и, познай Его, следовал всегда заповедям Его и от самого таинства крещения отнюдь не запятнал нечестивыми поступками драгоценных белоснежных одежд души своей. Это те, кто верно “последуютъ Агнцу, аможе аще пойдетъ” (Ап. 14, 4), кто несравненное сияние Самого Агнца увенчал лилиями славы, которые не в силах заставить увянуть никакой жар и искушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Предлагаемые «Очерки из истории догмата о Церкви» и посвящены исследованию главнейших моментов работы древне-церковной богословской мысли над раскрытием и разъяснением церковного учения о Церкви. Эти главнейшие моменты и определяются наиболее видными противоцерковными движениями, в основе которых лежало извращенное понятие о Церкви и с которыми вели литературную борьбу древнецерковные богословы. Движения эти – иудео-христианство, гностицизм, монтанизм, новацианство и донатизм. Исследованию догматической борьбы церковных писателей с этими противоцерковными явлениями мы предпосылаем краткий очерк новозаветного учения о Церкви. Каждое из названных явлений в отдельности может служить предметом для целого ряда ученых исследований, а потому мы в своих очерках не можем гоняться за монографической полнотой: мы будем иметь в виду по преимуществу исследование тех догматических результатов по вопросу о Церкви, которые были следствием догматической полемики, возбужденной тем или другим из названных явлений. В своих очерках мы буем преследовать не церковно-исторические цели, но историко-догматические. Только при таком ограничении задачи и открывается возможность соединить все предлагаемые очерки в одном исследовании, потому что отмеченные нами виднейшие противо-церковные движения древности могут быть объединены лишь с историко-догматической точки зрения, с точки зрения раскрывавшегося в борьбе с ними христианского учения о Церкви. Исследование различных вопросов из истории догмата о Церкви автор позволяет себе считать насущной потребностью церковной жизни и долгом церковной богословской науки. Вопрос о Церкви – вопрос всегда интересный и важный. Из идеи Церкви следует всегда исходить при решении вопросов церковной жизни, а вопросы эти нередко по существу своему представляет повторение или видоизменение старого. Врата ада, ополчающиеся на Церковь между прочим восстанием ересей и заблуждений, и ныне создают множество противоцерковных явлений. Борьба с этими явлениями – задача наличных церковных деятелей, но борьба должна происходить на древнецерковной основе и в связи с сокровищницей богословского ведения Вселенской Церкви. Невольно замечаешь, как в наши дни возникают и обсуждаются вопросы, давно и вполне достаточно решенные еще древнецерковными писателями. Кому не известно, что вопрос о Церкви есть главнейший, принципиальный вопрос в современной полемике с разного рода сектантством? И конечно, в деле этой полемики всегда нужно иметь в виду те догматические результаты, к которым пришла еще древнецерковная богословская мысль. Поэтому-то исследование из истории догмата о Церкви и может удовлетворять современным потребностям церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Из путеводителя «Псковская область», издание 3, переработанное. Издательство «Вокруг света» 2004 г. На высоком берегу реки Псковы стоит храм Богоявления в Бродах - одна из самых крупных и красивых церквей старого Пскова. Дата постройки - 1496 год. До уничтожения Псковской республики оставалось каких-то пятнадцать лет, однако ни о каком московском влиянии в зодчество Пскова речи ещё не шло, и Богоявленский храм воплотил все лучшие черты традиционной псковской архитектуры. Вот что писал Ю. Спегальский, реставрировавший это архитектурное чудо: " Храм с приделами был скомпонован совершенно симметрично, но зодчий сумел так приставить к нему звонницу, что здание совсем не казалось симметричным. Выступающая на первый план звонница своей передней стеной, единой сверху донизу, и мощным основанием... сразу же поражала каждого подходившего к храму. Восточная же сторона храма была более расчленена " . Любопытный факт: гуру мировой архитектуры ХХ века, отец конструктивизма Ле Корбюзье специально приезжал в 1961 году в Псков, чтобы увидеть Богоявленский храм с Запсковья. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. В 1496 г. «соседи» Богоявленского конца псковского посада закончили создание своего нового кончанского храма. Он был поставлен на краю высокого крутого выступа надпойменного берега реки Псковы у взвоза, где основная транспортная артерия конца — Большая Запсковская улица, скрещивалась с одним из главнейших путей через город, шедшим от Новгородской дороги сквозь «полевые» Петровские ворота к Ильинским воротам запсковской стены. Там, вероятно, и до этого стояла общинная церковь конца с ее «буем». С этого места открывался вид на Пскову с островками на ней, на Средний и Окольный город, Гремячую гору и Верхние Решетки, на стены и верха церквей Довмонтова города. Зрительная связь с далекими окрестностями, широкий масштаб и яркая живописная красота окружающего пейзажа требовали постройки на этой возвышенности такого сооружения, которое производило бы сильное впечатление и на близком и на большом расстоянии и благодаря своей величине и эффектности объемного и цветового решения могло бы с достаточной силой «держать» столь важный в композиции города узел.

http://sobory.ru/article/?object=01934

Ну, и про кино батюшка Иоанн тоже говорил: «Фильмы-то, они ведь разные бывают. Можно сказать: “Распни, распни Его!” А можно и прославить Бога». В настоящее время Елена Пискарева ищет финансовую поддержу для своего нового фильма «Битва за жизнь». Просим вас подержать фильм любым посильным взносом: http://planeta.ru/campaigns/66740 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ксения 7 декабря 2020, 21:12 Не звучат слова об ответственности мужчин, отцов, как всегда нет призывов к ним. А ведь это дело мужчины – защищать женщин и детей, брать на себя ответственность. На столике в храме увидела буклет о вреде разводов. Две странички были посвящены тому, как плохо детям при разводах, ещё четыре странички тому, что должны делать женщины для сохранения семьи. А мужчины совсем ничего не должны? Матронушка говорила, что «главным должен быть мужчина, потому у нас и Господь – в мужском образе». Но если даже церковь проповедует ТАКОЕ распределение ролей, то нашей стране – конец. Душа любой страны это её женщины. А судьба страны – её мужчины. Какие мужчины, такая и судьба. Анна 16 сентября 2017, 23:32 Очень нужная тема. (Фильма я не видела, прочитала только статью) Я жутко против абортов. Но со многими тут комментами не согласна. Во-первых, с точки зрения сохранения жизни, не имеет смысла, девственница ты до брака или нет - приоритет жизни ТВОЕГО ребенка должен быть воспитан в женщине (девочке-девушке) безусловно, вне контекста православная - не православная - живёшь с мужем или случайно встретила мужика. Во-вторых, конечно, надо добиваться выделения государственных средств на картину. И именно таким образом бороться за правое дело, а ни в коем случае не поджиганием кинотеатров и машин, этот экстремизм только вредит репутации церкви. Наталья 24 августа 2017, 10:07 Да, конечно, врач будничным голосом каким-то даже злым, не, ну ладно сердитым спрашивает: " Аборт или рожать? " , А когда ты в ответ: " Рожать!2, то, знаете, как бы вздох облегчения и все уже сразу другое отношение, не то, чтобы тебя сразу залюбили, а как-то озабоченно деловито рассказываю, что и как делать буем (заметьте -в о множественном числе - мы (т.е ты и врач). Просто никто не хочет подписывать смертный приговор, вот отсюда и будничный голос.

http://pravoslavie.ru/105702.html

Так, на вопрос: скажи мне, отец мой, должно ли снисходить телу, когда оно требует пищи, приличной немощи, также, можно ли принимать ее ранее обыкновенного, или должно наблюдать обыкновенное время и презирать все сие, хотя бы и трудно было переносить, св. Иоанн отвечал: «Человек должен только наблюдать, чтобы не употребить, или не сделать либо по страсти, а что он делает по немощи, или по нужде, то не вменяется ему ни в грех , ни в расслабление. В состоянии здоровья искать телу покоя побуждает похотение, а когда буем сдерживать тело по нужде, то оно будет помогать нам при исполнении наших потребностей. Если мы заботимся и о животных, которые служат нашим потребностям, тем более (должны заботиться) о теле, об орудии души. Когда орудие притупится, сие затрудняет художника хотя бы он был и быстроумен и сведущ. Апостол, обращая внимание на болезнь и слабость желудка св. Тимофея, повелел ему употреблять вино ( 1Тим. 5:23 ), хотя и заповедал ему злопострадати, исполняя дело благовестника ( 2Тим. 4:5 ). Итак, человек должен держаться рассуждения, и он не скоро поползнется (отв. 515)». И св. Варсануфий говорит: «Кто ест не для услаждения себя, а по немощи телесной, Бог не осуждает его. Снеди возбраняются нам для того, чтобы (предохранить нас) от пресыщения и возбуждений телесных, а где – немощь, там упраздняются их действия, потому что где немощь, там и призывание Бога. Я рассуждаю так: давать телу, по мере потребности его, действительно нужно и благодарение в немощи избавляет человека от осуждения, ибо Бог не требует от человека того, что выше силы его (отв. 507). Принимать пищу можно и дважды (в день): вкушай ее благочинно и со страхом Божиим, и без сомнения не будешь осужден. Сие значит, что ничего не должно вкушать по похотению, но когда имеешь, чего требует естество, и притом так, чтобы после пищи и пития чувствовать позыв на пищу». Но мы не только должны соблюдать свою меру в пище, говорит св. авва Дорофей , но удерживаться и от всякого другого греха 56 . Преподобный Марк подвижник пишет 57 :

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 Камени нечистому уподобися ленивый, и всяк позвиждет о безчестии его: 2 Воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку. 2 калу воловию приложися ленивый, всяк вземляй его отрясет руку. 3 Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение. 3 Студ отцу ненаказан сын, дщи же на умаление будет. 4 Разумная дочь приобретет себе мужа, а бесстыдная - печаль родившему. 4 Дщерь мудрая наследит мужа своего, а несрамляющаяся печаль отцу. 5 Наглая позорит отца и мужа, и у обоих будет в презрении. 5 Отца и мужа посрамляет продерзая, и от обою безчестие приимет. 6 Не вовремя рассказ - то же, что музыка во время печали; наказание же и учение мудрости прилично всякому времени. 6 Яко мусикиа во плачи безвременная повесть: раны же и наказание во всяко время премудрости. 7 Поучающий глупого - то же, что склеивающий черепки или пробуждающий спящего от глубокого сна. 7 Яко слепляяй чрепие, тако учай буяго и возбуждаяй спящаго от глубокаго сна: 8 Рассказывающий что-либо глупому - то же, что рассказывающий дремлющему, который по окончании спрашивает: " что? " 8 поведает дремлющему поведаяй буему, и на концы речет: что есть? 9 Плачь над умершим, ибо свет исчез для него; плачь и над глупым, ибо разум исчез для него. 9 Над мертвым плачися, изчезе бо свет: и над буим плачися, изчезе бо разум. 10 Меньше плачь над умершим, потому что он успокоился, а злая жизнь глупого - хуже смерти. 10 Сладчае плачися над мертвым, яко почил есть: буяго же лучше смерть, неже живот зол. 11 Плачь об умершем - семь дней, а о глупом и нечестивом - все дни жизни его. 11 Сетование о мертвеце седмь дний, о буем же и нечестивем вся дни живота его. 12 С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи; 12 Со безумным не множи словес и ко неразумиву не ходи: 13 берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним;

http://drevo-info.ru/articles/9704.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010