Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в., г. Галич (ныне Костромской обл.) - 4.02. 1532, Новоезерский Воскресенский мон-рь), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых), основатель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря на Красном о-ве (ныне Огненный) Нового оз. (близ Белозерска Вологодской обл.). Житие К. Житие К. было написано, вероятнее всего, игуменом Новоезерского мон-ря Пименом между нояб. 1581 г. (дата последнего записанного чуда) и июлем 1582 г. (в грамоте от 5 авг. 1582 в качестве настоятеля обители назван строитель Герасим). Созданная Пименом редакция (др. произведения этого автора неизвестны) получила название Первоначальной и сохранилась в одном списке - РНБ. F.I.894. Литературными источниками Жития послужили 6 русских житий: преподобных Александра Свирского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Саввы Вишерского, а также блж. Исидора Твердислова. Житие прп. Александра Свирского стало композиционной моделью для Жития К. Первоначальная редакция Жития К. содержит много фактической информации. В данной редакции зафиксированы основные сведения о святом, описание его 10 прижизненных чудес, преставления и 19 посмертных чудес; текст не имеет вступления и похвалы святому. Данная разновидность Жития К. не получила широкого распространения в отличие от последующей, Основной, редакции, известной более чем в 100 списках. Основная редакция была создана в 1623-1625 гг. Житие К. подверглось стилистической правке, были добавлены 20-е чудо и предисловие (на основе предисловия к Житию прп. Евфимия Великого). Основная редакция стала источником всех последующих переработок Жития К., вошла в крупные минейные своды (Тулуповский, Милютинский, Сийский, братьев Денисовых ), к ней дописывались чудеса святого. До кон. XVIII в. этот текст по крайней мере 3 раза редактировался, приспосабливался к новым языковым и стилистическим нормам, отражал изменения в почитании святого. Выделяют 4 варианта Основной редакции, созданные в Новоезерском мон-ре: ранний (1623-1625), поздний (2-я пол. 40-х гг. XVII в.), текст со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1652-1659), текст Лицевого сборника (РГБ. Муз. 4660, нач. XVIII в.). Слово на обретение мощей в посвященном К. агиографическом цикле выполняет роль Похвального слова; это предназначение памятника было усилено при его редактировании (в нач. XVIII в. была создана 2-я редакция Слова).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР И ГЕННАДИЙ Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1895 г. Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1895 г. Никифор († 9.02 после 1557) и Геннадий († 8.01.1516 или ок. 1520?), преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца. Источниками скудных сведений о Н. и Г. являются «Сказание о преподобном отце нашем Никифоре, игумене и основателе монастыря святаго Преображения Господня, иже есть Задня пустыня» (опубл.: Докучаев-Басков. 1887, 1889) и церковная служба Г. (РНБ. СПбДА. А I/315, XX в.); оба текста не старше XVIII в. Согласно службе, Г. в юном возрасте оставил своих родителей, раздал имущество нищим, принял постриг в некой киновии и после этого ушел в пустыню, в «места непроходные», где «в пещере пребывал» и «безмолствовати изволил». Еще при жизни Г. на Важеозере поселились иноки, его «ученики», но мон-рь, согласно пророчеству святого, возник только после его преставления: «По моем отшествии ко Господу на сем месте хощет Бог воздвигнути церкви во славу пресвятому имени Своему и киновию соградити на спасение многим» (канон 2, песнь 7, тропарь 2). «Честныя мощи» Г. подавали «неоскудное исцеление» недужным - инокам и мирянам. По церковной традиции Г. являлся учеником прп. Александра Свирского, общепринятые даты преставления святого источниками ранее XIX в. не подтверждаются. Н., как утверждается в «Сказании…», род. в крестьянской семье в Важинском погосте близ Олонца. Уже будучи монахом (место пострижения Н. автору «Сказания...» неизв.), он пришел в обитель прп. Александра Свирского и стал его учеником. Через некоторое время Н. захотел отправиться на богомолье в Киево-Печерский монастырь, но прп.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРОДИОН (Кочнев; † после 1545), игум. Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря , агиограф. И. был пострижен в монашество прп. Александром Свирским († 1533) в Свирском мон-ре, затем рукоположен во иерея. И. являлся одним из ближайших учеников преподобного, свидетелем последних лет его жизни. Когда прп. Александр задумал возвести в обители каменную ц. во имя Св. Троицы, то он послал старца И. и еще 2 учеников в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу (1505-1533) с просьбой направить в обитель строительную артель. Перед кончиной прп. Александр передал Новгородскому архиеп. св. Макарию прощальную грамоту, в которой писал о своих возможных преемниках: «А есть, государь, у Живоначалные Троици во обители, в нашей пустынке, 4 священники, и аз приказываю, государь, Богу да тебе: которого, государь, ты благословишь в тех 4 священникех, то им игумен» (АИ. Т. 1. С. 195). В Житии святого названы имена этих старцев: Исаия, Никодим, Леонтий и И. (Житие. 2002. С. 64). И. стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря между 1533 и 1545 гг. (сведения об игуменстве И. в обители ограничиваются известием в Житии преподобного). По-видимому, И. не был непосредственным преемником прп. Александра, до него игуменами мон-ря были Исаия и Никодим ( Строев. Списки иерархов. Стб. 992). Возможно, И. участвовал в Московском Соборе 1547 г., на к-ром было постановлено «праздновати новым чудотворцом в Руской земли», в т. ч. 30 авг.- «новому чудотворцу Новгородскому преподобному игумену Александру Сверскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203). В 1545 г. по повелению митр. св. Макария и Новгородского архиеп. Феодосия И., бывший тогда игуменом Свирского монастыря, написал Житие прп. Александра. При составлении Жития И. использовал то, что слышал от основателя обители - «от честных и святолепных уст блаженнаго», а также свидетельства близких учеников преподобного, «от исперва добре жительствовавших» с прп. Александром (Житие. 2002. С. 2). В начале и в заключительной части Жития И. сообщает о себе скупые биографические сведения.

http://pravenc.ru/text/674105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА († после 1592, близ Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст.), прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст. (близ совр. пос. Ладва, Карелия). Сведений об И. и о ранней истории основанной им обители сохранилось не много. В синодике, хранившемся в Ивинской ц., к которой в XIX в. были приписаны храмы упраздненной Яшезерской пуст., сообщается, что И. был родом «из Шокши, недальнего от пустыни селения» (цит. по: Барсов. 1870. С. 95). Принято считать, что И. был вепс. О жизни святого и об истории мон-ря можно также узнать из хозяйственных документов XVI-XVII вв. и преданий, записанных в XIX в. По преданию, И. был учеником прп. Александра Свирского или пострижеником Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря , однако этот факт не подтверждается источниками. Святой создал мон-рь в безлюдном месте, между озерами Яшезеро (Яшозеро) и Сенное. Наиболее ранним свидетельством о Яшезерском мон-ре следует признать надпись на деревянном кресте, датируемую 18 янв. 1579 г., об освящении монастырской ц. Благовещения Пресв. Богородицы (крест хранился в храме в XIX в.). В надписи сообщалось, что это событие произошло «при боголюбивейшем приосвященнейшем отце нашем при архиепископе Александре Великаго Новаграда и Пскова и при строители при священноиноки Ионы, а святил церковь игумен Иаков» ( Елпидинский. 1900. С. 411). Александр был хиротонисан во архиепископа Новгородского 12 сент. 1576 г., в 1589 г. возведен в сан митрополита († 26 июня 1591). Храм освятил преподобный Иаков , настоятель Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , в 1578/79 г. перешедший в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , где впосл. стал настоятелем. Т. о., освящение Благовещенской ц. в Яшезерской пуст. можно датировать кон. 1576 - нач. 1578 г.; к тому времени И. был иеромонахом (встречающиеся в справочной лит-ре указания на основание пустыни в XV в. ошибочны).

http://pravenc.ru/text/578262.html

Москва. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Престолы храма: центральный - во имя св. апп. Петра и Павла; южный - в честь прп. Сергия Радонежского; северный - в честь святой вмц. Варвары. Приставной Престол – в честь иконы Божией Матери «Знамение». Первые исторические сведения и документы с описанием церкви датируются началом XVII в., когда Ясенево по-прежнему оставалось дворцовым селом. Ныне существующий храм был построен в стиле елизаветинского барокко и освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в 1751-53 гг. В результате реконструкции 1860-х гг. храм Петра и Павла приобрёл облик, сохраняющийся до нашего времени. Архитектура храма была приведена к типу трёхчастной осевой симметричной композиции " храм-притвор-колокольня " , наиболее распространённому среди храмов, возводившихся в вотчинных владениях России эпохи классицизма. После смерти С.И. Гагарина имение перешло к его дочери М.С. Бутурлиной (троюродной сестре А.С. Пушкина). Сыновья, наследовавшие в 1902г., владели Ясеневым вплоть до революции 1917 г. В 1924 г. главный дом имения выгорел, от него сохранилась только лестница в стиле барокко. В 1930-е гг. закрыли и храм, который использовался под совхозный склад. Роспись храма, относящаяся к первой половине XIX в., не сохранилась. В 1973-1976 гг. церковь была внешне отреставрирована, воздвигнуты кресты на храме и колокольне. Была восстановлена водонапорная башня с флюгером, почти заново воссоздан усадебный дом. Вся территория храма, огороженная забором, принадлежала авторемонтной базе и ее складам. В 1989 г. храм свв. апп. Петра и Павла в Ясенево с домом причта возвращен Православной Церкви и передан приходу. Первым настоятелем храма был протоиерей Александр Торопов. С февраля 1997 г. храм стал Московским подворьем Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни.  В храме находятся частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмц. Варвары, св. вмц. Татианы, св. вмц. Екатерины, св. прав. Лазаря Четверодневного, прп. Евфимия Великого, свт. Григория Богослова, бессер. Косьмы и Дамиана, первомуч. Стефана, ап. Луки, св. вмч. и целителя Пантелеимона, свт. Иоасафа Белгородского, мч. Трифона, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, св. равноап. Марии Магдалины, прп. Александра Свирского, свт. Филарета Московского, свт. Иллариона (Троицкого), прп. Амвросия Оптинского, прп. Оптинских Старцев: Льва, Макария, Моисея, Антония, Илариона, Анатолия " Старшего " , Исаакия I, Иосифа, Варсонофия, Анатолия " Младшего " , Нектария.

http://sobory.ru/article/?object=02931

Преподобный Александр Свирский (+ 1533) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 30 авг. в день преставления и 17 атр. в день обретения мощей Прп. Александр родился 15 мая 1448 г. в Новгородской земле, в деревне Мандера, расположенной на реке Ояти, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его, Стефан и Васса, были небогатые благочестивые крестьяне, и детей своих они воспитали в христианском духе. Но грамота с трудом давалась Амосу, и лишь после долгой и усердной молитвы стал он успешно учиться и изучил Священное Писание. Этот случай заставил впечатлительного отрока начать подвижническую жизнь. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Он рано узнал о Валаамском монастыре и постоянно думал о нем и наконец, по воле Божией, встретил нескольких валаамских иноков недалеко от своей деревни. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе его и о трех родах жизни монашествующих: общежительной, скитской, тоесть жительстве вкупе двух или трех единодушных братий, и о уединенной пустыннической, и он оставил мир. Перейдя реку Свирь на берегу Ропшинского озера, преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что он на сем месте создаст обитель. И свет великий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с наречением ему имени Александр в 1474 г. Ему было 26 лет. Ревностно начал новоначальный инок подвизаться в трудах, послушании и смиренномудрии. Но местные жители, карелы, выдали отцу место его пребывания. Раздраженный отец пришел на Валаам. Только повинуясь воле игумена, согласился Александр видеть его. Однако же он не только успокоил отца, но и убедил его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся в Островском Введенском монастыре с именем Сергий, а Васса — в местном женском, с именем Варвара. Могилы их местно чтутся. Александр же продолжал подвизаться, изумляя суровостью своего жития самых строгих валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом перешел на безмолвие, на остров, именуемый ныне Святым, и провел там 13 лет. Там доселе сохраняются следы его труженической жизни: его узкая сырая пещера, в которой можно поместиться только одному человеку; расположена она в расселине скалы на половине обрывистой горы, туда проведена отвесная лестница. Сохранена и ископанная им для себя могила, впоследствии осененная гранитным крестом.

http://sedmitza.ru/lib/text/437603/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Климентов Иван Иванович; 1464, Вел. Новгород - 6.06.1534, Клименецкий (Климецкий) Свято-Троицкий мон-рь), прп. (пам. 6 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых), основатель Клименецкого во имя Святой Троицы монастыря . Основным источником сведений об И. служит краткое Житие, созданное на основе монастырского предания не позднее 1766 г. (этим временем датируется список, использованный Е. В. Барсовым ( Барсов. 1869. С. 41)). Житие И. известно в единичных списках XIX в.: РНБ. Собр. П. Н. Тиханова. Оп. 3. 445 (опубл.: Пигин. 2010. С. 214-218), в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии ( Беловолова (Украинская). 1993. С. 399). В 1840 г. Олонецкий и Петрозаводский архиеп. Игнатий (Семёнов) написал «Краткое сказание о монастыре преподобнаго отца Ионы Климецкаго», в к-ром использовал «краткое рукописное Житие» И., грамоты и «другие памятники, в монастыре отыскавшиеся». Еще один список Жития И. (ГИМ. Барс. 861, 50-е гг. XIX в.) представляет собой извлечение из «Краткого сказания…» архиеп. Игнатия (утверждение И. У. Будовница, что именно этот список лег в основу работы Барсова об истории Клименецкого мон-ря ( Будовниц. 1966. С. 331-332), не соответствует действительности). Преподобные Корнилий Комельский, Иона Клименецкий и Александр Свирский. Роспись галереи рус. святых в Почаевской лавре. Кон. — гг. XIX в. (поновление — гг. ХХ в., ок. 2010) Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Преподобные Корнилий Комельский, Иона Клименецкий и Александр Свирский. Роспись галереи рус. святых в Почаевской лавре. Кон. — гг. XIX в. (поновление — гг. ХХ в., ок. 2010) Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий Согласно Житию, святой род. в семье новгородского посадника Ивана Климентова (посадник с таким именем в Новгороде неизвестен) и его супруги Феодоры. Достигнув зрелого возраста, И. занялся торговлей. Возвращаясь по Онежскому оз. из сел. Повенцы в Вел. Новгород на нагруженной солью ладье, Иван едва не погиб во время бури.

http://pravenc.ru/text/578264.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации св. мощей в 1918 - кон. 20-х гг. XX в., являвшаяся частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации РПЦ, по формированию в народе путем «разоблачений» недоверия к священнослужителям, по искоренению почитания св. мощей, к-рые рассматривались большевиками как «орудие для затемнения сознания трудящихся», а также как средство извлечения доходов храмами и мон-рями. Шла в русле реализации декрета от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , для проведения к-рого в жизнь был создан Ликвидационный V (позже VIII) отдел Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР во главе с П. А. Красиковым . Заняла центральное место в программе мер общегос. уровня, направленной на выполнение установки VIII съезда РКП(б) (1919) о «полном отмирании религиозных предрассудков» и Церкви. Толчком для кампании по В. м. стало известие о разгроме красноармейцами осенью 1918 г. Александрова Свирского в честь Св. Троицы муж. мон-ря (Олонецкая губ.), хранившиеся в нем мощи прп. Александра Свирского объявили «восковой куклой». Вскрытие сопровождалось глумлением над мощами, изъятием серебряной раки. 16 февр. 1919 г. Коллегия НКЮ приняла первое постановление об организованном В. м.; в нем указывалось, что следует предоставить инициативу местам («вскрытие мощей на местах нужно приветствовать... Разрешение от центра на вскрытие не требуется»). В. м. объяснялось советской властью «требованиями трудящихся, красноармейцев...». Для В. м. создавалась комиссия в составе представителей исполкома, райкома партии, ЧК, врача, духовенства и др. При скоплении публики вскрывалась рака, с мощей снимались облачения. В оскорбляющем верующих виде мощи выставлялись в храме в целях «раскрытия обмана». В публиковавшихся в центральных и местных газетах протоколах вскрытия внимание акцентировалось на таких, по представлению членов комиссий, отталкивающих верующих деталях, как «почерневшие кости», «отсутствие останков», «пыль», «труха». Нередко на вскрытие приглашался фотограф. Но часто даже такой «порядок» В. м. грубейшим образом нарушался.

http://pravenc.ru/text/155572.html

(XVI в.), прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), Оредежский, основатель Успенского мон-ря на р. Оредеж . Биографические сведения о М. крайне скудны, Житие святого отсутствует. Согласно записям в месяцесловах, «преподобный отец наш Макарий начальник Успенскаго монастыря иже за Ладогским езером на реце Оредеже, ученик Александра Свирскаго [† 1533], новый чудотворец...» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 66). В ряде исследований Макариева Успенская Оредежская пуст. локализована в Олонецком у. (ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 370; Ратшин. Монастыри. С. 422; Барсов. 1867. С. 19; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Голубинский. Канонизация святых. С. 334), в справочнике В. В. Зверинского - в Новгородском у. на р. Лезна ( Зверинский. Т. 2. С. 202). Составитель Олонецкого патерика архим. Никодим (Кононов), как и Зверинский, отождествлял М. с прп. Макарием Римлянином ( Никодим. 1903. С. 73-77). Совр. фин. исследовательница И. Карвонен предположила, что М. не являлся реальной исторической фигурой, его «прототипом» был основатель Ильинского мон-ря на р. Свирь с тем же именем, а традиция почитания М. оформилась только в XIX в. ( Karvonen. 2013. P. 100-101). Предположение Карвонен основано на сведениях жалованной грамоты Новгородского архиеп. Пимена, выданной в 1556 г. игум. Макарию с братией Ильинского Свирского мон-ря (в последующее время Ильинская обитель была приписана к Александрову Свирскому мон-рю и упразднена в ходе реформы 1764 г. (Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 185-187; Кожевникова. 2009. С. 64, 295)). Однако память М. встречается в святцах XVIII в.: РНБ. Мих. Q. 348 («Перечень новгородских святых»). Л. 15; Q. 511 (То же). Л. 170; Q. 532 (То же). Л. 192; Собр. Рус. Археол. об-ва. 31 («Книга глаголемая...»). Л. 21-21 об.; Q. I. 603 (То же). Л. 23; Q. I. 382 («Повесть о российских святых угодниках»). Л. 16 об.; Тит. 3117 (Иконописный подлинник). Л. 185-185 об. (под 9 авг.); Тит. 4765 (То же). Л. 240 (под 9 авг.); Тихан. 413 (То же). Л. 183 об. (под 9 авг.) - ЭК ИРЛИ (ПД). 30 авг.- в день памяти прп. Александра Свирского М. упомянут в перечне учеников преподобного в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231/V (М. П. Погодин). Карт. 2. Ед. хр. 14 - совр. шифр установлен Е. В. Романенко).

http://pravenc.ru/text/2561302.html

Церковь арх. Михаила. 1180–1194 гг. памятник смоленского церковного зодчества XII в. Построена в период правления кн. Давида Ростиславича (1180-1197) в его загородной резиденции на зап. окраине Смоленска, на левом берегу Днепра близ впадения Смядыни (совр. адрес: Парковая ул., д. 2а). В Ипатьевской летописи под 1197 г. в похвальном слове усопшему князю говорится, что он «по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златомь и серебромь и жемчугомь и камениемь драгим украшены, и всею благодатью исполнены» (ПСРЛ. Т. 2. С. 703-704). Сведения о том, что к моменту смерти кн. Давида храм был не только возведен, но и роскошно украшен, позволили исследователям уточнить датировку строительства 1180-1194 гг. ( Воронин, Рапопорт. 1979. С. 372). С кон. XV в. при церкви существовал мон-рь ( Трофимовский. 1864. С. 214), в документах 1609 г., освещающих период осады Смоленска польским кор. Сигизмундом III, он упоминается среди обителей, где остановились вражеские войска (АИ. 1841. Т. 2. С. 318. 266). На гравюре В. Гондиуса 1634-1636 гг. церковь изображена без главы, ее барабан покрыт растительностью. В документах кон. XVIII в. упоминается устроенный в диаконнике придел во имя прп. Алексия, человека Божия, святого покровителя царя Алексея Михайловича, т. о., вероятно, церковь была возобновлена и перестроена в период его правления, после взятия рус. войсками Смоленска в 1564 г., однако мон-рь при этом возобновлен не был. Известно, что в кон. XIX в. существовал антиминс, выданный в нояб. 1713 г. Смоленским митр. Сильвестром для освящения ц. в честь чуда архистратига Михаила; освящение состоялось после завершения масштабных ремонтных работ. В 1733 г. на месте жертвенника был устроен придел во имя прп. Александра Свирского, благодаря чему сама церковь получила название Свирской. В 1833 г. к церкви с запада был пристроен придел во имя князей Бориса и Глеба. Во время Отечественной войны 1812 г. близ церкви располагалась франц. батарея, здание пострадало от артиллерийского огня и было разграблено. После восстановления церкви Александро-Свирский придел был переосвящен во имя блгв. кн. Александра Невского - святого покровителя имп. Александра I. В 30-х гг. XX в. богослужения были прекращены. В 1990 г. церковь была передана Смоленской епархии, освящена в 1994 г.

http://pravenc.ru/text/2563802.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010